Русские народные промыслы

Понять[править]

Чердынь
Церковь Иоанна Богослова
Полезная информация
Население 4687 чел.
Телефонный код +7 34240
Часовой пояс

UTC+5:00

  Культурное наследие

Че́рдынь стоит на реке Колве в нескольких километрах от её впадения в Вишеру. Вишера в свою очередь впадает в Каму. По этим рекам шёл древний торговый путь, связывавший Прикамье с русским Севером и Сибирью: верховья Колвы сообщаются с притоком Северной Двины Вычегдой (этим путём на Каму проникали первые русские переселенцы), а, если подняться по Вишере, то волоком можно попасть в Лозьву, Тавду, Тобол и оттуда в Иртыш. Топоним Чердынь произошёл, скорее всего, от коми-пермяцких слов чер (приток) и дын (устье), что вполне согласуется с расположением города рядом с устьем Колвы. Чердынь впервые появляется в русских летописях в 1451 году, и считается, что в те времена так называлось пермяцкое поселение на месте современной Покчи или даже Пянтега (см. ). В 1472 году после покорения Перми Великой в Чердыни заложена крепость, но похоже, что под именем Чердынь тогда ещё фигурировала соседняя . Наконец, в 1535 году поставлена деревянная крепость на Троицком холме, т.е. на месте современной Чердыни.

Расположение города для Северного Прикамья необычайно живописно: он стоит на высоком правом берегу реки, с которого открывается великолепный вид на бескрайние леса, над которыми возвышается гора Полюдов камень в окрестностях Красновишерска. Это ещё не главный Уральский хребет, но близость гор ощущается в Чердыни гораздо сильнее, чем в городах, стоящих на Каме.

В XVI веке Чердынь была первой русской столицей Прикамья, через неё шла торговля с пока ещё не покорённой Сибирью, здесь находилась резиденция воеводы. Со строительством Бабиновской дороги, связавшей Соликамск с расположенным за Уральским хребтом Верхотурьем, необходимость в сложных волоках отпала, и значение Чердыни снизилось. В 1635 году отсюда уехал воевода, и город постепенно превратился в захолустье, хотя в XVIII веке получил статус уездного, с чем благополучно дожил до наших дней. К северу от Чердыни никаких городов уже нет, там начинается лагерный край с затерянными в тайге посёлками, которые один за другим исчезают с карты после закрытия соответствующих исправительных учреждений. Сама Чердынь на этом фоне выглядит неплохо, даже успешно: старые здания поддерживаются в неплохом состоянии, достопримечательности отмечены информационными табличками, а в краеведческом музее вам предложат купить красиво изданный путеводитель по городу.

В Чердыни нет крупных достопримечательностей, но, если уж вы сюда приехали, то сможете с интересом провести несколько часов. От тех времён, когда Чердынь была столицей Прикамья, не осталось ровным счётом ничего. Все здешние храмы построены в XVIII веке, а городская застройка относится ко второй половине XIX-го, но и то, и другое сохранилось на удивление хорошо. В сочетании с прекрасными панорамами, необычным музеем и атмосферой захолустья Чердынь производит сильное впечатление. Его можно дополнительно усилить поездками по , где находятся старейшие памятники Прикамья.

Покча – потухшая звезда Прикамья

9 Февраль 2015
admin

Покча — одно из старейших мест русского севера. В середине XV века она была одним из центров княжества Пермь Великая Чердынь.  Откуда происходит название Покчи? Возможно это древнее родовое имя.

Во время похода московских войск на Пермь Великую Покча была одной из главных целей русских воевод.  В 1472 году ее захватили войска Федора Пестрого (Стародубского). Это первое упоминание о Покче в письменных источниках.

Во время осады Покча была сожжена, и Федор Пестрый велел построить новый городок «на устье Почки (Покчи)». Сюда из Чердыни была переведена столица Великопермского княжества, была построена церковь. Здесь жил и князь Великопермский.

В Покче берет начало река Покча. Водный поток вырывается из-под земли в одном месте и в один момент превращается в реку.

Покча была одним из центров княжества Пермь Великая Чердынь целых 70 лет. Покчинская крепость стояла на высоком мысу над Колвой и была идеальным местом, чтобы следить за теми, кто двигался по Колвинско-Печерскому водно-волоковому пути.

В Покче есть несколько родников. Самый большой из них — рядом с устьем реки Кемзелки. Но самый таинственный — другой.

Справа от большого родника находится поляна, а за ней в лесу — еще один родник. Над ним установлен колодец и крест. По преданию вода в нем — «мертвая», то есть лечит она не душу, а тело. Вода кристально чистая и вкусная.  По легенде, в XV веке на этом месте вогулы (манси) князя Асыки казнили покчинского князя Михаила со всей его семьей — женой и пятью детьми. А на следующий день из земли, пропитавшейся их кровью, забили семь ключиков и потекли семь ручейков. Вода родника течет по лугам в Колву.

Родом из Покчи — изображение святого Николая Можайского «с мечом и градом». Это один из самых ранних экспонатов в коллекции пермской деревянной скульптуры, его датируют XVIII веком (где-то пишут XVII век). Когда-то эта скульптура находилась в Благовещенской церкви Покчи. По одной из версий, образ святого Николая Можайского считался защитником русских городов. По другой, в образе Николы могли запечатлевать попечителей или настоятелей храмов со зданием в руках. Сейчас скульптура находится в музее в Перми.

Когда-то в Покче стояли одни из самых древних храмов Чердынской земли. У родника стояла деревянная церковь во имя Благовещения Пресвятой Богородицы (возможно, XV или XVI век). здесь хранилась соименная икона, привезенная князем Михаилом Великопермским из Москвы. В этом же храме был колокол, пожертвованный сыном князя Михаила, Матвеем.

В Покче существовал еще один храм — во имя великомученика Георгия, построенный не ранее 1663 года, вместо старого, «где его строити, так как старое водой подмыло».

В 1794 (где-то указывается 1785 г) году на высоком берегу Колвы был построен каменный Благовещенский храм. В 1896 г. храм решили перестроить. В 1903 году приобрели новый благовестный колокол в 515 пудов. В 1910 году его снова реконструировали. В 1920 году храм разумеется закрыли. С 1933 по 1958 годы здесь находилась электростанция Чердынской МТС. В настоящее время Благовещенская церковь разрушается и восстановлению по мнению экспертов не подлежит. Всего за 100 лет. А жаль. Красивая была…

Покча была столицей Пермского княжества до 1535 года, когда административный центр навсегда был перемещен в Чердынь. Найти место, где стояла древняя Покча археологам пока не удалось. Ведь такой крупный город не мог исчезнуть без следа. По свидетельствам историков, земляной вал крепости был хорошо виден еще в начале XIX века.

Возможно, стоявшую на самой излучине реки Покчу подмыли воды Колвы. А может быть, как древняя Троя, Покча еще ждет своих исследователей. Археологи считают, что возраст Покчи — намного больше.   К югу от села нашли древнее поселение которое датируется X-XIII веками. Находки  снего доказывают, что местные жители умели плавить металлы, занимались охотой и земледелием, вели торговлю с Волжской Булгарией.

Сейчас, по отзывам немногочисленных местных жителей, главная проблема деревни — зимой не чистят дороги. Обращения к местным властям безрезультатны. Все улицы в деревне занесены глубоким метровым снегом, перемещаться  можно только на лыжах, никакая машина легковая или Скорая помощь не пройдет. Даже трактор не проходит. Чистят спецтехникой только перед выборами. До райцентра Чердыни 37 км.

Да, Покча имела некогда столичные амбиции, но теперь потухла. Теперь к этому маленькому селу прилипло прозвище «потухшая звезда Прикамья».

История

Село Покча Чердынского района имеет древнюю богатую историю. На его месте ещё в 1472 году существовал город, который был основан князем Ф. Пёстровым, завоевавшим Великую Пермь.

Однако в 1481 поселение было сожжено во время нападения мансийских племён. Его отстроили заново, но в 1535 году он был сожжён вновь, и тогда местное управление перенесли в Чердынь, а на этом месте остались только погост и церковь.

Однако Покча по-прежнему существовала и развивалась. В XVII-XIX веках она стала крупным центром баржестроения. Было открыто частное пароходство, иконописное заведение, к 1890-м годам основали богадельню, затем – детский приют.

В годы советской власти на территории района действовали колхоз и промколхоз. В здании церкви была открыта Чердынская МТС. Работал маслозавод.

Сейчас в посёлке есть лесное хозяйство, лесничество, отделение связи, сельпо. Работают медпункт, дом престарелых, в окрестностях находится лагерь отдыха. Есть школа и детский сад, а также Дом культуры и библиотека. Численность населения составляет 700 человек.

Чердынь

полный размер)»>

Имя бывшей столицы Перми Великой происходит от коми-пермяцкого «Чердынь» («Шордынь») и означает «Поселение в устье небольшой речки». Это не вымышленное, а реально существующее место, увидеть которое можно, стоя лицом ко входу в гостиницу «Старая пристань» и глядя налево. Сама гостиница расположена у подножия Троицкого холма тоже не случайно. Недалеко отсюда раньше находилась настоящая пристань. Георгий Чагин помнит те дни, когда к ней причаливали двухпалубные пароходы.

(полный размер)»>

Взойдя на холм, оказываемся в самом сердце Чердыни. В древности у ­коми-пермяков здесь было языческое святилище и городище. В 1535 году по указу царя на Троицкой горе был сооружён первый на Урале русский деревянный Кремль. Проектными и строительными работами руководил мастер Давид Курчев, являвшийся, по мнению исследователей, предком поэта Александра Пушкина. Кремль был спланирован и органично вписан в рельеф местности. Возведённые по периметру холма стены повторяли его очертания. Главная из шести башен — Спасская, высотой 15 м, была размещена на севере. Восточный склон обращён к Колве. С западной стороны был насыпан земляной вал длиной около 130 м и вырыт ров глубиной до 15 м, заполнявшийся водой. На территории Кремля была построена воеводская канцелярия, куда из Покчи переехало руководство Перми Великой, и с того момента за Чердынью официально закрепился статус города.

(полный размер)»>

Рядом с канцелярией появился первый храм, названный во имя Благовещения Богородицы. Впоследствии его заменили на храм Рождества Христова. Оба они были деревянными. К началу XVII века в Чердыни насчитывалось 16 деревянных церквей. Самой сложной по устройству, судя по описаниям, была шатровая Никольская церковь с пятиярусным иконостасом. Она просуществовала дольше остальных и сгорела 2 июня 1792 года при пожаре, поглотившем почти весь город — 350 домов. В память о ней купцы установили каменный столб с иконой Николая Чудотворца.

(полный размер)»
class=»nk-width-small nk-margin-bottom

nk-margin-left nk-float-right
«>
Первая каменная церковь — Святой Троицы — была построена в 1838 году, в 1930-е её сровняли с землёй. В коллекции галереи хранятся шесть экспонатов, вывезенные Николаем Серебренниковым из этого храма и позволяющие представить фрагменты его внутреннего убранства до уничтожения.

На сегодняшний день в Чердыни сохранилось шесть церквей. Воскресенский собор, построенный в 1750—1785 годах, возвышается на Троицкой горе. В 1908—1911 годах он был реконструирован по проекту Александра Турчевича. Затянули бы чуть-чуть с работами, и город никогда не обрёл бы такой архитектурной вертикали. С середины 1930-х до конца 1990-х годов в соборе располагался районный дом культуры. В 2007 году здание было возвращено верующим.

(полный размер)»>

Центральный ансамбль дополняют ещё три сооружения XVIII века: Богоявленская, Преображенская и Успенская церкви.

(полный размер)»>

За оградой Троицкого холма в старину располагалось кладбище, где похоронены самые знатные люди Чердыни. В XX веке всё это было разрушено. Остался лишь фундамент, на котором в 2012 году установили деревянную церковь 1917 года, привезённую из деревни Бигичи. Точнее, привезли только брёвна от колокольни, остальное — новодел. Внутри и вокруг Кремля проводилось множество раскопок и найдено несколько уникальных предметов. Самыми значительными являются серебряные монеты: одна времён князя Василия II Тёмного, направившего в 1451 году в Чердынь своего наместника Михаила Ермолича; вторая — периода князя Ивана III Васильевича, присоединившего в 1505 году Пермь Великую к Москве. Древняя земля посылает знаки.

Внутри жилища

Наиболее распространенный по конструкции вариант того, как на Руси строили дома, — русская изба. Она состояла из двух помещений — жилой части и сеней. Последние были единственным местом в доме, куда почти не проникал свет. В этом помещении оставляли обувь и верхнюю одежду, держали корыта и ведра, а в сильные холода забирали туда домашний скот.

Согласно «Толковому словарю живого великорусского языка» Владимира Даля, слово «сени» является производным от «сень» — защита, покров, убежище.

Внутреннее убранство изб на Руси не отличалось разнообразием. Главной задачей было разместить большую семью в жилище, по метражу нередко уступающему современной однушке. Вот почему каждый член семьи, состоящей из семи-восьми человек, должен был знать свое место в избе.

В помещении существовали мужская и женская половины, а спальные места распределялись в соответствии с возрастом человека. Продуманная до мелочей система занятия мест существовала и за обеденным столом. Отец сидел по центру, под образами. По обе руки от него — сыновья. Малолетних детей сажали на лавку — отсюда выражение «семеро по лавкам». Женщины ели, сидя на приставных скамейках или табуретках — так им проще было выйти из-за стола и поднести новое блюдо.

Виды с холмов. Их семь, как в Древнем Риме

В конце лета и начале осени пейзажи в Чердыни приобретают контрастные цвета — есть чем полюбоваться. Лучшие панорамы открываются с вершин холмов. Всего их здесь семь, как в Древнем Риме: Таёжный, Вятский, Троицкий, Воскресенский, Богоявленский, Монастырский, Посадский или Всесвятский. Все они разделены глубокими оврагами. Также прекрасный вид открывается около Иоанно-Богословского собора и с колокольни Воскресенского собора. Добраться до них легко — спросите у местных жителей.

Вид с Троицкого холма на Тайгу и Полюд

Фото: Ольга Якунчева

Вдали вы заметите вершину горы Полюд — самую высокую точку в этой части Уральских гор. Она названа именем богатыря, жившего на вишерской земле. По коми-пермяцкой легенде он сражался с богатырем Колчимом. Они кидали в друг друга камни на протяжении многих лет, и Бог наказал обоих за это, превратив в скалы. По другой версии, Полюд сам ушел в каменную гору, где и спит до сих пор. Есть и еще один вариант легенды: богатыри Полюд и Ветлан любили девушку Вишеру и долгое время не могли её поделить. Тогда Бог превратил их в камни Полюд и Ветлан, а девушку — в реку Вишеру, текущую между ними.

Еще один вид, достойный кисти Рериха

Фото: Чердынский краеведческий музей

Но и это не все, есть еще одна легенда, и она похожа на реальность: на вершине горы стояла застава, оберегающая Чердынь от нападения вогуло-татарского войска. Богатырь Полюд следил с вершины за набегами неприятеля. Как только они направлялись в сторону Чердыни — на вершине Полюда зажигали костер. К тому моменту, когда войско подходило к городу, Чердынь была готова отразить натиск.

Вечером с холмов можно увидеть живописное и многоцветное небо, а безоблачной ночью в августе — звездный купол, щедро усыпанный звездами.

Избушка из сказки

Зловещий образ избы на курьих ножках, в которой проживает нечистая сила, встречается во многих русских сказках. Почему же именно на курьи ноги поставили сказочники эту необычную постройку, и причем здесь вообще куры?

На самом деле, безобидные птицы никак не связаны со строительством. Словом «куръ» до 1920-х годов обозначали стропила на крестьянских избах (поддерживающие конструкции). Широкое распространение они получили в болотистой местности.

В Москве одну из церквей XVII века местные называли «Николой на курьих ножках», поскольку она, по одной из версий, стояла на пеньках. Перестроенный каменный храм в начале XIX века часто посещала семья Пушкиных. По легенде, необычный вид церкви вдохновил Александра Сергеевича на написание «Руслана и Людмилы».

Иранское серебро и старинные монеты

Роскошные серебряные блюда и чеканные монеты Сасанидской Персии, Византии и Волжской Булгарии вы можете увидеть в краеведческом музее имени Пушкина. Древнее сасанидское серебро археологи нашли здесь еще в позапрошлом веке и увезли в Эрмитаж. Для местного музея сделали копии в технике гальванопластики.

Одно из иранских блюд: сцена охоты

Фото: Чердынский краеведческий музей

По предположению историков, серебро попало сюда в обмен на пушнину, которую продавали в Европе и на восток. Чердынь вела активную торговлю с волжскими булгарами, Ираном, Великим Новгородом и северной Югрой. Серебро, которое привозили сюда, отдавали новгородцам, а они оплачивали им часть дани Золотой Орде.

Тогда Чердынь была лакомым куском — она располагалась на перекрёстке водно-волоковых путей, через нее шел путь в Сибирь и к Ледовитому океану. Новгород и Москва боролись за экономическое господство над Пермским краем. Князья из этих городов добирались сюда по притокам Северной Двины, попадая с Вычегды волоком на Колву.

О посёлке

Покча – это Чердынский район. Оно находится в 5 километрах от Чердыни – районного центра, в месте впадения реки Кемзелки в Колву.  Является центром Покчинского сельского поселения.

Добраться можно на рейсовом автобусе, следующем от Перми до Ныроба. От центра региона Покчу отделяет расстояние в 305 километров по трассе. Удобнее всего добираться от Чердыни: на автомобиле, автобусе или даже пешком. Между ними всего 5 километров.

Климат умеренно-континентальный с долгой зимой и коротким летом. Погода переменчивая, преимущественно пасмурная, с малым количеством солнечных дней. Индекс – 618620.

«Гнилушки» или архитектурное наследие

В наши дни деревянный брус остается одним из самых доступных строительных материалов. Популярности дерева способствует мода на все экологичное и натуральное.

По-настоящему старые дома, возраст которых исчисляется столетиями, для нашей страны тоже не редкость. Встретить их можно как в столице, так и в провинциальных городах. Причем не на задворках, а в центральных районах.

Например, в Москве, по адресу Староконюшенный переулок, 36, расположена деревянная изба мецената Александра Пороховщикова, построенная в 1872 году. Судьба дома полна удивительных и трагических эпизодов. Спустя год после завершения строительства проект избы получил награду на Всемирной выставке в Вене как образец русского стиля. Однако вскоре Пороховщиков свой дом проиграл в карты. Здесь находились школа, магазин швейных машинок, редакция газеты и даже отдельные квартиры.

Бондюг

(полный размер)»>

Имеются прямые и косвенные свидетельства того, что христианская миссия Стефана Пермского добралась по рекам из Усть-Выми до Бондюга. В его честь был назван первый деревянный храм, построенный здесь. В нём якобы имелась икона с зырянской надписью, написанная самим святым. Удостовериться в этом по заданию графа Румян­цева в Бондюг в 1818 году прибыл Василий Берх, русский историк флота и морских географических открытий. По приезде он не обнаружил ни церкви, ни иконы… поскольку они сгорели. В своей книге Берх описал лишь деревянный крест, установленный на берегу Камы в 1619 году в честь святителей Герасима, Питирима и Ионы и ныне находящийся в чердынском Музее истории веры.

(полный размер)»>

Спустя полтора века сенсационное открытие сделал профессор Чагин. «В 1969 году я на машине райкома комсомола выехал в деревню Аниси­мово, — вспоминает историк. — В доме местного попа на втором этаже всё было заставлено иконами. Мне удалось выпросить житийную икону Стефана Пермского. Московские искусствоведы датировали её XVII веком, забрали на реставрацию. И что вы думаете?! Оказалось, что это икона из деревянной церкви в Бондюге с надписью на древнем языке!»

(полный размер)»>

По воле же случая в районе, где Кама достигает самой северной точки, были найдены предметы звериного стиля. В 1911 году крестьянин во время пахоты обнаружил в поле вывернутую ураганом ёлку, присмотрелся, а на корнях её две медно-бронзовые бляхи. Одна из них оказалась уникальной — с головой грифона.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Кубанские звезды
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: