Топ-10 самых известных экспонатов эрмитажа

В крупнейшем музее нашей страны- эрмитаже-хранится около 3 миллионов экспонатов. в русском музее нас

Интересные факты

Коты Эрмитажа – это самая настоящая городская легенда. На сегодняшний день на территории музея проживает около 70 животных, которые даже имеют документы (свои паспорта и ветеринарные карточки). Они даже числятся в Эрмитаже официально, как специалисты по борьбе с крысами.

Также, если вы думаете, что Эрмитаж есть только в Санкт-Петербурге, то вы глубоко ошибаетесь. Данный музейный комплекс затронул еще несколько городов и даже стран, построив там свои филиалы. В России Эрмитаж так же есть в Казани, Выборге, Омске. Самым знаменитым иностранным филиалом является Эрмитаж в Амстердаме.

В Эрмитаже насчитывается около 3 миллионов экспонатов. Для того, чтобы обойти их все нужно пройти порядка 24 километров. Если задерживаться у каждого экспоната хотя бы по 1 минуте, то при ежедневном посещении музея по 8, а то и 10 часов вам понадобится около 11 лет для того, чтобы посмотреть все.

Мой последний поход в Эрмитаж

Я живу в Санкт-Петербурге, потому для меня Эрмитаж не является диковинкой. С пяти лет я хотя бы раз в году посещаю музей вместе с семьёй. Последний мой поход в Эрмитаж был с классом. И он оказался самым удивительным экскурсом, потому что меня поражали не только картины, но и мои одноклассники, многие из которых впервые пришли в Эрмитаж.

Если честно, больше всего в музее меня привлекает архитектура. Высочайшие потолки, лепка, позолота, всё это смотрится грандиозно. Ещё маленьким я любил отбегать от родителей и представлять, что нахожусь во дворце один. Это чувство меня опьяняло и пугало. Я знаю, что Эрмитаж входит в число самых гигантских музеев мира. В нём можно заблудиться и долго искать тех, с кем пришёл.

Каждый поход в музей становится для меня новым открытием. На этот раз я открыл для себя зал, посвящённый французскому художнику Клоду Лоррену. Картины мастера потрясающи. Особенно мне понравилась картина Пейзаж с Аполлоном и Кумской Сивиллой. Небольшие фигуры на фоне огромных старинных развалин и вековых деревьев смотрятся потрясающе. Это стиль Лоррена. И теперь я уверен, что он мой любимый художник.

Как всегда я с удовольствием прошёлся по интерьерам, где можно увидеть массу стариной мебели, книг, посуды и многого другого, чем пользовались прежние хозяева дворца.

Я очень рад, что живу в Санкт-Петербурге и имею возможность вот так спокойно расхаживать по музею, посетить который мечтают многие. Люди едут за тысячи километров, чтобы потом отстоять очередь и войти в удивительный по красоте дворец. Мне достаточно встать утром и приехать на Дворцовую площадь. Глядя на некоторых одноклассников, я удивляюсь, как они, живя в нашем городе, могли не прийти в Эрмитаж. Хотя бы из любопытства. По их радостным и восхищённым лицам, я понял, что они сами удивляются и задают себе тот же вопрос.

Эрмитаж – потрясающий музей и я счастлив, что он находится в моём городе.

Эрмитаж в Санкт-Петербурге – один из самых крупных художественных музеев во всем мире. Его первые здания были заложены во время правления императрицы Елизаветы. Несмотря на то, что Эрмитажу уже более 250 лет, он до сих пор поражает гостей и критиков своей роскошью и богатыми коллекциями. Ее основа была собрана во времена правления Екатерины II, которая и подписала указ о строительстве зданий для хранения картин, скульптур и других предметов искусства.

Шедевры Эрмитажа — что посмотреть в первую очередь

Впервые оказавшись в Эрмитаже следует запланировать несколько отдельных остановок для знакомства с знаменитыми достопримечательностями музейного комплекса.

Иорданская лестница

Посольская или Иорданская лестница – это главная лестница в здании бывшей императорской резиденции. Функциональный элемент в стиле барокко первоначально выполнен по проекту Растрелли, но в ходе сильного пожара 1837 года был уничтожен. Работами по восстановлению руководил архитектор В. П. Стасов.

Последние реставрационные работы Иорданской лестницы прошли в 2011 году.

Часы-Павлин

Одна из жемчужин эрмитажного собрания — часы Павлин — находится в Павильонном зале. Предмет представляет собой многофункциональную композицию. В центре находится павлин, рядом стоит дуб с желудями, растут грибы и цветы, рядом сидит белка и летает стрекоза. Все детали выполнены из серебра, позолоченного металла и хрусталя.

Оригинальные часы попали в Санкт-Петербурге в конце XVIII века. Изделие создано Джеймсом Коксом – ювелиром из Лондона и Фридрихом Юри – немецким часовщиком. История появления изделия остается загадкой. По одной из версий часы — подарок приобрел князь Потемкин для Екатерины II. По другой версии императрица сама купила изделие в качестве подарку для фаворита.

Гробница Гомера

В зале Юпитера хранится одна из загадок эрмитажного собрания. Объект был создан во II веке нашей эры. Саркофаг обнаружили в ходе Первой Архипелагской экспедиции. Первым владельцем изделия стал граф Строганов, который и крестил экспонат, как памятник Гомеру. Предположение коллекционера прижилось и название закрепилось. Фактически предмет не является гробницей Гомера, в силу временного несоответствия минимум в 900 лет. Загадка изделия заключается в различии лицевой и задней сторон саркофага. Специалистам не удалось определить, когда и где были соединены стенки со столь разной стилистикой.

История создания, интерьер

Великолепный Павильонный зал занял место оранжереи Северного павильона (Малый Эрмитаж) в период царствования Екатерины II. Началось все с необходимости заменить старую оранжерею на новое здание, более масштабное. 1851 — 1860 годы, когда перестраивали Старый и Малый Эрмитаж

Но несмотря на важность проекта, его реализация была затруднительной из-за осложнений с балансом проектирования и дизайна, при которых сохранилось культурное наследие Эрмитажа

Орнамент на потолке

Архитектор Штакеншнейдер внес свой вклад в решение этой проблемы, предложив оригинальный проект. В итоге создал великолепное помещение, ставшее неотъемлемой частью музейного комплекса, а сам архитектор получил множество наград.

Штакеншнейдер проявил оригинальный подход при создании Павильонного зала.  В оформлении присутствует эклектика и новейшие для тех времён архитектурные решения. В помещении гармонично сочетаются разные стили: классический, античный, восточный и ренессанс. Все архитектурные детали интересны и заслуживают внимания: настенные фонтаны с рельефными чашами, окна с арками, потолки с лепниной, барельефы, скульптуры и мозаики.

При оформлении созданы беломраморные колоннады, аркады и полуколонны. Этот зал также имеет разные укрытые ниши, галереи и балкончики на втором этаже. Зональное помещение в зале получено благодаря двухсветных окон с видом на Неву и Висячий сад. К ним есть выход через панорамную дверь.

Павильонный зал считался местом отдыха и прогулок до тех пор, пока не пришли праздники и особые случаи, когда он использовался для балов.

Кровожадная богиня

В египетском зале можно найти один из древнейших египетских памятников на территории России — статую богини войны и воздаяния, гневную Мут-Сохмет. Согласно мифу, кровожадная богиня решила уничтожить род человеческий. Боги решили спасти людей: они разлили перед богиней подкрашенное в красный цвет пиво, которое Мут-Сохмет приняла за человеческую кровь. Выпила – и успокоилась. Однако, легенда Эрмитажа уверяет, что опасность для людей все еще сохраняется. Якобы, ежегодно в полнолуние на коленях богини появляется красноватая лужица. По другой версии – ноги богини покрываются странным красноватым влажным налетом всякий раз, когда Россию ожидают очередные неприятности, беды, катастрофы. Последний раз налет, якобы, был обнаружен в 1991 году. Есть ли в легенде хоть доля истины? И как можно объяснить странный «кровавый» налет? На эти вопросы ответы пока не найдены.

Три часа и три миллиона

В Государственном Эрмитаже более трех миллионов экспонатов — чтобы вдумчиво разглядеть их все, потребуется ходить не один месяц и объехать не одно здание. Поэтому, даже имея в запасе три часа на свободное посещение Эрмитажа, лучше заранее продумать пункты, обязательные для посещения. Проще всего выбрать один из этажей — ему будет соответствовать один исторический период. Короткий маршрут по залам поможет проложить все тот же информационно-справочный киоск.

Есть и другой вариант — выбрать самую интересную коллекцию и сосредоточиться на ней. Как правило, после залов да Винчи и Рембрандта больше всего желающих — у входа в эрмитажную Галерею драгоценностей. Правда, туда можно попасть только с экскурсионной группой.

Галерея драгоценностей была названа так еще при Екатерине Великой. Состоит она из Золотой и Бриллиантовой кладовых.

Золотая кладовая включает около полутора тысяч золотых предметов из Евразии, Античного Причерноморья и Востока, изготовленных с VII в. до н.э. по XIX в. н.э. Вот самые интересные из них:

Нащитная бляха в виде фигуры оленя (около 600 г. до н.э.)

Анималистические мотивы характерны для скифского искусства. Фото: creaitve commons / sailko

Относится к коллекции «Золото скифов». Обнаружена в станице Костромской при раскопках Костромского кургана. В основе коллекции — находки из курганов Прикубанья, Поднепровья, Крыма. Еще одна жемчужина коллекции, вошедшая во все учебники истории — золотой гребень с изображением сражающихся воинов (конец V — начало IV вв. до н.э.), найденный в кургане Солоха в Приднепровье.

Погребальная маска царя (III в.)
— один из самых ярких экспонатов греческого зала «Золотой кладовой». Она была обнаружена в Керчи, в некрополе Пантикапея. Там же выставлены пара золотых серег с фигуркой Артемиды (325-300 гг. до н.э.), рог с наконечником в виде полуфигуры собаки (середина V в. до н.э.), диадема с геракловым узлом (II в. до н.э.) и многое другое.

Также в «Золотой кладовой» можно увидеть шедевры гуннского ювелирного искусства времен Великого переселения народов (украшения одежды и головного убора, убранство конского снаряжения), роскошную утварь, сосуды, оружие Востока.

Вторая часть галереи — «Бриллиантовая кладовая» — посвящена развитию ювелирного дела. Здесь представлены украшения из Византии, Киевской Руси и средневековой Европы, созданные с III тысячелетия до н.э. до начала XX столетия. В частности — предметы, созданные европейскими ювелирами в XVI-XVII веков и XVIII-XIX веков, и, наконец, работы петербургских ювелиров — предметы из обихода императорской семьи. В собрании кладовой хранятся памятники церковного искусства, дипломатические подарки русскому двору, изделия легендарной фирмы Карла Фаберже.

Букет цветов (1740), мастер Иеремия Позье. Яшма, агат, тигровый глаз, кремень, альмадин, берилл, бирюза, коралл, опал, корунды, аквамарины, топаз, аметист, бриллианты, алмазы, бриллианты, рубины, сапфиры, изумруды. Упоминается среди вещей Екатерины II.

Драгоценный букет прикалывали к корсету. Фото: Creative commons / shakko

Миф о восковом Петре I

Таинственный ореол окружает и эту восковую фигуру. Сделана она была уже после смерти великого царя мастерами отечественной и европейских школ. Побывав в музее, многие утверждают, что являются явными свидетелями, как восковая статуя встаёт, кланяется и указывает на дверь, как будто предлагая гостям отправиться восвояси.

Реставраторы в ХХ веке нашли лишь внутренние шарниры, позволяющие посадить Петра в кресло. Никаких других приспособлений и пружин для самостоятельного движения царя там нет. Но многим так не хочется терять этот миф, что и по сей день есть те, кто уверяет в правдивости красивой легенды.

Интерьер

Одним из самых популярных архитекторов Эрмитажа является Б. Ф. Растрелли. Данный музей выполнен в стиле Барокко. Фасад Зимнего Дворца представляет собой наглядный образец эпохи классицизма и практически полностью сохранил свой первозданный вид.

В Зимнем дворце мы можем наблюдать огромное количество залов, но наиболее знаменитый это, конечно же, Георгиевский, или как его еще называют, Большой Тронный зал, площадь которого составляет 800 квадратных метров, за счет чего он производит очень величественное впечатление. В залах Эрмитажа представлено развитие искусства с глубокой древности до наших дней. Однако самой знаменитой, несомненно, являются работы художников, которые относятся к самым разнообразным периодам и стилям. В основном можно найти работы периода 13-20 века.

Сочинение к внеклассному мероприятию

Удивительный мир, полный чудес!

Каждая комната Эрмитажа – история культуры всего человечества!

В своем сочинении я хочу поделиться полученными знаниями от обзорной экскурсии по Эрмитажу.

Во время экскурсии я узнала, что музей насчитывает более 3 000 000 выставленных и хранимых экспонатов. Наибольший вес среди них имеют картины и скульптуры, а также предметы прикладного искусства. Экскурсовод объяснил, что если подходить к каждому экспонату и тратить на него по одной минуте, то нужно будет целых восемь лет, чтобы осмотреть полностью всю коллекцию музея. Чтобы увидеть все экспозиции, нужно пройти по музею двадцать километров.

Сразу нас поразил экспонат в одном из первых залов- шедевр, малахитовая ротонда. Она подарена купцом Демидовым царю Николаю I. Один из самых дорогих экспонатов в Эрмитаже был выполнен французскими мастерами. Далее ты попадаешь в большой, называемый также Николаевский зал. Безумной красоты потолок венчает Малахитовый зал Зимнего дворца. Нам интересно рассказали об уникальной технике малахитового покрытия. Малахитовый зал стал прототипом малахитовой палаты в сказке Бажова о хозяйке Медной горы.

Продолжить свое сочинение я хотела бы небольшим историческим экскурсом. Государственный Эрмитаж- один из крупнейших музеев мира. Он занимает пять зданий- Зимний дворец, Малый Эрмитаж, Старый Эрмитаж, Дворцовый театр, Новый Эрмитаж.

Эрмитаж обладает великолепным собранием памятников мировой культуры: здесь представлены картины, гравюры, скульптуры, декоративно-прикладное искусство. Основное место в Эрмитаже занимают произведения западноевропейского искусства, хотя часть отделов музея посвящена культуре народов России.

Коллекция Эрмитажа дала возможность мне и моей семье познакомиться с достижениями культуры практически всех времен и стран.

Старейшим и по праву считающимся уникальным является собрание западноевропейской живописи, основа которого была заложена в 1764 году, когда по приказанию Екатерины II в Берлине у купца В. Гоцманского была приобретена коллекция из 225 картин голландских и фламандских живописцев, призванная украсить стены отстроенного в 1762 году Зимнего дворца. Впоследствии картинная галерея Эрмитажа постоянно обогащалась, причем не только за счет приобретения коллекций старой живописи итальянской, голландской, французской, испанской школ, но и посредством прямых заказов художникам.

Больше всего нам запомнились и понравились картины итальянских художников. Итальянская школа живописи, значимость которой для всего мирового искусства невозможно переоценить, представлена в собрании Эрмитажа замечательными произведениями художников 13-18 веков. Среди них шедевры мастеров Возрождения- Леонардо да Винчи, Джорджоне, Тициана, картины Симоне Мартини, Караваджо и других прекрасных художников.

Образ Мадонны- мой самый любимый , поэтому мне так запомнились картины с образом Мадонны.

Итальянская живопись 13-17 веков запомнилась нам знаменитыми тремя полотнами, это :

Эти картины можно назвать шедеврами эрмитажной коллекции.

Коллекции Эрмитажа всегда привлекали и продолжают привлекать тысячи людей разных возрастов и профессий, разных стран и народов, людей разных поколений. И каждый может найти там то, что необходимо именно его душе.

На всю жизнь сохранятся незабываемые впечатления от чудесных картин ,скульптур, гравюр, декоративно-прикладного искусства. Я полюбила Эрмитаж. Нет сомнения в том, что это чувство с годами будет возрастать, и я опять туда вернусь…

Как включаются и работают часы «Павлин»

Чтобы включить механизм, хранитель убирает крышку в основании композиции, под тремя маленькими грибами. Он заводит часы ключом и вращает рукоятку, чтобы «оживить» птиц. Ранее за движение фигур отвечал специальный механизм, но теперь автоматику не используют, чтобы продлить жизнь устройства.

Время работы — 4 минуты. Сама конструкция состоит из четырёх механизмов, один из которых — часовой, а остальные приводят в движение фигуры.

Когда мастер заводит часы, первой оживает сова. Она поворачивается, моргает и бьёт лапой в такт звону колокольчиков, расположенных на её клетке. Символ ночи заставляет пробудиться павлина, который олицетворяет переход между тёмным и светлым временем суток. Птица кланяется, распускает хвост, демонстрируя то золотую (утро), то серебряную (ночь) сторону перьев. Вращение павлина заканчивается, провозглашая победу дня. После подключается петух: он кукарекает, сообщая точное время. В фигуру вмонтировано специальное устройство, которое заставляет петуха менять тональность.

Фото с экскурсии Tripster «Нестандартный Эрмитаж»

Залы Большого Эрмитажа

Для новичка залы Эрмитажа являются подобием бесконечного лабиринта Кносского дворца на Крите. Здесь объединены три здания, в которых находятся двадцать восемь секций и около четырех сотен помещений.

Итак, история которого была рассмотрена ранее, был открыт для публичного обозрения императором Николаем I. С того времени коллекции музея значительно пополнились.

Сегодня здесь можно увидеть искусство Средней Азии, античных государств, Древнего Египта и Востока, памятники различных культур на территории Древней Сибири. Также в двух галереях представлена богатейшая коллекция драгоценностей.

На втором этаже посетители насладятся не только шикарным собранием оружия, но и полотнами западноевропейских мастеров. Здесь есть работы фландрийских, голландских, итальянских, английских, германских, испанских и французских художников.

Существует и современная галерея. Эрмитаж ей отвел часть помещений на третьем этаже. В этих залах экскурсанты смогут увидеть не только картины западноевропейских авторов девятнадцатого и двадцатого века. Также здесь представлены предметы искусства и культуры Византийской империи, стран Центральной Азии и Дальнего Востока.

История часов «Павлин»: От груды деталей к мировому шедевру

История создания часов «Павлин» и их путь до Эрмитажа окутаны не одной тайной.

Секрет первый: кто кому дарил?


Фрагмент картины «Виды залов Малого Эрмитажа. Часы «Павлин» в Восточной галерее», 1860 г., картина Ухтомского К.А.

Говорят, что Григорий Потемкин узнал о необычных поющих механизмах из Англии от одной из высокосветских британских дам, недавно посетивших Россию. Несомненно, что фаворит поделился новостью с Екатериной II. Императрица собирала лучшие произведения искусства в собственные коллекции, а также обожала разные «чудные» изобретения.

Кто же из них сделал подарок «второй половинке»? Выдать деньги из госбюджета повелела Екатерина, но по просьбе Потемкина. Оба факта зафиксированы в документах. Однозначно, подобные приобретения друг для друга могли делать люди, испытывавшие друг к другу искренние чувства, пусть даже и в прошлом!

Секрет второй: кто автор?

Считается, что изготавливал самодвижущихся птиц английский инженер Джеймс Кокс. Два его механических бронзовых павлина демонстрировались на выставке в 1773 году. Один из них был продан китайскому императору. Второй (в доработанном варианте) – с совой и петухом и был отправлен в Россию.

Заказ же стоимостью 11000 полновесных золотых рублей (1800 фунтов стерлингов по тому курсу) был оплачен Фридриху (Фредерику) Юри, доставившему в 1781 году механизм в Санкт-Петербург. Предположительно он изготовил уникальные часы. На одной из деталей петуха присутствует буква J – от английской транскрипции Jury.

Секрет третий: как собрать заново?


Портрет механика И.П. Кулибина, 1818 г., художник Веденецкий П.А.

Кто сломал уникальную конструкцию, наверное, уже останется тайной веков. Из сохранившегося письма русского мастера-самоучки Кулибина к императрице становится известно следующее. Примерно в первой половине 1791 года князь Потемкин Таврический передал механику «машину» (по описанию – часы «Павлин») на восстановление, золочение и серебрение. До этого ее части несколько лет хранились в ящиках и корзинах в полуразобранном виде.

Русский мастер взялся за работу. При этом пришлось долго искать «ключ» к главному объекту – павлину. Когда обнаружилось «особое перо», оказалось, что внутри – полная разруха: пружины и цепи порваны, колесики находятся не в гнездах, запчастей не хватает. То же самое было и с остальными птицами.

Кулибин долго разбирал детали, искал принципы их работы. В это время Светлейший вызвал мастера к себе в ставку действующей армии. Иван Петрович наказал сыну без нужды не трогать разложенных на столе птиц, а в случае пожара спасать в первую очередь. В Яссах механик пребывал до кончины Потемкина в октябре 1791 года.

Вернувшись домой Кулибин с горечью узнал, что, испугавшись возгорания рядом с домом, сын вынес все запчасти в корзинах, как попало. Почти год ушел на «разбор завалов» и замену утраченного в пожарной суматохе. Мастер после такого ЧП и обратился к Екатерине II с нижайшей просьбой об оплате его трудов. Смета составила 1200 руб. На дальнейшие доработки, включая покрытие драгоценными металлами, ушло 2 года.

Шедевр Эрмитажа

С 1794 года и до смерти императрицы обновленные часы «Павлин» хранились в Таврическом дворце, выкупленном в казну. Только после кончины императрицы ее сын Павел I, также ценитель прекрасного, в 1797 году повелел перенести техническую новинку в Зимний дворец.

Удивительный механизм, собранный Кулибиным, проработал около 150 лет. Кстати, советские инженеры повторили «подвиг» Кулибина. В 1941 году шедевр пришлось частично разобрать перед отправкой в эвакуацию, а затем собрать заново по возвращении на законное место. Только в 1995 году ХХ века потребовалась новая реставрация и перенастройка. У «Павлина» появился личный хранитель – заведующий лабораторией научной реставрации эрмитажных часов Михаил Петрович Гурьев.

Интересно: действие механического поющего «Павлина» многие годы было заставкой программы главных новостей телеканала «Культура».

В XXI веке знаменитый экспонат Государственного Эрмитажа остался единственным в мире подобным действующим автоматом из века XVIII.

Самые необычные экспонаты Эрмитажа

«Восковая персона» это фигура Петра I созданная после его смерти Б. Растрелли. Туловище выполнено из дерева, также как ноги и руки. А лицо, кисти рук и ног из воска. При этом фигура подвижна за счет шарниров в конечностях. Самое удивительное это волосы на голове «персоны», которые взяты с головы самого Петра. Одежда также подлинная.

Статуя богини Мут-Сохмет представляет собой женщину с головой льва. Богиня Древнего Египта выглядит устрашающе. Это не удивительно, ведь это кровожадная богиня войны. Смотрители неоднократно отмечали, что возле ее ног образуется непонятно пятно, похожее на кровь.

Маска, выполненная из золота, была найдена при раскопках в г. Керчи. Кому она принадлежала, установить не удалось. Предположительно это маска супруги правителя Боспорского царства Рескупорида. Но так это или нет, точно выяснить, пока не удалось.

«Гробница Гомера» также таит в себе немало загадок. Конечно, к Гомеру она не имеет отношения, ведь сделана почти через тысячу лет после его смерти. Но озадачивает историков то, что гробницу переделывали, а вот кто и по каким причинам пока установить не удалось.

Кланяющийся Петр

Ореолом таинственности окружена так называемая «восковая персона» Петра, над которой потрудились отечественные и европейские мастера после кончины императора. Многие посетители утверждали, что собственными глазами видели, как восковой Петр вставал, кланялся, а затем указывал на дверь, видимо, намекая на то, что гостям «пора и честь знать». В XX столетии в ходе реставрации внутри фигуры были обнаружены шарниры, которые позволяли сажать в кресло и ставить фигуру Петра. Однако, никакого механизма, который бы позволял царю самостоятельно двигаться, обнаружено не было. Кому-то доказательства показались неубедительными, кому-то – не захотелось терять очередную красивую легенду. Как бы то ни было, но и сегодня находится немало тех, кто утверждает, будто со «знакомым смотрителем» оказывался в зале именно в тот момент, когда фигура «оживала».

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Кубанские звезды
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: