Как добраться до музея «Подводная лодка Д-2 „Народоволец“»
Культурный объект находится на Васильевском острове, недалеко от причала в ковше Галерного Фарватера. По одну сторону — знаменитый выставочный комплекс «Ленэкспо». Сюда можно добраться пешком по Шкиперскому потоку или Наличной улице. Легко доехать до одной из остановок:
- «Шкиперский проток / ул. Наличная» автобус № 7;
- «Шкиперский проток 2» автобус № 7, 128, 151 и 152, маршрутное такси № К-6К, К-359Б, К-359А и К-690, троллейбус № 10 и 11;
- «Шкиперский проток 1» автобус № 1, 6, трамвай № 6 и 40, маршрутное такси № К-30, К-44 и К-350.
Общественный транспорт Санкт-Петербурга
Ближайшая станция метро — «Приморская». Расстояние 2,5 километра, проходит зелёная линия — № 3.
От центра Санкт-Петербурга до конечной точки на автомобиле путь составит 9 километров, 20–25 минут езды. Чтобы уехать на остров, выезжайте на Дворцовый или Благовещенский мост. Поезжайте по набережной Лейтенанта Шмидта, затем поверните на Большой проспект Васильевского острова и в конце съезжайте к Наличной улице.
Для поездки на такси подойдёт приложение Яндекс, Uber, Maxim или Gett.
Музей подводная лодка Д-2 «Народоволец»
5 марта 1927 года на Балтийском судостроительном заводе в Ленинграде состоялась торжественная закладка первых трех подводных лодок: «Декабрист», «Народоволец» и «Красногвардеец».
Территория Балтийского завода, где создавали подводные лодки сейчас выглядит таким образом: vk.com/wall327458_26760
Главным конструктором подводных лодок I серии (типа «Декабрист») являлся Борис Михайлович Малинин (1889–1949)
Он был одним из немногих инженеров, кто еще до Революции 1917 года лично участвовал в строительстве подводных лодок.
Первую заклепку в деталь днища головного корабля забил С. М. Киров. На цистерне быстрого погружения подводной лодки укрепили серебряную пластину, в тексте которой «заведующий постройкой ПЛ» указан Б. М. Малинин. 3 ноября 1928 года «Декабрист» сошел со стапелей, 19 мая 1929 года была спущена на воду подводная лодка «Народоволец», которая 12 октября 1931 года вошла в состав Морских сил Балтийского моря.
О том, что такое стапель и как с него спускают судно (на примере атомного ледокола «Сибирь») тут: vk.com/wall327458_26761
——
Великую Отечественную войну экипаж лодки встретил на Балтийском заводе, куда её перевели для ремонта с Северного флота. Подводники делили тяготы блокадной зимы 1941–1942 годов с ленинградцами.
Подводная лодка Д-2 под командованием капитана 3 ранга Р. В. Линденберга свой первый боевой поход совершила в 1942 году (с 23 сентября по 4 ноября).
Уже на следующие сутки после выхода она угодила в противолодочную сеть. Дали самый полный ход вперед с одновременным продуванием цистерн главного балласта. Лодка всплыла, но от сети не избавилась. Две ночи (днем погружались, чтобы противник не обнаружил лодку) аварийная партия на волнении в холодную погоду рубила стальные тросы.
Д-2 прорвалась в Южную Балтику, торпедировала у острова Борнхольм транспорт «Якубус Фрицен», а через пять дней атаковала конвой, в состав которого входили два железнодорожных парома, перевозившие солдат вермахта. Один из этих паромов был серьезно поврежден, погибло более 600 солдат и офицеров.
До 1956 года Д-2 находилась в составе Балтийского флота. Затем она была выведена из боевого состава ВМФ и переоборудована в учебно-тренировочную станцию по борьбе за живучесть (УТС-6).
——
23 августа 1994 года Главнокомандующий Военно-Морским Флотом, адмирал Ф. Н. Громов издал приказ № 210 «Об открытии филиала Центрального военно-морского музея на подводной лодке Д-2 «Народоволец», к котором указывалось «…разрешить открыть филиал Центрального военно-морского музея на подводной лодке Д-2 «Народоволец» для посетителей 2 сентября 1994 года».
——
Музей делится на две части: береговая и непосредственно подлодка.
Экспозиция берегового павильона (3 зала): navalmuseum.ru/filials/narodovolec/coastal_expositions
Экспозиция на подводной лодке (все отсеки): navalmuseum.ru/filials/narodovolec/scheme
——
Стоимость билетов.
Взрослый: 300 рублей.
Школьники, учащиеся, студенты (очники) и пенсионеры — 100 рублей.
Дошкольники — бесплатно.
Фотографирование — бесплатно.
——
График работы.
Для посетителей музей открыт с 11.00 до 18.00
Касса прекращает работу в 17.15
Выходные дни экспозиции — понедельник и вторник
——
——
Условные обозначения (детали подлодки): vk.com/wall327458_30618
——
По теме (в Петербурге):
1. Музей «Подводная Лодка С-189»: vk.com/wall327458_20232
2. Музей «Ледокол Красин»: vk.com/wall327458_11205 / vk.com/wall327458_11207
5. Музей «Крейсер «Аврора»: vk.com/wall327458_24703 / vk.com/wall327458_25419
5. Музей истории подводных сил России им. Маринеско: vk.com/wall327458_12579
6. Могила экипажа подводной лодки Щ-323: vk.com/photo327458_456250817
7. Братское захоронение моряков атомной подводной лодки «Курск», погибших 12 августа 2000 года: vk.com/photo327458_456250891
8. Бывшая база заправки подводных лодок проекта 615: vk.com/wall327458_22171
9. Церковь иконы Божией Матери «Милующей (водолазная школа): vk.com/wall327458_20926
——
Заводы, где производились подводные лодки в Петербурге и окрестностях:
1. Адмиралтейские ижорские заводы (Колпино): vk.com/wall327458_22918
2. Адмиралтейские верфи: vk.com/wall327458_27188
3. Балтийский завод: vk.com/wall327458_26760
4. Кировский завод: vk.com/wall327458_26990
5. Пролетарский завод: vk.com/wall327458_21586
6. Завод Буревестник (Гатчина, детали подлодок): vk.com/wall327458_19783
——
По теме (в России)
1. Музей «Подводная лодка Б 440» в г. Вытегра: vk.com/wall327458_29861
2. Мемориал в честь моряков-подводников, погибших в мирное время в г. Мурманск: vk.com/wall327458_21037
——
Адрес: Санкт-Петербург, Васильевский остров, ул. Шкиперский проток, д. 10.
История
Главным конструктором подводных лодок в стране, до середины XX века, являлся Б. М. Малинин. Он был единственным мастером, до 1917 года, который занимался разработкой проектов. 5 марта 1927 года прошла торжественная закладка трёх конструкций: «Народоволец», «Красногвардеец» и «Декабрист». 19 мая 1929 года первая спущена на воду. Два года спустя она вошла в состав Морских сил. В свой первый она бой отправилась осенью в 1942 году, но сразу же попала в противолодочную сеть. Потом лодке удалось скрыться, и экипаж под руководством С. Н. Богорадова прорвался в Южную Балтику. Там они атаковали паромы противника — всего произвели 12 торпедных атак.
Andrey Korchagin
Моряки благополучно вернулись в Ленинград, хотя на них было сброшено 48 глубинных бомб. На суше их встречал Главком ВМФ СССР. В 1956 году судно переоборудовали в учебно-тренировочную площадку, и оно было таковым до 1987 года. В нём учились решать критические проблемы, которые могут случиться в течение плавания: пожар, поломка техники, устранение пробоин в борту и т. д. К 1994 году было принято решение о создании музейного филиала и полной реконструкции. Масштабное открытие произошло 2 сентября этого же года. На нём присутствовали участники войны и главнокомандующие флота.
Mike1979 Russia
История подводной лодки Д-2
Лодки этого проекта были первыми, построенными в нашей стране после Октябрьской революции и существенно превосходили проекты подводных лодок Российской Империи.
Головная лодка серии была заложена в 1927 году по проекту конструкторского бюро во главе с инженером-кораблестроителем Борисом Михайловичем Малининым (консультанты А.Н. Крылов, П.Ф. Папкович и Ю.А. Шиманский).
Подводные лодки типа «Декабрист» создавались на базе отечественного опыта и теоретических разработок с учетом достижений мирового кораблестроения. Подводная лодка «Декабрист-1» вошла в состав Балтийского флота 12 ноября 1930 года.
Тактико-технические характеристики лодок серии:
Водоизмещение: надводное 933 т, подводное 1354 т; длина 76 м; ширина 6,4 м; осадка 3,8 м.
Мощность двигателей: двух дизелей 1619 кВт (2200 л.с.), двух электромоторов 736 кВт (1000 л.с.).
Скорость : надводная 14,7 узла (27,2 км/ч), подводная 9 узлов (16,7 км/ч).
Дальность плавания: надводная при скорости 9,5 узла (17,6 км/ч) 7 000 миль (13 000 км), подводная при скорости 3 узла (5,6 км/ч) до 150 миль (278 км).
Вооружение: 6 носовых и 2 кормовых торпедных аппарата (калибр — 533 мм), 2 орудия (100- и 45-мм), 1 зенитный пулемет; экипаж 53 человека.
Подводная лодка типа «Декабрист» по конструкции существенно отличалась от подводных лодок дореволюционной постройки: была применена двухкорпусная конструкция с разделением прочного корпуса переборками на водонепроницаемые отсеки, аккумуляторные ямы выполнены герметичными, вентиляция междубортных балластных цистерн – раздельная, установлена цистерна быстрого погружения.
Подводные лодки типа «Декабрист» успешно действовали в Великой Отечественной войне. Всего было построено 6 подводных лодок проекта Д.
Подводная лодка Д-2 «Народоволец» была спущена на воду 19 мая 1929 года.
Во время Великой Отечественной войны лодка совершила 4 боевых похода общей продолжительностью 135 дней.
«Народоволец» произвел 12 торпедных атак, во время которых было выпущено 19 торпед.
Достоверно известные победы: 14 октября 1942 года потоплен транспорт «Якобус Фрицен», 19 октября 1942 года тяжело повреждён железнодорожный паром «Дойчланд».
В 1956 году подлодку превратили в учебно-тренировочную станцию по борьбе за живучесть.
В 1967 году группа ветеранов-подводников обратилась с письмом в газету «Красная Звезда» с предложением превратить «Д-2» в музей.
5 марта 1987 года подводная лодка «Д-2» окончательно исключена из списков ВМФ. Начался восстановительный ремонт на Кронштадском морском заводе.
8 июля 1989 года «Д-2» установлена на берегу в Шкиперском протоке.
2 сентября 1993 года на берегу Васильевского острова состоялось торжественное открытие Мемориального комплекса-музей «Подводная лодка Д-2 «Народоволец».
Фотографии подводной лодки и экспозиции музея
Носовое орудие Б-24ПЛ калибра 100-мм.
После внешнего осмотра переходим внутрь лодки. Осмотр начинаем с кормы, с седьмого отсека.
Кормовые 533-мм торпедные аппараты.
Главная щитовая станция, слева — «пульт» управления зарядкой аккумуляторов.
Таблица перестукивания. Применяется для общения через задраенные люки.
6-й отсек, дизельный. 2 дизельных двигателя фирмы MAN по 1100 л.с. каждый. Более поздние лодки серии уже оснащались нашими дизелями.
5-й отсек. В нем установлен гирокомпас лодки (виднеется справа). Видно лестницу в трюм, который раньше был заполнен аккумуляторами. Теперь там часть экспозиции музея.
Переходим в четвертый отсек — центральный пост, командный пункт лодки.
Каюта штурмана.
Камбуз.
Гальюн.
Кстати, гальюн — это свес на носу парусного судна, под бушпритом, для установки носового украшения. На этом же свесе и устанавливались отхожие места для матросов. Ветер-то парусному кораблю в корму дует…
Первый отсек — основная ударная мощь подводной лодки. Шесть 533-мм торпедных аппаратов. 12 торпед — 6 заряжено и еще 6 хранятся в отсеке. Здесь жила большая часть экипажа.
Торпедные аппараты.
Столы, койки и торпеды.
А вы смогли бы спать в обнимку с торпедой на поверхности в 40 см шириной?
Экспозиция в трюме лодки.
Аккумуляторы. Они-то и заполняли большую часть трюма.
Военно-морской флаг подводной лодки Д-2.
Покидаем лодку и переходим в музей. В музее собрано большое количество документов по истории подводной войны на Балтике. Хранятся различные реликвии.
Вот так Д-2 устанавливали на берегу Шкиперского протока. Надо сказать, что в музее представлено много интересных картин из истории лодки Д-2 и других подлодок.
Подрастающее поколение проходит инструктаж по поведению на борту подводной лодки…
После посещения лодки начинаешь понимать, насколько героическим был труд подводников во время Великой Отечественной. Жить, работать, воевать в адской тесноте, без солнечного света и воздуха, когда над тобой метры и метры воды — это уже подвиг.
Попробуйте и вы представить себя на месте моряков-подводников.
Экспозиция музея «Подводная лодка Д-2 „Народоволец“»
Комплекс включает в себя два главных павильона: на берегу и внутри лодки. Подлодка имеет следующие характеристики: длина и ширина — 76,6 и 6,4 метра с осадкой 3,64; могла работать автономно 40 суток с погружением на 90 метров и в ней помещалось 53 человека; оснащена торпедами и артиллерийским оружием.
Пространство разделялось на семь отсеков, которые теперь стали залами:
- Открывается экспозиция входным люком и частями шести торпедных аппаратов, подвесными койками, рундуками и цистернами.
- Далее 60 аккумуляторов с акустической рубкой и радиостанцией.
- Кают-компания офицерского состава, камбуз и остатки аккумуляторов с цистернами.
- Четвёртый — центральный пост с командным пунктом, где находится водоотливной насос и воздуходувок, который нужен для всплытия.
- Жилое помещение старшины и технические детали.
- В следующем отсеке располагается вход для машинной команды и два дизеля.
- В последней комнате поставлены основные электромоторы, кормовой аппарат, ролевые приводы, вспомогательные механизмы и койки.
Mike1979 Russia
Береговое отделение имеет три тематических части:
- Строительство первых подлодок в стране в 1920–1930-х годах. Трофейное оружие, детальные модели транспорта, чертежи, картины и т. п.
- Все виды водных конструкций, построенные в XX веке. 20 разновидностей от ранних до современных.
- Изображения и реконструкции реально проходивших боевых действий с Щ-303, Л-3 и С-13 под командованием выдающихся героев Советского союза.
Подробное описание экспозиции на официальном сайте музея «Подводная лодка Д-2 „Народоволец“»