Брестский мир как предвестник гибели
Решение уничтожить корабли Черноморского флота было принято в Москве после заключения Брестского мира 3 марта 1918 года. Советская Россия выходила из Первой мировой войны и соглашалась на множество тяжелых для страны требований, прежде всего территориальных. Среди них было и требование признать независимость Украинской народной республики, провозглашенной в Киеве 22 (по н. ст.) января 1918 года. Но независимая УНР просуществовала очень недолго: уже в апреле на ее месте возникла Украинская держава гетмана Павла Скоропадского, главной военной силой которой стали оккупировавшие украинскую территорию германские и австрийские войска. Не встречая сопротивления, они быстрым маршем двигались к Черному морю, намереваясь занять не только материковую Украину, но и Крымский полуостров, произвольно включенный в состав «державы» Скоропадского.
Немецкая оккупация Крыма означала и захват Черноморского флота. Дальнейшие события лишь подтвердили эти опасения. Даже «союзнические» украинские флаги, которые 29 апреля командующий флотом вице-адмирал Михаил Саблин (он был отстранен от должности незадолго до этого по приказу из Москвы, но по требованию флотских депутатов вернулся к командованию) приказал поднять на кораблях, не могли защитить их от притязаний германской армии. Поэтому, когда часть экипажей отказалась выполнять приказ, командующий не стал настаивать на своем. По воспоминаниям старшего лейтенанта Владимира Кукеля, командиры этих кораблей «доложили о решении части судов идти в Новороссийск, на что командующий ответил, что не препятствует, но советует уходить до 12 часов ночи, так как полагает, что к этому времени боны будут закрыты».
В ночь на 30 апреля из Севастополя ушла первая группа кораблей, в основном эсминцы и миноносцы. Вечером того же дня приказ направляться в Новороссийск получили от вице-адмирала Саблина и все остальные корабли, в том числе линкоры «Воля» и «Свободная Россия». Артиллерийский и пулеметный обстрел уходящих германскими войсками лишь подтвердил своевременность этого распоряжения. А германские военно-морские флаги, поднятые на сдавшихся кораблях, однозначно свидетельствовали, какая судьба была уготована беглецам.
Героический линкор Свободная Россия
Подводный мир Чёрного моря обделен красотой. Нет таких ярких красок, которыми насыщены воды океанов и тёплых морей мира. Чёрное море по-своему уникальное море, овеянное славой и легендами прошлых сражений. Затонувшие корабли ведут свою историческую летопись с глубины веков и до наших дней. К большому сожалению и в настоящее время Чёрное море становится последним пристанищем судов. В связи с этим воды Чёрного моря представляют определённый интерес для любителей подводных приключений. Давинг–центры Новороссийска и Геленджика предлагают совершить погружение в интересных местах прибрежных вод. В основном это ознакомительные погружения. Для продвинутых дайверов, хитом погружений, является погружение на линкорн «Свободная Россия».
Технические характеристики
Линкор «Свободная Россия» водоизмещением 23873-24960 тонн, был заложен 17 октября 1911 года на Николаевском заводе «Наваль». Спуск судна на воду был произведён 24 мая 2014 года под названием «Екатерина Вторая». После успешных испытаний, линкор вступил в строй 5 октября 1915 года с новым именем — «Императрица Екатерина Великая». Корабль «Императрица Екатерина Великая» носил своё название не долго. 16 апреля 1917 года на бортах появляется надпись «Свободная Россия».
Длина корабля 169,46 метра при ширине 28,7 метра, осадка судна 8,36 метра. Скорость 21 узел, данную скорость обеспечивал двигатель мощностью 27000 л.с. Вооружение: двенадцать 305 мм орудий, двадцать 130 мм орудий, восемь 75 мм зенитных орудий, так же четыре 7,62 мм пулемёта и четыре 457 мм торпедных аппарата.
После революции корабль принимал участие в боевых операциях против немецких войск. 30 апреля 1918 года «Свободная Россия» отчалила из порта Севастополя, взяв курс на Новороссийск.
Гибель линкора
В июне 1918 года немецкая армия предприняла наступление на Новороссийском направлении. Наступление противника сыграло трагическую роль в судьбе «Свободной России». По приказу В.И. Ленина корабль был торпедирован эсминцем «Керчь». В это время существовала прямая угроза захвата «Свободной России» немцами.
Эсминец «Керчь» под командованием В. А. Кукеля с расстояния в пять кабельтовых произвёл залп из двух торпедных аппаратов. Первая торпеда прошла мимо, другая взорвалась под корпусом линкора. Корабль загорелся, но остался на плаву. Буквально через тридцать минут после первого залпа, была выпущена третья торпеда. Торпеда взорвалась в кормовой части.
Торпедирование не нанесло значительного повреждения. Вот ещё одна торпеда взрывается в районе кормовой башни. Корабль вновь выдержал удар и остался на плаву. Во время торпедной атаки линейного корабля вышел конфуз, пятая торпеда не достигнув цели, повернула обратно.
Удачным оказался шестой выстрел. Торпеда попала в корпус корабля между второй и третьей башней, вызвав взрыв погребов с боеприпасами. Клубы чёрно-белого дыма поднялись над кораблём, закрыв его полностью. Когда дым рассеялся, взору открылись удручающая картина. Бронированные борта линкора лишились листов брони. В этой части корабля зияла огромная сквозная дыра.
Буквально через пару минут «Свободная Россия» стала медленно наклоняться на правый борт, с дифферентом на носовую часть. Спустя ещё 3 мин 45 сек. корабль перевернулся вверх килем. С ужасным шумом и лязгом срывались с оснований огромные трёхорудийные башни. Спустя 37 минут, после попадания последней торпеды, линейный корабль полностью скрылся под водой. «Свободная Россия» покоится вверх днищем на глубине 42 метра и возвышением 13 метров над грунтом.
В 30-х годах на поверхность подняли две башни главного калибра, которые лежали рядом с корпусом корабля. После поднятия башен было принято решение поднять корпус судна на поверхность. Перед ЭПРОНовцами встала задача по извлечению боеприпасов из погребов линкора. Подъём корабля с боеприпасами мог привести к трагедии.
Для проникновение в погреба было необходимо сделать лазы в днище корабля. Было принято решение сделать лазы при помощи заложенных зарядов. Проведение данной операции было поручено водолазам И. Т. Чертану и В. И. Правдину. Первый заряд пробил путь к одному из погребов. Водолаз Чертан заложил второй заряд непосредственно под погребом, в котором хранились снаряды.
Взрыв вызвал детонацию снарядов главного калибра. Вовремя взрыва пострадала команда обеспечения, однако обошлось без жертв. При повторном обследование «Свободной России» было принято решение, отказаться от дальнейшего подъёма корабля. Таким образом, подводный мир Чёрного моря пополнился ещё одним памятником трагических лет.
Координаты места затопления судна 44-36.386N 37-53. 900E
«Свободная Россия» лежит вверх килем. Сильно разрушена носовая часть линкора, винты отсутствуют. Проникновение в корабль сильно затруднено.
«Флот уничтожить немедленно»
К вечеру 2 мая в Новороссийске оказались сосредоточены все боеспособные корабли Черноморского флота: два линкора, десять эсминцев и шесть миноносцев, а также сторожевые катера, транспорты, корабли обеспечения и малого флота. Подводный флот так и не сумел покинуть гавань, но и сдаваться не собирался: большинство подлодок были приведены в негодность, что послужило причиной жесткого преследованиях их экипажей со стороны германских оккупационных властей. Вскоре из «независимого» Киева на имя вице-адмирала Михаила Саблина поступила телеграмма от возглавившего немецкую оккупационную администрацию прусского генерал-фельдмаршала Германа фон Эйхгорна. В самых жестких выражениях он требовал вернуть корабли в Севастополь и сдать их. Чтобы у черноморцев не возникало сомнений в том, что ждет их в случае отказа, вокруг рейда начали рыскать германские подлодки, а в небе барражировали германские гидропланы.
С этого момента флот и его командующий оказались в заложниках ситуации, на которую они не имели ни малейшего влияния. Единственное, что могли сделать моряки, – решить судьбу своих кораблей: сдать немцам, затопить самим или выйти в море навстречу германской эскадре и принять последний бой. Именно такие варианты и обсуждались на многочисленных флотских собраниях, которые инициировали то командование флотом, то делегаты от разных политических партий.
В Москве к этому времени уже ясно понимали, что именно делать с укрывшимися в Новороссийске кораблями. 24 мая начальник Морского Генерального штаба, член Высшего военного совета РСФСР Евгений Беренс представил главе Совнаркома Владимиру Ленину доклад о последствиях передачи Черноморского флота, в котором прямо отмечалось: «Германия желает во что бы то ни стало завладеть нашим флотом… Наши суда в Новороссийске попадут в руки даже не Украины, а Германии и Турции и создадут этим в будущем господство их на Чёрном море… Все эти условия показывают, что уничтожение судов в Новороссийске надо произвести теперь же». На этом мрачном документе председатель Совнаркома написал еще более мрачную резолюцию: