Голландская реформаторская церковь
На Невском проспекте, на участке между рекой Мойкой и Большой Конюшенной улицей, расположено здание Голландской реформаторской церкви (Невский пр., 20).
Интересно, что большинство церквей на Невском проспекте расположено в глубине от проспекта, в то время как остальные здания стоят по красной линии.
Так как здание Голландской церкви совмещало в себе жилые корпуса и церковные помещения, зодчий поставил его на общей линии застройки проспекта.
Центр постройки акцентирован коринфским портиком с четырьмя колоннами и сложным горельефом с фигурами ангелов в тимпане. Это – парадный вход в храм. Крылья дома с жилыми помещениями решены по фасадам довольно просто, хотя полуциркульные оконные проёмы первого этажа напоминают аркаду, а окна второго этажа выделены сандриками и простыми наличниками. Два балкона по краям здания с ажурным металлическим ограждением завершают общее убранство фасада по Невскому проспекту.
Некоторое время в доме при Голландской церкви находилась редакция журнала «Отечественные записки» и проходили выставки картин Общества поощрения художников.
История храма
За 500 лет до того, как Петр I основал Петербург, в шведском городе Ниен была построена лютеранская церковь.
Северная война разрушила город, и многие шведы стали переселяться в новое поселение. С 1703 году собрания для лютеранской общины начал проводить пастор Якоб Майделин. Люди собирались в обычном жилом доме.
Через 30 лет количество желающих послушать проповеди превысило 1 500 человек. Императрица Анна Иоанновна подарила общине участок на Большой Конюшенной улице
. Там был построен первый деревянный храм, который освятили 19 мая 1734 года в честь Святой Анны. Здание было небольшим, а убранство скромным. Долгое время он был единственным финским храмом.
12 декабря 1805 года церковь освятили
в честь Богородицы. Началась новая, местами трагичная, история.
На попечительстве
прихода Святой Марии находились
:
- дома сирот
- приют для бедных
- касса взаимопомощи
- общеобразовательные школы
- часовня на Митрофаньевском кладбище
- молитвенный дом Святой Марии в Лахте
В 1918 году на церковь начались гонения. Власти отобрали все социальные сооружения и за здание храма назначили арендную плату. В 1938 году
пастор Церкви Святой Марии был расстрелян, здание закрыли и передали Эрмитажу
. Но прихожане продолжали собираться тайно и сохранили традиции.
С 1970 года в здании находился «Дом природы»
. Здесь проводились выставки животных, насекомых и мероприятия по природоохранной деятельности.
В 1990 году, благодаря усилиям пастора Арво Сурво, появилась возможность снова проводить богослужения. Сначала они проходили на ступенях храма, а потом в маленькой комнате на верхнем этаже здания.
К середине 90-х годов
Приход
Святой Марии вернули прихожанам
. Центр зарубежной помощи Финляндии и Музейное ведомство Санкт-Петербурга начали проводить масштабную реставрацию церкви. Лютеране из Финляндии собрали почти 7 млн. рублей пожертвований.
В 2010 году в церкви установили барочный духовой орган
, который сопровождает все службы.
Сейчас в Церкви Святой Марии проводятся богослужения
, мессы и проповеди на
двух языках: русском и финском.
В храме проходят:
- библейский час для прихожан
- воскресная школа для детей
- собрания для молодежи
- концерты духовной музыки для всех желающих
Именование[ | ]
Впервые термин «лютеране» использовал Иоганн Экк в 1520 году в своей полемике против Лютера и его сторонников. Причём это определение было использовано в уничижительном смысле. Лишь со временем название приобрело нейтральный оттенок. Лютер использовал его редко, в Книге Согласия оно не встречается. Ещё в начале XVII века термин не был общепринятым — теолог Филипп Николаи удивлялся тому, что в Голландии так называли немецких протестантов. Более широко это название стало употребляться только после окончания Тридцатилетней войны. Тем не менее более корректным являются термины «евангелическое христианство» и «евангелические христиане».
Режим работы и расписание богослужений 2019
- Понедельник, вторник с 10:00 до 20:00
- Среда с 10:00 до 22:30
- Четверг, пятница, суббота, воскресенье с 10:00 до 20:00
Расписание богослужений
можно посмотреть на официальном сайте прихода
С момента своего основания Санкт-Петербург стал городом «веротерпимым», еще при Петре I здесь возводились храмы для иностранных общин.
Собрания общины шведско-финской начали проводиться с 1703 года в частном доме пастором Яковом Мейделином. В 1734 году община получила в дар участок земли в районе современного Невского проспекта, где был построен молитвенный дом.
В 1745 году общины разделились и шведы построили на соседнем участке собственную церковь, а молитвенный дом полностью перешел в распоряжение прихожан финнов. Со временем деревянный молитвенный дом обветшал и на его месте была построена каменная Реформаторская финская церковь Св. Марии.
Строительство велось с 1803 по 1805 годы по проекту архитектора Г.-Х. Паульсена (ученика Ю.М. Фельтена). Церковь осветили 24 декабря 1805 года. Главный западный фасад храма обращен на улицу Большую Конюшенную. Его украшает колонный портик,завершенный треугольным фронтоном. Венчает церковь небольшой сферический купол.Портик фасада фланкируют ниши в которых первоначально были установлены скульптуры апостолов Петра и Павла. Затем их заменили вазы, стоявшие ранее на парапете. Здание Мариинской церкви органично вписалось в застройку улицы, а так же оно замкнуло перспективу Волынского переулка.
Во второй половине XIXвека некоторые изменения в облик фасадов и интерьеров были внесены архитектором К.К.Андерсеном, а позднее архитектором Л.Н.Бенуа.
Приходу так же принадлежала часовня на финском участке Митрофаниевского кладбища и молитвенный дом в Лахте. Мариинская церковь всегда оставалась культурно религиозным центром многочисленной финской общины в Петербурге.
Финны в Петербурге делились на две группы: финляндцев из автономного Великого княжества Финляндского и ингерманландцев –«чухон» , которые принадлежали к коренному населению Приневских земель. В Петербурге к 1881 году проживало финнов более, чем в Турку — около 20000 человек. Женщины работали прачками, прислугой, кухарками, няньками. Мужчины — рабочими на фабриках, сапожниками, портными, трубочистами и легковыми извозчиками. Чухонцы приезжали из губернии, откуда привозили для продажи овощи, сено, дрова и пр.
Элиту финляндцев составляли финские шведы, которые по социальному статусу стояли выше. Это были ремесленники, в том числе ювелиры, которых нанимал Фаберже. Они приезжали как подмастерья, обучались и, скопив денег часто возвращались на родину. Именно эти финны, включая пасторов, составляли ядро колонии, которая объединилась вокруг Мариинской церкви на Большой Конюшенной. Община была выразителем интересов всей колонии. В 1844 году при ней открылась начальная финская школа.
Столичные финны были консервативны и религиозны, но революционная болезнь не миновала и их. Через финскую таможню в Белоострове эсеры и социалисты привозили в Петербург оружие, деньги, революционную литературу. После гражданской войны большевики благоволили к ингерманландцам, финляндцы были репатриированы. С середины 1930–х положение ухудшилось. Закрывались школы и церкви. В 1938 году была закрыта и Мариинская церковь на Большой Конюшенной. С 1970 в здании храма открылся «Дом природы». В 1979 году в Ленинграде проживало всего 3000 финнов, из них три четверти понимало по фински.
Возрождение финской общины началось в конце XX века при щедрой поддержке Финляндии. В 1988 году возникло общество «Инкерин лиитто» (Ингерманландский союз).
В 1990 году Мариинская церковь была возвращена финской общине, проводилась серьезная реставрация здания.
Церковь вновь осветили 19 мая 2002 года в присутствии президента Финляндии Тарья Халонена. Сегодня храм является центром самостоятельной Евангелическо- лютеранской церкви Ингрии. Здесь проводятся службы, а так же фольклорные праздники и концерты.
Составитель статьи:Паршина Елена Александровна.Использованная литература:Антонов В.В.Петербург неизвестный,забытый,знакомый.ЗАО Центрполиграф.,М.,2007; Лисовский В.Г.Архитектура Петербурга,Три века истории.Славия.,СПб.,2004 ; Павлов А.П.Храмы Санкт-Петербурга.Лениздат.,СПб.,2007
Е. А. Паршина, 2010
Другие статьи из рубрики «Острый угол»
28 января 2016
НАЙДИ ОТЦА!
Отношения ребенка с папой — часто неразрешимая проблема. Ректор Института христианской психологии протоиерей Андрей Лоргус считает, что сама попытка наладить эти отношения благословляется Богом и является ресурсом не только для детей, но и для внуков.
О пользе невоцерковленной науки
Чернозем Европы дал миру удивительный цветок — научное мышление. Но почему-то всегда носитель этого мышления — ученый — оказывался противником церковных институтов. Каковы источники этого конфликта? Почему ученые в современной России предпочитают быть подальше от Церкви? Можно ли выйти из этого тупика, создав христианскую науку?
26 апреля 2016
О будущем не «по понятиям»
Каков исправительный эффект исправительных учреждений для малолетних преступников? Если не нулевой, то очень небольшой. А какую альтернативу «классической» системе может предложить Церковь?
9 декабря 2015
Синица и журавль
Картины Яны Лисиной просятся в экспозицию арт-галереи, очень хотят стать книжной иллюстрацией или украшением чьей-нибудь гостиной. Проблема в том, что Яна — слабовидящая, а для людей с нарушениями зрения в художественном мире барьеров еще больше, чем в обычном.
15 сентября 2014
Храм Божий в храме науки
В Российской империи практически в каждом учебном заведении Санкт-Петербурга был свой храм. После революции все вузовские церкви были закрыты, а их помещения переданы под другие нужды. Однако с самого начала 1990‑х годов в старейших и наиболее крупных высших учебных заведениях Санкт-Петербурга домовые храмы стали возрождаться.
История храма
За 500 лет до того, как Петр I основал Петербург, в шведском городе Ниен была построена лютеранская церковь.
Северная война разрушила город, и многие шведы стали переселяться в новое поселение. С 1703 году собрания для лютеранской общины начал проводить пастор Якоб Майделин. Люди собирались в обычном жилом доме.
Через 30 лет количество желающих послушать проповеди превысило 1 500 человек. Императрица Анна Иоанновна подарила общине участок на Большой Конюшенной улице
. Там был построен первый деревянный храм, который освятили 19 мая 1734 года в честь Святой Анны. Здание было небольшим, а убранство скромным. Долгое время он был единственным финским храмом.
12 декабря 1805 года церковь освятили
в честь Богородицы. Началась новая, местами трагичная, история.
На попечительстве
прихода Святой Марии находились
:
- дома сирот
- приют для бедных
- касса взаимопомощи
- общеобразовательные школы
- часовня на Митрофаньевском кладбище
- молитвенный дом Святой Марии в Лахте
В 1918 году на церковь начались гонения. Власти отобрали все социальные сооружения и за здание храма назначили арендную плату. В 1938 году
пастор Церкви Святой Марии был расстрелян, здание закрыли и передали Эрмитажу
. Но прихожане продолжали собираться тайно и сохранили традиции.
С 1970 года в здании находился «Дом природы»
. Здесь проводились выставки животных, насекомых и мероприятия по природоохранной деятельности.
В 1990 году, благодаря усилиям пастора Арво Сурво, появилась возможность снова проводить богослужения. Сначала они проходили на ступенях храма, а потом в маленькой комнате на верхнем этаже здания.
К середине 90-х годов
Приход
Святой Марии вернули прихожанам
. Центр зарубежной помощи Финляндии и Музейное ведомство Санкт-Петербурга начали проводить масштабную реставрацию церкви. Лютеране из Финляндии собрали почти 7 млн. рублей пожертвований.
В 2010 году в церкви установили барочный духовой орган
, который сопровождает все службы.
Сейчас в Церкви Святой Марии проводятся богослужения
, мессы и проповеди на
двух языках: русском и финском.
В храме проходят:
- библейский час для прихожан
- воскресная школа для детей
- собрания для молодежи
- концерты духовной музыки для всех желающих
ЛЮТЕРАНСКАЯ ПРОПОВЕДЬ В ПРАВОСЛАВНОМ ПЕРЕВОДЕ
— В своих проповедях вы часто обращаетесь не только к святоотеческим трудам, но и к работам современных православных авторов. Какой в этом смысл, если протестантское предание само по себе богато?
— Что касается древнего предания, то мы ведь не считаем, что православные или католики его монополизировали. Лютеранство — это не Церковь, которая появилась в XVI веке. Я борюсь за то, чтобы все понимали, что мы ведем свою историю от апостолов, признавая этот статус и за православными, и за католиками. Когда я изучал корпус Предания, относящегося к самой ранней истории христианства, труды апостолических отцов и апологетов, я понимал, как оно близко к нашему учению. Игнатий Антиохийский, пускай и кратко, раскрывает абсолютно созвучное с лютеранским учение о Евхаристии. Ириней Лионский одним из первых начинает пользоваться принципом примата Священного Писания, когда есть норма нормирующая (Библия), а есть норма нормируемая (то, что со временем стало называться Преданием). Мы исповедуем Никейскую ортодоксию, которая не только формулировалась на первых двух Вселенских Соборах в виде Никео-Константинопольского Символа веры, но и защищалась великими богословами прошлого, чье наследие считаю в равной степени и лютеранским. Мы опираемся на решения семи Вселенских Соборов, принимая их вероучительные постановления.
А если открыть Книгу согласия и посмотреть, кого мы призываем в качестве свидетелей своего учения, то увидим знакомые каждому православному имена: Афанасия Великого, Иоанна Дамаскина, Феофилакта Болгарского, Василия Великого, Амвросия Медиоланского, Григория Нисского, Феодорита Кирского.
Но кроме них я пользуюсь и работами сугубо православных авторов: митрополита Антония Сурожского, пресвитеров Александра Шмемана, Георгия Чистякова, протопресвитера Иоанна Мейендорфа. Это мои настольные книги. В их трудах я слышу голос Церкви. И с тем же удовольствием я читаю католических мыслителей и современных достойных протестантских богословов — например, Дитриха Бонхеффера.
Конечно, всё, что я говорю — это попытка взглянуть на лютеранство в его идеальной форме. Моя задача — в рамках Лютеранской Церкви Ингрии, или, лучше сказать, — в рамках моего прихода, попытаться раскрыть максимум, который заложен в лютеранстве, может быть, где-то даже переходя границу дозволенного. Ведь если не прилагать усилия, тогда можно скатиться до уровня младопротестантских церквей, когда богословие скукоживается до примитивных формул, пропадает литургическая полнота. Слава Богу, никто не бьет по рукам и по губам. Наш епископ открыт работе, которую некоторые священники стараются проводить.
Петропавловский собор
Петропавловский собор
Адрес: Петропавловская крепость, 1
Метро: Горьковская
Этот собор в стиле барокко считается в Санкт-Петербурге самым таинственным, но именно с его возведения, которое началось в мае 1703 года, фактически ведет свой отсчет история города на Неве. Строительство завершилось в 1733-ем. Раньше на месте собора стояла небольшая деревянная церковь. Работой руководил итальянский архитектор Трезини. Петр I велел, чтобы рядом с основным зданием находилась высокая колокольня со шпилем. Здание в высоту достигает 122 м. Сегодня это 3-е по высоте строение в Санкт-Петербурге.
Гробница Александра III
Петропавловский собор исторически значим тем, что именно там находятся склепы русских императоров. Революция «прошлась» и по нему, с 1917 года его помещения занимал музей. Только в 2000 году в храме возобновились службы. Водруженная на шпиль фигура ангела некоторое время была логотипом телевизионного канала «Петербург», а изображение самого собора можно увидеть на банкноте 50 российских рублей.
Петропавловская крепость изображенная на 50-ти рублевой банкноте
Как появилась кирха
Петр Первый хотел сделать основанный им город столицей европейского государства, поэтому привлекал специалистов из самых разных стран. Среди них было немало немцев. Им требовался лютеранский храм. Поначалу прихожане довольствовались деревянными церквями, но в начале последней четверти XVIII века решено было простроить каменную кирху. Над ее проектом работал Юрий Фельтен – известный в городе архитектор. Храм построили за пять лет, а улица, которую он украсил, получила название Кирочной от слова «кирха».
Внутреннее убранство до революции, 1860-е года.
В начале прошлого столетия в Санкт-Петербурге насчитывалось почти 12 тысяч лютеран, посещавших кирху. Кроме богослужений, в церкви функционировали училище, богадельня, больница, детский приют и приюты для девочек и девушек с низкой социальной ответственностью.
Персоналии
С 2013 года настоятелем Кафедрального собора Святой Марии является пастор Михаил Иванов.
Список настоятелей церкви
Настоятели церкви | |
---|---|
Даты | Пастор |
1703—1729† | Якоб Майделин |
1730—1732† | Йохан Тёрне |
1733—1745 | Густав Леванус |
разделение | финской и шведской общин |
1745—1746 | Эсайяс Арон Норденберг |
1746—1751† | Хенрик Скюттениус |
1751—1755 | Самуэл Алопеус |
1755—1791† | Йохан Хенрик Крогиус |
1791—1793 | Йохан Адольф Эуропеус (и. о. пастора) |
1793—1822 | Карл Густав Майделин |
1822—1828 | Карл Вилхелм Сирен (и. о. пастора) |
1828—1829 | Якоб Вилхелм Бьёрк (и. о. пастора) |
1829—1826† | Карл Густав Майделин |
1836—1837 | Израэль Сонни (и. о. пастора) |
1837—1838 | Константин Шрёдер (и. о. пастора) |
1838—1866† | Карл Вилхелм Сирен |
1867—1883† | Йохан Кристофер Эквист |
1884—1890 | Георг Вильям Реландер |
1890—1910† | Адольф Хаккарайнен |
1911—1918 | Юхо Сааринен |
1918—1919 | Оскар Вилхелм Линдберг (и. о. пастора) |
1920—1922 | епископ Феликс Фридольф Реландер (эмигрировал) |
1923—1937 | пробст Селим Ялмар Лауриккала (выслан) |
1936—1937 | Пекка Бракс (арестован в 1937, расстрелян в 1938) |
приход закрыт | |
1990 | Арво Сурво (основатель возрождённого прихода) |
1991—1996 | Эро Кугаппи |
1998—1999 | Мартти Хирвонен |
2000—2002 | Кости Лайтинен |
2002—2009 | Юхани Пёрсти |
2009—2013 | Арри Кугаппи |
Прихожане
За пределами города историческому приходу Пиетари (фин. Pietari) принадлежало лютеранское население 30 деревень: Автово, Александровская, Большая Горская, Верпелева, Волково, Волынкина, Жерновка, Кайпилово, Калинкина, Каменка, Коломяги, Конная Лахта, Крестовское, Купчино, Лахта, Лигово, Лисий Нос, Лоцманская, Малая Горская, Mурино, Новая, Новая Деревня, Ольгино, Парголово, Смоленка, Старая Деревня, Старожиловка, Тарховка, Tентелева, Ульянка.
Изменение численности населения прихода с 1790 по 1919 год:
Южный фасад
Портал львов (Puerta de los leones)
Самый современный портал носит название Портала львов. Он был создан в XVI веке и находится на Южном фасаде. Фасад украшен богатой каменной резьбой. Львов можно увидеть на верхушках колонн у самого входа.
Режим работы и расписание богослужений 2019
- Понедельник, вторник с 10:00 до 20:00
- Среда с 10:00 до 22:30
- Четверг, пятница, суббота, воскресенье с 10:00 до 20:00
Расписание богослужений
можно посмотреть на официальном сайте прихода
Лютеранская церковь Святой Марии — действующий храм Евангелическо-лютеранской Церкви Ингрии в Санкт-Петербурге. Находится в центре города, на улице Большая Конюшенная. Памятник архитектуры начала XIX в.
Евангелическо-лютеранский приход на территории современного Санкт-Петербурга известен с 1630-х гг., когда на берегах Невы существовал шведский город Ниен (крепость «Ниеншанц»). Когда по итогам Северной войны (1700 — 1721) Российская Империя получила выход в Балтийское море, а столицей России стал Санкт-Петербург, основанный в 1703 г., часть шведских жителей бывшего Ниена были переселены в Санкт-Петербург, и приход собирался в частном доме.
В 1734 г. приходу императрицей Анной Иоанновной было подарено место на улице Большой Конюшенной, где была сооружена деревянная кирха. Храм был освящен во имя Святой Анны, бабушки Иисуса Христа (богопраматери). В 1745 г. произошел раскол шведско-финской общины, а в 1767 г. церковь перешла финской общине.
Современный каменный храм был построен в период с 1803 — 1805 гг. Автор проекта — русский архитектор немецкого происхождения Готлиб Христиан Паульсен. Архитектурный стиль храма — классицизм. Новый храм был освящен во имя Святой девы Марии, в честь императрицы Марии Фёдоровны, матери Александра I, в день рождения которого освящали храм.
В ведении церкви находилось несколько сиротских приютов, часовня на лютеранском участке Митрофаниевского кладбища, а так же лютеранская кирха Святой Марии в Лахте.
Храм был закрыт в 1938 г. советской властью. Здание было передано в ведение Государственного Эрмитажа. А в 1940 г. здание было перестроено и здесь разместили общежитие. С 1970 г. здесь размещался «Дом природы».
В 1990 г. в городе был вновь зарегистрирован евангелическо-лютеранский приход. В 1994 г. здание церкви было передано в его ведение, и началась реставрация. В 2002 г. храм был освящен в присутствии президента Финляндии и губернатора Санкт-Петербурга.
Церковный интерьер
Приход Святой Марии уютный и светлый. Внутри все лаконично – белые стены, потолок, деревянная крашеная мебель, яркие люстры, звуковое оборудование. Из религиозной атрибутики, как во многих лютеранских церквях, только алтарь.
Церковный орган имеет 27 регистров и около 1 500 труб. Каждую неделю в храме проводятся органные вечера
, концерты классической и религиозной музыки. Выступают российские, зарубежные исполнители, играют симфонические оркестры, поют хоры, приезжают детские коллективы. Все это за символические пожертвования. Вход открыт для всех. Иногда посетителей больше 700
.
История храма
За 500 лет до того, как Петр I основал Петербург, в шведском городе Ниен была построена лютеранская церковь. Северная война разрушила город, и многие шведы стали переселяться в новое поселение. С 1703 году собрания для лютеранской общины начал проводить пастор Якоб Майделин. Люди собирались в обычном жилом доме.
Через 30 лет количество желающих послушать проповеди превысило 1 500 человек. Императрица Анна Иоанновна подарила общине участок на Большой Конюшенной улице. Там был построен первый деревянный храм, который освятили 19 мая 1734 года в честь Святой Анны. Здание было небольшим, а убранство скромным. Долгое время он был единственным финским храмом.
12 декабря 1805 года церковь освятили в честь Богородицы. Началась новая, местами трагичная, история.
На попечительстве прихода Святой Марии находились:
- дома сирот
- приют для бедных
- касса взаимопомощи
- общеобразовательные школы
- часовня на Митрофаньевском кладбище
- молитвенный дом Святой Марии в Лахте
В 1918 году на церковь начались гонения. Власти отобрали все социальные сооружения и за здание храма назначили арендную плату. В 1938 году пастор Церкви Святой Марии был расстрелян, здание закрыли и передали Эрмитажу. Но прихожане продолжали собираться тайно и сохранили традиции.
С 1970 года в здании находился «Дом природы». Здесь проводились выставки животных, насекомых и мероприятия по природоохранной деятельности.
В 1990 году, благодаря усилиям пастора Арво Сурво, появилась возможность снова проводить богослужения. Сначала они проходили на ступенях храма, а потом в маленькой комнате на верхнем этаже здания.
К середине 90-х годов Приход Святой Марии вернули прихожанам. Центр зарубежной помощи Финляндии и Музейное ведомство Санкт-Петербурга начали проводить масштабную реставрацию церкви. Лютеране из Финляндии собрали почти 7 млн. рублей пожертвований.
В 2010 году в церкви установили барочный духовой орган, который сопровождает все службы.
Сейчас в Церкви Святой Марии проводятся богослужения, мессы и проповеди на двух языках: русском и финском.
В храме проходят:
- библейский час для прихожан
- воскресная школа для детей
- собрания для молодежи
- концерты духовной музыки для всех желающих
https://youtube.com/watch?v=mbYvrCqkOBs
Французская реформаторская церковь
Здание Французской реформаторской церкви Апостола Павла (ул. Большая Конюшенная, 25) построено в 1770–1772 гг. архитектором Ю.М. Фельтеном для небольшой местной французской общины.
В 1930-х гг. церковь закрыли, и в её помещения въехали разные учреждения. В 1937 г. здесь разместился городской шахматный клуб имени М.И. Чигорина. На его шахматных турнирах бывали знаменитые шахматисты Х.Р. Капабланка, Э. Ласкер, М.М. Ботвинник, Б.В. Спасский и многие другие.
На первом этаже бывшего храма до сих пор работает «Пышечная», известная не одному поколению петербуржцев и внесённая в городскую книгу памятных мест. Ассортимент этого заведения не меняется вот уже пятьдесят лет.