Слайд 5Два популярнейших современных литературных жанра. Первый — роман (или рассказ) ужасов. Большое
влияние на Эдгара По оказал Гофман, однако же гофмановский мрачный романтизм По впервые сгустил до консистенции подлинного кошмара — вязкого, безвыходного и весьма изощренного («Сердце-обличитель», «Падение дома Эшеров»). Второй жанр — детектив. Именно мсье Огюст Дюпен, герой рассказов Эдгара По («Убийство на улице Морг», «Тайна Мари Роже»), стал родоначальником возникновения дедуктивного метода и его апологета мистера Шерлока Холмса.
Специфическая любовь к маленькому человеку (обывателю), состоящая наполовину из отвращения, наполовину из жалости. Целый букет удивительно точно найденных русских типажей. Гоголь разработал несколько ролевых моделей (наиболее яркие — персонажи «Мертвых душ»), которые вполне актуальны до сих пор.
Идеи, подаренные миру
Эдгар Аллан По
Николай Гоголь
Петербург в произведениях Пушкина, Достоевского и Гоголя
Петербург – город противоречий и контрастов.
Кто-то сходит в нем с ума от тоски и вечной серости, кого-то завораживает грандиозная архитектура, белые ночи, нескончаемые ветра.
Три разных гения, три разных судьбы, три разных Петербурга.
Пушкинский Санкт-Петербург – город Петра, грандиозный, торжественный и светлый. Поэт искренне восхищается им, бесконечно повторяя «люблю тебя…»
Вступление к «Медному всаднику», довольно мрачной своей поэме, Пушкин пишет в виде оды любимому городу. Он описывает парадный Петербург, от которого захватывает дух.
Величие города становится очевидным на контрасте: «Из тьмы лесов, из топи блат Вознесся пышно, горделиво».
Убожество чухонской деревни, которую увидел Петр, когда задумал выстроить новую столицу, и «стройные громады дворцов и башень», обозреваемые Пушкиным через сто лет, внушают уверенность в прекрасном будущем Петербурга:
«Красуйся, град Петров, и стой Неколебимо, как Россия! Да умирится же с тобой И побежденная стихия».
Но в городе великого Петра живут простые маленькие люди, которых сносит потоком стихия грандиозной столицы, ломая судьбы, уничтожая все на своем пути.
Начинает звучать тема, близкая всей последующей русской литературе – ничтожность и слабость маленького человека перед лицом великих мира сего.
У Гоголя это скорее страшный город призраков – здесь по Невскому проспекту, озаренному яркими огнями, гуляют не люди – бакенбарды и усы, дамские талии и рукава.
Даже первые слова автора: «Нет ничего лучше Невского проспекта, по крайней мере, в Петербурге», – оказываются каким-то вывертом, сарказмом.
Гоголь описывает Петербург, как город безжалостных и равнодушных чиновников и бюрократов, которым и дела нет до простого человека. Ценность каждого здесь определяется ценой вещей.
Маленький человек Акакий Акакиевич мечтает перестать быть призраком, а для этого ему необходима хорошая шинель – только так его заметят.
После жестокого ограбления Башмачкин снова становится призраком, только уже мертвым. Его нет без шинели, как и всех остальных в этом страшном холодном городе.
В «Преступлении и наказании» писатель настолько точно описал маршруты Раскольникова, что теперь там водят экскурсии. Узкие грязные улочки недалеко от Сенной площади, распивочные, смердящие канавы, нищета – все это атрибуты нравственного разложения героев.
Парадный величественный город не для них, эти униженные и оскорбленные варятся в своем адском котле, никак не пересекаясь с теми, другими, живущими в прекрасных дворцах и гуляющими по живописным паркам.
Интересна и цветовая палитра, взятая Достоевским для описания города. В ней преобладают серые и желтые цвета. И желтый здесь вовсе не веселый оттенок, а цвет сумасшествия, душевной болезни – в те времена психиатрические лечебницы называли «желтыми домами».
Удивительно, но такой разный Петербург у трех величайших писателей все же имеет одну общую черту – он равнодушен к бедам и несчастьям маленького человека.
При этом Пушкин восхищается мощью Петрова града, Гоголь рисует лживость яркой столицы, а Достоевский окунает нас вместе со своими героями в полную безысходность, показывая только страшную изнанку города, без намека на парадность и грандиозность.
Интересные факты
О жизни Максима Горького можно рассказывать до бесконечности. Она была переполнена множеством различных событий.
О нём следует знать ещё несколько интересных фактов:
- В школе он был трудным учеником.
- Первая публикация романа «Мать» была на английском языке.
- Кандидатуру Горького 5 раз выдвигали на Нобелевскую премию, но он её так и не получил.
- Город, откуда писатель был родом, долгое время назывался в честь него – Горький.
Благодаря хронологической таблице биографии Максима Горького становится возможным проследить, как он проходил весь свой путь.
Последние годы
Провал «Избранных мест» Гоголь переживал очень тяжело. В 1847 он отправился из Неаполя в Россию, посетив Израиль, Константинополь и Одессу, но главное — Гроб Господень. Поездка не оправдала ожиданий, сам писатель назвал ее «сонной».
В России он несколько месяцев прожил с матерью в деревне, затем в гостях у Смирновой в Калуге, в Одессе. Осенью 1851 Гоголь вернулся в Москву. Он продолжал работать над вторым томом и даже читал несколько глав, но было видно, что в Николае Васильевиче борются христианин и художник. Он постоянно переписывал текст.
В начале 1852 умерла жена Хомякова и сестра Языкова Екатерина Михайловна. Гоголем овладел страх смерти: он начал поститься и говеть, бросил писать. В это же время его близкий друг протоиерей Константиновский, прочитав второй том «Мертвых душ», резко высказался против публикации.
Все это надломило писателя: после отъезда Константиновского 5 февраля Гоголь почти перестает есть и не выходит из дома. Ночью с 11 на 12 февраля он сжигает рукописи — по его словам «под влиянием злого духа». Вскоре Николай Васильевич слег, а утром 4 марта 1852 умер.
Петербург в жизни и творчестве Гоголя
В Петербурге Николай Гоголь оказался в возрасте 19 лет. Он приехал в столицу в конце 1828 года и прожил тут около 8 лет. Здесь он поступил на службу, был принят в литературные круги, много работал над книгами. Гоголь не просто жил и творил в нашем городе — он создал литературный портрет Петербурга XIX века, сделав его полноценным персонажем своих произведений. Улицы и городские доминанты вплетены в художественное повествование: Эрмитаж («Ночь перед Рождеством»), Казанский собор, Невский проспект, Исаакиевская площадь и другие. Писатель изображал город многоликим и контрастным: то сказочным, то угрюмым, реальным и дьявольским, невообразимым, предстающим разным перед его обитателями. Гоголь показал красоту и обманчивость пленительной столицы.
В городе на Неве Гоголь начал многие свои знаковые художественные произведения и статьи. Здесь же он познакомился с Александром Сергеевичем Пушкиным, которым восхищался. Поэт подсказал Гоголю идеи для сюжетов «Ревизора» и «Мертвых душ».
С 1830-х годов Гоголь занимался живописью в рисовальных классах Академии художеств. В дальнейшем «живописная» среда нашла свое отражение в повестях «Невский проспект» и «Портрет».
Осенью 1835 года Николай Васильевич принялся за написание «Ревизора». В 1836 году пьеса была поставлена на сцене Александрийского театра. На премьере присутствовал император Николай I, который высоко ее оценил. А в 1842 году на сцене Александринского театра состоялась премьера комедии «Женитьба», действие которой разворачивается в Санкт-Петербурге.
Петербург описан и в других произведениях Гоголя. Цирюльник из повести «Нос» жил на Вознесенском проспекте. Действие «Шинели» происходит в Коломне (район Петербурга). Мастерская художника из повести «Портрет» находилась на 15-й линии Васильевского острова. А повесть «Невский проспект» описывает главную артерию города.
Памятники
В Петербурге можно отыскать несколько скульптурных объектов, посвященных писателю и его произведениям.
Памятник Николаю Васильевичу Гоголю был открыт на Малой Конюшенной улице в декабре 1997 года. Идея создать монумент к столетию со дня рождения писателя возникла еще в 1952 году. Тогда его собирались установить на Манежной площади. Но ни один из проектов не был принят. В 1996 году, когда Малая Конюшенная улица стала пешеходной, было решено, что это лучшее место для памятника писателю. Скульптором стал Михаил Белов, ученик Михаила Аникушина. Архитектор — Владимир Васильковский.
Бюст Н.В. Гоголя в Александровском саду
Гранитный постамент с бронзовым бюстом писателя находится перед Адмиралтейством возле фонтана. Памятник был открыт 17 июня 1896 года. Создатель скульптуры — В.П. Крейтан. На постаменте выгравированы цитаты из «Мертвых душ» и письма Гоголя к Жуковскому.
Памятники Носу майора Ковалева, одному из самых загадочных петербургских персонажей
В Санкт-Петербурге можно встретить три оммажа Носу, при этом два из них являются почти близнецами.
Первый барельеф размещен на фасаде дома 36 по Вознесенскому проспекту (угол с проспектом Римского-Корсакова, д. 11). Фантастическая повесть начинается с эпизода обнаружения цирюльником носа в свежеиспеченном хлебе. Жил цирюльник на Вознесенском проспекте, и отсюда началось путешествие Носа по Петербургу. Барельеф создал архитектор Вячеслав Бухаев по эскизу драматурга и скульптора Резо Габриадзе. В работе принимал участие сотрудник Музея городской скульптуры Владимир Панфилов.
В 2002 году скульптура пропала. Был создал новый барельеф, фактически повторяющий своего предшественника. Только второй Нос стал меньше и обрел прыщик, который так беспокоил майора Ковалева. В 2003 был обнаружен пропавший Нос. После реставрации его вернули на прежнее место. А новый барельеф разместили на фасаде Музея городской скульптуры.
В 2008 году в преддверии празднования 200-летия со дня рождения Гоголя во дворе филологического факультета Санкт-Петербургского государственного университета (Университетская набережная, д. 7-9) была установлена скульптура работы Тимура Юсуфова, объединившая сразу три гоголевских сюжета — «Нос», «Шинель» и «Невский проспект».
Слайд 3История болезни Эдгара Аллана По Уже с конца 1830-х годов Эдгар По страдал частыми
депрессиями. Кроме того, он злоупотреблял алкоголем, что сказывалось на его психике не лучшим образом: под действием выпитого писатель порой впадал в состояние буйного помешательства. К алкоголю вскоре прибавился опий. Существенно ухудшила душевное состояние По тяжелая болезнь его юной супруги (свою кузину Вирджинию он взял в жены тринадцатилетней; через семь лет брака, в 1842 году, она заболела туберкулезом, еще через пять лет умерла). После смерти Вирджинии — за оставшиеся ему самому два года жизни — Эдгар По еще несколько раз влюблялся и предпринял две попытки жениться. Первая провалилась из-за отказа избранницы, напуганной очередным его срывом, вторая — из-за неявки жениха: незадолго до свадьбы По сильно напился и впал в невменяемое состояние. Он был найден в дешевом балтиморском трактире пять дней спустя. Писателя поместили в клинику, где он и скончался уже через пять дней, страдая от жутких галлюцинаций. Один из главных кошмаров По — смерть в одиночестве — сбылся: много с кого он брал обещание быть с ним в последний час, однако же в три часа ночи 7 октября 1849 года никого из близких рядом не оказалось. Перед смертью По отчаянно призывал к себе Джереми Рейнолдса, исследователя Северного полюса.
Начало литературного пути
Гоголь рано стал интересоваться литературой, в особенности стихами. Его любимым поэтом был Пушкин, и он переписывал в свои тетради его «Цыган», «Полтаву», главы «Евгения Онегина». К этому времени относятся и первые литературные опыты Гоголя.
Уже в 1825 году он сотрудничает в рукописном гимназическом журнале, сочиняет стихи. Другим увлечением Гоголя- гимназиста был театр. Он принимал горячее участие в постановке школьных спектаклей, играл комические роли, рисовал декорации.
У Гоголя рано пробудилась неудовлетворенность затхлой и тусклой жизнью нежинских «существователей», мечты о служении благородным и высоким целям. Мысль о будущем, о «служении человечеству», уже тогда захватывает Гоголя. Эти юношески — восторженные стремления, эта жажда общественно-полезной деятельности, резкое отрицание обывательской успокоенности нашли свое выражение и в первом дошедшем до нас его поэтическом произведении-поэме «Ганц Кюхельгартен».
Мечты и планы будущей деятельности влекли Гоголя в столицу, в далекий и заманчивый Петербург. Здесь он думал найти применение своим способностям, отдать свои силы на благо общества. По окончании гимназии, в декабре 1828 года, Гоголь уезжает в Петербург.
Петербург неласково встретил восторженно настроенного юношу, приехавшего из далекой Украины, из тихой провинциальной глуши. Со всех сторон Гоголя постигают неудачи. Чиновно — бюрократический мир с равнодушным безразличием отнесся к молодому провинциалу: служба не находилась, столичная жизнь для юноши, обладавшего весьма скромными средствами, оказалась очень трудной. Горькое разочарование испытал Гоголь и на литературном поприще. Возлагаемые им надежды на поэму «Ганц Кюхельгартен», привезенную из Нежина, не оправдались. Изданная в 1829году (под псевдонимом В. Алов) поэма не имела успеха.
Попытка поступить на сцену тоже окончилась неудачей: подлинное риолистическое дарование Гоголя, как актера, оказалось чуждым тогдашней театральной дирекции.
Только в конце 1829года Гоголю удалось устроиться на службу мелким чиновником в департамент государственного хозяйства и публичных зданий. Однако Гоголь не долго пробыл на этой должности и уже в апреле 1830года поступил писцом в департамент уделов.
Гоголь узнал в эти годы лишения и нужду, испытываемую в Петербурге большей частью служилого, необеспеченного люда. Целый год прослужил Гоголь чиновником в департаменте. Однако чиновничья служба мало его привлекала. В это же время он посещал Академию художеств, занимаясь там живописью. Возобновились его литературные занятия. Но теперь Гоголь уже не пишет мечтательно-романтических поэм вроде «Ганца Кюхельгартена», а обращается к хорошо знакомой ему украинской жизни и фольклору, начиная работу над книгой повестей, которую он озаглавил» Вечера на хуторе близ Диканьки».
В 1831 году состоялось и долгожданное знакомство с Пушкиным, перешедшее вскоре в тесную дружескую близость обоих писателей. Гоголь нашел в Пушкине старшего товарища, литературного руководителя.
Влияние на современную культуру
2.1. Экранизации и фильмы по мотивам произведений
2.1.1. 1907 — Майская ночь, или утопленница (не сохранился)
2.1.2. 1909 — Мертвые души
2.1.3. 1909 — Тарас Бульба
2.1.4. 1913 — Ночь перед Рождеством
2.1.5. 1915 — Невский проспект (не сохранился)
2.1.6. 1938 — Сорочинская ярмарка, режиссёр Николай Экк (СССР)
2.1.7. 1962 — Тарас Бульба (США)
2.1.8. 1982 — Ревизор
2.1.9. 1984 — Мёртвые души
2.1.10. 2002 — Вечера на хуторе близ Диканьки
2.1.11. 2005 — Дело о «Мёртвых душах»
2.1.12. 2006 — Ведьма
2.1.13. 2007 — Русская игра
2.1.14. 2008 — Тарас Бульба
2.1.15. 2008 — Марево
2.1.16. 2014 — Вий
2.2. Гоголь в игровых фильмах
2.2.1. 1927 — Поэт и царь — Фёдор Лопухов
2.2.2. 1941 — Как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем — Алексей Консовский
2.2.3. 1984 — Мёртвые души — Александр Трофимов
2.2.4. 2009 — Гоголь. Ближайший — Евгений Редько
2.2.5. 2016 — Гоголь. Начало — Александр Петров
2.3. Документальные фильмы о Гоголе
2.3.1. 2001 — Двух гениев полёт. Ф.М.Достоевский и Н.В.Гоголь
2.3.2. 2007 — Три тайны Гоголя
2.3.3. 2009 — Николай Гоголь. Самосожжение
2.3.4. 2009 — Гоголь и Ляхи
2.3.5. 2009 — Птица-Гоголь
2.3.6. 2009 — Гоголь. Прощальная повесть
2.3.7. 2009 — Оправдание Гоголя
2.4. Музыкальный театр
2.4.1. 1868 — «Женитьба» — опера Модеста Мусоргского
2.4.2. 1874 — «Кузнец Вакула» — опера Петра Чайковского
2.4.3. 1880 — «Майская ночь» — опера Николая Римского-Корсакова
2.4.4. 1885 — «Черевички» — опера Петра Чайковского
2.4.5. 1885 — «Утопленница» — опера Николая Лысенко
2.4.6. 1895 — «Ночь перед Рождеством» — опера Николая Римского-Корсакова
2.4.7. 1900 — «Тарас Бульба» — опера Николая Лысенко
2.4.8. 1971 — «Шинель» — опера Александра Холминова
2.4.9. 1980 ― «Ревизор» ― балет Александра Чайковского
2.4.10. 1987 — «Записки сумасшедшего» — опера Вячеслава Кузнецова
2.4.11. 2005 — «Шинель» — опера Александра Жемчужникова
2.4.12. 2006 — «Ревизор» — опера Владимира Дашкевича
2.4.13. 2002 — «Желтое безумие. Гоголь сжигает рукопись» — третья картина в опере Александра Щетинского «Слепая ласточка»
Трагедия «Мёртвых душ»
Летом 1836 года Гоголь уезжает за границу более чем на 12 лет. За это время он дважды наведывается в Россию, но ненадолго. В эти годы он работает над своим главным литературным трудом – поэмой «Мёртвые души». Сюжет её, как и «Ревизора», был подсказан Гоголю Пушкиным, но многогранно развёрнут самим Николаев Васильевичем. В 1842 году благодаря Белинскому Гоголь издаёт I том в России. Произведение высоко оценивается передовыми писателями того времени.
Работа над вторым томом идёт мучительно. В это время писателя настигает душевный кризис. Он сомневается в том, что литература может что-либо изменить в жизни общества к лучшему. Находясь в тяжёлом душевном состоянии, Гоголь сжигает рукопись уже готового произведения. Чтобы как-то оправдать свой поступок Николай Васильевич публикует «Выбранные места из переписки с друзьями», где пытается объяснить причину своих действий. Здесь же он пишет о первостепенном значении христианского воспитания общества, без которого улучшения в жизни просто невозможны. В этот же период написаны труды теологического характера, самый весомый из которых – «Размышления о Божественной литургии».
Гоголь сжигает вторую часть «Мёртвых душ». |
После паломничества в Святую землю в апреле 1848 года Гоголь навсегда возвращается в Россию. Он путешествует из Одессы в Малороссию, из Петербурга в Москву, посещает Оптину пустынь. В первые месяцы 1852 года окончательно остаётся на жительство в Москве. К этому времени готова новая редакция второго тома «Мёртвых душ», которую Гоголь читает своим друзьям и получает их полное одобрение. Но душу писателя наполняют мистические и религиозные мысли, своё недовольство произведением высказывает протоирей отец Матвей (Константиновский), которые в последние годы находится рядом с Гоголем. В это же время Николай Васильевич безуспешно пытается устроить свою личную жизнь. Под властью глубокого душевного смятения в ночь с 11 на 12 февраля 1852 года писатель сжигает рукопись второго тома «Мёртвых душ» уже готовую к печати. Жить ему остаётся совсем недолго. 21февраля (4 марта) 1852 года в Москве, на Никитском бульваре Гоголь оканчивает свой земной путь.
Первоначально писателя провожают в последний путь на кладбище Свято-Данилова монастыря, в советское время его останки перезахоранивают на Новодевичьем кладбище.
Это интересно:
— Имя Николая Гоголь получил в честь иконы Святого Николая, которая хранилась в местной церкви.
— Гоголь с удовольствием занимался рукоделием: вязал на спицах, шил платья и шейные платки.
5Барский дом в Ясной Поляне (Л.Н. Толстой)
Лев Николаевич Толстой родился 28 августа (9 сентября) 1828 года в Крапивенском уезде Тульской губернии, в наследственном имении матери — Ясной Поляне. Толстой родился в большом барском доме, котрого нет в Ясной Поляне уже полтора века.Строительство этого дома начал князь Н. С. Волконский — дед Толстого. Вначале были построены расположенные в одну линию два совершенно одинаковых каменных флигеля. В них поселилась семья князя, пока шло возведение основной части здания. Однако Н. С. Волконский успел только заложить фундамент и построить каменный первый этаж. Смерть помешала. Дом был достроен отцом писателя Н. И. Толстым.Семья Н. И. Толстого быстро росла и уже не могла довольствоваться существовавшими помещениями. Были построены еще два этажа, но не каменных, а деревянных, оштукатуренных изнутри. Постройка была закончена в 1824 году. Дом получился большой, просторный. Л. Н. Толстой писал, что в нем было 42 комнаты.Яснополянский дом возвели в стиле ампир начала XIX века. На нижнем цокольном этаже были поставлены высокие колонны, между ними — балкон. За колоннами — высокие парадные комнаты. Особенно тщательно был отделан бельэтаж: потолки украшены лепкой, пол устлан паркетом. В остальных комнатах пол был из обыкновенных некрашеных досок.В начале 50-х годов Лев Николаевич служил в Крыму и на Кавказе. Толстой был обыкновенным офицером. И его распорядок дня был обычным: в светлое время суток — походы и бои, в темное — карточные игры. Денежные долги молодого графа Толстого росли, как снежный ком. Когда в 1854 году задолженность перевалила за критическую отметку, Лев Николаевич послал заведовавшему в то время его имущественными делами своему родственнику В. П. Толстому письмо с просьбой продать доставшийся ему в наследство родительский дом, а вырученные деньги срочно выслать в воинскую часть. Просьба была выполнена. Дом продали на снос (то есть очень дешево) соседнему помещику Горохову и вывезли в село Долгое, в 20 верстах от Ясной Поляны.Только через 43 года после продажи дома Толстой побывал в Долгом. В то время дом уже был необитаем. Через два дня после посещения в дневнике от 6 декабря 1897 года он сделал запись: «Четвертого ездил в Долгое. Очень умиленное впечатление от развалившегося дома. Рой воспоминаний».Ни фотоснимков, ни рисунков этого дома в том виде, каким он был в Ясной Поляне, не сохранилось. Есть только фотографии, сделанные уже на новом месте. В 1913 году имение в Долгом было куплено местной крестьянской общиной. Пришедший в полную негодность дом по решению сельского схода был разобран.На месте, где стоял большой яснополянский дом, теперь лежит небольшой камень с надписью: «Здесь стоял дом, в котором родился Л. Н. Толстой»
Краткая биография Николая Васильевича Гоголя
Николай Васильевич Гоголь – классик русской литературы, прозаик, поэт, драматург, критик, публицист. Родился Николай Васильевич Гоголь 1 апреля (20 марта по старому стилю) 1809 года в селе Сорочинцы Миргородского уезда Полтавской губернии Российской империи ( сейчас село Великие Сорочинцы Великосорочинского сельского совета Миргородского района Полтавской области Украины). Умер в Москве в 1852 году 4 марта(21 февраля по старому стилю). Отец – Василий Афанасьевич Гоголь-Яновский (1777-1825). Писал пьесы для домашнего театра и был прекрасным рассказчиком. Мать – Мария Ивановна Гоголь-Яновская ( девичья Косяровская) (1791-1868). Была выдана замуж в возрасте четырнадцати лет. По отзывам современников была исключительно хороша собой. Николай Васильевич родился в старинной дворянской семье Гоголь-Яновских. Назвали его в честь Святителя Николая. При рождении получил фамилию Яновский. В семье рассказывали, что происходят они из старинного казацкого рода. До десяти лет жил с родителями. В десять лет в 1819 году родители отвезли Николая в Полтаву для подготовки в гимназию. С 1821 по 1828 обучение в Гимназии высших наук князя Безбородко в Нежине (сейчас Нежинский юридический лицей). В декабре 1828 переезжает в Санкт-Петербург, где неудачно пробовал стать актером, чиновником. В 1829 была первая неудачная попытка в литературе. Под псевдонимом В.Алов издал поэму «Ганц Кюхельгартен», но после выхода сам уничтожил весь тираж из-за плохих отзывов критиков. В 1829 на месяц уезжает за границу в Любек, но уже в сентябре того же года возвращается в Санкт-Петербург. Благодаря протекции Фаддея Булгарина устраивается на службу в III отделение (политическая полиция в Российской империи), где проработал недолго и с 1830 года работает в департаменте уделов (государственное учреждение осуществляющее управление имуществом).
В 1831 году при помощи Жуковского получил рекомендацию на должность учителя в Женском Патриотическом институте. В 1831-1832 издает «Вечера на хуторе близ Диканьки», первое его крупное произведение, которое было началом его славы, изданное под псевдонимом Рудый Панько. В 1834 назначен на должность адъюнкта по кафедре истории в Петербургском университете. В 1836 году выходит печатное издание комедии «Ревизор» и театральная постановка, благодаря разрешению императора Николая. Тематика «Ревизора» была нова для российской сцены, что вызвало раскол в общественном мнение. Для консерваторов это был демарш, для свободомыслящих – манифест. С июня 1836 года переезжает за границу. Рим, который стал для Гоголя как бы второй родиной, Франция, Германия, Швейцария. В это время серьезно работает над «Мертвыми душами». В 1839 приезжает в Россию, где читает друзьям законченные главы. К лету 1841 первый том был готов и Николай Васильевич отправляется в Россию печатать поэму. Тут сталкивается с большим препятствованием цензуры, но благодаря связям и поддержке влиятельных друзей, произведение с некоторыми исключениями было дозволено к печати и в 1842 году издается под названием «Похождения Чичикова или Мертвые души». В 1845 из-за душевного кризиса сжигает рукопись второго тома «Мертвых душ» и собирается уйти в монастырь. В начале 1848 года из Неаполя отправляется в Палестину поклониться Святому Гробу. И оттуда, через Константинополь и Одессу возвращается в Россию. В последние годы жизни Николай Васильевич Гоголь стал очень религиозным. В 1852 году за неделю до Великого Поста почти перестает есть, перестает выезжать из дому. 18 февраля ( по старому стилю) совсем перестает есть, и 20 февраля врачебный консилиум решает принудительно лечить Гоголя, но 21 февраля( 4 марта по новому стилю) Николай Васильевич Гоголь умирает. Был похоронен 24 февраля (7 марта по новому стилю) на кладбище Данилова монастыря в Москве. 31 мая 1931 перезахоронен на Новодевичьем кладбище в Москве.
Последние оценки: 5 1 5 5 5 5 5 2 2 5
Описание творческого пути
Обрадованный успехом и вдохновлённый своими победами, Гоголь принимается за неустанную работу над остальными своими произведениями. Он непрестанно занимался своим творчеством, а его источником энергии было желание стать в глазах так уважаемых им Пушкина и Жуковского выше. Глядя на них, вдохновляясь ими, Николай Васильевич перестал относиться к занятиям творчеством с той долей пренебрежения, которая присутствовала раньше. Он начал воспринимать свой талант и тягу к писательству настолько серьёзно, насколько это возможно. В это время вышли следующие произведения гениального сатирика (интересным фактом является то, что большинство из них были изданы под псевдонимом Гоголя Алов):
- «Портрет»
- «Невский проспект»
- «Записки сумасшедшего»
- «Нос»
Позже вышли и более популярные произведения Гоголя:
- «Старосветские помещики»
- «Тарас Бульба»
- «Вий»
- «Повесть о том, как Иван Иванович поссорился с Иваном Никифоровичем»
Все эти плоды невероятных трудов Гоголя принесли ему и всеобщую любовь и популярность. Интересным фактом является то, что его считали преемником Пушкина, потому как идеи многих их произведений были схожи, они не боялись говорить свободно, ратовали за права народа. Главным считалось то, что в произведениях Гоголя главными героями были «маленькие люди», незаметные и тихие, они присутствовали в жизнях власть имеющих, как тени, и ничего не значили. Но Гоголь пишет о том, что и у них есть чувства, и они радуются, и сожалеют, они также достойны внимания.
Но Николаю Васильевичу удалось реализовать не весь свой потенциал, поэтому он с головой ушёл в работу над «Ревизором», который впоследствии станет шедевром русской классической литературы. Это произведение было особенным для Гоголя. Он понимал, что не смог реализовать себя на служебном поприще и активно влиять на жизнь народа, поэтому писатель пожелал делать это с помощью своих произведений. Сатирик страстно желал быть не просто созидателем, но и создающим эпоху человеком, меняющим и совершенствующим все устаревшие жизненные аспекты, коих было предостаточно. Именно для это и писался «Ревизор», для этой цели и создавались «Мёртвые души».
Поэма в прозе Гоголя является абсолютно гениальным произведением, в котором были показаны и высмеяны все пороки знати и купечества, осуждён крепостной уклад. Автор подталкивает читателя на размышления о том, правильно ли устроено государство, так ли должно всё быть? Разумеется, самые разнообразные настроения, вызванные провокационными на то время произведениями Гоголя, не понравились правительству, поэтому у Николая Васильевича было множество проблем в связи с этим.
Знакомство с городом
Молодой писатель приезжает в Петербург с намерением остаться здесь навсегда. Он покорен красотой города и мечтает, что в самом ближайшем будущем сможет себе позволить снимать квартиру с видом на красавицу Неву. Гоголь понимает, что здесь его жизнь полностью изменится и все его мечтания связаны именно с этим.
Пока же молодой человек не имеет возможности снимать дорогостоящую квартиру, он останавливается в доме скромного аптекаря Трута. Немного позже он переезжает на известную Мещанскую улицу, которая упоминается в некоторых произведениях Гоголя. В своих письмах автор описывает улицу как «пристанище табачных лавок, чухонских нимф и немцев-ремесленников».
Также в своих посланиях друзьям и близким он рассказывал о доме, где проживал. Молодой человек пишет, что там находились люди самых разных сословий и различные мелкие лавочки:
- двое портных;
- сапожная мастерская;
- работники чулочной фабрики;
- декатировщик и красильщик;
- табачная лавка.
Для Николая Васильевича город всегда был самым необычным и волшебным, словно наполненный особой душевной атмосферой. Спустя несколько десятилетий Рим смог заменить автору Петербург, но далеко не полностью, поэтому все чаще он возвращался на Родину.