История
История развития этой обители неразрывно связана с различными этапами в истории становления российского государства. Были у него как взлеты, так и разруха. Но с новой силой он начал работать с 1991 года, когда вернулись иноки и начались ежедневные богослужения, а также были проведены значительные реставрационные работы, которые помогли возродить храмовый комплекс. Такие усилия помогли предотвратить окончательное разрушение зданий.
Лучшая статья для Вас, переходите: Храм иконы Тихвинской Божией Матери в Алексеевском
Подворья обители
У Свято-Пафнутьевского Боровского мужского монастыря есть 2 действующих подворья:
- Храм Преображения Господня «Спас за Верхом», который находится в городе Калуга,
- Храм в честь Покрова Божьей Матери, в городе Боровск.
Говоря об этой обители, невозможно забыть или уменьшить значение отца Власия Пафнутьева в Боровском монастыре. Он всегда закликал относится с должным уважением к этой святыне, ведь это – символ державной славы. Необходимо сказать о том, что дед Пафнутьева был ордынским баскаком. Именно в городе Боровске он принял христианство и остался навсегда, тем самым укрепив православную веру.
Еще с 20-ти летнего возраста Пафнутий был под началом священноинока Никиты в Высоком Покровском монастыре. Там он пробыл 30 лет, из них 13 – в качестве игумена. После того, как его одолел тяжелый недуг, он отказался от настоятельства и ушел из монастыря. Поселился в лесу между речками Истерьмою и Протвою.
На этом месте было положено основание новой обители, которая полюбилась всем на территории Московии. Изначально это была деревянная церковь на честь Рождества Пресвятой Богородицы. Все это время Пафнутий продолжал обустраивать моастырь. Перед тем, как приставиться он уже имел около 100 человек братии, а также каменный храм. Самое основное из этого всего, что он завещал установленные начала, которые лежали в основе правил державного домостроительства.
Лучшая статья для Вас, переходите: Покровский женский монастырь Святой Матроны Московской в Москве
Известно, что роспись собора Рождества Богородицы относят к самым ранним работам Дионисия. В упоминаниях жития Пафнутия можно найти такие слова, что Дионисий вместе со старцем из Симонова монастыря сделали роспись каменного храма в Свято-Пафнутьевском Боровском монастыре. Точной даты росписи не установлено. Известно лишь то, что каменный собор построили на месте деревянной церкви и он был расписан еще при жизни Пафнутия.
Также есть упоминания о том, что настоятель излечил Дионисия от хвори, которая мешала ему заниматься иконописанием.
Самым нелепым стало то, что более чем через столетие по приказу царя Федора Ивановича этот собор был разрушен, а на его месте возвели пятиглавый. А каменные блоки с росписью были заложены в фундамент этого храма.
Подземные ходы в Далматово
Выдерживать осады обитателям монастыря помогали в том числе тайные подземные хода, которые не только соединяли внутренние постройки, но и вели за пределы обители. Можно было незаметно покинуть монастырские стены, пополнить запасы еды и воды. Среди жителей Далматово давно ходят легенды о загадочных подземельях. А некоторым даже удалось в них заглянуть. Свидетельства очевидцев приводятся в книге краеведа В.М. Слукина «Тайны уральских подземелий».
Например, Я.И. Зайков в 1945 году в Успенском соборе наткнулся на чугунную крышку-люк, под которой оказались тоннели, идущие в трёх направлениях: к юго-восточной башне, западным воротам и покоям архимандрита. Однако вместо того, чтобы исследовать старинные подземелья, вход засыпали.
Л.П. Козьмина рассказывала, что побывала в подземельях дважды. В начале 1920-х годов, когда она была ещё девочкой, подземный ход показал местный священник. Они прошли от юго-восточной башни за стены монастыря – к реке. В 1940 году она вновь оказалась здесь – уже на экскурсии под руководством директора краеведческого музея И.А. Иванча, однако метров через 20 путь преградил обвал.
В 1952 году, когда готовили площадку под фундамент цеха на территории монастыря, экскаватор неожиданно стал уходить под землю. Когда его вытащили, увидели подземный ход с деревянной крепью. Судя по всему, это был древний ход ещё со времён, когда Далматовский монастырь не был отстроен в камне.
При прокладке коммуникаций работники ещё несколько раз натыкались на подземные сооружения в разных частях монастыря. Жаль, что подземными ходами никто не заинтересовался. Если бы их восстановили, был бы уникальный туристический объект.
Ещё новости о событии:
Открытие фотовыставки Русского географического общества «Земля Зауралья»
12 января главный федеральный инспектор по Курганской области Александр Кистанов принял участие в открытии фотовыставки Русского географического общества «Земля Зауралья» в Областном культурно-выставочном центре.18:32 13.01.2017 Главный федеральный инспектор – Курган
Люби природу! Хотя бы на фото
В Кургане открылась фотовыставка «Земля Зауралья»Завораживает и пленяет эта тихая красота, что запечатлена на полотнах фотохудожников нашего времени.18:10 13.01.2017 Курган и Курганцы – Курган
Фотопутешествие с зауральской природой
В Курганском областном культурно-выставочном центре 12 января открылась выставка «Земля Зауралья».15:07 13.01.2017 Телеканал Зауралье – Курган
К Году экологии в Кургане открылась фотовыставка
Взглянуть на природу нашего края другими глазами можно в областном культурно-выставочном центре.10:03 13.01.2017 ГТРК – Курган
В местах лишения свободы он может провести до пяти лет35-летняя жительница Шадринска обратилась в полицию с заявлением о краже.Новый мир Авария произошла на пересечении улиц Климова и Кирова23 июня в 8:55 у дома № 30 на улице Климова в Кургане произошло ДТП, сообщает ОГИБДД УМВД России по городу Кургану.Курган и курганцы Она получила телесные повреждения23 июня около 11:53 у дома № 106 по улице Карла Маркса в Кургане пострадала девочка 2011 года рождения, сообщает ОГИБДД УМВД России по городу Кургану.Курган и курганцы Каждый должен принять посильное участие в борьбе с пандемиейВ Зауралье сформировали запасы препаратов и средств защиты для работы медиков, больницы готовят к приёму большого числа граждан с коронавирусом.Новый мир В медицинском учреждении ГБУ «Кетовская ЦРБ» 22.06. 2021 года прошло антитеррористическое учение на тему; «Эвакуация персонала и пациентов при угрозе взрыва ».Учения проходили по сценарию:ГБУ Кетовская ЦРБ На некоторых пунктах закончилась вакцина, разработанная Центром имени ГамалеиВ Кургане на некоторых пунктах вакцинации закончилась вакцина «Спутник V», поэтому людям ставят «Эпивак Корону».Курган и курганцы 80 лет назад, 22 июня 1941 года, началась война, от исхода которой зависела дальнейшая судьба нашей Родины — Союза Cоветских Cоциалистических Республик.КПРФ В рамках традиционной летней программы чтения «Книжная радуга» для юных читателей микрорайона Северный проходит летняя программа чтения «Поиск золотого ключика».Библиотечная информационная система Улица Константина Циолковского образовалась в микрорайоне Рябково в январе 1958 года.Библиотечная информационная система
Возникновение Далматовского монастыря
История Далматово – это прежде всего история Далматовского Успенского монастыря
Он сыграл важную роль в освоении Исетского края, способствовал продвижению русских поселенцев по реке Исети, занимая важное стратегическое положение
В 1644 году здесь обосновался инок Далмат – в миру Дмитрий Иванович Мокринский (1594-1697). Он был потомком одного из казаков войска Ермака. После смерти супруги Мокринский постригся в монахи в Невьянском монастыре и взял себе имя Далмат. Позже, из любви к уединению, он ушёл на реку Исеть. Для жилья выкопал себе пещеру в склоне оврага. Позже к отшельнику присоединились сподвижники. Около пещеры они построили деревянную часовню, в которой поставили принесённую Далматом икону Успения Божией Матери. Вскоре тут поселился и сын Далмата – Исаак.
На возвышенном левом берегу реки Исети построили деревянную церковь с братскими кельями. Так возник мужской Далматовский Успенский монастырь. Его первым игуменом стал Исаак – сын Далмата. Из-за опасности со стороны местных народов, пытавшихся вытеснить незваных пришельцев, тут поставили деревянную стену с башнями по углам, а также запаслись оружием. Не раз на монастырь нападали башкиры и татары и разоряли его, но каждый раз монастырь отстраивали заново. Кстати, в Музее истории и археологии Урала в Екатеринбурге хранится боевой шлем Далмата.
В 1651 году рядом возникла слобода Служняя, которую в 1691 году переименовали в село Николаевское – по возведённой церкви Николая Чудотворца. А с 1680 по 1743 год рядом с Далматовским Успенским монастырём находился Введенский женский монастырь.
Постепенно Далматовский монастырь превратился в крупное землевладельческое хозяйство с обширными пашенными и сенокосными землями. В середине XVIII века ему принадлежало село и 14 деревень, в которых проживало 2150 человек. Каждый крестьянин должен был отработать на монастырь определённое количество дней и заплатить оброк. Протекающую через Далматово реку Исеть использовали в транспортных целях. Монахи отправляли по ней в Тобольск баржи с мукой, зерном и хмелем, а также сплавляли лес.
С Далматовским монастырём связано появление Каменского завода – ныне города Каменск-Уральский. Рудознатцы Далматовской обители нашли железную руду на речке Каменке, а в 1682 году пустили там небольшой Железянский завод. В 1700 году эту землю вернули в казну, и в 1701 году начал работу первый на Урале казённый Каменский завод.
После череды пожаров, в 1707 году в Далматовском монастыре решили построить каменную цитадель. Её возводил зодчий Иван Борисов по прозвищу Сорока. Строили долго и основательно. Писатель Алексей Иванов называет результат гибридом старинного кремля с Петропавловской крепостью. Здесь выросли толстые каменные стены с башнями и бастионами. Строительство шло с 1713 по 1763 год. Возвели тут и каменные церкви.
В монастыре паломники больше всего почитали икону Успения Божией Матери, с которой в эти места пришёл сам Далмат Исетский. Это была главная святыня монастыря. После революции икона была утрачена, её судьба неизвестна.
В XVIII веке Далматовский Успенский монастырь служил местом ссылки для старообрядцев и других неугодных. Среди них были протопоп Московского Успенского собора и бывший синодальный член Иоанн Максимов, иеромонах Феофан Леонтович, граф Пётр Апраксин, а в соседнем Введенском женском монастыре томилась княжна Прасковья Юсупова (за «волшебство»).
При монастыре возникла первая школа Зауралья. Известно, что в 1719 году здесь учились 9 мальчиков, а в 1779 году – уже 200 человек. В 1816 году открылось духовное училище. Среди его выпускников были путешественник К.Д. Носилов, председатель Русской духовной миссии в Иерусалиме А.И. Капустин (отец Антонин), будущий изобретатель радио А.С. Попов, основатель Томского университета В.М. Флоринский, учёный и краевед А.Н. Зырянов.
Увидеть, как монастырь выглядел до революции, можно на цветных фотографиях С.М. Прокудина-Горского 1912 года.
Мощи святого Далмата
И вот настал тот момент, ради которого в Далматовский монастырь приходит множество паломников. Нас благословили подойти и приложиться к мощам святого Далмата. Рака с обретенными мощами основателя монастыря хранится в церкви Всех Скорбящих Радосте с 1994 года. Для нас даже открыли одно их «окошек» раки, дабы мы могли лицезреть часть святых мощей. Каждый мысленно возвел молитву о самом желанном. Я, например, просила здоровья и мира для себя и своих близких. А затем брат Никита повел нас в усыпальницу Далмата Исетского, расположенную в пристрое к церкви. В том самом месте, где и был обнаружен его склеп с гробом-колодой, изготовленной самим преподобным еще при жизни (упокоился основатель монастыря в возрасте 103 лет, оставаясь до конца жизни простым иноком).
История, которую рассказал нам брат Никита, такова. В 1871 году близ погребения Далмата началось строительство церкви в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радосте». Во время прокладки траншеи под фундамент строители наткнулись на каменный склеп, из которого был виден гроб Далмата. Встал вопрос о том, как поступить с мощами преподобного. Несмотря на переписку настоятеля с правящим и викарным архиереями, освидетельствование состояния гроба и склепа самим Преосвященным Вассианом, Епископом Екатеринбургским, викарием Пермской епархии, вопрос так и не был решен. Мощи по-прежнему оставались в том самом склепе, где и были обнаружены. Дождевая вода, проникшая по недосмотру через отверстие в склепе, впоследствии очень негативно повлияла на сохранность мощей. И здесь главным ревнителем благочестия оказался… сам старец Далмат. В монастырском архиве имеются письменные свидетельства благочестивых паломников, которым являлся Далмат и указывал на то, что он лежит в сыром месте. И повелевал объявить, дабы обрели его мощи и не сомневались в том, что в обнаруженном склепе похоронен именно он. В 1896 году к храму была пристроена каменная усыпальница, располагавшаяся непосредственно над захоронением.
После закрытия монастыря и прекращения в церкви богослужений в усыпальнице с 1933 года последовательно размещались гардероб совхозного театра, производственные помещения завода молочного машиностроения «Старт», прачечная. И только в 1992 году, когда началось возрождение Далматовского Успенского монастыря, началась деятельность по обретению мощей его основателя. Серьезная работа большой группы специалистов была успешно завершена, и день 6 августа 1994 года стал считаться в Курганской епархии праздником обретения мощей преподобного Далмата Исетского. А через десять лет Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий своей резолюцией подтвердил причисление основателя Свято-Успенского мужского монастыря к лику местно-чтимых святых Курганской епархии. Теперь мощи святого Далмата покоятся в деревянной резной раке в церкви Всех Скорбящих Радосте.
Церковь иконы Божией Матери «Всех Скорбящих Радосте»
Склеп святого Далмата в усыпальнице при церкви
Внутри Храма. Справа — рака с мощами святого Далмата
Полуразрушенный корпус завода «Молмашстрой» на территории монастыря
Наша экскурсия по территории Далматовского монастыря и рассказ сопровождавшего нас брата Никиты позволили составить представление как в целом о монастырском комплексе, так и об отдельных его составляющих. Территория монастыря представляет собой многоугольник. Ансамбль построек окружен крепостной стеной с тремя башнями, с северными и южными воротами. Ядром композиции является Успенский собор, находящийся, к сожалению, в плачевном состоянии. Западнее — Скорбященская церковь с усыпальницей преподобного Далмата. В состав построек входной группы у южных ворот входят здания келий и служб, у северных ворот — возведенная над ними Надвратная церковь Иоанна Богослова и примыкающий к ним гостиный корпус. В помещении северных келий в 2012 году был открыт монастырский музей. Туда мы и отправились в заключение нашей экскурсии.
О жизни в царской России
Основную часть экспозиции монастырского музея составляют предметы, которые объединены одной общей темой — жизнь в царской России. И это не случайно. Почти ровесник дома Романовых, монастырь с более чем трехсотшестидесятилетней историей — плоть от плоти частичка той Святой Руси, которая созидалась на просторах православного Русского Царства, впоследствии — Российской Империи. Поэтому знакомство с историей Далматовской обители невозможно без соприкосновения с жизнью наших предков, подданных православного русского самодержца. Кстати, через дорогу от северных келий, где теперь расположен монастырский музей, на площади перед монастырем находится часовня в честь спасения царской семьи Государя Императора Александра III во время крушения поезда на станции Борки Азовско-Курско-Харьковской ж/д в 1888 году, построенная в 1890 году на средства далматовских жителей.
Как известно, последним Российским императором был Николай II Александрович, возведенный церковью в сан святых мучеников. В главном зале музея мы увидели большую, в человеческий рост, общую фотографию царской семьи, над которой прикреплено их иконописное изображение.
А в глубине зала, на противоположной от входа стене, помещена большая фотокопия портрета Николая II, написанного художником Липгартом. В простенках боковых стен — фотокопии картин русских художников, посвященных также царской теме.
Экспонаты, расположенные на стендах и в витринах, собраны таким образом, что позволяют получить представление, хотя бы беглое, о многих сторонах жизни в царской России. Кроме фотографий, документов, писем, здесь можно увидеть и предметы быта и личного обихода. Странное чувство возникает, когда рассматриваешь посуду, столовые приборы, часы, пенсне, письменные принадлежности, скобяные изделия, футляры и даже этикетки и коробки из-под спичек и папирос. Тех людей, что пользовались всем этим, давно нет, а вещи — вот они, в витринах под стеклом. И это подлинные предметы той эпохи
По-видимому, создатели музея именно в этом видели особый смысл: важно не просто получить информацию о прошлом, но иметь возможность «осязать» его. И действительно: от этих экспонатов на нас будто повеяло стариной.
В трапезной
Территория монастыря показалась довольно обширной, но странным образом безлюдной. Впрочем, судя по изредка встречающимся и спешащим куда-то людям в монашеской рясе и без таковой, жизнь здесь идет своим чередом. Встретили нас приветливо, в сопровождающие дали симпатичного рослого монаха лет тридцати пяти от роду. Он попросил обращаться к нему брат Никита. Первым делом наш «гид» повел нас… в трапезную — приближалось время обеда.
У двухэтажного здания с высоким крыльцом собрались люди. Монахов среди них я не увидела — по-видимому, либо они были уже внутри, либо в трапезную заходят с другого входа. Наша группа состояла в основном из женщин, а вот население монастыря почти сплошь мужское, что, впрочем, не удивительно — ведь монастырь мужской. Оказалось, кроме монахов и послушников здесь обитают и просто служащие, и так называемые трудники, но о них расскажу чуть позже.
Трапезная, как пояснил брат Никита, и до революции была таковой, только одноэтажной, а второй этаж был маленький — скорее надстройка, где размещался архиерейский покой. Сегодня трапезная занимает второй этаж, а на первом разместился столярный цех: для храма и монастыря все столярные изделия делаются своими руками. Наверху сохранилась деревянная башня, которая исстари выполняла роль смотровой. Ведь вплотную к территории монастыря, метрах в двадцати от забора, протекает река Исеть, по которой раньше и шло все основное движение транспорта. С башни за ним велось наблюдение.
В обеденный зал первыми входят мужчины, потом уже запускают женщин. Все вошедшие в полном молчании стоят за длинными столами в ожидании короткой молитвы, которую перед каждой трапезой читают монахи (и после трапезы — тоже). Кстати, хотя мясного на столе мы не увидели, еда оказалась очень вкусной — грибной суп-пюре, гречневая каша, салаты из овощей и даже десерт в виде кусочков дыни.
После сытного обеда брат Никита провел нас по территории монастыря. Эта экскурсия оказалась весьма интересной и познавательной.
На что обратить внимание
На рыбную ловлю в водоёмах Курганской области часто влияет неустойчивый местный климат и погода. Летом, из-за колебаний температуры, сложно угадать с клёвом рыбы. Зимой морозно и много снега. Осенью выезжают ловить хищную рыбу.
Привычные виды рыб удят на бесплатных местах и на платных базах, но запрещён вылов стерляди, осетра сибирского, нельмы, сибирской щиповки и сибирского гольца. На улов влияет сезон, глубина озера или реки, скорость течения. Но местные рыболовы не склонны делиться секретами мест и способов ужения.
Стоит знать, что на реках Тече и Тоболе, между Арбинским водозабором и Курганской плотиной рыбалка запрещена. Так же на реках, которые короче 150 км и на участках за 500 м до устьев.
Отправляясь на рыбалку, не забывайте уточнять о запретах, действующих на водоеме и крае
Дом А. А. Данилушкина
Каменный особняк конца 19 столетия — уникальное для Кургана сооружение. До Революции 1917 г. он принадлежал семье А. А. Данилушкина — крестьянина, впоследствии ставшего крупным строительным подрядчиком и разбогатевшего на многочисленных заказах. Он сам вместе с сыновьями занимался строительством и отделкой.
В облике дома использованы элементы русского зодчества: пилястры замысловатой формы и наличники с кокошниками. Но в целом стиль скорее тяготеет к эклектике, популярной в России на стыке веков.
Здание можно осмотреть только снаружи, внутри находится государственное учреждение.
Адрес: ул. Горького, 170.
Дом А. А. Данилушкина
История обители
Основателем ныне известного монастыря является монах Пафнутий. Родился он в конце XIV века, родом был из небольшого селения Кудиново, что недалеко от города Боровск (Калужская область). Когда мальчику исполнилось 12 лет, он стал послушником Покровской лавры, а вскоре там же принял монашеский постриг. В 1434 г. Пафнутий был назначен игуменом, а через 10 лет по причине тяжелой болезни принял схиму и ушел из обители. Позже на берегу Протвы он основал Боровский мужской монастырь, где стал настоятелем.
Свято-Пафнутьев Боровский монастырь
Еще при жизни Пафнутия на территории лавры был возведен храм Рождества Богородицы, который расписывали знаменитые иконописцы того времени. Когда преподобный умер, его место занял игумен Иосиф, однако и тот скоро покинул монастырь. Вплоть до 20-х годов XVI столетия расширение обители не производилось. Только в 1529 г. появилась еще одна постройка – церковь Рождества Христова, куда приезжал молиться князь Василий III.
В 1531 г. решением Собора 1 мая был установлен официальный престольный праздник во имя отца-основателя. Вскоре и самого Пафнутия канонизировали, причислив его к чудотворцам. Под конец XVI столетия на территории лавры возвели большой каменный собор взамен церкви Рождества Богородицы. Однако после набега Лжедмитрия II все постройки были уничтожены.
Свято-Пафнутьев монастырь вернул к жизни патриарх Филарет, который лично распорядился начать восстановление святыни. Реставрационные работы велись вплоть до 1640 г., а спустя еще 30 лет комплекс пополнился храмом Илии Пророка, к которому примыкала больница. Тогда же была возведена новая звонница. В 1760 г. на территории лавры построили церковь во имя святителя Митрофана Цареградского, где позже открыли духовную семинарию для крестьянских детей.
Во время войны 1812 года мужская обитель вновь пострадала от набега врагов. Восстановлена она была только спустя 10 лет после победы над Наполеоном. В честь этого прошел великий крестный ход, приуроченный ко дню празднования памяти преподобного Пафнутия.
Отведать пива не хотите ли? Курганский пивоваренный завод
Адрес | Ул. К. Маркса, 2 |
Телефон для записи на экскурсию | +7 (3522) 45-42-53 |
Фирма «Зауральские напитки» производит более 10 сортов пива и другие напитки.Фото: Туристско-информационный центр города Кургана
Курганский пивоваренный завод — одно из старейших предприятий Урала, уникальный объект промышленной архитектуры начала 20 века. Курганское пиво начал выпускать австриец Вячеслав Гампль в 1913 году — к моменту, когда здание завода уже было построено, а образцы вкуснейшего курганского напитка получили Гран-при в Париже, Брюсселе и Лондоне. Предприятие стало производственной базой для Курганского пивоваренного завода.
Сегодня завод производит более 10 сортов пива, питьевые воды и сладкие газированные напитки. Продукция расходится по всей стране, а в Кургане ее можно попробовать в фирменном магазине «Зауральские напитки» рядом с самим предприятием.
Ансамбль фабрики Ежиковых
Ансамбль фабрики Ежиковых.
2
В 1885 году предприниматель П.П. Ежиков открыл в Боровске ткацко-красильную фабрику. Для нее были построены производственные и хозяйственные корпуса, а также другие здания, многие из которых сохранились до наших дней.
Зачем посещать:
Ансамбль фабрики, расположенный на улице Рабочей, состоит из нескольких зданий, которые можно осмотреть во время пешей экскурсии. Время постройки комплекса – конец XIX-начало XX века, он построен в стиле, характерном для промышленной архитектуры этого периода. Большая часть зданий признана объектами культурного наследия.
Адрес: Ул. Рабочая, д. 6а, г. Боровск, Боровский р-н, Калужская обл., Россия.
Курганская область: ТОП-3 места, куда поехать сразу
Визитная карточка Курганской области – здравницы и таинственные памятники древности. Именно их мы и расположили в разделе «Главные достопримечательности».
Озеро Медвежье
Координаты на карте: 55.199537, 67.997895.
Медвежье – солёное озеро в Петуховском районе недалеко от границы с Казахстаном и один из лучших курортов области. Водоём мелкий, поэтому в нём спокойно купаются с детьми. Максимальная глубина не превышает 1,2 метра.
Воды настолько насыщены солью, что легко держат на поверхности даже крупных взрослых. По своим особенностям водоем сравним с Мертвым морем. Посреди озера из воды выступают шесть островов.
Летом водоем заполоняют соленые артемии – крошечные рачки, которые окрашивают воду в коричневый цвет и выделяют особый фермент, успокаивающий нервную систему.
Артемии – единственные существа, способные жить в подобной среде, ни рыбы, ни водоросли не выдерживают столь соленую воду. Ил обладает целебными свойствами и используется при лечении многих заболеваний. На северном берегу уже много лет работает лечебно-оздоровительный санаторий.
Шадринские минеральные воды
Адрес: Шадринский район, село Верхняя Полевая, Совхозная улица, 11.
В окрестностях города Шадринск бьют несколько минеральных источников, известных благодаря бутилированной воде «Шадринская». Геологи обнаружили бесценное месторождение в 1970 году. Учёные и рабочие искали обычную пресную воду для снабжения города, но случайно обнаружили настоящий природный клад.
В 1984 году шадринцы начали розлив воды. Одну из скважин оборудовали для городского пищекомбината, вторую – для санатория «Жемчужина Зауралья».
В течение нескольких лет специалисты пробурили около 30 скважин. Шадринскую минеральную воду, в которой содержится более 20 полезных веществ, сравнивают с Боржоми и Ессентуками.
В селе Верхняя Полевая также имеется горячий минеральный источник. Температура в нем круглый год держится на отметке в 33°С. Вода подается в бассейны с гидромассажными установками.
Святилище Савин
Координаты GPS: 55.698253, 65.644588.
Вблизи села Бузан на небольшом холме лежит главная археологическая гордость Курганской области. Необычные руины – это остатки святилища-обсерватории, в котором древние люди совершали религиозные обряды и наблюдали за небесными светилами. Весной во время половодья у подножия возвышенности разливается река, возможно, поэтому местность по-угорски называют Савин, что в переводе на русский язык значит «холм среди болот».
Памятник археологии в 1982 году открыл местный житель Василий Бабушкин. Василий Павлович собрал несколько древних артефактов и передал их в краеведческий музей. Специалисты заинтересовались находками, провели рядом с селом ряд раскопок и обнаружили два прилегающих круга, похожих на огромную восьмерку.
Рядом нашли более сотни ям, оставшихся от столбов, и три человеческие могилы. Археологи также отыскали следы кострищ и ямы с жертвоприношениями, в которых лежали осколки керамики, изделия из различных материалов и кости животных. Учёным удалось собрать более 7000 предметов.
Святилище было построено в эпоху энеолита, то есть более 4000 лет назад, сооружение на 1000 лет старше прославленного Аркаима. Обсерваторию прозвали «Курганским Стоунхенджем», при этом российская достопримечательность появилась значительно раньше британской. В окрестностях имеются ещё три памятника археологии: Савин-2, святилище Слободчики-1 и поселение Охотино-1.
Храм
В 1863 г. 8 октября в селе Боровском была заложена церковь, в которой с 1869г. начались регулярные богослужения. Это шестилетнее строительство неожиданно стало предметом насмешек жителей окрестных сёл – мол, все вокруг давно и быстро отстроились, а вы всё копаетесь. Однако, Бог судил по-своему: настало революционное лихолетье, и из всего множества храмов нескольких близлежащих районов пережить его было суждено лишь Боровскому Свято-Никольскому. Кто знает, может, именно за эту основательность боровчан Господь уготовал их храму оставаться единственным островком Православия на всём пространстве от Свердловска до Шадринска (в которых ещё оставались действующие храмы) в течение советского периода.
В праздничные дни с колокольни, откуда хорошо видна на железнодорожная насыпь, можно было наблюдать целые реки людей, идущих с прибывшей электрички к храму. Первые прихожане уже входили в церковь, а «хвост» людской тянулся от самого полустанка на протяжении полутора километров. Верующие стекались отовсюду: из Каменска-Уральского, Сухого Лога, Камышлова, Богдановича, Далматово – всех окрестных городов и весей. Удивителен Промысел Божий – простая сельская церковь не только не была разрушена или закрыта, но в ней продолжалось богослужение даже в самые трудные годы. На клиросе пели монахини из разорённых обителей: Колчеданского, Верхтеченского и других монастырей.