Озеро багаряк

Каргополь

Первый день путешествия начался в восемь утра. Загрузили рюкзаки, Йоркширского терьера, заправили полный бак и в сопровождении ослепительного солнца покинули город на Двине. Вперед, навстречу неизведанной Карелии! Предстояло преодолеть 730 километров и к вечеру добраться до Вытегры. Можно было бы и до Сортавалы разом, но тогда красоты Карелии проскочили в темноте.

Выбирались из Архангельска по плесецкой трассе А-215. Она короче, машин всегда мало, состояние зимой хорошее и дает выход на Вытегру, в которой мы запланировали ночевку и мини экскурсионную программу.

Дорогу до Каргополя описывать смысла нет: лес, однообразие, два лесовоза по пути. Добрались за пять часов. Задерживаться в Каргополе не планировали, но по набережной все-таки прогулялись. Ни туристов, ни местных возле каргопольских достопримечательностей не было. Тишь, да простор. У подножия Христорождественского храма искрились на солнце ледовые скульптуры, а местные рыбаки из вод реки Онеги дергали ершей. В общем получасовая прогулка добавила аппетита, и мы отправились обедать.

Преимущество почти всех столовых и кафе Архангельской области — цена, качество. Еда простая, дешевая, выпечка всегда вкусная. В каргопольском заведении «Шелковня» вчетвером поели на 690 рублей — брали второе, компот и блины. Несколько отвыкли от таких цен и были приятно удивлены. Подкрепившись, двинулись дальше.

От Каргополя до Вытегры дорога проходит в лесном массиве — скучная, однообразная, населенных пунктов мало. Когда путешествуем на авто всегда шутим: «Чтобы выбраться из Архангельска в цивилизацию, надо отмахать тысячу верст». Примерно, так и есть.

Многие не рискуют отправляться в автопутешествия с детьми, да еще с собакой. Причины разные: укачивает, скучно, долго. Учитывая сегодняшние реалии с полетной программой из Архангельска и не совсем еще понятной обстановкой с железнодорожным проездом на лето, автопоездки, пожалуй, станут хорошей альтернативой для многих.

Лично для нас автопутешествие — это сплошные плюсы. Сам планируешь расходы, где и что посмотреть, в век интернета это не сложно. Но самое главное, находясь в одной машине, чувствуешь семейное единство — это время общения, которого так не хватает в будние дни, расписанные по минутам. С детьми в пути играем в съедобное-не съедобное, города, угадай персонажа и время проходит быстро.

Новая трасса «Кола»

В районе полудня мы отправились в Сортавалу, до которой оставалось чуть более 400 км. Несколько слов о дороге после Вытегры. Пять лет назад мы ездили по ней в Финляндию и не на шутку «взмокли», когда по узкой лесной тропе пробирались в поисках трассы Р-21 «Кола», чтобы взять курс на Петербург. Мост через речушку в виде нескольких бревен, преодолели зажмурив глаза.

Сегодня можно смело сказать — дорога пригодна для проезда. Ее капитально ремонтируют, расширяют. Зимнее состояние нам показалось весьма приличным, по крайней мере, некогда узкий и малопроходимый участок пролетели почти незаметно.

Наш автомаршрут пролегал через г. Лодейное поле, где остановились на обед. Средний чек на четверых не превысил тысячи рублей. Достопримечательности не осматривали, хотя без сомнения и здесь можно найти много интересного, ведь в этом месте Петр I основал судоверфь на реке Свирь и начал строить флот для Северной войны со шведами. Решающим фактором стала корабельная сосна, которой в этих местах в достатке.

Чем ближе мы были к Карелии, тем разительнее менялся пейзаж за окном. После г. Олонец дорога вьется вдоль побережья Ладожского озера. Красивейшие места: высокие, стройные сосны, а меж них огромные валуны. Не иначе, как великан разбросал громадины, шагая по лесам Карелии. Особая атмосфера этих мест чувствуется во всем: причудливые названия поселков, которые не то что выговорить, прочитать с первого раза не получается. Питкяранта, Койриноя, Импилахти, Хийденсельга, и это лишь начало списка.

Фасады домиков в карельских деревнях густо засаживают елками, создавая живую изгородь. Смотрится необычно. Отличается и сама архитектура строений, чувствуется финское влияние. Ладожское озеро кажется бесконечным, всю его красоту оценить под снежной шапкой невозможно, но летом здесь без сомнения есть, на что посмотреть и что половить.

Еще в дороге, мы почувствовали, что приехали в туристически развитый регион. По трассе нам встретились десятки турбаз и лесных отелей, кафе и ресторанов, которые предлагают услуги по организации рыбалки и отдыха. Много объявлений о продаже форели — копченой и свежей.

Рыбалка на озере Багаряк

Водоём находится в аренде, на нём организована платная рыбалка (по предварительным путёвкам), арендатор – ООО “Уральская Экономическая Марка”.

  • Виды рыб:
    • ёрш

    • окунь

    • плотва
    • лещ

    • карась серебряный

    • линь
    • карп

    • белый амур

    • толстолобик пёстрый

  • Искусственное заселение: не все из перечисленных видов рыб являются аборигенными. В XX веке озеро Багаряк зарыблялось лещом, в 2006-м году в него было выпущено несколько тысяч мальков карпа, белого амура и толстолобика, в 2008-м году – ещё две тысячи годовиков карпа, в 2010-м водоём также зарыблялся карасём.

Места рыбалки

По всему водоёму – как с берега, так и с лодки, но второй вариант более предпочтителен – можно облавливать более глубокие места.

Особенности ловли

Основу уловов рыбаков на озере Багаряк составляют средненькая плотва и окунь – как мелкий, так и весьма неплохой по размеру, отдельные особи достигают кило веса, но их ловить сложнее, также надо знать места стоянок крупных “горбачей”. Реже ловится карась, ещё реже – линь, про поимку карпа, амура и толстолобика пока ничего не известно. Щука в озере есть, в основной массе не особо крупная, хотя иногда спиннингисты вылавливают и трофейные экземпляры. По слухам, самая большая щука, выловленная на Багаряке за последнее время, была чуть меньше десятка кило веса. Рыбаки отмечают, что более-менее приличную щуку приходится искать по всему озеру. К слову – рыбалка на блёсны и подобные им искусственные приманки, несколько усложняется богатой донной флорой, которая в тёплое время года порядком разрастается не только в прибрежной акватории, но и в некоторых местах ближе к средней части водоёма. Зацепы на озере – обычное дело, поэтому лучше применять соответствующие “незацепляйки”.

Отдельное слово следует сказать о заморности озера. Несмотря на обилие подводных ключей, зимой на нём периодически происходят заморы (наиболее известный имел место в 2003-м году, также по некоторым сведениям – ещё один был в 2017-м). Причина данных явлений, скорее всего, кроется в большом количестве водорослей: в зимнее время подводная растительность не растёт, а отмирает и разлагается, тем самым отравляя воду и уменьшая содержание в ней кислорода.

Также вполне вероятно, что буйный рост водорослей и фитопланктона может быть причиной полного бесклёвья летом – такое периодически наблюдается на Багаряке (от чего рыбаки временами возвращаются с озера с пустыми садками).

Вытегра

Вторая достопримечательность, которая нас привлекла в Вытегре — музей «Подводная лодка Б-440». Да, удивительно, Вытегра никакого отношения к подводному флоту не имеет, но собственной подлодкой располагает. Субмарина входит в состав МБУК «Вытегорский объединенный музей».

Стоимость посещения для взрослых 150 рублей, школьникам 70 рублей, аудиогид обойдется в 200 рублей. Музей создан на базе подлодки, которая входила в состав Северного флота в г. Полярный и выполняла боевые задачи на Балтийском море. Построена в 1969 году в Ленинграде на Ново-Адмиралтейском судостроительном заводе. Экипаж подлодки вел поиски боевых кораблей «вероятного противника», разведку, участвовал в учениях.

Внутри можно пройтись по отсекам, посмотреть центральный командный пост, узнать в каких каютах жили подводники, заглянуть на камбуз, познакомиться с меню и дневным рационом экипажа. Аудиогид дает общее представление о работе различных приборов, специфике службы и быте на подводном флоте. Посещение производит впечатление, особенно, на тех, кто никогда не бывал на военных кораблях, а тем более боевых субмаринах.

Оказывается, подводных лодок-музеев в мире всего 21. Об этом мы узнали тоже в Вытегре. Вообще, поездка в Вытегру может быть самостоятельным туром выходного дня, особенно, если включить в программу патриотическую ноту и посетить Оштинский рубеж. Возьмите на заметку к майским выходным.

Как проехать (добраться)

Далее идёт перечень подъездов (подходов) к водоёму – 2 варианта.

Космаково (из Екатеринбурга)

  • Координаты: 56°21′11″ с. ш., 60°50′46″ в. д.
  • Расстояние от Екатеринбурга: 70 км.
  • Вариант заброски: любой автомобиль.
  • Как проехать: из города следует ехать в направлении Челябинска. Через некоторое время, напротив города Сысерть будут две развязки с поворотами к данному населённому пункту – их следует проехать и двигаться дальше. Через некоторое время появится перекрёсток, на котором следует повернуть направо – на Космаково.

Космаково (из Челябинска)

  • Координаты: 56°21′11″ с. ш., 60°50′46″ в. д.
  • Расстояние от Екатеринбурга: 150 км.
  • Вариант заброски: любой автомобиль.
  • Как проехать: из города следует ехать в направлении Екатеринбурга – к Сысерти, не доезжая до которой будет перекрёсток, на котором следует повернуть налево – на Космаково.

Парк «Рускеала»

От Сортавалы до Рускеалы около 30 километров. Дорога прекрасная — доехали быстро. Основной поток туристов из Санкт-Петербурга, что понятно, до Северной столицы рукой подать, всего 300 км. Приезжают в основном на экскурсионных автобусах, машинах, по железной дороге на «Ласточке», есть прямое железнодорожное сообщение с Москвой. Из Сортавалы ходит «Ретропоезд». Стоимость билетов в стилизованный под начало XX века поезд стартуют от 1183 рублей. Но покупать надо заранее, в каникулы и выходные быстро разбирают.

Первый в России, уникальный в Европе и единственный в Карелии — Рускеальский парк признан самым посещаемым в Республике. В 2022 году здесь побывали 750 тысяч туристов. Архангельской области такой турпоток пока только снится.

Парк расположен на месте мраморного каньона. Добытый здесь мрамор использовался в облицовке Исакиевского и Казанского соборов, Зимнего и Мраморного дворцов в Санкт-Петербурге. Разработка каньона началась еще в начале XVII века. В разные годы он принадлежал то русским, то финнам. А добывать природный минерал первыми начали вообще шведы.

Карельский мрамор использовали не только для облицовки, но и для приготовления извести. На территории парка сохранились доменные печи. Сейчас их восстанавливают и готовят новый туристический маршрут. Открытие анонсировано в этом году.

В девяностых годах прошлого столетия карьер прекратил промышленную добычу минерала, но в 1998 году принят под государственную охрану в качестве объекта культурного наследия. А туристический Горный парк «Рускеала» открылся в 2005 году. Прекрасный пример частно-государственного партнерства. Местная компания «Колмас Карелия» под руководством Александра Артемьева вложилась в заброшенный каньон и разработала первую экологическую тропу, открыла фрагмент штольни. Создать на его базе туристический объект подсказал местный историк, снявшийся в фильме «А зори здесь тихие». Один из эпизодов, в котором Женя Комелькова купалась в реке, снимался у Рускеальских водопадов.

Диких туристов в этих местах всегда хватало, приезжали и дайверы на разведку каньона. Сейчас это современный, доступный парк со всеми туристическими удобствами, которые позволяют с комфортом гулять, наслаждаться природой и красивыми пейзажами в любое время года. Есть кафе, сувенирные лавочки. Разработана целая сеть наземных и подземных маршрутов, которые проходят по мраморным склонам вокруг карьера и в штольнях. Вход в парк стоит 500 рублей для взрослых и 250 рублей для школьников. Билеты позволяют гулять по парку неограниченное время. Зимой с 10 до 19, летом с 10 до 21. Оплатить входные билеты можно, как на сайте парка, так и в кассе.

На входе выдают путеводители с маршрутами и перечислением основных достопримечательностей, которые можно посетить самостоятельно — Итальянский карьер, Утес Екатерина II, Подземное озеро, Грот, Старая вертикальная шахта, Утес Импи. Зимой, с наступлением темноты, включают подсветку и сотни огоньков окрашивают мраморный карьер то зелеными, то синими, то розовыми красками. Создается ощущение сказки, в которой непременно должны жить гномы. Кстати, одного мы там встретили. Любимец публики охотно принимает в дар монетки и карамельки.

На территории парка работает музей ангелов. Билет покупается отдельно, стоит 200 рублей. Здесь собраны различные деревянные скульптуры ангелов и людей, представлены необычные сюжетные композиции. Все скульптуры вырезаны мастерами из дерева. Очень атмосферная и волнующая выставка. Для любителей острых ощущений работает троллей или зип-лайн. Двухминутный полет обойдется в 2000 рублей на одного.

За те же деньги мы предпочли экскурсию «Подземная Рускеала». Детский билет дешевле — 750 рублей. Экскурсия проходит под землей и позволяет увидеть карьер изнутри. Экскурсоводы рассказывают о штольнях, добыче мрамора, истории парка. В Рускеале мы провели четыре часа и решили, что сюда надо обязательно вернуться летом. Уверены, ощущения будут другими.

Гора Паасо

Утром четвертого дня путешествия, мы все-таки решили посмотреть Гору Паасо. Поселение древних карелов здесь датируется примерно 12 веком по одним источникам, по другим аж 7 веком. Покупаешь билет за 300 рублей и по деревянным мосточкам поднимаешься вверх на гору. Подъем пологий, занимает примерно 20-30 минут. Природа красивая. Вечером тропинка подсвечивается причудливыми деревянными светильниками. По всей видимости, создается атмосфера таинственности.

По легенде в древнем городище спасались местные жители от набегов викингов, которым никак не удавалось покорить гору Паасо. Туристов привлекает то, что с высоты 80 метров открывается красивый вид на зеро Кармаланярви и поселок Хелюля. Это единственное место откуда можно увидеть «Ретропоезд», мчащийся в клубах пара, оставляя за собой белые воздушные кольца. Но для этого на горе надо оказаться с 10.30 до 11.00 или в районе 18.00 часов. Фотосессия с высоты птичьего полета и никаких признаков древнего городища, но туристов просто поток.

Парк «Бастион»

Многолюдно и в парке «Бастион». Туда мы и отправились, спустившись с горы. Позиционируется он, как парк «Живой истории». Все деревянные постройки соответствуют эпохе викингов, проводятся тематические экскурсии. Есть своя гончарная, оружейная, кузница, птичий двор, под навесом настоящая Ладья. Каждые пол часа экскурсия. Во дворе для детей и взрослых проводят средневековые игры. Парк объединяет увлеченных исторической реконструкцией людей. Это и хобби, и образ жизни. «Бастион» — интерактивный парк, поэтому никто не одернет, если ты возьмешь в руки меч, щит и наденешь кольчугу.

Прекрасная половина может примерить средневековое платье, меха и сфотографироваться на троне со своим воином. На память вам помогут сделать набивку на тканевом мешочке, вылепить фигурку из глины или отчеканить монетку. Здесь же дадут пострелять из арбалета, лука или пометать топоры.

Кстати, в парке в ходу собственные монеты. Деньги обмениваются на кассе. Стоимость мастер-класса 3 монеты, в пересчете — 300 рублей. Самостоятельная прогулка занимает часа два. Туристов привозят каждые полчаса на больших автобусах. Организованной группой они проходят по всем строениям парка, участвуют в заранее оплаченном мастер- классе. Движение хорошо организовано, поэтому никто никому не мешает. Исторический парк «Бастион» — тоже частная инициатива.

Станция «Морозная»

Нашей целью был парк «Рускеала». Туда мы отправились на третий день нашего путешествия. Знакомиться с мраморным каньоном решили после обеда, потому что с наступлением темноты парк подсвечивается разными огоньками — конечно, хотелось на это посмотреть.

Утром времени зря не теряли и отправились на железнодорожную станцию, чтобы посмотреть «Ретропоезд» и посетить станцию «Морозная». Уже в Сортавале мы узнали, что здесь место стоянки поезда Деда Мороза, который курсирует по стране в новогодние каникулы. В Архангельск он приходил в 2022 году, но попасть в волшебный состав из-за большого количества желающих, было практически невозможно.

Утром на станции «Морозной» мы оказались единственными туристами. Вот, где действительно попадаешь в сказку, подумали мы. Восторг детей не поддается описанию. Станция очень красиво украшена — фигурки сказочных жителей, Баба Яга на метле, фото зоны.

Сам поезд тематически разделен. Первый вагон — место обитания помощника Деда Мороза Шуршика стилизован под лесную сказку, следующий вагон — ледяное царство с троном главного Волшебника, третий — русская изба. Везде сопровождает гид, рассказывая о том, как устроена жизнь и работа Деда Мороза во время новогоднего путешествия.

В четвертом вагоне мы познакомились с гномом Паулем. Он так тихо восседал на огромном стуле, что был принят за восковую фигуру. Когда Пауль заговорил, мы буквально опешили. Милый гном поиграл с детьми, рассказал, как правильно загадать желание и проводил в ресторан-вагон. Здесь наливают горячий чай и угощают пряником. Чаепитие входит в стоимость билета — 250 рублей с человека. Прогулка заняла у нас час с небольшим.

Время позволяло, поэтому отправились в парк «Ваккосалми» на горе Кухавуори. Благо свое авто рядом. Городок небольшой, можно прогуляться и пешком. «Ваккосалми» — простой городской парк, здесь любят проводить время местные жители и его обязательно посещают туристы.

А вообще это достопримечательность, сохранившаяся со времен Российской империи. Основан парк в 1870-1874 годах. Прогулочные тропы ведут на самый верх горы Кухавуори, где находится скульптура Ангела и открывается потрясающая панорама на город и залив Ладожского озера. Вход бесплатный и доступный в любое время суток.

Прогулявшись, пошли перекусить. В Сортавале общепита в достатке: кафе, пиццерии или просто Столовая №1. Стандартный набор супов, гарниров, мясных и рыбных блюд нас вполне устроил. Средний чек 200 рублей на человека. Боле тысячи за обед не выходило.

В самой Сортавале туристов привлекает сохранившаяся финская архитектура конца XIX — начала XX вв: здание лесничества, Ладожская крепость, Дом Винтера, Здание Ратуши и еще с десяток строений в разной степени ухоженности, посещают даже старое финское кладбище. Мы архитектурные достопримечательности осмотрели бегло, из окна автомобиля.

«Wardenclyffe Volgo-Balt»

Вот так за разговорами добрались до Вытегры. Для ночевки выбрали отель «Wardenclyffe Volgo-Balt» на берегу Волго-Балтийского канала. Двухместный номер обойдется в 3 500 рублей. Бронировали на сайте гостиницы за несколько дней до поездки. Вообще в городе можно найти ночлег и за меньшие деньги, но здание «Wardenclyffe Volgo-Balt» уже само по себе достопримечательность. Архитектурный комплекс находится на месте Вянгинской пристани, состоит из четырех этажей и башни в форме маяка со смотровой площадкой.

Номера отеля стилизованы под разные тематики. К примеру, номер «Куба» встретит вас ярко зелеными стенами и портретом Э. Че Гевары на стене, «Тесла» погрузит в загадочный мир электроники, «Hunter Thomson» позволит почувствовать себя рыцарем в замке или прекрасной принцессой, заточенной в башне.

Ресторан отеля тоже имеет свое имя «Watergate», что в переводе означает «Шлюз». Интерьер никак не связан с гидротехническим сооружением, скорее напоминает английский «паб». Приятная атмосфера, на полках домашние заготовки в виде солений и варенья. Меню разнообразное и вполне приемлемое по цене. Салаты от 200 рублей, горячее от 350. Средний чек за ужин на человека около 500-700 рублей без горячительных напитков. Завтрак входит в стоимость номера. Подают кашу, омлет, выпечку, чай, кофе.

Изюминка этой гостиницы — смотровая площадка, на самом верху башни. Ее мы посетили рано утром. К ней ведет винтовая лестница, которая проходит через библиотеку — милый уголок с книжными полками, где можно отдохнуть от дороги, почитать, полистать атласы и журналы.

Внутри башни расположена конструкция, выполняющая роль декоративного маяка, горящего по ночам. А с открытой смотровой площадки предстает панорамный вид на извилистый Волго-Балтийский канал, заполненный тарахтящими буксирами и старинный русский городок Вытегру. Решетчатый металлический пол на высоте 6-го этажа несколько щекотал нервы, но потрясающие, еще снежные пейзажи, пересилили сомнения, и маяк мы все -таки обогнули по кругу.

Сортавала

В Сортавалу мы прибыли к вечеру. Небольшой город с весьма богатой историей. В разные периоды она принадлежала, то финнам, то русским, то шведам и каждая из культур оставила свой след. Одни считают, что Сортавала переводится с финского, как «рассекающий». Это относится к Ладожскому заливу, который разделяет город на две части. Другие переводят название Сортавала, как «Власть черта».

Первые поселения здесь были еще в 1 тысячелетии до нашей эры, о чем свидетельствует древнее городище Паасо на одноименной горе. О ней мы еще расскажем — прекрасный пример того, как на одних исторических фактах раскручивается туристический продукт. Смотреть особо нечего, но продается на ура.

В Сортавале мы остановились в квартире, которую нашли на сервисе бронирования жилья. Двушка в панельной пятиэтажке с евроремонтом, двухспальной кроватью и диваном нам обошлась в 3000 рублей за ночь. Бронировали на 2 ночи, чтобы за два дня посмотреть, как можно больше. Есть и гостиницы с различным набором услуг, но животных там не ждут. Поток туристов несколько оживляет Сортавалу, дает работу местным, все больше частных предложений о съеме жилья.

Вечер посвятили осмотру «Пийпун Пиха» по-фински, или домика с трубой по-русски. Сейчас здесь находится отель и ресторан, а в 1985 году это была паровая лесопилка на берегу Ладожского озера. Конечно, лесопилку перестроили, трубу в целях безопасности укоротили, но общее представление о промышленном здании 19 века сохранено. Мини-отель признан в Сортавале одним из лучших, а потому цены в ресторане под стать. К примеру, уха из форели на сливках — 510 рублей, салат «Цезарь» с форелью — 560 рублей, форель запеченная с овощами на папильоте — 835 рублей. Если вам интересны гастрономические изыски — вариант подходящий.

«Пийпун Пиха» располагается на берегу Ладожского залива. Летом отсюда на Валаам уходят туристические катера «Метеор». Билет на катер вместе с пешеходной экскурсией от 2000 рублей. На посещение святых мест уйдет целый день. Зимой на Валаам можно добраться на аэроглиссере или снегоходах, расценки от 5000 рублей.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Кубанские звезды
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: