Прогуляться по каналам и канавкам Петербурга
Также предлагаем реализовать этот пункт по принципу предыдущего = 2 в одном. Давайте примерим роль Юлия Цезаря, который мог выполнять несколько дел сразу. А мы всего парочку, в частности в свете нашей темы, советуем прогуляться по каналам и канавкам Петербурга пешком и по воде, на катере.
Последнее может показаться стандартным, но при этом не менее захватывающим. А какие фото можно сделать с воды, просто прелесть! Даже петербуржцы не откажутся в пятидесятый раз взглянуть на любимый Петербург с воды. Можно провести вояж в одну из белых ночей и с просмотром разводящихся мостов, впечатления непередаваемые.
Пешком же прогуливаясь по центру Санкт-Петербурга можно увидеть множество каналов и канавок. Набережная канала Грибоедова встречает гостей мистическим рассказом о призраке Софьи Перовской; Крюков канал влечёт в таинственное подземелье; Обводный канал смешит своим прошлым простонародным названием с душком; Зимняя канавка интригует любовной историей, которую использовал Чайковский в опере «Пиковая дама»; а Лебяжья канавка, вообще, место слияния 2-х сил.
Страшно интересно и мурашки пошли по коже?! Тогда, совершите путешествие по каналам и канавкам Петербурга со шлейфом магии, любви, тайны, смеха и многого всего прочего очень душещипательного и увлекательного.
Большой (Старый) Эрмитаж
Из Павильонного зала двигаемся вдоль Невы и попадаем в Большой (Старый) Эрмитаж. Он хоть и называется «Большим», но по площади самый маленький. Занимает один длинный коридор из совмещенных комнат вдоль Невы.
Залы Большого (Старого) Эрмитаж
Строился как расширение для коллекции Екатерины II. Но впоследствии сделали жилые царские апартаменты. Сейчас здесь размещена коллекция итальянской живописи эпохи Возрождения XIV-XV веков.
Залы Большого (Старого) Эрмитаж
Меня впечатлила роспись на доске кассона – висит на уровне глаз. Так было принято расписывать сундуки для хранения одежды. Там изображен римский полководец, который после взятия Нового Карфагена возвращает пленницу её жениху. А выкуп, который принесли богатые родители, отдаёт молодым в качестве свадебного подарка.
Роспись на доске кассона, Большой (Старый) ЭрмитажАнфилада и двери, Большой (Старый) Эрмитаж
Далее преодолев несколько комнат, попадаем в зал Леонардо да Винчи
Обратите внимание на два бесценных шедевра Эрмитажа, картины Леонардо да Винчи: Мадонна Литта и Мадонна Бенуа
Написаны они не по церковным канонам и предназначены для приветной молитвы. На картине «Мадонна Литта» в руках у младенца щегол. Именно эта птица выдернула шип и окровавленного тела Христа.
Леонардо да Винчи: «Мадонна Литта»
А на картине «Мадонна Бенуа» обратите внимание на возраст Мадонны, она в виде девочки. А младенец серьёзен, как взрослый
Тут прослеживается символика грядущих великих событий.
Леонардо да Винчи: «Мадонна Бенуа»
На этом мы покидаем Старый Эрмитаж. Совсем рядом проходим мимо входа в Эрмитажный театр и Зимний дворец Петра I. Вход туда по отдельным билетам. Театр, кстати, действующий, можно сходить на представление.
Эрмитажный театр
«Танец» Анри Матисса
Русский коллекционер Сергей Щукин в 1908 году заказал Анри Матиссу три больших панно, которые должны были изображать танец, музыкантов и купание. «Купание» не было написано, а «Музыка» и особенно «Танец» – это уже в полный голос заявивший о себе гений Матисса. Щукин планировал украсить этими панно холл своего московского особняка. Это был первый крупный заказ в жизни Матисса, позволивший ему окончательно проститься с нехваткой средств.
Сергея Щукина долгое время называли «собирателем всякого хлама» и не разбирающимся в искусстве человеком. Самого автора публика и критики также не щадили. Сейчас же «Танец» считается одним из величайших произведений модернизма.
У «Танца» Матисса есть еще одна версия. Она находится в нью-йоркском Музее современного искусства (МоМА). Раймон Эсколье полагал, что это второй вариант «Танца», в котором Матисс превзошел чувственность и вакханские мотивы первой версии. Однако большинство исследователей сходятся на том, что это лишь набросок к настоящему панно, которое после революции было национализировано и передано в Эрмитаж, где находится и поныне.
Зимний дворец
Эта роскошная резиденция российских императоров была построена в 1762 г. по приказу императрицы Елизаветы Петровны. Архитектор Растрелли создал ее в стиле пышного барокко. Дворец оставался резиденцией императоров вплоть до 1904 г., после чего здание начинает использоваться как музей.
Первый этаж. Весь этаж отведен под археологические экспонаты, предметы искусства народов различных регионов Сибири и образцы культуры Средней Азии. Есть экспозиции, демонстрирующие изделия народов Кавказа, древнего государства Урарту и выставки, рассказывающие о культуре Ближнего Востока и Северной Африки.
Второй этаж. В помещениях с великолепными интерьерами можно ознакомиться с искусством Западной Европы и портретной галереей семейства Романовых, экспозицией интерьеров дворянского быта и благородным Александровским залом, где можно надолго задержаться, восхищаясь великолепными изделиями из серебра.
Третий этаж. Здесь выставлены собрания изделий стран Ближнего Востока, Китая и Индии. Есть залы представляющие предметы искусства древней Византии, интереснейшая выставка, посвященная древней Японии и павильон с буддийскими реликвиями и сокровищами Тибета.
Роскошный павлин-часы Джеймса Кокса
Как известно, императрица Екатерина II обожала всякие чудеса. Чтобы угодить монаршей особе, князь Потёмкин в 1777 г. приобрёл английскую диковинку — часы, выполненные механиками Дж. Коксом и Фридрихом Юри.
Для доставки «подарочек» развинтили на отдельные части. Ломать не строить! А когда решили собрать, то выяснилось, что половины частей и нет. Так и завалялась бы эта красота где-нибудь в укромном уголке. Да не бывать такому!
За дело взялся сам Кулибин и сотворил настоящее чудо. Часики-то ожили, а мудрёный механизм заработал.
Под перезвон ходиков происходит вращение клетки с совой. Потом распускает свой шикарный хвост павлин, он и кланяется, и голову вверх запрокидывает, и клювик открывает. Как только хвост распушится веером, силуэт павлина переворачивается и все лицезреют его скрытые от глаз прелести. Пёрышки складываются, и птица замирает в исходном положении. Павлин должен был оборачиваться на 360 градусов, но не получилось либо мастер намеренно это сделал…
В чём причина такого поведения механической птицы, никто не знает. Некоторые склоняются к мысли, что Кулибин так и не нашёл точной разгадки инженерной мысли англичанина. А другие уверены, что мастер сделал это нарочно, продемонстрировав своё презрение к власти.
Леонардо да Винчи. Мадонна Литта. 1490-1491.
Леонардо да Винчи. Мадонна Литта. 1490-1491. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург.
Произведений Эпохи Возрождения в Эрмитаже немного. Но среди них аж две работы Леонардо да Винчи. Это при том, что в мире всего 19 работ мастера! Музей приобрёл шедевр в середине XIX века. У итальянской аристократической семьи Литта.
Картина вернулась в Россию. Потому что она там уже гостила. За полстолетия до этого ее привёз с собой Джулио Литта, представитель рода, после того, как стал подданным России. Женился на племяннице Потёмкина. Однако его наследница, дочь падчерицы, после его смерти вернула картину своим итальянским родственникам.
Картина небольшая, 41 на 32 см. Но через несколько секунд вы перестаете это замечать. В маленькое пространство картины вмещается что-то очень величественное. Вневременное.
Мать с большой нежностью смотрит на младенца. Он припал к груди. Немного грустными глазами он смотрит в нашу сторону. Ведь за пять минут до этого разыгралась маленькая драма. Дева Мария решила отлучить ребёнка от груди. Вырезы для кормления были аккуратно зашиты.
Но она не устояла перед просьбами и плачем младенца. Один вырез был в спешке разорван. Так Леонардо изобразил милосердие и любовь матери к своему ребёнку.
О картине также читайте в статье «Мадонна Литта. Необычные детали шедевра».
Вторая хранящаяся картина да Винчи в Эрмитаже – это “Мадонна Бенуа”. О ней можно прочесть вот в этой статье “Почему это шедевр Леонардо”.
Экспонаты в Эрмитаже
Территория Главного комплекса огромна, поэтому рекомендуется взять бесплатную цветную карту музея у входа, в которой вы найдете информацию о самых популярных произведениях искусства и комнат.
На сайте музея также есть виртуальная экскурсия, вы можете увидеть комнаты одну за другой в своем виртуальном туре.
Существует также планировщик маршрутов через музей, если вы хотите сделать свой собственный маршрут, хотя он может быть немного сложным в использовании.
Эрмитаж имеет три этажа для прогулок. Чтобы не заблудится, в комнатах всегда есть сотрудники, которые помогут вам найти дорогу.
Первый этаж
На первом этаже расположены выставки первобытного искусства, находок, сделанных на территории древней Руси, восточного искусства и культуры, египетских и классических древностей.
Есть также Галерея сокровищ (Золотая кладовая и Бриллиантовая кладовая), которую можно посетить только с экскурсией.
Второй этаж
Большинство экскурсий с гидом начинаются в вестибюле Зимнего дворца, через который на второй этаж можно попасть по главной лестнице дворца (ослепительное творение 18 века из мрамора, гранита и золота).
Одна из первых комнат, проходящих через второй этаж — Малахитовая комната, где выставлены личные вещи императорской семьи.
На этом этаже находится Рыцарский зал, и здесь можно увидеть различные доспехи. Также здесь расположено много комнат, которые поддерживаются в том состоянии, когда императорская семья жила в Зимнем дворце.
Павильонный зал, расположенный также на втором этаже, известен своими чудесными павлиньими часами.
Помимо эффектных номеров на этом этаже вы найдете большое количество произведений русского и европейского искусства. Среди произведений итальянского искусства XVIII века — «Мадонна Бенуа» и «Мадонна Литта» Леонардо да Винчи (комната 214), скульптура Микеланджело «Скорчившийся мальчик или сидящий на корточках ребенок» (комната 230), две работы Рафаэля, восемь Тициано и работы Тинторетто, Липпи, Караваджо и Каналетто.
В Эрмитаже также хранится великолепная коллекция испанского искусства, включающая работы Эль Греко, Веласкеса, Мурильо и Гойи. Существует также впечатляющая коллекция фламандского и голландского искусства с работами Ван Дейка, включая портреты, сделанные в Англии в качестве камерного художника Карла I, более 40 картин Рубенса (комната 247) и столь же впечатляющее количество картин Рембрандта (комната 254). Здесь же находится необыкновенная коллекция картин французских и британских художников.
Третий этаж
На этом этаже вы найдете коллекцию азиатского и ближневосточного искусства музея, а также комнаты с медалями и монетами.
Бесплатный вход в Эрмитаж
Вход в музей свободный для всех желающих в первый четверг каждого месяца (обычно там бывает много народу) и 7 декабря.
Вход свободный для детей и студентов (независимо от их национальности и возраста). Это означает, что, предъявив свое студенческое удостоверение в кассе, вы получите бесплатный вход, хотя вам придется встать в очередь, чтобы получить свой билет (есть люди с бесплатным входом, которые предпочитают покупать билет в автоматах, чтобы избежать очередей).
Билеты можно купить в тот же день посещения в кассах или автоматах (в этом случае вход в музей осуществляется через главный вход Зимнего дворца) или заранее на сайте музея (в этом случае доступ осуществляется через другие специальные ворота).
В билетных кассах летом стоят длинные очереди, особенно для российских граждан, которые имеют какой-то льготный или бесплатный вход и которым приходится оправдывать это бумажной волокитой в кассах, а также для иностранных студентов вузов, которые должны предъявить свои билеты, чтобы получить бесплатный вход, так как их нельзя получить в автоматах или онлайн.
В автоматах у входа во внутренний дворик Зимнего дворца также можно купить билеты. Если вы не имеете права на какой-либо вид льготного посещения, то лучшим вариантом будет купить его в автоматах, там, как правило, нет очередей. Вы увидите автоматы, пройдя через главный вход в музей, просто войдя в Главный Двор.
На сайте Эрмитажа также можно купить билеты онлайн, получить их по электронной почте и распечатать вместе со штрих-кодом для доступа непосредственно к входным считывателям билетов.
Роспись, под которую построили дворец: Лоджии Рафаэля в Эрмитаже
Прообразом галереи Лоджии Рафаэля в Эрмитаже послужила знаменитая галерея Ватиканского дворца в Риме, расписанная Рафаэлем. Находятся Лоджии в Новом Эрмитаже — в 1783—1792 годах построенном специально для проекта сооружении по проекту архитектора Джакомо Кваренги.
Художники работали прямо в Риме — К. Унтерпергер собрал команду, и далее они копировали уже на месте. Транспортировать работы было нетрудно, так как копии были выполнены на холсте. Когда холсты прибыли в Петербург на кораблях, на месте уже шло строительство: архитектор Джакомо Кваренги приехал в Петербург, уже зная желания Екатерины, так что у него были готовые чертежи Ватиканских лоджий Рафаэля.
Архитектурное решение лоджии немного отличается от оригинального ввиду петербургского климата — холсты помещены на стенах и потолке. Копии, конечно, не на сто процентов повторяют оригинал, но в основном разница состоит в небольших декоративных деталях».
Анонимная картина, оказавшаяся шедевром Веласкеса: Диего Веласкес, «Завтрак» (1617)
Знаменитая картина не менее знаменитого Веласкеса была написана художником, когда ему было всего 18 лет. В коллекции Эрмитажа она оказалась как картина без автора — и много лет спустя после покупки оказалось, что приобрели ее совсем не зря.
Ольга Махо: «По этикету того времени мужчины должны были снять в публичных пространствах шляпу и воротник. На полотне в воротниках сидят молодые, а самый старший персонаж снял и шляпу, и воротник. Это значит, он ведет себя прилично, чтит правила, а ребята ведут себя как типичные молодые люди — «не хочу и не буду».
На столе лежит самая естественная еда для стола в Испании того времени — ничего дешевле, чем хлеб и вино, там не было, а гранаты растут рядом прямо на дереве. Рыба плавает рядом в реке. Лук, который у старика в руках, тоже неприхотлив и хорошо растет. Есть разные интерпретации натюрморта на столе — например, некоторые говорят, что рыба — это отсылка к Христу, а хлеб и вино — символ евхаристии. Но не стоит слишком увлекаться стремлением расшифровать каждую деталь.
В XVIII веке эта картина считалась работой неизвестного фламандского мастера, потому что испанскую живопись за пределами Испании знали довольно мало, а уж тем более очень молодого Веласкеса. Автор «Завтрака» был определен только в конце XIX века».
Предостережение алчным правителям: Паулюс Поттер, «Наказание охотника» (ок. 1647)
Работа, состоящая из четырнадцати четырехугольников, показывает охотничьи сценки в непривычном ключе — тут животные ловят и убивают человека, а не наоборот.
Людмила Фролова: «Подобная раскадровка для голландской живописи — не то чтобы самое распространенное явление, но нельзя сказать, что такая картина только одна.
На картине изображена не сатира над теми, кто увлекается охотой, как можно было бы подумать, и это не жест в сторону защиты прав животных. Благодаря тому, что сохранились гравюры на подобные темы (для гравюр это более характерная техника) и в них есть подписи к изображениям, мы знаем, что эта картина — предостережение правителю о том, чтобы он не был чрезмерно жестким, иначе взбунтовавшийся народ может с ним поступить так, как поступают звери с охотником. Голландия XVII века — это республика, которая совсем недавно с оружием в руках получила независимость. Это был популярный сюжет. Поттер примерно в это время работает в Делфте и Гааге. Гаага в это время — столица, а Делфт — небольшой городок, где, как правило, отдыхает аристократия, знать.
Супруга штатгальтера Амалия покровительствовала Поттеру и заказывала у него картины, а еще мы знаем, что принц Иоганн Мориц, который управлял голландскими владениями в Новом Свете, высоко ценил его картины. В общем, такой сюжет мог быть много кому по душе в то время».
Посмотреть заброшенные особняки в Санкт-Петербурге
Санкт-Петербург считают очень загадочным городом, окутанным многочисленными легендами, мифами и тайнами. Большую лепту в мистичность города на Неве вносят заброшенные особняки. Представьте, в них когда-то жили люди со своими сокровищами и светскими буднями, мыслями и мечтами. Мистики полагают, что ничего не проходит бесследно. А, значит, что-то да и осталось в покинутых людьми покоях, в смысле, нематериального, недосказанного, недореального.
И паломничество к ним течёт нескончаемыми туристическими ручьями, и каждому воочию сейчас хочется посмотреть на некогда культовые дворцы и богатые дома, бывшие роскошные особняки и интересные усадьбы. Ведь с каждым новым днём они все ближе становятся к той черте, за которой наступает забвение, и они канут в лету.
Увидеть прямо сейчас заброшенные особняки Петербурга мечтают многие туристы. Но не всем выдаётся возможность это сделать Некоторые не могут выкроить время и посетить с этой целью Северную столицу. Среди занятых людей есть те, которые фанатеют от подобного прелестного «захолустья». Их цепляют руины, но больше всего, что каждый осколок особняка хранит частичку ускользающей истории. Каждый кирпичик дышит прошлым и может о многом рассказать. Каждый обломок способен передать энергетику своих владельцев.
Вам повезло, и вы в Санкт-Петербурге, тогда ничего не мешает вам отправиться на такую пикантную прогулку по заброшенным домам, если, конечно, вас это интересует. Если да, то поторопитесь, в следующую поездку, возможно, некоторые из них совсем придут в упадок, они разрушатся, развалятся до последнего камня, или их снесут, уберут как груды мусора, сравняют с землей, и т.д.
А вы, когда побываете, будете показывать фотографии и рассказывать о том, как вы застали историю. Поверьте, вас ждут захватывающие виды и загадочные архитектурные памятники прошлого, да и многое другое, что не может не трогать за душу, и вы нигде такого не увидите. Для получения дрожжи, мурашек и адреналина, совершите пешеходную прогулку хотя бы в пару-тройку заброшенных особняков Петербурга.
Маршруты по Зимнему дворцу
По Зимнему дворцу можно гулять по двум маршрутам, разработанным сотрудниками музея. Маршруты гибкие, их можно сокращать и задерживаться только в интересующих вас местах. Они пересекаются в некоторых местах и внутри музея можно «перескочить» с маршрута на маршрут.
Выход у обоих маршрутов один — на Дворцовую набережную. А входы разные. Внутри двора Зимнего дворца правее вход на маршрут 1 и левее вход на маршрут 2.
Посещение Зимнего дворца в рамках маршрутов осуществляется по сеансам. Продолжительность сеанса – 2 часа. Ко входу в музей рекомендуется прибыть за 15 минут до начала. Пройти в залы Зимнего дворца нужно в течение получаса с начала сеанса указанного в билете. Иначе билет станет недействительный. Возврату он не подлежит.
О завершении сеанса подскажут сотрудники безопасности. Если время заканчивается, они направят посетителей к выходу. Но это формальность. По факту гулять можно сколько угодно.
Оба маршрута захватывают 3 этажа. На маршрут №2 во многих местах нет лифтов и подъёмников.
Маршрут 1 — вход с Иорданской лестницы (справа по ходу движения)
Вход во дворец с Иорданской лестницы. Держитесь правее во внутреннем дворе здания Зимнего дворца.
Схема входа в Зимний дворец по маршруту №1Иорданская лестница в Зимнем дворце. Парадный вход. Восторг в самом начале!
На маршруте №1 вы прежде всего увидите Парадные залы Дворца, ознакомитесь с богатой картинной галереей, увидите предметы Старого и Нового Эрмитажа и в первую очередь окунётесь в мир западноевропейского изобразительного искусства. Также на пути у вас будут предметы античной коллекции.
Этот путь больше интересен тем посетителям, кто впервые в Эрмитаже.
В маршрут могут входить временные выставки.
Схема третьего этажа маршрута №1
Схема третьего этажа маршрута №1
Маршрут 2 — вход с Церковной лестницы (слева по ходу движения)
Вход по Церковной лестнице. Держитесь левее во внутреннем дворе Зимнего дворца.
Схема входа на Маршрут 2 с Церковной лестницы
Начинается знакомство с интерьерами дворца и личными покоями императрицы. Далее залы русской культуры XVIII века, произведений искусства Англии и Франции. На 3-ем этаже Восток представляет свое искусство. Отдел нумизматики рассказывает о развитии мирового обращения денег.
Здания Эрмитажа
Огромный комплекс под названием Государственный Эрмитаж сегодня включает 5 основных сооружений, не считая отдельных помещений в других зданиях, например, в Главном штабе. Самое старое помещение музея – Малый Эрмитаж. Оно было построено в 1764-1766 году архитектором Ю. Фельтеном. В комплекс Малого Эрмитажа входят также знаменитые Висячие сады и Северный и Южный павильоны. Комплекс выполнен в строгом стиле классицизма. В 1777 году тот же Ю. Фельтен возводит Большой Эрмитаж, он гармонично сочетается с ранее построенными сооружениями комплекса. Позже Д. Кварнеги пристроил к этому дому корпус, в котором находятся лоджии Рафаэля.
В конце 19 века Лео фон Кленце проектирует специальное здание для публичного посещения музея, получившее название Новый Эрмитаж. Эффектное сооружение в стиле историзм гармонично вписалось в ранее созданный комплекс. Самым знаменитым элементом этого здания является входной портик с атлантами. Еще одно помещение, входящее в комплекс, — это Эрмитажный театр. Построен он был еще при Екатерине Второй. Сегодня здесь даются спектакли и концерты, демонстрируются выставки. Государственный Эрмитаж, залы которого поражают великолепием и размахом, является настоящим символом Петербурга. А комплекс зданий музея – одной из главных архитектурных доминант города.
Самые интересные залы Эрмитажа
Залы, посвященные истории Древнего Египта
Эти залы неизменно привлекают огромное количество посетителей. Множество экспонатов рассказывают о зарождении, расцвете Древнего Египта вплоть до Среднего царства. Саркофаги, папирусы, предметы быта, украшения – все это представлено тысячами экспонатов.
Залы Древнего Египта
Залы, посвященные Древней Греции и Древнему Риму
Более 30 залов отдано под экспонаты античного мира. Скульптуры богов и атлетов, посуда, украшения – все это собиралось многочисленными поклонниками античного мира, приобреталось государством и теперь выставлено на всеобщее обозрение.
Зал Леонардо да Винчи
Титану возрождения отведен отдельные зал. В нем выставлено 2 работы гения «Мадонна Лита» и «Мадонна Бенуа». Это один из самых посещаемых залов, перед шедеврами всегда толпы людей.
Залы, посвященные русской культуре
В нескольких залах представлена культура древней Руси начиная с Vв и до начала XVIIIв. Здесь множество экспонатов из Новгорода, Киева, Углича, Москвы, представлены экспонаты, имеющие отношение к религии, керамика, оружие, берестяные грамоты дают представление о жизни наших предков.
Залы, посвященные древнейшим памятникам Евразии
Залы палеолита, неолита, ранней бронзы знакомят со следами древнейших на нашей планете людей. Находки, сделанные на Урале, Сибири, Армении, Мальте представляют собой орудия для охоты, предметы быта, первые в мире предметы искусства.
Ювелирная реставрация: малахитовая квадратная чаша на ножке, Россия, Петербург (1850)
Возможно, каменные чаши — это не то, на что вы обратите внимание при посещении Эрмитажа. А зря
Это уникальные примеры русского камнерезного искусства первой половины XIX века.
Из каталога выставки «Реставрация в Эрмитаже. Взгляд сквозь призму времени» 2014 года следует, что восстановление чаши было долгим и трудным: «На плите, постаменте, ножке и чаше имелись значительные утраты, отслоения, осыпи наборных пластин малахита и резных деталей. В местах утрат присутствовали грубые доделки из эпоксидной смолы. Малахитовый набор чаши в местах отслоений укреплен с применением расплавов мастик на основе натуральных бальзамов и смол. Многочисленные утраты малахитового набора восполнены в технике русской мозаики, с учетом особенностей рисунка сохранившихся участков мозаичного набора, для чего подобран малахит, из которого выпилены и наклеены по месту недостающие элементы набора. Выполнены тонкая шлифовка и полировка восполненных при реставрации участков. Нанесен и располирован слой воска, предохраняющий поверхность малахита от загрязнений и усиливающий декоративный эффект полировки. Все детали чаши собраны воедино».
Жемчужина Эрмитажа: Рембрандт Харменс ван Рейн, «Возвращение блудного сына» (1606−1669)
Эта работа Рембрандта находится в негласном списке must-see Эрмитажа — считается, что она являет собой финал пути самого художника: сначала он — беззаботный молодой человек с женщиной на коленях и бокалом в руке («
», Рембрандт, 1635), а на этом полотне — взрослый мужчина, осознавший, что жизнь прошла и нужно обратиться к истокам.
Людмила Фролова, сотрудник научно-просветительского отдела: «Поздние работы Рембрандта на религиозные сюжеты — это тот пример произведений искусства, в которых нужно обратить внимание не на детали, а на эмоциональное состояние персонажей и по-человечески постараться сопереживать им. В сравнении с Рембрандтом 1630-х, с той же «Данаей» — ее экзотическим колоритом, деталями, — здесь живопись обобщенная, свободная, темная, высвеченные из полумрака лица, напряженный свет
Буквально несколько месяцев назад в экспозицию вернулась из реставрации еще она поздняя картина Рембрандта, которую традиционно называют «Падением Амана», — с нее удалили потемневшие слои лака, после чего мы можем с новой уверенностью сказать, что светлее картины Рембрандта после этого не становятся, это его оригинальный метод затемнения».
Описание Эрмитажа
Хотя это больше, чем музей, это также дворец-музей, так как он состоит из комнат и залов со времен царей.
Эрмитаж в Санкт-Петербурге состоит из комплекса нескольких зданий на берегу Невы, самым важным из которых является Зимний дворец, который был официальной резиденцией царей. Коллекция музея формировалась за счет частной коллекции, которую цари собирали на протяжении нескольких столетий.
В любом случае, посетив музей всего за один день или даже за несколько часов, вы сможете составить общее впечатление о нем и увидеть некоторые из его главных залов и наиболее известные произведения искусства.
Часы «Павлин»
Механическое приспособление придумали Джеймс Кокс и Фридрих Юри. В Россию оно попало благодаря Потемкину: он приобрел часы в подарок Екатерине II. К сожалению, фаворит императрицы так и не узнал, понравился ли ей дар, так как скончался до того, как часы были доставлены.
Сначала часы экспонировали в Таврическом дворце, а затем перевезли в Зимний, где они хранятся до сих пор. Дважды их ремонтировал Кулибин (во время перевозки часть деталей повредилась). Однако в целом уникальные часы дожили до наших дней без изменений: это единственный известный крупный механический прибор 18 века, который до сих пор не вышел из строя.
Картина, облитая серной кислотой: Рембрандт Харменс ван Рейн, «Даная» (1606−1669)
5 июня 1985 года в Эрмитаже вандал облил серной кислотой и дважды порезал ножом эту картину. Это был литовец Бронюс Майгис, который позже объяснил свой поступок политическими мотивами. Его признали психически нездоровым и отправили на принудительное лечение.
Реставрация полотна заняла двенадцать лет, и если бы о картине не было известно так много, работу вряд ли удалось бы завершить успешно.
Рембрандт писал полотно в два этапа (к таким выводам в 1970-х пришел Юрий Иванович Кузнецов, который провел большое технико-технологическое исследование «Данаи»). По всей видимости, в 1636 году он закончил первый вариант, но в 1640-х внес существенные изменения. Например, был убран золотой дождь, который должен быть по сюжету из мифа о Данае (с его помощью, согласно сюжету мифа, Зевс оплодотворил Данаю. — Esquire), — его художник заменил на золотистое сияние. Изменилось положение служанки и ее ракурс. Изменилась поза самой Данаи.
Лицо было тоже переписано — видимо, чтобы придать ему более сложное выражение. Детали Рембрандт убрал, в частности, драгоценностей стало меньше. Именно благодаря этим исследованиям, тщательному изучению красочных слоев реставраторы смогли восстановить работу после тяжелейших повреждений. Интересно изменилось и положение руки — сейчас Даная протягивает руку в сторону свечения, а в более раннем варианте ладонь была повернута немного по‑другому, теперь же жест стал неоднозначным. Благодаря этому повороту руки считается, что фигура стала глубже — и встревоженной, и удивленной. Этот новый жест дал полотну бóльшую психологическую глубину.
Коллекция
Описанию собрания Эрмитажа посвящено немало томов и каталогов. Сегодня коллекция музея насчитывает около 3 млн экспонатов. Публике показывается лишь малая часть собрания. Многие предметы и произведения искусства боятся света и воздуха, поэтому хранятся исключительно в специальных условиях. Доступ к ним имеют только узкие специалисты. Крупнейшее хранилище произведений искусств в стране сегодня – это Государственный Эрмитаж. Живопись, скульптура, графика, памятники истории – коллекция музея позволяет представить всю историю человеческой цивилизации. Собрание включает несколько разделов: культура и искусство первобытного мира, искусство античности, живопись Европы с 13 по 20 века, декоративно-прикладное искусство, монеты. Однако коллекция музея имеет явные пробелы, например, в Эрмитаже, как и в России вообще, нет ни одной картины Вермеера, отсутствуют произведения многих значительных итальянцев, слабо представлено искусство 20 века.