История создания знаменитых русских народных и казачьих песен

Основные авторы начала авторской песни

«Степь да степь кругом»

Этот известный „ямщицкий“ романс написан поэтом-самоучкой Иваном Захаровичем Суриковым в 1869 году на базе народной песни „Степь моздокская“. Чувствуя скорую кончину из-за болезни ямщик просит своих товарищей позаботиться о своих вороных конях, передать поклон батюшке с матушкой, благословенье — детям и „полну волюшку все свободушку“ — жене.

Надо полагать, что такие трагедии в жизни ямщиков были вовсе не редкостью — тем более в степи, где морозы особенно сильны, при этом нет ни укрытия от метели, ни деревьев, чтобы разжечь костер и согреться. Нередки истории, когда ямщики замерзали насмерть прямо в санях, а лошади провозили их домой. Что уж говорить — люди замерзают на автомобильных трассах и сегодня, когда оказываются отрезаны непогодой. В прошлом же добавлялись также травмы лошадей, волки и различные поломки в дороге. Кроме того отметим, что санные трассы само собой никто не расчищал — ехать приходилось по целине, отыскивая путь практически наугад.

Автор картины неизвестен 

Само же явление ямщичества было поистине повсеместным — многие крестьянские мужики ежегодно зимой нанимались в извоз для доставки купеческих товаров по разным городам. Делалось это намеренно в зимнее время, так как в иные сезоны не было возможности преодолеть встречающиеся на пути реки, озера и болота, а дорог много где не было вовсе.

Кстати, в Интернете на базе слов этой песни нередко проводят целые псевдо-детективные расследования, приводящие к довольно странным результатам. Мол, почему один ямщик замерз, а другой — нет, почему товарищ не отвез тело замерзшего друга его семье, а оставил в степи, что означают слова «не попомни зла» и чуть ли не обвиняют его в намеренном убийстве друга ради его жены. Но исходя из озвученных выше фактов, ясно, что ничего необычного и детективного здесь нет. Человек действительно мог замерзнуть в степи по самым разным причинам, особенно если уже имел проблемы со здоровьем, друг мог ехать не вместе с ним, а следом по тому же тракту, или же просто отличаться большей удачей и выносливостью. О том, чтобы везти тело родне, если это даже не по пути, не могло быть и речи —  это не позволит второму ямщику выполнить собственные договоренности с купцами в срок и поставит под угрозу голода его собственную семью. Кстати, замерзающий товарищ ни о чем подобном даже не просит. Пристегнуть же к обозу дополнительных коней — другое дело. А во фразе «не попомни зла» и вовсе нет ничего из ряда вон выходящего — это обычное в русской традиции прощание совмещенное с прощением любых возможных обид — так же как и, скажем, фраза «не поминайте лихом».

Н. В. Сверчков

Суриков несколько переработал текст, сократив число товарищей-побратимов до одного и заменив свободу кольцом. Музыку написал (возможно, также на базе существовавшей уже народной мелодии) С.Садовский.

На момент написания стихотворения автору было 28 лет. Умер он уже в 39 в 1880-м. Вероятно, в тяжелой жизни самого автора кроется причина такой пронзительной трагичности и драматизма этого стихотворения. Автор был выходцем из крестьянского сословия, воспитанным в религиозной строгости. Торговал углем, железом, работал переписчиком, но все свободное время посвящал поэзии, воспевая жизнь крестьянства и городских рабочих, их тяжелый труд, а также красоты природы. После выхода нескольких сборников обрел известность и даже собрал вокруг себя кружок других писателей-самоучек из народа.

И.Суриков

Оригинальное стихотворение Сурикова «В степи» звучало так:

Впоследствии песня стала исполняться с несколько другими словами, в частности куплет про жену.

Здесь умирающий ямщик уже вроде бы не дает ей свободу, а, напротив, сковывает своей любовью навсегда, но это полностью противоречит изначальной мысли заложенной в песню — на пороге гибели молодой ямщик, который, конечно же, хотел бы жить дальше, думает не о себе, он находит в себе силы, чтобы позаботиться о всех своих любимых, причем так, чтобы минимизировать горечь от его утраты. Поэтому данная песня не о смерти, напротив — она о благородстве, самоотверженности и Любви в высшем ее проявлении, смерть же лишь обостряет все эти категории.

Песня на смене эпох «Бухгалтер»

После распада Советского Союза в популярных образах появилась новая фигура: средний бухгалтер. В 1991 году женская поп-группа «Комбинация», поющая в стиле ABBA, записала нетипичную, «грубую» песню об обычном человеке, работающем в пыльном офисе и до сих пор не способном сбалансировать свои дебеты и кредиты. Тем не менее, главная героиня его песни предпочитает именно его «иностранцу» и «сыну миллионера».

Песня уже много лет является хитом на всех корпоративных вечеринках, потому что тонко передает, кто сейчас в постсоветском пространстве распоряжается жизнью. Раньше это был какой-нибудь заведующий колбасным отделом в общепите, который вел учет и мог продать недостающее из-под стола, но в новой России это был, несомненно, бухгалтер. Человек, умевший умело скрывать прорехи в домашнем бюджете, не привлекая внимания налоговых органов.

Конечно, не каждый бухгалтер в 90-х годах воспользовался своим положением и занялся криминальной деятельностью. Но честный и бедный бухгалтер представил не менее впечатляющую картину новой страны: это «маленький человек», который день за днем ​​считает большие, но иностранные деньги.

Знаковая композиция «Владивосток 2000»

В 1998 году россияне помнили ужасный экономический кризис: рубль резко упал, оставив тысячи людей без работы и средств к существованию. Однако еще одним новаторским событием этого года стал приход MTV в Россию. Прежде чем станция вышла в эфир, приходилось искать на пиратском рынке редкие иностранные песни. Считается, что с приходом MTV Россия действительно стала частью глобального мира: культурная экспансия развернулась в полную силу, и MTV сформировало вокруг себя целую субкультуру, которая и продиктовала тренд на следующее десятилетие.

Видеоклип группы Мумий Тролль «Владивосток 2000» стал первым видеоклипом, вышедшим в эфир на российском MTV. Песня об одном из ожидаемых на 2000 год постапокалиптических сценариев, в который россиянам было так легко поверить в 1998 году среди всех потрясений.

Сергей Сергеевич Прокофьев

Прокофьев был очень острым в раннем своем творчестве. Он вспоминает в своей автобиографии, что писал что-то, чтобы поиздеваться над профессором. Он говорит так, а я сделал наоборот.

Ростропович рассказывает, что приходит он к Прокофьеву и тот говорит: «Слава, смотри, я написал такое место соль диез внизу, очень неудобная нота для трубы и труба будет повторять это место энное количество раз». Ростропович говорит: «Это очень неудобно, поменяй инструменты. А Прокофьев говорит: «Ну ты только представь — играют, играют и как только доходят до этого места, я представляю этого трубача, который краснеет. Ему надо это играть в очень низкую ноту чисто попасть … мучиться-мучиться! Представь, как красиво будет!»

Слава и известность пришли к нему быстро. Уже через 5 лет после первого концерта (в 1908г., на котором, кстати, один из музыкальных критиков скажет: «Этот, конечно, еще покажет себя миру»), Прокофьев отправился в тур по Европе. 

Прокофьев любил эпатаж. Он постоянно нарушал каноны, отстаивая свою творческую позицию. И когда в 1934 году Сергею Прокофьеву присвоили звание почетного члена музыкальной академии в Риме он, с присущим ему чувством юмора, сказал: «Когда-то опрокидывал основы, а теперь записан в академики».

Известный кинорежиссер Сергей Эйзенштейн, для фильмов которого Прокофьев написал музыку, как-то пошутил: «Когда Прокофьев сам танцует, он всегда оттаптывает дамам ноги. Он настолько привык к разложению ритма, что обыкновенный, нормальный человеческий ритм для него труден, у него ноги под это не ходят».

Кстати, всех, кто был лично знаком с Сергеем Прокофьевым, поражало разнообразие его интересов.

Например, он был очень хорошим шахматистом (имел первую категорию). «Шахматы — это музыка мысли»- любил повторять композитор. В 1914 году Прокофьев выиграл шахматную партию у Капабланки (который станет чемпионом мира по шахматам в 1921г.).

Также Сергей Прокофьев мог бы стать выдающимся писателем. Чтобы убедиться в этом, достаточно прочитать его «Автобиографию» или «Рассказы». А еще, в течение 26 лет, он вел подробный личный дневник.

Список увлечений Прокофьева можно было бы продолжить, но смыслом, содержанием и формой его жизни была музыка. «Считать его рабочим временем только то часы, которые он проводил непосредственно за инструментом или за письменным столом, было бы неверно. Что бы он ни делал в остальное время, мысли его беспрестанно возвращались к музыке. В такие моменты по лицу выражению глаз Сергея Сергеевича можно было заметить, что он как бы отключался от окружающего, а пальцы рук его, сидел ли он, отдыхал в кресле, разговаривал ли с друзьями, лежал ли больной в постели, часто двигались как бы по невидимой клавиатуре» ( из воспоминаний М. Мендельсон-Прокофьевой).

Его наследие — это 130 музыкальных произведений, которые охватывают почти всю палитру музыкальных жанров. К сокровищнице мировой музыки вошли такие шедевры, как оперы «Любовь к трем апельсинам», «Война и мир», балеты «Золушка» и «Ромео и Джульетта», симфонии №5,6,7,симфоническая сказка «Петя и Волк».

«Ромео и Джульетта»— мирового масштаба балет. Абсолютно уникален по своей образной сфере — прокофьевской. А с другой стороны есть такое произведение, «Здравица» называется. Оно написано на юбилей Сталина. Это его характер — надо так — я и так могу. Музыка супер профессиональная, очень качественно сделанная, изящная, только слова там о Сталине. Это тоже говорит о портрете композитора, когда он считает, что его профессионализм, его творческое видение — важнее всего. Вот как говорят гений и вор — вот это совпадает в личности Прокофьева на 100 процентов».

Ромен Роллан сказал, что гений не состоит в том, что он нового изобретет, а в том как он умеет синтезировать вещи, которые вокруг него. Прокофьев очень хорошо синтезировал замечательную лирику, он синтезировал ощущение XX века механического движения. Вместе с тем, что интересно, — у Прокофьева наивная детская лирика где-то моцартовского плана. В то же время за каждым разом синтезируется это все и получается неповторимое уникальное произведение.

Сергей Прокофьев создал свой звуковой мир. Поэтому его музыка легко узнается, даже с ранних опусов.

В искусствоведении, среди исследователей, уже сформировалось мнение о том, что истинно великий оригинальный художник обязательно влияет на процесс развития искусства. Бесспорно, что без Сергея Прокофьева мир искусства был бы иным, а значит, его творчество повлияло на развитие мировой музыки.

Николай Андреевич РИМСКИЙ-КОРСАКОВ (1844—1908)

Николай Андреевич Римский-Корсаков — талантливый русский композитор, одна из важнейших фигур в создании бесценного отечественного музыкального достояния. Его своеобразный мир и поклонение вечной всеобъемлющей красоте мироздания, восхищения чудом бытия, единства с природой не имеют аналогов в истории музыки.
 Родился в Новгородской губернии, по семейной традиции стал морским офицером, на военном корабле обошёл много стран Европы и двух Америк. Музыкальное образование получил сначала от матери, затем беря частные уроки у пианиста Ф. Канилле. И опять благодаря М.А.Балакиреву, организатору «Могучей кучки», который ввёл Римского-Корсакова в музыкальное сообщество и повлиял на его творчество, мир не потерял талантливого композитора. 

Центральное место в наследии Римского-Корсакова составляют оперы — 15 работ, демонстрирующих разнообразие жанровых, стилистических, драматургических, композиционных решений композитора, тем не менее имеющих особенный почерк — при всём богатстве оркестровой составляющей главными являются мелодичные вокальные линии. Два основных направления отличают творчество композитора: первое — русская история, второе — мир сказки и эпоса, за что он получил прозвище «сказочник».

Кроме непосредственной самостоятельной творческой деятельности Н.А.Римский-Корсаков известен как публицист, составитель сборников народных песен, к которым он проявлял большой интерес, а также как завершитель работ своих друзей — Даргомыжского, Мусоргского и Бородина. Римский-Корсаков был создателем композиторской школы, как педагог и руководитель Санкт-Петербургской консерватории он выпустил около двухсот композиторов, дирижёров, музыковедов, среди них Прокофьев и Стравинский.

Цитата о композиторе: «Римский-Корсаков был очень русским человеком и очень русским композитором. Я считаю, что эта его исконно русская суть, его глубинная фольклорно-русская основа сегодня должна быть особенно ценима». Мстислав Ростропович

Творчество русских композиторов конца 19-го — первой половины 20-го века является целостным продолжением традиций русской школы. Вместе с этим именилась концепция подхода к «национальной» принадлежности той или иной музыки, непосредственного цитирования народных мелодий уже практически нет, но осталась интонационная русская основа, русская душа.

Михаил Матусовский. ЧЁРНОЕ МОРЕ МОЁ

Музыка О. Фельцмана

Тот, кто рожден был у моря,
Тот полюбил навсегда
Белые мачты на рейде,
В дымке морской города.
Свет маяка над водою,
Южных ночей забытье.
Самое синее в мире
Черное море мое,
Черное море мое.

Море в далекие годы
Пело мне песни, как мать.
Море меня научило
Грозные бури встречать.
Дорог мне кубрик матросский,
Скромное наше жилье.
Самое синее в мире
Черное море мое,
Черное море мое.

Стонет волна штормовая,
В дальние дали маня.
Так не ревнуй, дорогая,
К Черному морю меня.
Как ни трудна эта доля,
Мне не прожить без нее.
Самое синее в мире
Черное море мое,
Черное море мое.

1958

Песня из кинофильма «Матрос с «Кометы»»

«Ой, то не вечер»

Эта казачья народная песня также известна под альтернативными названиями «Казачья притча» или «Сон Степана Разина». Авторства не имеет. Вероятно, она была распространена в народе повсеместно и довольно широко, так как имелись разные вариации ее слов, что зафиксировано первыми собирателями песенного наследия. Так, практически параллельно, песню записали:

В 1880-х Александра и Владимир Железновы «от 75-летнего казака» (выпущена в составе сборника «Песни уральских казаков» под названием «Разин видит сон», 899 г.)

В 1860-хА. М. Савельев (выпущена в книге «Сборник Донских народных песен» без названия).

В центре песни личность Степана Разина — одного из любимейших народных героев всех времен. Степан Разин — один из самых известных казачьих атаманов, именно он еще во времена царя Алексея Михайловича собрал на южных рубежах Руси целое войско, ходил даже на Персию, а в 1670-м возглавил Крестьянское восстание, в ходе которого его войска захватили такие города как Астрахань, Царицын, Саратов и Самару. Удивительно, но Емельян Пугачев — другой казачий атаман, также возглавлявший народный бунт спустя столетие (в 1773—1775 гг.), родился в той же самой станице Зимовейской (!), что и Степан Разин.

Б. М. Кустодиев. Степан Разин

Альтернативные историки полагают, что оба атамана являлись не простыми выходцами из народа, а полководцами, либо даже последними наследными царями Тартарии, с которой на протяжении долгих лет воевали про-западные Романовы (что в устоявшейся исторической парадигме известно нам как «покорение Сибири»). Версия имеет право на существование, так как с данными восстаниями действительно связано немало странностей и нестыковок, а тематикой интересовался даже А. С. Пушкин, который среди прочего, сохранил для нас подпись-автограф «неграмотного» Емельяна Пугачева. Читать подробнее о странностях пугачевского восстания.

Возвращаясь к песне отметим, что имя Степана Разина фигурирует в значительном количестве народных песен (а также заговоров) — чего не удостоился ни один другой воин или полководец в нашей истории.

Сама песня считается своеобразной квинтэссенцией духа русского народа — в ней и широта русской души, и уходящие вдаль горизонты, и воинское братство, и мудрость ведающих, щемящая красота предчувствия грядущих потрясений, которые будут отважно встречены лицом к лицу, и гимн вольной воле.

Иван Билибин. Степан Разин

Тексты XIX века более длинные, по сравнению с вариантом, который широко известен нам сегодня. А вот какой была изначальная мелодия сегодня сказать трудно. Возможно, мелодий было несколько и они довольно сильно отличались друг от друга.

Песню «Ой, то не вечер…» считает своим гимном известный русский боксёр Фёдор Емельяненко, на ринг он обычно выходит под нее.

«Из-за острова на стрежень»

Еще одна песня, в центре которой атаман Степан Разин. Нередко ее считают народной, однако, в отличие от истинно казачьей «Ой, то не вечер», у этой песни есть автор — довольно известный в свое время поэт Дмитрий Садовников (1847—1883 гг.), являвшийся среди прочего собирателем русских сказок, песен, преданий и сделавший довольно много для изучении и популяризации русской истории («Загадки русского народа», «Подвиги русских людей», «Сказки и предания Самарского края», «Песни Волги» и проч.). Вполне возможно, что текст данной всем известной песни сложился у него на базе некоторых реальных народных песен.

Всенародная слава пришла к композиции не в последнюю очередь и благодаря первому исполнителю — известному гусляру С. Г. Петрову, выступавшему под псевдонимом «Скиталец». Он включил ее в свой репертуар и исполнял повсеместно он чем сохранились такие свидетельства:

Максим Горький и Скиталец, 1900 г.

Самым известным исполнителем песни считается Федор Шаляпин. Интересно, что вскоре она перешагнула границы России и впоследствии неоднократно исполнялась за рубежом (например, это делала международная команда Тура Хейердала, пересекавшая Тихий океан в 1969 г.). Причем нередко сохранялся лишь мотив, а слова полностью заменялись на другие и без каких-либо отсылок к русскому оригиналу — как например в случае с известной группой 70-х The Seekers и их хитом The Carnaval is over, занявшим первые строчки музыкальных хит-парадов. А вот российская интеллигенция на момент создания песни ее не оценила — так Иван Бунин возмущался тем, что „чуть не вся Россия“ поет эту „пошлую, разгульную песню“.

К. С. Петров-Водкин. Степан Разин

Так кто же та самая персидская княжна и почему она была брошена за борт? Речь идет о возвращении из похода „за зипунами“ 1667–1669, когда 6-тысячное войско Степана Разина предприняло поход на Персию (побережье и город Решт) и разгромило превосходящие силы противника в битве у Свиного острова. Историки разнятся в оценках того ради каких целей этот поход в принципе был предпринят — кто-то считает, что казаки ходили „за добычей“, так как их централизованное снабжение не было налажено. Однако, поистине безграничная всенародная любовь и уважение к Степану Разину не меркнущие с веками, явно указывают на то, что за его действиями стоит нечто куда большее. Так, ряд историков патриотичного толка (например, А.Куликов, В.Рунов „Все Кавказские войны России“) указывают на то, что Персия активно промышляла работорговлей, захватывая в частности и русских людей на берегах Каспия, а поход Степана Разина был не „разбойничьим“, а „освободительным“ — ради возврата русских пленников.

Автор картины неизвестен

Атаману, по всей видимости, удалось не только вернуть своих, но и, вероятно, в качестве мести, что кажется в духе его характера — захватить сына персидского главнокомандующего Менеды-хана (или Мамед-хана). Конкретно этот эпизод зафиксирован несколькими историками того времени. При этом есть ряд упоминаний, также и о захвате ханской дочери — той самой персидской княжны — в частности у голландского путешественника Ян Стрейса. Однако, полной уверенности в реальности существования этой княжны все же нет — возможно, это просто легендарное переложение тех событий.

Впрочем, если княжна существовала и была захвачена, то ее символичное утопление можно трактовать как своеобразную сакральную жертву Волге-реке, невероятную в своем роде и именно потому сохранившуюся в народной памяти — ведь, человеческие жертвоприношения у наших предков славян НЕ практиковались, а вот свидетельства об отправлении под лед лошадей с телегами для Морского царя или ежегодные угощения Водяного хлебом встречаются вплоть до XIX века. Читать подробную статью про обряды и артефакты на Руси, связанные с Ящером, Морским царем. Возможно, разудалый атаман, памятуя о древних традициях своей родины, а также в качестве мести противнику и ради самоотречения от личных удовольствий во имя воинского братства, в импульсивном порыве решил принести реке-кормилице такой подарок, которого доселе не делал никто:

8. Игорь Фёдорович СТРАВИНСКИЙ (1882-1971)

Игорь Фёдорович Стравинский — один из самых влиятельных мировых композиторов 20-го века, лидер неоклассицизма. Стравинский стал «зеркалом» музыкальной эпохи, в его творчестве отражена множественность стилей, постоянно пересекающихся и трудно поддающихся классификации. Он свободно комбинирует жанры, формы, стили, выбирая их из столетий музыкальной истории и подчиняя своим собственным правилам.

Родился близ Санкт-Петербурга, учился на юридическом факультете Санкт-Петербургского университета, самостоятельно изучал музыкальные дисциплины, брал частные уроки у Н. А. Римского-Корсакова, это была единственная композиторская школа Стравинского, благодаря которой он овладел в совершенстве композиторской техникой. Профессионально сочинять он начал относительно поздно, но взлёт был стремительным — серия трёх балетов: «Жар-птица» (1910), «Петрушка» (1911) и «Весна священная» (1913) сразу вывела его в число композиторов первой величины.

В 1914 покинул Россию, как оказалось почти навсегда (в 1962 были гастроли в СССР). Стравинский — космополит, вынуждено сменив несколько стран — Россия, Швейцария, Франция, в итоге остался жить в США. Его творчество разделяют на три периода — «русский», «неоклассический», американский «серийного производства», периоды разделяются не по времени жизни в разных странах, а по авторскому «почерку». 

Стравинский был очень высокообразованным, общительным человеком, с прекрасным чувством юмора. В круг его знакомых и корреспондентов входили музыканты, поэты, художники, ученые, бизнесмены, государственные деятели.

Последнее высшее достижение Стравинского — «Реквием» (Заупокойные песнопения) (1966) вобрал и объединил предшествующий художественный опыт композитора, став истинным апофеозом творчества мастера.

В творчестве Ставинского выделяется одна уникальная черта — «неповторяемость», недаром его называли «композитором тысячи одного стиля», постоянная смена жанра, стиля, направления сюжета — каждое его произведение неповторимо, но он постоянно возвращался к конструкциям, в которых видно русское происхождение, слышны русские корни.

Цитата И.Ф.Стравинского: «Я всю жизнь по-русски говорю, у меня слог русский. Может быть, в моей музыке это не сразу видно, но это заложено в ней, это — в ее скрытой природе»

Цитата о И.Ф.Стравинском: «Стравинский — истинно русский композитор… Русский дух неистребим в сердце этого настоящего подлинно большого, многогранного таланта, рожденного землей русской и кровно с ней связанного… » Д.Шостакович

Интересный факт (байка): 

Однажды в Нью-Йорке, Стравинский взял такси и с удивлением прочитал на табличке свою фамилию.

— Вы не родственник композитора? — спросил он у шофера.

— Разве есть композитор с такой фамилией? — удивился шофер. — Впервые слышу. Впрочем, Стравинский — фамилия владельца такси. Я же не имею ничего общего с музыкой — моя фамилия Россини…

Михаил Матусовский. ШКОЛЬНЫЙ ВАЛЬС

Музыка И. Дунаевского

Давно, друзья веселые,
Простились мы со школою,
Но каждый год мы в свой приходим класс.
В саду березки с кленами
Встречают нас поклонами,
И школьный вальс опять звучит для нас.

Сюда мы ребятишками
С пеналами и книжками
Входили и садились по рядам.
Здесь десять классов пройдено,
И здесь мы слово РОДИНА
Впервые прочитали по складам.

Под звуки вальса плавные
Я вспомнил годы славные,
Знакомые и милые края.
Тебя с седыми прядками
Над нашими тетрадками,
Учительница старая моя.

Промчались зимы с веснами,
Давно мы стали взрослыми,
Но помним наши школьные деньки.
Летят путями звездными,
Плывут морями грозными
Любимые твои ученики.

Но где бы ни бывали мы,
Тебя не забывали мы,
Как мать не забывают сыновья.
Ты — юность наша вечная,
Простая и сердечная
Учительница первая моя.

1950

«Любо, братцы, любо»

Большинство исследователей сходятся в том, что эта песня является народной и посвящена сражению 1774 года между казачьими войсками во главе с легендарным полковником Матвеем Ивановичем Платовым (1753–1818) и объединенными ногайской и крымскотатарской ордой Девлет-Гирея.

Петер-Эдуард Штрёлинг. Портрет Матвея Ивановича Платова, казачьего атамана.

Интересно, что первые строки песни в разных вариантах звучат совершенно по-разному и от этого меняется ее смысл и возникает путаница. Нередко ее начинают строчкой «как на вольный Терек, на высокий берег…», однако, же указанное сражение произошло в степи у реки Калалах (Калалы — Ставропольский и Краснодарский край), а вовсе не на Тереке. Более того, историки отмечают, что на Тереке в принципе никогда не было таких масштабных сражений, в которых могло бы участвовать «сорок тысяч лошадей».

Скорее всего дело в том, что в изначальных текстах был не «Терек», а «ерик», что не является именем собственным, а имеет смысл — узкая протока, залив, канал. Такое обозначение водных ориентиров нередко использовалась в низовьях Волги, Дона, Кубани и Днепра — то есть именно там, где проживали казаки.

Богатов Николай Алексеевич. Атака донских казаков

Далее нужно разобраться с количеством лошадей и кто именно их «выгнал». У атамана Платова было не более 500 казаков (=полк), а вот у противника — ногайцев и крымских татар — по разным оценкам от 16 до 25 тысяч (!) всадников. Именно в этом невероятном превосходстве противника и заключается соль этой истории. Умение атамана Платова воодушевить свое небольшое войско даже в такой казалось бы безвыходной ситуации, и стойкость наших донских казаков позволили им выдержать 8 (!) атак противника на оперативно созданное укрепление и дождаться еще 300 казаков под предводительством Уварова. Стремительная атака последнего в тылу неприятеля повергла орды Девлет-Гирея в смятение, в пылу битвы они не смогли верно оценить мизерное количество нападавших казаков и, вероятно, решили, что их атакует авангард подошедшей русской армии, а не горстка храбрецов. Матвей Платов, Федор Уваров и Иван Бухвостов обратили все войско противника в бегство и снискали невероятную славу.

На тот момент Платову был всего 21 год. Через месяц о его подвиге написали в «Петербургских ведомостях» (16 мая 1774 года), он был награжден медалью и орденом Св. Георгия 3-й степени. Впереди у него Индийский поход казаков, назначение главой всего войска Донского, личное знакомство с Наполеоном во время Тильзитской встречи двух императоров (тогда он оказался от жалованного ему французского ордена), Бородинская битва.

Рейд казаков Платова в тыл наполеоновской армии. Художник Зелихман. 1959 г.

Матвей Платов стал одним из ключевых героев войны 1812 года, предопределившим ее исход — казаки Платова взяли в плен более 70 тыс. французов, 500 орудий, а во время Заграничного похода спасли императора Александра I от плена. 29 октября 1812 года император жаловал ему графский титул. В народе же его прозвали «атаман-вихрь» и не будет преувеличением сказать, что именно он был самым известным казаком (по крайней мере XIX века).

Возвращаясь к песне «Любо, братцы, любо» и строчке «выгнали казаки/татары/ногайцы сорок тысяч лошадей» понимаем, что правильный вариант «татары» или «ногайцы». Хотя само количество всадников у них было порядка 16–20 тысяч, но по обычаю этого войска каждый из них вел с собой по 1-2 м «заводным» лошадям, которые везли продовольствие и снаряжение. Отсюда и получается «40 тысяч лошадей».

Сама же песня стала гимном стойкости, веры в победу и любви к жизни — жизни, которая так «люба», но с которой истинный казак готов расстаться во имя родной земли и своих побратимов.

В период Великой Отечественной песня получила новое рождение. В 1942 году на фронте шли тяжелейшие бои, переломный момент Сталинградской битвы был еще впереди, и крайне остро стоял вопрос о моральной поддержке нашей армии. В связи с этим на экран вышел воодушевляющий фильм «Александр Пархоменко», повествующей о командире 14-й конной дивизии, сражавшейся с махновцами — в нем прозвучала и эта песня.

Афиша фильма «Александр Пархоменко»

Сегодня в плане исполнения выделяются две основных обработки — некоторые поют эту песню размеренно и пронзительно, с нарастающим к концовке накалом, другие же считают, что эта песня не должна быть трагичной и исполняют ее быстро, весело и лихо, как заводную и можно сказать плясовую.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Кубанские звезды
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: