Датировка наскальных изображений
Определить время создания наскальных изображений очень сложно
При определении возраста уральских писаниц необходимо принимать во внимание многие факторы: стилистические особенности и технику нанесения рисунков, состояние поверхности камня, высотное расположение, топографию местности.. Но, все же, основным методом выявления примерных датировок является метод аналогий — определение сходства рисунков на скалах другими предметами: орнаментами на керамике, гравировками на кости, орудиях и оружии, проведении археологических раскопок вблизи писаниц, а также сравнение с аналогичными памятниками других территорий
На сегодняшний день нижнюю границу традиции нанесения наскальных изображений на Урале специалисты определяют неолитом, а возможно и поздним мезолитом.
Но, все же, основным методом выявления примерных датировок является метод аналогий — определение сходства рисунков на скалах другими предметами: орнаментами на керамике, гравировками на кости, орудиях и оружии, проведении археологических раскопок вблизи писаниц, а также сравнение с аналогичными памятниками других территорий. На сегодняшний день нижнюю границу традиции нанесения наскальных изображений на Урале специалисты определяют неолитом, а возможно и поздним мезолитом.
Загадки
Станислава
Григорьева с самого начала мучали сомнения в отношении «Лося». «Там, правда, много мутного, — поясняет ученый. — Я смотрел
на снимки, на них действительно была такая динамика затухания этого образа, но
там была еще одна корреляция — более поздние делались в месяца, когда
трава выше. Поэтому я собирался заказать серию космических снимков, сделанных в
мае и сентябре-октябре».
Сейчас
в пользу древнего происхождения наземного рисунка говорит только маленький скол
от нуклеуса, обнаруженный во время
раскопок.
Григорьев
по поводу этого микроартефакта полагает: «Я иногда думаю, а если кто-то этот
кремень туда подбросил? Но зачем? И взяли мы его из нетронутого слоя. Правда, в
это время были дожди. И если бы кто-то слой потревожил, то замыло бы следы
вкопа первым дождем».
Словом,
геоглиф исчез, но загадки остались.
Фото Дениса Лузина и Владислава Вериго
Изображение Ирбитского Писаного камня взято на сайте: http://dostoyanieplaneti.ru/4140-Ipbitskiy-Pisanyy-kameny
Снимки из космоса
Геоглиф
невозможно разглядеть ни с поверхности земли, находясь рядом с ним, ни с
близлежащих горных вершин. Даже пролетая над наземным рисунком на самолете,
нужно обладать богатым воображением, чтобы представить лосиные рога, горбатую спину
и ноги. Размеры геоглифа установлены примерно — 250 на 250 метров.
Однако
космоснимков, опубликованных ведущими сайтами в Мировой паутине, в 2011 году оказалось
достаточно, чтобы в СМИ поднялась шумиха по поводу зюраткульского «Лося». Открытие
вполне тянуло на сенсацию! Можно было бы хорошо заработать на футболках с
изображениями геоглифа и других сувенирах, как это делают с мифическим
плезиозавром расторопные жители шотландского озера Лох-Несс. Но футболок не
было.
Зато
было заявление археологов о том, что в ходе полномасштабных раскопок будут
устранены все «пробелы» с геоглифом, памятник удастся точно датировать и
получить доказательства его искусственного происхождения. И челябинские
чиновники пообещали выделить два миллиона рублей на эти цели. Такой суммы явно
бы не хватило для крупного исследования, но раскопки все-таки начались.
Хребет
Зюраткуль, как известно, находится на территории одноименного национального
парка. Поэтому археологи работали под патронажем руководства НП. Они поселились
в гостевых домиках в нескольких километрах от места раскопок и честно
отработали свое.
Казалось,
ученые стояли на пороге большого открытия мирового масштаба. Предположительно «Лось
Зюраткуля», как назвали геоглиф, был уникальным доисторическим памятником,
который мог бы стать первой ласточкой еще
неизученной археологической культуры.
Важным
событием стала публикация Григорьева и Меньшенина в уважаемом научном издание
«Antiquity» (Великобритания) «Открытие геоглифа на хребте Зюраткуль на Южном
Урале» (). К находке
челябинских археологов проявило интерес мировое научное сообщество
Сам факт
публикации указывает на то, что аргументы челябинских археологов были приняты
во внимание. У рецензентов не вызвала сомнение и древность памятника
Впрочем,
не все оказалось столь радужным.
Ирбитский писаный камень
Образ
лося характерен для финно-угорских племен, обитавших на Урале несколько тысяч
лет назад. На ум сразу приходит изображение сохатого на Ирбитском писаном камне
(Свердловская область). Но наскальный рисунок не идет ни в какое сравнение с геоглифом.
К тому же есть претензии к «портретному сходству» зюраткульского «Лося».
Геоглиф выглядит чересчур карикатурным и несуразным: голова животного больше
туловища, ноги разных размеров, левый рог имеет три нароста, правый — только
один.
Отговорка о том, что наземный рисунок якобы выполнен «в перспективе» не срабатывает. Ученые возлагали большие надежды на раскопки. Но они никаких ощутимых результатов не принесли.
Николай Меньшенин и Станислав Григорьев на хребте Зюраткуль
Тагильская слобода
Тагильская слобода — основана в 1613 году, в 1626 году построен острог. Слобода находилась на правом берегу реки Тагил, при устье реки Мугай, вблизи селения Махнево. В настоящее время, в честь бывшей Тагильской слободы, в чистом поле установлен, православный крест. В конце XVIII начале XIX веках Верхотурским земством, в продолжение дороги вдоль реки Туры был построен мост через реку Тагил, примерно между Мугаем и Махнево.
Веревочная переправа через реку Тагил
В настоящее время, от моста остались Сидоровские быки, где проходил Верхотурский тракт. Мост имел 7 деревянных пролетов, на каменных быках, длину имел 60 сажен, и установлены деревянные перила с украшающей резьбой. В период гражданской войны мост сожгли, чтобы остановить продвижение белогвардейских войск.
Река Тагил, около поселка Махнево
Сидоровские быки около села Мугай
В 2004 году, когда отмечали в Алапаевском городском округе 380-летие поселка Махнево, на пожертвования местных жителей был установлен памятник-камень, с двумя надписями: «Ермаку Тимофеевичу» и «Здесь по реке Тагил в 1582 году Ермак со своей дружиной прошел в Сибирь». Поселок Махнево основан в 1624 году, как ямская слобода на старинной Государевой (Верхотурской дороге).
Мы, в 2020 году путешествуя по родному краю, остановились у памятника Ермака, наш взгляд устремился на реку Тагил, справа современный железнодорожный мост через водную преграду. Мощный поток реки Тагил приближается к реке Туре, где расположен город Туринск, место первого боевого крещения ермаковцев.
Памятник Ермаку Тимофеевичу в поселке Махнево
Кроме двух городов на побережьях реки Тагил находятся населенные пункты: Тепловая, Братчиково, Монзино, Песчаный, Балакино, Ясьва, Тагильский, Маскалка, Толстова, Толмачева, Шмакова, Махнева, Кокшарова и Болотовское.
ОБНАЖЕНИЕ № 2
Ниже по течению каменки известняки сменяют другие горные породы: песчаники, глинистые и углистые сланцы, конгломераты. Все эти породы имеют темно-коричневый, а где-то и черный, цвет, и потому резко отличаются от серых, а у поверхности почти белых, известняков. Их относят к каменской угленосной толще каменноугольной системы. Так как они на 10-15 миллионов лет старше известняков, то, по идее, должны были бы и залегать под ними. Но горообразовательные процессы вывернули их из-под известняков и смяли в складки.
В песчаниках и сланцах попадаются обуглившиеся остатки древних растений: древовидных хвощей, плаунов и папоротников, ставших исходным материалом при образовании каменного угля. Здесь, на левобережье Каменки, в начале XIX века было открыто одно из каменноугольных месторождений. Продолжение угленосной полосы напротив деревни Брод разрабатывалось, начиная с XIX века до середины XX столетия. Геологоразведка обнаружила 14 пластов угля, три из которых мощностью 0,8-1,2 м оказались впоследствии довольно-таки продуктивными.
Породы угленосной толщи – свидетели раннекаменноугольной эпохи (335-320 млн. лет назад). Тогда на заболоченной суше одного из многочисленных вулканических островов древнего Уральского моря возвышались леса, в которых произрастали 30-40-метровые каламиты, сигиллярии и лепидодендроны.
Переслоенные песчаниками и сланцами 14 пластов угля – лучшее доказательство тому, как, по крайней мере, 14 раз на этом месте вырастали и погибали леса. Их перекрывали осадочные породы – пески и глины, когда поднимался и опускался уровень моря. А позднее их накрыла мощная толща известняков, о которой было рассказано выше.
Маршруты на карте Артёмовского. Транспортная инфраструктура
Через Артёмовский проходят следующие автотрассы регионального значения, связывающие его с городами Невьянск, Реж и рядом посёлков:
- Артёмовский — посёлок Зайково,
- Невьянск – Реж – Артёмовский – Килачевское,
- Обход села Покровское от км 94+720 автодороги «город Невьянск — город Реж — город Артёмовский — село Килачевское».
Железнодорожное сообщение:
- Станция «Егоршино» – обслуживает пригородные электрички, пассажирские поезда. Отсюда можно добраться в Екатеринбург, Нижний Тагил, Каменск-Уральский, Алапаевск и др.
- Остановочная площадка «184 км» – находится на пути следования пригородных электричек до Каменска-Уральского, Рефтинской.
Общественный транспорт – автобусы и маршрутные такси. Автобусные маршруты начинаются от ул. Ленина, от железнодорожного вокзала, от ТЭЦ, проходят по городу и завершаются в его отдалённых районах или в посёлках, входящих в Артёмовский городской округ. Есть регулярные рейсы в города Екатеринбург, Ирбит. Разобраться со схемой движения поможет карта Артёмовского с улицами.
Достопримечательности Артемовского
В городе есть Артемовский городской исторический музей, который был основан в 1967 г. В нем действует историческая выставка под названием «Жертвы политических репрессий 30-50-х гг. Артемовского района», которую впервые открыли еще в 1990 г. Расширение музея новым выставочным и художественным салонами состоялось в 1996 г.
Среди известных городских памятников заслуживают особого внимания мемориал погибшим в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг., памятник Артёму (точнее, Федору Андреевичу Сергееву, для которого Артём — была боевой кличкой), памятник Ленину, а также памятник шахтерам.
Предусмотрен в городе и парк — Артемовский городской ПКиО.
Как доехать из Артёмовского в село Писанец и обратно
От станции «Егоршино» до камня идут и электрички, и автобусы
К большому сожалению, общественный транспорт от Артёмовского до села Писанец организован не очень дружелюбно для туристов. Из районного центра можно добраться на электричке. Поезда отправляются от ж/д-станции «Егоршино» в 08-16 и в 14-08 по местному времени.
Вам необходимо взять билеты до станции «130 км». Поездка в одну сторону обойдётся в 67 рублей и займёт меньше 20 минут.
Впрочем, есть нюанс: обратно электричка в Артёмовский отправляется только один раз в 10-18, это очень неудобно по времени.
Расписание электричек до Писаного камня и обратно
Другой способ – поездка на автобусе. Между Артёмовским и Писанцем ежедневно курсируют комфортабельные автобусы по маршрутам № 113 и 115.
Проблема в том, что удобное расписание составлено только на будние дни: с понедельника по пятницу транспорт отправляется от ж/д-станции в 06-50, 08-10, 09-50, 10-30, 13-00, 14-50, 17-20 и 18-30. В выходные можно рассчитывать только на три рейса: в 09-50, 13-00 и 17-20. Транспорт делает остановки по Артёмовскому, так что в зависимости от того, где вы сняли квартиру, можно свериться с расписанием.
К большому сожалению, автобусы то отстают от своего графика, то опережают его, так что лучше быть на остановке заранее. Стоимость поездки в одну сторону – 70-90 рублей в зависимости от километража, время в пути – 40-60 минут.
До села Писанец каждый день ходят удобные автобусы
Обратно транспорт отправляется в будние дни 06-50, 07-20, 08-55, 11-35, 13-15, 14-50, 16-20 и 17-05. В выходные автобус уходит из села только три раза: в 07-20, 11-35 и 14-50. Почему в выходной день туристический маршрут лишён удобного муниципального транспорта – загадка.
Остановка расположена на выезде из села на улице Тракторной, напротив знака «144 км».
Чтобы уехать обратно, нужно ждать транспорт на остановке на выезде из села, точка расположена напротив дорожного знака «144 км»
Также есть третий вариант – для любителей спорта. Если взять с собой велосипед (придётся озаботиться этим вопросом в Екатеринбурге, потому что в Артёмовском нет пунктов проката), то можно устроить себе марафон примерно 23-25 км до села, то есть суммарно на 50 км.
Время в пути – чуть более 2 часов в одну сторону. Дорога хорошая, подъёмы вверх – редкие и мягкие.
ДубльГИС предлагает для велосипедистов несколько маршрутов до Писанца
Приложение «ДубльГИС» предлагает ехать дорогой через село Мостовское (или Шогринское), далее – по лесному массиву.
Во-первых, в упомянутых локациях вы сможете передохнуть – по пути и туда, и обратно. Во-вторых, проездом увидите Буланаш – шахтёрский городок с советской архитектурой 1950-х и 1960-х годов (местами разрушенной и от того немного инфернальной). В-третьих, наберёте воды на источнике Сертазан.
В целом маршрут на велосипеде займёт или полдня, или весь день в зависимости от вашей физической подготовки.
Современный Артемовский
В состав Артемовского городского округа официально входят следующие населенные пункты: город Артемовский; села Антоново, Большое Трифоново, Бичур, Лебедкино, Липино, Мостовское, Мироново, Писанец, Покровское, Сарафаново, Шогринское; деревни Бучино, Луговая, Лисава, Малое Трифоново, Родники, Налимово; поселки: Белый Яр, Березники, Боровской, Брагино, Буланаш, Дальний Буланаш, Елховский, Заболотье, Катковые Поля, Каменка, Кислянка, Красногвардейский, Незевай, Среднеборовской, Сосновый Бор, Упор.
К числу основных предприятий относятся: Артёмовский железобетонный завод № 1, Артёмовский машиностроительный , Артёмовская ТЭЦ, Буланашский машиностроительный завод, Лесхоз, Егоршинский радиозавод. Также сюда следует включить предприятия пищевой промышленности (включая молочный завод, хлебокомбинат и колбасную фабрику). Развито в районе скотоводство (мясомолочное), птицеводство и кролиководство. Налажено выращивание пшеницы, овса, ржи, ячменя, картофеля и разных овощей.
Сюжетная классификация наскальных изображений Урала по В. Н. Чернецову
Анализ уральских наскальных рисунков позволил В. Н. Чернецову выделить несколько сюжетных групп, или сюжетов с различными вариантами, отражавшими, по его мнению, в виде «графических формул», определённые темы в «комплексе некогда проводившихся обрядов и действий».
Всего было выделено три основных сюжета.
Сюжет первый. Главным изображением является зверь (лось, олень, косуля). Этот сюжет выделен в четырёх вариантах, отличающихся друг от друга в некоторых деталях.
Вариант 2. Содержит фигуру копытного и солярный знак. Этот вариант представляет собой «упрощенный вариант» описываемого сюжета. Примером могут послужить рисунки на Исаковской скале р. Реж, Ирбитском Писаном Камне, Змиевом Камне на р. Тагил.
В отношении 1-й группы рисунков на Исаковской писанице можно с большой уверенностью говорить об отсутствии здесь других изображений, кроме солярного знака и фигуры зверя. В. Н. чернецов предполагал, что в этом случае можно говорить о неком вырождении сюжета, о замене реалистичной, полной картины, условным символом.
Вариант 3. Изображение зверя у загородки или в ловушке. Композиции этого типа отличают от первого варианта, с одной стороны отсутствие солярных знаков и изображений небосвода, с другой — более детально проработанными ловчими сооружениями. К этому варианту сюжета Чернецов относил, например, рисунки на Сокольих Утёсах, II-ой Бородинской скале, писанице на Двухглазом Камне.
Вариант 4. Содержит антропоморфное изображение, фигуру животного и охотничьей изгороди. Композиции этой группы немногочисленны и не однотипны. Одной из наиболее выразительных композиций 4 варианта можно признать фрагмент пятой группы изображений Змиева Камня на р. Тагил.
Фрагмент пятой группы изображений со Змиева Камня (Чернецов. 1970. С. 64)
Сюжет второй. Главным изображением является птица. Эта группа содержит изображения водоплавающих птиц в сочетании с загородками, ловушками и иногда небесными и солярными знаками. Птица благодаря своей массовости имела большое значение в хозяйственной деятельности древнего населения Урала. Этот сюжет является аналогом первого, только ориентирован не на копытных животных.
Охота на дикую птицу. Фрагмент со Змиева Камня (Чернецов. 1970)
Сюжет третий. Главным изображением являются «условно-антропоморфные и антропозооморфные фигуры». Реалистичные изображения, характерные для первых двух сюжетов, здесь практически отсутствуют. По своему содержанию Чернецов В. Н. делит эту группу на 2 варианта композиций.
Вариант 1. Содержит «переходные» от первого и второго сюжетов к третьему, здесь выделяется изображения охотничьих сооружений, около которых находятся какие-то стилизованные фигуры.
Пример 1-го варианта композиций, третьего сюжета.
Пример 2-го варианта композиций, третьего сюжета.
Досуговые учреждения
Немало внимания уделяется и организации досуга жителей города. Так действуют ДЮСШ № 25 и № 28, спортивно-оздоровительный комплекс «Бассейн», физкультурно-оздоровительный центр «Сигнал», Спорткомплекс «БМЗ», лыжные базы «Лесная» и «Снежинка», конный клуб и скалодром. Кроме поощрения спортивных увлечений, заботятся и о культурном времяпровождении. Есть две Детские школы искусств и Детская художественная школа № 24. В городе расположены филиалы ВУЗов г. Екатеринбурга. Поселок Сосновый Бор славится своим Санаторным лагерем «Талый Ключ», который действует круглый год. А Загородный оздоровительный комплекс им. Павлика Морозова считают лучшим лагерем для детей в России.
Еще с 1943 г. действует Государственный Уральский народный хор, который был создан на базе Покровского самодеятельного хора и хора Измоденовского из Белоярского района. В 1995 г. этот хор получил статус образцового народного ансамбля песни и танца.
Источник
Все развлечения Артемовского
История Артемовского
Считается, что Артемовский основан на правом берегу реки Бобровки (притоке реки Ирбит) в 1665 году выходцем из Арамашевской слободы Егоршей Кожевиным. В честь него место стало называться «Егоршин повыток», затем «Егоршина деревня», а с 1864 года — село Егоршино.
Макет памятника Егорше Кожевину в Артемовском музее
В 1871 году поблизости открыли богатое месторождение угля-антрацита. Все началось с находки Василием Скутиным каменного угля у себя в огороде. Открытие дало импульс в развитии населенного пункта. Если бы не открыли уголь, то Егоршино наверняка было бы обычным селом. В 1872 году началась промышленная разработка каменного угля, появились шахты. В 1913 году открыта крупнейшая шахта бассейна «София».
Вместе с этой шахтой Е.П. Демидовым начало строительство и Егоршинской электростанции на реке Бобровке. Однако из-за начала войны стройка приостановилась. После падения царизма и окончания гражданской войны в 1920 году строительство Егоршинской ГРЭС признали ударным объектом ГОЭЛРО. И вот, 28 октября 1923 года, электростанция дала первый ток.
В 1914 году сдана первая очередь железной дороги к Екатеринбургу.
В 1921 году Бобровскую угольную копь назвали Копью имени Артема – в честь революционера Ф.А. Сергеева, известного как товарищ Артем. В 1925 году за счет слияния шахтерских поселков образовался поселок Артемовский, который в 1938 году слился с селом Егоршино, и образовался город Артемовский. В 1960 году он стал городом областного подчинения.
Уголь здесь продолжали добывать на протяжении всего советского периода. В 1929 году сдана в эксплуатацию самая крупная шахта бассейна «Новый рудник».
В 1930 году открылся Егоршинский радиоузел, благодаря которому позже появился Егоршинский радиозавод. Радиоприемники и радиостанции этого завода в советское время знали во всей стране. В годы войны, в 1941 году, в Артемовский эвакуирован Скопинский механический завод, давший начало Артемовскому машиностроительному заводу.
В Артемовском вырос Александр Мишарин – железнодорожник и один из губернаторов Свердловской области, впрочем, ничем хорошим на этом посту не отличившийся.
В этом городе жил уральский «левша» — Александр Матвеевич Сысолятин (1927-1981), известный мастер микроминиатюр. Работы этого умельца известны не только в России, но и в других странах мира.
По данным переписи 2010 года в Артемовском проживает 33160 человек. Из-за экономических проблем население города сокращается. В настоящее время все угольные шахты района закрыты.
Находки
При
раскопках рядом с наземным рисунком не найдено стоянок древнего человека. На
берегах озера Зюраткуль у подножия хребта — больше десятка неолитических поселений,
в которых гипотетически могли жить «строители» геоглифа. Но связь этих стоянок
с геоглифом — всего лишь предположение, не получившее доказательств.
В
тупик ставило и то обстоятельство, что в культурном слое на самом геоглифе не
осталось орудий труда. С большой натяжкой к ним можно отнести несколько обнаруженных
каменных мотыг и нож на сланцевой плитке.
Григорьев рассказывает: «Определение этих артефактов проводил специалист по каменным орудиям из Уфы, В.Г. Котов. Он мог с этими макроорудиями ошибиться (я не специалист в этом, это сложная материя), но там был совершенно очевидный кремневый скол с нуклеуса, который абсолютно точно сделан человеком. Для стоянки это высоко. Поэтому, вероятно, какое-то присутствие человека в неолите-энеолите там было, но сложно сказать какое».
- Вид на террасу с геоглифом
- Хребет Зюраткуль
Дорога в артёмовский Писанец
К сожалению, прямого сообщения на общественном транспорте между Екатеринбургом и селом Писанец нет. Наиболее комфортный и надёжный вариант – добраться на личном автомобиле. До Артёмовского также идут междугородние автобусы и поезда (вам потребуется билет до ж/д-станции «Егоршино»).
Общественный транспорт курсирует между городами каждый день. В среднем дорога занимает 2-3 часа в одну сторону, стоимость проезда – от 200 до 400 рублей.
Суммарно вам потребуется 5-7 часов, чтобы доехать из Екатеринбурга до Писаного камня и обратно. По этой причине мы не советуем эту поездку в формате «маршрут одного выходного дня», лучше заложить 1,5-2 суток.
Для этих целей воспользуйтесь посуточной арендой квартир в Артёмовском. Как правило риэлторы и собственники сдают жильё на Авито, стоимость – от 900 до 3 тыс. рублей в сутки.
Можно, например, приехать в Артёмовский в пятницу или субботу, заселиться, передохнуть, погулять по Старому городу, переночевать. Затем на следующий день утром отдать ключи от квартиры, отправиться в село Писанец и затем обратно сразу же на ж/д-вокзал «Егоршино», чтобы вернуться в Екатеринбург.
Такой формат поездки будет более комфортным.
Паломнический и культурно-познавательный маршрут
Схема паломнического маршрута «Артемовские святыни — от разрушения к возрождению».jpg | (126,0 КБ) |
---|
4-х дневный маршрут знакомит жителей и гостей города с самыми значительными памятниками православия Артемовского района – современными и старинными церквями, поклонными крестами, а также – с историко-культурными достопримечательностями.
Путешествие, рассчитанное на четыре дня, включает посещение нескольких населенных пунктов района.
Знакомство с маршрутом начинается с Артемовского исторического музея, в фондах которого имеется историко-документальная выставка «Артемовские святыни: от разрушения к возрождению». Здесь же, в черте города, туристы посещают церковь св.Ильи Пророка (в районе бывшего села Егоршино) и церковь во имя иконы Божией Матери «Умиление» Серафимо-Дивеевского монастыря в г.Артемовском.
В поселке Красногвардейском (бывшем Ирбитском железоделательном заводе Саввы Яковлева) туристы знакомятся с ныне действующей церковью во имя Святой Живоначальной Троицы, местными достопримечательностями.
Среди ныне восстанавливающихся церквей Артемовского района особой красотой и величием архитектурного облика выделяются покровская, мироновская и шогринская церкви. Мироновская церковь во имя св. Георгия Победоносца и шогринская церковь во имя св.Николая Чудотворца являются лучшими архитектурными образцами «уральского барокко», покровская церковь во имя Покрова Пресвятой Богородицы – памятник истории и православия Урала (построена в начале 19 века, пережила много исторических потрясений, не раз перестраивалась, а ныне – активно восстанавливается).
Уникальны по своей былой красоте ныне пустующие церкви с. Антоново (осталась лишь колокольня с белокаменным узорочьем ), в с.Бичур — сохранилась деревянная, частично разрушенная церковь во имя Архиепископа Модеста Иерусалимского. В селе Родники участники маршрута посещают церковь Вознесения Господня (нач.20в.), в которой сохранились фрески с изображениями святых, выполненных в стиле академической живописи.
Во время путешествия паломники знакомятся с поклонными крестами, часть из которых находится на месте гибели местных священников – новомучеников.
Маршрут дает возможность путешественникам полюбоваться красотами местной природы, отвлечься от житейской суеты, настроиться на особый духовный лад.
Туристы и паломники размещаются в , обеды и ужины – в кафе и ресторанах по пути следования маршрута. Путешествие осуществляется на комфортабельном автобусе.
Что интересного на маршруте
Гора Медведь-Камень пользуется большой популярностью у
туристов и известна далеко за пределами Нижнего
Тагила и всего Урала. У подножия отвесной, почти
стометровой скалы Медведь-Камня текут бурые воды реки
Тагил. Древний утес постепенно разрушается, образуя
каменистые осыпи. Это отличное место для тренировок и
соревнований любителей высоты — скалолазов.
Гора имеет обширный лесистый покров, вершина скалистая. Со
стороны реки Тагил гора имеет огромный массивный
скальный утес (шихан). Название гора получила из-за своей
причудливой формы, напоминающей издали спину гигантского медведя.
С вершины открывается красивейший вид на окрестности: вьющуюся
внизу реку, зеленые поляны, леса и горные цепи на горизонте. На
востоке вдалеке видны трубы НТМК.
Скальный массив горы сложен сиенитами (породами, близкими к
граниту, но без содержания кварца). В глубине горы сиениты имеют
красивый розовый цвет, но с поверхности они выветрились и потому
розовый цвет переходит в бурый.
Медведь-камень
является геолого-геоморфологическим и природно-историческим
памятником. На горном массиве Медведь-Камня встречаются редчайшие
растения: эндемики и реликты. Так, можно найти мокричник Гельма,
гвоздику иглолистную, шиверекию подольскую и некоторые другие
очень редкие травянистые растения. Растут здесь и деревья вяза,
который нечасто встретишь на Урале на этой широте. Многие
растения сохранились в этом месте еще с доледникового периода.
В скале Медведь-Камня на высоте 70 метров от подножия есть
небольшой грот (размерами 4 на 2,5 м и высотой 1,5 м). Археологи,
проводя раскопки, нашли в нем следы пребывания древнего человека.
Наши предки жили здесь во времена палеолита. Между прочим, это
единственная известная стоянка первобытного человека эпохи
палеолита на восточном склоне Уральского хребта.
Весь маршрут пролегает по красивым чисто уральским смешанным
лесам и высокотравью.
Территориальная юрисдикция Артёмовского городского суда Свердловской области
- Город Артёмовский
- деревня Бучино
- деревня Лисава
- деревня Луговая
- деревня Малое Трифоново
- деревня Налимово
- деревня Родники
- поселок Белый Яр
- поселок Березники
- поселок Боровской
- поселок Брагино
- поселок Буланаш
- поселок Дальний
- Буланаш
- поселок Елховский
- поселок Заболотье
- поселок Каменка
- поселок Катковые
- Поля
- поселок Кислянка
- поселок Красногвардейский
- поселок Незевай
- поселок Сосновый
- Бор
- поселок Среднеборовской
- поселок Упор
- село Антоново
- село Бичур
- село Большое Трифоново
- село Лебедкино
- село Липино
- село Мироново
- село Мостовское
- село Писанец
- село Покровское
- село Сарафаново
- село Шогринское