Сочинения и анализ романа «преступление и наказание»

Роман «преступление и наказание». своеобразие жанра. особенности сюжета план-конспект по литературе

Интересные факты о раннем творчестве Достоевского

  1. В 1844 году было опубликовано его первое литературное произведение — перевод романа «Евгения Гранде». Затем последовали еще несколько переводов.
  2. Первый роман Достоевского «Бедные люди» (1846 г.) был назван В. Г Белинским, первым в России социальным романом. Этот роман был коммерчески успешен.
  3. Об успехе романа «Бедные люди» Достоевский говорил, как о самом светлом времени своей юности. Этот успех придал ему духовных сил для дальнейшего творчества.
  4. После прочтения романа «Бедные люди» Известный литературный критик В. Г Белинский («Неистовый Виссарион») отзывался о Достоевском, как о восходящей звезде и будущем великом писателе гоголевской школы.
  5. Белинский на равных принял Достоевского в тесный круг своих соратников.
  6. Второй роман «Двойник» (1846 г.) вызвал критику и непонимание со стороны Белинского и его соратников, которые высмеивали талант Достоевского.
  7. С 1846 — 1848 гг. Достоевский опубликовал несколько своих рассказов и повестей в журнале «Отечественные записки», но они не имели успеха.
  8. В 1848 года Достоевский знакомится с коммунистом Н. А. Спешневым и вступает в его тайное сообщество, состоявшее из радикально настроенных петрашевцев.
  9. Написание романа «Неточка Незванова» было прервано арестом Достоевского из-за его связи с петрашевцами и чтения запрещённого «Письмо Белинского Гоголю».
  10. За связь с революционерами Достоевский в 1849 году был арестован и заключен под стражу в Петропавловскую крепость.

Интересные факты о Достоевском и его жизни в ссылке в Омске

  1. До вынесения приговора Достоевский был под стражей восемь месяцев. Именно тогда он написал рассказ «Маленький герой», который был опубликован только в 1857 году.
  2. 13 ноября 1849 году будущий великий писатель был приговорен к смертной казни.
  3. При инсценировке казни Достоевский был помилован, а казнь заменили на 8 лет каторжных работ в Омске.
  4. Федор Михайлович Достоевский до самого последнего момента не знал о замене смертной казни на каторжные работы.
  5. Император Николай I сократил срок заключения писателю с 8 до 4 лет, но после наказания приказал ему уйти в армию в чине рядового.
  6. Отбывал наказание в 1850–1854 гг. на каторге в Омске.
  7. На каторге Достоевский мог тайно писать только, находясь в лазарете, так как был лишен права переписки. Впечатления от пережитого в ссылке писатель отразил в «Записках из Мёртвого дома».
  8. Служа в линейном батальоне он влюбился в Марию Исаеву, жену надсмотрщика. Эти отношения были для Достоевского непростыми, но вскоре после смерти мужа Исаевой, он женился на ней в 1857 г.

Факты о жизни и творчестве Достоевского после каторги

  1. Достоевский ушел в отставку с армейской службы в 1859 году и поселился жить в Твери.
  2. Федор Достоевский с Марией Исаевой и ее сыном впервые после освобождения из каторги посещают Петербург в декабре 1859 года.
  3. В 1861 году Достоевский со своим старшим братом Михаилом начал издавать журнал «Время», а с 1863 года журнал «Эпоха». Журналы быстро приобрели большую популярность и обеспечили братьям достойную жизнь.
  4. Свои романы «Оскорбленные и униженные», «Записки из мёртвого дома» и «Записки из подполья», Достоевский впервые опубликовал в журналах «Время» и «Эпоха»
  5. Достоевский на страницах журнала «Время» и «Эпоха» делился своим мнением о политической ситуации в России. Он писал, что страна должна объединить все социальные слои и классы под мудрым руководством монарха и Православной церкви. А путь Западной Европы он считал гибельным для России.
  6. В 1862 — 1863 годах Достоевский впервые выезжает за границу и путешествует по Германии, Франции, Швейцарии, Италии и Англии. В этой поездке писатель пристрастился к азартной игре в «рулетку», что привело к финансовым трудностям.
  7. 1864 год стал для Достоевского годом большой трагедии. Умер не только его любимый брат Михаил, но и его первая жена Мария. После этого Достоевский взял на себя издание журнала «Эпохи», который был по уши в долгах и заботу о семье брата.
  8. В 1866 году в Висбадене (Германия) писатель начинает работу над романом «Преступление и наказание».
  9. 1866 год вынуждает Достоевского работать одновременно над двумя романами: «Преступление и наказание» и «Игрок», основанными на впечатлениях от поездки в Европу.
  10. В 1877 году Достоевский был избран членом Академии наук. А 1879 году на международном литературном конгрессе в Лондоне он был избран членом Почетного комитета Международной литературной ассоциации.

Сенная площадь

Вот так выглядела Сенная площадь, которую описывал Достоевский в романе: «На улице жара стояла страшная, к тому же духота, толкотня, всюду известка, леса, кирпич, пыль и та особенная летняя вонь … Нестерпимая же вонь из распивочных, которых в этой части города особенное множество, и пьяные, поминутно попадавшиеся, несмотря на буднее время, довершили отвратительный и грустный колорит картины».

Летопись 1880 года, Сенная Площадь

Проходя по Сенной площади, трудно не согласиться с мнением писателя. Бесспорно, за это время город видоизменился, но серость, «толкотня», бесконечно зловонный запах и «прочие прелести» Сенной площади дают серьёзный аспект для размышлений. Размышлений о цикличности, о закономерности событий.  Неоднозначно, но разве Достоевский был не прав, когда описывал Сенную площадь?

Неизмеримо важно чувствовать жизнь, чтобы описать места, которые по прошествии столетий не изменят  душевного мира внутри города. Есть ли душа там – вопрос открытый

Однако то, что не несёт в себе души, умиротворения и спокойствия, не несёт в себе – ничего. Душа – это то, чего не осталось в городе. Вероятно, именно это и хотел подчеркнуть писатель.

Так выглядит Сенная площадь сейчас, Автор фото: Чех София

Важно отметить, что Сенная площадь — главное место, описанное в произведении Достоевского. Здесь, Раскольников узнает о старухе-процентщице

Затем на углу переулка Гривцова (во времена Достоевского назывался Конным) главный герой подслушал разговор сестры старухи Лизаветы, из которого узнал о том, когда процентщица будет дома одна. Вдруг Раскольников вспоминает слова Сони Мармеладовой: «Поди на перекресток, поклонись народу, поцелуй землю, потому что ты и пред ней согрешил, и скажи всему миру вслух: «Я убийца!».

Раскольников размышляет о районе Сенной в Петербурге: «почему именно, во всех больших городах, человек не то что по одной необходимости, но как-то особенно наклонен жить и селиться именно в таких частях города, где нет ни садов, ни фонтанов, где грязь и вонь, и всякая гадость».

С этого момента и началась внутренняя борьба Раскольникова, а наш путь лежит от Сенной площади к другой стороне канала Грибоедова. Двигаемся по Сенному мосту. Во времена, когда жил Достоевский, этого моста не было, поэтому герои передвигались по Кокушкину мосту, но мы к нему еще вернемся.

Вид на Сенной мост, Автор фото: Чех София

Если обратить внимание, то виднеется и сам дом Достоевского. Находится он на углу Столярного переулка и Казначейской улицы (раньше называлась Малая Мещанская).Писатель любил снимать угловые квартиры с видом на перекресток, так он наблюдал за жизнью людей, а перекресток для Достоевского являлся прообразом креста, то есть искупления грехов

Казначейская ул., слева дом Достоевского (как выглядел Петербург во времена Достоевского)

Сейчас на доме висит мемориальная доска. Именно здесь Достоевский и писал «Преступление и наказание». Адрес: Казначейская 7, дом где жил в 1864-67 гг. Достоевский

Мемориальная доска на доме Достоевского

Роман за 26 дней. С домом писателя связано написание и романа «Игрок». Роман написан за 26 дней, так как Достоевский проиграл в карты во время поездки в Баден-Баден, и по возвращению в Россию пришлось подписать кабальный контракт с издателем Стелловским. Условием контракта было то, что если Достоевский не успеет сдать роман в назначенные сроки, то отдаст проигранные деньги. Интересный факт: в итоге писатель нанимает стенографистку Анну Григорьевну Сниткину, которая успевает дописать его роман за 26 дней. Вскоре она становится его женой.

Образ Раскольникова

Юноша привлекателен, довольно умен, честолюбив. Однако ситуация в жизни, в которую он попал, а вернее — социальная обстановка, не дают возможности ему не то что воплотить в жизнь таланты, но и даже до конца выучиться в институте, отыскать хорошую работу.

Его сестра скоро «продастся» нелюбимому человеку (сочетается браком с Лужиным из-за денег). Мать Родиона в нищете, а любимой девушке приходится быть проституткой. И Раскольников не видит иного способа, помимо как достать значительную сумму денег. Однако воплотить в жизнь идею быстрого обогащения можно лишь за счет грабежа (в этом случае оно влечет в дальнейшем убийство).

С учетом морали, Родион не имеет права убивать человека, а рассуждения, что старушка и так еще недолго проживет, либо что она не может «жидовать» на горе остальных людей — не является оправданием и поводом для дальнейшего убийства. Но Родиона хоть и мучает совесть из-за преступления, он до последнего убежден, что невиновен: он объясняет это тем, что думал тогда о том, как помочь родным.

Факты про образование Достоевского

  1. С 1832 — 1834 годы Федор Достоевский был на домашнем и полупансионном обучении. Отец передумал отдавать Федора в Московский пансион, где к ученикам применялись телесные наказания.
  2. Первыми учителями Федора и его брата Михаила были: дьякон Екатерининского института И. В. Хинковский, который учил братьев Закону Божиему, русскому языку, словесности, арифметике и географии. Преподаватель Н. И. Драшусов, учивший их французскому языку. Отец Федора, Михаил Андреевич, обучал будущего писателя латыни.
  3. С 1834 года Достоевский учился в одном из лучших московских пансионов имени Чермака, где по словам преподавателей и сокурсников, его больше тянуло к литературе и чтению, а не играм.
  4. 1837 — 1843 гг. Достоевский по настоянию отца учился в Главном военно-инженерном училище Санкт-Петербурга. А все потому, что отец будущего писателя не верил, что творчество и карьера писателя его сможет прокормить.
  5. Учеба в инженерном училище мало интересовала молодого Достоевского. По ночам и в свободное время он искал облегчения от занятий, читая Шекспира, Гёте, Руссо, Байрона, Бальзака, Гюго, Гоголя и других русских писателей.
  6. В детские и студенческие годы Достоевского тянуло к исторической и романтической литературе, особенно к произведениям Вальтера Скотта, Энн Рэдклифф, Карамзина, Шиллера и Александра Пушкина, произведения которого он знал почти все наизусть. (Советую прочитать интересные факты о Пушкине и его жизни).
  7. Во время учебы в инженерном училище в 1838 году 17-летний писатель с товарищами создал литературный кружок.
  8. В 1843 году после окончания училища он был зачислен полевым инженером в Петербургскую инженерную команду в чине подпоручика.
  9. Летом 1844 года, через полгода после выпускного подал рапорт об отставке, решив посвятить себя всецело литературе и писательству, о чем мечтал с юных лет.

Дом Бакалеева

Отрывок из книги:

  • С часу на час. Приискал им на первый случай квартиру.
  • Где? — слабо выговорил Раскольников.
  • Весьма недалеко отсюда, дом Бакалеева…
  • Это на Вознесенском, — перебил Разумихин, — там два этажа под нумерами; купец Юшин содержит; бывал.
  • Да, нумера-с…
  • Скверность ужаснейшая: грязь, вонь, да и подозрительное место; штуки случались; да и черт знает кто не живет!

Дом Бакалеева можно найти по адресу: Вознесенскй пр., 22. Он находится на углу Большой Мещанской улицы, это бывшая «Варваринская гостиница», где Лужин поселил мать и сестру Раскольникова.

20 июля, в день, когда Раскольников сознался в убийстве, он приходил прощаться с матерью и сестрой. «Костюм его был ужасен: всё грязное, пробывшее всю ночь под дождем, изорванное, истрепанное. Лицо его было почти обезображено от усталости, непогоды, физического утомления и чуть не суточной борьбы с самим собою».

Раскольников попал под дождь, 20 июля по старому стилю — Ильин день, когда все верят, что в этот день Илья-пророк проезжает по небу на колеснице. Тогда грохочет гром, сверкают молнии. Так святой поражает людей, преступивших Божий закон. Дождь в этот день очищает от зла. Поэтому, по замыслу писателя, вечером того дня Раскольников сознался в преступлении.

Сенная площадь

Начало маршрута — Сенная площадь. Эта суетная площадь была источником сюжетов для многих произведений Достоевского.

Сенная площадь

Именно здесь в трактире рядом с Сенной площадью Раскольников узнал из разговора студента и офицера о богатой старухе процентщице. А позднее на углу переулка Гривцова (тогда он назывался Конный) подслушал разговор сестры старухи Лизаветы из которого узнал о том, когда процентщица будет дома одна.

Суета на Сенной площади

На Сенной площади он не раз попытается раскаяться публично. Соня Мармеладова уговорила его выйти на площадь и покаяться. Он выйдет, встанет на колени посреди площади, но любопытная толпа испугает его.

Вид на Сенную площадь с канала Грибоедова

«Преступление и наказание» жанр

Жанр «Преступление и наказание» — роман, главное место в котором занимают социальные и философские проблемы современной писателю русской жизни.

«Преступление и наказание» жанр

«Преступление и наказание» является психологическим романом, так как в нём главное место занимает описание душевных мук человека, совершившего убийство. Углублённый психологизм — характерная черта творчества Достоевского. Самому преступлению посвящена одна часть романа, а душевным переживаниям убийцы остальные пять частей. Следовательно, для писателя важнее всего изобразить муки совести Раскольникова и его решение покаяться.

Философская тема романа — рассуждение о «праве на кровь», то есть рассмотрение «вечного» морального вопроса: оправдывает ли высокая цель преступные средства? Философская идея романа формулируется так: никакая благородная цель не оправдывает убийство, не человеческое дело решать, достоин ли какой-либо человек жить или недостоин.

Раскольников убивает ростовщицу Алёну Ивановну, которую сам писатель рисует чрезвычайно непривлекательной: «Это была крошечная, сухая старушка лет шестидесяти, с вострыми и злыми глазками, с маленьким вострым носом и простоволосая. Белобрысые, мало поседевшие волосы её были жирно смазаны маслом. На её тонкой и длинной шее, похожей на куриную ногу, было наверчено какое-то фланелевое тряпьё…» (1, I). Алёна Ивановна вызывает отвращение, начиная с приведённого портрета и деспотического отношения к сестре Лизавете и заканчивая её ростовщической деятельностью, это она похожа на вошь (5, IV), сосущую человеческую кровь. Однако, по мнению Достоевского, даже такую противную старушонку убивать нельзя: любая личность священна и неприкосновенна, в этом отношении все люди равны. По христианской философии, жизнь и смерть человека в руках Божиих, а людям этого решать не дано (поэтому убийство и самоубийство — смертные грехи). Достоевский с самого начала усугубляет убийство зловредной процентщицы убийством кроткой, безответной Лизаветы. Итак, желая проверить свои возможности сверхчеловека и готовясь стать благодетелем всех бедных и униженных, Раскольников начинает свою благородную деятельность с того, что убивает (!) старуху и юродивую, похожую на большого ребёнка Лизавету.

Отношение писателя к «праву на кровь» проясняется, помимо прочего, в монологе Мармеладова. Рассуждая о Страшном суде, Мармеладов уверен, что Бог в конце концов примет не только праведников, но и опустившихся пьяниц, ничтожных людей, подобных Мармеладову: «И скажет нам: «Свиньи вы! образа звериного и печати его; но приидите и вы!». (…) И прострёт к нам руце свои, и мы припадём… и заплачем… и всё поймём! Тогда всё поймём!..» (1, II).

Теперь вы знаете особенности жанра «Преступление и наказание», какие вопросы и проблемы общества хотел показать Достоевский.

Вам может быть интересно:

  • Что нужно сделать, чтобы не отказали в кредите? Как…
  • Интересные факты о человеческих волосах
  • Интересные факты о детективах
  • Жук-носорог краткое описание

Творческий процесс

Лихорадочная работа началась заново. И в 1866 году первая часть была напечатана в журнале «Русский вестник». Срок, отпущенный на создание романа, подходил к концу, а замысел писателя лишь расширялся. История жизни главного героя гармонично переплелась с историей Мармеладова. Чтобы удовлетворить требования заказчика и избежать творческой кабалы, Ф. М. Достоевский прерывает работу на 21 день. За это время он создаёт новое произведение под названием «Игрок», отдаёт в издательство и возвращается к созданию «Преступления и наказания». Изучение криминальной хроники убеждает читателя в актуальности проблемы. «Я убеждён, что сюжет мой отчасти оправдывает современность», – писал Достоевский. Газеты рассказывали о том, что участились случаи, когда убийцами становились молодые образованные люди, подобные Родиону Раскольникову. Напечатанные части романа пользовались большим успехом. Это вдохновляло Достоевского, заряжало его творческой энергией. Свою книгу он дописывает в Люблине, в имении у сестры. К концу 1866 года роман был закончен и напечатан в «Русском вестнике».

Книга 1 – “Преступление и наказание” (1866)

Хрестоматийный роман Достоевского “Преступление и наказание” прошел долгий путь в сознании автора от замысла до реализации. О сильной личности, которая не боится ни угрызения совести, ни суда, Федор Михайлович стал задумываться в те времена, когда сам сидел на каторжных нарах. По иронии судьбы, именно сюда и вернулся его главный герой. Зарисовки сюжетных линий были разбросаны по отдельным рассказам и черновикам, которые Достоевский впоследствие соединил. Первые главы будущего шедевра были написаны в Висбадене. Писатель проиграл залог от издательства в карты, потому работал голодный, холодный, освещая путь своему Раскольникову огарком свечи. После публикации “Преступление и наказание” вызвало мощную волну полемики, которая, надо сказать, не утихает до сих пор. Роман по-прежнему является объектом исследования многих ученых, ведь это кладезь идей и смыслов.

Сюжет. Родион Романович Раскольников – обыкновенный питерский студент, вернее, бывший студент. Из-за крайней нужды ему пришлось бросить образование. Он снимает грязную, тесную каморку под самой крышей, постоянно голодает и не видит ничего, кроме желтых стен своего ненавистного пристанища. В этой нездоровой атмосфере у Раскольникова рождается странная теория, о том, что все люди делятся на два типа – обыкновенные люди (для которых закон писан) и “необыкновенные” (те, кто может переступить через закон, ведь они сами “законодатели человечества”; к этим “сверхличностям” Раскольников относит в первую очередь своего кумира Наполеона).

Для воплощения своей теории в жизнь Раскольников выбирает старуху-процентщицу Алену Ивановну, на самом деле мерзкую и никому не нужную особу. Невероятная скряга, она брала вещи за бесценок и ставила на них неподъемные проценты, чем и зарабатывала на свое сытое житье. Последней каплей для Родиона стало письмо из дома, в котором сообщалось, что скоро его сестра – красавица Дуня – будет выдана замуж за “благодетеля” Петра Петровича Лужина. Раскольников прекрасно понимал, что Дуня Лужина не любит и что это жертва для спасения семьи, в частности, его самого.

Раскольников убивает процентщицу топором, но внезапно появившаяся сестра Алены Ивановны, робкая Лизавета, рушит его планы. Как свидетельницу, Родиону приходится убить и ее. Он мечется в агонии по залитой кровью квартире и понимает, что все происходит не так, как планировалось… Ну, а дальше наступает длинный и непростой путь Раскольникова после преступления, исполненный мук и душевных метаний. Ему предстоит познакомиться со многими необычными людьми – пьяницей Мармеладовым, его женой Катериной Ивановной, жертвенной Сонечкой, ставшей на путь проституции ради спасения семьи, подлым помещиком Свидригайловым и, конечно же, следователем Порфирием Петровичем – главным оппонентом, мучителем и гласом совести Раскольникова-преступника.

Как тема “обожения” развивается в “Преступлении и наказании” вне образа Раскольникова?

Две героини «Преступления и наказания» живут согласно первому принципу — когда человек полностью приносит себя в жертву другим, ничего не ожидая и не требуя для себя взамен — Соня и Лизавета. Лизавета просто каждому отдает то, что от нее хотят: и тело, и жизнь — и повседневную заботу. Раскольникову она отдает жизнь — не вскрикнув, не выдав, — но и рубашку ему, как выясняется, чинила тоже она. Лизавета, воплотившая полноту самоотдачи, по словам Сони, «Бога узрит».

Соня же еще видит в себе остатки эгоизма — и именно это она имеет в виду, когда говорит о себе: «Я великая, великая грешница». Это — а вовсе не то, что она проститутка (и это было прямо проговорено в черновиках — и, по всей видимости, в первом варианте сцены чтения Евангелия, которую Достоевский вынужден был переработать под давлением редакции). Она открывает Раскольникову свой грех, когда он пытается заставить ее «подумать», перейти на поле «рационального» мышления, предъявляя ей ее обиду (он ей говорит: «Катерина Ивановна ведь вас чуть не била?»). И этот ее великий грех — отказ в просьбе Катерине Ивановне, попросившей у нее воротнички. Грех — в том, что есть еще вещи, которые могут заслонить от нее радость самоотдачи.

При этом интересно и характерно, что Достоевский показывает, как большая, воистину крестная, жертва оказывается более и быстрее возможна для человека, чем мелкие жертвы повседневности.

Дневник кропотливой работы

Изучение истории создания романа «Преступление и наказание» невозможно без черновых записей писателя. Они дают возможность понять, сколько труда и кропотливой работы над словом было вложено в произведение. Менялся творческий замысел, расширялся круг проблем, перестраивалась композиция. Чтобы лучше разобраться в характере героя, в мотивах его поступков Достоевский изменяет форму повествования. В окончательной третьей редакции рассказ ведётся от третьего лица. Писатель предпочёл «рассказ от себя, а не от него». Кажется, что главный герой живёт своей самостоятельной жизнью и не подчиняется своему создателю. Рабочие тетради рассказывают о том, как мучительно долго сам писатель пытается понять мотивы преступления Раскольникова. Не найдя ответа, автор решил создать героя, в котором «два противоположных характера поочерёдно сменяются». В Раскольникове постоянно борются два начала: любовь к людям и презрение к ним. Нелегко было Достоевскому написать финал своего произведения. «Неисповедимы пути, которыми находит бог человека», – читаем мы в черновике писателя, однако сам роман заканчивается иначе. Это заставляет нас размышлять, даже после того, как прочитана последняя страница.

Тест по произведению

  1. Вопрос 1 из 16

Замысел романа

Объективная реальность, условия жизни людей, живущих в первой половине девятнадцатого века, тесно связаны с историей создания «Преступление и наказание» Достоевского. В произведении писатель попытался изложить свои размышления об актуальных проблемах современного ему общества. Книгу он называет романом – исповедью. «Всё сердце моё с кровью положится в этот роман», – мечтает автор. Желание написать произведение такого рода появилось у Фёдора Михайловича Достоевского на каторге в Омске. Тяжёлая жизнь каторжанина, физическая усталость не мешали ему наблюдать жизнь и анализировать происходящее. Будучи осуждённым, он задумал создать роман о преступлении, но начать работу над книгой не решался. Тяжёлая болезнь не позволяла строить планы и отнимала все нравственные и физические силы. Воплотить свою идею в жизнь писателю удалось лишь спустя несколько лет. За эти годы было создано несколько других известных произведений: «Униженные и оскорблённые», «Записки из подполья», «Записки из мёртвого дома».

Проблемы, затронутые в этих романах, найдут своё отражение в «Преступлении и наказании».

Примечания[править | править код]

  1. Г. Фридлендер. Примечания. Ф. М. Достоевский. Собрание сочинений в двенадцати томах. Том 5. Москва: Правда, 1982. С. 538—539.
  2. В. В. Дудкин. Достоевский в немецкой критике (1882—1925). — Достоевский в зарубежных литературах. Ленинград: Наука, 1978. С. 183—184.
  3. Г. Фридлендер. Примечания. Ф. М. Достоевский. Собрание сочинений в двенадцати томах. Том 5. Москва: Правда, 1982. С. 538.
  4. В. В. Дудкин. Достоевский в немецкой критике (1882—1925). — Достоевский в зарубежных литературах. Ленинград: Наука, 1978. С. 175, 179.
  5. Н. И. Кравцов. Творчество Достоевского в зарубежных славянских литературах. — Достоевский в зарубежных литературах. Ленинград: Наука, 1978. С. 69.
  6. И. П. Володина. Достоевский и итальянская литература XIX—XX в. — Достоевский в зарубежных литературах. Ленинград: Наука, 1978. С. 5.
  7. Н. И. Кравцов. Творчество Достоевского в зарубежных славянских литературах. — Достоевский в зарубежных литературах. Ленинград: Наука, 1978. С. 74—78.
  8. Birutė Masionienė. Literatūrinių ryšių pėdsakais. Vilnius: Vaga, 1982. P. 64—65.
  9. Седьмая глава первой части романа на языке эсперанто, представленная на сайте издательства «Sezonoj»

Сенная площадь и дом Сонечки Мармеладовой в романе «Преступление и наказание»

Сенная площадь — одно из главных мест, описанных в произведении Достоевского. Раньше здесь находились торговые ряды и писатель так описывает Сенную площадь: «Все торговцы на столах, на лотках в лавках и в лавочках запирали свои заведения или снимали и прибирали свой товар и расходились по домам, равно как и их покупатели. Около харчевен в нижних этажах, на грязных и вонючих дворах домов Сенной площади, а наиболее у распивочных, толпилось много разного и всякого сорта промышленников и лохмотников. Тут лохмотья не обращали на себя ничьего высокомерного внимания, и можно было ходить в каком угодно виде, никого не скандализуя». Герой Достоевского Раскольников — один из этой толпы и на протяжении всего романа Сенная площадь манит его. Здесь он услышал, что «завтра, ровно в семь вечера», старуха-ростовщица «останется дома одна» и здесь возникла мысль о преступлении. На Сенной площади он всенародно кается: «Все разом в нем размягчилось, и хлынули слезы. Как стоял, так и упал он на землю…Он стал на колени среди площади, поклонился до земли и поцеловал эту грязную землю с наслаждением и счастьем…». Раскольников осознал преступление, смирился и покаялся перед наказанием.

Пройдем от Сенной площади по Садовой улице до Кокушкина переулка и по нему выйдем на канал Грибоедова к Кокушкину мосту, откуда хорошо видна кривизна канала. Во времена Достоевского здесь протекала речка Глухая. При Екатерине II речку спрямили и канал стал называться Екатерининским, а в народе — Катькиной канавой.

Сонечка Мармеладова жила на Набережной канала Грибоедова в доме №73 на пересечении с Казначейской улицей, всего в одном квартале от Кокушкина моста, откуда виден край ее дома.

История создания

Во время своего пребывания на каторге Федор Михайлович вынужден был общаться не только с политическими преступниками, но и с опасными уголовниками – убийцами и ворами. Наблюдая за этими человеческими типажами, писатель пришел к выводу, что в подавляющем большинстве преступления были совершены этими людьми на почве страшного отчаяния. После отмены крепостного права многие крестьяне, не имевшие средств к существованию, отправлялись в большие города, где пьянствовали, грабили и убивали.

Именно тогда у писателя впервые возникла идея написать роман, полный драм и внутренних конфликтов. По плану произведение задумывалось как исповедь Раскольникова, в котором раскрывался духовный опыт главного героя. Однако во время написания романа автор стал понимать, что не в состоянии ограничиться переживаниями одного Раскольникова – сюжет требовал большей глубины и наполненности. Отнесшись с большой долей критики к написанному материалу, Достоевский сжег практически завершенный роман и написал его заново – таким, каким знает его весь литературный мир.

Проблема у писателя возникла и с названием произведения. Было несколько рабочих версий, среди которых «Рассказ преступника», «Под судом». В результате он остановился на варианте «Преступление и наказание». Суть и смысл названия романа заключается не только в уголовном наказании за совершение преступления, но, прежде всего, в душевных муках преступника. Любое злодеяние влечет за собой неизбежное наказание, и скрыться от него невозможно.

Над романом Федор Михайлович трудился в 1865-1866 годах, и сразу после завершения он был опубликован в популярном журнале «Русский вестник». Реакция на произведение была весьма неоднозначной, от резкого неприятия до бурного восхищения.

В 80-х годах 19 столетия роман был переведен на многие европейские языки. Влияние его на мировой литературный процесс оказался огромным: писатели стали развивать тему, затронутую Достоевским и, порой, откровенно подражать классику, в разных городах мира были поставлены театральные постановки, позже нетленное произведение было многократно экранизировано.

Посмотрите, что еще у нас есть:

  • для самых рациональных — Краткое содержание «Преступление и наказание»
  • для самых нетерпеливых — Очень краткое содержание «Преступление и наказание»
  • для самых компанейских — Главные герои «Преступление и наказание»
  • для самых крутых — Читать «Преступление и наказание» полностью

Дом старухи процентщицы — канал Грибоедова 104

Далее мы подходим снова каналу Грибоедова, но с другой стороны. Идём мы к тому самому месту преступления. Дом где жила старуха процентщица, ростовщица Алена Ивановна — канал Грибоедова 104. Дом находится прямо у Харламова моста.

Внешне дом напоминает утюг, его так и прозвали — «дом-утюг».

Дом старухи процентщицы, канал Грибоедова 104

«С замиранием сердца и нервною дрожью подошел он к преогромнейшему дому, выходившему одною стеной на канаву, а другою в -ю улицу.…».

Раскольников зашёл во двор со стороны Средней Подьяческой улицы.

Прямо — Проспект Римского-Корсакова, налево за домом 104 улица Средняя Подьяческая, туда и свернул Раскольников

Вы и сейчас можете пройти в открытую арку. Дом после ремонта, двор выглядит очень чисто, стены покрашены свежей краской, везде стеклопакеты. Так-что сейчас ничего общего с той обстановкой.

Двор дома старухи процентщицы Двор дома старухи процентщицы

Со двора выходим через другую арку на канал Грибоедова, как и сделал Раскольников.

Выход со двора на канал Грибоедова

Внешне, со стороны канала Грибоедова, всё выглядит исторически достоверно.

Вход в арку со стороны канала ГрибоедоваНабережная канала Грибоедова, вид на Харламов мост со стороны дома старухи процентщицы

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Кубанские звезды
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: