Где находится Черкесский аул (Фадеево)?
Черкесский аул – этническая достопримечательность Краснодарского края. На карте черноморского побережья нанесено много интересных, с туристической точки зрения, мест, среди которых помечены и этнические экскурсии . В окрестностях Анапы, например, их несколько: в селениях Сукко и Фадеево. В поселках построены настоящие черкесские крепости, на территории которых – просто оазис: зелень, журчащая вода и разгуливающие за заграждением животные и птицы. В таких черкесских дворах приехавших на отдых на Черное море гостей накормят, напоят и усладят песнями и плясками. Вот что значит кавказская гостеприимность!
Положение молодой невесты в семье мужа
Несмотря на пышное торжество, жизнь молодой невесты в новой семье не покажется русскому человеку такой безоблачной. Поскольку она окружена запретами и традициями. Например, ей не разрешалось находиться с мужем в общественных местах рядом, ласково обращаться с детьми и брать их на руки в присутствии старших членов семьи мужчины, вести разговор со свёкрами и обращаться к ним по имени также запрещалось. Для русской женщины молодая невеста в семье черкесов – словно бесправный ребенок.
Вес в семье супруга женщина приобретала после рождения первенца, особенно, мужского пола. Несмотря на отсутствие прав у девушки, к ней относились всегда с почтением. У многих семей было принято рыцарство и защита женщин и их чести.
По местным обычаям, не позволялось бить или оскорблять женщину. Грубые разговоры и взаимные оскорбления в присутствии женского пола в черкесском обществе были немыслимы. В присутствии женщин даже к лошадям не применялись плети во избежание грубостей. При переезде их сажали таким образом, чтобы они не видели основных грубых действий по отношению к животным со стороны мужчин.
Черкесская свадьба могла продолжаться вплоть до нескольких недель и сопровождалась играми, танцами и весельем. Стоит отметить, что столы для женского и мужского пола накрывались в разных помещениях. А молодой невесте доступа даже к женскому столу не было предусмотрено.
Во время торжества ей приносили еду в комнату, при этом супруга она видеть не могла. Его самого дома обычно в такие моменты не было, он коротал время у друзей или дальних родственников. Традиция не изжила себя и соблюдается до сих пор в некоторых черкесских поселениях.
http://nazaccent.ru/content/26233-smelye-kak-v-pesne.htmlhttp://fond-adygi.ru/page/svadebnye-tradicii-adygov-vne-mody-i-vremenihttp://psvadba.ru/cherkesskaya-svadba.html
голоса
Рейтинг статьи
Традиции второго дня свадьбы
На второй день после торжества невесту вводят в так называемый «большой дом» или комнату родителей жениха. Невесте прикрывают лицо и голову шарфом, а помогают ей две родственницы, держа девушку под руки. У порога комнаты невесту должна встретить родственница со стороны жениха. Приподняв шарф с ее лица, она мажет губы девушки топленым маслом и медом. Это-символ благополучия и счастья в новом доме.
После знакомства со снохой дамы усаживаются за стол. Старшая из присутствующих произносит речь, в которой желает молодой семье процветания, счастья и взаимопонимания. Интересно, что невеста обязана выслушать пожелания стоя. Несмотря на то, что за стол ее не сажают, после ритуала она может спокойно посещать комнату родителей жениха тогда, когда захочет на правах члена семьи.
После завершения свадебного торжества родителям невесты угощения в знак принятия девушки в новую семью. Через 3-4 недели молодая отправляется в гости к родителям на несколько дней. Раньше промежуток составлял 8 недель с момента торжества. При этом с собой она привозит подарки для всей родни от своей новой семьи.
Если принять во внимание то, что черкесская семья порой представляет собой целый клан, то можно представить себе финансовые расходы. Свадьба в Карачаево-Черкессии предполагает дарение подарков в виде одежды и прочих предметов, которые могут пригодиться семье в хозяйстве
Учитывая габариты даров, невесте оказывают помощь в поездке дополнительно 20 человек. Муж также может сопровождать девушку, но нередко в путешествии невесту сопровождают старшие мужчины семьи жениха.
В доме молодой невесты происходит знакомство с зятем. Сопровождает процедуру знакомства семей обряд застолья и угощений. После этого момента зятя ведут в комнату, где собрались гости. После этого ритуала он получает право на посещение родни жены в любое время. После возвращения к супругу невеста увозит из дома не только дополнительные подарки, но и приданное, которое собрали для нее родители за все время.
Веселые шутки
На свадьбах часто можно увидеть веселые традиции, которые пришли из древности.
- Во время танцев, когда все увлечены, женщин воруют и где-нибудь прячут, в доме или курятнике. Чтобы их «вызволить», придется заплатить выкуп.
- Бабушка парня берет мешок с едой и «убегает» со двора, мол, в доме появилась новая хозяйка. Невеста должна пойти за ней и, ласково разговаривая, убедить вернуться домой. Молодуха обещает, что старушку никто обижать не будет, а будут только любить и уважать, дает ей всякие вкусности, обнимает. Обе возвращаются в дом.
- Три девушки из семей, где есть оба родителя, бабушки и дедушки, должны поочередно продеть три раза иглу с золотой ниткой на невестином платке. От того, насколько ювелирно и быстро будет выполнена эта задача, зависит, какой будет молодая невестка.
- На кровле дома взрослого неженатого мужчины прикрепляется флаг, который можно снять только когда он наконец решит жениться.
- Когда свадебное торжество уже завершается, во двор вскакивает мужчина на коне и стреляет в небо – значит, все, торжество окончилось. Иногда всадника заменяют автомобилем, который стоит во дворе и сигналит. Мужчинам на коне или водителю дарят подарок.
Свадебные традиции черкесов
Мне не раз приходилось убеждаться, что наиболее ярко культура народа проявляется в традиционных обычаях свадьбы. И черкесы не являются исключением. Сегодня стали редкостью традиционные ритуалы бракосочетания, однако и их можно увидеть в деревенской местности.
В старину свадьба представляла собой целую систему традиций черкесов, причём подготовка к ней могла длиться более года. Выбрав себе невесту, жених справлялся о её цене, то есть калыме, который он должен был выплатить родным девушки. Если сумма была слишком большой или родители невесты противились браку, молодой человек мог договориться с возлюбленной о её похищении.
Танец черкесов / intercircass.org
С согласия невесты он совершал этот обряд, причём серьёзно рисковал. Известны случаи, когда похищение невесты завершалось ранением или смертями, ведь братья девушки стремились отстоять сестру. В наши дни невест иногда похищают, но это, скорее, просто дань традициям, а сами черкесы относятся к действу совершенно спокойно. К тому же обе семьи прекрасно осведомлены о происходящем.
Но даже без похищения важнейшим обрядом свадьбы в Карачаево-Черкесии оставался переход невесты в дом жениха. Арба с девушкой ехала через селение, причём сопровождали её люди самого разного возраста. Они исполняли традиционные песни, а само шествие сопровождалось джигитовкой и выступлениями всадников.
Джигитовка в исполнении черкеса / nat-geo.ru
До самого окончания ритуала жених не должен был находиться в собственном доме. После того, как невесту приняли его родственницы, подавали угощение всем гостям свадьбы. Лишь по завершению праздника жених выходил из дома своего друга и возвращался домой. Для него устраивался праздничный обед, на котором присутствовали родители и молодая жена.
У черкесов и сегодня можно заметить деление в домах на женскую и мужскую половины. Несмотря на то, что у них живы патриархальные устои, женщины являются истинными хозяйками в жилище. Нередко именно за ними остаётся последнее слово в решении вопросов, связанных с ведением хозяйства или бытовыми аспектами.
Черкесская свадьба / svadba.pro
Черкесы – яркий народ с интересной самобытной культурой. Они стараются сохранять старинные обычаи, однако умело вносят в них некоторые новшества. Такой подход позволяет сохранять актуальность многих обрядов, а значит, черкесская культура будет жить!
Традиции гостеприимства
У черкесского народа с давних времён принято по-особенному относиться к гостям. Жители горных регионов, черкесы знают, как непросто приходится путнику, а потому готовы дать ему пищу и кров. Конечно, сегодня жизнь стала гораздо проще, но традиции гостеприимства по-прежнему живы в селениях Карачаево-Черкесии.
Гостем у черкесов считался любой человек, подъехавший к двору и оставивший лошадь у коновязи. Он мог быть даже кровным врагом, однако хозяин не имел права отказать ему в ночлеге и защите.
Черкесский горец
Кроме того, интересоваться целью визита человека, спрашивать его имя или звание считалось проявлением неуважения к гостю. Если прибывшему человеку грозила опасность, хозяин должен был защищать его – вплоть до того, чтобы с оружием выйти к врагам своего гостя.
У черкесов гости всегда занимают особое место за столом. Для них хозяева подают наилучшие угощения. Например, если забивали барашка, гостю предлагают голову и лопатку, то есть самые сытные и вкусные части.
Черкес / Аслан Лампежев / natpress.net
Как забирают невесту
Раньше свадьба игралась не один день, а обычаи, связанные со свадьбой, и последующим рождением ребенка растягивались на месяцы и годы. Сейчас, конечно, все гораздо проще. Празднуют два-три дня, за это время выполняют формально все обряды.
Нысащэ – в этот день забирают невесту и привозят ее в дом жениха. Раньше адыги ехали за девушкой вечером, а праздник шел всю ночь. Сейчас за невестой едут в обед. В старину за ней ехали друзья жениха. Обязательно присутствовал среди друзей парня хороший гармонист. Была здесь и девушка, роль которой состояла в том, что она вместо подруги сопровождала невесту в дом жениха, чтобы той не было неловко.
Но сейчас молодежь едет за невестой дружной компанией. Это и девушки, и парни – все желающие, которые присутствуют на торжестве.
Раньше за девушкой ехали на лошадях, для невесты подавалась украшенная повозка. Сейчас транспорт для невесты – дорогой автомобиль. Машины в кортеже обязательно украшаются флагами.
Когда девушку выводят из родительского дома, мужчины исполняют специальную песню с повторяющимся припевом. Останавливать свадебный кортеж с целью выкупа – обычное занятие.
На всем пути посторонние люди выходят прямо на дорогу и стоят, пока им не дадут выкуп. Преграждать дорогу могут также другие автомобилисты, иногда даже водители автобуса или грузовика.
Как влияют современные европейские традиции на празднование кабардинской свадьбы?
Современные европейские веяния проникают в традиции всех народов, живущих за пределами Европы. С каждым годом национальные обряды забываются, теряется самобытность. Теперь ни одна свадьба не обходится без дорогостоящего автомобиля, все присутствующие стараются облачиться в наряды по последнему писку моды. Ну и, конечно, торжественное событие обязательно должно быть заснято на видео, записано на цифровой носитель информации. Также подготавливаются специальные кабардинские тосты на свадьбу.
Мнения коренных жителей разделились на противоположные: одни одобряют нововведения, другие остаются приверженцами традиций предков.
В конечном итоге право выбора того, как праздновать свадьбу, предоставляется родственникам молодоженов. В любом случае кабардинские свадьбы проходят весело и зрелищно.
Кабардинская свадьба − это не только зрелищность и веселье, это и споры, возникающие в ходе мероприятия. И дело здесь кроется не в плохой организации торжества или в конфликтности присутствующих. Это старинная национальная традиция, которая насчитывает несколько десятков лет.
Традиционное действо длится не один день и начинается с поиска невесты родственниками жениха. Как только подходящая кандидатура будет найдена, в дом к невесте направляется сам жених, его близкие родственники. Они просят у отца невесты благословения на свадьбу. Следует отметить, что согласие на брак жених не всегда получает сразу. В случае отрицательного ответа он приходит к родителям невесты второй, третий раз. Иногда на получение согласия уходит несколько месяцев.
Как только цель была достигнута, семьи будущих супругов начинали вести переговоры о калыме. Этот неспешный разговор длился столько, сколько требовалось для принятия обоюдного решения. После того, как решение было принято, наступал следующий этап кабардинской свадьбы.
Процедура регистрации брака
Отличий свадьбы в ЗАГСе от русского варианта особенно не наблюдается. Единственное существенное отличие-отсутствие привычных поцелуев молодоженов. Жених уже присутствует на данном этапе торжества. После регистрации, на выходе, молодежь танцует традиционный танец под национальный манер. Затем начинается процедура катания на автомобилях, которая может продолжаться до самой ночи.
Молодые могут поехать как в аул бабушки невесты, так и в аул где родился молодо человек. Путешествие пара совершает в отдельных машинах. Семьи в отсутствие молодых знакомятся и празднуют торжество в своем кругу. если торжество празднуется в банкетном зале, то там к этому времени присутствуют музыканты с собственными инструментами.
В то время катания молодых продолжаются, и если путь лежит мимо дома невесты, он может не останавливаться, а проехать на небольшой скорости. Тем самым давая родителям шанс полюбоваться на дочь. По желанию молодых кортеж может заехать в мечеть и послушать проповеди эфенди.
После завершения церемонии катания на машинах финальной точкой становится дом жениха. Там брат невесты может не дать молодой выйти из машины, пока не получит выкуп. Это могут быть конфеты, деньги или алкогольные напитки для старших членов семьи. Сторона жениха может поторговаться, пока не придет к согласию. После чего брат уезжает в другой машине вместе со всем выкупом в неизвестном направлении.
Традиции и обычаи кабардинцев
Россия – многонациональное государство. В ней проживают представители более чем 100 разных народов. Народом и нацией называют общность людей, сложившуюся в течение длительного времени на определённой территории, обладающую своим особенным языком, культурой, хозяйством. Принадлежность человека к определённому народу называется национальностью. Национальность человек наследует от своих родителей. Кабардино – Балкария – один из живописнейших уголков Северного Кавказа. Главное богатство республики – её люди: трудолюбивые и храбрые, щедрые в дружбе и гостеприимстве, суровые с недругами. Труженики Кабардино – Балкарии превратили прежде отсталый край в мощный промышленный район страны. Новые электростанции, фабрики и заводы мирно соседствуют с остатками старинных боевых башен, памятниками древним народным героям – защитникам от иноземных пришельцев.
Само название республики говорит о том, что здесь живут два народа – кабардинцы и балкарцы. Народы эти говорят на разных языках, но с древнейших времён их объединяет общность исторических судеб, близость бытового уклада. Много сходного и в устной литературе кабардинцев и балкарцев – в их фольклоре.
Кабардинцы называют себя «адыге». «Адыге» — общее название и двух других, родственных кабардинцам народов – адыгейцев и черкесов, которые живут в Адыгейской и Карачаево – Черкесской автономных областях. В далёком прошлом адыгейцы, кабардинцы и черкесы составляли единый народ. Они создали и общий фольклор, известный под названием адыгского.
Гость адыга в крепости сидит
Традиции кабардинцев, касающиеся гостеприимства, обеспечивают каждому пожаловавшему на порог, абсолютную защиту. Обычаями были предусмотрены значительные штрафы, измеряемые десятками голов крупного рогатого скота, за оскорбление гостя или нанесение ему тяжкого вреда.
Даже злейшего врага кабардинец примет со всеми почестями. Самая нарядная и дорого обставленная комната в кабардинском доме – кунацкая, щедро украшенная коврами, посудой, оружием. Чрезвычайно умеренные в еде, кабардинцы для гостя поставят на стол все, что найдется в доме. Наиболее почетный гость садился за стол один, хозяин мог присоединиться к трапезе только после длительных уговоров. Вместе приступали к еде лишь абсолютно равные по положению.
Брата лишнего не бывает: кабардинские традиции аталычества
Известный кавказский обычай – аталычество, или прием в семью мальчиков, – был распространен и у кабардинцев. Но хотя ребенка, взятого на воспитание, и принято было называть сыном, не стоит путать аталычество и усыновление. Достигший совершеннолетия воспитанник возвращался в родные пенаты, обеспеченный конем, одеждой и оружием. Родственники юноши в ответ щедро одаривали аталыка. Иногда на воспитание аталыкам передавались и девочки. И несмотря на то что после совершеннолетия они опять проживали в родительском доме, калым, выплачиваемый женихом, передавался не отцу, а аталыку.
Кому сделают люльку, тому и гроба не миновать
Умерших кабардинцев принято хоронить в соответствии с мусульманскими обрядами. Уверенные в существовании загробной жизни, адыги всегда заботились, чтобы на том свете у родного человека было все, что может ему понадобиться: с этой целью памятники украшались изображением необходимых покойному вещей. Обязательно организовывались поминки и коллективное чтение Корана. Словно заверяя близких в готовности всегда принять их обратно, на протяжении целого года кабардинцы хранили одежду умерших родственников, развешивая ее наизнанку. Один из старинных поминальных обычаев кабардинцев – проведение в годовщину смерти своеобразной тризны с призовыми скачками и состязаниями в стрельбе.
Этап кражи невесты
Кража невесты у черкесского народа, в отличие тот многих других, актуален и по сей день. Сценарий кражи отличается от всем известного фильма. Обычно происходит второй ранее упомянутый вариант, при котором пара уже долгое время общается и спустя период жених изъявляет желание выкрасть девушку для свадьбы. При этом, не скрывая намерения от нее. После этапа кражи невесты должна приехать делегация с ее стороны и спросить согласия на то, чтобы остаться в доме и дальше.
Если невеста ответила положительно, то делегация сообщает родне о ее решении и начинается подготовка к свадебной церемонии. Родня девушки должна не только собрать приданное, но и закупиться подарками для стороны жениха. Сторона суженого тоже празднует событие застольем и приглашением гостей на торжество. Длительность веселья может достигать от 3 до 5 дней вплоть до торжественного дня.
Свадебные костюмы
Особое значение отводится выбору свадебного наряда. Это последние несколько десятков лет невесте покупают платье. Раньше же девушка должна была сама сшить себе наряд, тем самым показывая свое мастерство. Чем красивее было платье – тем больше восхищения и почета ее умению. Каждый наряд был уникален, не один месяц уходил на его создание – ручная работа все-таки.
В последние годы все больше молодых людей отдают предпочтение национальной одежде, пусть сшитой не своими руками, а чужими, но качественно и с соблюдением технологии.
«Сае» – традиционный костюм невесты, «цый» – жениха. Нередко бывает так, что жених облачен в европейский классический костюм, а невеста одета в национальное платье. Тоже красиво, хотя гармоничнее, когда оба в национальных нарядах.
Ввод невесты в дом жениха или унэишэ
Данный этап можно без преувеличения назвать самым красивым во всей свадебной церемонии. Несмотря на то, что этот этап считается приходом невесты в дом жениха, его отмечают в зале для банкетов или ресторанах. Сопровождая обрядовой песней невесту, ведут к старшим женщинам со стороны мужа, которые в полукруге ждут новобрачную. Одна должна осыпать девушку пшеном и монетками, которые называются къепхъых, что будет символизировать для молодой семьи достаток, изобилие и здоровое, большое потомство. Потом дары дают собрать детям, присутствующим на свадьбе.
Перед приездом девушки выносят шкуру овцы, которая называется мэлыфэ, которая расстилается шерстью вверх. Невеста при помощи сопровождающих девушек, наступает сама лично на шкуру. Этот ритуал считается первым шагом в новую семью и род. При этом, необходимо следить, чтобы невеста наступила на шкуру именно правой ногой. В поверьях Адыгеи правая сторона считалась счастливым началом, а левая — злом. Далее, одна из спутниц, должна приподнять невесте фату.
В древние времена самая многодетная из гостей должна была слепить шарик из хлеба и наколоть его на острие особого копья. Которым далее, распорядитель должен был приподнять фату. После чего самая старшая в роде женщина должна обратиться к невесте с пожеланиями на будущее. Далее новоиспеченной девушке должны для красноречия смазать губы при помощи топленого масла и меда. После этого окружающие девушки вытирают ее губы, а окружающие могут подойти и поздравить девушку с началом новой жизни.
Поздравления начинает самая старшая женщина рода мужа, а оканчивается церемония общением со свекровью и свекром. Подходящие должны одарить невесту деньгами или золотом, который называется техьэпщIэ. Такой дар является своеобразным откупом и покупкой права на разговор с девушкой.
Название
В 5-6 веке древнечеркесские племена объединились в единое государство, которое историки называют Зихия. Это государство отличалось воинственностью, высоким уровнем социальной организации и постоянным расширением земель. Этот народ категорически не желал подчиняться, и в течение всей своей истории Зихия не платила дань никому. С 13 века государство было переименовано в Черкесию. В эпоху Средневековья Черкесия была самым большим государством на территории Кавказа. Государство было военной монархией, важную роль в которой играла адыгская аристократия, которую возглавляли князья пщы.
В 1922 году была образована Карачаево-Черкесская автономная область, которая входила в состав РСФСР. В нее вошла часть земель кабардинцев и земли бесленеевцев в верховьях Кубани. В 1926 году Карачаево-Черкесская АО была поделена на Черкесский национальный округ, который с 1928 года стал автономной областью, и Карачаевскую АО. С 1957 года эти две области вновь объединились в Карачаево-Черкесскую АО и вошли в состав Ставропольского края. В 1992 году округ получил статус республики.
До 1924 года письменность основывалась на арабском алфавите и кириллице. С 1924 по 1936 год она была основана на латинице и в 1936 году — снова на кириллице.
В кабардино-черкесском языке 8 диалектов:
Семейный уклад
Современный быт кабардинцев все более меняется и урбанизируется, однако в нем по-прежнему сохраняется немало традиционных черт. В большой степени этому способствует соблюдение Адыгэ Хабзэ – устоявшегося веками морально-этического кодекса, регулирующего правила и нормы поведения. Регулирует он и семейные отношения.
Семья играет важнейшую роль. В отношениях преобладают вежливость и непременное уважение ко всем членам семьи. Старшему поколению оказывается особенный почет. В присутствии старейшины, почитаемого наравне с богом, младшие члены семьи не заговаривают первыми и никогда не позволят себе перебить. За столом старейшине отводится самое почетное место, так как возраст ставится выше звания и социального статуса.
Семейная иерархия важна, но не менее важны и брачные узы. По традиции кабардинцев вступить в брак возможно лишь единожды. Именно так сохраняются семейные ценности. В ином случае они навсегда утрачиваются. Народная мудрость гласит: «Муж творит жену, а жена творит мужа». Невзирая на то, что женщина находится у мужчины в зависимом положении, она пользуется почетом и уважением.
Кабардинская семья, царящие в ней нравы и устои являются для юного поколения основным источником, откуда оно получает уроки жизни. Начинаясь с самого детства, воспитание в семьях продолжается всю жизнь. Нормы поведения передаются от поколения к поколению, а в основе всего лежит личный пример родителей.
Ухаживания жениха
Сейчас не все парни поддерживают эту традицию, не каждый решится войти на половину невесты. Но ухаживать за девушкой, причем очень активно, адыгеец умеет. 101 или 1001 роза – это обычное дело для многих молодых людей. Постоянные подарки, шикарные букеты, игрушки, сладости, приятные сюрпризы – невесту атакуют. Но главная стратегия – уговоры друзей жениха, которые рассказывают ей о том, какой он хороший, что нужно идти за него.
Наконец, девушка соглашается. В этом случае необходимо обменяться Iэуж, т.е. залогами верности.
Родственники по этим вещам понимают, что свадьбе быть и постепенно начинают готовиться, оповещая родных и друзей.
Свадьба в Черкесском ауле
Давайте-ка и мы с вами станем зрителями одного из таких театрализованных шоу в национальном стиле. Экскурсионный автобус привезет нас в один из аулов прямиком на ристалище. Здесь, на площадке, окруженной зрительскими трибунами, под ритмичные удары барабанов и звуки горна, будет происходить турнир между женихом и другими джигитами. Вы увидите метание копий, топоров, стрельбу из луков и лихую джигитовку (состязание наездников) – все, как на настоящем обряде сватовства адыгских и черкесских народов. Ведь прежде чем отдать свою дочь замуж, отец невесты хочет убедиться в серьезности намерений будущего родственника и его благонадежности.
Каждый из претендентов на руку черкешенки представляет себя в наилучшем свете. Здесь и жгучие танцы, и песни, и веселые шутки. Зрителей приглашают принять участие в конкурсах, и на сцену выходят самые храбрые и «самые неженатые». А вдруг кто-то из гостей окажется более достойным кандидатом в зятья?
Разумеется, никто не хочет соперничать с женихом-горцем, который и кинжалами запросто жонглирует, и с саблей на «ты», и такие акробатические трюки выполняет на скачущей лошади, что просто диву даешься! Вот что значит удаль молодецкая!
Так что на протяжении 2-3 часовой развлекательной программы зрители попадают еще и на черкесскую свадьбу, пьют вволю, угощаются яствами и весело пляшут вместе с актерами. Как и положено быть на богатой черкесской свадьбе, вино льется рекой, а блюда национальной кухни поражают разнообразием. По окончании фольклорного представления, ближе к полуночи, повеселевшие и охмелевшие гости делают снимки с женихом и невестой и собираются в обратный путь.
Такие развлекательные культурные программы на черкесском дворе проходят в дневное и вечернее время. Но если вы хотите увидеть это необыкновенно красивое шоу в народных традициях при свете горящих факелов и со световыми спецэффектами, то приезжайте именно на вечернее представление.
Вы согласны, что ваш отдых на российском побережье Черного моря был бы не столь полным и завершенным, если бы вы не посетили Черкесский аул, не узнали бы историю здешнего народа и не стали бы участником традиционных обрядовых церемоний?
Куначество у черкесов
В Карачаево-Черкесии по-прежнему сильны обычаи куначества. Кунак – это не просто друг, а настоящий побратим, равный родственнику. Чтобы скрепить свою дружбу навсегда, будущие кунаки выпивали из одной чаши вино, предварительно бросив в напиток серебряные монеты.
Нередко за этим ритуалом следовал обмен оружием. Считается, что кунаки скрепляют судьбы на всю жизнь. Кунак для черкеса – человек, что ближе любого приятеля или брата. Более того, история черкесов знает случаи, когда за кунака мужчина отдавал свою жизнь, спасая тем самым побратима.
Как у многих других кавказских народов, у черкесов известен обычай усыновления или “обмена” сыновьями между двумя семьями. В таких случаях одно семейство принимало сына другого, отдавая своего ребёнка на воспитание иному роду. Подобный союз доказывал доверительное отношение, а “усыновлённые” мальчики приравнивались к братьям по крови. Кроме того, у сыновей появлялись по два родителя с каждой стороны.
Танцы и веселье
Нысэщэ джэгу – так называются танцы по случаю прибытия невесты. Обязательно на них исполнение на инструментах гармониста и трещоточника
Умение красиво и правильно танцевать в такой момент очень важно – в это время на потенциальных невест заглядываются молодые мужчины, а их родители выбирают себе невесток. Вообще, в культуре разных народов танец – это своеобразный способ выразить свое чувство и отношение
Ведь раньше юноши и девушки не могли так подолгу встречаться, как сейчас. Танцы были порою единственным способом проявить свои чувства.
Что касается одежды, девушке нельзя танцевать под национальную мелодию в брюках или короткой юбке. Платья в пол – совсем другое дело. Этого требует верность традициям, сама мелодия.
На танцевальной площадке должен находиться «хьатиякIо», по-другому «джегуако». Это человек держит в руках палочку из фундука и руководит с ее помощью танцевальными обрядами. На танцах парни и девушки соревнуются, кто лучше, обычно проводится конкурс на лучшего танцора или пару.
Аталычество
Вызывает большой интерес традиция аталычества – ребенка с ранних лет отдавали на воспитание в приемную семью. С рождением детей в семье кандидаты на роль аталыка выстраивались в очередь. И чем богаче оказывалась семья, тем длиннее была очередь. По истечении какого-то времени воспитанник возвращался в родительский дом.
По традиции кабардинцев помимо сыновей на воспитание отдавались и дочери. В доме своей воспитательницы они учились всему тому, что могло понадобиться для успешного ведения хозяйства. Потом они возвращались к родителям. С наступлением времени замужества выкуп за невесту отдавали аталыку. Привязанность к приемным родителям сохранялась на всю жизнь.
Подготовка к свадьбе
Первым обычаем, который относится уже к организации свадьбы, является расселение жениха и невесты по разным домам. Но для этого сначала нужно, чтобы девушка покинула отчий дом.
Этот обряд называется «схождение с подушки». Для его проведения используется огромная расшитая подушка, на которую становится новобрачная, а вокруг неё размещаются друзья и родные.
Старшие мужчины принимающего рода должны выкупить невесту. Чаще всего за девушку вносят только часть оговорённого калыма. После того, как девушку выкупили, её подводят к жениху – для того, чтобы он вывел её из отчего дома. При этом женщина должна уверенно переступить порог правой ногой, это означает, что путь в новую семью будет лёгким, и беспроблемным.
Если же невеста спотыкается, то это расценивают как дурной знак. Данная традиция возникла из-за того, что раньше прах предков закапывали под порогом, чтобы они охраняли род от дурных людей. Шествие отводит в подготовленные комнаты сначала невесту, а после –жениха, при этом они живут в разных домах. После этого мужчина не имеет права контактировать со своими родственниками на протяжении 3–4 недель. В некоторых селениях тот же запрет распространяется и на женщину, но его применяют редко.
Это время молодые посвящают моральной подготовке к будущему замужеству.