Интересные факты
По пути в Музей Ахматовой в Фонтанном доме можно увидеть необычный обелиск — это памятник легендарной русской оперной певице и актрисе Прасковье Жемчуговой. Женщина прославилась не только своими талантами, но и происхождением — её родителями были крестьяне, но после успеха постановок крепостного театра Прасковья получила вольную грамоту. Певческие способности Жемчуговой высоко ценила и сама императрица Екатерина II.
Кирпичный забор вокруг Фонтанного сада периодически покрывают «автографами» поклонники. Тут можно увидеть и цитаты знаменитых ахматовских строчек, и прямые зарифмованные послания кумиру, обращённые в вечность. Разумеется, такое творчество в форме откровенного вандализма не может одобряться, но само появление надписей на жёлтой штукатурке гласит ровно об одном — наследие поэта живо, востребовано среди молодёжи и актуально до сих пор.
Дворец Шереметевых больше века привлекал видных деятелей искусства. Считается, что в его Аванзале художник Кипренский написал хрестоматийный портрет Александра Сергеевича Пушкина. Репродукция в виде карандашного наброска выставлена в одном из залов музея. Ахматова всю жизнь чувствовала присутствие «солнца русской поэзии» в доме, и не раз повторяла, что место обладает особенной энергией, которая помогает ей писать.
В саду есть и несколько других не менее интересных достопримечательностей — например, памятник Осипу Мандельштаму в виде не то постамента, не то могильной плиты. Есть и «скамейка стукачей» с частично выломанной спинкой и едва заметными «кровоподтёками». Это напоминание о печальном факте из биографии Ахматовой — в 1946-м году за её квартирой организовали слежку, сотрудники НКВД, сменяя друг друга, дежурили на скамье под окнами.
На выставочной деятельности работа не ограничивается, проект «Музей + Театр» в Фонтанном доме уже много лет радует постановками для всей семьи. На небольшой сцене в течение всего года ставятся лучшие произведения от классиков литературы — Экзюпери, Андерсена, Кэрролла и других именитых писателей. С 2013-го года открыт собственный фестиваль «Златая цепь», на котором демонстрируются лучшие спектакли.
Не только Эрмитаж может похвастаться котами — хвостатые смотрители есть и в музее Ахматовой в Фонтанном Доме. Зовут их — Рыжий, Персик и Кеша — у каждого из животных своя история появления, но все трое так и остались жить в уютном здании. Некоторые посетители считают своим долгом пообщаться с котами, благо, большую часть времени они на виду, и даже иногда позволяют себя гладить.
Фонтанный дом
Дворец графов Шереметевых — огромный комплекс зданий на набережной Фонтанки. Фасад главного корпуса выходит на реку, а за ним между двумя четырехэтажными флигелями спрятан небольшой сад. Вход в него ведет не с парадной стороны, а с Литейного проспекта. Слева от ворот установлен памятник Анне Ахматовой в виде серой стелы с проступающим женским силуэтом.
Обыкновенная садовая скамейка, где постоянно дежурили топтуны, наблюдавшие за неблагонадежной писательницей, теперь тоже экспонат, украшенный соответствующей табличкой.
Квартира № 44
Музей находится в коммунальной квартире на третьем этаже, где поэтесса прожила 30 лет с перерывом на эвакуацию в Ташкент. До революции она принадлежала кому-то из многочисленного клана Шереметевых. В 1922 г. сюда вселился Н. Н. Пунин, искусствовед и гражданский муж Анны Ахматовой. Посетители поднимаются по ступеням каменной лестницы, из окон видны та самая скамейка и фасад Лиговского театра.
Подъезд оборудован подъемником для инвалидов-колясочников.
В углу прихожей высится монументальная каменная печь, рядом зеркало в резной раме, напротив сундук, на нем несколько чемоданов, на стене черный эбонитовый телефон. На вешалке висит серое пальто, оставленное Пуниным, когда его уводили отсюда сотрудники ГПУ. Предметы нехитрого быта начала прошлого века наполняют небольшое помещение кухни с топившейся дровами плитой и крохотной раковиной. Самовар, керогаз, жестяное корыто, бутыль с керосином, плетеная кошелка переносят посетителей в мир продуктовых карточек и коммунальных дрязг.
Из комнаты, где поэтесса жила в 1940 г., она уходила к воротам Крестов, куда заключили сына после ареста. Самые пронзительные строки «Реквиема» написаны за столиком для рукоделия, пока за окном мельтешили черные ветки старого клена. В другую комнату она заселилась после возвращения из эвакуации в 1945 г. Обстановка еще более аскетичная, мало что сохранилось от прежнего быта. Разгромное постановление ЦК едва не убило Ахматову, ко всему добавилась тяжелая размолвка с сыном. Но она выстояла.
Основная литературная экспозиция музея в Белом зале вводит гостей в мир поэтических образов и указывает путь к пониманию творчества Анны Ахматовой. Пространство зала разделено на 7 интерактивных инсталляций, обозначенных цитатами из ее стихов. Под стеклом лежат рукописи, фотографии и рисунки. Создатели экспозиции руководствовались принципами самой поэтессы, которая любила «сталкивать слова, никогда не стоявшие рядом».
Литературная и мемориальная экспозиции музея
Существующий более нескольких столетий музей неоднократно претерпевал изменения, благодаря которым экскурсионная программа становилась более информативной и насыщенной. Начиная с 2003 года посетителям предлагается ознакомиться с двумя разделами: литературным и мемориальным. Творчество и гений, история и нравы органично переплелись здесь с бытом, характером и самой судьбой поэтессы, а также ее друзей, близких и соратников. В 2014 году экспозиция приобрела толику интерактивности за счет включения в обиход мультимедийных технологий.
Отразить мир гения – задача непростая. Создатели музея попытались представить личность А. Ахматовой в круглом зале, наполненном вещами, имеющими непосредственное отношение к ее таланту и литературной стезе. Им удалось создать неповторимую атмосферу творческого пространства и пронести сквозь него все перипетии чувств и уникальную вселенную поэтессы. Каждый предмет, книга или письмо, документ или черновик стали отголоском ее внутреннего мира, незаурядного слога и непростой судьбы.
Цель мемориальной экспозиции передать дух 30-50-х гг., коммунальный уклад и быт того времени. Неуютная прихожая, голостенная кухня с характерной утварью, каждый уголок и закоулок квартиры впитали атмосферу противоречивой эпохи, густо смешанную со страхом перед репрессиями и надеждами на лучшее.
Музей Анны Ахматовой в Фонтанном доме – обладатель пятидесятитысячной коллекции экспонатов. Помимо творческого и личностного наследия поэтессы, ее рукописей и снимков, она включает произведения авторов Серебряного века, хранящие пометки и автографы, их памятные фото, наброски и прочие уникальные материалы.
comments powered by HyperComments
Как добраться до музея Анны Ахматовой в Фонтанном доме
Достопримечательность находится в историческом центре города, и автобусная/троллейбусная остановка «Жуковского» — в 20 метрах от дома № 53 на Литейном проспекте. Именно здесь находится единственный вход — арка, ведущая во двор дворца Шереметевых. От метро идти дальше, почти километр, ближайшая станция — «Маяковская», на выходе из зала нужно выйти на Невский проспект, пройти до перекрёстка с Литейным, повернуть направо и идти, держась нечётной стороны.
На такси лучше выбирать официальные сервисы — мобильное приложение Uber, Yandex или Maxim — все три гиганта перевозок работают в Питере много лет, и пользуются достаточным авторитетом. Заказывать машину лучше за день до визита, чтобы получить выгодное предложение или скидку. Уличные таксисты — не вариант, на туристах они наживаются без угрызений, выставляя невменяемые расценки на поездку.
Для тех, кто едет на личном или арендованном автомобиле, нужно сразу выставлять координаты навигатора — 59.935838, 30.346926. Парковаться на Литейном проспекте можно, но стоянка платная — в 2023 году от 60 рублей в час. Ориентир — по терминалам, оплатить парковочное время можно с помощью банковской карты или мобильного телефона.
Музей Анны Ахматовой в Фонтанном доме
Анна Андреевна Ахматова (Горенко) родилась 11 июня 1889 года в Одессе в дворянской семье.
В 10 лет Анна Горенко поступает в Мариинскую женскую гимназию в Царском Селе.
С 1906 по 1910 Анна учится в Киеве.
В 1910 году Анна выходит замуж за поэта Серебрянного века Николая Степановича Гумилёва.
Через 2 года у них рождается сын — Лев Гумилёв.
В 1911 года Анна Горенко-Гумилёва начинает публиковать свои стихи под именем Анны Ахматовой.
В 1917 году Николай Гумилёв оказывается в Париже и влюбляется в Елену дю Буше, а в 1918 году возвращается в Советскую Россию,
разводится с Анной Ахматовой и женится на Анне Николаевне Энгельгардт.
В 1918 году Анна Ахматова выходит замуж за учёного-востоковеда Владимира Казимировича Шилейко.
В 1921 году Николай Гумилёв был расстрелян по обвинению ЧК,
а в 1991 году реабилитирован посмертно постановлением Верховного суда СССР.
В 1922 году Анна Ахматова расстаётся с Владимировм Шилейко и становится гражданской женой историка и искусствоведа Николая Николаевича Пунина.
С 1924 года Анна Ахматова и Николай Пунин проживают вместе в Фонтанном доме.
В 1938 году сын Ахматовой — Лев Гумилёв приговаривается к 5 годам лагерей. Анна Ахматова расстаётся с Николаем Пуниным.
В 1949 году Лев Гумилёв и Николай Пунин приговариваются к 10 годам лагерей. Николай Пунин умер в заключении в 1953 году, а
Лев Гумилёв был освобождён и реабилитирован в 1956 году.
В 1952 году Анна Ахматова переезжает из Фонтанного дома.
В 1966 году Анна Андреевна умирает в возрасте 76 лет.
Фонтанный дом — это Дворец Шереметевых, фасад которого выходит на Фонтанку.
Квартира Анны Ахматовой расположена во флигеле Фонтанного дома, в Шереметевском саду. Вход во дворец находится на набережной реки Фонтанки.
Номер телефона АхматовойЖ 2-12-40Дровяная плита на кухне в квартире АхматовойКоридор в квартире АхматовойЛыжи, санки и коньки
Литературная экспозиция музея Анны Ахматовой
Литературная экспозиция музея Анны АхматовойЛитературная экспозиция музея Анны АхматовойАхматова у северных ворот Фонтанного ДомаАнна Ахматова в позе сфинкса в саду Фонтанного домаМелхола. Рахиль. Лотова женаВ.А.ЦивинБерестяная книга Анны Ахматовой
Столовая
Столовая в квартире Анны АхматовойПатефонСтоловая в квартире Анны АхматовойКаминСтоловая в квартире Анны АхматовойСтоловая в квартире Анны АхматовойШахматный столикСтоловая в квартире Анны АхматовойНиколай Пунин
Детская комната
В детской комнате Анна Ахматова жила после расставания с Пуниным и до эвакуации в Ташкент в 1941 году.
Детская комната в квартире Анны АхматовойДетская комнатаКвартира Анны АхматовойДетская комнатаКвартира Анны Ахматовой
Комната Анны Ахматовой
В этой комнате Анна Ахматова жила после возвращения из эвакуации в 1945 году.
Портрет Анны АхматовойПортрет Анны Ахматовой, написанный Амедео Модильяни в 1911 году в ПарижеКомната Анны Ахматовой
Лестница
Окошко в ванной комнате в квартире Анны АхматовойЛестница в доме Анны АхматовойЛестница в доме Анны АхматовойБуквы в снегу у входа в музей Анны АхматовойСад Фонтанного дома
Экспозиции музея Анны Ахматовой в Фонтанном доме
На 2023 год музейное пространство поделено на семь залов с постоянной экспозицией, собственный театр и галерею для временных выставок.
Мемориальная квартира Анны Ахматовой
Знакомство с домом начинается на лестнице, которая служит своеобразной границей между переломной революционной эпохой и дворянской усадьбой — старинные перила заканчиваются на площадке у двери с номером 44 — за ней начинается прихожая и центральная экспозиция. Вещи оставлены так, будто здесь до сих пор живут — пальто на вешалке, приготовленные чемоданы, телефон на стене и вычищенная до блеска белоснежная кафельная печь.
Отдельно восстановлен облик кабинета Николая Пунина. Рабочее место с бумагами и подарками студентов из Академии Художеств, а напротив — небольшой журнальный столик, за которым Анна Андреевна любила писать стихи и работать над исследованиями творчества Пушкина. На стене вывешены редчайшие фотографии семейных хроник, портреты и рисунки, а за стеклом шкафа — личная сокровищница, где украшения и дорогие сердцу мелочи бережно сохранены спустя десятилетия.
Центральная часть — столовая и комната Ахматовой — это хранилище главных реликвий и место, воссоздающее дух грозных довоенных годов. Тут и чемодан, купленный для поездки к сосланному Мандельштаму, и «сундук флорентийской невесты», где хранился личный архив записей. Пример изящных искусств — фарфоровая статуэтка, слепленная с натуры в 1924-м году. На столике рядом — коробок ленинградских спичек, которым сжигались рукописи «Реквиема».
Юлия Абрамова, Официальная группа Музея Анны Ахматовой Вконтакте
Американский кабинет Иосифа Бродского
Несмотря на то, что один из видных поэтов-шестидесятников в Фонтанном доме не гостил ни разу, экспозицию без его вещей представить трудно. Молодого литератора познакомили с Ахматовой только в 1961-м году, и именно с её помощью и рекомендаций началась поэтическая карьера Бродского. Ему не суждено было остаться на родине — спустя 20 лет, после громких дел о тунеядстве, он эмигрировал в США, где и прожил до конца дней.
Первые экспонаты появились в ахматовском музее в 2005-м году, когда вдова поэта передала на вечное хранение несколько личных вещей из дома в маленьком городке Саут-Хедли, там Бродский поселился в 1980-х годах и тут же стал профессором одного из колледжей. В основном это были фотографии, документы и некоторые предметы, которые в лучшей мере отражают богатейший внутренний мир и неординарный талант опального поэта.
Пополнилась экспозиция и в 2015-м году, и здесь уже появились предметы интерьера из квартиры в Нью-Йорке. На сегодняшний день — это единственная постоянная выставка в Петербурге, посвящённая Иосифу Бродскому. Музей «Полторы Комнаты» на Литейном проспекте, где будущий поэт жил с родителями, только готовится к открытию, и его экспонаты никак не будут связаны с реликвиями в Фонтанном Доме.
Музей-квартира Льва Гумилёва
С 2004-го года музей в Фонтанном доме получил филиал — мемориальную квартиру знаменитого сына Ахматовой — историка и этнолога Льва Гумилёва. Находится она на Коломенской улице, на втором этаже дома № 1/15 — здесь учёный прожил последние два года жизни, и место считается единственной собственной квартирой. Обстановка в ней сохранена вдовой — Натальей Гумилёвой-Симоновской, проработавшей личной стенографисткой и секретарём мужа.
Основная часть экспозиции здесь — это рабочий письменный стол из ореха, богатый книжный шкаф и каталог с картотекой, по которой писались ключевые монографии. Супруга, будучи профессиональной художницей, дополняла интерьер, расписывая вещи в азиатском стиле с учётом научных изысканий Гумилёва. Здесь угадываются «звериные узоры» степных народов, пейзажные зарисовки и репродукции портретов монгольских ханов и героев эпоса.
Другой важной темой выставок являются родители Льва Николаевича — даже сложные отношения с матерью никак не изменили трепетного отношения, как к ней самой, так и к её гениальному поэтическому дару. Грустным напоминанием является кованная металлическая роза, лежащая в центре письменного стола — её сделал тот же скульптор, который отвечал за изготовление металлического надгробного креста на могиле Ахматовой в посёлке Комарово
Официальная группа Музея-квартиры Льва Гумилёва Вконтакте
История
Впервые о мемориальном музее Ахматовой заговорили 1988-м году, когда власти Ленинграда приняли решение создать особую комиссию по сохранению богатейшего литературного наследия. На волне перестроечных идей фигура поэта и её репрессированной семьи стала своего рода символом борьбы за справедливость и признания ошибок прошлого. Именно поэтому для будущих сотрудников открывались любые бюрократические двери, и уже через год первые экспозиции заработали.
Место для музея определилось сразу же — это квартира в Фонтанном доме, где Анна Андреевна жила с 1925-го по 1952-й год со своим третьим мужем — искусствоведом Николаем Пуниным. На тот момент здание освободил Институт Арктики и Антарктики, и стало возможным воссоздать исторический интерьер жилища на третьем этаже южного флигеля — так наследие постепенно начало возвращаться в стены, где прошла почти половина жизни поэта.
Перед создателями стояла нетривиальная задача — не только собрать сохранившиеся личные вещи, но и найти людей, связанных с периодом жизни Ахматовой в Петербурге. Что-то отыскалось через потомков современников и друзей, активно использовался самиздат с воспоминаниями. По крупицам восстанавливались интерьеры, фотографии, книги с автографами и письма, иногда — буквально из ящиков полузабытых столов и пыльных антресолей старых коммунальных квартир.
Елена Яхонтова
На момент открытия музея, приуроченного к 100-летию Анны Ахматовой, по всему миру гремели перемены — падение Берлинской стены позволило частично восстановить культурные связи с Европой, что благотворно отразилось на дальнейшей жизни экспозиций. Так, одним из официальных партнёров стало немецкое Общество по установлению связей с Восточной Европой. Всего же в списке людей, сохранивших семейные реликвии, и помогавших собрать первые фонды, несколько десятков фамилий.
В 2003-м году экспозиции обновили и условно поделили на две части — историческую и литературную тему. Вторая половина построена по принципу, сформулированному самой Ахматовой — «Я помню всё в одно и то же время…». Такая концепция легла в основу Белого зала — ротонды с колоннами, между которых собраны ценнейшие реликвии, связанные с разными периодами жизни поэта.
Сегодня в фондах музея хранится более 50 тысяч экспонатов — ни одной случайной вещи нет, всё напрямую связано с именем Анны Андреевны и её знаменитых современников — Мандельштама, Пастернака, Цветаевой, Хлебникова и других именитых творцов. С 2014-го года залы обновили мультимедийными инсталляциями с динамической подсветкой и другими технологиями, но основная идея осталась прежней — перенести гостей в начало XX века, во времена, когда на литературном небосклоне зажглось множество ярких звёзд.
Наталья Осипова, Официальная группа Музея Анны Ахматовой Вконтакте