Деревня Самолва
Совсем рядом с Кобыльим городищем, практически через лесок, находится самобытная деревня Самолва, которая также претендует на место Ледового побоища.
Здесь даже можно найти оригинальный Музей истории экспедиции АН СССР по уточнению места Ледового побоища. Он появился в 2012 году в доме купцов Петуховых и посвящён научной экспедиции 1958 года. В основе коллекции — документы и артефакты из семейного архива участника экспедиции, руководителя одного из исследовательских направлений Александра Потресова. Интересные путевые дневники и даже водолазное снаряжение для погружения на дно Чудского озера.
Историко-культурный центр в деревне Самолва
В самом центре деревни в 2015 году был открыт Историко-культурный центр «Самолва». Здесь подробно и с удовольствием расскажут и о старинной битве, и о научной экспедиции по её следам. Кстати сказать, гражданам с фамилией Невский вход в экспозицию центра — бесплатный.
Есть в маленькой Самолве и третий музей — Музей рыбацкого края «Самолвовский амбар», основанный в 2008 году в бывшей лавке купцов Захаровых. Здесь можно научиться различать типы якорей и неводов, ткать половики, носить галоши на высоком каблуке и увидеть ступу Бабы Яги. А затем завести мотор и выдвинуться в сторону Ремды, ещё одной причудской деревни. Ведь достопримечательности Гдовского района изучены ещё не в полной мере.
Почему чудь — белоглазая, как жила и куда делась
Наиболее высокий уровень развития и ускоренные темпы ассимиляции наблюдались у оседлых племен, которые обитали на территориях, прилегающих к крупным проходным рекам и озерам. Близость к этим главным транспортным артериям изначально способствовала контактам с более цивилизованными соседями.
Норвежский мореход Оттар из Холугаланда в IX веке добрался до устья Северной Двины и оставил свидетельства, которые приводит в своих хрониках конца IX века англо-саксонский король Альфред Великий. Согласно Оттару, уже в конце IX века обитатели устья Северной Двины жили в городе, торговали на ярмарках, промышляли судоходством и занимались земледелием.
Согласно археологическим данным, финно-угры строили укрепленные городки не только на территории нынешней Архангельской области, но и в Карелии, и на севере Вологодчины. Рядом с городищами находят железные и серебряные и позолоченные предметы обихода. Ряд ученых считают, что северная чудь с древних времен владела навыками обработки металлов, хотя до сих пор это вопрос спорный. Следы чудских жилищ состоят в основном из ям и землянок, в которых иногда находят остатки бревен, груды глины и части печей-каменок.
Что касается внешности северных чудинов, то наверняка многим знакомо словосочетание «чудь белоглазая». И действительно, светло-серый оттенок глаз характерен для многих финно-угорских народностей. Нередко не привыкшим к активному солнцу чудинам также приписывают красный цвет кожи. Русские, нормандские и финно-угорские народные предания упоминают не только о своеобразной внешности чуди и их сверхъестественных способностях, но и о загадочном исчезновении этого племени.
В самом деле, русская пословица в словаре В. Даля «Чудь живьем закопалась» возникла не на пустом месте. О том, что вся чудь когда-то ушла под землю, гласят многочисленные финно-угорские легенды. Согласно северному преданию, однажды там, где испокон веков обитала чудь, вдруг стали расти белые березы, которых раньше здесь никогда не видели. Древнее пророчество указывало на то, что пришло время освободить чуди землю для белого народа и их царя, который придет сюда и установит свой порядок. Чудины выкопали большие и глубокие ямы, на их краях поставили стойки, удерживающие сруб, и навалили сверху тяжелые камни. Спустившись в свои могилы, они вырвали стойки и заживо погребли себя под валунами (В. Медведев, «Русский Север»).
Созвучны с этим и предания коми-пермяков, которые гласят, что соседняя чудь не хотела принимать христианство и добровольно закапывала себя в землю. Таким образом, это племя якобы полностью исчезло, и его место заняли пермяки.
Картина Н.К. Рериха. Чудь подземная (Чудь под землю ушла) (фрагмент) 1913 год
На самом деле вряд ли ритуальные самозакапывания чуди носили массовый и повсеместный характер. Чудские поселения в Заволочье были известны до XVI века, а отдельные группы коренных жителей севера дожили вплоть до XIX столетия. Все это время миссионеры активно проповедовали православие среди местных язычников в самых удаленных уголках Русского Севера, и далеко не все из аборигенов готовы были умирать за своих идолов. О том, что многие язычники обретали по доброй воле христианскую веру, свидетельствуют жития преподобных Кирилла Челмогорского, Варлаама Важского, Феодорита Кольского, а также упомянутых Герасима Вологодского, Трифона Печенгского, Стефана Пермского и других проповедников.
Монах против колдуна: кто кого? — Трудная история христианской проповеди на Русском Севере
Крещеная чудь легко ассимилировалась среди русских, в результате чего со временем образовались субэтносы, соединившие в себе культурные черты славян и финно-угров. Самый известный из них — поморы, среди которых различают еще более мелкие этногруппы усть-цилёмов и пустозёров. В их лексиконе сохранилось множество слов из чудских наречий.
Другая часть заволоцкой чуди мигрировала на восток, смешиваясь с родственными пермяками, зырянами и югрой. Третья часть коренных жителей Заволочья отправилась на запад, в область нынешней Финляндии, где участвовала в формировании финского этноса вместе с братскими племенами суоми (русские называли их «сумь»), хяме (вероятно, чудская емь), саамов (лопарей) и карел.
В 2010 году в официальном «Перечне национальностей и языков РФ» чудь зафиксирована под кодом № 351. На сегодняшний день официальных сведений о численности чуди в России нет, но, по некоторым данным, с этой национальностью ассоциируют себя более двухсот человек. Подавляющее большинство из них живет в Пинежском районе Архангельской области.
5
Где же можно искать следы Дивьих людей?
Гора Юрюзань и гора Большой Иремель. (Челябинская область)Есть сведения о загадочных пещерах, в которых видели странных людей. Кроме того, раньше у башкир вторая вершина считалась святой.
«Оленьи ручьи». Национальный парк на реке Серга возле станции Бажуково Нижнесергинского района. Иногда появляются публикации о многочисленных АЯ и загадках этих мест. Пишут, что тут обитают своенравные духи – щелпы, часто появляются всякие «огни», а люди пропадают неизвестно куда, либо сходят с ума (в пещере Дружба)… Обычно многие АЯ связывают с Митькиными озерами, местность на которых и впрямь выглядит довольно необычно для этих краев. Говорят даже, что в одном из озер живет «хозяин»… Более того, на поляне между Бажуково и Дыроватым камнем несколько экстрасенсов независимо друг от друга наблюдали «нечто». Для одних это «нечто» предстало в виде разумных «шаров», для других – в образе странных существ…
Окрестности города Полевского. Места Бажовских сказов. Интересных легенд и преданий здесь множество. В одном из первых своих рассказов «Дорогое имечко» П. П. Бажов писал о Чуди или «старых людях» – высоком красивом народе, живущем в горах, в необычных по красоте жилищах, устроенных внутри гор. Люди эти почти незаметны для других. Они живут, не зная корысти, равнодушно относясь к золоту. При появлении в глухих местах их обитания людей, они уходят подземными ходами, «закрывая гору». В фольклоре, помимо народности Чуди, содержатся сведения и о гигантском змее Полозе и о загадочных подземных туннелях, в которых он обитает. Есть предания о появлении «дамы в белом», плутании людей в хорошо знакомых им местах и многое-многое другое. Существует также легенда, связанная с Азов-горой. До сих пор энтузиасты ищут спрятанный здесь по преданиям клад. Иногда на Азов-горе видят непонятные огоньки – «свечки», которые гаснут при приближении к ним…
Сикияз-Тамак. Уникальный подземный город на берегу реки Ай в районе города Сойка (Челябинская область). Состоит из не менее 42 пещер, занимая площадь 425 кв. метров. В нем нашли следы пребывания человека всех исторических эпох. Аналогов в России нет! («НГН» № 7, 1999)
Тобольское заболотье. В этом местечке Тюменской области полно курганов – древних захоронений, с которыми связаны многие легенды. Среди них есть и про племя неких карликов, которые якобы жили здесь несколько тысяч лет назад и воевали с… серыми журавлями, отнимая у них яйца. В 2004 году странная легенда неожиданно подтвердилась: рядом с двумя курганами местные охотники нашли миниатюрные черепа, явно человеческие. Похоже, что рост людей, которым принадлежали останки, не превышал полуметра. Как повествуют предания, карлики-сибиры исчезли тогда, когда в Зауралье пожаловало неизвестное и крайне жестокое племя. Не желая попасть в руки врагов, сибиры вырыли глубокие рвы с тяжелыми навесами и заживо погребли себя…
Автор — Николай Субботин. Директор RUFORS
Чурила Дыевич – один из сынов Дыя, божества древнеславянской мифологии.
В. Ледков, «Месяц малой темноты»
360,865 total views, 225 views today
Рекомендуем посмотреть эти материалы:
Инопланетные лучи
Генетические мутанты
Прокуратура проверяет информацию об НЛО над аэропортом Кольцово
Таинсвенный диск завис над американским озером
Жители Мексики сняли на видео полёт НЛО овальной формы
5
1
голос
Рейтинг статьи
Как в начале прошлого века в России часто называли отдельную речную извилину?
Ответы в Поле чудес 14.07.2023. Вот задание на первый тур. Как в начале прошлого века в России часто называли отдельную речную извилину? (Слово из 7 букв)
Также специалисту нужно понимать, что реки порой радикально меняют свое русло. Поиск возле нового русла, скорее всего, не принесет результатов, а вот возле стариц (старое русло реки) может завершится успехом.
Вдали от рек на водоразделах поселения являются редкостью, но в таких местах в степной зоне кочевники любили располагать свои могильники – курганы.
Сам поиск памятников обычно состоит из прочесывания местности, в ходе которого особое внимание уделяется размывам, оврагам, холмикам земли, которые сделали кроты, вспаханным полям. Задача исследователя найти мельчайшие следы деятельности человека
Обычно это мусор, маленькие фрагменты керамической посуды, костей животных.
Ответ: Загибон (7 букв).
Чудской народ и Дивьи люди
Обычно Урал и Сибирь, республику Коми, принято связывать с легендами о Чудском народе, Чуди-белоглазой, которая ушла под землю, спасаясь от засилья их земель иноверцами-христианами. Но в летописях, исторических и этнографических трудах XVIII–XIX в.в. можно найти много упоминаний и Дивьих людях. Испокон веков Чудской народ и Дивьи люди были одним родом. Своими прародителями они считали Чурилу Дыевича и Тарусу. Считается, что они дали начало многим арийским и финским родам. Разделение рода на два народа произошло, как утверждают легенды, по религиозным мотивам. После битвы Сварога и Дыя часть людей спустились вместе с Дыем в подземные города. В мифах их называют дивами или дивьими людьми. Обживать тайные подземные города, расположенные в Уральских горах, им помогали Паны, которые жили там уже давным-давно и происходили от Пана Виевича. Чудской народ ушел в пещеры чуть позже, незадолго до включения Урала в Московское царство.
В 1926 г. на Урале записан рассказ «о старике из дивьих людей». Он растолковывает едущему на съезд коммунисту знамения грядущих бед: увиденные на дороге мешок с зерном, «кадь, полную крови», и гроб: «Едет, нагоняет старика небольшого роста с батожком. «Путь дорога», — говорит коммунист. «Довези меня», — просит старик. «Нет, — отвечает коммунист, — не могу посадить, лошадь устала». «Все-таки ты меня посади, — говорит старик, — скорее доедешь». Коммунист посадил старика. Едут, старик и спрашивает: «Ты чего не видал ли дорогой?» — «Видел», — говорит партиец и рассказывает, что видел. «Это знамения вам. Мешок с хлебом предвещает большой урожай. Кадь с кровью — страшную, кровавую войну на полсвета, в крови плавать будете. Но хлеб тогда еще будет. А будет еще хуже: это гроб — голод, мор и люди будут так умирать, что некому будет и хоронить друг друга. Гроб от кади ближе по дороге, чем кадь от мешка, — это мор от войны ближе по времени, чем война от урожайного года. Приехали в город, на Пушкинскую улицу в чрезвычайку, и коммунист посадил старика пока что в чижовку, а когда его хотели допросить, он исчез» (Ончуков, 1928).
Быль или небыль
Как такую большую яму могли выкопать люди, особенно вручную, – не укладывается в голове. Спуститься в яму по пологому склону не составило труда. На дне обнаружили углубление и свежую землю – похоже, кто-то пытался откопать артефакты…
Некоторые геологи считают, что это воронкообразное углубление может быть карстовым провалом. А ещё говорят, что в 90-х годах в этих местах бурили водяные скважины – хотели делать водовод на Краснокамск – и обнаружили на глубине около 150 м огромное подземное озеро…
У меня двоякие чувства. С одной стороны, я не верю ни во что сверхъестественное и мифы, но такое красивое и сильное предание захватывает. И почему-то дрон не хотел слушаться – то и дело над ямой терялась связь. Почему вокруг самой ямы не растут деревья, а только трава? Молодой лес как бы обнимает яму, но не поглощает её. И ещё почему-то в яме не скапливается вода…
Анастасия Новикова
Чудь в кино
Современные кинематографисты тоже внесли свой вклад в сохранение поверий о чуди белоглазой. В прошлом году на экраны вышел сериал «Территория», продюсером которого выступил наш земляк Антон Щукин. По его словам, «это чудской фолк-хоррор, основой для которого послужила коми-пермяцкая демонология». Коми-Пермяцкие сказания и легенды, отшельники в землянках, колдуны, шаманы, икотка, дремучие леса, легенды, загадки… В общем, всё, как вы любите, поклонники ужастиков.
Gazeta.ru пишет о сериале, что «Территория» вообще очень много ссылается на легенды о чудском народе и даже почти дословно цитирует одну из них – о чудской девке. Финал шоу и вовсе, оказывается, напрямую связан с чудью.
«Про чудь в сериале мифология показана верно, то, что они ушли под землю, были великими кудесниками и прочее. Но вот этимология самого слова до сих пор непонятна. И многие народы считают, что чудь – их предки. На территории округа много чудских городищ и могильников, все они относятся примерно к IV–VIII векам», – сообщил Василий Гагарин.
Кадр из сериала «Территория» (2020 г., реж. Игорь Твердохлебов). Чудь здесь представлена как духи природы
Чудское озеро. Место Ледового побоища
Как гласит летопись: «… на Чудском озере, на Узмени, у Воронея камени» произошла великая битва русских витязей и ливонских рыцарей. Вот только в XIII веке не было ещё разделения Чудской водной системы на три озера. Всё это водное пространство называлось Чудским.
Несмотря на многочисленные исследования, абсолютно точно место Ледового побоища не установлено. Ведь в этом историческом эпизоде тесно переплелись реальные факты и легенды. Однако именно в районе Кобыльего городища ширина Чудского (а точнее Тёплого) озера составляет примерно семь вёрст, на которые русские войска гнали неприятеля, согласно описаниям. Откуда на мелком Чудском озере в начале апреля был толстый лёд, способный выдержать тяжёлую вражескую армию достаточно долгое время, остаётся загадкой. По одной из версий, битва проходила всё же на суше.
Памятник Александру Невскому в деревне Колыбье городище
В честь 750-летия Ледового побоища, в 1992 году в деревне Кобылье Городище был установлен памятник Александру Невскому — небольшой бюст под аркой с крестом. Великий правитель и великий воин смотрит в сторону места своей главной битвы.
Рядом, на берегу скромное захоронение времён Великой Отечественной войны, когда воины также доблестно бились за каждую пядь родной земли. Герои былых времён теперь словно смотрят друг на друга. А, чтобы не забывать о великой победе 1242 года, на берегу Чудского озера ежегодно в апреле проводят грандиозную историческую реконструкцию.
Как искать свой род предков по фамилии в архивах
Чтобы проследить историю дворянской фамилии, необходимо обращаться в Российский государственный исторический архив. Он располагается в Санкт-Петербурге. Там же находится архив ВМФ.
В Москве вы найдете:
- Архив древних актов. Там хранятся документы Смутного времени и из еще более ранних времен.
- Военно-исторический архив. Там вы найдете данные, записанные до 1918 года.
В городе Подольске Московской области находится Центральный архив Минобороны. В нем хранятся записи, ведущиеся с начала войны и по сегодняшний день.
Работа со старыми документами требует большой ответственности. Нарушителей правил и порядка больше никогда не допускают в архив. Кроме того, у сотрудников таких учреждений сформировано предвзятое отношение к людям, интересующимся своей собственной родословной.
Изучить готовые сканы бумаг можно на сайте GoogleBooks. Просматривайте с его помощью копии старых документов, не выходя из дома. Например, на этой площадке выложены отсканированные справочники «Вся Москва».
Мифы уральской тайги
Пять лет назад трое охотников по приглашению знакомого егеря охотились на лося юго-западнее Красновишерского заповедника. Расположившись вечером на небольшом островке напротив места, куда чаще всего ходили на водопой лоси, они стали ждать сумерек. Когда стемнело, один из охотников заметил, как на вершине дальней сопки вспыхнула яркая точка, появившись словно из горы. Точка спустилась вниз по склону и начала приближаться к замершим в изумлении охотником, двигаясь вдоль русла реки. Подлетая ближе, она превращалась в яркий шар, освещавший все вокруг себя. Шар завис в нескольких метрах над головами охотников. С перепугу один из них вскинул ружье и выстрелил. Шар ярко вспыхнул, и люди ощутили дикий ужас, заставивший их не разбирая дороги, через болотину и колючие кусты броситься бежать в сторону егерьской избы. Позднее, когда охотники немного пришли в себя, рассказал им, что эти шары тут нередкие гости, и вылетают они все время из одной и то же горы, вот только на людей они раньше не нападали.
История из ряда охотничьих баек, но она нашла продолжение несколько месяцев назад, когда известный пермский путешественник Дмитрий Кочетов поведал о своем разговоре с мансюком, одиноко живущим в тех же краях. Мансюк утверждает, что знает пещеру, из которой очень часто вылетают огненные шары, причем, судя по ее местоположению, это именно то место где охотники столкнулись с НЛО.
Работники Красновишерского заповедника также неоднократно наблюдали странные явления, однажды им пришлось спасаться в лесу от преследовавшего их огненного шара. Часто слышали в горах странный звук, похожий на работу реактивного двигателя, хотя никаких военных частей и тем более производственных построек рядом и в помине нет.
Подобные необычные звуки приходилось слышать мне и моим коллегам в Молебской аномальной зоне, словно в отдалении работает мощный электротрансформатор, причем звук усиливался если опустить голову к воде. Есть в тех местах Стукова гора, которая знаменита необычным феноменом: из ее недр часто слышится равномерный звук, похожий на работу какого-то механизма.
«Свет у них в горах не хуже солнца…» — не об этих ли странных шарах говорит Онучков? «В полночь слышится звон…» — опять совпадение. Но если 150–200 лет назад эти явления связывали с Дивьими людьми, то и сейчас они указывают на странную активность в Уральских горах и отдаленных районах Пермского края и Свердловской области. Значит, подземный народ никуда не ушел, а продолжает существовать рядом с нами?
Деревня Спицино
Вдоль трассы 58К-96 и одновременно вдоль Чудского побережья раскинулась, растянулась деревня Спицино. Посетить её стоит по трём причинам. И все они не имеют никакого отношения к древностям, ведь деревня Спицино была полностью сожжена немецкими солдатами в 1944 году.
Выход к берегу Чудского озера у деревни Спицино
Во-первых, здесь на береговой линии находится уникальный природный памятник — песчаные дюны. Они волнами тянутся далеко вдоль кромки воды и даже под воду. Поэтому по Чудскому озеру можно долго идти лишь по щиколотку в воде. Здесь ловят ветер разноцветными змеями, а рыбу удочками и неводом. Здесь вдыхают сосновый воздух, катаются на жёлто-белых катамаранах и провожают спать за горизонт уставшее солнце.
Церковь Петра и Павла в деревне Спицино
Во-вторых, недалеко от берега, за дюнами и автомобильной трассой, виднеется деревянная церковь Петра и Павла, главных хранителей всех рыбаков. Сюда обязательно стоит заглянуть. Церковь перестроена на пожертвования из старой приходской школы, которая чудом сохранилась во время пожаров Великой Отечественной. И снаружи, и внутри она выглядит уютной, словно домашней. Здесь хранятся уникальные берестяные иконы. От икон этих такое тепло исходит, что хочется протянуть руку и согреться. А вот берестяные венцы для брачующихся, о которых можно прочитать в путеводителях, сгорели во время серьёзного пожара.
Третье место, которое стоит посетить в деревне Спицино, находится тоже на дороге, на самом выезде. Пожалуй, найти его можно просто по аромату свежей выпечки. Это маленький фирменный магазин «Пекарни на паях». Вкусные плюшки можно взять с собой. А можно съесть здесь же в импровизированном кафе под открытым небом. А для бодрости духа с собой стоит захватить стаканчик кофе. Нет, это была не реклама, а лайфхак для путешественников, которые намерены продолжить путь.