Залы, коллекция и экспозиции музея железнодорожного транспорта
Экспозиция музея железнодорожного транспорта посвящена железным дорогам, подвижному составу и всему, что с этим связано — от зарождения железных дорог и развития железнодорожного транспорта до сегодняшнего дня.
В фондах музея находятся более 60 тысяч единиц хранения. Это: коллекции по истории подвижного состава (альбомы, чертежи, фотографии и книги), модели вагонов и локомотивов (паровозы, тепловозы, электровозы), около 50 единиц натурных локомотивов, а также личные вещи министров путей сообщения 19 века (П.П. Мельникова, К.Н. Посьета, М.И. Хилкова) и выдающихся инженеров путей сообщения (Н.А. Белелюбского, Я.Н. Гордеенко, Д.С. Трегера, Е.В. Михальцева, Я.М. Гаккеля, С.Н. Кульжинского, Б.К. Саламбекова). В экспозиции находятся и экспонаты Всемирной выставки в Париже 1900 года, в том числе модель «Плезир яхты» императора Петра I, панорама Сибирской железной дороги (доктора Пясецкого), модели ледокола «Байкал», мостов через реки Волхов и Енисей и новой паровозной сборной мастерской Николаевской железной дороги.
Экспонаты музея объединены по темам в хронологическом порядке и размещены в нескольких залах.
Зал №1 «Зарождение железных дорог России» посвящён зарождению железных дорог в мире и в России.
Здесь представлены модели первых рельсов и паровозов, в том числе модель первого русского паровоза, построенного отцом и сыном Черепановыми в 1834 году на Урале и который работал на заводской дороге.
Экспозиция повествует и о дате рождения Железной дороги России, которой считается 30 октября 1837 года, когда была построена и открыта первая железная дорога общего пользования между Петербургом и Павловском через Царское село.
Зал №2 «Мостостроение», посвященный строительству мостов и железнодорожных мостов Петербурга.
Здесь представлены модели мостов таких инженеров как, Дмитрия Ивановича Журавского, Николая Аполлоновича Белелюбского, Лавра Дмитриевича Проскурякова и других.
Зал №3 «Подвижной состав», где находтся модели и фотографии, отражающие развитие отечественного паровозо- и вагоностроения во времена императоров.
Среди экспонатов представлены подлинные аппараты связи первых железных дорог России, с помощью которых станции согласовывали между собой движение поездов.
Зал №4 «Железные дороги в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.», экспозиция которого посвящена работе железнодорожного транспорта в военные годы.
В центре зала размещена диорама восстанавливающейся после освобождения станции — на первом плане виден немецкий путеразрушитель системы «крюк», с помощью которого разрушали железные дороги.
В экспозиции также представлены макеты бронепоездов времён гражданской и Великой Отечественной войн и картины на тему «Железнодорожный транспорт в годы войны».
Зал №5 «Строительные и дорожные машины», в котором представлены материалы и действующие модели, рассказывающие о методике строительства и устройства железнодорожного полотна.
Зал №6 «Макет механизированной сортировочной горки», в котором выставлен действующий макет механизированной сортировочной горки, изготовленный в 1935 году.
Прототипом макета послужила станция Красный Лиман Донецкой железной дороги с первой механизированной горкой в стране, введённой в эксплуатацию в 1934 году. Такие станции применяются для массового формирования и расформирования грузовых поездов; на них перерабатывают транзитные и местные вагонопотоки и формируют поезда, идущие на большие расстояния в другие города.
Зал №7 «Локомотивостроение», в котором размещены натурные образцы, модели, чертежи, фотографии локомотивов и модели наиболее распространенных и интересных локомотивов.
Зал №8 «Вагоностроение», где представлена коллекция моделей вагонов, которые позволяют увидеть изменения, произошедшие в конструкции вагонов в те времена когда начали выпускать четырёх-, шести- и восьмиосные вагоны грузоподъёмностью от 60 до 120 тонн.
В зале находятся модели вагонов ледников с потолочными и боковыми карманами для льда, вагонов для перевозки живой рыбы, вагонов-самосвалов, цистерн для перевозки жидких веществ (молока, бензина и нефти), а также модель аэропоезда инженера С.С. Вальднера и модель шаропоезда инженера Н.Г. Ярмольчука.
Зал №9 «Организация движения поездов», рассказывающий о работе дежурных по станции и диспетчера по приёму и отправлению поездов.
В зале находится макет электрифицированного участка железной дороги, управление движением поездов на котором осуществляется с подлинных пультов ДЦ, МРЦ, ЭЦ, МКУ. Макет с четырьмя станциями и электропоездами выполнен в масштабе 1:50 и имеет длину 43 метра.
Что можно увидеть в залах
Государственный музей предлагает своим посетителям изучить историю строительства железной дороги и средств передвижения по ней. Модели транспорта установлены в том порядке, в котором они производились.
Большой популярностью среди моделей, находящихся в крытом помещении, пользуется настоящий состав паровоза в разрезе.
Состав паровоза в разрезе
Интерес представляет и тренировочная модель тепловоза. С её помощью каждый может примерить на себя роль машиниста и оценить степень сложности управления железнодорожным транспортом.
Туристы могут увидеть бесчисленное количество интересных макетов. Один из них — внешний вид железнодорожной станции Владивосток в 1880-х годах.
В одном из выставочных залов находится множество труб, где можно услышать звуки, связанных с железной дорогой — шум колёс, свистки, шум пара, и т.д.
В другом зале макет наглядно демонстрирует принцип функционирования паровоза во время движения по железной дороге.
Одна из достопримечательностей открытой площадки — военный ракетный состав.
Самые интересные экспонаты музея железной дороги в Петербурге
Экспонатов много, поэтому для статьи я выделю условно 4 блока, о которых хотелось бы рассказать больше всего.
Фото «номер раз» или первый зал, в котором расположен интерактивный комплекс «Стрелки времени». Здесь можно на панорамных экранах увидеть схемы железных дорог, а на круглом интерактивном столе узнать их историю и заглянуть в будущее – посмотреть проекты, которые разрабатываются уже сейчас, увидеть, какими будут железные дороги через некоторое время.
Идем дальше. Очаровал своей атмосферой экспонат Почтовый вагон №558 Самаро-Златоустовской железной дороги конца XIX века. В некоторые вагоны можно заходить и рассматривать все, что в них находится. Почтовый вагон выглядит аккуратно, вся корреспонденция на своих местах, письма сложены ровными стопочками, оттиски для сургучных печатей, старые газеты… Сейчас это лишь муляжи прошлой жизни на бумаге, а тогда – важные события в газетах, чьи-то чувства и переживания в письмах, любовь, плохие и хорошие известия, конверты, которых кто-то ждал с нетерпением и радовался при получении.
музей железных дорог России
Рядом с почтовым вагоном можно посетить пассажирский вагон 3 класса. Он колесил по полотну Риго-Орловской железной дороги в Российской Империи, которая работала в 1894—1918 гг. Это было пригородное сообщение, поэтому только места для сидения.
В следующем зале музея РЖД в СПб посетителям представлен паровоз в разрезе. Здесь можно заглянуть в его «внутренний мир», так сказать. Когда я видела такие паровозы в фильмах, не могла и представить, что там внутри и как это работает. Думаю, мужчинам и мальчикам будет интересно. Можно также посмотреть на паровоз снизу.
Для полноты картины рядом с белыми фигурами установлены большие экраны. На них можно увидеть превращение неподвижной белой фигуры в живого человека и послушать его историю, связанную с железной дорогой. Это очень интересно.
Вот, например, на этом фото переселенцы, стоящие у пассажирского вагона 4го класса. Он предназначался для перевозки переселенцев и военнослужащих.
Для остановки поезда в те времена были специальные люди. Профессия называлась тормозильщик. Со временем и техническим прогрессом она, конечно, ушла в историю.
В музее развития железной дороги много интересной и разнообразной техники и выглядит это богатство просто потрясающе. Здесь представлены тепловозы, электровозы, а также грузовые паровозы.
Интересный, на мой взгляд, экспонат музея истории железной дороги – военно-санитарные вагоны. Здесь представлен такой вагон пригородного сообщения №3906. Их особенность в том, что в мирное время это обычные пригородные вагоны с местами для сидения, а если вдруг начались боевые действия, их переоборудовали в вагон для перевозки тяжелораненых и формировали военно-санитарные поезда. Для примера возле такого вагона создана инсталляция погрузки в вагон раненого на носилках: здесь медсестра и два бойца-санитара.
музея железных дорог в Санкт-Петербурге
В этой части комплекса можно увидеть уже знакомые нам пассажирские вагоны XIX-XX веков выпуска.
Интересно было увидеть боевой железнодорожный ракетный комплекс – тип стратегических ракетных комплексов подвижного железнодорожного базирования. С виду ничем не примечательный вагон-рефрижератор скрывает в себе стратегическую ракету. С названиями, как обычно, все вежливо и ласково, например, «Молодец» или «Баргузин» (ветер, в средней части Байкала).
музей железных дорог России
музею железных дорог в Санкт-Петербурге
Музей развития железной дороги, который берет свое начало с 1974 года, – один из очень познавательных музеев Санкт-Петербурга. Сегодня – это современный музей, в котором представлены уникальные экспонаты. У посетителей музея железных дорог России появляется возможность побывать внутри настоящих вагонов из прошлого, понять, как все было устроено и как работало. Вниманию всех желающих открываются настоящий паровоз в разрезе, военно-санитарные вагоны и самый настоящий ракетный комплекс на базе поезда. Здесь будет интересно и взрослым, и детям.
Где можно перекусить
На территории петербургского музея функционирует кафе. Оно выполнено в железнодорожном стиле — в виде вагончика. Попадая в него, присутствующие ощущают атмосферу настоящего вагона-ресторана. Его расписание соответствует времени работы музея. Открытие в 10.30. Цены низкие. Совсем недорого можно попить чай, кофе и прилично перекусить.
На территории много мест отдыха — скамеечек, столиков с креслами. На огромной территории это необходимо, так как приходится много и долго ходить.
Предостаточно и уборных комнат, благодаря чему не возникает очередей и большого скопления людей. Посещение уборной бесплатное.
Кафе
Дополнительная информация о музее
Музей железнодорожного транспорта России не стоит на месте — в музее обновляются экспозиции.
Помимо основного здания, музей также имеет площадки:
— музей Мостов, в котором представлены уменьшенные копии мостов Санкт-Петербурга и который посвящен истории развития и культуре мостостроения с древних времен до наших дней. Адрес музея: Мучной переулок, 2, Санкт-Петербург;
— фондовая площадка «Пионерский парк» на станции «Лебяжье», где представлена оригинальная железнодорожная техника 20 века, в основном локомотивы: паровозы, тепловозы, электровозы. Среди экспонатов: один из старейших товарных паровозов серии Э Луганского завода 1913 года постройки, последняя серия товарных паровозов ЛВ (ОР18-001), один из последних трёх пассажирских паровозов П36-249 и тепловозы Да, ТЭМ1, ТЭ3, ТЭП60;
— центр гражданско-патриотического воспитания «Знаменосцы Победы», где проходят выставки и экскурсии. Адрес центра: улица Садовая, 55-57, Санкт-Петербург.
В музее и на площадках музея проходят временные тематические выставки.
Почему стоит посетить музей
Есть несколько причин, чтобы зайти в железнодорожный музей на Балтийском вокзале:
- провести семейный досуг;
- поучаствовать в увлекательных экскурсиях в мир железнодорожного транспорта, открывающих много нового для посетителей;
- можно почувствовать себя машинистом;
- возможность с пользой провести время в ожидании поезда.
Посмотреть в музее есть на что. Железнодорожный транспорт разных времен и видов, огромное количество макетов и композиций. Экскурсоводы хорошо подготовлены, знают много фактов, исторических событий, отвечают на любые вопросы. Огромное пространство позволяет избежать скученности, можно свободно передвигаться и никому не мешать. Дорога от станции метро займет не больше 10 минут. Расположение на привокзальной территории позволяет с пользой скрасить время в ожидании поезда его пассажирам.