Статьи набирающие популярность
Пляжный, курортный или водный отдых
826
Пляжный, курортный или водный отдых
572
Экскурсионный отдых
620
Пляжный, курортный или водный отдых
796
Пляжный, курортный или водный отдых
1734
Пляжный, курортный или водный отдых
3443
Пляжный, курортный или водный отдых
615
Пляжный, курортный или водный отдых
760
2419
4023
5887
2673
5851
6389
4940
Пляжный, курортный или водный отдых
796
5851
6389
4023
5887
2419
4940
Пляжный, курортный или водный отдых
572
Пляжный, курортный или водный отдых
615
Пляжный, курортный или водный отдых
760
Пляжный, курортный или водный отдых
3443
Пляжный, курортный или водный отдых
826
2673
Экскурсионный отдых
620
Пляжный, курортный или водный отдых
1734
Все статьи
Мастерская художника
Помещение, где работал Репин, называлось Зимней мастерской. Тяжёлые портьеры делили помещение на три части, и когда в Пенаты приезжали ученики художника, работая в отдельной части мастерской, они могли спокойно рисовать, не мешая учителю. Сам Илья Ефимович мог одновременно работать над несколькими картинами. В мастерской обычно стояло несколько мольбертов с укреплёнными на них холстами.
Над Кабинетом находился балкон со стеклянной крышей. Подняться на него можно было по лесенке. Эта пристройка являлась продолжением Зимней мастерской, но уже на открытом воздухе. С балкона виден парк и берег залива.
Из Зимней мастерской можно было подняться в Летнюю мастерскую с широким окном, которое выходило на север. Это помещение появилось в доме одним из последних, Репин построил его на месте открытой террасы, где он когда-то рисовал. Эту мастерскую гости Пенатов прозвали секретной, потому что вход в неё был запрещён. Просмотр картин всегда проходил в Зимней мастерской художника.
В настоящее время это помещение восстановлено, хотя детали его прежнего убранства не реконструировались. В стенах мастерской висят эскизы, наброски и рисунки.
На полках лежат:
- костюмы натурщиков
- копия запорожского знамени
- сабли
- ружьё
- сумки, которые использовались художником в картине Запорожцы пишут письмо турецкому султану
Усадьба «Мои пенаты»
Репин приобрел участок в 1899 году. Ему нужно было место достаточно близкое к столице, чтобы всегда можно было выбраться в город, и при этом достаточно уединенное и живописное, чтобы работать. Таким местом стала финская деревня Куоккала — сейчас это поселок Репино. Участок полностью зарос лесом, новые владельцы просто слегка благоустроили его. Были вырыты пруды, соединяющиеся с Финским заливом, и разбит небольшой лесной парк.
Официальной датой рождения усадьбы «Мои пенаты» считается 1903 год. Именно эта дата указана на деревянных воротах усадьбы, которые создавались по собственному эскизу Репина. На них есть символическое изображение пенатов — римских домашних божков, которые и в древнем Риме, и в России XIX были символами домашнего очага и семейного уюта.
Дом строился без определенного плана, но при этом он получился удивительно красивой и изящной постройкой в стиле модерн. Его сердцем стала Зимняя мастерская художника, построенная по его собственным чертежам. Главным для И. Репина было достаточное количества света, даже зимой — и поэтому в ней кроме больших окон устроен уникальный стеклянный потолок. Сейчас в ней хранятся подлинные вещи художника, его картины и эскизы, а главные экспонаты — это поздний автопортрет 1920 года и большой эскиз «Торжественного заседания Государственного Совета».
Над Зимней мастерской устроена еще Летняя «секретная» мастерская. Здесь художник хранил незаконченные работы, которые никому пока не хотел показывать и работал в летнее время. Сейчас здесь проходят выставки, а также посетители могут увидеть уникальный небольшой фильм, который состоит из документальных съемок о жизни И. Репина в усадьбе.
Рядом с мастерскими находится маленькая Костюмерная — здесь хранились костюмы для натурщиков к историческим картинам. Среди экспонатов — телогрея царевны Софьи с известной картины, красный гетманский жупан и др.
Еще одно место, где художник мог работать — полукруглый Кабинет, в котором тоже всегда было светло. Именно здесь он писал свою книгу воспоминаний. Сейчас здесь находится письменный стол хозяина, его библиотека с многочисленными автографами дарителей, ларец с письмами.
Главный экспонат Столовой — это круглый деревянный стол на 20 персон с вращающейся серединой и со специальными выдвижными ящиками для грязной посуды. Он был сделан в 1909 году по специальному чертежу для того, чтобы даже многолюдный обед не требовал присутствия прислуги. Обеды проходили по специальным шуточным правилам, за их нарушения полагались шуточные штрафы — словом, участники веселились, как могли.
У дома было две веранды — зимняя и летняя. Восьмиугольная Зимняя веранда со стеклянными дверьми и прозрачной крышей — самое светлое помещение дома. Иногда Репин тут писал, здесь хранились его скульптурные работы, часть из них представлена и сейчас.
Среди парковых построек сохранился Храм Осириса и Исиды. Это беседка-эстрада, построенная в 1906 году. Летом здесь устраивали концерты, публичные лекции и чаепития на воздухе. Ее украшает деревянная резьба с древнеегипетским изображением крылатого солнечного диска. Площадка перед беседкой называлась Площадка Гомера.
Восстановлена вырытая в 1914 году для снабжения усадьбы водой артезианская скважина, называвшаяся Посейдоном. Вода была исключительно чистой и вкусной, И. Репин пил ее по собственной системе и считал, что именно это позволяет ему сохранить здоровье.
Вторая большая беседка — смотровая башня Шахерезада, ажурное двухэтажное сооружение, на вершине которого когда-то стояла подзорная труба.
На пересечение двух аллей, Сосновой и Березовой, находится могила художника. Он сам просил похоронить его именно здесь, а не на церковном кладбище, и никак не отмечать памятником его могилу. Последнее оказалось невозможно: сначала на могиле стоял деревянный крест, в советское время — бюст художника, а теперь он снова заменен крестом.
За пределами усадьбы на парковке находится скульптура, изображающая Репина рядом с картиной «Запорожцы пишут письмо турецкому султану», она появилась уже в XXI веке.
Интересные факты
Об усадьбе
Помимо картин самого Репина в музее хранятся так же и рецепты вегетарианских блюд его жены, и часть работ его сына Юрия, который пошел по стопам отца и тоже стал художником.
Репин по назначению своего врача часто ночевал прямо на улице. Чаще всего он спал на веранде — даже в самые морозные дни. Своих домочадцев он всегда просил отрывать окна в комнатах, поэтому зимой внутри было так же холодно, как и снаружи.
В парке, окружающем усадьбу, расположена могила, где похоронен сам художник — это было его последнее желание, описанное в завещании. Также он завещал посадить дуб на месте своего захоронения.
Рядом с домом художника, в парке, расположен “Храм Осириса и Изиды” — летняя беседка, в которой часто проводились культурные мероприятия и лекции.
“Живая” атмосфера музея-усадьбы “Пенаты” позволяет посетителям проникнуться бытом художника и почувствовать себя ненадолго гостем на “репинских средах”.
На территории парка, поодаль от дома, расположена “Башня Шахиризады” — небольшая смотровая башня, которую также можно посетить с экскурсией.
О “репинских средах” в “Пенатах”
Вторая жена Ильи Ефимовича Наталья Нордман вела веганский образ жизни. Она отказалась от различных изделий из натурального меха, а также от мяса. Поэтому мясные блюда на “репинских средах” не подавались. Гостям-мясоедам приходилось приносить свою еду и есть тайком от хозяйки дома.
Во время “репинских сред” прислуга не выполняла своих обязанностей и даже обедала за общим столом, что было не очень характерно для тех лет. По дому были развешены таблички, такие как “Снимите пальто сами”, “Пройдите в дом сами”, в организации обедов и размещении гостей часто принимал участие непосредственно сам художник.
Поскольку в доме гостям приходилось обслуживать себя самим, очень удобным предметом мебели стал двухуровневый крутящийся стол с ручками. За трапезой гости могли при помощи ручек повернуть стол и взять порцию блюда.
Никаких особенных требований к гостям (кроме самообслуживания), приезжавших в “Пенаты” по средам, не было. Посетить усадьбу в это время можно было даже без приглашения.
Живописец был в восторге от творчества от молодого Маяковского и даже однажды пригласил его в “Пенаты”, чтобы нарисовать его портрет. После знакомства Репина с Маяковским футуристы часто стали посещать “репинские среды”.
Архитектурный стиль
Внешний облик музея-усадьбы спроектирован по эскизам Ильи Ефимовича. Абсолютно весь интерьер, вплоть до мельчайших деталей, проработан самим художником. По этой причине музей и выглядит так необычно, ведь он является олицетворением личных вкусов и идей Репина.
Нельзя сказать, что усадьба построена в каком-то определенном стиле. Кроме этого, после переезда Ильи Ефимовича в “Пенаты” их внешний облик менялся и дополнялся множество раз
Архитектурный стиль усадьбы совмещает в себе древнерусские мотивы и скандинавский модерн, присущий финской архитектуре. Это на первый взгляд несуразное архитектурное решение было раскритиковано соседями-финнами Репина.
Как добраться
Музей-усадьба художника И. Е. Репина «Пенаты» находится в Курортном районе на побережье Финского залива. Точный адрес: Приморское шоссе, дом 411. Расстояние до него от Санкт-Петербурга составляет 45 километров. Доехать до усадьбы можно из Северной столицы на автобусе, электричке или на машине.
Пожалуй, самый быстрый способ — это сесть на электричку до станции «Репино», которая отправляется от Финляндского вокзала.
Расписание электричек по станции «Репино» от Яндекс. Расписания:
Автобус № 211 идет до Зеленогорска от станции метро «Черная речка». Вам необходимо выйти раньше, на остановке «Пенаты».
Схема метро Санкт-Петербурга
Время пути на автомобиле составит около 1 часа, в зависимости от пункта отправления и загруженности дорог.
Можно заказать такси, поездка в одну сторону обойдется от 1000 рублей. Сравнить цены и вызвать такси можно через приложения Яндекс.Такси, Везет, Максим, Таксовичкоф, Uber, Gett и др.
До поселка Репино действует трансфер от KiwiTaxi.
Усадьба Ильи Репина «Пенаты»: видео
Репин Илья Ефимович
Родился Илья Ефимович Репин 5 августа 1844 года в Харьковской губернии Российской империи. Его отец Ефим Васильевич Репин служил в Чугуевском уланском полку и зарабатывал на жизнь торговлей лошадьми. Мать Татьяна Степановна Бочарова была грамотной и занималась образованием детей. Она даже открыла небольшую школу, где учила крестьянских детей грамоте, арифметике, а также проводила религиозные уроки. Будучи очень деятельной, в трудные для семьи времена она шила шубы из заячьего меха и продавала их.
Творческий талант Ильи Репина открылся, можно сказать, благодаря его двоюродному брату Трофиму. Трофим принес в дом Репиных свои акварельные краски и оставил их Илье. Мальчик был в восторге от того, как черно-белые рисунки обретают яркость и оживают. С этого момента кисть практически не покидала рук Ильи, в первое время его даже ругали, что он «одурел со своими красочками…»
В возрасте 19 лет Репин впервые попытался поступить в Академию художеств в Петербурге. Эта попытка закончилась неудачно, но желание творить и учиться было сильнее, поэтому он устроился в вечернюю рисовальную школу. Вторая попытка увенчалась успехом – вступительный экзамен сдан и даже нашелся покровитель, который отозвался на просьбу о помощи – за обучение нужно было заплатить 25 рублей, а их у новоиспеченного студента не было. Во время студенчества у Репина появилось много друзей. Одним из них был Архип Куинджи, о котором я уже писала. Их связывала не только Академия художеств: оба приехали почти из одной местности, почти одного возраста и оба гениальны! А в 1870 году Репин написал портрет Архипа Ивановича в той самой квартире на Васильевском острове, где сейчас находится музей Куинджи.
За свою долгую жизнь художник был дважды женат. Со своей первой женой Верой Алексеевной Шевцовой Репин был знаком с детства. Они обвенчались в 1872 году и прожили в браке пятнадцать лет. Вера родила четверых детей и полностью была погружена в уход за ними и воспитание. Илья Ефимович же, как и любой творческий человек, был не настолько приземлен, любил принимать гостей, постоянно искал вдохновение. Они были слишком разными и брак в итоге распался. Старшие дети остались с отцом, а младшие с матерью.
Вторая жена Репина Наталья Борисовна Нордман-Северова была писательницей. Слегка чудаковатая, она пыталась принести всем счастье, используя новаторские идеи. Она была вегетарианкой и проповедницей сыроедения и очень сильно старалась заботиться о муже, что со стороны выглядело более, чем странно. Общих детей у них не было. Их брак длился 14 лет и закончился трагически – Наталья Борисовна заболела туберкулезом и умерла в одной из больниц на юге Швейцарии.
Художник Илья Репин
Илья Ефимович Репин — самый известный и самый плодовитый художник в жанре русского реализма. Он родился в 1844 году в харьковской казачьей семье, с детства полюбил рисовать. Учился сначала в школе топографов, потом в иконописной мастерской, а потом смог поступить в петербургскую Академию художеств. Денег поначалу не хватало даже на необходимые для экзаменационных работ краски и холсты, но в 1871 году он получает большую золотую медаль за картину «Воскрешение дочери Иаира».
А прославила его картина «Бурлаки на Волге». Это было время, когда общество ждало от художников не столько академической живописи, сколько социальной актуальности и сюжетов, рассказывающих о жизни народа — и Репин идеально попал в эту струю. Впрочем, картины на фантастические сюжеты тоже были востребованы — звание академика Репин получает в 1876 году за сказочную картину «Садко».
Репин стал одним из вдохновителей и организаторов Товарищества передвижников — группы художников, писавших картины на остросоциальные и исторические темы и устраивающих свои передвижные выставки. Туда, кроме самого И. Репина, входили В. Суриков, И. Шишкин, В. Васнецов, И. Крамской и многие другие.
В 1880-х годах к Репину приходит известность. Он познакомился и подружился с известным меценатом П. Третьяковым, бывает в Ясной Поляне Л. Толстого, пишет портрет М. Мусоргского… Некоторое время художник живет в Москве, но в 1882 году перебирается в Петербург. Здесь он продолжает активно участвовать в культурной жизни: например, сначала сближается, а потом разрывает с «Миром искусства» А. Бенуа и С. Дягилева, руководит своей живописной мастерской в Академии художеств.
В годы войны
В 1939 году на Карельском перешейке начались военные действия, и дети Репина покинули усадьбу, перебравшись в Хельсинки. Когда посёлок стал относиться к территории СССР, усадьба отошла в ведомство Российской академии наук. В 1940 году здесь открыли Дом-музей Репина. Однако просуществовал он недолго: через год из Пенатов срочно эвакуировали картины, рисунки, мебель и личные вещи художника – Ленинград готовился к блокаде.
Когда русские войска вернулись в посёлок Куоккала, обнаружилось, что усадьба сгорела. В 1944 году, в 100-летнюю годовщину со дня рождения Репина, правительство приняло решение восстановить Пенаты ,как выдающийся памятник русской культуры, а посёлок Куоккала переименовать в Репино.
Несколько лет строители и работники музея искали материалы для восстановления здания. Использовались многочисленные фотографии, рисунки, картины и кинодокументы.
Пенаты восстанавливали более 10 лет:
- отстраивали дом
- собирали личные вещи и картины
- искали похожую мебель
В 1962 году музей открылся во второй раз.
Музей
Музей здесь был открыт сразу же после присоединения этой территории к России — в 1940 году. Часть подлинных вещей забрали с собой дети художника, которые оставили дом советской власти и переехали в Хельсинки. Во время Великой Отечественной войны от усадьбы практически ничего не осталось — только фундаменты и остовы печей. Дом пришлось воссоздавать с нуля по фотографиям и видеосъемкам.
Новый музей был открыт в 1962 году. Часть обстановки, которую удалось эвакуировать в 1941 году, сюда вернули. Часть была восстановлена: например, был найден практически такой же беккеровский рояль, который когда-то стоял в гостиной; по фотографиям искали такую же мебель тех же фирм и тех же лет; по чертежам был восстановлен обеденный стол и т. д.
Кроме работ самого И. Репина здесь хранятся картины и рисунки его друзей и учеников: Б. Кустодиева, И. Куликова, Ф. Малявина и многих других. Всего в фонде музея более трехсот только живописных работ. Коллекция мемориальных предметов продолжает пополняться — например, уже в XXI веке сюда было передано подлинное зеркало И. Репина.
Когда-то в усадьбе были многочисленные хозяйственные постройки: погреб, который соединялся с домой стеклянной галереей, сараи, дворницкая — они не восстанавливались, чтобы не портить вид на сам усадебный дом.
Экспозиционные залы «Пенатов»
В доме Репина восстановлены 10 комнат, согласно завещанию Нордман-Северовой, некоторые помещения (ванная, кухня и пр.) не входили в музейный комплекс, сейчас здесь находятся гардероб и кабинеты для сотрудников. Чтобы воссоздать интерьеры экспонаты (мебель, личные вещи, картины и пр.) собирали у родственников и знакомых Репина. Этот долгий кропотливый труд позволил вернуть помещениям «Пенатов» их изначальный облик.
Сегодня посетители музея-усадьбы могут осмотреть жилые и рабочие комнаты живописца. Для гостей доступны следующие залы: Прихожая, Гостиная, Кабинет, Столовая, Костюмерная, Зимняя и Летняя мастерские, Зимняя и Летняя (открытая) веранды. В этих комнатах выставлены предметы, характеризующие не только самого хозяина, но и быт того времени. Но конечно, сердцем экспозиции являются художественные произведения.
Открытая веранда, Пётр Иванов
Основу музейной коллекции составляют работы самого Ильи Ефимовича (это картины, наброски, рисунки, графика, скульптура). Кроме того, здесь представлены произведения Юрия Репина и других художников рубежа XIX—XX вв. В «Пенатах» были созданы крупные исторические полотна Репина, картины на евангельские мотивы и темы современной жизни. Гости музея смогут увидеть знаменитые работы мастера — «Отрок Христос во храме», «Утро воскресения», а также многочисленные портреты — «Портрет дочерей Нади и Веры», «Пушкин на набережной Невы», «Автопортрет», портреты Н. И. Пирогова, Н. Б. Нордман, А. Д. Петрова и др.
Кроме постоянных экспозиций, в музее-усадьбе И. Е. Репина регулярно проходят выставки художественных произведений, посвященных жизни и творчеству живописца.
Анонс выставок в усадьбе Репина «Пенаты» на сайте Академии Художеств
Интерьеры «Пенатов» (столовая), Пётр Иванов
История “Пенатов”
Покупка и строительство
Изначально на месте усадьбы Репина, в поселке Куоккала, располагался небольшой хутор, который художник купил в 1899 году. Территория вокруг дома была окружена болотами и заросла сорняками, а сам дом запущен. Его перестроили по личному проекту художника и назвали “Пенаты” в честь греческих богов-покровителей домашнего очага. Их изображения украшают деревянные ворота перед усадьбой.
При помощи системы искусственных водоемов болота удалось осушить — под чутким руководством Ильи Ефимовича территория вокруг дома была превращена в живописную местность. Несколько прудов и каналов были соединены между собой и впадали в Финский залив.
Последние года жизни Репина, проведенные в “Пенатах”
После того, как через четыре года после покупки усадьбы Репин принял решение туда переехать, этот дом стал местом частых встреч. Илья Ефимович и его вторая жена, Наталья Нордман, любили принимать тут гостей. Многие известные культурные деятели, такие как Корней Чуковский, Сергей Есенин и Фёдор Шаляпин, не раз съезжались в Пенаты на так называемые “репинские среды” и всегда оставались удовлетворены гостеприимством и радушием хозяев.
Через пару лет усадьбу усовершенствовали — построили второй этаж и стеклянные крыши в виде пирамид. Это была идея Репина — он стремился добавить в дом больше естественного освещения. После этого в усадьбе все чаще стали появляться новые пристройки, балконы и декорации.
До 1917 года Репин являлся профессором в Академии художеств, а затем решил отказаться от этой должности и стал проводить практически все время в “Пенатах”. Он любил проводить много времени за работой в своей мастерской и использовал для этого любую возможность. Именно поэтому художник часто зарисовывал гостей, приезжавших к нему в усадьбу.
Во время войны поселок Куоккала перестал относиться к территории России, его жители невольно превратились в эмигрантов. Несмотря на это, Репин не уехал из усадьбы и оставался в ней до самой смерти. В своем завещании он попросил похоронить его на территории парка вокруг “Пенатов”.
Усадьба после смерти художника
В 1914 году скончалась Наталья Нордман, а в 1930-м и сам Репин. После кончины Репина усадьба перешла к его детям, однако они были вынуждены эвакуироваться в Хельсинки в 1939 году. Также они вывезли часть отцовских картин.
В 1940 году было принято решение открыть в “Пенатах” музей, однако во время Второй Мировой случился пожар, и музей пришлось отстраивать заново. Полностью восстановить “Пенаты” удалось лишь в 1962 году.