История создания собора
В 1732 году на территории Кадетского корпуса, который располагался во дворце, ранее принадлежавшему князю Меньшикову, была открыта небольшая лютеранская церковь. Ее первыми прихожанами были кадеты, учителя и офицеры, служившие в корпусе. Свободный вход в маленькую домовую церковь разрешили также жителям окрестных кварталов.
С позволения Николая I церковь получила имя Святого Архангела Михаила. Это произошло в 1834 году. Время шло — приход рос, и уже в 1841 году старое здание было решено снести, потому что оно уже не вмещало всех прихожан. Для преподавателей, офицеров и кадетов открыли церковь в здании корпуса. Остальные прихожане, а их было больше 2000 человек, должны были разойтись по другим общинам. Но они поступили по-другому: сняли для своей общины частный дом, принадлежащий архитектору Льву Яковлевичу Тиблену. Прихожане несколько лет собирали деньги на покупку места для новой церкви и на ее строительство.
Только в 1874 году городские власти дали разрешение на возведение нового храма. Закладка фундамента произошла 23 октября 1874 года. Новую вместительную церковь доверили спроектировать архитектору Карлу Бульмерингу.
Строительство было завершено в 1876 году. Новый собор освятил епископ Юлиус фон Рихтер. Немного позже, в 1886 году, было решено переделать фасад, сделать его более нарядным. Его проект был заказан академику архитектуры Рудольфу Бернгарду, который был прихожанином церкви. Так церковь приобрела знаменитый псевдоготический фасад.
Историки отмечают, что церковь в то время отличалась роскошным внутренним убранством и имела отменную акустику. В храме играл один из лучших в Санкт-Петербурге органов. При церкви был открыт приют для сирот, где они могли учиться, а также существовало общество попечения неимущих и вдовий приют.
Что происходит в кирхе в настоящее время
Все чаще люди начали сюда приходить исключительно для фотосессий. Еще бы, внутреннее убранство в Анненкирхе приобрело зловещую атмосферу из преисподней. Ощущение, будто здесь побывал сам дьявол и сжег все до тла.
Именно благодаря ажиотажу интерьеры церкви решили пока не реставрировать, а просто укрепить осыпающуюся штукатурку, сохранив оригинальность помещений.
Несмотря на то, что церковь святой Анны Анненкирхе в Санкт-Петербурге не была полностью отреставрирована, сегодня в ее стенах до сих пор проходят богослужения, пасторы проводят мессы на русском и английском языках. А также здесь проводятся выставки, фестивали, лекции и концерты. Прихожанам лютеранского вероисповедания открыт доступ в церковь.
Рядом с лестницей, ведущей на второй этаж находится вход в подвальное помещение, в котором расположилась интересная выставка «Будь верен», посвященная истории кирхи, жизни пасторов и прихода. Перед спуском пригните голову, косяк очень низкий.
Сам подвал довольно атмосферный, и напоминает катакомбы с тесными стенами и низким потолком. Вдоль прохода висят заметки и фотографии. Высота потолка около 170 сантиметров. Длинный коридор заканчивается узким проходом в соседнее помещение, который будет испытанием для полных людей.
Здесь же находится молельная комната квадратной формы с расписанными стенами. Вдоль двух стен стоят лавочки (не вошли в кадр), на которые можно присесть и помолиться прочитав молитву «Отче наш» в углу комнаты.
В холле на втором этаже расположена кофейня с небогатым ассортиментом меню, в основном здесь подают горячие, холодные напитки и закуски.
Зато за столиком можно провести время с пользой, поиграв в развивающие настольные игры.
Мебель на втором этаже идеально вписывается в сгоревший интерьер. Однако на диване редко, кто отдыхает. Может думают, что он грязный, хотя это не так. Зато с позволения персонала можно поиграть на пианино.
Слева от барной стойки находится небольшая, но уютная часовня с алтарем, вмещающая около 30-ти человек. Там же стоит полка с религиозной литературой, доступной для ознакомления.
Во времена СССР с колокольни исчез колокол, который до сих пор не вернули на обратно. Вместо этого слева от входа в часовню повесили небольшой колокольчик, звон которого означает начало богослужения.
Через первый и второй этажи можно пройти в большой зал, в котором проходят концерты и лекции.
Лютеранская церковь святого Михаила
История евангелическо-лютеранского прихода Святого Михаила берёт начало с 1732 года, когда при Первом Кадетском корпусе на Васильевском острове (в бывшем дворце князя Меншикова) была основана домовая лютеранская церковь. Церковь предназначалась в первую очередь для кадет, офицеров, преподавателей и других служащих корпуса — выходцев из Эстляндии, Лифляндии и прочих российских подданных иностранного происхождения. Вход в неё был впоследствии разрешён и жителям ближайших кварталов. 12 июня 1834 г. по Высочайшему разрешению императора Николая I церковь получает имя Святого Архангела Михаила. В феврале 1841 г. здание, занимаемое церковью решено было сломать, церковь устроить в помещении самого Кадетского корпуса специально для кадет, а прихожанам из числа гражданских лиц было предложено разойтись по другим приходам. Более 2 тысяч человек пожелали сохранить общину и устроить церковь в доме архитектора Л.Я. Тиблена на 3-й линии Васильевского Острова (№8), в наёмном помещении, где 16 августа 1842 г. была освящена церковь Святого Михаила. Одновременно проводился сбор средств для покупки участка земли и строительства собственного здания.
23 октября 1874 г. на Васильевском Острове, на углу Среднего проспекта и 3-й линии состоялась закладка каменного здания церкви на 720 мест в готическом стиле по проекту инженер-полковника Карла Карловича фон Бульмеринка .
19 декабря 1876 г. церковь была освящена епископом Юлиусом фон Рихтером. В 1886 г. академиком архитектуры Р.Б. Бернгардом был составлен проект нового фасада, однако он не был реализован.
Церковь была великолепно отделана внутри, имела замечательную акустику и один из лучших в городе органов. При церкви действовали сиротский приют с элементарной школой, вдовий приют и общество попечения о бедных.
В 1929 г. здание церкви Св. Михаила было передано русской лютеранской общине Иисуса Христа, в результате чего произошло объединение двух приходов – немецкого и русского. 15 августа 1935 г. церковь была закрыта, в здании располагалась спортивная база, затем — склад табачной фабрики, а после войны – цех завода. Интерьер церкви был полностью перестроен и искажён.
С 1992 года церковь была возвращена русской лютеранской общине, возобновлены богослужения. В 2004-2010 гг. проводилась реставрация с элементами реконструкции внутренних помещений церкви, ремонт кровли и фасада. Лютеранский приход Святого Михаила входит в состав Евангелическо-Лютеранской Церкви Ингрии на территории России.
Настоятель: пастор Дмитрий Петров
История общины
Лютеранскую общину создали в 1731-м году в Первом кадетском корпусе, а в 1834-м году назвали в честь архангела Михаила. В 1841-м году община разделилась на эстонскую и немецкую, последняя из которых нашла свое место в старом доме около 3 линии Васильевского острова.
В 1935-м году приход прикрыли, а собор передали заводу имени М. И. Калинина, который переоборудовал здание в спортивную базу. Просуществовала она недолго, через некоторое время здесь стали складировать табачную продукцию. Затем здание церкви снова сменило владельца, и здесь развернули производственные цеха, принадлежащие предприятию «Спорт».
К сожалению, за все время «хождения по рукам» изначальная планировка бывшего собора подверглась значительным изменениям. Большой главный зал разделили на три этажа. До самого развала СССР (пока приходу не удалось вернуть свое историческое место) горожане ходили мимо заводских стен, не обращая внимания на здание.
В 1992-м году лютеранская церковь вновь стала возрождаться – возобновились богослужения, прихожан становилось все больше. На данный момент лютеранский приход Святого Михаила входит в Евангелическо-Лютеранскую церковь Ингрии.
Реставрационные работы велись с 2004-го года. Удалось отремонтировать крышу и стены, позаботиться о восстановлении фасада. Внутренне убранство тоже преобразилось. И к концу 2010-го года работы признали полностью завершенными: убрали строительные леса, храм был обновлен. Сергей Прейман, настоятель прихода, очень много сделал для его восстановления и возрождения.
Богослужения в Евангелическо-Лютеранском соборе Святого Михаила Церкви Ингрии проходят регулярно, а верующие собираются по сигналу церковного колокола. Собор стал точкой притяжения для различных мероприятий. В нем постоянно проводятся органные концерты, музыкальные вечера и встречи с писателями. Община живет своей жизнью, а здание остается прекрасным украшением Санкт-Петербурга.
Современность
В 1992 годы здание было передано ЕЛЦИ, однако если церковь святой Марии являлась преимущественно финской, то приход церкви святого Михаила составили преимущественно русские. Русский язык является основным языком на Мессах. В деле возрождения прихода сыграл огромную роль его настоятель — Сергей Прейман, который одновременно был епископским викарием и руководителем Русского пробства ЕЛЦИР (своеобразной этнической фракции внутри Церкви Ингрии). После скоропостижной смерти о. Сергея Преймана Русское пробство было реорганизовано и приход вошёл в состав Санкт-Петербургского пробства. Он также возглавляет Санкт-Петербургское пробство ЕЛЦИР. В настоящее время территория церкви предоставляется для богослужений иным протестантским конфессиям: методистам, адвентистам седьмого дня, церквям «Виноградник» и «Часовня на Голгофе»
Архитектура
Каменная церковь на 800 мест, построена в —1876 годы, по проекту военного инженера, инженера-полковника К. К. Бульмеринга. Фасад перестроен в 1886 году по проекту архитектора Р. Б. Бернгарда. Церковь построена в стиле псевдоготики. Здание увенчано остроконечным шатром на высоком барабане, декорированном готическими стрельчатыми окнами и башенками-пинаклями. Стены облицованы песчаником. Интерьер церкви был великолепно отделан, помещение имело замечательную акустику и один из лучших в городе органов фирмы «Зауэр» (Sauer), действовавший с 1877 по 1935 год.
Здание сохранилось, с 2002 года велась его реставрация, которая была окончена в 2010 году. В 2012 году приходу церкви Св. Михаила был подарен орган австрийской фирмы «Rieger Orgelbau», изготовленный в 1956 г. и принадлежавший лютеранской церкви Св. Павла в Хельсинки (Финляндия); инструмент ввели в строй в 2015 году, после чего 3 января 2016 года его освятил епископ Арри Кугаппи.
В процессе реставрации и немного позже здание было украшено витражами, которые первоначально отсутствовали, поскольку в XIX в. приход церкви Св. Михаила был в Петербургском округе одним из беднейших и не мог позволить себе такую роскошь, как витражи; так, то, что было невозможно в XIX веке, осуществилось в веке XXI-м.
Однако есть и потери: чугунный декор фасадов здания отреставрирован не полностью, поскольку часть элементов из-за обветшания и отсутствия ремонта была утрачена в советское время, а часть — фиалы боковых фасадов и чугунный парапет — признаны аварийными, сняты и складированы до времени, когда появятся средства на их возобновление. В результате на крыше отсутствуют башенки-пинакли и готические решетки.
До реставрации пинаклей в оформлении храма было значительно больше. Фото 2006 г.
Возрождение храма и наши дни
Первое богослужение в возрождённом здании церкви состоялось в Рождество 1989 года. В 1996 году община официально получила его в бессрочное безвозмездное пользование.
В 1999-м в кирхе установили вместо вывезенного и утраченного новый, самый большой механический орган в Санкт-Петербурге.
К 250-летию общины город полностью отреставрировал снаружи здание, оправдав тем самым ожидания прихожан. В ноябре 2020 года с фасадов Евангелическо-лютеранской церкви святой Екатерины были сняты строительные леса.
Памятник федерального значения, которым является храм – образец классицизма постройки XVIII века работы архитектора Юрия Фельтена, реставрировали за счёт средств бюджета Санкт-Петербурга по программе Комитета по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры (КГИОП).
Ранее было выявлено аварийное состояние скульптур апостолов, которые находятся в нишах на главном фасаде. Скульптуры восстановили в соответствии с проектом. С целью обеспечения сохранности их заменили копиями. Оригиналы передали для хранения приходу храма. Ремонт проводился наружной нитки оконных заполнений с заменой стёкол, была создана копия и установлена в левую нишу скульптура апостола Павла.
На 2021 год оставили работы по снятию копии со второй скульптуры – апостола Петра, а также реставрации ворот. И всё запланированное реализовали. В целом, работы производились по ремонту и реставрации стропильной системы, усилению перекрытий, замене кровли, реставрации фасадов, крыльца, фасадных панелей с гипсовым лепным декором, в том числе панно «Всевидящее око».
Литература[ | ]
- Андреев А. Н. Динамика конфессиональной жизни лютеранской общины святого Михаила в Москве в 1690-х — 1760-х гг. // Вестник ЮУрГУ. — 2020. — Т. 16, № 1. — С. 6—10. — doi:10.14529/ssh160101.
- Лиценбергер О. А. Евангелическо-лютеранская церковь и советское государство. — М.: Готика, 1999. — 432 с. — ISBN 5-7834-0034-3.
- Сытин П. В. История московских улиц. — М.: Эксмо, 2008. — С. 428. — 512 с. — ISBN 978-5-699-24988-6.
- Фехнер А. В. Хроника Евангелической общины в Москве. — М., 1876.
- Бугров А. В. Немецкая слобода // История московских районов : энциклопедия / под. ред. К. А. Аверьянова. — М.: Астрель, АСТ, 2008. — С. 84—95. — 830 с. — ISBN 978-5-271-11122-8.
- Органы России. Энциклопедия / Авторы-составители: Е. Д. Кривицкая, П. Н. Кравчун. — 2-е изд., расширенное и дополненное. — М.: «Композитор», 2020. — 256 с. — ISBN 978-5-9907997-0-7.
- Протестантизм в России // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
- Цветаев, Дмитрий Владимирович. Книга первая. Протестантские церкви и духовенство // Из истории иностранных исповеданий в России в XVI и XVII веках : Исслед. Дм. Цветаева.. — М.: Унив. тип., 1886. — 462 с.
Современность
В 1992 году здание передано ЕЛЦИ, богослужения были возобновлены, однако если церковь святой Марии являлась в основном финской, то приход церкви святого Михаила составили преимущественно русские. Русский язык является основным языком на Мессах. В деле возрождения прихода сыграл огромную роль его настоятель — Сергей Прейман, который одновременно был епископским викарием и руководителем Русского пробства ЕЛЦИР (своеобразной этнической фракции внутри Церкви Ингрии). После скоропостижной смерти о. Сергея Преймана Русское пробство было реорганизовано и приход вошёл в состав Санкт-Петербургского пробства. Он также возглавляет Санкт-Петербургское пробство ЕЛЦИР. В настоящее[когда?] время территория церкви предоставляется для богослужений иным протестантским конфессиям: методистам, адвентистам седьмого дня, церквям «Виноградник» и «Часовня на Голгофе».
История
Община была создана в 1731 году в здании Первого кадетского корпуса. В 1834 году община была названа во имя архистратига Михаила. В 1841 году император Николай I приказал перевести церковь в частное здание, однако повелел выплачивать приходу средства из казны на нём. Тогда состоялось разделение единой общины на немецкую и эстонскую. Эстонская община организовала церковь святого Иоанна. Немецкая община (около 2000 прихожан) собиралась в частном доме на 3-ей линии Васильевского острова, где 16 августа 1842 года была освящена церковь святого Архангела Михаила. Так как здание не могло вместить всех прихожан, то после перестройки корпуса кадетского училища там вновь была открыта лютеранская церковь, освященная 8 ноября 1847 года. До 1861 года в церкви на Васильевском острове и в кадетском училище состоял один приход. C 1861 года церковь в кадетском училище получила разрешение на создание собственного прихода, который с 1866 года именовался «церковь святого Михаила в Кадетской линии».
Тем временем прихожане церкви на Васильевском острове занимались сбором средств на строительство новой церкви, которая была заложена 23 октября 1874 года на Среднем проспекте Васильевского острова. Освящена церковь 19 декабря 1876 года. В связи освящением нового здания приход в кадетском училище по императорскому решению был упразднён, а прихожане и имущество переведены в здание на Васильевском острове.
В советское время приход был упразднён, а здание передано заводу, который произвёл значительные перестройки внутри здания. В декабре 2010 года, после реставрационных работ, с храма сняты строительные леса. В настоящее[когда?] время в приходе идут богослужения, на которые верующих собирает церковный колокол.
История
Община была создана в 1731 году в здании Первого кадетского корпуса.
В 1834 году община была названа во имя архистратига Михаила.
В 1841 году император Николай I приказал перевести церковь в частное здание, однако повелел выплачивать приходу средства из казны на нём. Тогда состоялось разделение единой общины на немецкую и эстонскую. Эстонская община организовала церковь святого Иоанна. Немецкая община (около 2000 прихожан) собиралась в частном доме на 3-ей линии Васильевского острова, где 16 августа 1842 года была освящена церковь святого Архангела Михаила. Так как здание не могло вместить всех прихожан, то после перестройки корпуса кадетского училища там вновь была открыта лютеранская церковь, освященная 8 ноября 1847 года. До 1861 года в церкви на Васильевском острове и в кадетском училище состоял один приход. C 1861 года церковь в кадетском училище получила разрешение на создание собственного прихода, который с 1866 года именовался «церковь святого Михаила в Кадетской линии».
Тем временем прихожане церкви на Васильевском острове занимались сбором средств на строительство новой церкви, которая была заложена 23 октября 1874 года на Среднем проспекте Васильевского острова. Освящена церковь 19 декабря 1876 года. В связи освящением нового здания приход в кадетском училище по императорскому решению был упразднён, а прихожане и имущество переведены в здание на Васильевском острове. При церкви действовали элементарная школа с сиротским приютом, а также вдовий приют и общество попечения о бедных.
В 1929 г. здание церкви Св. Михаила советские власти передали русской лютеранской общине Иисуса Христа, в результате чего немецкий и русский приходы объединились. В 1935 году церковь закрыли по указу Ленинградского Облисполкома от 15 августа того же года. В здании храма расположили спортивную базу завода им. Калинина, после чего её место занял склад табачной фабрики им. Урицкого, а после В. О. В. — цех экспериментального завода «Спорт». Новые хозяева полностью перестроили интерьер, при этом главный богослужебный зал разделили на три этажа перекрытиями.
Фото и описание
Евангелическо-лютеранский собор Святого Михаила – храм Санкт-Петербурга, находящийся в ведении Евангелическо-лютеранской церкви Ингрии. Он находится на проспекте Среднем, на Васильевском острове, где во времена царя Петра I селились немцы, приехавшие на службу к российскому самодержцу. Именно это место предполагалось сделать центром града Петра.
В 1731 году здесь был расположен кадетский корпус, в одном из помещений которого для воспитанников-лютеран была создана отдельная община. Тремя годами позже, в 1734 году, она была освящена и стала носить имя архистратига Михаила.
В годы правления императора Николая I церковь была перенесена в другое здание, которое брали в наем у частных владельцев. Однако по приказу царя, деньги, взимаемые с общины за наем, возмещались из казны. В то же время лютеранская община разделилась на эстонскую и немецкую. Те, кто принадлежал к эстонской, посещали храм Святого Иоанна. Порядка двух тысяч немецких прихожан стали собираться в доме на 3-й линии у госпожи Тиблен. В августе 1842 года там состоялась церемония освящения церкви во имя Святого Архангела Михаила. Здание было небольшим и не могло вместить всех желающих присутствовать на службах. Поэтому после реконструкции, проведенной в кадетском корпусе, лютеранскую церковь вновь разместили там. Она была освящена в 1847 году в ноябре.
Обе церкви на Васильевском острове составляли один приход до 60-х годов 19 века. Позже, после того, как церкви в кадетском корпусе было дано соответствующее разрешение, при ней был создан собственный приход, который стал именоваться церковью Святого Михаила на Кадетской линии. В то же время верующие начали сбор средств на строительство нового храма на Васильевском острове. Начало ему было положено 23 октября 1874 года на Среднем проспекте, а обряд освящения состоялся в декабре двумя годами позже.
Собор рассчитан так, что единовременно там могли находиться 800 человек. Он был возведен по проекту инженера Карла Карловича Бульмеринга. Фасад перестраивался в 1886 году. Новый проект разработал архитектор Р.Б. Бернгард. Именно после этой реконструкции здание стало выглядеть так, как оно выглядит сейчас.
Собор построен в псевдоготическом стиле. На здании – остроконечный шатер с высоким барабаном, украшенный стрельчатыми окнами и башенками. Облицовка стен из песчаника.
После революции 1917 года приход упразднили, а само здание отдали под завод. Там была проведена серьезная реконструкция и перепланировка, в том числе и нефа, который поделили на три этажа.
В 1992 году здание собора Святого Михаила вернули верующим и Евангелическо-лютеранской церкви Ингрии. В 2002 году там начались серьезные реставрационные работы. И лишь в 2010 году со здания окончательно были сняты строительные леса. Однако работа не закончена. Пока не восстановлены готические решетки и башенки-пинтакли. Для этого нужны серьезные материальные вложения.
Большую роль в возрождении и храма и прихода сыграл настоятель епископский викарий и руководитель Русского пробства Сергей Прейман. После его скоропостижной смерти, прошла реорганизация Русского пробства и приход перешел в состав пробства Санкт-Петербургского.
В большинстве своем прихожане собора Святого Михаила — русские. Сейчас в приходе регулярно проводятся богослужения, причем там разрешено проведение служб и представителям других конфессий – адвентистам седьмого дня, методистам, последователям церквей «Часовня на Голгофе» и «Виноградник». Настоятелем и главой Санкт-Петербургского пробства в настоящее время является отец Сергей Татаренко.
История
Община была создана в 1731 году в здании первого кадетского
корпуса. В 1834 году община была названа во имя архистратига
Михаила. В 1841 году император Николай I приказал перевести церковь
в частное здание, однако повелел выплачивать приходу средства из
казны на наём. Тогда же состоялось разделение единой общины на
немецкую и эстонскую. Эстонская община организовала церковь святого
Иоанна. Немецкая же община (число членов которой было около 2000
прихожан) первоначально собиралась в частном доме, снятом у госпожи
Тиблен на 3-ей линии Васильевского острова, где 16 августа 1842
года была освящена церковь святого Михаила. Однако так как здание
не могло вместить всех прихожан, то после перестройки корпуса
кадетского училища там вновь была открыта лютеранская церковь,
освященная 8 ноября 1847 года. До 1861 года церкви на Васильевском
острове и в кадетском училище состояли один приход. C 1861 года
церковь в кадетском училище получила разрешение на создание
собственного прихода, который с 1866 года именовался «церковь
святого Михаила в Кадетской линии».
Тем временем прихожане церкви на Васильевском острове занимались
сбором средств на строительство новой церкви, которая была заложена
23 октября 1874 года на Среднем проспекте Васильевского острова.
Освящена 19 декабря 1876 года. В связи освящением нового здания
приход в кадетском училище по императорскому решению был упразнён,
а прихожане и имущество переведены в здание на Васильевском
острове.
В советское время приход был упразднён, а здание передано
заводу, который произвёл значительные перестройки внутри здания —
единый неф церковного здания был разделён на три этажа. Эти
изменения существуют и по настоящее время.
В 90-ые годы здание было передано ЕЛЦИР, однако если церковь
святой Марии являлась преимущественно финской, то приход церкви
святого Михаила составили преимущественно русские. Русский язык
является основным языком на богослужениях. В деле возрождения
прихода сыграл огромную роль его настоятель — Сергей Робертович
Прейман, который одновременно был руководителем Русского пробства
ЕЛЦИР (своеобразной этнической фракции внутри Церкви Ингрии).
Диаконом церкви являлся Сергей Алексеевич Исаев, кандидат
исторических наук, автор книги «Секты и расколы в раннем
Лютеранстве». После скоропостижной смерти Преймана Русское пробство
было реорганизовано и приход вошёл в состав Санкт-Петербургского
пробства.