Образ урала в творчестве мамина сибиряка кратко

Дмитрий мамин-сибиряк - самоцветы

Список литературы

//URL: https://liarte.ru/kursovaya/mamin-sibiryak-proizvedeniya-o-prirode/

1) Александров Н. Коварный Мамин — Сибиряк. О рассказах «Вертел» и «Приисковый мальчик» // Детская литература, 1990, №9

2) Волкова Е.В. Эстетический анализ художественных произведений, М., 1974

3) Горький М. О детской литературе. М., 1968

//URL: https://liarte.ru/kursovaya/mamin-sibiryak-proizvedeniya-o-prirode/

4) Груздев А. И.Д.Н. Мамин-Сибиряк. М., 1958

5) Дергачёв И.А.Д.Н. Мамин — Сибиряк: Личность, творчество. Свердловск, 1981

6) Кремянская Н.И. Мамин — Сибиряк как детский писатель. Свердловск, 1952

7) Оморокова М.И. Активизация словаря школьника на уроках чтения, изд, АПН РСФСР, 1963

Дмитрий Мамин-Сибиряк. Самоцветы

I

Мой приятель Василий Васильич и «наши». — Вода тронулась. — Торфяники. Окунька едет в Париж на выставку. — Читали ли вы сочинение господина Ипполита Тэна? — Нарядчик Захар Иваныч. — Старый завод.

— Поедемте в Мурзинку, — говорил мне Василий Васильич, мой хороший знакомый из мелких золотопромышленников. — Время теперь самое бойкое: пахота кое-где уж кончилась, а до страды далеко, — вот мужичонки и промышляют по части камней. Право, отлично съездим.

— Что ж, поедемте, — соглашаюсь я. — Только добывание камней производится, главным образом, по зимам, а теперь едва ли что увидим.

— Да, ведь, правильной добычи нет, а «работают камень», когда случится: и зимой, и летом… Право, поедемте. До Невьянска по железной дороге три часа езды, а там вёрст с семьдесят на лошадях. Погода отличная, лихо бы прокатились.

— Едем.

Мурзинка — большое село Верхотурского уезда; оно «с незапамятных времён» пользуется репутацией нашей уральской Голконды, как центр самых типичных уральских самоцветов. Считаю нужным оговориться, что Мурзинок на Урале не одна, как есть много Белых и Тёплых гор, речек Каменок, Карасьих озёр; но настоящая Мурзинка одна. Сложились даже свои эпитеты, как «мурзинский камень», потому что самоцветы попадаются по всему Уралу, хотя не в таком количестве и не такого качества, как в Мурзинке. Большая разница между топазом ильменским (Ильменские горы — отрог южного Урала) и мурзинским, а ещё большая разница между аметистом из Мурзинки или из Богемии. Конечно, такая разница существует только для знатока или, по меньшей мере, для любителя, а не для большинства непосвящённой публики. Я беру именно Мурзинку, как типичный уголок, где добывание самоцветов уже утвердилось прочно и создало «интересного мужика», который «любопытничает по части камешков», с одной стороны, а с другой образовалась кучка торгашей, забравших всю торговлю добытыми самоцветами в свои руки.

Итак, мы отправляемся в Мурзинку. Конец апреля выдался тёплый, и погода стоит «на первый сорт». Наша уральская весна поздняя и очень капризная, поэтому радуешься каждому солнечному дню, как дорогому и редкому гостю. На вокзале в Екатеринбурге стоит страшная суета, потому что, кроме своей обычной публики, увеличивает движение «проезжающий сибиряк», который пользуется открывшеюся навигацией. Но и, кроме того, весна будит свои уральские кровные интересы, которые засыпают с первым снегом и просыпаются с первой водой, — я говорю о мелкой частной золотопромышленности. Мой спутник Василий Васильич принадлежит именно к этой категории и страшно суетится на вокзале, перебегая от одной кучки «проезжающих» к другой: у него на каждом шагу встречаются какие-то таинственные «нужные люди», клиенты и целая тьма просто знакомых и хороших людей. Маленькому человеку иначе и нельзя, особенно кто живёт «своим средствием». Я каждый раз любуюсь Васильем Васильичем, как типичным представителем разбитного уральца, а, главное, тем, что он всегда весел, всегда улыбается и всегда занят по горло. И фигура у него совсем особенная: кряжистый, плотный, с загорелым круглым лицом и бойкими глазами. Ботфорты, шведская куртка и кожан придают ему вид не то купца, не то охотника, — сразу не разберёшь.

— Всё наши едут, — торопливо объясняет он мне, забегая сказать, что место в вагоне занято и вещи снесены. — Кто куда: на север едут, в Кушву, в Невьянск, в Верх-Исетскую дачу… Вода тронулась — вот и хлопочут.

В течение последних пяти минут перед отходом поезда шляпа Василия Васильича мелькает у буфета, на платформе, в багажном отделении, на подъезде, а после второго звонка вырастает передо мной, как из земли.

Описание книги

Дмитрий Наркисович Мамин-Сибиряк собрал ряд очерков в произведении «Самоцветы». Это рассказ о путешествии по Уралу и знакомстве с одним из старейших промыслов на Руси — добычей драгоценных камней. При этом автор отошел исключительно от художественного повествования, гармонично вплетая в него научные описания минералов и особенностей работы.
Василия Васильевич и автор отправились в деревню Мурзинку смотреть, как «мужичонки промышляют по части камней». Середина весны – время, когда вода тронулась, как правило, знаменуется тем, что все люди отправляются на север. В Мурзинке же негласно, но справедливо разместился центр по добыче самых разнообразных уральских самоцветов.
В пути по железной дороге Василий Васильевич и автор встречаются огромное количество людей интересных со своей историей

Публика здесь самая разнообразная, но даже и она не может надолго приковать свое внимание. Ведь за окном вагона третьего класса раскинулся бесстыдно красивый и величественный Урал

Здесь на уже холмистой местности то тут, то там проглядывают заросшие озера, на которых золотом листьев сверкают березы и блестят изумрудные иголки сосны-карлицы. Хотя уже сейчас глаз улавливает, что лес заметно поредел, так как идет тотальная вырубка леса. И чем ближе к Невьянску продвигался поезд, тем чаще можно было встретить результат вмешательства человека в природу. Отвалы промытых песков, кучки старателей, отработки, золотопромывательные машины врезались в пейзаж своей нелепостью.
По приезду в Немьянск Василий Васильевич и рассказчик отправились к старой башне. Она уже покосилась и детали е не сверкают на солнце. Но и по сей день она остается символом душой города. Вокруг нее всегда кружила какая-то тайна. Башне приписывали связь со всем городом тайными подземельями. В ней лихачи искали тайники с золотом. Немало легенд переходило из уст в уста о старой башне. Да и сама она давала возможность увидеть все достопримечательности города с высоты.
Покинув Немьянск, путешественники отправляются в сторону к Быньговскому заводу. Здесь все отчетливей чувствуется магия слова. А слово это – золото. Для того, чтобы найти золото в этих краях не нужно прикладывать больших усилий. Даже полученная попом земля, которую выделил завод под притчу, оказалась богатой. А потому даже дом попа больше походил на царский дворец. Золото требует к себе всецелого внимания, а потому о Мурзинских самоцветах здесь ничего знали.
Конец пути застал Василия Васильевича и его спутника утром. Добыча камня в Мурзинке – исконный промысел. А потому не удивительно, что здесь существует целая культура отношений, меры и оценки самоцветов. Василий Васильевич со своим товарищем узнал, как характеризуются различные названия копей, как производятся искусственные самоцветы и как их отличить. Что такое шерлы. Не удивительно, что настоящие самоцветы – редкие и уникальные, стоят огромных денег. Даже мамынька Ульяна Епифанова знает цену своей коллекции топазов.
Для того, чтобы описать богатство Мурзинки, Южного Урала, Ильменских гор, автор провел глубокие исследования. Подробные описания геологического строения полосы, которой принадлежат и мурзинские копи, описание таких минералов, как малиновый шерл, горный хрусталь, топаз – работа, которая основана на научных трудах Кошкарова И.Н., Щуровского Г и других ученых. И при этом вокруг каждого минерала, каждого драгоценного камня собрано огромное количество суеверий, примет. Ум мужика придумал и закрепил многие названия минералов, которые и по сегодня используются в науке минераловедении.
Аудиокнига будет интересна тем, кто каждый день старается получить новые знания, открыть горизонты, окунуться в неизведанное. При этом в произведении «Самоцветы» удивительных образом гармонично сплетаются научные описания и художественная линия. Карнаух Валерий провел колоссальную работу. Точно и без потерь прочитал книгу так, чтобы слушатель имел возможность не потерять основную линию.

Роман «Дикое счастье»

Первоначально роман «Дикое счастье» имел другое название – «Жилка». Это произведение было написано Маминым-Сибиряком в 1884 году и относится оно к уральскому циклу произведений. Этот роман вместе с романом «Горное гнездо» способствовал укреплению литературных позиций Дмитрия Наркисовича.

Роман был опубликован в 1884 году под своим первоначальным названием в журнале «Вестник Европы». В этот же год писатель закончил работу над своими произведениями «Горное гнездо», «Золотая ночь», «Башка» и написал еще несколько других произведений. Мамин-Сибиряк стремился рассказать о проблемах жизни на Урале того времени.

Среди этих проблем была «золотая горячка», которая была вызвана активным развитием капитализма и массовым открытием новых месторождений золота. Писатель пытался донести то, что в далекой уральской дыре богатство погубило не одну крепкую старинными устоями, хорошую семью. В процессе написания романа писатель несколько раз ездил на золотые прииски Урала, где изучал жизнь золотоискателей и патриархальный уклад жизни старообрядцев.

Самоцветы — Д.Н. Мамин-Сибиряк

Дмитрий Наркисович Мамин-Сибиряк собрал ряд очерков в произведении «Самоцветы». Это рассказ о путешествии по Уралу и знакомстве с одним из старейших промыслов на Руси — добычей драгоценных камней. При этом автор отошел исключительно от художественного повествования, гармонично вплетая в него научные описания минералов и особенностей работы.

Василия Васильевич и автор отправились в деревню Мурзинку смотреть, как «мужичонки промышляют по части камней». Середина весны – время, когда вода тронулась, как правило, знаменуется тем, что все люди отправляются на север. В Мурзинке же негласно, но справедливо разместился центр по добыче самых разнообразных уральских самоцветов.

В пути по железной дороге Василий Васильевич и автор встречаются огромное количество людей интересных со своей историей

Публика здесь самая разнообразная, но даже и она не может надолго приковать свое внимание. Ведь за окном вагона третьего класса раскинулся бесстыдно красивый и величественный Урал

Здесь на уже холмистой местности то тут, то там проглядывают заросшие озера, на которых золотом листьев сверкают березы и блестят изумрудные иголки сосны-карлицы. Хотя уже сейчас глаз улавливает, что лес заметно поредел, так как идет тотальная вырубка леса. И чем ближе к Невьянску продвигался поезд, тем чаще можно было встретить результат вмешательства человека в природу. Отвалы промытых песков, кучки старателей, отработки, золотопромывательные машины врезались в пейзаж своей нелепостью.

По приезду в Немьянск Василий Васильевич и рассказчик отправились к старой башне. Она уже покосилась и детали е не сверкают на солнце. Но и по сей день она остается символом душой города. Вокруг нее всегда кружила какая-то тайна. Башне приписывали связь со всем городом тайными подземельями. В ней лихачи искали тайники с золотом. Немало легенд переходило из уст в уста о старой башне. Да и сама она давала возможность увидеть все достопримечательности города с высоты.

Покинув Немьянск, путешественники отправляются в сторону к Быньговскому заводу. Здесь все отчетливей чувствуется магия слова. А слово это – золото. Для того, чтобы найти золото в этих краях не нужно прикладывать больших усилий. Даже полученная попом земля, которую выделил завод под притчу, оказалась богатой. А потому даже дом попа больше походил на царский дворец. Золото требует к себе всецелого внимания, а потому о Мурзинских самоцветах здесь ничего знали.

Конец пути застал Василия Васильевича и его спутника утром. Добыча камня в Мурзинке – исконный промысел. А потому не удивительно, что здесь существует целая культура отношений, меры и оценки самоцветов. Василий Васильевич со своим товарищем узнал, как характеризуются различные названия копей, как производятся искусственные самоцветы и как их отличить. Что такое шерлы. Не удивительно, что настоящие самоцветы – редкие и уникальные, стоят огромных денег. Даже мамынька Ульяна Епифанова знает цену своей коллекции топазов.

Для того, чтобы описать богатство Мурзинки, Южного Урала, Ильменских гор, автор провел глубокие исследования. Подробные описания геологического строения полосы, которой принадлежат и мурзинские копи, описание таких минералов, как малиновый шерл, горный хрусталь, топаз – работа, которая основана на научных трудах Кошкарова И.Н., Щуровского Г и других ученых. И при этом вокруг каждого минерала, каждого драгоценного камня собрано огромное количество суеверий, примет. Ум мужика придумал и закрепил многие названия минералов, которые и по сегодня используются в науке минераловедении.

Аудиокнига будет интересна тем, кто каждый день старается получить новые знания, открыть горизонты, окунуться в неизведанное. При этом в произведении «Самоцветы» удивительных образом гармонично сплетаются научные описания и художественная линия. Карнаух Валерий провел колоссальную работу. Точно и без потерь прочитал книгу так, чтобы слушатель имел возможность не потерять основную линию.

Аудиокнига «Мамин-Сибиряк — Самоцветы» Это полная версия аудиокниги.

Получить пароль для открытия архивов со всеми аудиокнигами с сайта Bibe.ru можно бесплатно, подписавшись на рассылку уведомлений о новых книгах тут

Продолжительность аудиокниги: 3 часа

Книга озвучена: Валерий Карнаух

Поддержите доступность бесплатных аудиокниг. 100% денег полученных от слушателей идет на поддержку и развитие сайта, в том числе на оплату работы дикторам.

Качество записи этой аудиокниги: хорошее

Роман «Приваловские миллионы»

Роман Д. Н. Мамина-Сибиряка «Приваловские миллионы» был написан в 1883 году. Это произведение является жемчужиной творчества писателя.

Этот роман Мамин-Сибиряк начал писать еще в середине 1870-х годов. В это время писатель жил в Санкт-Петербурге в сложных условиях голода и нищеты. Позже Дмитрий Наркисович переехал в Нижнюю Салду, где помогал своей семье. Через некоторое время в поисках лучшей жизни писатель вместе с семьей переехал в Екатеринбург, где большую часть времени тратил на репетиторство, однако находил время для работы над романом. Временами писатель делала перерыв и писал небольшие рассказы по сюжетам, не вошедшим в роман. Впервые роман был опубликован в журнале «Дело».

В романе речь идет о процессе становления буржуазии в России 19 века. Мамин-Сибиряк в своем произведении создает целый ряд ярких сибирских характеров.

Сюжет романа основан на реальных фактах. Мамин –Сибиряк талантливо передал победное шествие капитализма, взаимоотношения буржуазии, которые исключают всякие нормы нравственности и морали.

Замечание 2

Создавая это произведение, писатель ставил перед собой задачу показать движение России по пути капитализма. Мамин-Сибиряк стал первым писателем, который отразил этот процесс в своих произведениях.

А. М. Горький писал, что глубокий демократизм романа, яркие образы и особый быт помогают читателю понять русский народ и русский язык и полюбить его.

Над своим великим произведением Мамин-Сибиряк работал около десяти лет. Всего сохранилось пять рукописей романа. Название произведения в процессе работы несколько раз менялось:

  • «Семья Бахеревых»
  • «Сергей Привалов»
  • «Каменный пояс»
  • «Приваловские миллионы».

Главный герой романа Сергей Привалов в разных вариантах произведения был то агентом английской фирмы, занимавшимся перепродажей за границу русского хлеба, то состоятельным человеком. В окончательной редакции романа Привалов является потомственным наследником Шатровских заводов, последним представителем Приваловых, когда-то известной уральской семьи промышленников.

2.1 Основные приёмы формирования активизации словаря при изучении произведения Мамина-Сибиряка о природе «Серая Шейка»

Связная речь учащихся является показателем правильности и сознательности употребления ими слов в своей речи, свидетельствует о прочном усвоении этих слов и практическом овладении ими.

Наиболее распространены в практике школы такие виды связной речи: ответы на вопросы учителя, составление предложений, составление плана прочитанного и различного щда пересказы. Система работы над пересказами как видом связной речи будет рассмотрена ниже. Здесь мы привлекаем их с целью активизации словаря как вид лексических упражнений.

Особенно тщательно должна быть продумана система вопросов к тексту и формы пересказа с учетом жанровых особенностей произведения и цели пересказа. Вопросы, которые даются в книге для чтения, являются ориентировочными и относятся обычно ко всему произведению. После того как проверено понимание текста всего произведения, необходимо остановиться на его отдельных частях. В том случае, если произведение велико по объему, для работы над словом следует выбрать часть, наиболее характерный отрывок, содержащий факты, относящиеся к основному идейному содержанию текста, его смыслу. При этом необходимо решить, какие выделить слова для анализа, какие надо поставить вопросы по смыслу прочитанного, какую форму передачи содержания выбрать, чтобы помочь учащимся отобрать словарь для передачи мысли, эмоций, содержащихся в отрывке, своего отношения к прочитанному.

Вопросы по выяснению основного содержания отрывка должны способствовать включению в речь учащихся новых слов и слов из пассивного запаса детей, отражающих взаимоотношения героев, характеристику и смысл их поступков

Важно выяснить, какое отношение ж действующим лицам сложилось у учащихся, точно ли это отношение выражается. Кроме того, школьники должны понимать смысл и значение слов, используемых автором

Речевой этикет

Помимо поведенческих норм и традиций в «Уральских рассказах» встречаются стереотипные речевые формулы, произносимые в определенных ситуациях. Н. И. Формановская определяет речевой этикет как «систему национально специфических устойчивых формул общения, принятых и предписанных определенной социальной группой для установления контакта собеседников, поддержания общения в избранной тональности».11

Ведущий критерий этикетного речевого общения — принцип вежливости.

Рассмотрим некоторые этикетные речевые формулы и сопровождающие их жесты. Приветствие

В произведениях Д. Мамина приветствия выступают как обмен знаками типа «я тебя замечаю, уважаю», при этом речевой акт приветствия вьшолняет прежде всего фатическую (контактоустанавливающую) функцию. Герои свои приветствия могут сопровождать ударом (хлопаньем) по плечу — типичным мужским, фамильярным жестом, свойственным дружелюбному, радостному приветствию. Например: «Мир на стану… — проговорил я стереотипную охотничью фразу, вступая в полосу света, падавшего от костра, и только хотел ударить приятеля по плечу, но вовремя удержался — это был совсем не он, а какой-то незнакомый молодой человек в крестьянской сермяжке, плисовых шароварах и в мягкой пуховой шляпе на голове».

Чтобы быть вежливым, герой здоровается так, как принято у охотников, то есть говорит на их языке.

У Мамина-Сибиряка встречаются и контекстуальные, речевые способы выражения приветствия: «Откедова господь несет, родимый мой? -заговорил сам Потап, из вежливости поднимаясь с корточек. — Куды девал товарища-то? — А разве он не приходил?»

Из приведенного фрагмента видно, что Потапа вовсе не интересует, откуда пришел человек, поэтому разговор сразу же переходит на другую тему. Речевой акт просто выполняет функцию «поглаживания». Жест, сопровождающий речевой акт, предполагает разговор на равных.

«Ах, это вы… — здоровался Блескин, оглядывая меня из-за своих очков. Давно ли в наших краях?» Речевой акт в этом отрывке сопровождается жестом, вьфажающим недоверие, выжидание. Это вполне объяснимо, так как, несмотря на то, что герои хорошо знакомы, прошел «год бесцветной… жизни». Просьба

Просьба — это побудительное речевое действие, поэтому выражается она чаще всего повелительным наклонением глагола. Вот как просьба звучит у Мамина-Сибиряка: «Уж ты, Иван, как хошь, а ослобони нас от Дуньки… -заговорил Кондрат из-за спины Гаврилычей».

Просьба может выражаться и в более категоричной форме: «Рубцов… засмеялся и подал старику в окно целую бутылку водки. — Всю мне, Михал Павлыч? — изумился Потап, не решаясь принять свалившееся с неба сокровище. — Всю… да, пожалуйста, убирайся к черту на хвост, надоел!.. Потап сунул бутылку за пазуху и сначала бегом побежал через прииск к своему балагану, но вернулся с полдороги и скрылся где-то в кустах».

К просьбе в широком смысле можно отнести и вопрос о разрешении что-либо сделать. Например: «Позвольте отрекомендоваться: Михаил Павлыч Рубцов и Петр Гаврилыч Блескин, студенты казанского университета… Просим любить и жаловать».

В примере использован официальный вариант просьбы, но официальность сглаживается ироническим замечанием «просим любить и жаловать».

Просьба демонстрирует вежливое, уважительное отношение к собеседнику: «Можно заночевать у вас? — спросил я из вежливости, устанавливая свое оружие к балагану. — Заночуй, коли глянется… — отвечал Потоп, мигая с особенной любезностью…» Извинение

Для этикетно-речевого жанра извинения характерно следующее: адресат оценивает поведение говорящего как отрицательное и предполагает, что другой участник ситуации ответственен за его отрицательное состояние. Согласно этикету, говорящий, ставший инициатором негативного действия, должен извиниться: «Попище, прости ты меня, ради Христа, — вдруг взмолился гордый кургатский барин и даже повалился попу Андрону в ноги. — За все заплачу, озолочу тебя, ну, помиримся».

Творческая деятельность Д. Н. Мамина-Сибиряка

Д. Н. Мамин-Сибиряк вошел в отечественную литературу серией своих путевых очерков под названием «От Урала до Москвы». Эти очерки были опубликованы в московском издании «Русские ведомости». Затем были опубликованы в журнале «Дело» его очерки:

  • «В камнях»
  • «На рубеже Азии»
  • «В худых душах».

Свои произведения писатель подписывал псевдонимом Д. Сибиряк.

Замечание 1

Первым крупным произведением Мамина-Сибиряка был роман «Приваловские миллионы», который на протяжении года публиковался в журнале «Дело». Роман имел большой успех у читателей.

В 1884 году появился следующий роман «Горное гнездо», после выхода которого за Дмитрием Наркисовичем закрепилась репутация талантливого писателя-реалиста.

Во время длительных поездок в столицу Мамин-Сибиряк познакомился С В. А. Гольцевым, В. Г. Короленко, Н. Н. Златовратским и многими другими писателями, что упрочило его литературные связи. В этот период своей жизни Мамин-Сибиряк много писал и публиковал рассказы и небольшие очерки.

Последними крупными произведениями писателя стали романы «Падающие звезды», «Черты из жизни Пепко» и рассказ «Мумма».

В своих произведениях Дмитрий Наркисович описывал жизнь Сибири и Урала в пореформенный период, процесс капитализации России и перелом общественного сознания, морали и права, который был связан с эти процессом.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Кубанские звезды
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: