Надежда на Бога
– А у вас в посёлке Сёйва свой храм есть? – спрашиваю Галину Григорьевну.
– Посёлок наш образован в 50-е годы. У нас страшное пьянство, часто убийства происходят. И вот женщины стали обращаться ко мне, что надо хотя бы часовенку построить, потому что надежда только на Бога.
И ведь что пьют? Смесь технического спирта с самогоном. Люди начинают потихоньку сходить с ума, умирают молодыми. У нас в Коми округе самая высокая смертность по России, а в нашем Гайнском районе самое плохое положение по всему округу. У людей нет работы, большинство леспромхозов закрылось. Теперь спиваются даже дети. А власти никак на это не реагируют. Поэтому мы, несколько женщин, объединились, пытаемся что-то сделать, боремся своими силами с пьянством, но у нас ничего не получается.
И вот по просьбе бабушек я взялась оформлять документы на строительство храма Покрова Пресвятой Богородицы. Все документы оформила. Нужны были деньги какие-нибудь или брёвна бесплатно. Я ко всем жителям обращалась и к предпринимателям, занимающимся заготовкой леса, но, к сожалению, мало кто откликнулся. С 15 человек только четыре тысячи собрала. Думала-думала, что можно сделать, и взяла кредит. Место под храм нам выделили. Батюшка это место освятил. Но пока лишь один фундамент удалось сделать. Сейчас у меня полпенсии уходит на погашение кредита.
Мне помогает наша староста церковной общины – Анна Махнёва. Пока мы собираемся у неё дома, молимся по воскресеньям. А на Покров ходим крестным ходом по селу к месту будущего храма. Батюшка Илия к нам приезжает, слава Богу! Все батюшки, кто был у нас, в нашем доме останавливаются. Он родовой, просторный, стоит на краю деревни на высоком месте. В 200 метрах протекает речка Вит. Места красивые. И я всегда батюшек зову: «Приезжайте, у нас хорошо!»
А на Рождество Пресвятой Богородицы мы ходим крестным ходом полтора километра на Пальницкую гору, где раньше была часовня Рождества Богородицы. В этом году поучаствовать в нём приезжали верующие из Перми и Соликамска. Это святое место, там было явление Пресвятой Богородицы. На месте часовни я Поклонный крест установила. Когда у нас была засуха и вокруг все леса горели, мы с отцом Илиёй пошли крестным ходом с иконами на Пальницкую гору. Батюшка отслужил молебен, и после этого пошёл дождь. Он длился три дня и затушил пожар, с которым полтора месяца не могли справиться пожарные.
А старинный крестный ход до Стефановского креста на Каме, который традиционно совершался в день Стефана Великопермского, 9 мая, мы решили восстановить не так давно – в 2011-м. В первый раз пошли шесть человек. Возглавлял ход батюшка Константин, который служит в Кудымкаре в храме Николая Чудотворца. А в прошлом году руководил ходом отец Игорь Вилесов – благочинный Коми-Пермяцкого округа, приехавший вместе с матушкой Натальей. Сам он человек бывалый в таких делах – и в Великорецком, и в Белогорском крестных ходах постоянно участвует вместе с детьми. У него их пятеро. А в этом году на Белую гору взял даже четырёхлетнего Афоню. И вот пошли мы…
Гайнцы во главе с батюшкой Илиёй присоединились к нам по пути на мосту. Их тоже было шестеро. Конечно, по пути зашли в Монастырь, в храм Николая Чудотворца, привал там сделали. Батюшки отслужили молебен. У Анны Махнёвой как раз был день рождения, так что и «Многая лета» ей пропели. Потом прошли мимо кладбища, напротив которого стояла часовенка. Сейчас её нет. Там православных хоронили на протяжении многих веков, в том числе и солдат армии Колчака. Всего до Пернаяга дошли 12 человек – это уже в два раза больше, чем в прошлом году.
Сербишино в наши дни
В 2012 году в Сербишино был образован Свято-Введенский Симеоновский мужской скит. Его возглавил иеромонах Евфимий (Репьев). Скит относится к Нижнетагильской епархии. Здесь построили деревянный храм. Рядом появилось несколько жилых и хозяйственных построек. В лесу за скитом расположено местное кладбище, на котором похоронены Симеон и Валерия. Их могилы выделяются резными деревянными крестами и навесами. По словам отца Евфимия, при установке навеса в земле откопали два тяжёлых железных креста – вериги, которые связывают с Симеоном. Рядом – могилы бывших монахинь. На некоторых могилах можно заметить таблички-эпитафии в назидание потомкам.
Скит находится на въезде в деревню (его координаты: 57.620813°, 60.347194°). А в самом населённом пункте расположена Преображенская церковь. Внутри можно увидеть старый деревянный крест, который, как говорят, ставил сам Симеон на своей Голгофе. Здесь же висит железный крест, который Симеон носил на теле как вериги. Ещё одну церковь в Сербишино построила на своём участке местная жительница Галина Кротова, пытавшаяся возродить женский монастырь. Однако РПЦ отказалась освящать храм под предлогом, что не выдавала разрешения на строительство.
В деревне много колоритных домиков с красивыми резными наличниками. По данным переписи 2010 года, численность населения Сербишино составляла 44 человека.
Симеон Сербишинский
Эта деревня – знаковое место для православных. Здесь родился, жил и похоронен местночтимый Симеон Сербишинский (или Афонский). Сведения о его жизни немного разнятся. А. Назаров в книге «Таволожский маршрут» пишет, что он родился в 1860 году в местной крестьянской семье и его звали Анисим. На информационном аншлаге в мужском скиту говорится, что в миру его звали Семён Бородин, а родился он в 1857 году.
Так или иначе, он с детства мечтал уйти в монастырь и любил ходить по святым местам. Чтобы отвлечь сына от этого, родители женили его на девушке Варваре, которая жила в этой же деревне. Однако, по легенде, тот не отступил от своего замысла и уговорил Варвару воздержаться от физической близости – жить, как брат и сестра.
Вскоре мужчина пошёл по святым местам, в том числе на гору Афон. Путешествие продлилось несколько лет. Варвара осталась в деревне, погрузившись в молитвы. К ней стали приходить верующие девушки, постепенно образовалась община. В 1913 году она приняла постриг в Покровском женском монастыре в Верхотурье с именем Валерия. Через три года, уже монахиней, она вернулась в Сербишино с благословением строить обитель от Покровского монастыря.
Тем временем её муж дошёл до своей цели. Один из старцев в Пантелеимоновом монастыре, согласно легенде, сказал ему: «Ступай в мир. Ты там нужен. Будет там у тебя и Афон и Голгофа». И он вернулся в Сербишино иеромонахом Симеоном как раз к началу строительства его женой монастыря. Симеон и Валерия отдали под строительство свою землю, помогали им и другие крестьяне.
ПОКЛОННЫЙ КРЕСТ И РОДНИК В СЕЛЕ СЕРБИШИНО — МЕСТО ПАЛОМНИЧЕСТВА ТЫСЯЧ ЛЮДЕЙ.
Екатеринбург,
7 сентября 2007г., «Информационное агентство Екатеринбургской епархии».
Село Сербишино Невьянского района — место паломничества тысяч людей. Все
они стремятся побывать на месте, где подвизался в посте и молитве инок Симеон
(1867-1947), называемый ныне Сербишинским. Побывав на Афоне и вернувшись домой,
он стал вести жизнь отшельника и затворника в пещере на одной из гор, окружающих
село. Ныне здесь, у поклонного Креста, звучит молитва. Многим людям батюшка
Симеон указал спасительный путь к вере.На вершине
горы, близ реки Нейвы, инок Симеон обустроил пещеру. А под горой нашел ключик
со светлой и прозрачной водой. Наверх, от ключика, вела лестница из сотни ступеней.
Настоятель
Преображенского прихода Сербишино священник Михаил Ваулин рассказал: В 1970-х
годах на реке Нейве стали искать золото, пустили драгу, ключик затопило. А потом
родник полностью скрылся под слоем ила. До сих пор, хотя прошло много лет, слой
ила лежит на горе.Спустя десятилетия
один из старожилов этих мест, Алексей, стал искать родник. Правда, нашел не
там, где брал воду отец Симеон. Отодвинул камень, и вода побежала. Место это
люди заботливо расчистили и прикрыли ставнем. Оборудовали ключик. Люди стали
приходить сюда за водой.А в 1990-х
годах решили отыскать тот самый родник, родник отца Симеона. Нынешний настоятель
Преображенского храма Сербишино отец Михаил вспоминает: стал искать по природным
ориентирам. Как-то поздней осенью шел по берегу реки. И увидел, как светлый
водный поток у горы прячется под землю. А просачивается чуть дальше, под обрывом.
А потом,
зимой, батюшка вновь пришел к горе. И увидел несколько ямок, в которых из-под
снега пробивалась вода. Весной сделали дренаж, чтобы почва не заболачивалась.
Поставили поклонный крест. Исток, где вода выходит из земли, укрепили природным
камнем.Чуть позже
нашли и старый сруб, сделанный самим отцом Симеоном, обустроили его. Ныне колодец
аккуратно прикрыт деревянными ставнями с крестом. По весне из него, бурля, бежит
вода. А в остальное время года воду набирают из колодца при помощи небольшого
ведерка.Сейчас люди
пьют воду из ключика, умываются ею. И говорят: отступают болезни, улучшается
самочувствие и настроение.Отец Михаил
уверен: как преобразился ключик, так начинает преображаться и жизнь уральского
села, всех его жителей.От старинного
ключика ведет крутой подъем на гору, которую батюшка Симеон поименовал Афоном.
Поименовал, потому что во время паломничества в Грецию, на Святую гору, он встретился
со «старцем при вратах», сказавшим ему — «…будет у вас там
и Афон и Голгофа». Во исполнение
слов, сказанных афонским старцем, установил Симеон на самой высокой горе у деревни
Сербишино крест на насыпном каменном возвышении, — Голгофе, обустроил землянку-пещеру
и подвизался в посте и молитве. По преданию, жил в затворе 12 лет: пищу приносил
и оставлял у пещеры, не заходя в нее, один послушник.Место, где
спасался батюшка Симеон, обнаружилось чудесным образом. Как-то солнечным летним
днем на полянку у горы вынесли погулять больную девушку, которая не могла ходить.
И девушка увидела золотых птиц — прямо над пещерой отца Симеона. Так местонахождение
отшельника открылось людям, и они стали приходить к пещере — за советом и вразумлением
инока. Приходили из многих и многих мест. И после смерти батюшки Симеона (а
скончался он в 1947 году), люди шли на гору, чтобы помолиться на этом святом
месте. Так и по
сей день стекаются сюда паломники, чтобы помолиться в благоговейной тишине,
получить благодатную помощь. И по сей день в Сербишино еще остались те люди,
кто помнит отца Симеона — их в детстве благочестивые родители приводили к батюшке,
за благословением и советом. Одна из них — пенсионерка Антонина Васильевна,
всю жизнь трудившаяся на земле, еще девочкой встречала отца Симеона. Вспоминает
— был он смиренный, кроткий, говорил мало. Был прозорлив — многим людям на вопросы
отвечал, еще до того, как они были заданы.Ныне Поклонный
крест, поставленный самим батюшкой Симеоном, пребывает в сербишинском Преображенском
храме. А на горе, уже в наши дни, воздвигли новый Поклонный крест, украшенный
святыми иконами. Отец Симеон особо горячо молился у образа Божией Матери «Скоропослушница»,
почитал святых Серафима Саровского и Симеона Верхотурского. А над пещерой, где
спасался праведник, в старое время стояла часовня во имя Пророка Божия Илии.
При использовании информации ссылка на СМИ
«Информационное агентство Екатеринбургской Епархии»
(свидетельство о регистрации ИА №11-1492 от 29.05.2003) ОБЯЗАТЕЛЬНА.
Молитва не угасла
«Мы уже второй год ходим крестным ходом из села Монастырь до Пернаяга» |
– То, что по нашей земле прокатилось такое ожесточение, сказалось на отношении к верующим, – продолжает Галина Григорьевна. – После Гражданской войны храм Николая Чудотворца закрыли. До 1925 года он стоял пустующим. И вот 325 человек подписали прошение в сельсовет и в райцентр с просьбой разрешить службы в церкви. Им разрешили, но ценой страшного договора. Все, в том числе мои дедушки и бабушки, дали подписку, что они не будут ничего говорить о Боге и не будут детей и внуков учить молиться. Вот из-за этого мама и я выросли безбожниками. Этот договор я обнаружила в кудымкарском архиве.
В 30-м году Никольский храм второй раз закрыли, сбросили колокола и кресты с куполов. Растащили иконы. Часть передали в Пермь, часть осела в гайнском музее. Священник Аполлоний Лихачёв и псаломщик Степан Черёмухин уплыли вниз по реке на плоту со своими семьями и имуществом. Православные стояли на берегу и плакали, провожая их. Мой прадедушка, Сидор Прокопьевич Кукшинов, ночью тайно забрал всё необходимое для совершения служб и ушёл в нашу деревню Пальник жить к старшей дочери Елене Сидоровне, моей бабушке, и стал вести службы в часовне Рождества Пресвятой Богородицы.
– Ваш прадедушка разве был священником? – уточняю.
– Нет, он был членом церковного совета.
– Понятно, тогда он литургию мирским чином служил.
– Но его всё равно арестовали за богослужения и сослали в Иркутскую область. Он там умер от голода. А часовню в 30-м году спилили и перенесли с горы вниз в деревню. Из неё сделали дом, в котором разместился сельсовет, а потом там жили мои родственники – Валентина Алексеевна и Николай Павлович Анисимовы. Этот дом стоит до сих пор, так и назывался – дом-часовня. Правда, сейчас он в плохом состоянии.
И храм Николая Чудотворца сохранился до наших дней, и тоже в очень плачевном состоянии. Чего только не было в нём – склад, клуб, почта. В годы войны православные ходили со своими иконами в пустую церковь и молились, таким образом отмаливая своих близких от гибели.
Когда в 60-х годах церковь освободили, 43 человека, в том числе моя бабушка Елена Сидоровна Анисимова, подписались под письмом в Верховный Совет СССР; в письме содержалась просьба разрешить проводить в храме церковные службы. Не разрешили. Церковь продолжала стоять пустой. А потом нашёлся какой-то безбожник, содрал железо с крыши. Из-за этого брёвна с потолка и часть крыши обвалились. Думаю, даже несмотря на то, что сейчас в Монастыре никто не живёт, храм восстановить необходимо.
Я взялась за его восстановление пока своими силами. Оформила все документы. Потихоньку начала очищать территорию внутри, вытаскивать мусор, гнилые брёвна, которые мне под силу вытащить. Бывшие жители села Монастырь мне передали четыре пустующих дома под гостиницы для православных строителей храма. Дома в хорошем состоянии, только нужен небольшой ремонт: где-то крыша прохудилась и дверь болтается, где-то крылечко надо сделать, стёкла кое-где вставить. В общем, нужны работники. И они уже есть. Десять человек из разных областей России, которые встречались на моём пути, изъявили желание приехать в Монастырь и взяться за восстановление храма. Они дали мне свои телефоны, адреса и сказали: «Мы приедем и будем бесплатно работать». Только мне надо организовать для них жильё и питание.
Отец Константин из Кудымкара, участник крестного хода, — напротив Стефанова Креста, не берегу Камы, где, по преданию, высадился святитель Сефан Пермский |
Когда идём Стефановским крестным ходом через село Монастырь, то обязательно заходим в церковь Николая Чудотворца. Она там одна-одинёшенька осталась. А монашки из дома рядом с церковно-приходской школой ещё раньше куда-то ушли. Так началась разруха, и теперь от большого села осталось несколько пустующих домов. Его жители переехали в наш посёлок Сёйва в казённые дома.
Сёйва – это центральная усадьба главного леспромхоза, самого крупного в Коми-Пермяцком округе. Раньше в нём жило около трёх тысяч человек, сейчас – около тысячи. Половина посёлка – это репрессированные. Белорусы, поляки, литовцы, немцы, крымские татары, чеченцы – всего 14 национальностей. И до сих пор в семи километрах от нас существуют два спецпосёлка репрессированных – Чуртан и Пугвин Мыс. Они так же, как и раньше, влачат довольно жалкое существование, только нет комендатуры. Люди там не живут, а мучаются. У них ни своей школы, ни больниц – ничего. Дети и больные старушки пешком за семь километров идут в наш посёлок. Даже на почту и в сберкассу. Я не раз наблюдала эту картину и говорила в сельсовете, чтобы хоть что-нибудь для них сделали.
Введенский монастырь в Сербишино, Афон и Голгофа
В июле 1913 года в Сербишино заложили храм, который освятили 1 февраля 1914 года. Симеон пожертвовал в него икону «Скоропослушница», которую принёс с Афона. Возникла Сербишинская женская община. В неё входило 37 женщин под руководством Валерии. В 1916 году общину преобразовали в Сербишинский Введенский женский монастырь, а Валерия стала игуменьей. Необычность появления православного монастыря в этом месте в том, что в соседних населённых пунктах жило много старообрядцев, а в этих лесах издавна было несколько старообрядческих скитов.
По рассказам местных жителей, Симеон, помня слова афонского старца, установил на самой высокой горе в окрестностях Сербишино (на другом берегу реки Нейвы) крест на насыпной каменной возвышенности. Так в Сербишино появилась своя Голгофа, а гору прозвали Афоном. Рядом с крестом он выкопал землянку-пещерку, где зажигал лампадку перед иконой святого пророка Илии. В молитвах в этом безлюдном месте Симеон проводил значительную часть времени. Иногда к нему приходили местные жители за советом.
В 1924 году Сербишинский Введенский женский монастырь закрыли. В 1928 году общину выселили из монастырских корпусов. Однако монахини поселились в частных домах и нелегально продолжали проводить свои обряды, а несколько женщин по-прежнему носили монашескую одежду. Центром нелегальной обители был по-прежнему действовавший Введенский храм. Иногда они совершали крестные ходы к отцу Симеону, поднимались на гору к кресту – Голгофе.
В 1935 году сестёр обители арестовали. Часть из них отправили в лагеря. Валерию и Симеона в силу возраста направили в старческий дом в Нижний Тагил. Позже они смогли вернуться в Сербишино. Какое-то время Симеон снова жил в избушке на горе. Затем вместе с Валерией они проживали в самой деревне. Симеон умер 3 мая 1947 года. Валерия пережила мужа на 10 лет и скончалась 3 октября 1957 года. Их могилы сохранились на местном кладбище и почитаются верующими. Осталось добавить, что в 1940 году Введенскую церковь закрыли, затем она сгорела.
Бывший Симеоновский скит
Но всё же самое интересное место в Сербишино – это Симеоновские Афон и Голгофа на правом берегу реки Нейвы, а также остатки его скита. Чтобы туда попасть, нужно проехать до конца деревни. Через 200-300 м после последних домиков расположен подвесной мостик через реку Нейву (координаты: 57.631586°, 60.358523°). Мост кажется довольно хлипким, а по бокам защищает от падения в воду лишь проволока. Слабонервным по этому мосту лучше не ходить
Передвигаться по нему нужно осторожно. Вода в реке мутная, дна не видно, и кажется, что здесь отнюдь не мелко и в брод не перейти
Зимой проще – можно пройти по льду. Впрочем, раньше переправиться на другой берег было ещё сложнее. Тогда вместо моста была канатная переправа из двух тросов: за один держались, а по другому шли. Был реальный риск оступиться и упасть в воду.
За мостом тропа уходит влево – вниз по течению реки. Вскоре она приводит к подножию горы. Здесь можно заметить два родника (57.632766°, 60.360603°). В прошлом Симеон брал здесь воду. Рядом стоит православный крест. Чуть в стороне заметен небольшой скальный выход.
Дальше тропа поднимается вверх по довольно крутому склону горы, которую прозвали Афоном. Вскоре покажется домик-часовня. Внутри стоят иконы. Рядом видно углубление в земле – бывшая пещерка-землянка, которую выкопал Симеон (57.632962°, 60.363154°). Внизу стоит крест. Здесь же можно заметить старые брёвна – возможно, оставшиеся от жилища Симеона.
В нескольких метрах отсюда – возвышение с насыпью из камней. На её вершине стоит деревянный крест. Это и есть Голгофа.
И ещё немного об окрестностях Сербишино. Между Нижними Таволгами и Сербишино расположено место, известное под названием Богодан. Старообрядцы собирались сюда «на святые могилки». Богодан славился исцелением кликуш, которое происходило во время общего моления, «когда поют особенно». В наши дни тут, среди леса, стоит мраморный памятник.
По пути около деревни Верхние Таволги можно посмотреть урочище Клады со святым источником и почитаемыми могилами на месте старообрядческого скита. Также во время поездки стоит заглянуть в Золотое ущелье, познакомиться с достопримечательностями города Невьянска и села Быньги, посетить гончарные мастерские в деревне Верхние или Нижние Таволги.
Как добраться до деревни Сербишино
Из Екатеринбурга на автомобиле нужно выехать на Серовский тракт, далее повернуть на Невьянск. Проехать насквозь через город по улицам Ленина, Кирова и Строителей. Затем миновать Быньги, Верхние и Нижние Таволги, после которых будет Сербишино. От Невьянска до Сербишино – 21 км.
Можно доехать и на общественном транспорте: на электричке или автобусе до города Невьянска, а затем на пригородном автобусе до деревни Сербишино (ходит редко, актуальное расписание нужно уточнять перед поездкой). Расстояние от Екатеринбурга – 110 км.
Павел Распопов
Фотографии Павла Распопова и Надежды Шималиной
Литература:Белобородов С.А., Боровик Ю.В. Староверы горнозаводского Урала. – Екатеринбург, 2017.Гурин А. Третье рождение обителиКарпунин Д. Сербишино. Свято-Введенский Симеоновский мужской скитНазаров А. Таволожский маршрут. – Екатеринбург, 2008. Рундквист Н.А., Задорина О.В. Свердловская область. От А до Я: Иллюстрированная краеведческая энциклопедия. — Екатеринбург, 2009.Рычков А., Рычков Д. Лучшие путешествия по Среднему Уралу. – Реж, 2010.
- Белогорский монастырь – Уральский Афон
- Ганина Яма и Поросенков лог
- Источник святой Платониды