Миф об эдипе

Эсхил биография кратко – самое важное из творчества и интересные факты греческого драматурга

Краткое содержание Персы Эсхил

Действие начинается на площади перед дворцом в Сузах, откуда видна гробница Дария, хором. Хор рассказывает о том, что персидское войско ушло в Элладу, за ними последовали великие цари Амистр, Артафрен, Мегабат, Астасп, одним словом, вся Азия взялась за оружие и двинулась в Грецию. Поется о силе, непобедимости, бесстрашии войска и о страхе, что войско потерпит крушение. В эписодии первом появляется Атосса, мать Ксеркса, и обращается к хору с просьбой рассказать ей, что значат сны, которые ей приснились. Ей привиделись две нарядные женщины: одна в персидском платье, а другая — в дорийском уборе. обе сестры. Одна живет якобы в Элладе, другая — в варварской стране. Однажды они повздорили и Ксеркс, решив их унять, впряг их в колесницу и надел на шею обеих женщин ярмо. Тут упал Ксеркс, а рядом, скорбя стоит Дарий, отец его. Увидав отца, Ксеркс рвет на себе одежду. Хор объясняет этот сон таким образом: если приснился недобрый знак, то молить богов, советуют они Атоссе, чтобы они себе, сыну, державе и друзьям даровали благо; просить Дария, чтобы он сыну и ей послал добро, а «недоброе упрятал в мраке черном дольних недр». Затем немного утешившись, Атосса расспрашивает о далеком крае, Элладе. Входит на сцену Гонец. Он рассказывает о беде, о поражении персов, о смерти великих и сильных царей Артембара, Лилея, Арсама, Аргеста, Арктея, Арея и т. д. у греков было 300 кораблей напротив 1000 у Ксеркса. какой-то грек приходит к Ксерксу и говорит, что как только наступит ночь, греки уегут куда подальше на кораблях, спасая свою изнь. Поверил Ксеркс коварству грека и приказал войску окружить Аянтов остров. Простояли корали всю ночь и только тогда, когда солнце засияло. услышал Ксеркс шум и крики греков. Греки окружили их и персы потерпели поражение. Пришлось Ксерксу пуститься в бегство из Саламина острова, увидев как грек вторгся на этот остров, покуда не истреил он всех дочиста. Да по дороге к Родине потеряли они людей, кто погиб от жажды, кто-то от голода. кто от мороза. Осталась только немалая часть войска вместе с Ксерксом. Вот что рассказывает Гонец. Послушав его, Атосса, ошеломленная и опечаленная его новостью, уходит вместе с прислужницами, вместе с ней уходит и Гонец. Во второй эписодии Атосса в сопровождении прислужниц несет жертвенные дары и просит хор призвать тень Дария. Появляется тень Дария. Его пугают страх жены, стоявшей у могилы, скорь и печаль присутствующих. Поэтому спрашивает: «Какая персов новая печаль гнетет?». Атосса рассказывает о случившемся. Хор спрашивает у Дария, как лучше выйти из такой беды персидскому народу. Дарий советует не идти больше войной на греков, так как «сама земля с ними заодно в бою». Затем, приказав жене вынести одежду сыну, который вот-вот появится весь в лохмотьях, тень Дария исчезает. В эксоде появляется Ксеркс с небольшим числом воинов. На нем рваная одежда, которую озорвал он сам себе. Хор жалеет его и вопрошает, где остальные воины, где он их оставил. Аоставил он их на вражеской земле и сберег один только колчан. Скорбное шествие по домам.

Решающий момент

Отследив, фурии его захватывают. Афина с афинянами вмешивается с целью судить Ореста. Аполлон становится защитником Ореста, в то время как эринии выступают на стороне мертвой Клитемнестры. В ходе судебного разбирательства Афина под напором Аполлона соглашается с тем, что мужчина имеет большую значимость по сравнению с женщиной. Происходит подсчет, и выясняется, что получилось равное количество голосов. Затем она склоняет эриний к принятию приговора, и они в конечном итоге соглашаются. Кроме того, теперь они будут частью граждан Афин и обеспечат хорошее положение города. Также Афина заявляет, что обвиняемый должен быть оправдан, так как милость всегда должна возвышаться над жестокостью. Такова идея, которую хотел донести автор трилогии.

Развитие трагедии

С 484 года до н. э. Эсхил начал взбираться на вершину славы. Он ставил многочисленные представления в разных городах, в том числе и на Сицилии. До 470 года до н. э. он был на пике славы. В тот же период он поставил тетралогию «Орестея» (458 год до н. э.), которая получила первую награду.

В краткой биографии Эсхила следует отметить, что он внёс новшества в развитие самой трагедии. Он добавил ещё одного актёра в действие, что позволило разыгрывать на сцене сложнейшие действия и истории.

Эсхил начал ставить свои спектакли не по одному, а в целой связке, сделав из них трилогию и связав сюжетные линии вместе. Часто он заимствовал сюжеты из творчества Гомера. Благодаря этим нововведениям за Эсхилом закрепилась слава театрального новатора, а также отца трагедии.

Страшное пророчество для Эдипа

В Коринфе Эдипа вылечили от ран, воспитали как царевича. Мужая, он превращался в сильного крепкого юношу, а вот о своём происхождении Эдип ничего не подозревал. 

Во время одного из пиров, что устраивал коринфский царь, Эдип случайно услышал, как о нём сказали “приёмыш”. Подобная характеристика задела его, он начал расспрашивать у отца и матери о своих родных родителях. Но царь и царица знали о родословной Эдипа не больше, чем он сам.

Тогда юноша так же, как когда-то сделал его отец, отправился к оракулу. Пророчество для него оказалось намного страшнее, чем то, что услышал Лай. Дельфийский предсказатель поведал Эдипу, что тот убьёт родного отца, затем женится на собственной матери, а все его потомки будут прокляты – как в мире людей, так и в царстве богов.

Потрясённый до глубины души, Эдип решил не возвращаться в Коринф, боясь, что навлечёт беду на своих приёмных родителей. Он надеялся, что избежать пророчества удастся, если скитаться по миру. С тех пор Эдип стал странником. Он посетил немало городов, однако нигде не задерживался подолгу.

Гюстав Моро. Эдип разгадывает загадку Сфинкса

Книга путешествий- Эвлия Челеби (1611-1682, Турция)

Османский путешественник 17 века Эвлия Челеби родился в Константинополе, столице огромной империи, простирающейся от Персии и Аравии до Северной Африки и юго-восточной Европы. Здесь Восток и Запад сошлись во множестве народов и языков. Челеби был пристальным наблюдателем различных народов и культур своего родного города, и его заметки о Константинополе занимают целый том его книги. Книга путешествий (Сейахат имя). Эта десятитомная книга является кульминацией его путевых заметок, составляющих путевые заметки и отчасти творческие повествования.

Во время путешествий Челеби Османская империя все еще была на пике своего могущества после 44-летнего правления Сулеймана Великолепного и еще не была застойным государством-колоссом, которым она стала в начале 20 века. Обширные провинции внутри империи гарантировали, что каждый регион сохранит некоторую степень автономии; объединение в рамках Османского халифата означало, что разрозненные части империи будут аналогичным образом организованы и связаны обширной сетью дорог, что, в свою очередь, позволило джентльменам-путешественникам, таким как Челеби, безопасно путешествовать по империи.

В течение 40 лет он путешествовал по обширной империи, документируя различные культуры и традиции, которые он обнаружил, в том числе свои наблюдения над Анатолией, Критом, Кавказом, Палестиной, Ираком, Ираном и Египтом, среди других. Его девятый том датирован 1671 годом и подробно описывает его путешествие из хаджа в Мекку.

Хотя сейчас в основном изучающие арабскую литературу и историки просматривают свои путевые заметки, проницательные наблюдения за эль-хаджи, смешанные с местными анекдотами, по-прежнему могут переносить читателей через время и место в мусульманский мир прошлого.

Джон Крабб

Мировоззрение.

Величайшим достижением Эсхила было создание глубоко продуманной теологии. Отталкиваясь от греческого антропоморфного политеизма, он пришел к идее единого высшего божества («Зевс, кем бы он ни был, если ему так называться благоугодно»), почти полностью лишенного антропоморфных черт. В Просительницах Эсхил обращается к Зевсу как к «Царю царей, самой благой и совершенной из божественных сил», а в последней своей трагедии, Эвменидах, изображает Зевса как всеведущее и всемогущее божество, объединившее в себе справедливость и мировое равновесие, т.е. функции личного божества и неотвратимое свершение безличной судьбы.

Может показаться, что Прометей прикованный резко контрастирует с таким представлением о Зевсе, поскольку здесь Зевс воспринимается Прометеем, Ио и хором как злобный тиран, могучий, но отнюдь не всеведущий, и притом скованный железными законами Необходимости. Однако следует помнить, что Прометей прикованный – лишь первая из трех трагедий на этот сюжет, несомненно, в двух последующих частях Эсхил нашел какое-то решение затронутой им теологической проблемы. 

В теологии Эсхила божественное управление мирозданием распространяется также и на царство человеческой морали, т.е., если пользоваться языком мифа, Справедливость – дочь Зевса. Поэтому божественные силы неизменно наказывают грехи и преступления людей. Действие этой силы не сводится к воздаянию за излишнее благополучие, как полагали некоторые современники Эсхила: надлежащим образом использованное богатство отнюдь не влечет за собой гибели. Однако слишком благополучные смертные обнаруживают склонность к слепому заблуждению, безумию, которое, в свою очередь, порождает грех или самонадеянность и в итоге приводит к божественному наказанию и гибели.

Последствия такого греха часто воспринимаются как наследственные, передающиеся внутри семьи в виде родового проклятия, однако Эсхил дает понять, что каждое поколение совершает свой собственный грех, тем самым вызывая к жизни родовое проклятие. В то же время наказание, ниспосылаемое Зевсом, отнюдь не является слепым и кровожадным воздаянием за прегрешение: человек учится через страдание, так что страдание служит позитивной нравственной задаче. 

Орестея, трилогия, поставленная в 458 до н.э., состоит из трех трагедий – Агамемнон, Хоэфоры, Эвмениды. В этой трилогии прослеживается действие проклятия, постигшего род Атрея, когда сын Пелопа Атрей, поссорившись со своим братом Фиестом, убил детей Фиеста и угостил их отца страшным яством, приготовленным из детей. Проклятие, насланное Фиестом на Атрея, перешло на сына Атрея – Агамемнона. Поэтому, когда Агамемнон во главе греческого войска отправлялся под Трою, он решил принести в жертву собственную дочь, Ифигению, чтобы умилостивить Артемиду. Его жена Клитемнестра так никогда и не простила ему это злодеяние. В его отсутствие она обзавелась любовником Эгисфом, сыном Фиеста, вместе с которым замыслила план отмщения. Через десять лет Троя пала, и греки вернулись домой. 

В трагедии Агамемнон действие начинается как раз с этого момента, а разворачивается оно вокруг умерщвления предводителя греческого войска собственной женой. Когда Агамемнон возвращается домой в сопровождении троянской пророчицы Кассандры, ставшей его пленницей и наложницей, Клитемнестра приглашает его войти во дворец и убивает его; участь Агамеменона разделяет и Кассандра. После убийств на сцене появляется Эгисф и заявляет, что отныне царская власть принадлежит ему и Клитемнестре. Хор аргосских старцев, сохранивших верность Агамемнону, тщетно протестует и намекает на грядущее возмездие, когда подрастет сын Агамемнона, Орест. 

Трагедия Хоэфоры (или Жертва у гроба) повествует о возвращении Ореста, который после убийства отца был отправлен за пределы Аргоса. Повинуясь оракулу Аполлона, Орест тайно возвращается, чтобы отомстить за отца. С помощью своей сестры, Электры, он проникает во дворец, убивает Эгисфа и собственную мать. После этого деяния Орест становится жертвой Эриний, грозных духов, мстящих за убийство родича, и в безумии покидает сцену, чтобы вновь искать защиту у Аполлона. 

Прикованный Прометей

Это, пожалуй, одна из наиболее противоречивых пьес Эсхила. В основе лежит древнегреческий миф о титане Прометее, который осмелился бросить вызов самому верховному богу Зевсу и украсть огонь для людей. В наказание Зевс приказывает богу-кузнецу Гефесту приковать Прометея к скале, где орел каждый день выклевывал его печень, но за ночь она появлялась вновь. Даже такие страдания не смогли сломить волю титана, и Зевс наслал бурю, которая поглотила скалу вместе с пленником.

Семья Эсхила также обладала драматургическими талантами — оба его сына стали трагическими поэтами, выиграли первые места в соревнованиях поэтов.

В качестве наследия остались памятники, посвященные великому драматургу и отцу трагедии, но более ценными, конечно, являются его произведения, знакомящие нас с прекрасным миром античности.

Источник

Техника драматургии.

Когда Эсхил начинал писать, трагедия представляла собой преимущественно лирическое хоровое произведение и, по всей вероятности, состояла из хоровых партий, изредка прерывавшихся репликами, которыми обменивались предводитель хора (корифей) и единственный актер (впрочем, по ходу драмы он мог исполнять несколько ролей). Осуществленное Эсхилом введение второго актера оказало огромное влияние на сущность драмы, поскольку впервые дало возможность использовать диалог и передавать драматический конфликт без участия хора.

В Просительницах и в Персах хор играет основную роль. Просительницы содержат лишь один короткий эпизод, в котором на сцене беседуют два персонажа, вообще же на всем протяжении пьесы актеры общаются только с хором (поэтому эту пьесу и принято было считать самой ранней трагедией Эсхила). Однако к концу жизни Эсхил научился с легкостью управлять двумя или даже тремя персонажами одновременно, и хотя в Орестее по-прежнему отмечаются длинные партии хора, основное действие и развитие сюжета происходят именно посредством диалогов. 

Строение сюжета у Эсхила остается сравнительно простым. Главный герой оказывается в критическом положении, определенном волей божеств, и положение это, как правило, не меняется вплоть до развязки. Остановившись однажды на определенном образе действий, герой продолжает шествовать по избранному пути, не зная сомнений

Внутренний конфликт, которому отводит столь важное место Еврипид, у Эсхила почти незаметен, так что даже Орест, собираясь убить свою мать по велению Аполлона, проявляет лишь минутное колебание. Несколько незамысловатых эпизодов создают напряжение и вводят в действие детали, приводящие к самой катастрофе

Песни хора, переплетающиеся с эпизодами, образуют величественный фон, они передают непосредственное ощущение трагической ситуации, создают настроение тревоги и ужаса и подчас содержат указание на нравственный закон, являющийся скрытой пружиной действия. Судьба хора всегда вовлечена в трагедию, исход драмы в определенной мере затрагивает и его участников. Таким образом, Эсхил использует хор в качестве дополнительного актера, а не просто как комментатора событий. 

Персонажи Эсхила обрисованы несколькими мощными штрихами. Здесь следует особо выделить Этеокла в Семеро против Фив и Клитемнестру в Агамемноне. Этеокл, благородный и верный своему долгу царь, навлекший гибель на себя и на свой род отчасти именно из-за преданности отчизне, был назван первым трагическим героем европейской драмы. Клитемнестру часто сравнивали с леди Макбет. Эта женщина, обладающая железной волей и непреклонной решимостью, одержимая слепой яростью, побуждающей ее убить мужа, безраздельно господствует во всех сценах Агамемнона, в которых она принимает участие. 

Путешествия Ибн Джубайра — Ибн Джубайра (1145-1217, Испания)

Согласно его путевому дневнику, Ибн Джубайр, который был из Аль-Андалуса, или мавританской Иберии, начал свой хадж в 1183 году из раскаяния после того, как его насильно заставили выпить вина. Маршрут хаджа Ибн Джубайра привел его из Гранады по морю через итальянский полуостров в Александрию в Египте, где он посетил знаменитый Александрийский маяк. Египет под властью Саладина был гостеприимным местом для странников: здесь были построены общежития для студентов и путешественников, врачи заботились об их здоровье, а также получали пособия на покрытие их расходов. Покинув Египет, Ибн Джубайр пересек Красное море, чтобы добраться до Саудовской Аравии и священных городов Мекки и Медины, где он совершил свой хадж.

Он путешествовал по обширным просторам мусульманского мира, от Валенсии до Багдада и Басры, а также до Иерусалима, который тогда еще находился под властью христиан. В путевых заметках Ибн Джубайра также говорится об опасностях хаджа, во время которого набожные мусульмане, отправляющиеся в неизведанные земли, сталкиваются с физической усталостью, болезнями, бандитами, стихийными бедствиями и другими препятствиями. Его глубокое понимание культур и традиций, а также его наблюдения за современной политикой своего времени рисуют яркую картину его путешествия в хадж. Пять веков спустя турецкий путешественник Эвиля Челеби совершит подобный хадж и включит его в свой Книга путешествий.

Судьба

Эсхил родился около 525 года до н. э. в греческом городе Элевсин (Элефсис), находившемся в 20 км от Афин, в плодородных долинах западной Аттики. По мнению историков, его отец Евфорион принадлежал к классу аристократов – эвпатридов, а семья была знатной и богатой.

В юности Эсхил работал на виноградниках

По преданию, однажды ему приснился бог виноделия Дионис, который велел отроку обратить внимание на зарождавшееся искусство трагедии. Проснувшись, поэт создал свое первое произведение, с которым выступил в 499 году до н

э. А в 484 году до н. э. он одержал 1-ю победу в состязании драматургов на празднестве Дионисии.


Город Элевсин (Элефсис), где родился Эсхил

В 490 году до н. э., в разгар греко-персидских конфликтов, Эсхила призвали на военную службу. Вместе со своим братом Кинегиром поэт защищал Афины от вторжения персов под предводительством Дария I в битве при Марафоне. Затем, спустя 10 лет, участвовал в морском сражении при Саламине, занимающей одно из центральных мест в трагедии «Персы», и сухопутной схватке при Платеях.

Эсхил входил в число избранных греков, посвященных в тайны культа Деметры, которые было запрещено разглашать под страхом смерти. Поэт участвовал в Элевсинских мистериях, ритуалах, отражающих связь между жизнью и смертью, подразумевающих физическое и духовное очищение.

Поэт и драматург Эсхил

Аристотель и другие потомки Эсхила утверждают, что драматург не сумел сохранить тайну священного культа и показал некоторые элементы ритуалов на сцене в своих постановках. За это зрители закидали автора камнями и отдали под суд, на котором он признал свое невежество

Эсхила оправдали, учитывая его военные подвиги, а также приняв во внимание заступничество младшего брата Аминиаса, героя греко-персидских войн

После смерти трагика Фриниха, который был главным соперником Эсхила на празднествах Дионисии, примерно с 473 года до н. э., драматург стал единоличным лидером состязаний поэтов.

Театр Диониса, где исполнялись пьесы Эсхила

О личной жизни древнегреческого поэта почти ничего не известно. Историки утверждают, что у Эсхила была жена и двое детей. Один из сыновей по имени Евфорион пошел по стопам отца и стал поэтом-трагиком. После смерти родителя он 4 раза выступал в театре с пьесами Эсхила. Некоторые исследователи считают, что именно потомок великого грека был автором трагедии «Прометей прикованный». Кроме того, Евфорион в 431 году до н. э. выиграл первый приз в литературном состязании, оставив позади Софокла и Еврипида.

Греческие монеты с изображением Эсхила

В биографии Эсхила много белых пятен, однако есть сведения, что поэт в 470-х годах до н. э. дважды посетил остров Сицилия по приглашению местного тирана Гиерона I.

Во время 3-го визита в 456-м или 455-м году до н. э. великий драматург умер. Точная причина смерти Эсхила неизвестна. Биографы утверждают, что поэта убила черепаха, сброшенная ему на голову орлом или стервятником. Хищная птица приняла лысину за камень, о который собиралась расколоть панцирь рептилии.

Ребёнок, спасённый слугой

У фиванского царя Лая не было наследников, что сильно его печалило. Однажды правитель решил отправиться в Дельфы, где спросил у оракула, пошлют ли небеса ему ребёнка. 

Прозвучавшее в ответ пророчество ошеломило Лая. Ему было сказано, что рождённый от него сын станет его убийцей. Конечно, подобное предсказание испугало Лая. Когда же он узнал о беременности супруги, решение пришло незамедлительно.

Когда у царицы Фив на свет появился сын, Лай приказал унести мальчика в лес. По требованию царя малышу прокололи ноги, чтобы тот скорее погиб и не мог никуда уползти. 

К счастью, слуга, что должен был выбросить ребёнка, оказался гораздо человечнее своего господина. Встретив пастуха, он отдал ему младенца. Тот же отнёс мальчика к коринфскому правителю Полибу, что мечтал о появлении ребёнка, ведь был бездетен.

Произведения.

 Эсхил объединял свои трагедии в трилогии, посвященные общей теме, например судьбе рода Лайя. Неизвестно, был ли он первым, кто начал создавать подобные единые трилогии, однако использование именно такой формы открывало широкий простор для мысли поэта и стало одним из факторов, позволивших ему достичь совершенства. Считается, что Эсхил был автором девяноста драм, названия 79 нам известны; из них 13 – сатировские драмы, которые обычно ставились как дополнение к трилогии.

Хотя до нас дошло только 7 трагедий, их состав определился в результате тщательного отбора, произведенного в последние века античности, и поэтому их можно считать лучшими или наиболее типичными плодами поэтического дара Эсхила. Каждую из этих трагедий следует упомянуть особо. Персы, единственная дошедшая до нас историческая драма во всей греческой литературе, описывает поражение персов при Саламине в 480 до н.э. Трагедия была написана через восемь лет после этих событий, т.е. в 472 до н.э. Относительно времени постановки трагедии Прометей прикованный данных не имеется. Одни ученые считают ее относящейся к раннему периоду творчества, другие, напротив, к позднему. Вероятно, это была часть трилогии, посвященной Прометею. Миф, на котором основана данная трагедия, – наказание Прометея за похищение огня и пренебрежение волей Зевса, – получил развитие в знаменитой поэме Шелли Освобожденный Прометей и во множестве других произведений.

Трагедия Семеро против Фив, поставленная в 467 до н.э., является изложением истории сыновей Эдипа, Этеокла и Полиника. Это завершающая часть трилогии, первые две трагедии были посвящены Лайю и его сыну Эдипу. Трагедия Просительницы излагает историю пятидесяти дочерей Даная, которые предпочли бежать из Египта, чтобы не выходить замуж за своих двоюродных братьев, сыновей Египта, и нашли убежище в Аргосе. Из-за обилия архаизмов эта трагедия долгое время считалась самым ранним из сохранившихся произведений Эсхила, однако папирусный фрагмент, опубликованный в 1952, позволяет датировать ее предположительно 463 до н.э. Трилогия Орестея была написана в 458 до н.э. и состоит из Агамемнона, Хоэфор и Эвменид. 

Эсхил

Бытует мнение, что чем старше литература, тем сложнее и скучнее её читать, потому что надо быть хотя бы примерно знакомым с культурой того народа, чьи произведения так сильно хочется прочитать. И это действительно так: немало необходимо потратить времени, чтобы хотя бы в общих чертах разобраться во всех хитросплетениях событий, исторических лиц, мифологии и какой-никакой светской жизни, скажем, древних греков.

Но какое прекрасное ощущение захлёстывает тебя, когда ты понимаешь, что находишься у истоков искусства, медленно зачерпываешь в ладони кристально чистую воду и погружаешься в те древние, прекрасные времена, когда трава была зеленее, небо голубее, а жизнь проще.

У древних греков было очень много празднеств. На Дионисиях, праздниках, посвящённых Дионису, богу вина, как раз и родилась сперва трагедия, а потом уже и комедия, которые очень быстро заняли прочное место в жизни греческого народа.

Трагедия — это, как понятно, о грустном. Построенная обычно на мифологическом сюжете, трагедия действительно поражает. Необходимо некоторое время, чтобы проникнуться всей драмой сложившейся ситуации, привыкнуть к необычному стилю повествования, постоянно прерываемым хоровыми вставками, гармонично, однако, вливающимися в общую композицию произведения, смириться с тем, что непонятных мест будет больше, чем понятных, и что надеяться стоит только на свои знания или на комментарии составителей, и в конце концов понять, что наслаждаться стоит процессом, а не самой развязкой, которая почти всегда предсказуема и известна заранее. Преодолев все эти рубежи, остаётся только проникнуться повествованием, которое поднимает очень много злободневных проблем общества того времени: здесь и судьба человека, которой играют боги, как игрушкой («Царь Эдип»), конфликт между моральными и государственными законами («Антигона»), осуждение крайностей, связанное с любовью греков к золотой середине, («Ипполит»). Даже не видя самого представления, а читая лишь текст трагедии, невольно переживаешь и сочувствуешь героям, выносишь какой-то урок, соприкасаешься с прекрасным и нетленным.

Древнегреческая комедия внезапно поражает. До нас дошли лишь комедии Аристофана, которые отличаются обилием грязных и пошлых шуток, высмеиванием абсолютного всего. В комедиях даже есть отдельная хоровая часть, именуемая парабасой, в которой трагик обращается к зрителям, понося и высмеивая своих врагов или людей, которые ему просто-напросто не нравятся. Вычурные сюжеты, отвратительные герои, глупые и мерзкие шутки — это всё про древнегреческую комедию. Представленные в сборнике древнеримские комедии, являющиеся дополненными переделками не дошедших до нас древнегреческих комедий более позднего времени, уже не вызывают отвращения, так как представляют собой обыкновенные смешные жизненные истории, с добрыми и злыми, умными и глупыми героями, попадающими во всевозможные переделки, наблюдать за которыми можно если не со смехом, то хотя бы с лёгкой улыбкой. Многие из этих комедий стали материалом для работ Шекспира, Мольера, Островского, что о чём-то да говорит.

Как и всё первозданное, античная драма имеет как свои недостатки, так и свои достоинства, главными из которых смело можно назвать открытие театрального жанра, создание для него каких-никаких канонов, да и просто малое, но качественное наследие, состоящее из литературно-театральных произведений, которые читали, читают и будут читать люди, которым не безразлично прошлое народов нашей планеты и его искусства.

Краткий обзор первой части трилогии

Перед нами — подробное описание возвращения на родину Агамемнона, царя Аргоса, с Троянской войны. Во дворце его ожидает жена, Клитемнестра, которая запланировала его убийство, во-первых, в качестве мести за жертвоприношение их дочери, которую звали Ифигения, и, во-вторых, из-за того, что во время десятилетнего отсутствия Агамемнона она вступила в прелюбодеяние с Эгисфом, двоюродным братом мужа. Последний является единственным оставшимся из братьев в живых, лишенным собственности семьи и полным решимости вернуть себе трон, который, как он полагает, должен по праву ему и принадлежать.

Герой и изгнанник Эдип

Узнав об избавлении от Сфинкса, фиванцы решили, что Эдип – герой, то достоин занять место их убитого правителя. Согласно правилам, новый царь должен был жениться на прежней царице Иокасте (а ведь она приходилась Эдипу матерью). 

В браке с ней у молодого фиванского правителя родилось четверо детей. Эдип даже не подозревал, что страшное пророчество уже сбылось.

Когда жители Фив начали гибнуть от смертельной болезни, люди попросили царя отправиться к оракулу и узнать, как спастись от мора. Эдипу было сказано, что лишь тогда благополучие вернётся в город, когда будет изгнан из Фив убийца прежнего правителя. 

Стараясь выяснить, кто является убийцей Лая, Эдип открыл страшные истины. Во-первых, преступником был он сам. Во-вторых, он узнал, кем были его родные родители. 

Не в силах вынести позора, Иокаста покончила с собой, а Эдип выколол себе глаза. Двое его сыновей отказались от старого слепого отца, за что были прокляты. Лишь дочь Антигона согласилась сопровождать изгнанника Эдипа в его скитаниях. 

Всюду он сталкивался с презрением и ненавистью людей. Все наследники Эдипа были прокляты богами – каждого из его потомков настигло несчастье, из-за чего род прекратил своё существование. За свой грех, пусть и совершённый неосознанно, Эдип расплатился страшной ценой.

Фридрих Рехберг. Слепой Эдип и его дочь Антигона

О последних годах Эдипа есть разные версии. В одних преданиях говорится, что он умер неподалёку от Афин. Другие же мифы рассказывают, будто незадолго до смерти он вернулся в Фивы, где и простился с жизнью. Тем не менее, тело его было вывезено из города. Позора нечестивцу Эдипу народ так и не простил. Этот миф ярко демонстрирует веру в пророчества, предсказания оракулов, что некогда вершили судьбы древних греков. История Эдипа – пример того, насколько слаб человек перед силой рока.

Предсказание сбывается

Во время очередного путешествия юноша направлялся к Фивам. Когда он был уже неподалёку от городских ворот, его нагнала роскошная колесница. 

Сидевший в ней старик изо всех сил ударил бродягу Эдипа, а его слуги вознамерились убить странника. В гневе Эдип ударил старца, а потом расправился с его прислужниками. Уцелеть сумел лишь один из рабов, что сопровождали колесницу.

Войдя в город, Эдип испытывал чувство вины: он не хотел никому причинять зло, но вынужден был защищаться. В это же время прибывший в Фивы раб рассказал, что колесница царя Лая столкнулась с каким-то нищим, что убил и правителя, и его свиту. Всеобщую скорбь усугубило появление Сфинкса, что не давал покоя людям, погубив многих странников.

Решив помочь фиванцам, Эдип отправился к месту охоты чудовища. Сфинкс загадал ему загадку, неправильный ответ грозил смертью. 

Вопрос был таков: кто утром ходит на четырёх ногах, в полдень поднимается на две ноги, а вечером стоит на трёх? Сообразительный Эдип быстро понял, что это – человек (в разном возрасте). В отчаянии Сфинкс сбросился со скалы.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Кубанские звезды
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: