Деревня катышка

23 места в россии, где смотреть деревянную архитектуру

Сторожевая башня

Эта высокая деревянная башня также служила для наблюдения за пожарами. Сторожевая башня — самое высокое сооружение на территории музея-заповедника. Ее высота — 35 метров. С нее же и начинался Нижнесинячихинский музей деревянного зодчества. Это первый экспонат музея под открытым небом. Башню перевезли в 1979 году из поселка Красногвардейский Артемовского района. До этого она стояла на территории кранового завода. А когда она стала мешать развитию предприятия и ее решили убрать, вовремя приехал Иван Данилович. Непросто было разобрать башню для транспортировки. Как-никак шестьдесят рубленых венцов и высота более трех десятков метров. Каждое бревно крепилось шкантами, имелись замки. Разъединять бревна сруба было трудно.

Интересно, что сначала башню думали поставить на скале Камешок. Но передумали и поставили на нынешнем месте, что оказалось очень даже удачно.

Верхушку башни венчает флюгер с цифрами «1928-79». Они означают дату постройки и дату переноса сооружения.

Правее башни стоит скромный памятник Нижнесинячихинскому заводу с надписью:

«На этом месте у реки Синячиха стоял завод Саввы Яковлева (1724-1834)». Рядом лежат лиственничные бревна с заводской плотины.

А поблизости кузница и памятник-якорь. Это якорь со своей историей. Он был найден в реке Реж недалеко от села Арамашево.

Владимирская область

Первое место, куда стоит отправиться во Владимирской области — это древний Гороховец, в котором сохранились домики, выстроенные в стиле русского деревянного модерна. Из Владимира отправляйтесь в Суздаль (30 мин по трассе) и посетите там Музей деревянного зодчества под открытым небом. Интересные образцы деревянной архитектуры можно увидеть и просто прогуливаясь по суздальским улицам.  

Деревянная архитектура Гороховца 

Архитектуру Гороховца не спутать с деревянными домиками из других городов России. Местные мастера строили в самобытном стиле, более близкому к модерну, чем к традиционной русской архитектуре. Из колоритных черт — закругленные углы наличников, асимметрия, крупный декор с фольклорными мотивами и характерные для классицизма формы. Такие дома выглядели скорее замками, чем избами. 

Добраться в Гороховец несложно — город находится в восточной части Владимирской области неподалеку от Нижнего Новгорода. Рядом с ним пролегает федеральная трасса M7

Дом Шорина

Дом Шорина в Гороховце

Особняк фабриканта Шорина предположительно проектировал Юлий Бруни — сын Федора Бруни, автора росписей  Исаакиевского собора Петербурга и храма Христа Спасителя в Москве. 

Даже на фоне причудливых построек города, которых в 1902 году было больше, чем теперь, дом очень выделялся. Объемные мезонины, две деревянные башни по бокам фасада и тонкая пропильная резьба — в постройке считывается сплав модерна и русского стиля. Визуально особняк выглядит двухэтажным, однако это оптическая иллюзия: на месте второго этажа размещена стропильная система. 

Попасть в дом Шорина можно свободно — в нем открыт Дом народного творчества и ремесел. Старинный интерьер был утрачен при советской власти, поэтому кроме подлинной изразцовой печи вы увидите реконструкцию старорусского быта. 

Дом Шорина стоит при въезде в город, если двигаться от железнодорожной станции. Адрес: Московская ул., 43.

Дом Пришлецова

Дом председателя земской управы Федора Пришлецова появился на центральной улице города в 1915 году. 

В его декоре много фольклорных мотивов. На наличниках выпилены рыбы, русалки и растительные узоры, а черепица на крыше и над входной группой напоминает чешую. Крыльцо украшает шпиль, а объемный мезонин выполнен в форме купола. Выделяется дом и благодаря башне, квадратной у основания. 

В народе особняк называют «Домом с русалками». 

Внутрь попасть не получится — дом жилой и владельцы негативно относятся к туристам. Адрес: ул. Ленина, 38.

Музей деревянного зодчества в Суздале

Мельницы в Музее деревянного зодчества в Суздале / фото Сергея Махлова

В музее под открытым небом воссоздано типовое село Владимирской губернии. Сюда с разных уголков области свезли 18 памятников деревянного зодчества XVIII-XIX веков. Это два храма, стоящие на возвышенности, и часовня, от которых тянется улица с крестьянскими избами, ветряная мельница и другие хозяйственные постройки. 

Интересно посмотреть на ступальный колодец. Принцип его работы заключается в том, что внутрь колеса заходит человек, переступает с доски на доску, колесо начинает двигаться, а две емкости опускаются ниже уровня воды и поднимаются. 

Площадь Музея деревянного зодчества — около 3,5 га.Входной билет — 500 руб.

Подробнее про Суздаль в нашем большом путеводителе. Там много достопримечательностей, маршруты по городу и места, которые туристы часть не замечают.

Здание пожарной и народная живопись

В Нижней Синячихе в музее-заповеднике деревянного зодчества можно увидеть здание пожарной, которое перевезли из деревни Катышка. Там также представлены пожарные машины и инвентарь. Над зданием возвышается дозорная каланча, с которой велись наблюдения за пожарами. Рядом – колокол, с помощью которого в случае беды жителям сообщали о тревоге.

Кроме того, в деревне Катышке основателем музея Иваном Даниловичем Самойловым собрана значительная часть коллекции уральской народной живописи. Она наносилась на доски – так украшали дом. Основная часть катышкинской коллекции была из дома Евфимьи Ермолаевны Баянкиной. Это была женщина непростой судьбы – вся её семья погибла в годы Великой Отечественной войны.

История Арамашевской слободы

Арамашевская слобода была основана в 1636/37 году на высоком левом берегу реки Реж, хотя историком Г.Ф. Миллером выдвигалась ошибочная версия об основании слободы в 1630 году. По данным авторов книги «Слободы и слободчики Урала», сведения об основании слободы именно в это время сохранились в крестьянской книге Верхотурского уезда 1636/37 года. В ранних документах она называлась как слобода «на Акшарке».

Арамашевская слобода стала одним из самых старых русских поселений в Зауралье. Перед поселенцами стояла задача снабжать хлебом людей в городах и острогах Зауралья и Сибири, поэтому тут развивали хлебопашество. Благо местные почвы этому способствовали. Арамашево причислили к разряду так называемых пашенных слобод. Крестьяне были обязаны пахать «десятинную пашню» вместо денежного оброка и поставлять хлеб в государственные житницы, откуда его отправляли по воде в Сибирь. Известно, что в 1645 году в Арамашевской слободе насчитывалось 32 человека, пахавших 14 десятин государственной пашни.

Время тогда было неспокойное. Главной бедой жителей зауральских земель в XVII веке были набеги кочевников. Защитой от нападений служили деревянные крепости-острожки. Вот и здесь в 1656 году на высоком берегу около церкви и государевых житниц был построен Арамашевский острог. Он включал четыре башни с несколькими проезжими воротами. Высота стен превышала 4 м. Через рвы к острогу вели два моста. Внутри башен сооружались помосты, с которых защитники острога могли стрелять сквозь бойницы.

В случае опасности за стенами острога скрывались местные жители, из него оборонялись от врагов. У арамашевцев было преимущество в виде огнестрельного оружия, тогда как у кочевников были только луки. Таким образом, Арамашево выполняло военно-стратегическую функцию как пограничная крепость.

По мере освоения Урала, с появлением новых слобод по рекам Пышме, Исети, Багаряку, Тече, Миассу, эта территория стала безопасной и надобность в остроге пропала. Кстати, сторожевую башню Арамашевского острога воссоздали в музее-заповеднике деревянного зодчества в Нижней Синячихе. Там же можно увидеть и старинный якорь, который нашли около Арамашево. В середине XX века его использовали для укрепления деревянного моста через реку Реж, пока не построили новый железобетонный мост.

Арамашевская слобода была административным центром для окрестных земель, отведенных ей в пользование. В 1680 году к Арамашевской слободе относилось 23 деревни, а в 1734 году, как пишет историк Н.К. Чупин, – 31 селение. После пуска в начале XVIII века казённого Алапаевского завода жители Арамашевской слободы оказались к нему приписаны. С появлением в окрестностях новых крупных сёл территория Арамашевской слободы постепенно уменьшалась, а затем Арамашево и вовсе стало обычным селом.

Главным занятием жителей вплоть до советского времени было хлебопашество. Тут работала государственная мельница, где мололи хлеб, собираемый с пашенных крестьян. Также арамашевцы в свободное время рубили и доставляли дрова, перевозили руду и железо для Алапаевского завода. Были тут и кое-какие промыслы. По данным И.Я. Кривощёкова, в начале XX века здесь действовали 1 кожевенное заведение, 2 кирпичноделательных завода, 3 кузницы, работали 2 сапожника, 2 овчинника, а также занимались обжигом извести. К слову, ещё П.А. Словцов в «Истории Сибири» писал, что на берегах реки Реж близ Арамашево добывали известь. Её использовали в том числе для строительства первой каменной церкви в Тобольске. Об этом сообщалось в документе 1680 года. Ещё на Реже располагались 2 вододействующие артельные мельницы с крупообдирками. Работало несколько частных зерносушилок. В 1901 году по инициативе агронома А.И. Бузникова тут возникло сельскохозяйственное общество.

В прошлом Арамашево относилось к Верхотурскому уезду Пермской губернии. Тут проходила старая почтовая дорога из Екатеринбурга в Верхотурье. В селе был храм. К Арамашевскому приходу относились деревни Комкова, Кулига и Катышка.

Что представляло собой Арамашево в начале XX века? Обратимся к книге И.Я. Кривощёкова «Словарь Верхотурского уезда»:

В советское время тут продолжали заниматься сельским хозяйством. В 1925 году в село было проведено электричество от местной электростанции, генератор которой стоял на реке Реж. В январе 1935 году в село пустили электричество с Егоршинской ГРЭС. В 1928 году в Арамашево создали товарищество по обработке земли, а уже на следующий год его преобразовали в колхоз «Красная Новь». В 1932 году в Арамашево возникла первая в Алапаевском районе МТС. В 1960-е годы в селе возник совхоз «Арамашевский».

Как добраться до Нижней Синячихи?

Проще всего доехать до Нижней Синячихи на автомобиле. Нужно ехать по трассе на город Реж, повернуть на Алапаевск. После Алапаевска едете далее по трассе на Верхнюю Синячиху. Не доезжая до нее, поворачиваете по указателю направо — на Нижнюю Синячиху. Некоторые постройки музея-заповедника видны уже с трассы, на подъезде к селу. Машину лучше всего оставить у Спасо-Преображенской церкви. Расстояние от Екатеринбурга – 160 километров. GPS-координаты музея: N 57º 56.875´; E 61º 45.938´.

Попутно можно посмотреть достопримечательности Алапаевска или заехать в музей в Коптелово.

Павел Распопов

  • Город Алапаевск
  • Село Коптелово
  • Верхняя Синячиха
  • Алапаевская узкоколейная железная дорога (АУЖД)
  • Архитектурно-этнографический музей «Хохловка»

Как добраться до Катышки

На автомобиле нужно выехать из города Екатеринбурга на Режевской тракт. Около Режа двигаться на Алапаевск. После Арамашево повернуть по указателю направо – на Катышку. Расстояние от Екатеринбурга – 130 км.

Координаты деревни Катышка: N 57° 38.860´; E 61° 44.937´ (или 57.647667°, 61.74895°). В окрестностях можно посмотреть и другие многочисленные интересные места, описанные на сайте проекта «Ураловед».

Павел Распопов

Литература:Гражданская война в Арамашево. Из воспоминаний Федота Ивановича Долганова Кривощёков И.Я. Словарь Верхотурского уезда Пермской губернии. – Пермь, 1910. Приходы и церкви Екатеринбургской епархии. ­– Екатеринбург, 1902. Расветов-Долганов А.И. Революция в деревне. О ревсобытиях в Арамашевской волости Рычков Алексей. Режевские сокровища: по реке Реж. – Реж, 2015.Часовня деревни Катышка – Алапаевская искра

  • Страницы из жизни на Урале (начало XX века). Воспоминания Маргариты Дурденевской. Глава III. Алапаевские пожары
  • Город Алапаевск
  • Село Коптелово и Коптеловский музей истории земледелия и быта

Ивановская область

Дом Нагорских в Кинешме 

Дом Нагорских

Деревянный особняк в стиле модерн в Кинешме сложно не заметить  — он стоит на вершине Спасской горы. 

В 1909-1914 годах его построил архитектор Николай Нагорский для своего отца — известного ученого, ветеринара Валентина Нагорского. 

Из-за обилия декора, свойственного русскому деревянному зодчеству, дом кажется традиционным. Вместе с цоколем и чердаком он имеет почти четыре этажа и выстроен на кирпичном фундаменте. Крышу венчает башня-обсерватория, декор дымоходов выполнен в готическом стиле, а легкая асимметрия отсылает к модерну. Прежде восьмигранная башня могла поворачиваться, а купол открываться, чтобы владелец мог любоваться на звезды. 

От внутреннего убранства терема сохранились только изразцовые печи, винтовая чердачная лестница и оконные рамы. 

После революции в здании работала радиостанция, потом —  художественная школа и реставрационная мастерская. С 1997 года деревянный особняк арендует православный приход храма Александра Невского. После реставрации здесь хотят сделать резиденцию православного епископа, отчего попасть внутрь станет совсем невозможным. 

Адрес: Юрьевецкая ул., 4.

Авторский маршрут по красивым местам Ивановской области от нашего редактора

Ветряная мельница

Мельница постройки 1916 года была перевезена в 1985 году из далекой деревни Мочищенск Гаринского района. Мельница стоит на левом берегу пруда, на территории соседней с Нижней Синячихой деревни Балакино.

Лопасти мельницы закреплены, поэтому не вращаются. Рядом на земле лежит каменный жернов. С помощью него в мельнице мололи зерно.

От верхнего сруба наклонно к земле спускаются 14-метровые деревянные рычаги. Ими можно было развернуть сруб мельницы к ветру.

Ветряные мельницы на Урале были не так распространены, как водяные. Хотя кое-где встречались еще и в советское время. А сейчас увидишь только в музее.

В планах у Самойлова было перевезти в Нижнюю Синячиху и водяную мельницу — из села Арамашево. В книге «Сокровища Нижней Синячихи» он пишет об этом, как о свершившемся факте. Но увы… Уникальное четырехэтажное деревянное здание сгорело, не дождавшись своего спасения.

Спасская часовня

Часовня XIX века из села Юрты, некогда стоявшем на Бабиновской дороге, стала самым молодым экспонатом музея-заповедника деревянного зодчества. По легенде она построена в знак благодарности купцом, исцеленным от тяжелой болезни знахарем села Юрты.

Спасская часовня в селе Юрты близ Павдинского завода. Фото 1910-х годов из экспедиции геолога Михаила Павлова

Некоторое время часовня хранилась в Екатеринбурге в помещении ДК Дзержинского (ныне — здание Свердловского областного краеведческого музея на проспекте Ленина). В 2001 году по ходатайству Самойлова часовню передали в Нижнесинячихинский музей-заповедник.

Храм

Спасо-Преображенская церковь стоит в селе Нижняя Синячиха, возле дороги Алапаевск – Ирбит. Никто не знает имён зодчих, создавших в XVIIIвеке этот дивный храм. Строить его начали 12 мая 1794 года на средства прихожан, закончили в 1823 году.

В 1965 году постановлением Совета Министров РСФСР было создано Всероссийское общество охраны памятников истории и культуры. Но только в 1969 году здание церкви удалось зарегистрировать как памятник архитектуры республиканского значения.

Десятилетиями храм стоял без кровли, свод грозил обрушиться, на крыше росли кустарники, стены зияли проломами, по всему фасаду крошился кирпич. Здание использовалось как мельница, зерносушилка, зерносклад. Для въезда машин, разгружающих зерно, начали разрушать восточную стену. Средства на восстановление никто не выделял, работы вели на общественных началах.

В восстановление храма много сил и труда вложил Иван Данилович Самойлов. Он рассказывает: «Десять дней разбирали мы башню вдвоём с Окуловым. Работу начинали в 6 часов утра, а кончали в 9 вечера. Хоть и опасно было, работали без лесов. Грузили и разгружали тоже вручную… Стругать было нельзя (старая краска на натуральной олифе – он же крепче костяной крепости); если будешь стругать, то нарушится естественный рисунок древесины; оставалось скоблить ножом, отдирать веником-голиком с песком. И так, пока своего не добьешься…».

Поднимать начали в 1967 году. Ушло на это 10 лет жизни, а с ними и все заработанные деньги, всё свободное время.

Иван Данилович сам составил проект реставрации, сам строил и золотил купола. Его помощниками были местные плотники, те, что ставили в деревнях дома. Самойлов убедил их простым аргументом: « Кому, как не вам, мужики, в своём то селе старую красоту людям вернуть?»

Работали на общественных началах, почти бесплатно, для себя и для потомков.<?xml:namespace prefix = o />

И воскрес Храм, поднялись его купола к высям уральским.

 
рис. Храм до и после реконструкции

 
Музей уральской народной живописи

16 сентября 1978 года на основе личной коллекции Самойлова Ивана Даниловича в отреставрированном здании храма открылся музей уральской народной живописи.

На первом этаже Спасо-Преображенской церкви расположен музей древнерусского искусства. Настенная живопись храма выполнена в начале XIX века художниками Петербургской Академии художеств. В центре зала в застеклённых витринах и на стенах алтарной части храма – десятки икон. Среди них много икон местного письма XVIII-XIX веков, некоторые имеют оклады, богато украшенные цветной эмалью, гравировкой и чеканкой.


рис. Из коллекции икон
Большой интерес представляют образцы искусства мелкой пластики (литые иконы-складни, украшенные перегородчатой эмалью – белой, синей, изумрудной), церковной утвари и одежды, украшенных лицевым и орнаментальным шитьём, рукописные и старопечатные книги в гравированных окладах.
Главная художественная ценность музея – собрание уральской народной живописи — размещена на втором этаже. Посетителей встречают слова: «Представленные в музее уникальные художественные ценности не имеют аналогов ни в одном музее мира». Эта фраза – выдержка из заключения специалистов Московского научно-исследовательского института художественной промышленности.
В экспозицию вошли расписные простенки домов, стены и потолки, двери и стены голбцев, крестьянские комоды, кухонные шкафы и сундуки. Полностью воссозданный интерьер белой горницы – «изюминка» экспозиции.
В музее представлена большая коллекция вышивок, разнообразных по технике исполнения и орнаменту, и образцов художественного ткачества.

Шайтанское месторождение

Проехав мимо карьеров, мы начинаем внимательно всматриваться во все грунтовки, отходящие влево от основной трассы и, наконец, замечаем то, что нам нужно: едва заметная, залитая глубокими лужами дорога, петляя, уходит в сторону леса.

Упоминание об этой дороге я нашел в одном из многочисленных путеводителей по Уралу. Она должна привести нас к очень интересной старинной выработке. В 1786 году здесь был открыт уникальный камень – знаменитый шайтанский агат-переливт, не имеющий аналогов во всем мире. Большую роль в открытии этого самоцвета сыграла Екатерина II, увлекавшаяся резьбой по камню. Для поиска агатов, которые наиболее подходили для этих целей, она и отправила специальную экспедицию на Урал. После открытия Шайтанского месторождения камень быстро вошел в моду – для петербуржских дворцов из переливта изготавливались столешницы и камины, а среди вельмож становятся популярными вырезанные из него геммы и камеи.

Через полчаса мы упираемся в непроходимое болото. При попытке его форсировать слетаем с колеи и «по самые уши» утопаем в грязи. Неожиданно из болота появляется крепкий мужичок в камуфляже. Он помогает нам вытолкать автомобиль на более сухое место. Знакомимся. Мужичок оказывается местным фермером. У него где-то здесь, за болотами около 150 гектаров сенокосных угодий. Я спрашиваю его про месторождение, он долго пытается сообразить, чего мы хотим, потом машет рукой в сторону леса: «В той стороне есть какие-то большие, затопленные ямы…».

Изрядно поплутав по бурелому и густым зарослям наша группа неожиданно выходит к небольшому озерку, берега которого усыпаны обломками переливта! Это и есть та самая старинная выработка! (N57°25.582’ E61°1.467’). Без зазрения совести «затуманщики» набирают полные карманы самоцветов и, уставшие, но довольные, возвращаются обратно к машине.

Часовня Александра Невского

Родина часовни – старинное село Останино Алапаевского района. В советское время ее приспособили под склад столовой, а потом вовсе забросили.

В Нижней Синячихе перевезенную часовню поставили на небольшой скале Камешок на берегу пруда. Благодаря необычной для часовен архитектуре (восьмерик с ротондой наверху), издали напоминает скорее беседку для отдыха.

Летом 2015 года в основании часовни археологи раскопали древнее святилище и бронзолитейное производство, действовавшие с 1 тысячелетия до нашей эры и вплоть до средневековья. Основная масса находок относится к так называемой петрогромской археологической культуре. Среди находок керамика, большое количество костей, наконечники стрел, жилья, иголки, украшения. Наиболее интересные находки: трехлопастной бронзовый наконечник стрелы скифского типа, поясная накладка, серьга и бронзовая иголка.

Смоленская область

Теремок в Талашкино 

Терем в Талашкино

Одна из самых посещаемых усадеб в Смоленской области, принадлежавшая когда-то княгине Марии Клавдиевне Тенишевой. 

На рубеже XIX-XX веков тут кипела художественная жизнь: княгиня создала сельскохозяйственную школу и возрождала народные ремесла. Здесь бывали Николай Рерих, Михаил Нестеров, Михаил Врубель. 

Резной теремок строили под библиотеку. Он полностью покрыт резьбой: на фасаде соседствуют русалки, драконы, цветы и другие сказочные узоры. Внутри вы увидите предметы, изготовленные в усадебных мастерских, а еще акварели Михаила Врубеля и керамику Николая Рериха. 

От Смоленска усадьба находится в 18 км.Цена билета с экскурсионным обслуживанием — 100 руб.

История села

Нижняя Синячиха — старинное село, основанное в 1680 году рядом с Сибирским трактом и Бабиновской дорогой, которая связывали Сибирь с европейской частью России.

В 1724 году здесь был построен железоделательный завод. Сейчас о нем может напомнить разве что сохранившееся здание заводоуправления. Многие считают Нижнюю Синячиху обычным захудалым селом, каких множество на Урале, если бы не старания одного, достойного уважения, человека — Ивана Даниловича Самойлова.

Иван Самойлов. Начало зарождения музея

Еще в 1970-х годах Иван Данилович на одном лишь энтузиазме, собственными силами начал работы по реставрации заброшенного, разрушающегося храма в Нижней Синячихе. Он в прямом смысле слова рисковал жизнью! За подобное решение в чудовищные советские времена расстреливали или отправляли в ГУЛАГ. Но к Ивану Даниловичу Самойлову судьба оказалась благосклонна.

В то же время у Самойлова возникла идея собрать в Нижней Синячихе лучшие старинные здания — образцы русского деревянного зодчества.

Нижняя Синячиха

С единомышленниками Самойлов ездил по глухим деревням и селам Среднего Урала, искал ценные деревянные строения, а также собирал экспонаты для музея народного творчества. Многих из тех деревень уже давно не существует. Найденные строения аккуратно разбирались, перевозились в Нижнюю Синячиху, заново собирались и реставрировались. На одном лишь энтузиазме была проделана колоссальная работа!

Самойлов стал первым человеком, которого удостоили звания Почетного гражданина Свердловской области. 7 августа 2008 года Ивана Даниловича не стало. Он похоронен здесь, в Нижней Синячихе, в церковной ограде у стен храма, реставрации которого он отдал многие годы своей жизни. У каждого строения в Нижнесинячихинском музее-заповеднике своя особая судьба, неповторимая история. Кратко расскажу о наиболее интересных постройках музея.

Озеро Молтаево

Из Арамашево мы поворачиваем на запад и через десяток километров добираемся до озера Молтаево. Оно широко известно своей лечебной грязью – сапропелем. Молтаевский сапропель в больших количествах поставляется на курорт «Самоцвет» и в другие лечебницы Урала и России. Используют его и для изготовления различных кремов и мазей.

В середине двадцатого века на берегу озера функционировал санаторий, который в дальнейшем, по каким-то причинам, был закрыт. В настоящее время его полуразрушенные корпуса заросли деревьями и кустами (N57°35.723’ E61°33.920’). Среди густого леса угадываются заасфальтированные пешеходные дорожки, фонтан со скульптурной группой, изображающей, как нам показалось, играющих медведей, клумбы с одичавшей календулой.

Мы долго бродим среди этого былого великолепия, заглядываем в оконные проемы, рассматриваем остатки лепных украшений… На втором этаже одного из строений явственно слышны какие-то шорохи, тихий скрип дверей, чьи-то крадущиеся шаги: толи – привидения, которым приглянулись развалины эпохи сталинского классицизма, толи – люди, которые, по каким-либо причинам скрываются от мира сего…

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Кубанские звезды
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: