Экзекуцию отрабатывали на мешках с песком
Новость о том, что декабристы взойдут на эшафот, для российского общества стала шоком. Со времён императрицы Елизаветы Петровны смертные приговоры в России не приводились в исполнение. Емельяна Пугачёва и его товарищей в расчёт не принимали, поскольку речь шла о бунтовщиках-простолюдинах. Казнь же дворян, пусть и посягнувших на государственный строй, была событием из ряда вон выходящим.
Сами обвиняемые, как те, кому вынесли смертный приговор, так и те, кто был приговорён к другим видам наказания, о своей судьбе узнали 24 июля 1826 года. В доме коменданта Петропавловской крепости судьи оглашали приговоры декабристам, которых приводили из казематов. После оглашения приговора их возвращали в камеры.
Тем временем власти были заняты другой проблемой. Отсутствие в течение длительного времени практики казней привело к тому, что в Петербурге не было ни тех, кто знал, как строить эшафот, ни тех, кто умел приводить приговоры в исполнение.
Накануне казни в городской тюрьме провели опыт, при котором наспех сделанный эшафот тестировали при помощи восьмипудовых мешков с песком. Экспериментами руководил лично новый генерал-губернатор Петербурга Павел Васильевич Голенищев-Кутузов.
Сочтя результаты удовлетворительными, генерал-губернатор приказал разбирать эшафот и везти его в Петропавловскую крепость.
«Их дело не пропало». Декабристы были не масонами, а националистами
Подробнее
Казнь превратилась в изощрённую пытку
Всё продолжало идти не по плану. Один из палачей неожиданно рухнул в обморок, и его пришлось срочно унести. Наконец зазвучала барабанная дробь, на шеи казнимых накинули петли, из-под их ног выдернули скамью, и через несколько мгновений трое из пяти повешенных рухнули вниз.
По свидетельству начальника кронверка Петропавловской крепости Василия Беркопфа, изначально под виселицей была вырыта яма, на которую положили доски. Предполагалось, что в момент казни доски выдернут из-под ног. Однако виселицу строили в спешке, и оказалось, что стоящие на досках смертники не достают шеями до петель.
Снова начали импровизировать — в разрушенном здании Училища торгового мореплавания нашли скамейки для учеников, которые и поставили на эшафот.
Но в момент казни три верёвки оборвались. То ли экзекуторы не учли, что вешают приговорённых с оковами, то ли верёвки изначально были плохого качества, но трое декабристов — Рылеев, Каховский и Муравьёв-Апостол — упали в яму, пробив доски тяжестью собственных тел.
Мало того, оказалось, что повешенный Пестель носками ног доставал до досок, в результате чего его агония растянулась почти на полчаса.
Некоторым из свидетелей происходящего стало дурно.
Муравьёву-Апостолу приписывают слова: «Бедная Россия! И повесить-то порядочно у нас не умеют!».
Возможно, это лишь легенда, но надо признать, что слова очень подходили в тот момент.
Без царя в голове. Почему декабристы не захватили власть в 1825 году?
Подробнее
Тайская татуировка «Сак ян»
В Тайланде нанесение татуировки — это целый ритуал с прочтением мантр. Обряд проводит буддийский монах. В состав чернил, которыми наносится татуировка иногда даже добавляется прах сожженных особо благочестивых людей. Мир тайской татуировки очень сложен, в ней есть элементы и буддизма, и брахманизма, и анимизма. Она является предметом серьезного изучения и сейчас стала очень популярна во всем мире, в частности благодаря Анджелине Джоли.
Наносится тайская татуировка не произвольно. Сначала мастер гадает, разговаривает с тем, кому он собирается сделать татуировку, и только потом выбирает магический знак, который может ему помочь в той или иной ситуации, он может принести успех в жизни или придать отваги в бою. Бойцам муай-тай — тайского бокса татуировки нужны и для защиты, и для силы и для смелости.
Революционный мятеж
193 года тому назад Россия пережила события, которые с известной условностью можно считать попыткой совершения первой русской революции. В декабре 1825-го и в январе 1826 годов произошли два вооружённых выступления, организованных Северным и Южным тайными обществами декабристов.
Организаторы восстания ставили перед собой весьма амбициозные задачи — изменение политического строя (замена самодержавия на конституционную монархию или республику), создание конституции и парламента, отмену крепостного права.
До того момента вооружённые выступления представляли собой либо масштабные бунты (в терминологии советского периода — крестьянские войны), либо дворцовые перевороты.
На этом фоне восстание декабристов было политическим событием совершенно иного характера, доселе невиданного в России.
Масштабные планы декабристов разбились о реальность, в которой новый император Николай I сумел жёстко и решительно покончить с выступлением борцов с самодержавием.
Как известно, несостоявшаяся революция называется мятежом, а его организаторов ждёт весьма незавидная участь.
Заговор во имя России. Восемь тайных обществ, пытавшихся изменить страну
Подробнее
Выставка «Тату» в Москве
На выставке, которая проходит в Галерее искусств стран Европы и Америки XIX-XX веков (Волхонка, 14) с 3 марта по 31 мая можно узнать об этапах развития татуировки в разных регионах мира на примере различных материалов: от предметов традиционного искусства до произведений современных художников. Работы активных сегодня тату-мастеров будут показаны на созданных специально для выставки объемных силиконовых моделях — слепках с частей тела реальных людей. Среди художников, выполнивших проекты татуировок, — ведущие современные мастера со всего мира: Филип Лю, Хенк Шиффмахер, Джек Руди, Гай Атчисон, Алекс Бинни, Доктор Лакра, Тин-Тин, Пол Бут, Хориёси III, Лео Сулуэта и другие. С Натальей Морозовой беседовали кураторы выставки в ГМИИ им. А. С. Пушкина Варвара Шкерменёва, заместитель заведующего отделом организации выставок и Александра Савенкова, ведущий специалист по экспозиционно-выставочной деятельности.
Закон против традиции
Руководители казни отправили посыльных за новыми досками и верёвками. Процедура затягивалась — найти эти вещи в Петербурге рано утром было не такой уж простой задачей.
Существовал ещё один нюанс — воинский артикул того времени предписывал производить казнь до наступления смерти, но была ещё и негласная традиция, согласно которой повторять экзекуцию не полагалось, ибо это означало, что «Господь не желает смерти осуждённого». Традиция эта, кстати, имела место не только в России, но и в других странах Европы.
Принять решение о прекращении казни в данном случае мог Николай I, находившийся в Царском Селе. С полуночи ему отправляли посыльных каждые полчаса, дабы докладывать о происходящем. Теоретически император мог вмешаться в происходящее, но этого не произошло.
Что касается сановников, присутствовавших при казни, то для них довести дело до конца было необходимым, дабы не поплатиться собственной карьерой. Николай I запретил четвертование как варварскую процедуру, но то, что творилось в итоге, было варварством не меньшим.
Наконец новые верёвки и доски принесли, троих сорвавшихся, получивших травмы при падении, вновь втащили на эшафот и повесили вторично, на сей раз добившись их смерти.
Гигант на троне. Николай I «Палкин» мог бы считаться освободителем
Подробнее
Запрет на татуировки
Христианская религия запрещала татуировку. Прямой запрет на маркирование своего тела можно найти в Библии в книге Левит: «Ради умершего не делайте нарезов на теле вашем и не накалывайте на себе письмен. Я Господь» (Лев. 19: 28). Но в тоже время татуировки были в ходу у христианского населения Ближнего Востока. Копты и сирийские христиане, посещавшие Святую Землю, и на свой родной земле ощущая себя в меньшинстве, получали там этот знак — отметку о своей религиозной принадлежности. В XI веке во времена первых крестовых походов христианская церковь даже на какое-то время разрешила татуировки. Чтобы избавить крестоносцев от страха умереть вдали от родины Церковью дозволялось вытатуировать на внутренней стороне запястья крест, который в случае смерти имел ту же силу, что и погребение по христианским канонам.
Сельское хозяйство
Они приступили к организации образцовых хозяйств и вот тут оказалось, что «снискивать пропитание собственным трудом», как им было предписано, невозможно без земли. Они (Веденяпин, Абрамов, Лисовский, Бестужевы и др.) забросали письмами с просьбами о выделе им земли краевые власти и даже императора Николая I. Правительство вынуждено было предоставить декабристам 15-десятинный надел. А некоторые из них, как С. Трубецкой, тут же передали свои наделы крестьянам. Занимались земледелием декабристы Д. Завалишин, Спиридов под Красноярском, М. Кюхельбекер в Баргузине, братья Беляевы в Минусинске, С. Волконский, Торсон в Селенгинске. Они показывали местному населению пример грамотного земледелия, культуру и продуктивность сельского труда. И вся их жизнь и труды проходили среди простых людей, они делили с ними все тяготы жизни, были просты в общении, но в то же время могли многому научить других. Поэтому люди их уважали, до сих пор сохранились многие усадьбы и даже наделы бывших декабристов.
Н.П. Репин «Декабристы на мельнице в Чите»
Например, декабрист Торсон построил молотильную машину, а Д. Завалишин создал образцовое хозяйство и своим опытом показывал местным жителям, что значит «культура земледелия»: как удобрять землю, что такое многопольная и плодопеременная система пашни, когда правильно косить траву. Кроме земледелия, он выводил породы молочных коров. У него было большое хозяйство: 7 коров и более 40 лошадей… Он выписывал семена и раздавал их крестьянам. Он способствовал общей грамотности населения.
Декабрист Андреев в Олекме построил мукомольную мельницу, а Бечасный под Иркутском – маслобойку. Здесь более 300 лет выращивали коноплю, а масло из нее бить не умели. Не было здесь и огородов, а декабристы не только стали выращивать различные диковинные для Сибири овощи, но и познакомили местных крестьян с парниками.
М. Муравьев-Апостол в Вилюйске начал сажать картофель, Ф. Шаховской занимался опытами по акклиматизации овощных культур, помогал материально крестьянам, в частности, оплатил недоимку за пострадавших от неурожая.
М. Муравьев-Апостол был удивлен тем, что местное кладбище не было огорожено и по нему ходили домашние и дикие животные. Он организовал людей для создания ограды. Декабристов также удивлял тот факт, что возле домой не было ни деревьев, ни цветов, многие из них (Лунин, Муравьевы в Урике, Трубецкой в Омске, Раевский в Олонках) посадили у домов сады. Сад Раевского сохранился до сих пор.
Декабристы изучали жизнь крестьян, их быт, обычаи, а некоторые из них женились на девушках-крестьянках (Бечасный, Фролов, Иванов, Крюковы, Раевский, Фаленберг, Луцкий).
Татуировки Латинской Америки
В Латинской Америке встречались модификации всех видов татуировок, которые только можно себе представить. В каждом регионе были свои инструменты, в том числе татуировка наносилась и иглами кактуса.
Любопытный вид татуировки можно увидеть у членов местных групп организованной преступности в Сальвадоре, Мексике и Колумбии. Стиль татуировки — чикано, который восходит и к татуировкам американских индейцев, испанских моряков, криминальных авторитетов. Татуировка часто наносится на все тело и выходит на лицо. Она становится знаком асоциальности. Современная татуировка на их теле может быть целым рассказом об истории жизни этого человека.
Известный испанский фотограф Изабель Муньос сделала в тюрьмах целую серию снимков членов бандитской группировки «Марас» (полное название «Мара Сальватруча»). Несколько снимков из этой серии можно увидеть на выставке в ГМИИ имени А. С. Пушкина
В ХХ веке татуировка становится атрибутом криминальных субкультур
Исследователи современной российской татуировки и той, что наносят «Марас», обратили внимание, что у них один и тот же функционал. Это и своего рода паспорт, «кто ты» и автобиография «за что сидел»
Но российская криминальная татуировка имеет более изощренный характер, в ней более сложная иконография. Непосвященному человеку трудно понять, что означает то, что он видит. Например, даже от того, где расположен рисунок, его значение может меняться. Татуировки «перстней» — можно отнести к своеобразному роду геральдики: в зависимости от того, какой фрагмент закрашен черным, а какой белым, и есть ли над ним корона или нет, меняются и его значения. Это очень сложная развитая иконографическая система. К сожалению или к счастью, она постепенно исчезает. Специалисты, работающие в Бутырской тюрьме, утверждают, что это слабеющая и возможно даже умирающая традиция. Воровскую традиционную татуировку сейчас практикуют меньше.
За всё нужно платить
Итак, изветчик составил подробный донос, указав имя и место нахождения предполагаемого преступника. Охранникам из «политической полиции» оставалось задержать его и доставить в столицу для дальнейшего следствия. Руки и ноги арестанта заковывали в кандалы или колодки, чтобы тот не сбежал — в этом случае пытки и каторга ждали самих охранников. Скрыться от Тайной канцелярии или любого другого органа политического сыска означало подвергнуть опасности свою семью: не обнаружив преступника, присланные за ним военные брали в заложники его родных.
Судебный процесс состоял из четырех основных частей: поочередный расспрос изветчика, обвиняемого и свидетелей, очная ставка, «расспрос у пытки» и пытка. Главной задачей доносчика на расспросе было «довести» извет, то есть убедить следователя в своей правоте.
В 1721 году матроса Сильвестра Батова пороли кнутом и отправили на каторгу за недоведенный донос. Двумя годами ранее подьячего Петра Степанова приговорили к смертной казни за недоказанный извет на казанского архиерея, якобы оскорбившего царя.
Но обычно следователи занимали сторону изветчика. Их целью было расколоть обвиняемого, как бы тот ни «запирался». Для этого его приводили в пыточную камеру и снова допрашивали, но теперь рядом с дыбой — чтобы тот понимал, какие муки ему предстоят. Иногда в пыточной проводили очную ставку, чтобы не терять времени зря.
Благодатский рудник
Общего плана размещения декабристов в Забайкалье первоначально не было. Первая партия декабристов: Волконский С. Г., Трубецкой С. П., Оболенский Е. П., Артамон Муравьёв, Давыдов В. Л., Якубович А. И. и два брата Борисовых П. И и А. И. — была отправлена в Нерчинский завод, на Благодатский рудник. Прибыли они 25 октября 1826 года, а через 5 дней начали работать в руднике.
Начальник приказал содержать декабристов в особой строгости. У них отобрали не только бумагу, но и церковные книги. К их каземату он велел приставить 4 часовых, которые находились там днём и ночью. Бурнашев не очень отличал декабристов от всех других. По существующему распорядку их в 5 утра выводили в шахту. В ней они молотками долбили руду. А потом на носилках выносили её на поверхность.
Схема Сибирского тракта. (wikipedia.org)
Положение узников сделалось невыносимее, когда в феврале 1827 года надзор за тюрьмой был передан горному офицеру Рику, который из экономии перестал давать им свечи. Находиться же зимой с 3 часов вечера до 7 утра без света в какой-то клетке, где можно задохнуться, представляло настоящую пытку. В ответ на просьбы о прогулках хамил, велел солдатам силой загонять их в каземат. Кроме того, Рик запретил всякие разговоры из одного отделения в другое. Декабристы объявили голодовку: наотрез отказались есть, в течение 3 дней ложились и вставали голодными. Когда об этом доложили Бурнашеву, он немедленно приехал. Его напугала их голодовка — с таким протестом отчаяния он ещё не встречался. Зарвавшегося Рика Бурнашев немедленно удалил, а на его место вызвал из Читы прапорщика Резанова. Резанов с удовольствием водил декабристов на прогулку, играл с ними в шахматы.
Весной 1827 года в Благодатку приехал генерал-майор Лепарский, ради декабристов назначенный на вновь изобретённую должность коменданта Нерчинских рудников. Лепарский, заботясь о здоровье узников, приказал посылать их работать «на чистом воздухе». Вскоре декабристов освободили от работ в шахте — заставили на поверхности перебирать руду, поставили на переноску отсортированной руды. О чём они очень сожалели. Под землёй было теплее, да и рабочий день был короче. Эта «урочная работа» была тяжелее, чем подземная, где какой-либо нормы им не устанавливалось, — необходимо было для выполнения «урока» перенести 30 носилок по 5 пудов каждую. Такая работа была не каждому под силу.
Осуждённые на этапе в Сибири. (wikipedia.org)
На Благодатке декабристы пробыли до 18 сентября, а затем были отправлены в Читинский острог, куда прибыли 29 сентября 1827 года.
Часть эшафота потерялась по дороге
Казнь была назначена в кронверке Петропавловской крепости на рассвете 25 июля 1826 года.
Этот драматический акт, который должен был поставить точку в истории движения декабристов, получился трагикомическим.
Как вспоминал начальник кронверка Петропавловской крепости Василий Беркопф, один из извозчиков, перевозивших части виселицы, умудрился заблудиться в темноте и появился на месте со значительным опозданием.
С полуночи в Петропавловской крепости шла экзекуция над теми из осуждённых, кто избежал казни. Их выводили из казематов, срывали мундиры и ломали над головой шпаги в знак так называемой «гражданской казни», затем одевали в хламиды заключённых и отправляли назад в камеры.
Тем временем полицмейстер Чихачёв с конвоем из солдат Павловского гвардейского полка забрал из камер пятерых приговорённых к смерти, после чего отконвоировал их в кронверк.
Когда их привели на место казни, то смертники увидели, как плотники под руководством инженера Матушкина впопыхах пытаются собрать эшафот. Устроители казни нервничали едва ли не больше осуждённых — им казалось, что телега с частью виселицы исчезла не просто так, а в результате саботажа.
Пятёрку декабристов посадили на траву, и они какое-то время обсуждали друг с другом свою участь, замечая, что были достойны «лучшей смерти».
«Как славно мы умрём». Для чего декабристы вышли на Сенатскую площадь
Подробнее
Самые древние татуировки
Татуировка как явление имеет очень древние корни. Самые древние относятся к периоду энеолиту — переходному периоду от каменного века к бронзовому. Этци, мумия, которую нашли во льдах Южного Тироля покрыта многочисленными, но очень простыми татуировками в виде геометрических линий и точек, на ней нет никаких сложных узоров и тем более картин. Ученые пытались анализировать их значение, однако, любые интерпретации, касающиеся Доисторического периода, делать очень сложно, потому что памятников (предметов быта, изобразительного искусства) крайне мало, с которыми можно было бы эти татуировки сопоставить. Самая рабочая теория, что татуировки на теле мумии Этци носили лечебный характер (что-то сродни акупунктуре). Возможно, это работало как иглоукалывание, поскольку эти простейшие татуировки располагались определенных точках на его теле (суставах, позвоночнике и др.).
Недавние открытия показали, что татуировки делались и в Древнем Египте еще с Додинастического периода: в 2018 г. с помощью съемки в инфракрасном свете мумий из Гебелейна, хранящихся в Британском музее, исследователям удалось выявить татуировки на мумиях, которые были сделаны более 5000 лет назад. Причем татуировки нашли и на мужских, и на женских мумиях, хотя раньше считалось, что в Древнем Египте только женщины украшали своё тело татуировками. И это были не только простейшие рисунки, но и более сложные фигуративный изображения. Например, на руке мумии молодого мужчины было обнаружено изображение гривистого барана и дикого быка. Более поздние татуировки эпохи Нового Царства (13−11 век до н. э.) были найдены французскими исследователями совсем недавно, в 2016 и 2018 года.
Одна из их находок — женская мумия жрицы из Дейр-эль-Медины, чьи татуировки очень похожи на орнаменты, которые можно наблюдать на знаменитом экспонате, который хранится в древнеегипетской коллекции ГМИИ имени А. С. Пушкина — на ложечке с цветком лотоса с ручкой в виде плывущей девушки. На ней можно разглядеть орнаментальные узоры: ожерелье на шее, узор на пояснице и на внешней стороне бедер. Находки татуированных мумий позволяют говорить о том, что и на ложечке изображены татуировки: орнамент на пояснице девушки очень похож на тот, что нанесен на мумию из Дейр-эль-Медины и по расположению, и по форме, и по линиям. На женской мумии из Дер-эль-Медины внизу спины найдена татуировка в виде двух цветков лотоса, соединенных пунктирной линией, схожей с «поясом» на московской ложечке.
Еще одна страница древнейшей истории татуировки — это мумии, обнаруженные в Горном Алтае и в Хакассии. Это Пазырыкская (VI — III века до н. э.) и Таштыкская (II-V века уже нашей эры) культуры. На выставке сами мумии представлены не будут, это редчайшие находки и их большая часть находится в Эрмитаже, а знаменитая принцесса из Укока осталась на Алтае. Эти находки требуют особого отношения и редко путешествуют. Эта древнейшая страница истории татуировок связана с российским регионом.
Суд и казнь
Естественно, подавлением восстания дело не завершилось. В интересах Николая I было поймать и осудить наиболее влиятельных заговорщиков. 29 декабря появилась Комиссия, которая и принялась за работу под контролем военного министра Александра Татищева. Император в стороне не остался — он лично выполнял обязанности следователя.
Первым делом были арестованы мятежные солдаты: 371 из Московского полка, 277 из Гренадёрского и 62 матроса из Морского экипажа. Всех их определили в Петропавловскую крепость, которую и хотели захватить бунтари. А вот схваченных декабристов переправляли сразу в Зимний дворец на расправу к императору. Был создан Верховный уголовный суд, состоящий из членов Государственного совета, Сената и Синода. Никто не понимал, как нужно судить мятежников. Николай же хотел следовать букве закона.
Вот только той самой «буквы» в прямом понимании ещё не существовало. И это стало проблемой, решить которую было поручено Михаилу Сперанскому. Он с заданием государя справился. Сперанский распределил степень вины на 11 категорий и прописал отдельно все категории: какие преступления им соответствуют. После чего судьи решали, какой категории соответствует вина каждого мятежника.
Сергей Муравьёв-Апостол. (Wikimedia Commons)
Вне этого порядка оказалось пять человек: Пестель, Бестужев-Рюмин, Каховский, Рылеев и Муравьёв-Апостол. Судебные слушания проходили без их участия. Никто из них не мог хотя бы попытаться как-то защититься.
Всего суд рассмотрел дела около 600 человек. 287 из них были признаны виновными. Кроме пятёрки смертников, ещё 120 декабристов получили различные сроки ссылок на каторгу, включая и пожизненные. Они отправились в Сибирь. Вместе с некоторыми из мятежников их тяжёлую долю добровольно разделили жёны.
Судебный процесс вызвал много критики в Европе. Издание The Times писало о тех событиях: «Императорское правительство, однако, жестоко ошибается, если думает, что чисто формальное следствие, произведённое комиссией из восьми членов — придворных и адъютантов императора, — может пробудить к себе доверие в цивилизованных странах Европы или даже в менее культурной России».
Но Николаю I и его окружению было всё равно.
В июле 1826 года были казнены:
· Павел Пестель (33 года)
· Кондратий Рылеев (30 лет)
· Пётр Каховский (29 лет)
· Михаил Бестужев-Рюмин (25 лет)
· Сергей Муравьёв-Апостол (29 лет)
При этом Муравьёв-Апостол и Бестужев-Рюмин не принимали участия в восстании на Сенатской площади. Они возглавили бунт Черниговского полка, расквартированного в Киеве. Мятеж произошёл в январе 1826 года. После его подавления Николай I не стал церемониться с зачинщиками.
Среди приговорённых к высшей мере наказания не оказалось «диктаторов»: ни Сергея Трубецкого, ни Евгения Оболенского. Государю был очень неприятен тот факт, что среди мятежников оказался и представитель Трубецких. Сначала его приговорили к смертной казни, но в июле 1826 года приговор смягчили и бывшего диктатора отправили в пожизненную ссылку. Затем срок неоднократно сокращали. Уже при Александре II он был амнистирован. Произошло это в 1856 году.
Восстание Черниговского полка. (Pinterest)
Евгения Оболенского — второго диктатора — приговорили к вечным каторжным работам и лишению дворянского титула. Как и в случае с Трубецким, срок постепенно сокращали. Но только в 1861 году ему позволили поселиться в Москве. Княжеский титул бунтовщику не вернули.
Александра Якубовича сначала приговорили к смертной казни. Затем её заменили на пожизненную каторгу. Хотя впоследствии ссылку сократили до 15 лет, тяжёлый труд на Нерчинских рудниках нанёс сильный удар по здоровью декабриста. В 1845 году его не стало.