Ремёсла
Важной чертой срубной, сабатиновской и белозерской культур является значительное количество бронзолитейных мастерских и кладов бронзовых изделий. В клады, которых только в Северном Причерноморье выявлено больше 20, входят изделия из бронзы и слитки металла
Один из наибольших кладов обнаружен около села Рыбаковка, в Николаевской области, где находилось 50 бронзовых топоров-кельтов. Другой такой бронзовый клад, который был найден в Херсонской области, содержал семь серпов, топоры и слитки бронзы общей массой 24 кг.
В Причерноморье и Приднепровье в позднем бронзовом веке был свой бронзолитейний центр, о чём свидетельствуют мастерские, обнаруженные в селах Малые Копани, Завадовка в Херсонской области, Деревянная в Киевской области, Маяки вблизи Одессы и др. В Малых Копанях, например, найдено 19 половинок литейных форм, которые служили для отливания коротких мечей, кинжалы двух типов, кельты трёх типов, заготовки для копей и дротиков, долота двух типов, ножи, различные бляшки и подвески и др.
Орудия труда изготовлены, в основном, из бронзы: топоры-кельты, долота, шила, иголки и др. Были распространены также ножи оригинальной формы — с перехватом, который типичен только для срубной культуры, особенно её раннего этапа. Ассортимент орудий труда дополняют костяные и каменные изделия: псалии, лощила, зубчатые штампы изготовлялись из кости, а матрицы, молоты, зернотёрки — из камня. В связи с развитием металлообрабатывающего производства появляется металлическая посуда, представленная клепаными из листов меди казанками. Из бронзы изготовляли браслеты, проволочные или литые, подвески, шпильки, бляшки. Встречаются крестоподобные антропоморфные подвески, особенно характерные для сабатиновской культуры.
Своё название она получила благодаря отличительной особенности погребального сооружения, в котором могильная яма укреплялась деревянным срубом с бревенчатым перекрытием. Время существования этой культуры относят к завершающему (позднему) этапу бронзового века. Племена срубной культуры вытеснили в степях Прикубанья племена катакомбной культуры.
-
Пособник это в уголовном праве кратко
-
Джон готтман 8 важных свиданий кратко
-
Взаимосвязь воли с другими сторонами психики кратко
-
Екатерина 1 внешность кратко
- Нидерланды в 15 17 веках кратко
В срубной археологической культуре выделяются три хронологических этапа:
- Раннесрубная стадия (XVII-XVI в. до н. э.). Предметы, найденные археологами в раскопках, приписывают племенам протоиранцев или ранних иранцев. Племена занимались скотоводством, добычей и обработкой металла. Протоиранцы выкладывали квадратные ямы, для захоронения своих сородичей. Покойников укладывали на бок, головой в сторону севера, скрутив им руки в локтях и разместив их перед лицом. Такая поза, называлась позой адорации. На территории были обнаружены как предметы быта (горшки, банки и керамическую посуду), так и другие предметы, типа оружия или украшений.
- Стадия расцвета срубной культуры (XV-XIV в. до н. э.). Этот период времени протоиранцы продолжают обитать на территории, но условия захоронения стали не такими пышными. Теперь могилы не украшают, а с покойниками не кладут их вещи.
- Завершающая стадия срубной культуры на Южном Урале (XIV-XII в. до н. э.). В это время особенно наблюдается воздействие на племена со стороны соседей. У протоиранцев сильно меняется культура материальной и духовной жизни. Количество найденных предметов, относящихся к этому периоду, значительно уменьшается. Все это может быть связано с тем, что племена являются формирующей основой для более поздних времен.
За все время, которое племена протоиранцев провели на территории современной Украины, на них было осуществлено воздействие со стороны коренного населения, что и привело к измене памятников архитектуры.
Слайд 7Древнеямную культуру сменила катакомбная. Свое название погребения получили потому, что умерших хоронили
не просто в грунтовых ямах, а в особых боковых нишах
— катакомбах, устраивавшихся в стенках могильных ям. В кургане обычно встречается от 2 до 10 катакомбных камер, а иногда их число достигает 25. Вход называется колодцем или шахтой, в одной из его стенок вырубывали погребальную камеру-катакомбу.Вход в катакомбу из ямы заваливался камнями, дно покрывалось охрой, известью или выстилалось камышом. Скелеты в катакомбах обычно лежали в скорченном положении, лицом к выходу. Они как бы спят, лежа на правом боку.
Памятники катакомбной культуры представлены погребениями и поселениями. Среди катакомбных поселений особый интерес представляют Кибикинское поселение близ Луганска
Андроновская культура
Андроновская археологическая культура получила свое название благодаря месту, где были обнаружены первые находки, относящиеся к ней. Датируется этот период 2-1-м тысячелетиями до н. э. Племена проживали вокруг современного села Андроново (Красноярский край).
Отличительной особенностью культуры принято считать скотоводство. Люди разводили белоногих овец, выносливых коней и быков-тяжеловесов. Благодаря этим животным им удавалось быстро развиваться. Некоторые ученые предполагают, что андроновцы прошли до территории Индии и заложили на ней зачатки собственной цивилизации.
Изначально андроновцы проживали в Зауралье, затем они перебрались в Сибирь, откуда некоторые из них продолжили свое путешествие в сторону Казахстана. До сих пор, несмотря на обилие различных находок и артефактов, ученые не могут определить, почему племена решились на столь масштабную миграцию.
Если сравнивать все археологические культуры России, проживающие в бронзовом веке, то именно андроновцы стали наиболее боевыми. Они создали колесницы и могли наносить удары по отрядам или даже полноценным поселениям быстрее, чем кто-либо другой. Вероятно, именно этим и объясняется миграция, ведь в погоне за лучшей жизнью они пытались обнаружить более комфортные земли. А если придется — и завоевать их.
!Кубановедение, 5 класс, тетрадь с ответами, Науменко, Хачатурова — Урок 8
Урок 8 Майкопская и ямная археологические культуры
1. Пропуски в тексте:В середине IV тысячелетия до н.э. люди, жившие на нынешней территории Краснодарского края и Республики Адыгея, научились изготавливать бронзу (сплав меди и олова). На Кавказе олово редко встречается в природе, вместо него использовали мышьяк. На Кубани образовался один из центров металлургии бронзы.
2. Верное утверждение:
- Новосвободненские курганы относятся к памятникам майкопской археологической культуры
- Поселение Мешоко было открыто в 60-х годах XX века.
3. Изображение на серебряном сосуде.
Изображения на серебряном сосуде, найденном при раскопках Майкопского кургана, могут рассказать о многом. Во-первых, люди этой культуры умели выплавлять серебро и делать по нему чеканку. Они занимались скотоводством, хорошо знали животный мир. На рисунке также можно увидеть Большой Кавказский хребет — древние хорошо знали местность, в которой они жили.
4. Чем можно объяснить, что племенам майкопской культуры были известны достижения древневосточной цивилизации?
Ответ: В озможно, что м айкопские племена переселились на территорию Кубани из Месопотамии или Малой Азии, откуда и принесли с собой достижения древневосточной цивилизации.
5. Ритуал погребения вождя племени.
Для погребения вождя племени, требовалось выкопать большую яму. Могилу обкладывали деревом и разделяли перегородками на 3 части. В самой большой части клали тело вождя. Над покойником сооружался навес (балдахин). В могилу помещали предметы быта, украшения из золота и серебра. Над могилой возводился курган из земли, высотой 11 м и более.
6. Представь, что ты исследуешь подкурганное погребение ямной культуры. Названия предметов: глиняные сосуды , бронзовые ножи, каменные топоры, височные кольца из бронзы, серебра и золота, костяные булавки, повозка с деревянными колесами.
Смерть не всегда должна быть связана с расставанием, процессией и похоронами. Во многих культурах уход человека является началом бесчисленных праздников в его честь.
Индейцы Южной Америки расстаются особым образом со своими близкими, веря в продолжение жизни души после смерти. Духи мертвых изображаются на растениях, животных и предметах. Они связываются с человеком, видимым или невидимым, и влияют на его судьбу. Все мертвые должны помогать живым и выступать посредниками в отношениях с божествами.
В племени абипонов (сегодняшняя территория Северной Аргентины), когда умирал вождь или славный воин, женщины (за исключением незамужних девушек) собирались, чтобы танцевать в течение десяти дней в ритме барабанов под их удары. В обмен на это получали ценные подарки. При этом упоминались достоинства умершего, давались обещания отомстить за его смерть.
Женщины из племени чибча (в прошлом, проживающие на территории современной Колумбии), как правило, сопровождали мужей в посмертное путешествие. Для этого представительниц прекрасного пола накачивали смесью наркотиков, включающих чичу (пиво) и табак. Специальным дополнением был дурман – растение, чей корень, семена и листья используются для изготовления наркотических средств. Затем жен хоронили заживо.
Женщины из племени чарруа (территория Уругвая) после смерти близкого человека, отрезали пальцы рук и ранили бедра ножами или копьем покойного. В Папуа-Новой Гвинее, кстати, тоже существовал похожий обычай.
Мексиканские миштеки для погребения использовали пещеры, которые олицетворяли вход в преисподнюю. Вместе с вождем хоронили его свиту – приближенных, слуг и рабов.
Историческое королевство инков, расположенное когда-то в Перу, Эквадоре, а также в Боливии, Чили, Колумбии и Аргентине, было основано в 12 веке. Правитель инков – Сапа Инка – был окружен великой пышностью, ему поклонялись почти как богам. Кроме того, для каждого правителя строился дворец (панака). После смерти тела бальзамировали, мумифицировали и поклонялись в этих дворцах, ставшими мавзолеями.
Во время важного праздника мумию сажали рядом с живым правителем. 100 белоснежных лам приводили во дворец и приносили в жертву богу Солнца – Инти, который считается прародителем жизни и опекуном урожая
Царские мумии помещали в специальные стенные ниши, чтобы они были готовы к следующим праздничным дням.
Смерть в каждой культуре священна. Соответствующие ритуалы передают сущность человека и его подход не только к смерти, но и к жизни. Немногие племена дожили до наших дней. В значительной степени они были вытеснены европейской цивилизацией во время колониализма. Те, кто мог противостоять (особенно племена с Амазонки), по-прежнему следуют своим необычным традициям.
Бережновско-маёвская срубная культура
Бережновско-маёвская срубная культура (XVII—XII вв. до н. э) распространена в степной и лесостепной полосе от Ингульца до Волги. Эпонимными памятниками являются Бережновский курганный могильник в Поволжье и Маёвский могильник у г. Днепр. В 70-х гг. XX в. Н. К. Качаловой был выделен бережновский тип памятников, а И. Ф. Ковалёвой — маёвский. Общие черты погребального обряда позволили В. В. Отрощенко объединить оба типа в отдельную бережновско-маёвскую культуру в составе срубной культурно-исторической общности. Ю. М. Бровендер выделяет в её среде степановский тип памятников. Сформировалась на базе бабинской и покровской срубной культуры. Памятники представлены поселениями, курганными и грунтовыми могильниками, рудниками, мастерскими, кладами и случайными находками. Поселения располагались в непосредственной близости от рек на небольших возвышениях. Жилища представлены землянками, полуземлянками и наземными постройками с каменными основаниями стен. Для отопления жилищ использовали очаги. Погребальные памятники представлены курганными и грунтовыми могильниками. Курганные некрополи размещаются преимущественно на террасах или возвышенностях по берегам рек, реже — на водоразделах. Включают небольшое количество насыпей, как правило, с несколькими досыпками. Практиковалось сооружение длинных курганов. Усопших хоронили преимущественно в подпрямоугольных ямах, иногда каменных ящиках, в срубах в скорченном положении на левом боку, головой на восток. Известны также и кремации. Грунтовые могильники бережновско-маёвской культуры размещаются преимущественно на краях коренных берегов, первых надпойменных террасах и на небольших природных возвышенностях в пойме — в непосредственной близости от рек и синхронных им поселений. Погребения представлены ингумациями и кремациями. Захоронения по обряду ингумации совершались в подпрямоугольных ямах и каменных ящиках. Погребений в срубах на территории грунтовых могильников не зафиксировано. Усопшие располагались в скорченном положении на левом боку, головой на восток. Кремации представлены погребениями в сосудах-урнах и в небольших грунтовых ямках. В качестве погребального инвентаря выступают сосуды, реже встречаются изделия из металла. Керамика представлена баночными, горшковидными и острореберными сосудами с геометрическим орнаментом в виде горизонтальных и наклонных линий, каннелюров, зигзагов, ёлочек и прочих геометрических фигур. Иногда на сосудах, преимущественно в их верхней части, встречается шнуровой орнамент и разнообразные знаки в виде крестов, солярных знаков, прямоугольников, схематических антропоморфных и зооморфных изображений. Ряд исследователей видит в них примитивное пиктографическое письмо. Содержание этих знаков пока не расшифровано. В погребениях встречается также и деревянная культовая посуда, порой с бронзовыми оковками. Орудия труда и оружие из камня представлены разнообразными топорами и булавами, скреблами, молотами, ножами, наковальнями, рудотёрками и абразивами. Широко распространены изделия из кости: псалии, шилья, лощила, проколки, иглы, спицы, наконечники стрел. Орудия из металла представлены топорами, серпами, тёслами и долотами, проколками, иглами, черенковыми ножами с выделенным перекрестием и кинжалами с кольцевым упором. Распространены и украшения из металла: кольца, височные серьги, подвески из проволоки. Основу хозяйства составляло стойловое и отгонное скотоводство, которое дополняло земледелие. В этническом плане носители бережновско-маёвской культуры представляют ираноязычную группу индоевропейской языковой семьи. В последнее время активно ведется научная дискуссия относительно верхнего хронологического предела срубной культурно-исторической общности. Некоторые исследователи продлевают её время существования вплоть до IX—VIII вв. до н. э.
Состав погребений
Сопроводительные захоронения коней являются одной из характерных черт погребального обряда пазырыкской культуры Алтая. По-видимому, кони часто погребались взнузданными (судя по материалам не разграбленных погребений с конем). Кони располагались на земляных приступках выше человека, слева от него, как правило, за пределами сруба (если он есть), с той же ориентацией, что и погребенный. Кони встречены в срубах и грунтовых могилах, в каменных ящиках их нет, что характерно для большинства погребений этого типа. Конские костяки сопровождают захоронения взрослых мужчин, женские захоронения с конями крайне редки, детских погребений с конями нет.
Как правило, захоронения одиночные, но встречаются парные и коллективные (3-4 костяка). Встречаются и кенотафы, то есть вообще без костяка.
Основная масса погребенных лежала головой на восток или юго-восток — это типичное положение для памятников пазырыкской культуры. Положение погребенных в большинстве случаев однотипное: на правом боку скорченно или вытянуто на спине, с подогнутыми в коленях ногами и согнутой в локте левой или правой рукой (иногда обеими).
Для парных и коллективных, а также конских погребений характерно следующее положение костяков: мужчина — у южной или юго-западной стенки, женщина, конь или дети — слева от него, у северной или северо-восточной стенки.