Ныробский узник

История

В 1601 году царь Борис Годунов усмотрел в Романовых, а именно – в Михаиле Никитиче Романове, дяде будущего царя Михаила Федоровича Романова, главного конкурента за трон. И, не долго думая, сослал его в сопровождении стрельцов и в трехпудовых (то есть почти что пятидесятикилограммовых) оковах подальше, в село Ныробку Чердынского уезда. Стрельцы бросили статного богатыря-боярина в наспех вырытую яму и закрыли деревянным настилом. Ждали, что недолго им охранять узника – в мокрой и холодной яме условия были страшными. А через некоторое время и кормить перестали. Слыша молитвы, доносящиеся из ямы, местные жители прониклись жалостью к заключенному и научили детей тайком передавать ему пищу. За что и поплатились – шестеро мужчин из семей, помогавших М.Н Романову, были высланы на пытки в столицу, вернулись же живыми лишь двое. Михаил Романов выжил в яме почти год, после чего скончался. В 1621 году, после прихода Романовых на трон, тело его извлекли из могилы и перезахоронили в Москве, а помогавших боярину жителей Ныроба освободили от налогов.

Последний император

После отречения Николая Второго от престола за себя и за своего сына Алексея, официально власть в стране перешла к его младшему брату — Михаилу Александровичу, который ранее был официально назначен регентом цесаревича. История повторилась — после революции большевики сослали его в Пермь, где Михаил Александрович и был расстрелян 13 июня 1918 года. Место захоронения палачи тщательно скрыли.

Михаил Александрович Романов

Данные Пермского государственного архива новейшей истории свидетельствуют, что первая попытка найти останки Михаила Романова и его секретаря Джонсона была предпринята в 1921 году, когда в Пермь приехала московская комиссия

Молодой советской власти было важно подтвердить факт смерти Михаила Романова и пресечь слухи о том, что он якобы жив. Но найти останки не удалось

В течение века время от времени эти поиски возобновлялись.

Самые серьезные поиски начались в 2012 году, когда были объединены силы Следственного комитета России, местных пермских властей и международной экспедиции под руководством историка Петра Сарандинаки (США). С тех пор каждое лето, когда приезжает экспедиция, поиски начинаются вновь.

В 2020 году из-за пандемии коронавируса, начало работ на местности перенесены на сентябрь. В Пермь приедут археологи из Санкт-Петербурга и Ростова, эксперты группы «Necro Search International», которые работают как волонтеры. Также в состав группы вошли судебные эксперты из разных стран, сотрудничающие с полицией, ФБР и Интерполом.

Жив молитвами?

Морозы стояли жестокие — до минус 40 градусов. Стражники замерзали в тулупах возле ямы Михаила Романова. Его нарядный кафтан уже давно истлел, в холодной яме он сидел без еды уже не первый месяц, но из отдушины поднимался пар, свидетельствующий, что узник жив и дышит. А еще из ямы были слышны постоянные молитвы — и днем, и ночью. Стрельцы крестились в сторону ямы: «Святой человек!», но продолжали морить Михаила голодом — уже очень хотелось поскорее вернуться в Москву, к семьям.

Наступила весна — а Михаил продолжал жить в яме: без еды, питья, прогулок, в полулежачем состоянии, высохший, как мумия в тяжелых кандалах, которые стали и вовсе неподъёмными…

Случайно стражникам удалось угадать секрет живучести узника. Оказывается его тайком подкармливали местные жители! Узнав об этом Роман Тушин не на шутку рассердился, виновники были серьезно наказаны — их арестовали и отправили в Казань.

Но князь продолжал жить! Несмотря на жестокое наказание, крестьяне не бросили узника, к которому прониклись глубоким уважением — просто стали действовать по-другому. Мальчишки наполняли полые стволы пиканов молоком, затыкали с обеих сторон хлебным мякишем и тайком кидали в отдушину ямы.

Стрельцы мальчишек поймали, выпороли розгами, крик стоял по всей округе. Орали пацаны, кричали их матери. Но Роман Тушин был неумолим — никакой еды узнику не девать!

Часовня над ямой Романова в Ныробе

Считается, что несчастный Михаил Никитич скончался сам в августе 1602 года. То есть — в таких нечеловеческих условиях он прожил почти год — 11 месяцев! Но есть и другая версия: стрельцы не выдержали и вместе с Тушиным самостоятельно удавили ослабевшего боярина.

Слайд 10Вскоре пристав узнал об отношении ныробцев к узнику. В тот

же день все пятеро ныробцев, кроме доносчика были связаны и

под присмотром стрельцов отправлены в Чердынь с двумя грамотами: одной к чердынскому воеводе, а другой в Москву к царю Борису.О дальнейшей судьбе несчастных ныробцев известно из сохранившейся грамоты царя Михаила Феодоровича, адресованной чердынскому воеводе Бутурлину следующее: «и как прислан был с Москвы от царя Бориса боярин Михаил Никитич Романов и в том Ныробском погосте сидел в тюрьме, и того де погоста крестьяне к Михаилу Никитичу тайно в украд приносили всякий съестной припас, и в том припасе на тех крестьян доводил (доносил) того же погоста крестьянин. И по тому его доводу (доносу)пристав Роман Тушин писал к царю Борису. Борис де велел того погоста взять в Казань человек пять крестьян, и те крестьяне пытками разными пытаны и с пытки один в Казани умер…»

От Михаила до Михаила

Сначала Михаила Никитича похоронили там же, в Ныробе.

Но уже в 1606 году по указанию первого русского царя из рода Романовых тело было перевезено в Москву и Михаил Романов был перезахоронен в Новоспасском монастыре рядом со своими братьями.

Также молодой царь (тоже, кстати, Михаил) повелел построить в Ныробе храм Святому Николаю, отрядить туда попов на царское жалование, и из царских же запасов снабдить церковь всем, что необходимо для ведения служб достойных. Ныробцев же царь наделил «обельной грамотой», освобождавшей их от всех податей «дабы людишки бы не разбегались, а молились бы за прославление царского дома».

Царским указом следовало ежегодно «отправлять панихиду по первому царственному страстотерпцу, Михаилу Никитичу, в день воспоминания о чуде Архистратига Божия Михаила в Хонех». Царский приказ исправно выполнялся на протяжении трехсот лет, вплоть до 1927 года

Именно так началась история новой царской династии на Пермской земле. К сожалению, здесь же, в Перми ей было суждено и закончиться — 13 июня 1918 года был расстрелян Михаил Александрович Романов, который де-юре является последним императором России. Так замкнулось «пермское кольцо».

Но если тело Михаила Никитича было торжественно перезахоронено в Москве, то останки Михаила Александровича продолжают искать и в наши дни.

Слайд 6Узник, столь бесчеловечно брошенный в темницу-могилу, был несчастный боярин Михаил

Никитич Романов, жертва злобы Бориса Годунова, а начальник отряда стрельцов

— пристав Андреевич Тушин.Никакие человеческие слова не в состоянии изобразить ужасные муки, выпавшие на долю мученика, брошенного на дно сырой и холодной могилы — темницы. Грубо спущенный в своё заключение, Михаил Никитич в бессилии растянулся на мокрой, липкой глине.Оковы давили его и он равнодушно слушал, как комья земли, которой там, наверху засыпали деревянный настил, глухо ударялись о дерево. Живого человека замуровывали. Иногда мокрые комки сквозь щели плах падали на его лицо, но ничего он не чувствовал…С наступлением сильных морозов в яме Михаила Никитича тюремщики устроили первобытный очаг из груды диких камней и бросили ему немного поленьев для огня, огниво и трут. Узник развёл огонь, при свете которого он смог подробнее рассмотреть своё жилище. Стены и потолок промёрзли и закуржавели. Бахромы снега всюду висели прихотливыми узорами. Пол сделался уже не земляным, а ледяным…Мучительно тянулись для него зимние дни и ночи в его страшном одиночестве. Отсутствие движений, спёртый воздух, тяжести оков и нравственные муки уносили силы Михаила Никитича. Он чувствовал, что каждый отходящий день приближает его к могиле. Порою сознание начинало покидать его… То была страшная томительная агония… То были неописуемые муки заживо погребённого человека…

Слайд 9Добросердечные ныробцы нашли способ оказать посильную помощь мученику. В этом

добром деле им оказали содействие их же ребятишки, которых отцы

и матери научили бросать «святому», как они называли узника, хлеб и другие припасы. Ребятишки с радостью принялись за дело, пользуясь отсутствием стражи, подбегали ка бы невзначай к яме и бросали туда хлеб, квас и молоко. Матери их ухитрялись напитки наливать в дудочки растений, залепляя их с обоих концов мякишем. В награду детишки слышали слабый голос заключённого, призывающего на них Божие благословение. Благодаря такой помощи страдалец еще тянул свои дни к удивлению и негодованию тюремщиков. Пристав Тушин приказал стрельцам ещё уменьшить порцию пищи, но узник жил и славил Бога.

Слайд 8А там, наверху, в глухой деревушке тоже невесело было Пристав

Тушин и его стрельцы привыкли к широкой московской жизни и

проклинали свою судьбу в Ныробке. Кроме того, они тосковали по своим семьям и с нетерпением ждали конца своего пребывание в Ныробке. Но желанный конец, как они прекрасно сознавали, мог наступить только со смертью узника. Смерть же эта всё не приходила. Стрельцы начали роптать, и Роман Андреевич с трудом сдерживал своих подчинённых от открытого бунта. Стража начала постоянно пьянствовать, и уже почти не следила за узником, убедившись в полной его беззащитности. К весне стрельцы сделались ещё беспокойнее, и откровенно поговаривали о том, чтобы положить насильственный конец невыносимому для них положению. .. Узника они даже начали принимать за ведуна, поражаясь его необыкновенной живучести и выносливости. Свою злобу стрельцы вымещали на неповинных ныробцах, и без того запуганных их неожиданным появлением.

Край земли

Деревенька Ныробка (Ныроб) считалась в 16 веке краем земли — дальше шли непроходимые места и топи, где люди уже не жили. Да и были ли ныробцы людьми? Жили в землянках, заросшие, неухоженные. Они больше напоминали лесных зверей, чем людей.

Именно сюда в сентябре 1601 года привезли Михаила. Несколько месяцев в пути измотали и узника, и стрельцов, которые сопровождали его. Оглядев деревеньку, Михаил рассердился: «Вот он — край земли!»

Но его судьбы была предрешена. Начальник охраны Роман Тушин приказал вырыть посреди Ныроба яму — метра полтора губиной. Сверху её закрыли бревнами, оставив продушину для поступления воздуха. В яме установили столб, за который и приковали узника: за ноги, руки и пояс. В результате Михаил не мог выпрямиться в полный рост, не мог ходить, а только сидеть или лежать. Естественно, яма не отапливалась и не было предусмотрено отхожее место. Так и жил Михаил как зверь на цепи.

Цепь с замком, которыми был прикован Михаил Никитич Романов

Роману Тушину было дано указание возвращаться в Москву вместе с другими стражниками только после смерти узника. Охранники мечтали, чтобы князь побыстрее скончался и они могли воссоединиться со своими семьями. Поэтому вскоре они перестали его кормить. Наступила морозная зима…

Слайд 1821 февраля 1913 года Россия праздновала 300-летие царствующего дома Романовых.

Проходили торжества и в далеком Ныробе. К юбилею в поселке

негде было развернуться от тысяч паломников. Совместными усилиями уральских заводов вокруг ямы Михаила Никитича была создана превосходная ограда. По ее верху шли двуглавые орлы, украшена она была текстами, царскими портретами, керамическими виньетками. Интересно, что разные детали изготавливались на разных заводах, а затем собирались в Ныробе. Над самой ямой высилась великолепная часовня. Ограда и часовня были освящены архиепископом Андроником, тем самым, которого в 1918 году заживо закопали большевики и которого уже в наше время причислили к лику святых.

Ссылка и смерть

В июне г. Борис Годунов приказал устроить боярский суд над Романовыми . Братьев Романовых (их было пятеро) обвинили в колдовстве.
Так все пять братьев попали под государственную немилость. Старшего брата Фёдора Никитича царь приказал постричь в Сийском монастыре в монахи под именем Филарета и приставил к нему пристава со строгим наказом следить за каждым шагом опального и доносить царю о каждом его слове. Жену Фёдора Никитича также постригли в монахини под именем Марфы, сослали в Заозерье и разлучили с детьми. С остальными братьями Борис Годунов расправился гораздо суровее: Василия и Ивана он приказал сослать в Пелым, Александра — на берега Белого моря, а Михаил Никитича царь сослал в деревеньку Ныробку, которая в 1601 г. числилась на территории «Верхнего» стана Чердынского (иначе Пермского) уезда и была крайним северным русским посёлком этих мест. Дальше шли дикие инородцы, объединявшиеся в понятиях русских словом Югра.
В то время леса Чердынского края служили приютом для диких кочевников — остяков, вогул, бывших ранее полными хозяевами края. Ныробцы имели постоянное с ними общение и образ их жизни не мог многим разниться от образа жизни дикарей. И жизнь эта была сурова и преисполнена всевозможных лишений. Тяжелы климатические условия этого дальнего края и требуют большой приспособляемости от человека. Зимние морозы здесь доходят до сорока градусов, а лето слишком коротко, по большей части дождливо, с холодными росистыми, туманными ночами. Только привычные да обтерпевшиеся люди могли существовать в таких условиях.
По преданию, по пути в Ныробку опальный боярин останавливался в деревне на берегу реки Яйва , которая с тех пор носит имя Романово . В Ныробке для помещения изгнанника ничего не было приготовлено, и Тушин распорядился выкопать землянку на том месте, где они остановились. Погода была ненастная, снег валил хлопьями, шесть сторожей принялись копать глубокую яму, и Михаил Никитич, выйдя из кибитки, смотрел на их работу. Он был высокого роста и обладал такой силой, что в порыве горести и ожесточения схватил стоявшую около него кибитку и отбросил её от себя шагов на десять, тогда как шесть сторожей едва могли сдвинуть её с места. Вырыли яму, накрыли её бревнами, вкопали глубоко на дно ямы бревно, верхний конец которого прикрепили к бревнам перекрытия. Для воздуха и подачи пищи оставили отверстие в 20 сантиметров. К столбу приковали боярина за пояс, за ноги и за руки. Цепи были из толстых железных колец: страдалец мог сесть и лечь, но не ходить. Весили эти кандалы почти три пуда (50 килограммов). Стражники, которых деревенское безлюдье угнетало, надеялись на быструю смерть узника. Поэтому паек, состоящий из хлеба и воды, постоянно урезали, а скоро вообще перестали давать ему пищу. Но, питая сострадание к узнику, местные жители подкармливали его, давая своим детям подбрасывать ему трубочки ягеля с молоком, закупоренные хлебными катышками. За помощь узнику пятеро ныробских крестьян были сосланы в Казань, где провели в тюрьме шесть лет. Один из них, не выдержав пыток, скончался.
Проведя около года в тесной, затхлой яме, Михаил Никитич скончался. По одной из версий, он был удушен охранниками, которым надоело ждать его смерти. В позднем Ныробском письменном сказании указано: «…и погребен был у церкви Николая Чудотворца, подле алтарь на северной стороне, и где тело его лежало — построена была церковь, и в ней гробница покрыта сукном и крест вышит» . В 1606 г. его тело было перевезено в Москву и с почетом погребено в Новоспасском монастыре, где вскоре были похоронены три его брата — Александр, Василий и Иоанн. Над местом захоронения своих дядей царь Михаил Федорович построил храм в честь Знамения Божией Матери — родовой святыни Романовых. А на месте первого погребения Михаила Никитича был воздвигнут храм во имя Богоявления Господня.

Ранние годы

Династия Романовых (до Петра III)
Роман Юрьевич Захарьин
Анастасия , жена Ивана IV Грозного
Фёдор I Иоаннович
Никита Романович
Фёдор Никитич (патриарх Филарет)
Михаил Фёдорович
Алексей Михайлович
Алексей Алексеевич
Софья Алексеевна
Фёдор III
Иван V
Пётр I Великий (2-я жена Екатерина I)
Анна Петровна
Александр Никитич
Михаил Никитич
Иван Никитич
Никита Иванович

Детские годы Михаил Никитич провел в усадьбе на Варварке, в Китай-городе, где позже воспитывался родоначальник царской династии Михаил Федорович Романов . Михаил Никитич подрастал и укреплялся в вере. С детства он выделялся добродетельным нравом и красивым, богатырским телосложением. Продолжая традицию своего рода, Михаил Никитич Романов поступил на службу к государю, а в г. ему был пожалован государственный чин — окольничего (чин ниже боярского). Борис Годунов , вступивший в том же г. на царский престол, поначалу с почтением относился к детям Никиты Романовича, тем более что боярин на смертном одре именно ему поручил заботу о своих детях, и Годунов дал «клятву к великому боярину иметь о его чадех соблюдение». Первые два года правления Борис Годунов был очень милостивым царём.

Но со временем (по версии некоторых историков, из-за опасений роста политического влияния Романовых) его отношение к роду Романовых изменилось. Особенно опасным Годунову представлялся добрый и благочестивый Михаил Никитич. Он казался соперником, от которого необходимо было избавиться.

Оковы Михаила Романова

Автор фотографии: Ольга Аршалуйсян

М.Н. Романов, закованный в железные цепи, просидел в земляной темнице до 1602 года. После его смерти на месте заточения была построена деревянная часовня, боярин был погребён в церкви отца Николая Чудотворца. На пятый год после кончины, в 1606 году тело было перевезено в Москву, прах погребён в Московском Новоспасском монастыре.

Пустая гробница Михаила Никитича так и осталась в Ныробской церкви. Рядом с гробницей в особом ящике лежали его оковы: 2 железные цепи, замок и ключ. Впоследствии Михаил Никитич Романов был причислен к лику святых как образец мученика христианской веры, а оковы, в которые он был закован, стали считать святыней, предметом религиозного поклонения, обладающим чудодейственной силой. Во время церковных служб богомольцы по очереди надевали цепи на себя, несмотря на их тяжесть.

Кем изучались и где хранились?

Автор фотографии: Ольга Аршалуйсян

В первой четверти XIX века любитель старины Чердынского края В.Н. Прокофьев по предписанию начальства взял часть оков и замок для снятия копии. Предполагают, что подлинник уже больше не вернулся в Ныроб, то есть остался в коллекциях Прокофьева. Позднее они достались его внучке, вышедшей замуж за П.В. Белдыцкого, у которого в декабре 1883 года цепь с замком была куплена В.В. Голубцовым (1856-1892 гг.) из села Александровского Красноуфимского уезда.

В.В. Голубцов являлся действительным членом Уральского общества любителей естествознания Екатеринбурга, имел домашний музей и богатейшую библиотеку, был собирателем и хранителем старинных реликвий. Его дело по сохранению и пополнению духовного наследия своих предков продолжил сын Владимир Владимирович Голубцов (1888-1931 гг.), поведавший историю оков в своей брошюре «Оковы боярина Михаила Никитича Романова» (1911 г.).

После революции 1917 года имение Голубцовых вместе с библиотекой и домашним музеем были национализированы, некоторые коллекции, в том числе и цепь с замком, попали в Красноуфимский краеведческий музей и в настоящее время экспонируются в зале Голубцовых.

Автор фотографии: Андрей Копырин

Полный комплект оков с замком весил более 3-х пудов (около 50 кг). Железная цепь скована грубо, состоит из 25 витых звеньев, на одном конце 2 полукруга, которые запирались большим замком, отличающимся тонкой слесарной работой, сложным устройством и обилием украшений. К брошюре об оковах В.В. Голубцов прилагает акт от 27.01.1911 года о проведенном химическом анализе и микроструктуре частиц железа от оков и замка, подтверждающих старинность происхождения и подлинность этой реликвии. Говорят, что если к ним прикоснуться и загадать желание — то оно обязательно исполнится.

Слайд 4Странное шествие это остановилось возле избушек. Начальник отряда осмотрел местность

и сказал что-то своим подчинённым. Все спешились.Копайте здесь! — властно

произнёс начальник, и стрельцы принялись копать яму в указанном месте, а крестьяне по приказанию того же начальника занялись рубкой деревьев, из которых торопливо готовили тяжёлые плахи.Работа продвигалась быстро. Земля ещё не успела промёрзнуть и скоро яма глубиной в сажень и такой же ширины и длины была готова. Начальник после этого подошёл к возку и открыл дверь.Послышался лязг цепей и изумлённые ныробцы, так и застывшие на своих местах, увидели вышедшего из возка могутного человека, который был скован тяжёлыми цепями. Железные обручи охватывали шею, пояс, руки и ноги богатыря. От обручей шли цепи, которые соединялись у пояса и замыкались тяжёлым фигурным замком.

Слайд 13В 1606 году снова появились московские люди в Ныробке. На

этот раз они не были похожи на буйную стражу Тушина,

а явились добрыми и ласковыми к ныробцам. С участием они выслушали злоключения ныробцев и утешили их скорым возвращением забранных пяти крестьян. Несмотря на зимнее время, могила Михаила Никитича была раскопана, и тело его было извлечено из неё. Из летописи, дошедшей до наших дней, мы узнаём, что тело страдальца, несмотря на пятилетнее пребывание в земле «ничем невредимо, только от руки, от перста, некоторый член земля взяла». Не поразило это явление обитателей Ныробки, так как они глубоко верили в святость своего «угодника». Со слезами проводили ныробцы тело Михаила Никитича, которое в марте 1606 года было погребено в Москве в Новоспасском монастыре, где и покоится до сих пор.

Состояние

Яма, где томился заключенный в оковы боярин, стала главной достопримечательностью Ныроба. Над ямой воздвигли деревянную часовню, затем каменную — Во Имя Архангела Михаила. В полу часовни был устроен вход в яму, где скончался узник. На 300-летие дома Романовых часовню окружили оградой, решетки которой были заказаны на Мотовилихинском заводе. Эти решетки, как и столбы, на которых они крепились, сохранились и по сей день. В 30-е года часовню разобрали, а на ее месте разбили парк отдыха. Лишь в 2001 году над ямой вновь была поставлена сначала беседка, а затем – в честь 400-летия дома Романовых – реконструирована каменная часовня. Вокруг разбит Романовский сад со скамейками и клумбами. Каждый сентябрь в городе проводятся дни памяти, местный театр представляет постановку «Ныробский узник».

Слайд 5 Между тем снег густыми хлопьями продолжал падать на землю

и на эту кучку людей у свежевырытой ямы. На лицах

стражи можно было видеть озлобленность и решимость совершить страшное дело, лица простодушных обитателей Ныробки выражали беспредельный страх, лицо же скованного человека было полно напряжённого ожидания.Начальник отдал приказ, стража схватила несчастного и сбросила его в яму, которую в ту же минуту прикрыли уже заготовленными плахами, оставив в одном углу небольшое отверстие для подачи пищи узнику.Совершив злое дело, начальник и стрельцы, за исключением караульных у ямы, кое-как разместились в лачугах ныробцев, строго наказав им молчать о всём виденном в этот ужасный день.

Слайд 7 К весне в яме находился уже не прежний богатырь,

а только жалкая тень его. Целыми днями повторял Михаил Никитич

Святые слова молитв. Он молился до изнеможения, засыпал и снова молился, просыпаясь. И только живая вера в бога да могучее здоровье помогли страдальцу перенести суровую зиму в его ужасной тюрьме. Но с весной его положение ухудшилось. Платье на нём пришло в такую ветхость, что почти развалилось. Масса насекомых копошилась в лохмотьях. Кандалы натёрли на теле страшные язвы. Воздух в яме становился невозможным от накопившихся нечистот, которые бездушные тюремщики и не думали убирать…. Собирая остатки своих сил, Михаил Никитич часто приподымался и старался быть ближе к отверстию, чтобы глотнуть немного чистого воздуха. К лету пищи стали давать ему гораздо меньше, а бывали дни, когда страдалец не видывал и крошки. Видимо ждали его смерти.

По следам «ныробского узника»

07.11.2012 /

Закончены садово-огородные дела. Прошли в наших обществах инвалидов осенние праздники, на которых чего только не было выставлено! Всевозможные овощи немыслимых конфигураций, блюда из них. Отведавшие разные приготовленные вкусности отзывались о них в самых превосходных степенях. 

Но освободившееся время требует заполнения. И небольшая группа энтузиастов-историков женской комиссии Кировского общества инвалидов ПКО ВОИ отправилась в паломническое путешествие на север нашего края. Оно было посвящено 400-летию династии Дома Романовых.

Наш автобусный 3-дневный путь пролегал через ряд городов. Чердынь встретила очень гостеприимно. Небольшой городок на 7 холмах когда-то был центром Перми Великой. Здесь был выстроен первый на Уральской земле Кремль. Мы переходили из здания в здание, по сути, превратившиеся в  говорящие музеи. И перед нами разворачивалась панорама живой истории в подробных рассказах экскурсоводов.

Самая северная точка – Ныроб. Он был основан в 1579 году. Здесь же возведен Никольский собор. Именно в этом городке закончился путь М. Н. Романова. Собственно, сама поездка и была посвящена 400-летию памяти этого человека из царской семьи. Так и называлась – «Ныробский узник». На месте его заточения возле часовни состоялся ряд мероприятий. Большое впечатление на всех нас оставило выступление исторического театра на ландшафте «Ныробский узник». Мы воочию смогли представить жуткие картины его заточения.

Затем состоялся целый ряд мероприятий: концерт возле Никольского храма, фестиваль колокольного звона, выставки современной иконописи и народно-прикладного искусства.

А на следующий день в ДК «Ветлан» состоялась конференция на тему «Династия Романовых и Пермская земля».

Доклады краеведов, российских писателей, историков вызвали интерес у всех собравшихся, мы узнали столько нового, что, казалось, время раскрыло свои тайны. Венчал это событие концерт, в котором исполнялись фрагменты из оперы М. Глинки «Жизнь за царя» артистами Екатерининского театра оперы и балета.

Познавательной и полезной для всех нас стала эта поездка, которая завершилась в Соликамске посещением Богоявленской церкви, выставки художника Михаила Потапова, знаменитого ботанического сада им. Григория Демидова. Впрочем, описывать все встречи не стану – каждая являла собой событие. На всем протяжении путешествия нас, казалось, сопровождала величественная вершина «Полюд» гряды Уральских гор.

* * *

Не обошло нас и печальное событие – не стало одного из первых председателей Кировской организации ПКО ВОИ – Александра Андреевича Тебенева. В течение 10 лет он был руководителем нашего районного общества.

Вступившие в первые годы его создания будут всегда вспоминать своего правофлангового с теплотой и благодарностью. Он старался помогать как мог. С его помощью нам выделили помещение, в котором сейчас собираемся.

Светлая память нашему первопроходцу — А. А. Тебеневу.

Александра САВРУН, председатель женской комиссии Кировского ОИ ПКО ВОИ

Слайд 12Уехали стрельцы из Ныробки, и тишина воцарилась в несчастной деревушке.

Но в этой тишине скрывалось страшное горе осиротевших семей. Единственным

утешением ныробцев явились горячие молитвы над могилой «праведника». Добрые ныробцы горячо верили, что их мученик явится за них предстателем. В следующем же 1602 году они соорудили небольшую деревянную часовенку над ямой, служившей темницей Михаилу Никитичу. Свято берегли они цепи мученика, снятые с него после смерти стрельцами. У цепей не хватало ручных колец, так как их не могли снять и они остались на руках боярина. К цепям мученика ныробцы относились с величайшим благоговением и крепко хранили их.Фото из Чердынского краеведческого музея

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Кубанские звезды
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: