Музей музыки — цены, расписание, льготы, адрес, телефон, сайт

Центральный музей музыкальной культуры имени м. и. глинки

Музейная деятельность

Реставрационная

Большое внимание в музее уделяется реставрации. Сохранен и отреставрирован самый большой «экспонат» ВМОМК им

Глинки — Дом-музей Ф. И. Шаляпина. В основе музея, существующего с 1988 года, огромный архив певца. Особыми достижениями в области реставрации также являются возрождение полуразрушенного старейшего в России органа работы Фридриха Ладегаста (нем.)русск. (1818—1905) и отреставрированный клавесин работы мастера Бурката Шуди (1702—1773). Также музей восстановил старинную рукописную копию теоретического трактата XVII века «Мусикийская грамматики» Николая Дилецкого.

Научная

Научные сотрудники ведут более 20 абонементных циклов концертов, лекций-концертов, образовательных лекций для посетителей самых разных возрастов и уровней музыкальных знаний. Отдельно существует программа для музыкального развития детей: циклы лекций с музыкальными вставками, демонстрация музыкальных инструментов, рассказ об их возникновении и истории. Разрабатывается цикл концертных программ под общим названием «Для всей семьи».

Просветительская

В музее регулярно организовываются прослушивания записей фонотеки, проводятся музыкальные концерты, проходят выставки, экспозиции, читаются лекции, с 2007 года существует Московский оперный клуб, который поначалу открылся в ноябре 1989 года в Музее кино, затем переместился в Театральный музей им А. А. Бахрушина, а с 2007 года обосновался в Музее имени Глинки. Программы Оперного клуба посвящены определённой теме: биографии композитора или певца, музыкальному направлению или оперной школе. В рамках Оперного клуба также проходят семинары с участием зарубежных исполнителей, музыкантов и музыковедов.

Концертная

Скрипка XVIII века, коллекция музея В рамках Международного конкурса имени Чайковского в музее раз в четыре года проходят Международные конкурсы скрипичных мастеров.

Игра на музейных музыкальных инструментах является визитной карточкой музея. На протяжении многих лет подлинники инструментов звучат на концертах, лекциях и экскурсиях. В экскурсиях также демонстрируется звучание, например, внеевропейских ударных инструментов. До середины 1980-х годов концертная деятельность была неотъемлемой частью музея. Концерты часто исполнялись на мемориальных фортепиано, так как других не было. В течение последних 30 лет в музее произошли кардинальные изменения. Появилось большое число чисто концертных инструментов: рояли «Стейнвейн и сыновья», орган , электроорган , клавесин и клавесин мастера Ю. Аммера (копия Паскаля Таскена XVIII века), немецкая шарманка с перфолентой и электронной программой . Это освободило фонды от постоянной игры на оригиналах.

Музей имеет студию звукозаписи, оснащенную современной аппаратурой и использующуюся музыкантами различных направлений. Например, музеем были выпущены компакт-диски со звучанием клавесина работы Б. Шуди и органа мастера Ф. Ладегаста.

За последние несколько лет сотрудники музея выпустили два каталога музыкальных инструментов: «Струнные щипковые инструменты из фондов ВМОМК имени М. И. Глинки. Гитары, цистры, мандолины, банджо, цитры, арфы» (2013) и «Струнные смычковые инструменты и смычки профессиональной европейской традиции (семейство виол и скрипок) из фондов ВМОМК имени М. И. Глинки» (2016).

Рукопись с Сонетом (Керенскому) Сергея Прокофьева


Сергей Прокофьев. Сонет (Керенскому). Российский национальный музей музыки, Москва

Сонет композитора Сергея Прокофьева посвящен военному министру Александру Керенскому. В 1917 году молодой Прокофьев был уже известен в России и за рубежом как автор Классической симфонии и Скифской сюиты, нескольких сонат и концертов, фортепианных и вокально-инструментальных пьес. При этом он числился санитаром Красного Креста при Главном управлении в Зимнем дворце. Когда вышел приказ Керенского о дополнительной мобилизации (шла Первая мировая война), Сергей Прокофьев обратился к Александру Бенуа с просьбой оформить отсрочку призыва. Художник подключил к делу Максима Горького, который написал министру письмо. Прокофьев должен был лично его передать его министру, но не успел: застал Александра Керенского уже на выходе из Адмиралтейства.

Через адъютанта Керенского Сергей Прокофьев все же получил отсрочку. Он сочинил ироничное стихотворение-сонет, которое отправил своей подруге, арфистке Элеоноре Дамской, знакомой с министром. В сонете Прокофьев намекает на ее восторженное отношение к Керенскому.

История создания музея

Основы музея заложила Московская консерватория, где постепенно в течение многих лет накапливались рукописи, нотные записи, партитуры, личные вещи музыкантов, их музыкальные инструменты, фотографии из музыкальных спектаклей. Экспозиция Музея при Московской консерватории открылась в 1912 году, а музей носил имя Николая Рубинштейна — российского музыканта, основателя Московской консерватории и первого её директора. Тогда экспонировались три итальянские скрипки — Николо Амати, Антонио Страдивари и Санто Серафино, также коллекция инструментов народов Средней Азии и Казахстана А. Ф. Эйхгорна (составителя книги «Полная коллекция музыкальных инструментов народов Центральной Азии») и рояль особой конструкции, принадлежавший князю Владимиру Одоевскому. Его вдова пожертвовала музею обширную библиотеку князя, архив с записями народных песен, материалы по древнерусским песнопениям, теории музыки, коллекцию музыкальных инструментов, среди которых сделанный по заказу князя нетемперированный рояль. В конце 1880-х годов у Эйхгорна, служившего в 1870—1883 годах капельмейстером русских военных оркестров в Ташкенте, были приобретены музыкальные инструменты народов Средней Азии и Казахстана.

Со временем фонды музея значительно увеличились. В годы Великой Отечественной войны музей получил статус Государственного центрального музея музыкальной культуры

, стал Всесоюзным и перестал носить имя пианиста Николая Рубинштейна. Ещё через несколько лет, в 1954 году, в связи со 150-летием со дня рождения Михаила Глинки музею было присвоено его имя.

В 1964 году Музей музыкальной культуры разместился в «Троекуровых палатах» (Георгиевский переулок, 4), где просуществовал до 1980-го, когда было закончено строительство нового музейного здания с концертным залом, где установили орган немецкой (Потсдам). С 1985 года в музее стали открываться постоянные экспозиции.

В течение длительного времени, c 1938 по 1984 год, директором музея была певица и музыковед Екатерина Алексеева. С 2008-го по настоящее время должность директора музея занимает Михаил Аркадьевич Брызгалов. С 2009 года он также является президентом Ассоциации музыкальных музеев и коллекций

.

Основные экспозиции

Музей Глинки располагает уникальной коллекцией инструментов, треть из которой демонстрируется в экспозициях. Пять его залов, отделанных в индивидуальных цветовых решениях, представляют вниманию посетителей более девятисот традиционных и профессиональных экспонатов. Здесь собраны инструменты как народов России, так и практически всех стран Европы, Азии, Америки, Африки и Австралии.

В первом зале посетители могут увидеть русские народные инструменты. Здесь можно полюбоваться на уникальные гусли, изготовленные предположительно в тринадцатом и четырнадцатом веках. Они были найдены при археологических раскопках в древнем Новгороде. После воссоздания их утраченных фрагментов эти уникальные находки заняли свое почетное место. Здесь же представлены и копии с сопелей и гудков: их фрагменты тоже были обнаружены на раскопках.

В витрине другого зала, в котором представлены инструменты сопредельных нашей стране государств, находится старейшее собрание, которым по праву гордится Музыкальный музей им. Глинки. Это коллекция из тридцати шести музыкальных инструментов, на которых играли народы Средней Азии. Ее собрал Август Эйхгорн — капельмейстер Туркестанского военного округа.

Другой удивительный экспонат – это китайский маленький губной орган «шэн», который был создан, по мнению исследователей, еще во втором тысячелетии до нашего летоисчисления. Другие инструменты — вьетнамский монохорд, украшенный филигранной перламутровой инкрустацией, а также ирландская арфа девятнадцатого века – всегда вызывают повышенный интерес у посетителей. Здесь же можно увидеть шотландскую волынку и японский струнный «кото», играть на котором должны были уметь девушки из аристократических родов, индийскую «вину», а также африканские там-тамы, мембраны которых сделаны из шкур животных.

Филиалы музея

Музей представляет собой комплекс из основного помещения и нескольких филиалов, выполняющих функции хранилищ ценных экспонатов и научно-исследовательского и просветительского учреждения по музыкальной культуре.

  • Музей-квартира Александра Гольденвейзера (Тверская улица д. 17, кв. 110), самый первый филиал музея, существует с 1959 года.
  • Музей-квартира Николая Голованова (Брюсов переулок д. 7, кв. 10), открылся в 1974 году.
  • Дом-музей Ф. И. Шаляпина (Новинский бульвар, д. 25-27), открылся 23 сентября 1988 года.
  • Музей С. С. Прокофьева (Камергерский переулок, 6/5), существует c 2008 года.
  • Музей «Петр Чайковский и Москва» (Кудринская площадь д. 46/54), открылся 18 мая 2007 года.
  • Дом-музей Сергея Танеева (Малый Власьевский переулок д. 2/18 стр. 3), в стадии создания.

Архитектура

Еще в 1712 году фельдмаршалу Борису Петровичу Шереметеву Петр I пожаловал участок на берегу реки под строительство. Тогда река называлась Безымянный Ерик, теперь она известна как Фонтанка. Вдоль ее берега в середине 1750-х годов был возведен двухэтажный с мезонином каменный дворец, получивший название Фонтанного дома. Автором проекта стал архитектор Савва Чевакинский в сотрудничестве с Федором Аргуновым. Это был нетипичный для Санкт-Петербурга вид усадебного строения в стиле барокко.

Здание обращено фасадом к Фонтанке и разместилось в глубине усадебного двора. Фронтон дворца украсил герб Шереметевых. Уже в конце 1830-х годов со стороны набережной были установлены ворота с графским гербом владельцев и ограда с чугунным узором по проекту Доменико Квадри.

С тех пор во дворце сменилось несколько поколений графской семьи. За два столетия внутренние интерьеры дворца и усадебные постройки несколько раз перестраивались трудами известных архитекторов Андрея Воронихина, Джакомо Кваренги, Иеронима Корсини, Николая Бенуа и других.

Здесь появились флигели:

  • Фонтанный
  • Певческий
  • Больничный
  • Летний дом
  • Садовый павильон
  • Каретные сараи

Многие усадебные постройки были утрачены в самом начале 20-го столетия, это Эрмитаж, оранжерея, многие другие уникальные постройки.

Формирование коллекции

Фортепиано «Орфика» XVII века, коллекция музея Коллекция музыкальных инструментов складывалась из ряда более мелких собраний. Ведущим направлением в первое десятилетие стало этнографическое. В этом проявилось влияние и продолжение традиций коллекционирования, развивавшегося на основе научных экспедиций в разные страны мира. Прежде всего речь о коллекции Эйхгорна. Также этнографическую ценность имеют инструменты, поступившие из Московской консерватории и Всесоюзного Дома народного творчества

. В дальнейшем, в условиях многонациональной культуры СССР, каждое десятилетие музей пополнялся традиционными инструментами народов России и союзных республик — из Московской филармонии, музеев Кремля, Музея культуры народов Востока, Музея имени Андрея Рублева и других.

Одним из приоритетных направлений комплектования в Музее музыки как музея широкого общемузыкального профиля стало приобретение мемориальных инструментов, таких как гитары «цыганки Тани», Андремя Сихры, Ивана Ром-Лебедева, Федора Шаляпина, фисгармонии Сергея Рахманинова и Сергея Танеева, рояли Николая Метнера, Сергея Прокофьева, скрипка работы Страдивари, принадлежавшая Давиду Ойстраху и других.

В фонды поступали памятные, дарственные музыкальные инструменты, в том числе обширное собрание даров Иосифу Сталину, Союзу композиторов, коллекция серебряных труб — боевых наград русской армии, дары по случаю культурных контактов музея с официальными представителями зарубежных стран.

Большинство экспонатов отбирались по одной из наиболее ранних принципов коллекционирования — художественно-эстетическому. К этому направлению относятся два спинета XVI века, цистры и гитары французской работы XVIII века, пианино и рояль (Санкт-Петербург, 1830—1870-е годы), корпус которых украшен художественной инкрустацией ценными породами дерева, вертикальное фортепиано типа «жираф» (Вена, первая треть XIX века), украшенный росписью рояль (Париж, вторая половина XIX века), хрустальные флейты мастера К. Лорана (Париж, 1810—1820-е годы), неаполитанские мандолины, пошетты, виолы и итальянские скрипки XVI—XVIII веков.

В 1970-е добавилось ещё одно направление коллекционирования — приобретение копий исторических инструментов, оригиналы которых купить проблематично. Среди них эоловы арфы, копии лютни и корнета XVI века, а также гудков и гуслей XI—XIV веков, найденных при археологических раскопках.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Кубанские звезды
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: