Билеты
Стоимость входа в Московский Манеж зависит от проводимых выставок или мероприятий, поэтому фиксированной не является. С перечнем категорий посетителей, имеющих право на льготы и свободный вход, можно ознакомиться на официальном сайте комплекса.
Бесплатное посещение выставок в Центральном Манеже возможно в третье воскресенье каждого месяца.
В рамках осмотра временных экспозиций можно воспользоваться услугами опытных экскурсоводов. Для участия необходима предварительная запись по телефону +7(499) 394-01-55. Группы по 5–20 человек. Стоимость от 50 рублей за одного человека.
Выставки в ЦВЗ Манеж
Выставочный зал в Москве Новый Манеж
Изрядно подустав от правильного, чинного, но что скрывать, порой безумно скучного хождения по музейным залам, кто-то из европейцев придумал неформальный ход: хоть раз в году перевернуть все с ног на голову и посещать музеи ночью. Причем совершенно бесплатно. Так родилась акция «Ночь музеев». Теперь она знаменита настолько, что охватила уже 42 страны, Берлин и Париж оспаривают друг у друга место рождения идеи, а чинные, респектабельные, самые-самые академические музеи считают ее одним из главных событий года. К музейным дверям в эту ночь выстраиваются длинные очереди: нестандартная идея нашла горячий отклик у публики.
И в нашей стране «Ночь музеев» внезапно прижилась, что радует, ведь ни для кого не секрет: по части проведения интересных художественных мероприятий Россия пока что находится на европейской периферии. Тем отраднее замечать перемены к лучшему. В ночь на 16 мая ночная музейная акция состоялась в Москве уже в четвертый раз. В ней приняли участие 60 музеев, 35 выставочных залов, 42 галереи, 6 арт-центров и около 600 тыс. посетителей. Программы приятно удивляли своим разнообразием, и при желании можно было найти мероприятие на любой вкус.
Мы решили посетить в Новый Манеж, что на углу Б. Дмитровки и Георгиевского переулка. История этого выставочного зала как нельзя лучше соответствует постиндустриальной моде на проведение арт-мероприятий в помещениях бывших гаражей, складов и заводов. Первая московская электростанция (1888) — приземистое здание с красными теремками по бокам в неорусском стиле построено талантливым, но рано скончавшимся архитектором В.Д. Шером, двоюродным братом Ф.М. Достоевского. Почти всю советскую эпоху оно провело в забвении, потом едва не досталось И. Глазунову и наконец было отдано под всевозможные, подчас неравнозначные по художественной ценности выставки. Так бывшая электростанция стала одним из популярных московских музейных залов. В него мы и отправились к 21.00.
Правильно организованная «Ночь музеев» хороша тем, что позволяет ознакомиться с любой художественной экспозицией в неформальной обстановке. Организаторы акции в Новом Манеже это условие выполнили сполна. А чтобы посетители чувствовали себя еще свободней, Новый Манеж пригласил гостей — артистов и музыкантов. Но поскольку это ночь, ломающая каноны и разрушающая стереотипы, их выступление меньше всего напоминало классический концерт. Наоборот, в залах можно было стоять, присесть прямо на пол или потанцевать среди развешанных тут и там полотен. Порадовал хороший и качественный подбор гостей, в основном молодых, смотрящихся свежо, певших и игравших с большим воодушевлением. Запомнился обаятельный солист Театра Московской оперетты Олег Корж, играющий на высоком профессиональном уровне духовой квинтет «FV-Brass», джазовая программа инструментального квартета «Emotion-orchestra», а также блестящее выступление молодого московского коллектива D.E.U.S.- КВАРТЕТ, ставшее кульминацией музыкальной ночи.
На этом выступлении хочу остановиться подробнее. У Д. Зуева, Е. Лужецкого, Ю. Баркова и C. Науменко, участников D.E.U.S.- КВАРТЕТа, есть два основных качества: яркий талант и умение устанавливать контакт с любой аудиторией. А кроме того они молоды, задорны, не признают стереотипов и готовы завести публику так, что даже чопорная московская аудитория вдруг раскрепощается и начинает танцевать посреди музейного зала. Они влюблены в творчество и работают с потрясающей отдачей, причем, когда наблюдаешь за ними со стороны, замечаешь, им все равно: участвовать в престижной всеевропейской акции или выступать на самодеятельном фестивале. Для них не существует ранга мероприятий, они везде остаются собой и выкладываются сполна. Выходят на сцену, берут микрофоны, заговорщицки подмигивают залу и… начинается феерическое музейное безобразие.
Артистизм и обаяние квартета, исполняющего полюбившиеся поклонникам хиты, моментально конвертируется в дополнительные ряды стульев, выстраивающиеся в зале: это подходят все новые и новые любители добротных эстрадных номеров. Но зал большой, места хватает всем: и танцующим парочкам, и сидящим зрителям, и бегающим между рядами фотографам. Жаль, что выступление коротко. В этом году Новый Манеж не решился работать до утра, и в районе полуночи акция завершается. Но это не мешает публике продолжать гуляния — молодежь перемещается в Георгиевский переулок, усаживаясь прямо на асфальт. «Ночь музеев» становится просто теплой майской ночью, в которой парнишка, только что вышедший из Нового Манежа, играет на флейте.
Выставки
Начиная с 1957 года, в здании было проведено огромное количество выставок. Некоторые из них произвели настоящий фурор. Скандально известная выставка авангардистов подверглась суровой критике со стороны Н. Хрущева, посетившего Манеж 1 декабря 1962 года. Глава государства в выражениях не стеснялся. Результатом визита стало появление разгромных статей в СМИ, что положило начало борьбе с непонятым представителями власти направлением искусства.
Ольга Кривощапова
В 1978 году в Центральном выставочном зале Манежа было представлено 400 работ Ильи Глазунова. Всего за тридцать дней посмотреть на картины пришло около полумиллиона посетителей. Интерес подогревался, в том числе, запрещенными темами, затронутыми художником в некоторых своих произведениях.
Выставка о православной Руси и истории Романовых, прошедшая в 2013 году, оказалась настолько увлекательной и востребованной, что организаторам пришлось несколько раз продлевать сроки ее показа. Она включала не только реальные экспонаты, но и использование для подачи материалов мультимедийных устройств.
Картины в выставочном зале, Юрий Драчук
Выставочный зал не имеет собственных экспозиций. Представленные на его площадях коллекции периодически меняются.
Центральный Манеж: расписание выставок на официальном сайте
Расположение и проезд
Находится Манеж на одноименной площади, примыкая к Александровскому саду. Вдоль него проходит Моховая улица. Центральный вход смотрит на Манежную площадь и торговую галерею, находящуюся на нижних уровнях.
Адрес: Манежная площадь, дом 1.
Проезд на метро
Попасть в Манеж можно с нескольких станций метро. Проход к главному входу удобен от платформы «Охотный Ряд» Таганско-Краснопресненской линии, «Театральная» Замоскворецкой ветки и «Площадь Революции» Арбатско-Покровской линии. Далее пройти можно как по самой Манежной площади, осматривая, соседние достопримечательности, так и через подземную торговую галерею.
Дойти до центрального Выставочного зала не составит труда от метро «Александровский сад» Филевской линии. Здесь тоже находится большой пересадочный узел. К Манежу можно попасть перейдя со станции «Боровицкая», «Библиотека имени Ленина», «Арбатская».
Проезд на автобусе
Через Манежную площадь идет большое количество наземного транспорта. В таблице ниже можно увидеть номера и маршруты автобусов.
Маршруты и остановки автобусов можно узнать на сайте .
Сегодня Манеж, действительно, является крупным выставочным центром, здесь проходят международные форумы. Расписание и график работы указаны на официальном сайте .
Также Центральный выставочный зал имеет свой филиал, находящийся рядом, в бывшем музее В. И. Ленина, называемый “Новый Манеж”.
Видео: Центральный Манеж
Описание
Здание манежа имеет всего один этаж, но протяженность его боковых сторон — около 180 метров, а общая площадь составляет около 6500 кв. метров. Строение выполнено в классическом стиле, его торцевые и боковые фасады украшены фронтонами и арочными проемами без какого-либо декора.
Благодаря умело выбранным пропорциям и симметричному ряду колонн, сооружение выглядит монументальным. Здание оборудовано мощной системой кондиционирования, новейшей системой пожаротушения, круглосуточно работают камеры видеонаблюдения. Имеются лифты и эскалаторы, удобная подземная парковка, все это делает здание Манежа привлекательным выставочным комплексом в центре столицы.
Из истории
Создание Манежа началось после пожара в 1812 году, тогда огонь, не утихавший неделю, уничтожил многие деревянные постройки столицы. Специальная комиссия решила, что на месте старых купеческих лавок в центре города будет возведен Манеж, а в начале 1817 года император Александр I издал указ о начале работ.
Строительство выполнялось под руководством инженера Льва Карбонье по проекту архитектора Августина Бетанкура, предложившего построить перекрытие по уникальной технологии: стропила имели специальную конструкцию и перекрывали пространство шириной почти в 45 метров без внутренних опор.
Ход строительства контролировал сам Александр I и поэтому работы велись активно. Через 8 месяцев, в ноябре 1817 года к пятилетию победы над Наполеоном, строение, предназначенное для военных учений, было построено. Здание для муштры — Экзерциргауз, было торжественно открыто в присутствии императора и сопровождалось военным парадом.
Замысел Бетанкура был воплощен: построенная площадка, предназначенная для военных учений, была просторна и как бы продолжала прилегающую площадь.
В 1825 году строение было украшено лепными деталями в стиле ампир архитектором Осипом Бове. Для предотвращения от порчи насекомыми и грызунами деревянных конструкций чердачные помещения были покрыты слоем махорки в 50 см.
Несмотря на то, что во время Отечественной войны в 1941–1945 годах всю махорку выкурили, в 70-х годах прошлого века все деревянные детали оставались в отличном состоянии.
Для военных целей здание использовалось недолго — через 15 лет, с 1831 года, в нем проходили выставки, концерты и народные гулянья.
Так, на концертах Николая Рубинштейна и Гектора Берлиоза собиралось до 12 тысяч человек, а на выставке, рассказывающей о быте народов России с помощью костюмов, одетых на манекены из папье-маше, побывал император Александр III, быстро покинувший мероприятие, обозвав экспонаты уродами.
После революции историческое здание превратили в автопарк правительственных машин, а во времена Никиты Хрущева с 1957 года помещение использовалось как выставочный центр.
Пожар в марте 2004 года нанес огромный ущерб зданию, большая часть памятника была уничтожена огнем. Работы по возрождению исторического здания проводились лучшими реставраторами России под руководством архитектора Павла Юрьевича Андреева. Через год, в апреле 2005 года, Манеж в Москве был открыт, первую экспозицию представили художник Сергей Андрияка и его ученики.
Слишком своевременный пожар
Через несколько месяцев, 14 марта 2004 года, в 21:20 сотрудники МЧС получили сигнал о возгорании исторического здания. Пожар начался на крыше — и по деревянным перекрытиям пошёл вглубь сооружения. Языки пламени вырывались на высоту до 50 метров. В 22 часа начала обрушаться кровля, при этом погибли двое огнеборцев. В ближайших домах от высокой температуры плавились и лопались стекла. Стало ясно, что отстоять уникальное здание не удастся. Пожарные принялись отсекать огонь от других строений. Распространения возгорания удалось избежать. Пожар продолжался до 2%15 ночи. От Манежа остался только остов. Прибывший на место происшествия Юрий Лужков сразу прокомментировал ситуацию: никакого поджога не могло быть, здание загорелось из-за халатности работников, его будут возводить заново и в нём обязательно сделают несколько подземных этажей. Так в итоге и произошло. Строить заново оказалось гораздо дешевле, чем реставрировать, смета проекта после пожара уменьшилась в четыре раза. Австрийцев от проекта отстранили, строительство осуществлялось за счёт городского бюджета, после чего здание перестало находиться в федеральной собственности и оказалось в ведении департамента культуры столицы. Новое открытие Центрального выставочного зала состоялось 18 апреля 2005 года. После реконструкции в здании были установлены эскалаторы, лифты, стеклянные ограждения. Внешний декор воспроизвели без изменений. Из-за многочисленных резонансных протестов (Юрий Лужков даже судился с телеканалом «Россия», критиковавшим проект) в итоге был вырыт только один подземный этаж.