Гора марков-камень

Отдых в парке «Бажовские места»

По территории природного парка проложены многочисленные экскурсионные маршруты – пешие, велосипедные, конные — и прогулки на квадроциклах — летом, лыжные маршруты и путешествия на снегоходах – зимой. Тематика экскурсий необычная и увлекательно-загадочная: «Тропой шамана», «По сказам П.Бажова», «Дорогами предков» и другие. Стоимость летних экскурсий около 2000-6500 рублей, а зимних на пассажирских санях около 4000-5500 рублей.

На водоёмах природного парка «Бажовские места» — Щучьем озере, Верхнесысертском пруду — замечательные условия для купания, созданы лодочные станции с катамаранами. Любители скалолазания покоряют скалы Храпы, Марков камень. Рыбаки обычно располагаются на берегу озера Щучье и пруда Хрустального, а дайверы облюбовали озеро Тальков камень. Услуги по доставке снаряжения, прокату, доставке грузов, пользованию оборудованными стоянками обходятся от 190 до 2500 рублей.

Где остановиться

В этнической деревне «Сказы Бажова» отдыхающих заселяют в гостиничные домики, есть возможность кратковременного отдыха в домике охотника в нескольких километрах западнее деревни Космакова.  В кемпинге «Старатель» останавливаются туристы, отправляющиеся по маршрутам «Золотоносные прииски» и «Золото Сысерти», рыбаки – в кемпинге «Щучье озеро», туристы, следующие по другим маршрутам природного парка, ночуют в кемпингах «Хрустальный», «Марков камень», «Асбест-камень» и других.

На территории парка есть 4 палаточных городка, 5 велостанций, 5 лыжных баз, 9 оборудованных туристических стоянок, 7 стоянок для снегоходов, конноспортивный комплекс с 4 конными стоянками.

Входной билет на территорию парка обходится в 50 рублей с человека.

Земляки — камнерезы продолжатели дела уральских мастеров – камнерезов.

«Много сказов посвятил Бажов мастерству уральских мастеров», в том числе мастеров-камнерезов. Традиции камнерезов прошлого, воспетых в сказах, продолжают современные мастера. Среди них и наши земляки. Анатолий Жуков познакомился с камнем в четырнадцать лет в геологическом музее школы 16. Занимался в геологическом кружке который вел В. П. Шевалев. Обработкой камня серьезно занялся в архитектурном институте. После его окончания начал работать художником-камнерезом. С 1986 года он постоянный экспонент разных выставок
. Его работы экспонировались более чем на 80 выставках в России и других странах; заняли достойное место во многих музеях, частных коллекциях в стране и за рубежом. Есть у него работа и на бажовскую тему («Данилушка», 2001г). Творчеству мастера посвящена книга Т. Парнюк «Анатолий Жуков» ( 2006). С 1995 года А. Жуков – член Союза художников России. Признанием заслуг мастера стало награждение его в 2008 г. медалью им. А. К. Денисова – Уральского за № 1.
Находясь в рассвете творческих сил, Анатолий Иванович продолжает создавать уникальные образцы камнерезного искусства.
Многоликий мир природы живой,
Полный света, красок, движения, звуков,
Видит, чувствует в камне душой
Камнерез и художник Анатолий Жуков!..
Т. Парнюк
Житель Каменска – Уральского камнерез — любитель Н. И. Ильенко по мотивам бажовских сказов изготовил из камня «Огневушку – Поскакушку», подсвечник «Каменный цветок», «Серебряное копытце», «Золотой волос», «Митяйка», « Жабреев ходок»; « Хозяйку железных гор». Дважды в Екатеринбурге проходили персональные выставки Николая Ивановича. В 2013 году на межрегиональном конкурсе имени А. К. Денисова – Уральского стал лауреатом. На проходящей в Екатеринбурге выставке посвященной 150 летию со дня рождения А. К. Денисова – Уральского работы земляков — камнерезов стоят рядом: « Бюст Денисова – Уральского» А. Жукова и « Здравствуй Урал» Н. Ильенко. Работы земляков – камнерезов можно увидеть в геологическом музее Центра внешкольной работы.
« Работа – она штука долговекая… Человек умрет, а дело его останется», говорил П. П. Бажов. Работы созданные нашими земляками сохранят память о них на века.

Образ Урала в сказах Бажова и наш край.

Некоторые топонимы Каменского края связаны с творчеством писателя косвенно, опосредованно через места действий сказов, с помощью которых Бажов формирует особый пространственный образ Урала.
Составными частями этого пространства являются заводы, камни, скалы, горы, пещеры, минералы, горные породы. Создавая образ Урала, Бажов использовал разные местности. Давая описание какой-либо части пространства, он давал характеристику всем аналогичным частям Урала. В книге «Уральские были» писатель рассказывает о Сысертском заводе, его рабочих, заводском поселке. Но все, что он описал, в той или иной степени характерно для всех заводских поселений Урала, а, стало быть, и Каменского завода. Читатель, не знающий жизнь Каменского завода в XIX веке, прочитав «Уральские были», может без труда представить его образ.

Художественные персонажи бажовских сказов передают конкретное географическое пространство Урала. «Камень, гора и пещера — действующие лица сказов Бажова» присущи горам, в нашем случае — Уральским. Наш край лежит на стыке Урала и Сибири. Граница между ними проходит по меридиану Каменска-Уральского. На местности граница проходит по линии – ост.пункт 32 км. – р. Синара — п. Новый Быт – посадочная площадка 31 км. – п.Синарский – северный берег озера Черного (Кунашакский район, Челябинская область) –деревня Черемисская- — р. Исток – д. Гашенева – с. Сипавское – с. Пирогово –с.Барабановское ––п. Степной – южная и восточная окраина Каменска – Уральского — Волковская плотина – р. Исеть до устья – р.Каменки – р. Каменка — д. Новый Завод – ж/д Каменск Уральский – Богданович. Именно у нас, в Зауралье, вскрываются корни Уральских гор в виде многочисленных скал – предвестников Урала – и скальных обнажений, которых в крае не один десяток. Можно сказать, что у нас начинаются Уральские горы. О принадлежности края к Уралу говорят и названия береговых скал со словом камень. Таковы Заворотный Камень на Синаре, Токаревский Камень на Исети; Закамень, Соколиный и Новозаводской Камни на Каменке обозначающие восточную окраину Уральских гор – границу между Уралом и Сибирью. А есть еще Камни: Селиванов, Смолинский, Филинячий, Далматов, Дыроватый, Кукушкин.

В 1974 году на Кукушкином Камне, что на реке Камышенке, по мотивам сказа Бажова «Огневушка-Поскакушка» был снят одноименный телевизионный художественный фильм. В массовых сценах были задействованы жители села Щербаковского Каменского района. « Фильм многократно в разные годы показывался по каналам Свердловского телевидения».
Есть на левом берегу Исети напротив д. Брод неприметная скала Горка (Гора). В ней работали люди – была угольная шахта. У подножия скалы был вход в штольню, сейчас он засыпан. Только ручей, вытекающий из-под скалы, говорит о том, что здесь была штольня.

О незримом присутствии Урала в крае говорит и строение земных недр. Но иногда это присутствие зримо. Есть у нас поселок Горный. Топоним «Горный» передает особенности рельефа: узкая с крутыми склонами долина реки Исети, пороги и стремительное течение придают местности горный вид. Пороги у п. Горный послужил прототипом порогов в книге уральского писателя О. Корякова «Приключения Леньки и его друзей», который хорошо знал П.П. Бажова и дружил с ним.

«Пещера – символ подземного царства, вход в земное чрево и выход из него, ворота между жизнью и смертью, нутро и сердце горы». Есть и в нашем крае пещера Смолинская – самая длинная пещера Свердловской области, памятник природы областного значения, место зимовки летучих мышей, занесенных в Красную книгу. Смолинская пещера послужила прототипом Джакарской пещеры в книге О. Корякова «Приключения Леньки и его друзей».

Горные породы и минералы в сказах Бажов

В большинстве своих сказов П. П. Бажов упоминает горные породы и минералы. Некоторые из них встречаются в нашем крае.
Железная руда — главное сокровище Урала упоминается у Бажова в 11 сказах. «Все наши деды от железного дела кормились». С железной руды началось освоение богатств Урала и нашего края. В 1682 году строится монастырская домница, в 1701 году пущен Каменский железоделательный завод. Два с половиной века железная руда была «кормилицей» края. Добывалась в ближайших окрестностях на 24 рудниках. Следы добычи в виде многочисленных провалов, просадок и карьеров сохранились до сих пор.

О медных рудах писатель упоминает 15 раз. Медные руды в крае были открыты у д. Шиловой в 1735 году и добывались несколько десятилетий. Месторождение называлось Шилово-Исетским. В 30-х годах ХХ века в д. Байновой была 16-метровая разведочная медная шахта.

В 21 сказе П.П. Бажов упоминает золото. Как и все в те годы он считал, что первое на Урале золото нашел Е. Марков и даже посвятил ему первую часть сказа «Золотые дайки». И только спустя много лет Н. С. Корепанов установил, что первое самородное золото на Урале и в России нашел Л. Л. Пигалев близ д. Шилова в мае 1744 года. Н. Корепанов писал: «Было бы справедливо помнить не только о случайной находке Маркова, но и о другом, выстраданном открытии…. Хотя бы спустя 250 лет после забвения, должно быть с уважением названо имя горного ученика, Леонтия Лаврентьевича Пигалева».
Добыча золота началась в ноябре 1745 года и продолжалась до 1755 года. Позднее стали добывать рассыпное золото. Добывалось оно в ложках по берегам Исети. «Где речек старых и следа нет, а золото есть» (сказ «Золотой волос»). Центром добычи стало село Маминское, в окрестностях которого действовало более двух десятков золотых приисков. В связи с этим село богатело и получило прозвище – Маминское – «село золотое».
Добыча золота велась до середины ХХ века и вновь возобновилась в 1999 году.

В 6 сказах писатель упоминает мрамор. В Каменском районе мрамор добывается с 1993 года у д. Походилова.
Агат упоминается в сказе Бажова «Хрупкая веточка». На границе с Каменским районом у села Зырянского находится Синарское месторождение агатов. В прошлом село Зырянское входило в состав горнозаводской дачи Каменского завода.

Есть на Синаре, на реке
месторождение агата.
Оно от нас невдалеке
и недостаточно богато.
Капают ямы средь берез,
работа – бремя.
Чтобы найти камней на « нос»,
Здесь надо время.
Синарский в россыпях агат
всегда таится.
И кто отыщет – будет рад
Еще трудиться.
Разрежешь камень пополам —
узнаешь тайну.
Бывает, что рисунок там —
необычайным.
Щедра природа для того,
кто не ленится.
Успеха можно своего
всегда добиться.

Н. Ильенко.

Карьер «Старая линза» (Шабровский карьер)

Карьер «Старая линза» (Шабровский карьер).

Хочется взглянуть на пирамиды майа, но нет возможности съездить ради этого в далекую Мексику? Что ж, есть более дешевая альтернатива – отправиться в пригород Екатеринбурга, где расположен законсервированный карьер «Старая линза» Шабровского месторождения. Когда-то здесь добывали тальк, причем огромные плиты просто выпиливались из массива.

В результате к 1974 году, когда карьер был законсервирован, сформировался огромный котлован глубиной 100 метров, стены которого покрыты аккуратными ступенями. Со временем наружу прорвались подземные воды, красивыми водопадами стекающие по этим самым ступеням.

Вплоть до 2017 года воду из карьера откачивали, и можно было спокойно пройтись по его дну, разглядывая брошенные и давно заржавевшие машины и механизмы (в том числе и ту самую гигантскую пилу, которой вырезали тальковые плиты) – совершенно постапокалиптические картинки. В 2017 году откачку воды из карьера прекратили, и сегодня «Старая линза» – это красивое бирюзовое озеро с ровными почти отвесными берегами, ступеньки которых спускаются к самой воде.

Адрес: Старая линза, Екатеринбург, Свердловская область, Россия.

Аракульский Шихан

Аракульский Шихан.

На границу Свердловской и Челябинской областей, к городу Верхний Уфалей, путешественники едут, чтобы увидеть величественный скальный массив Аракульский Шихан. Эта скальная цепь, растянувшаяся более чем на два километра, у многих ассоциируется с Великой Китайской стеной, тем более что структура шихана неоднородна – он сложен из огромных каменных глыб и гранитных плит.

Чтобы осмотреть все местные достопримечательности, а заодно совершить восхождение на главный пик Аракульского Шихана – 80-метровую вершину Чемберлен, будет достаточно и одного дня, но, взглянув на лежащее у подножия озеро Аракуль, вы поймете, что вам очень хочется задержаться здесь подальше и провести на берегу ночь с костром и палаткой.

Адрес: Аракульский Шихан, Аракуль, Челябинская область, Россия.

Описание горы Марков камень

Высота горы Марков камень – 414 метров над уровнем моря. Относится к северной окраине невысокого Каслинско-Сысертского кряжа. На вершине возвышаются небольшие гранитные скалы высотой метров десять. В длину они вытянулись на 30-40 метров. На вершине скал стоит старая деревянная вышка, взбираться на которую сейчас уже опасно для жизни – подгнившая конструкция того гляди рухнет. В прошлом на нее можно было залезть по деревянной лестнице и полюбоваться открывающимися видами. Сами же скалы не поднимаются выше кромки леса, поэтому как такового обзора на окрестности здесь нет.

Гора покрыта сосновым лесом. Встречаются редкие растения. Очень много костяники. Недалеко есть беседка, в которой можно отдохнуть и спрятаться от дождя.

На поляне у подножия горы в прошлом был кордон Марков камень. Тут же течёт речка Марковка. До революции рабочие выжигали здесь древесный уголь для заводов, а во время Великой Отечественной войны возник поселок переселенцев с Западной Украины, которые работали на лесозаготовках. Затем тут стояли домики лесника Сысертского лесничества и егеря охотхозяйства (позже они сгорели). В наши дни за поляной расположена избушка с печкой. Судя по надписи на табличке, она принадлежит ЧОП «Сова». 

Марков-камень с окружающими лесами является геоморфологическим, археологическим и историко-литературным памятником природы Свердловской области площадью 277 гектар. Он расположен на территории природного парка «Бажовские места».

Встречаются сведения, что археологами здесь найден жертвенник.

 

В окрестностях Маркова камня можно посетить такие достопримечательности, как затопленные карьеры Рудника Асбест, Мочаловские разрезы, озера Большое и Малое Щучье, а также старинный Черновской канал, прорытый в XIX веке для пополнения воды в Сысертских прудах. Можно заглянуть и в город Сысерть, сходить на озеро Тальков Камень.

П. П. Бажов

Родился писатель на Урале – в городе Сысерть. Его отец был горным мастером. Будущий писатель, журналист, публицист и фольклорист окончил заводскую школу в Сысерти. С 10 до 14 лет мальчик обучался в духовном училище в Екатеринбурге. Затем окончил семинарию в Перми. После получения образования преподавал русский язык. Во время летнего отпуска ездил по Уралу и собирал фольклор.

В 1943 году Павел Петрович за свое произведение получил Сталинскую премию.

Самый главный чудесный персонаж сказов П. Бажова – Медной горы Хозяйка. Она охраняет сокровища. Хозяйка необыкновенно красива и обладает магическими способностями. Спускаться в её владения было позволено только талантливым мастерам каменных дел. Она могла помочь, а могла и сгубить.

Наш земляк – художник – друг Бажова

П.П.Бажов был знаком с нашим земляком художником – пейзажистом, непревзойденным мастером этюда на Урале, родоначальником уральского пейзажного жанра И. К. Слюсаревым. В 1898 году Иван Кириллович закончил байновскую церковно – приходскую школу — прародительницу школы № 16 Каменска – Уральского.

«.Бажов и Слюсарев познакомились в начале 1920-х. По совету П. Бажова Слюсарева пригласили в редакцию журнала «Товарищ Терентий», где были напечатаны статья о художнике и репродукции его этюдов». По просьбе писателя художник приносил свои рисунки в редакцию журнала. Возможно, что Слюсарев выполнял и некоторые иллюстрации к журналу.

«В восприятии Урала у Бажова и Слюсарева было много общего – оба видели в нем величие и поэтичность».

В отличие от Бажова любовь к Уралу Слюсарев выражал не словами, а красками, «стремился создать лирически окрашенный образ уральской природы на холсте». Но довольно часто их работы перекликаются. Бажов пишет о камнях и скалах, а Слюсарев изображает их на холсте. На некоторых скалах, изображенных Слюсаревым, Бажов бывал. Например, на скалах «Чертово городище», которые Слюсарев изобразил на картине «Скалы Чертова городища».
Не раз был П. Бажов в Златоусте, где жили герои некоторых его сказов. В 1935 году Златоуст и его окрестности посетил И.К. Слюсарев и написал картины: «Город Златоуст и гора Таганай», «В окрестностях горы Таганай», «На горе Таганай. Замшелые камни».

В 1941 году П.П. Бажов посетил п. Висим – родину Д.Н. Мамина-Сибиряка, а И.К. Слюсарев изобразил поселок в работе «На Родине Мамина-Сибиряка. Висимо-Шайтанск».
Бажову были знакомы все улицы и достопримечательности Екатеринбурга. Некоторые из них Слюсарев изобразил в своих работах. Так, в картине «Первое мая. Открытие трамвайного парка в Свердловске» художник изобразил уголок города и пуск трамвая, где находилась автобусная станция, с которой Бажов уезжал в Сысерть. Написал пейзаж «Зеленая Роща», «Екатеринбургский городской пруд»; картины «Ночь в Харитоновском парке», «Дом Харитоновых», «Дворец пионеров».

Некоторые картины Слюсарева можно считать иллюстрациями к сказам Бажова. Например, «Завтрак рудокопа».
27 января 1944 года, в день 65-летия писателя, Слюсарев подарил Бажову картину «В поисках малахита». На картине среди сказочного каменного леса человек «с лопатой на плече и рудничной лампой в руке». В фигуре человека угадывается образ П.П. Бажова. « Особенно узнаваема привычная бажовская кепка на крупной высоколобой голове. Это не портрет, а скорее дружеский шарж на замечательного уральского писателя».
На бажовскую тему писал художник А. А. Заусаев. « Наиболее известные его работы «П. П. Бажов (певец Урала)» и ее повторный вариант «Певец Урала (П. П. Бажов на Думной горе)». Алексей Александрович родился в 1920 году в д. Борисова Катайского района, что в 4 км. от нашего края. В прошлом деревня входила в дачу Каменского завода. Художника видел и знал Заусаев Алексей Александрович живущий в Каменске – Уральском. Оба они родом из д. Борисова. Дома рядом – соседи. Одинаковы фамилия, имя, отчество. Только год рождения разный – у художника 1920, у каменца – 1949. И, что удивительно, не родственники. Пятнадцатилетним подростком «наш Заусаев», вместе с матерью, не раз бывал в доме художника, видел его картины в горнице. Видел как летом художник, приезжая из Свердловска на родину, писал пейзажи.

Творчество Бажова

Не было бы счастья…

Интересно, что именно благодаря второму исключению из партии на свет появился автор уральских сказов. Дело в том, что Бажов к этому времени уже был известным корреспондентом, имел большой опыт в издательском деле, публиковал свои труды и монографии. Но из-за доноса он не только стал беспартийным, но и лишился должности в издательстве, а на новую работу его не брали. 

В это время семья жила очень тяжело, деньги зарабатывала лишь сестра жены, которая работала учительницей. Павел Бажов тяготился таким положением, но поделать ничего не мог. И чтобы не сидеть без дела, помимо работы по дому и хозяйству, он решил оформить уральские сказы, которые собирал много лет подряд.

С чего все начиналось

Толчком к созданию сборника стал такой случай. В то время, когда Бажов возглавлял газету, он участвовал в дискуссиях по теме устного народного творчества. Молодая советская власть хотела издать сборник рабочего и колхозно-пролетарского фольклора. Человек, назначенный на должность редактора этого сборника, с поставленной задачей не справился, и ему на смену пришел Павел Петрович. 

Бажов за работой… Источник фото: www.bazhov.ru/ 

Справедливости ради надо сказать, что легенды и былины Павел Бажов собирал не как ученый-фольклорист, а как писатель, то есть всех правил сбора фольклорных данных он по сути не соблюдал: не проводил паспортизацию и часто мог «переделать» сказку, если в ней герои не прославляли Россию или Урал. Он честно признавался, что отвергал все, что было не в пользу его родины. Позднее его даже обвиняли, что писатель не записывал издревле существующие народные сказания и былины, а сочинял свои. Но, как показало время, даже если отчасти это было так, русская литература обогатилась за счет фантазии автора. 

Валентина Александровна помогает мужу. Источник фото: www.bazhov.ru/

«Малахитовая шкатулка» и другие сказы Павла Бажова

Первая публикация уральских сказов состоялась в 1936 году. В свет вышел сказ «Девка Азовка». Через три года был опубликован сборник «Малахитовая шкатулка», который автор пополнял новыми былинами всю последующую жизнь. Именно здесь появляется персонаж дедушка Слышко, прототипом которого был уральский старожил Василий Хмеленин. Подписаны сказы были так: «Записано П. Бажовым».

После выхода сборник к автору начались придирки: мол, в чем же, собственно, его заслуга, если он просто записал рассказы дедушки? Позднее критики сменили направление нападок: раз сказы – авторский вымысел, значит, это фальсификация. За Бажова вступился поэт Демьян Бедный.

Сегодня уже всем очевидно, что творчество Бажова невозможно ограничить только термином «обработка фольклора», оно вполне самостоятельно. Просто основа его лежит в народных преданиях. Также как в гетевском «Фаусте» или пушкинском «Каменном госте», идеи которых авторы почерпнули в древних сюжетах.  

С экземпляром книги «Малахитовая шкатулка». 1939 г. Источник фото: www.bazhov.ru/

Вот как описывал значение творчества Павла Бажова один из его биографов:

Отельную (и весьма большую) работу Павел Бажов вел в отношении языка сказов. Он не хотел скатываться в просторечия, свойственные мастеровому люду, но и напыщенности, лубочности тоже не хотел. Павел Петрович внимательно изучал труды предшественников, в особенности Николая Лескова и Ивана Горбунова. 

I-е изд. книги «Малахитовая шкатулка», 1939 г. Худ. А. А. Кудрин

В итоге он смог выработать свой неповторимый стиль и язык, в котором соединились и узорчатая народная речь, и ясность, ладность, выразительность собственного бажовского слога. Его описания родной земли очень проникновенные: 

Почтовая марка России к 125-летию со дня рождения Павла Бажова.

О дороге на Марков Камень

Общая длина пути пос.Асбест-г.Марков Камень-Асбест составляет примерно 17 км в обе стороны (при этом поездка машиной Екатеринбург-пос.Асбест = 70 км). По зимнему времени дорога хорошо проходима, но засыпана снегом. Летом снега нет, но часть дороги проходит в низине, мимо болот, и значит может быть довольно топкой. По пути к горе есть ряд ответвлений и развилок лесной дороги, поэтому без навигатора и знания трека можно пойти не туда. Примерно половина дистанции проходит по более-менее ровному ландшафту, ближе к вершине становится более круто, подъем примерно 30 градусов. Вокруг очень густой, довольно молодой лес. Дальше 50 метров из-за частых деревьев уже ничего не видно — будьте осторожны, легко заблудиться! Понятно, почему Марка так и не поймали… Дров в виде сухар очень много. Воздух чистейший, сосновый. Одна из сосен имела странную аномалию — короткие ветки торчали по всему стволу в положении «в небо».

Чудские копи

С кладами и богатствами Урала связаны предания о чуди – «легендарном народе, населявшем когда-то Урал». Восприятие преданий о чудских копях было усилено «благодаря художественному осмыслению П.П. Бажова». Он пишет, что «Волшебные люди раньше жили в Камне, прячутся в Камне, скрываются ото всех с помощью колдовства», например, в сказе « Дорогое имечко».
Остатки древних рудников (чудские копи) на Урале долгое время служили ориентирами для рудознатцев. Они помогли, в частности, открыть Гумешевское месторождение меди.
В Каменском районе остатки чудских копей были замечены академиком И. Лепехиным у д. Казаковой (сейчас д. Чайкина) и ниже по Синаре 27 июля 1770 года. Он писал: «При ней видны следы обитания некого народа. Тут много находится старинных копей на левом берегу по течению Синары, а в полуверсте от их копей стоит ровная гора, с которой во все стороны изрядный представляется вид и которая также о бывших чудских рудокопах свидетельствует, ибо на ней видны впадины, какие при обыкновенных старинных шурфах примечаются. Но для какого металла древние обитатели трудились заподлинно сказать трудно». ( Коровин А.Ф. «Каменский заводъ» №4 (8) декабрь, 2002 г). Позднее близ д. Чайкиной были найдены железные руды.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Кубанские звезды
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: