Кладбище Александро-Невской лавры
В годы наивысшего влияния церкви на государство лавра владела не только многими домами, храмами и монастырскими комплексами. В ее владениях также находились обширные земельные угодья. Поэтому совсем рядом с обителью расположились сразу три кладбища, где погребены останки наиболее выдающихся и знаковых фигур в развитии и становлении государственности Российской империи. Каждое из них имеет свою великую и незабываемую историю, оставаясь в памяти на вечные времена.
Церковь Благовещения Пресвятой Богородицы
Слева от входа расположено Лазаревское кладбище. Считается, что его основали по указу Петра Великого для его родной и любимой сестрицы Наталии Алексеевны. У кладбища построена церковь праведного Лазаря Воскрешения. Справа от входа устроено кладбище Тихвинское. Его заложили в честь имени Тихвинской Божией Матери. Здесь также была возведена и церковь.
Третье кладбище церковной пустыни – Никольское. И во имя Святителя Николая была построена еще одна церковь
К сожалению, из всех 12 церквей, некогда присутствовавших на территории Александро-Невской Лавры, до наших дней дожили лишь три! Тем не менее, это ни в коей мере не может повлиять на глубочайшую историческую, духовную и общечеловеческую ценность и важность монастырского комплекса
Церковь Николая Чудотворца
На данных кладбищах упокоены величайшие политические, культурные, научные, военные и духовные лидеры своего времени. Чего стоит одна лишь могила Михаила Ломоносова – великого ученого, поэта и писателя. Навеки высечены на нем слова скорби и памяти великому человеку и славному мужу Государства Российского.
Кажется, сама история вековая лежит у наших ног, возвеличивая Русь Петровскую, Русь Великую!
Районы Санкт-Петербурга
Многочисленные реки и каналы разделяют Петербург на острова и островки, соединенные мостами, стационарными и разводными. Три главных туристических района Питера — исторический центр, Петроградская сторона и Васильевский остров.
Исторический центр
В отличие от многих других современных мегаполисов, в Санкт-Петербурге нет четкого разделения на исторический и современный (деловой) центр. Высоток в городе, может, и не так много, как в Москве, но они есть: бизнес-центр «Лидер-тауэр» на площади Конституции, жилые комплексы «Петр Великий» и «Екатерина Великая» в Рыбацком, здание «Князь Александр Невский» на проспекте Обуховской обороны и другие. Всего их около двадцати, включая самый высокий в Европе 462-метровый «Лахта-центр», который часть жителей и гостей Питера активно невзлюбила за «испорченный» вид на Петропавловскую крепость.
Современные питерские высотки или собраны в маленькие группки, или вовсе стоят отдельно. В этом есть и плюсы, и минусы: плюс заключается в том, что и современную инфраструктуру, и старину можно найти в одном месте. Главный минус — из-за слияния деловой и «достопримечательной» частей к ключевым точкам центра добраться на машине (а уж тем более — припарковаться рядом) практически невозможно.
Исторический центр Санкт-Петербурга с территориальной точки зрения — понятие растяжимое. В самом общем смысле это часть города, ограниченная с юга Обводным каналом, а со всех прочих сторон — Невой. Но площадь этого центра слишком велика, чтобы обойти его пешком за один, два и даже три дня. Поэтому многие путешественники в свой первый приезд ограничиваются северной частью центра, «отсеченной» Невским проспектом, где расположена львиная доля достопримечательностей: Эрмитаж и Дворцовая площадь, Русский музей, Спас на Крови, Марсово поле, Казанский собор и памятник Медный всадник.
Петроградская сторона
В целом Петроградка считается дорогим и благородным районом, а здешняя архитектура, хоть и помоложе, чем в историческом центре, но тоже очень красива.
В Питере есть два Больших проспекта: один — главная артерия Петроградской стороны, другой — Васильевского острова. Во избежание путаницы название проспекта на Петроградке обычно сокращают как «БП ПС».
Васильевский остров
Западная часть города, Васильевский остров, по площади едва ли уступает всей Петроградке с ее островами. Но, в отличие от Петроградской стороны, туристический интерес здесь представляет только сравнительно небольшая часть: стрелка и то, что находится чуть западнее — максимум, до 8-й линии и станции метро «Василеостровская». Здесь расположены Ростральные колонны, здание Биржи, Кунсткамера, Дворец Меншикова и Петербургский университет.
Главное, за что горожане не любят Васильевский остров — это транспортная проблема. Пока на весь огромный остров есть только 2 станции метро (новые пока в планах). По два моста соединяют «Ваську» с Центральным районом и с Петроградкой, на ночь их разводят.
Наиболее обжитая часть острова рассечена вдоль Большим, Средним и Малым проспектами, а поперек — улицами, которые здесь называются линиями и нумеруются от первой до 29-й. В целом планировка — проще некуда, хотя одна деталь и может сбить путешественников с толку: на самом деле «линия» — это только одна сторона улицы, поэтому на каждую улицу Васьки их приходится по две.
На последней пронумерованной линии, 29-й, находится одна из новейших и лучших городских выставочных и концертных площадок: музей современного искусства «Эрарта». Увы, она же — одна из тех, к которым максимально неудобно добираться.
Пригороды
Во вторую очередь туристов интересуют знаменитые пригороды Санкт-Петербурга. Самые интересные — это Петродворец (Петергоф), Пушкин (Царское Село) и Павловск — бывшие царские резиденции. Без сомнений заслуживают внимания Ломоносов (Ораниенбаум), Стрельна и Гатчина, а также Кронштадт — крепость в Финском заливе. Многие пригороды уже официально стали районами города (как, например, Пушкин, Ломоносов или Кронштадт) и практически до всех можно достаточно быстро добраться на автобусе, маршрутке или электричке. В Кронштадт еще ходят скоростные катеры, но редко и только с экскурсионными целями.
- Какие улицы и проспекты Петербурга самые красивые
- В каком районе Санкт-Петербурга лучше остановиться
Сочинение на тему «Творчество Пушкина «Медный всадник»: анализ
«Медный всадник» Творчество поэта всегда представляет особую ценность для народа. Сейчас в школах часто задают написать сочинение об этом. На самом деле, делать описание по такой теме легко, ведь Пушкин писал о проблемах Руси, которые актуальны до сих пор. Вот сочинение на тему «Творчество Пушкина «Медный всадник» — анализ:
Пушкин представляет историческую поэму, написанную четырехстопным ямбом. Относительно конструкции, она подразумевает вступление в лирическом ключе, которое может рассматриваться и отдельно, а также две части, связанные общим сюжетом. Эпилог не явный, можно расценивать в его качестве последние строки.
Направлением можно считать реализм. Автор умело оперирует историческими фактами. Причем достаточно достоверными, реалистично изображает Петра.
Вступление выполнено в классическом ключе, прославляет правителя. Тем не менее, целостность поэмы полностью сохранена. Имеет место конфликт «маленького человека» и государства. Даже спустя годы проблема остается неразрешимой. Явно положительных либо отрицательных героев нет. Поскольку позиции Петра и Евгения, имеют множество нюансов. Используются метафоры, эпитеты, антитезы, сравнения и прочие средства выразительности.
Лаврские кладбища
- Лазаревское (Некрополь XVIII века),
- Тихвинское (Некрополь мастеров искусств)
- Никольское
- Казачье кладбище
Лазаревское и Тихвинское кладбища, а также Лазаревская и Благовещенская усыпальницы Александро-Невской лавры входят в состав Государственного музея городской скульптуры, который был основан в 1932 году.
Список захоронений
Далее идёт случайный набор имён. Более полные списки см. в Категория:Похороненные в Александро-Невской лавре.
- Авилов, Михаил Иванович
- Аксёненко, Николай Емельянович
- Александр Невский
- Александровский Сергей Васильевич
- Бетанкур, Августин Августинович
- Бичурин, Никита Яковлевич
- Богданович, Евгений Васильевич
- Бородин, Александр Порфирьевич
- Бураго, Александр Петрович
- Витте, Сергей Юльевич
- Волконский, Владимир Викторович
- Глинка, Михаил Иванович
- Греков, Иван Иванович
- Григорий (Постников)
- Григорович, Иван Константинович
- Гумилев, Лев Николаевич
- Давыдов, Владимир Николаевич
- Достоевский, Фёдор Михайлович
- Дрозд, Валентин Петрович
- Зубков, Иван Георгиевич
- Кондратенко, Роман Исидорович
- Крюйс, Корнелиус
- Кубарев, Василий Николаевич
- Ламб, Иван Варфоломеевич
- Лисянский, Юрий Фёдорович
- Ломоносов, Михаил Васильевич
- Лопухина, Анна Петровна
- Марр, Николай Яковлевич
- Михайловский, Константин Яковлевич
- Никодим (Ротов)
- Обухов, Павел Матвеевич
- Пилютов, Пётр Андреевич
- Полторацкий, Марк Фёдорович
- Римский-Корсаков, Николай Андреевич
- Рикорд, Пётр Иванович
- Росси, Карл Иванович
- Собчак, Анатолий Александрович
- Старовойтова, Галина Васильевна
- Суворин Алексей Сергеевич
- Суворов, Александр Васильевич
- Товстоногов, Георгий Александрович
- Чайковский, Пётр Ильич
- Чудинов, Павел Васильевич
- Эйлер, Леонард
Наместники и настоятели Лавры
Архимандриты
- архимандрит Феодосий (Яновский) (1712—1721)
- архимандрит Петр (Смелич) (1725—1736)
- архимандрит Стефан (Калиновский) (1736—1742), с 1739 — епископ Псковский
далее, с образованием Санкт-Петербургской епархии, священноархимандритами лавры были правящие епископы Наместники
- игумен Варлаам (Голенковский) (1716—1721)
- иеромонах Иларион (Марков) (1721—1727)
- иеромонах Вениамин (Фальковский) (1727—1730)
- иеромонах Симон (Тихомиров) (1730—1732)
- иеромонах Гервасий (Корда) (1732—1737)
- иеромонах Досифей (Лебедевич) (1737—1745)
- иеромонах Софроний (Кристалевский) (1746—1753)
- иеромонах Никон (Красовский) (1753—1757)
- иеромонах Иаков (Палашковский) (1757—1759)
- иеромонах Иоанникий (Броднетский), 1759—1761
- иеромонах Сильвестр (Юницкий), 1761—1761
- игумен Гурий, 1761—1762
- иеромонах Климент, 1763—1765
- иеромонах Иларион (Максимович), 1768—1774
- иеромонах Амвросий (Гиновский), 1774—1781
- архимандрит Афанасий (Вольховский), 1781—1788
- игумен Иосаф (Клоков), 1788—1792
- игумен Иона, 1792—1794
- игумен Герасим (Князев), 1794—1795
- иеромонах Мелхисидек (Короткий), 1795—1797
- игумен Иосаф (Чапужников), 1797—1799
- архимандрит Антоний (Знаменский), 1799
- архимандрит Амвросий (Протасов), 1800—1804
- архимандрит Израиль (Звегинцев), 1804—1808
- архимандрит Вениамин (Бесновский), 1808—1809
- архимандрит Порфирий (Кириллов), 1809—1810
- архимандрит Гедеон (Федотов), 1810—1819
- архимандрит Товия (Моисеев), 1819—1829
- архимандрит Палладий (Белевцев), 1829—1842
- архимандрит Аарон (Морякин), 1842—1843
- архимандрит Вениамин (Морачевич), 1843—1853
- архимандрит Ириней (Боголюбов), 1853—1860
- архимандрит Никанор (Ильинский), 1860—1863
- архимандрит Герман (Осецкий), 1863—1866
- архимандрит Поликарп (Гонорский), 1866—1867
- архимандрит Ювеналий (Половцев), 1867—1871
- архимандрит Филипп, (1871—1873) и. о., без утверждения Синодом
- архимандрит Никодим (Белокуров), 1873—1875
- архимандрит Симеон (Линьков), 1875—1883
- архимандрит Антоний (Люцернов), 19.02.1883—29.02.1888
- архимандрит Иннокентий (Данилов), 1888—1890
- архимандрит Исаийа (Булин), 1890—1896
- архимандрит Арсений (Орлов), 1896—1900
- архимандрит Корнилий (Смуров), 1900—1909
- архимандрит Феофан (Туляков), 1909—1916 (1915 — епископ Кронштадтский)
- архимандрит Филарет (1915 — май 1917)
- епископ Прокопий (Титов) (май 1917 — апрель 1918)
- епископ Геннадий (Туберозов) (1918)
- епископ Артемий (Ильинский) (1918)
- архимандрит Виктор (Островидов) (1918—1919)
- архимандрит Николай (Ярушевич) (1919—1920) и. о. наместника (1922 — епископ Петергофский)
- архимандрит Иоасаф (Журманов) (1922; подчинялся обновленческому ВЦУ)
- епископ Григорий (Лебедев) (ноябрь 1923 — март 1928)
- епископ Амвросий (Либин) (июль 1928 — 10 октября 1933)
- архимандрит Кирилл (Начис) (сентябрь 1994 — март 1996)
- игумен Викентий (Кузьмин) (апрель — октябрь 1996) и. о. наместника
- епископ Назарий (Лавриненко) (с 25 октября 1996 — и. о. наместника, с апреля 1997 — наместник)
Живопись и творчество
Творческий путь Петра Кончаловского был долгим: начав с классической живописи, он прошел период поиска новых способов самовыражения и в итоге вернулся к реалистичной стилистике. Проследить это можно на примере автопортретов художника, написанных в разных направлениях и с использованием диаметрально противоположных цветовых решений.
Сначала стилистика Кончаловского напоминала творчество Константина Коровина, но, завершив учебу, художник отправился в Париж, где побывал на выставке картин Винсета Ван Гога. Впечатления от живописи гениального фламандца наложили отпечаток на творчество Кончаловского: по словам художника, Ван Гог раскрыл Петру глаза на собственное творчество.
Работы Петра Кончаловского, сделанные под влиянием живописи Ван Гога и Матисса
В работе того периода легко заметить влияние и других прославленных художников: Поля Сезанна и Анри Матисса – их картины поражали Кончаловского до глубины души.
В начале 1910-х годов Петр Петрович вместе с коллегами по цеху организовал художественную группу «Бубновый валет». Ее участники демонстративно пренебрегли канонами реалистической живописи и следовали по пути формализма. Основами творчества стали постимпрессионизм, кубизм и фовизм.
Портрет семьи кисти Петра Кончаловского
В этот период биографии сформировался собственный стиль Кончаловского: плотный, насыщенный, изобилующий яркими красками и лишенный ненужных деталей. Характерной особенностью, с которой Петр Петрович в то время писал натуру, является статичность: в натюрмортах, портретной и композиционной живописи художника нет и намека на динамику.
В 1912 году Кончаловский попробовал себя в качестве театрального художника и сделал костюмы и декорации для оперы «Купец Калашников» в постановке Антона Рубинштейна. Этой работой, стилизованной под лубок, Петр Петрович остался доволен и до конца жизни считал ее лучшим своим произведением в этом жанре. В это время в картины художника вместе с примитивизмом приходит «движение», внутренняя энергия. Это хорошо заметно по таким работам, как «Печка» и «Сухие краски».
Эскиз декорации Петра Кончаловского для оперы «Купец Калашников»
Когда началась Первая мировая война, Петр Петрович ушел на фронт, но воевал недолго – в 1915 году художника контузило, и его направили в тыл, на лечение. После этого Кончаловский участвовал в «Выставке картин левых течений», а также вышел из «Бубнового валета», перейдя в объединение «Мир искусства».
После революции в живопись Петра Петровича начал возвращаться реализм, хотя краски остались по-прежнему яркими. Кончаловского привлекала «радость жизни», хотя он умел совмещать ее с действительностью, придавая картинам как комический, так и трагический колорит. Это видно по портрету Всеволода Мейерхольда, который на момент написания картины уже лишился театра: яркие краски приглушены, а выражение лица режиссера говорит само за себя.
Портрет Всеволода Мейерхольда кисти Петра Кончаловского
Особое место в живописи Кончаловского всегда занимали натюрморты, особенно цветочные. Художник говорил, что пишет их по причинам, сходным с теми, по которым пианисты играют гаммы – это трудное и необходимое упражнение.
Натюрморт Петра Кончаловского «Сирень в корзине»
Наиболее яркими представителями цветочной тематики в произведениях Петра Петровича являются картины «Сирень в корзине», «Пионы у окна» и «Всякие цветы».
Важным этапом творчества Кончаловского стал период увлечения фигурой Михаила Лермонтова. В 1927 году Петр Петрович уехал на Кавказ, и результатом поездки стала серия картин, основанных на творчестве поэта. В 40-е годы художник писал портрет Михаила Юрьевича, выбрав для изображения трудный период биографии Лермонтова. На картине поэт изображен в момент отдыха на станции Казбек, на которой он остановился, следуя в первую ссылку.
Натюрморт Петра Кончаловского «Пионы у окна»
Советская власть мало повлияла на творчество Кончаловского – художник всегда старался держаться как можно дальше от политики, но при том – не вступать с ней в конфронтацию.
Петру Петровичу даже удалось избежать написания портрета Иосифа Сталина, хотя ему предлагали – он сослался на то, что, будучи реалистом, не может использовать в качестве натуры фотографию. Допускать к настоящему «великому вождю» художника, разумеется, никто не собирался. И даже при этом Кончаловский получил в 1942 году Сталинскую премию за многолетние выдающиеся заслуги в области искусства.
Сочинение Санкт-Петербург
Этот город был столицей России, в разные времена назывался Петроград и Ленинград, праздновал недавно своё трёхсотлетие и является популярным туристическим местом. Это всё Санкт-Петербург или в просторечии – Питер.
Заложил город Пётр Великий в месте, где река Нева впадает в Финский залив. В этом месте река разбивается на несколько рукавов, поэтому город фактически расположен на нескольких островах. Васильевский, Крестовский Петроградский – самые крупные из них. В городе в Неву впадают несколько мелких речек, самые знаменитые из которых Фонтанка и Мойка. Именно это место для строительства Пётр выбрал потому, что там находилось место обороны земель от набегов шведов.
Туристы приезжают в Петербург чтобы посмотреть и посетить Эрмитаж, крейсер Аврору, Кунсткамеру, Петропавловскую крепость, Исаакиевский собор и многие другие достопримечательности. Нескольких дней не хватит, чтобы посмотреть всё в Питере. А чтобы осмотреть все экспонаты Эрмитажа понадобится несколько лет. Ведь памятников в музее около 3-х миллионов.
Приезжают в город и в период белых ночей, чтобы посмотреть на то, как разводят мосты. А их в городе около 800, разводят не все, а только мосты через Неву. Река – центральная транспортная магистраль по пути из Балтийского моря в Белое.
В городе самый глубокий метрополитен в мире. Ведь Санкт-Петербург построен на заболоченной местности, поэтому строителям приходилось копать до твёрдых участков почвы, которые расположены на глубине 80 метров под реками и болотами.
Славится Петербург и своими таинственными и мистическими местами:
- Дом с ротондой. Говорят, там портал в потусторонний мир.
- Обводной канал. Во время строительства канала нашли много останков людей и таинственные плиты с символами.
- Египетские сфинксы на набережной Невы. Они имеют дурную славу и считается, что прикасаться к ним опасно.
- Михайловский замок с привидениями.
Много и других нехороших мест, среди которых памятники, дома, мосты и парки.
Во время Великой Отечественной войны фашисты осадили город и 872 дня длилась блокада города, который тогда назывался Ленинград. По некоторым данным во время блокады погибло 1,5 миллиона человек.
В настоящее время в городе больше 5 миллионов жителей. Питер – важный торговый и экономический центр России. Это один из городов ЧМ 2018 по футболу, в нём много спортивных баз и стадионов. Каждый хоть раз должен побывать в Санкт-Петербурге.
Описание Петербурга: любовь и ненависть
Когда Петр закладывал первый камень будущей Северной столицы, он думал о государстве, народе в целом, но не о конкретно взятых людях, не о судьбах, которые сильно поменяются. Так и Пушкин, писав поэму, брал за основу изображение не истории одного «чиновника Евгения», а всей нации. И лишь в одном он был конкретен — в своей преданной любви к Петербургу. В поэме он красиво и мелодично описывает многие знаковые места города в цитатах:
- Адмиралтейство — «И ясны спящие громады пустынных улиц, и светла Адмиралтейская игла».
- Марсово поле — «Люблю воинственную живость потешных Марсовых полей».
- Коломна — место проживания главного героя, где не «кичатся забытой старины» и «дичатся знатных».
- Сенатская площадь — «где над возвышенным крыльцом с подъятой лапой, как живые, стоят два льва сторожевые».
- И, конечно, сам памятник Петру — «Стоит с простертою рукою кумир на бронзовом коне».
Можно увидеть, какими приёмами Пушкин передаёт восторг от Петербурга, описывая красоты и его природу. Не раз он упоминает в поэме белые питерские ночи, которые помогали ему в творчестве
Внимание он уделил и зимам, которые хоть и суровы, но так прекрасны и манящи для автора. И хотя изначально Александр Сергеевич дает Питеру маску лицемерия, но срывает ее быстро и без прикрас
Он рассказывает, что «золотые небеса» всего лишь «мгла несчастной ночи», а перед «божьей стихией» не устоит даже этот «пышный» величественный город.
В питерской поэме Александра Сергеевича много символизма, здесь рассказана не сказка, а история целого народа, периода волнений и противоречий. При этом образ Петербурга выполнен в столь конкретных и ярких красках, что невозможно не полюбить его с первых строк повествования. Пушкин ни разу не упоминает в поэме полное название города, называя его «Петра творенье», Петроградом или Петрополем. Исследователи до сих пор не разгадали эту пушкинскую загадку. Автор оставил читателям большую пищу для размышления.
Цены
Монастырская трапезная | Завтрак — 100–150 рублей, обед — 250–280 рублей, ужин — 150–180 рублей |
Чайная «Паломник» | Пирожки — 50–60 рублей, пироги 1,2–1,5 кг — от 590 рублей |
Монастырские лавки | Хлебная и сырная продукция — от 15 рублей |
Музей Древлехранилище Александро-Невской лавры | 100 рублей, индивидуальная экскурсия — 2000 рублей |
Экскурсии от паломнического центра Александро-Невской лавры | От 100 рублей, индивидуальная экскурсия по лавре — 2000 рублей |
Мастер-класс по гончарному ремеслу (только для сформированных групп) | 750 рублей с человека |
*Цены на посещение Александро-Невской Лавры указаны на 2021 год.
В честь великого князя
По некоторым старинным источникам, на месте будущего монастыря, на речушке Черной, князь Александр Невский победил объединенные войска Швеции, Дании и Лифляндии (хотя по другим источникам, рыцарей было совсем немного и это был всего лишь обычный «соседский» набег). Сам первый российский император Петр I выбрал это урочище для закладки монастыря – во имя святого воина-защитника русской земли. Позже оказалось, что известная битва состоялась в устье Ижоры, соседней речки.
Место было болотистое, как и много других в городе. Но указ царя не обсуждался, и строители справились. В 1713 году освятили первую Благовещенскую церковь. Сначала она была деревянной. Спустя 10 лет уже в каменную церковь торжественно перенесли мощи благоверного князя. Церковь уже именовали Благовещенской Александро-Невской.
Начало строительства и первые этапы развития Александро-Невской лавры
В указанном месте с соблюдением всех православных традиций была возведена часовня. Спустя три года, 25 марта 1713 было проведено освящение церкви во имя Благовещения Пресвятой Богородицы. На этом мероприятии, где также были положены основания для будущих братских деревянных келий, присутствовал Петр Первый. Заниматься планировкой территории вокруг монастыря и постройкой всего комплекса в целом было поручено итальянскому мастеру Трезини.
Собор Троицы Живоначальной
Именно Трезини разработал и составил планы для возведения всех каменных зданий монастырского комплекса. На работу понадобилось два года, и в 1716 году царь проверил подготовленный план строительства и собственноручно на нем начертал «Во имя Господне делать по сему»! Так началась великая и, безусловно, очень важная для каждого истинно верующего патриота государства своего, важнейшего исторического и духовного центра православия – Александро-Невской лавры.
Во время строительства обители в самые первые годы в сторону столицы протянули дорогу, сейчас это часть известного на весь мир Невского проспекта Петербурга.
Собор Троицы Живоначальной
Дальнейшее развитие комплекса происходило одновременно с ростом города. А в 1717 году был заложен храм, возводимый во имя святого Александра Невского. После того, как храм был освящен в 1723г., в обстановке невероятного торжества и духовного подъема верующих, сюда были перевезены святые мощи. С тех пор, каждый год 30-го августа от Исакиевского и Казанского собора в направлении созданного и обустроенного церковно-исторического комплекса, проходит величественный крестный ход.
Помощь в разработке проекта итальянцу Трезини оказывал русский мастер И. Старов. В ходе развития комплекса, в нем были построены не только сами церкви, но и специальные комнаты для монахов – кельи, а также покои для митрополита и много других необходимых строений. Комплекс выстраивался в виде огромной буквы «П» и со всех сторон украшался цветами и клумбами.
Собор Троицы Живоначальной
Развиваясь, обитель обзаводилась и необходимыми для своего функционирования объектами. Так, в 1720 году была запущена собственная типография, а чуть позже открыта семинария. В последующем семинария преобразовалась в духовную академию, действующую и поныне.
Приблизительно в середине 18 века под руководством архитектора М.Расторгуева возводятся Митрополичий дом, а также Семинарский и Просфорный корпуса. И в это же время знакомые очертания приобретает площадь перед входом, выполненная в виде круга. Монастырский комплекс не только продолжал активно развиваться, но и оказывал очень сильное влияние на развитие государства Российского. За эти и другие заслуги в 1797 году по указу царствовавшего тогда Павла Первого монастырю был присвоен высший церковный статус – Лавры!
Библиотечная (Юго-западная) башня
В годы наивысшего расцвета обитель состояла из двенадцати церквей и была одним из самых богатых и влиятельных мест во всем мире. Однако до нашего времени достояли лишь три церкви. Остальные были разрушены, разодраны или переназначены за годы существования власти большевиков, как известно, ненавидевших любое упоминание о церкви и вере православной.
Место погребения Александра Суворова в Александро-Невской лавре
Сохранено место погребения еще одного величайшего человека современности – генералиссимуса А.В.Суворова. Неоценим вклад этого человека в укрепление государства, защиту его от внешних угроз и вызовов своего времени. Надпись выполнена другом полководца – поэтом Державиным. История сохранила потомкам такую версию образования памятной надписи: «Здесь лежит Суворов». Считается, что незадолго до кончины Суворов обратился к Державину с вопросом, какую надпись тот сделает на его могиле. На что поэт воскликнул: « не нужно никаких лишних слов, только лишь «Здесь лежит Суворов»». Так и было начертано, имея в виду то, что память о величайшем человеке навсегда сохранится в сердцах и душах потомков. А о его подвигах люди будут знать не по надписи на надгробии, а из преданий, пересказов и изучении жизни Суворова.
Семинарский (Южный) корпус
Конечно, годы внесли свои изменения в первоначальный облик святыни. В настоящее время территории кладбищ значительно видоизменились, а действующей осталось лишь одно место захоронения в Александро-Невской лавре – Никольское кладбище.
Куда и почему исчез город?
В немецких летописях сказано, что Винета была сожжена и разрушена в 1184 году в период войны между датским королем Кнутом VI с герцогом померанским Богуславом. Одновременно с этим, почему-то укоренилось предание о том, что она именно ушла под воду в течение трех дней, а мореходы еще долго рассказывали предания о том, как где-то в северных морях им доводилось видеть торчащие из воды шпили легендарного города. Объединить эти версии позволяет предположение согласно которому датчане разрушили не сам город, а дамбы и шлюзы, которые защищали его от воды со стороны моря. То есть строители Винеты, возможно, были первыми в мире создателями таких реально действующих шлюзовых систем! — наподобие тех, которые сегодня позволяют существовать городам Голландии. Это вполне оправдано в данной местности и позволяет сделать пригодными для жизни и земледелия большие участки прибрежной болотистой земли, которые кроме того в обычных условиях постоянно подвержены наводнениям.
Всеволод Иванов. Следы былого
Доктор исторических наук Музея ранней истории в Берлине Клаус Гольдман рассказывает о том, что Винета очень часто упоминается в померанских сагах:
Интересно, что Винета фигурирует в знаменитой книге Сельмы Лагерлёф «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями». Кстати, русская версия данной повести почти в 3 раза короче английской, а та, в свою очередь, раза в два короче шведской. Ряд глав был исключен при переводе. Итак, главный герой мальчик Нильс в ночь накануне Пасхи оказывается в огромном волшебном городе, поднявшемся из воды. В одной из лавок купец просит у него монету, но мальчик обнаруживает, что его карманы совершенно пусты и вспоминает, что при входе в город видел медную монетку на пляже, которую тогда пнул, не подняв… Город вновь уходит под воду. Позже он получает такое объяснение произошедшему с ним:
Штурма не потребовалось
4 мая (по н.с.) 1703 года 16-тысячная русская армия под командованием фельдмаршала Бориса Шереметева выступила в поход из Шлиссельбурга. Следуя вдоль берега Невы, через два дня она подступила к Ниеншанцу, а ночью была доставлена по Неве артиллерия — 16 трехпудовых мортир и 48 осадных пушек с десятью тысячами бомб. На следующий день к армии прибыл сам Петр I. Началась осада.
Он ответил отказом на предложение о сдаче, однако уже после первых суток интенсивной артиллерийской перестрелки осознал, что к кровопролитному штурму русского войска его подчиненные морально не готовы. 12 мая шведский гарнизон капитулировал на условиях предоставления ему свободного прохода в Нарву или Выборг с оружием, знаменами и четырьмя пушками. Неизбежной при штурме бессмысленной гибели сотен людей удалось избежать.