Цены на билеты в Петропавловскую крепость
Вход в саму крепость бесплатный. Вы можете через любой мост или даже приплыть по воде и оставаться в крепости сколько вам угодно до ее закрытия.
Вы можете купить входной билет в тот или иной музей непосредственно на каждой крупной выставке или в кассе отдельного музея. Кроме того, можно купить электронный единый билет на два дня (о нем подробнее чуть ниже).
Если вы уже знаете, какую именно экспозицию будете смотреть, то рекомендуем первым делом зайти в Информационный центр, в котором билеты можно купить сразу и к тому же по банковской карте (в других кассах терминалов для карт может не оказаться).
Другой вариант — купить билеты онлайн на сайте самой крепости. Это самый разумный и самый удобный вариант.
Как найти Информационный центр. Миновав деревянный мост (Иоанновский, тот самый, ближний к метро), вы проходите через первые ворота крепости (Иоанновские же).
Иоанновские ворота
Сразу же после них поворачиваете налево и вот он центр (в Иоанновском же равелине):
Информационный центр в Петропавловской крепости
Кроме покупки билетов, вы можете здесь задать сотрудникам вопросы про текущие выставки, правила посещения и пр.
Еще один Информационный центр находится в Ботном доме — одноэтажном желтом сооружении рядом с Петропавловским собором.
Стоимость билетов в Петропавловскую крепость зависит от музея / выставки. Основные достопримечательности в расчете на одного взрослого (пенсионеры, школьники, инвалиды, дети платят меньше) стоят в 2022 году так:
— «Невская панорама» — 400 рублей;
Экспозиция `Невская панорама`
— Петропавловский собор и Великокняжеская усыпальница — 550 рублей; — Тюрьма Трубецкого бастиона — 250 рублей; — «История Санкт-Петербурга-Петрограда 1703-1918» — 200 рублей; — выставка «Тайны да Винчи» — 350 рублей. — посмотреть выстрел из пушки с площади перед Нарышкиным бастионом — . Но страшно.
Выстрел из пушки в 12 часов
Телефоны музея для справок:
+7 812 230 64 31
+7 812 498 19 85
Внутреннее убранство собора
Внутренние помещения Петропавловского собора поражают своим великолепием. Большие мраморные колонны разделяют основной зал на 3 нефа. Пол сделан из известняковых плит. Для оформления стен использован родонит, яшма и мрамор. Колонны и стены украшены изящной лепниной, выполненной мастерами А. Квадри и И. Росси. При нанесении на стены изображений из Евангелия руководил работами художник Андрей Матвеев, под его началом были известные живописцы того времени Д. Соловьев, И. Бельский, В. Игнатьев, М. Захаров, В. Ярошевский, Г. Гзель. Петр Зыбин украшал плафоны центрального свода. Стены расписывали художники Негрубов и Воробьев.
Для освещения собора служат 5 бронзовых люстр, украшенных хрусталём и венецианским стеклом различного цвета. Четыре люстры являются точными копиями, сделанными в послевоенное время, пятая – это подлинник, датируемый XVIII в.
Первоначальный 20-метровый иконостас из дерева был изготовлен по чертежам Д. Трезини мастерами Ив. Телегой и Тр. Ивановым. Для каркаса использовалась лиственница, для скульптур и элементов декора – липовая доска. Иконостас делали в течение четырех лет с 1722 по 1726 г. в московской Оружейной палате. 43 образа, расположенные в киотах, писались иконописцами Ф. Артемьевым и М. Меркурьевым, которые работали над ними 3 года. Привозили иконостас в Петербург по частям, когда все элементы были доставлены, произвели его сборку прямо в соборе.
У левой колонны расположена кафедра для проповедей. Для посещения государем панихид и богослужений у правой колонны предусмотрен царский трон.
Петропавловский собор двухпрестольный. В центре храма расположен главный престол, освящённый в память о Петре и Павле. Второй престол устроен в юго-западной части храма. Освящали его в память о мученице Екатерине.
Кафедра для проповедей и памятник воинской доблести
Ранее в православных церквях проповеди не читались. В Петропавловском соборе, в царствование Петра, это правило было изменено. Для чего рядом с алтарём поставили кафедру. Симметрично к ней возвели помост, называемый царским местом, где император стоял на богослужениях, на фоне, выставленных на обозрение всем, трофейных знамён, ключей от отвоёванных у врага городов и других экспонатов, демонстрирующие воинское могущество и героизм отечества. Сегодня подлинные реликвии находятся в Эрмитаже, а в храме, представлены их копии.
Санкт-Петербургская епархия
С начала 1742 года главный собор Петербурга становится кафедральным. Независимо от того, что в XIX в. кафедра митрополита переносилась в Исаакиевский собор, статуса Кафедрального Петропавловский лишён не был.
Новый подход к технологии возведения собора
Закладка Петропавловского собора началась с нарушения традиционной очерёдности возведения храмов. Первым делом было решено поднимать колокольню важную для города, как стратегический объект. Северная война была в разгаре и наличие высотной смотровой площадки с меткими лучниками для дозора за движением шведских судов по водам имела величайшее значение для безопасности нового Санкт — Петербурга.
Закладка здания собора тоже проводилась уникальным для того времени способом. Строители не стали вбивать в болотистый грунт сваи, выкапывали объёмные рвы, глубиной в 2 метра, в которых позднее устраивали прочный ленточный фундамент. Такой подход требовал больше усилий, но обещал превосходный результат крепости и длительности эксплуатации здания.
Интересные факты:
После победы над Швецией и завоевания земель в устье Невы возникла необходимость обороны новых территорий Российской империи. Для этого на Заячьем острове (по-фински – Енисаари) была заложена новая крепость в форме шестиконечной звезды, ставшая своеобразным «замком» реки. Первое название крепости — «Санкт-Петер-Бурх – Крепость святого Петра», дата ее закладки — 16 (27) мая 1703 года — стала днем основания города, который и получил от нее свое нынешнее название — Санкт-Петербург.
Укрепления крепости состояли из 6 бастионов (они получили названия по имени Государя и курирующих строительство вельмож — Нарышкин, Трубецкой, Зотов, Головкин и Меншиков), соединенных между собой стенами-куртинами. Позднее часть стен с востока и запада дополнительно усилили треугольными равелинами (Алексеевским — названным в честь отца Петра I, и Иоанновским — названным в честь его брата). С северной петроградской стороны крепость защищал кронверк — земляной вал в форме короны. Сначала крепость была возведена из земли и дерева, а с 1706 года ее перестроили в камне. На территории самой Петропавловской крепости были построены служебные постройки — склады провианта и оружия, Комендантский дом, гауптвахта и Инженерный дом. С остальной частью города остров с крепостью соединили два моста — Иоанновский и Кронверкский.
С началом строительства в центре Петропавловской крепости заложили небольшую деревянную церковь святых апостолов Петра и Павла, в 1712–1732 годах на ее месте возвели каменный собор, ставший усыпальницей Дома Романовых — в нем похоронены русские императоры и императрицы от Петра I до Николая II. Петропавловский собор и дал крепости окончательное название.
Также на территории Петропавловской крепости были построены Монетный двор и Ботный домик, где хранилась первая лодка (ботик) Петра I.
Несмотря на изначальное оборонительное предназначение, Петропавловская крепость никогда не была театром военных действий. С первых лет своего существования она стала главной государственной тюрьмой. В петровское время здесь держали царевича Алексея, позже — княжну Тараканову, а в конце XVIII века — писателя Радищева. В XIX веке в тюрьме побывали и декабристы, и народовольцы, и даже известные литераторы Достоевский с Чернышевским. После революции 1917 года в крепости содержались арестованные министры Временного правительства, а позже она стала тюрьмой новой советской спецслужбы ВЧК. Тюремная история крепости продолжалась вплоть до 1924 года, когда она сменила свой статус на музейный сначала частично, а в 1954 году — полностью.
В 1730-х годах в Петропавловской крепости зародились две городские традиции, которые сегодня известны любому жителю Санкт-Петербурга — это утренний подъем флага на Флажной башне и полуденный выстрел из пушки с Нарышкина бастиона.
Уже в XX веке на территории крепости появилась бронзовая скульптура Петра I авторства М. Шемякина. Сидящая фигура царя в богатой одежде стала пользоваться популярностью у фотографирующих туристов.
Петропавловская крепость включена в Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) России.
Адрес: г. Санкт-Петербург, Заячий остров. | |
Петропавловская крепость на карте: |
Как добраться: Территория Заячьего острова, расположенного напротив Кронверкской набережной. Ближайшая станция метро — «Горьковская». Наземный транспорт — остановки «Проспект Добролюбова», «Введенская улица», «Сытный рынок», «Станция метро Горьковская», «Троицкая площадь». |
Внутренне убранство
Внутреннее пространство, разделенное на 3 части мощными колоннами, напоминает парадный зал, пышный и торжественный, а не храм для молящихся. Колонны оформлены мрамором, яшмой, родонитом. Пол вымощен известняковыми плитами.
Под сводами – 18 картин на евангелиевские сюжеты, новшество, введенное Петром, прежде стены храмов украшали фресками. Картины доверили написать иноземцу-голландцу Георгу Гзелю, с которым Петр познакомился в Амстердаме, и двум русским «живописных дел мастерам» – Василию Игнатьеву и Андрею Матвееву. Лепной декор выполнили Игнацио Росси и Антонио Квадри.
Праздничную атмосферу храма поддерживает обилие света, льющегося из больших окон и пяти паникадил из позолоченной бронзы, цветного венецианского стекла и горного хрусталя. Нарядный декор и трофейные знамена подчеркивают торжественность высотного 122-метрового собора.
Напротив алтаря у левой колонны – позолоченная кафедра для произнесения проповедей, на которую ведет винтовая деревянная лестница, украшенная картинами на тему библейского изречения: «Вначале было слово».
В православных храмах прежде проповедей не читали – ее ввел Петр I. Сень над кафедрой украшена скульптурными изображениями апостолов Петра и Павла и четырех евангелистов. Венчает композицию распростерший крылья голубь – Дух Святой. От слова к Духу – такова идея убранства кафедры.
С противоположной стороны кафедры – царское место, невысокий помост, обитый бархатом с золотым шитьем и увенчанный золоченой резной короной. Рядом – атрибуты власти: скипетр и меч. Там во время богослужений стоял император: кресла здесь нет, в соборе царь не садился.
200 лет в храме хранились трофейные знамена, ключи от захваченных русскими воинами крепостей и городов. В храме два престола: главный во имя святых апостолов Петра и Павла, второй – в честь великомученицы Екатерины.
Архитектура собора
Петропавловский собор построен в традициях европейской архитектуры – в форме вытянутого прямоугольника 30 на 60 метров. Здание «зального» типа внешне выглядит просто и скромно. Стены украшены плоскими колоннами – пилястрами – с головами херувимов на наличниках окон. На восточном фасаде – фреска художника П. Титова «Предстояние апостолов Петра и Павла перед Христом». Западный фасад, служащий основанием колокольни, с двух сторон главного входа украшен шестью пилястрами.
Колокольня
По желанию царя сначала возвели колокольню со шпилем: Петру I нужна была смотровая площадка для наблюдения за приближающимися шведами. Колокольня символизировала возвращение России приневских земель. Петр гордился строящимся городом и лично поднимался с иностранными гостями на стоявшую в лесах колокольню, чтобы полюбоваться панорамой столицы.
Многоярусная 100-метровая колокольня, украшенная пилястрами, – главная часть собора. Два нижних яруса, раздаваясь вширь, образуют переход к высокой башне. Устремленный вверх третий ярус увенчан золоченой восьмискатной крышей, которую украшают 4 круглых окна в массивных белокаменных рамах.
Над крышей – изящный восьмигранный барабан с узкими вертикальными проёмами. Над ним – высокая золотая корона с тонкой золотой башенкой, на которой установлен 40-метровый шпиль. На колокольне Петропавловского собора 103 колокола, 31 – из первоначальных.
Ангел и куранты Петропавловского собора
Шпиль венчает фигура ангела с 6.5-метровым крестом в руках. Размах крыльев – 3,8 метра. Высота фигуры – 3,3 метра, масса конструкции 250 кг. Ангел над городом, придающий легкость и устремленность постройке вверх, – оберег новой российской столицы от превратностей судьбы.
Петр не увидел парящего ангела, он умер в январе 1725 года, когда колокольня была недостроенной. 29 июня 1833 года поздравления на освящении собора принимала новая императрица Анна Иоанновна.
На колокольне установили часы-куранты, чудо нового города Санкт-Петербурга. Часы исполняли церковный и монархический гимн и останавливались с XVIII века до наших дней 2 раза – в годы революции и во время Великой Отечественной войны.
В революционное время часы расстреливали большевики за ненавистный гимн: сохранились пулевые отметины. 25 июня 1926 года куранты Петропавловского собора в Ленинграде впервые сыграли «Интернационал».
В советское время переделанный механизм часов исполнял гимн Советского Союза. Сейчас куранты снова играют государственный гимн Российской империи. Гимн «Боже, царя храни…» исполняется в 12:00 и в 18:00, а каждые 15 минут – перезвон из 4 музыкальных фраз.
Был на колокольне и корильон – музыкальный инструмент с клавишами и 51 колоколом, привезенный царем из Амстердама и купленный за огромные деньги. С колокольни корильон сняли в XIX веке, а в 2001 году поставили новый, сделанный для Петропавловского собора в Голландии. На средства спонсоров отлили 51 карильонный колокол. На одном из них надпись: «Да звенит сей колокол во славу России!».
Ворота Петропавловской крепости
В Петропавловскую крепость ведут четверо ворот, по количеству сторон света и по их расположению.
- Невские ворота. Это южный, речной вход в крепость. Попасть в крепость через Невские ворота можно было только причалив к пристани. Отсюда и название ворот.
- Васильевские ворота с запада, эти ворота служат входом в крепость через Васильевскую куртину, которая обращена к Васильевскому острову, отсюда и название.
- Никольские ворота служат входом в Петропавловскую крепость с севера. Их не было в первоначальном плане 1703 года и появились они в Никольской куртине только в ходе перестройки деревянной крепости в каменную спустя четверть века после ее закладки.
- Петровские ворота, восточный вход в крепость, самые красивые ворота крепости
Именно Через Петровские ворота входим мы в крепость. Деревянные ворота сооружены в 1708 году и перестроены через 10 лет в камне. Петровские ворота являются памятником петровского борокко, реализованному по проекту архитектора Доменико Трезини. В нишах по обе стороны от ворот помещены статуи, олицетворяющие “Благоразумие” и “Храбрость”.
Над аркой установлен свинцовый двуглавый орел. А над ним деревянный барельеф «Низвержение Симона-волхва апостолом Петром», в котором Симон отождествляется со Шведским королем Карлом XII, а апостол Петр с Петром I соответственно. Таким образом вся картина являет собой символ победы России в Северной войне со Швецией.
XXI век
Лишь в 2002 году после 85-летнего перерыва с колокольни Петропавловского собора вновь зазвучали мелодии «Боже, царя храни» и «Коль славен наш Господь в Сионе». Ангел претерпел несколько серьёзных ремонтов, в том числе капитальный в 2002-2003 годах, во время которого снимался со своего места и увозился в реставрационную мастерскую. Подобно флюгеру, Петербургский Ангел вращается на внутреннем стержне, благосклонно повинуясь направлению ветра. До 2012 года Петропавловский собор оставался самым высоким зданием Санкт-Петербурга, уступив небоскрёбам «Князь Александр Невский» (124 метра) и «Лидер Тауэр» (140 метров). Не считая, конечно, 326-метровой телебашни. Но она является не «зданием», а «сооружением».
В 2006 году по сохранившемуся в фондах Государственного музея истории Санкт-Петербурга проекту был воссоздан запрестольный витраж «Воскресение Христово». Ныне он находится на своём старом месте – в восточном окне Великокняжеской усыпальницы. В этом же году в соборе перезахоронили останки императрицы Марии Фёдоровны, супруги Александра III и матери Николая II. С 1992 года впервые в послереволюционное время в Петропавловском соборе стали проводиться богослужения. А в 2009 году между Санкт-Петербургской Епархией Русской Православной церкви и музеем был подписан договор о совершении регулярных богослужений по выходным и праздничным дням.
Действующий карильон на колокольне Петропавловского собора. Колокола и клавиатура.
В 2001 году на первом ярусе колокольни был установлен карильон – дар Петербургу от правительства Фландрии (историческая область на северо-западе Европы) и 350 жертвователей. Он состоит из 51 колокола диапазоном четыре октавы (общий вес 15 160 кг). Игра на карильоне в Петропавловской крепости возобновилась благодаря профессору Королевской школы карильона Йо Хаазену из бельгийского города Мехелен. В этом городе находится знаменитый карильон собора Святого Ромбальда. Возможно, вы слышали выражение «малиновый звон». Легенда гласит, что так назвал перекличку мехеленских колоколов Пётр I (французское название города Мехелена – Малин). Каждое лето в Петропавловской крепости проходит традиционный карильонный фестиваль, объединяющий исполнителей из разных стран.
Таким образом, на колокольне Петропавловского собора сформировался уникальный комплекс из 103 голландских и русских колоколов. Самые старые из них датируются 1757 годом – это сохранившаяся часть второго голландского карильона.
Петропавловский собор в наши дни.
Петропавловский собор – уникальный историко-архитектурный памятник XVIII века, один из важнейших символов северной столицы. Известный во всём мире золочёный шпиль Петропавловки, увенчанный фигурой Ангела, главенствует в панораме центральных набережных города. Согласно старинной легенде, пока Ангел гордо парит над Невой, Петербургу не страшны никакие беды.
Зарождение города
Петропавловский собор в Санкт-Петербурге относится к первым застройкам Северной столицы. Петропавловская крепость, заложенная 15 мая 1703 года, в первую очередь была фортификационным сооружением. Размещенная в устье Невы, там, где река хорошо просматривалась, а потому врагов можно было заметить издали, она по справедливости стала «историческим ядром» города. Основа основ Санкт-Петербурга расположилась на Заячьем острове, отделенном от суши Кронверским проливом. И все здесь было первым и во многом новаторским. Первый мост Северной столицы – Петровский — был построен здесь, первый канал для снабжения войск питьевой водой был прорыт тоже здесь, и первая церковь заложена была тоже на Заячьем острове.
Нарышкин бастион и Невская куртина
Отдельное удовольствие в осмотре Петропавловской крепости занимает возможность посмотреть на город со стен крепости. Такая возможность есть, для этого всего-то нужно подняться на Нарышкин бастион, предварительно купив билет в кассах, расположенных здесь же. Поскольку крепость сооружена в форме шестиконечной звезды, то и бастионов в крепости ровно шесть. В одном из них мы только что посетили тюрьму, это был Трубецкой бастион, остальные это Менишиков, Головкин и Зотов бастионы. Еще два Нарышкин и Государев, между которыми пролегает стана именуемая Невской куртиной нам и предстоит осмотреть. Отсюда же, с Нарышкина бастиона ежедневно в полдень дает свой залп пушка, возвещая середину дня.
С Нарышкина бастиона открываются красивые виды не только Невы, но и самой крепости. Маршрут от Нарышкина бастиона по Невской куртине до Государева бастиона называется Невской панорамой, так он и позиционируется в кассах и на рекламных плакатах в крепости.
Невская куртина, это вал, соединяющий Нарышкин и Государев бастионы. Обращен вал на Неву, отсюда и его название. Именно в Невской куртине установлены Невские ворота, именуемые также Воротами смерти.
По деревянному настилу мы, сопровождаемые аудиогидом, вещающим из установленных на куртине рупоров, движемся к Государевому бастиону.
Государев бастион был заложен первым, сейчас на бастионе установлен памятник в честь “300-летия основания Санкт-Петербурга”.
А с самого бастиона открывается красивый вид на Неву и на Троицкий мост. Кстати в бастион можно зайти и пройти по его потерне, почувствовав себя в настоящем подземелье.
Как добраться до Петропавловской крепости
Крепость расположена в центре Петербурга, на острове Заячий, в нескольких сотнях метрах (5-7 минут ходьбы пешком) от станции метро Горьковская.
Самый простой способ: доезжаете на метро до станции Горьковская, выходите из нее (выход один) и двигаетесь ровно противоположно тому направлению, в котором вышли, через парк. Через несколько минут вы придете как раз ко входу в крепость.
Или вариант попроще для понимания: после выхода на улицу посмотрите направо, увидите проспект (Каменноостровский). Выйдите на него и идите в сторону моста через Неву (определить направление не составит труда). По правую руку увидите крепость и вход в нее.
Возле крепости останавливается следующий транспорт: — трамваи №6 и №40 прямо напротив метро Горьковская; — автобус №46, маршрутки К-30 и К-76 на Каменноостровском проспекте.
Всего на крепость ведут два небольших деревянных моста. Первый, Иоанновский, вы найдете, если воспользуетесь вариантом, описанным выше. Второй, Кронверкский, расположен немного поодаль, им стоит воспользоваться, если вас занесло пожить в районе Стрелки Васильевского острова или станции метро Спортивная. Оба моста обозначены на карте.
Колокольня и шпиль Петропавловского собора
В архитектуре собора доминирующим элементом является колокольня, ее высота составляет 122,5 метра. Такое величественное сооружение должно было подчеркивать значимость новой столицы — Санкт-Петербурга. Кроме того, постройка служила наблюдательным пунктом, отсюда можно было увидеть приближение неприятеля. Часть колоколов сооружения сохранилась с XVIII века. В колокольне установлен карильон — музыкальный инструмент, состоящий из колоколов, на нем можно исполнять различные музыкальные произведения. В Петропавловской крепости проходят концерты карильонной музыки.
Константин
Колокольня Петропавловского собора состоит из нескольких ярусов, ее шпиль украшает парящий ангел. Первая фигурка ангела была уничтожена в результате удара молнии, другая сильно пострадала от урагана. Спустя несколько десятилетий сильный ветер повредил фигуру и заставил крест накрениться. Тогда кровельный мастер Петр Телушкин во время реставрационных работ проявил смелость и мастерство, поднимаясь к вершине на веревочной лестнице. Изначально шпиль был деревянным и только во второй половине XIX века каркас шпиля заменили на металлический. Также поменяли крест с ангелом, так как система крепления старого не подходила к созданной конструкции.
Влияние исторических перемен и веяния времён
С течением времени молнии разрушали величественные шпили, грунтовые воды подтачивали основания колон, к Петропавловскому собору пристраивались нужные для хозяйствования помещения. Реставрации оставили свой след на шпиле и на фигуре Ангела. Благодаря сменам политической власти и войнам изменилось само назначение Петропавловской крепости, превратившейся из грозного и воинственного форпоста, заставляющего трепетать государевых недоброжелателей, в культурный центр и духовное сердце города Санкт — Петербурга.
Петропавловская крепость и собор, как и город, пережили разные времена. Какое-то время она была зловещей тюрьмой, позднее – музеем революции, складом.
К счастью, сегодня – это замечательный храмовый комплекс, отлично отреставрирован. Он гостеприимен и прекрасен в своей красе и служит людям во имя первых и верховных апостолов Петра и Павла и великого Государства Российского.
Описание Петропавловского собора
Первоначально в Петропавловской крепости построили деревянную церковь во имя первоверховных апостолов Петра и Павла, которая простояла без малого 10 лет. Со временем было принято решение возвести каменный собор, его проект разработал Доменико Трезини. Деревянную церковь сохранили, каменный собор строился вокруг нее, работы заняли 20 лет. Этот собор отличается от традиционных русских религиозных построек, его архитектура тяготеет к западноевропейской. Фасад здания украшают пилястры, на восточном размещается фреска, собор имеет один большой купол на барабане.
Необычным решением также является высокая колокольня со шпилем и курантами. В интерьере собора выделяется резной иконостас, покрытый золотом. Как известно, Петр I был великим реформатором, его преобразования коснулись и религии. При нем появилась традиция чтения проповедей, перед соборным алтарем размещается кафедра, с которой произносились проповеди. Для самого же императора был создан помост так называемое царское место, на котором стоял правитель во время службы.
Константин
По велению императора в Петропавловском соборе стали хоронить императоров и императриц, позднее была построена Великокняжеская усыпальница для некоронованных членов императорского дома. Собор соединяется с усыпальницей посредством галереи. После свержения монархии по приказу Временного правительства из собора в Москву были вывезены ценности и предметы убранства. В 1919 году советская власть распорядилась о закрытии собора, который через несколько лет стал музеем. В Екатерининском приделе собора в 1998 году были захоронены останки Николая II и его семьи. В соборе были возобновлены богослужения.
«Барокко Петра»
Строительство Петропавловского собора продолжалось 20 лет. Работы велись до 1732 года. Стиль его архитектуры, хоть и тяготел к итальянскому и французскому классицизму, но не имел чёткого направления и получил название – «жемчужина или барокко Петра». (Дословно «барокко» переводится, как «жемчужина, имеющая изъян»). От «барокко Нарышкина», в стиле которого застраивалась Москва и другие города России, близкого к византийскому направлению, он отличался новизной и экстравагантностью и отражал замечательный талант Доменико Трезини – первого архитектора Санкт — Петербурга и автора эскизов знаменитого Ангела на шпиле.