Примечания
- ↑ . Дата обращения: 10 сентября 2014.
- . Дата обращения: 23 июня 2008.
- ↑ Кустова Е. В. Строгановы и монастырское строительство в Приуралье в середине XVI—XVII вв. // Вестник Томского государственного университета. — 2016. — № 402. — С. 72
- Кустова Е. В. Строгановы и монастырское строительство в Приуралье в середине XVI—XVII вв. // Вестник Томского государственного университета. — 2016. — № 402. — С. 73
- . 1928 год. Издательство: Издание орготдела Уралоблисполкома, Уралстатуправления и окружных исполкомов. Дата обращения: 22 февраля 2022.
- ↑ Курлаев Е. А. Роль иностранных специалистов и технологий в формировании геологоразведочной и горнодобывающей отраслей на Урале в XVII — первой четверти XVIII века // Известия высших учебных заведений. — Горный журнал. — 2012. — № 8. — С. 110
- История Урала с древнейших времен до конца XIX века / Под ред. акад. Б.в. Личмана. — Екатеринбург: СВ-96, 1998. — С. 230
- Головчанский Г.П., Мельничук А.Ф. Строгановские городки, острожки, села.. — Пермь: Книжный мир, 2005. — 232 с. — ISBN 5-93824-055-7.
- Головчанский Г.П. Православный некрополь Пыскорского Спасо-Преображенского монастыря (по результатам раскопок 2002-2003 гг.) (рус.) // Археологическое наследие Урала: от первых открытий к фундаментальному научному знанию (ХХ Уральское археологическое совещание). — Ижевск, 2016. — С. 294—296.
- .
- Шустовы — статья из Большой советской энциклопедии (3-е издание)
- . Дата обращения: 30 октября 2016.
- Дата обращения: 10 февраля 2011.
Майкор
Окончание «кор» или «кар» тоже пришло к нам из коми-пермяцкого языка. Помните – Кудымкар – город Кудыма. Также и Майкор можно перевести как «город Мöя». А «мöй» с коми-пермяцкого – бобр. Ученые считают, что бобр был тотемным животным старейшины рода, основавшего когда-то поселение на берегах Иньвенского залива Камы. И было это до первого упоминания Майкора в писцовых книгах все того же 1579 года. В Майкоре археологи обнаружили городище X-XVI вв., на котором жили предки коми-пермяков. Вблизи городища находили золотой браслет с арабской надписью, серебряный сосуд иранского происхождения времен династии Сасанидов.
Подобно юсьвинским жителям майкорцы могли бы до конца ХХ века заниматься землепашеством и рыбной ловлей, если бы в 1811 году не обратил внимание на эти земли владелец соседнего Пожевского завода Всеволод Андреевич Всеволожский. Найдя возможность устройства запруды на Иньве, а также оценив запасы леса, решил Всеволод Андреевич основать в Майкоре листокатальный завод, назвав его в честь своего сына Никитским
Вот так, мы снова возвращаемся к горнозаводской цивилизации Урала. Оказываемся на ее западной границе, где распространение железоделательных заводов вошло в соприкосновение с коми-пермяцкой культурой. Вспомним, что первые заводы на Урале в XVIII веке появлялись в местах добычи руды. Но для выплавки чугуна и выделки железа требуется много древесины и древесного угля. Потому территории вокруг заводов быстро оголялись и к XIX веку стало выгоднее строить заводы там, где есть лес, и везти туда руду, чем свозить древесину к месту добычи руды. А еще одним подспорьем стала Кама, по которой можно сплавлять лес с самых верховьев, где его запасы казались безграничными. Так железоделательные заводы стали появляться на берегах красавицы Камы.
Майкорский завод довольно быстро развивался. Строились новые цеха и печи. В 1914 году появилась своя электростанция. Чугун с Александровского и Всеволодо-Вильвенского заводов перерабатывали здесь в кровельное и листовое железо. Несколько лет простоя в годы гражданской войны сменились снова восстановлением и бурным развитием в годы первых пятилеток. Потом последовала Великая Отечественная война, в течение всех лет которой завод исправно выдавал свою продукцию для нужд фронта.
Но пришел 1954 год и все кончилось. Что случилось? Случилось завершение строительства Камской ГЭС и заполнение Камского водохранилища. Майкор своей планировкой четко делился на две части – нижнюю заводскую и верхнюю административную. Майкорский завод со всеми цехами и печами оказался в зоне затопления. Что смогли вывезли, а потом эта территория ушла под воду, и история завода завершилась. Рабочих трудоустроили на Иньвенский рейд, который возник над бывшим заводом. Много лет здесь собирали плоты для их сплава вниз по Каме. Но сегодня об этом уже ничто не напоминает.
Вот к такому интересному месту привела нас дорожка
Вид с высокого берега на просторы Камского моря, конечно, шикарный, но не это привлекает в первую очередь внимание заезжего автотуриста. А высокая четырехярусная колокольня недостроенного Богоявленского собора
У него тоже весьма интересная история.
Воды Иньвенского залива над Никитским заводом
Колокольня недостроенного Богоявленского собора
В 1891 году рабочие немаленького уже к тому времени майкорского поселения обратились к тогдашним владельцам завода Демидовым с просьбой возвести новую каменную церковь взамен старой деревянной. Проектированием нового храма занимались архитекторы аж из самого Лейпцига. В 1901 году заложили фундамент. Обычный кирпич изготавливали на месте, а фигурный привозили из Екатеринбурга. Строительство затянулось до 1-й Мировой войны и в нем успели принять участие австрийский пленные, которые прибыли в Пермский край зимой 1915 года. К 1917 году над высокой папертью была возведена каменная колокольня в четыре яруса в неорусском стиле. Потом, понятно, история сделала крутой поворот, и каменный Богоявленский храм в Майкоре так и не был никогда достроен и не был освящен.
Каменное кружево
Собор мог бы стать жемчужиной неорусского стиля
Но колокольня продолжает стоять и радовать глаз изящностью каменного орнамента, формой арок, кокошников, балясин. Я несколько минут стоял, задрав голову, не в силах оторвать взгляд от такого великолепия. Жаль, что нельзя подняться, и от пристроенной рядом трапезной остались только стены. Все равно, замысел архитекторов восхищает. Это была бы настоящая жемчужина Прикамья.
Юсьва
Прямой дорогой доезжаем до Кудымкара, но там сворачиваем на восток, чтобы проехать вдоль речки Иньвы до ее впадения в Камское водохранилище. И первой остановкой на нашем пути будет еще один районный центр Пермского края – поселок Юсьва. Это для русского уха — юсьва и юсьва – что необычного? А по коми-пермяцки звучит куда более романтично — «лебединая вода». Думаю, что не только жители Пермского края, но и многие россияне уже знают, что в финно-угорских языках (к которым относится и коми-пермяцкий) частичка «ва» означает – «вода». Сылва, Ласьва, Сосьва, Камва, Чусва – вот только несколько речных топонимов нашего края.
Но вернемся к нашей Юсьве. Первое упоминание о «деревне Юсьва на реке Юсьве» относится не много не мало к 1579 году. Впоследствии деревня поднялась до волостного центра Соликамского уезда. Но отсутствие «точек роста» — промышленных предприятий или транспортных путей, так и оставило ее на прежнем уровне развития.
Сделав небольшой круг по центру поселка, мы нашли возможным только остановиться у местного ЗАГСа и запечатлеть малые архитектурные формы. Увы, но больше ничего интересного не нашли. Едем дальше!
Здание районного ЗАГСа и непременные лебеди, как нигде к месту
Малые архитектурные формы
Дорога бежит вдоль Иньвы, которая петляет по широкой долине, образуя порой заболоченные места. Наша следующая остановка в поселке Майкор.
Достопримечательности
- Никольская церковь была построена в 1695 году. Средства на её строительство выделил солепромышленник Григорий Шустов.
- Пыскорский лабиринт расположен в Пыскорской горе. Подземный ход лабиринта ведёт в глубь склона. Подземный ход был случайно открыт местными мальчишками в 1915 году. В том же году был исследован археологами во главе с Павлом Богословским, рассказавшем о результатах изучения в работе «Подземный ход и археологические раскопки в селе Пыскор Соликамского уезда». Позже вход в тоннель был закрыт сошедшим оползнем.
- Преображенская церковь была построена в 1782—1808 года на средства прихожан.
- Джетт, Брент Уорд
- Родина-мать (Набережные Челны)
- Литовский музей театра, музыки и кино
- Израиль (Лукин)
- Яланский, Валентин Антонович
- Горлов, Пётр Николаевич
- Гольдштейн, Аркадий Фёдорович
- Финоль, Йоэль
- Шайкин, Есим Шайкенович
- Макдональд, Гэри
Новости
-
26.07.2023, 14:11 | 245
На севере Казахстана значительно снизились закупочные цены на молоко Читать далее >>
-
26.07.2023, 13:44 | 359
В Петропавловске школьный учитель вёл религиозную пропаганду среду учащихся Читать далее >>
-
26.07.2023, 13:20 | 260
В Петропавловске на ремонт закрыли улицу Панфилова, изменены схемы движения автобусов Читать далее >>
-
26.07.2023, 13:09 | 272
В Петропавловске на ремонт закрыли участки улиц Муканова и Токсан би Читать далее >>
-
26.07.2023, 12:38 | 255
За 10 лет на севере Казахстана утонули 216 человек, 34 из них — дети Читать далее >>
-
26.07.2023, 12:22 | 238
За полгода в Казахстане более 1 тысячи человек пострадали от финансовых пирамид Читать далее >>
-
26.07.2023, 12:08 | 265
Северо-Казахстанская область — лидер по темпам роста цен на автомобильное топливо Читать далее >>
-
26.07.2023, 11:47 | 1 908
Трассу-долгострой от Петропавловска до границы с Курганской областью завершат в 2024 году Читать далее >>
-
26.07.2023, 08:30 | 338
Памятник древней истории открылся в Северо-Казахстанской области Читать далее >>
-
26.07.2023, 07:30 | 300
В Казахстане за полгода оштрафовали 15 тысяч человек за переход железной дороги в неположенном месте Читать далее >>
-
26.07.2023, 06:30 | 343
«Кызылжар су» в Петропавловске отремонтировал 64 колодца Читать далее >>
-
26.07.2023, 04:20 | 381
День парашютиста: 26 июля в Петропавловске +29°C, ожидается гроза Читать далее >>
-
25.07.2023, 19:33 | 574
На севере Казахстана с помощью займов СПК «Солтүстік» открыли молочную ферму и птицефабрику Читать далее >>
-
25.07.2023, 18:39 | 733
В Петропавловске проводят дезинсекцию общественных территорий Читать далее >>
-
25.07.2023, 18:27 | 1 781
В Рабочем поселке Петропавловска не успевают отремонтировать школу к учебному году Читать далее >>
-
25.07.2023, 18:10 | 367
Спасатели оказали помощь женщине, подвернувшей ногу в Бурабае Читать далее >>
-
25.07.2023, 17:58 | 506
В Петропавловске провели конкурс, укрепляющий семейные ценности Читать далее >>
-
25.07.2023, 17:05 | 409
В Акмолинской области девочка выпала из окна 4 этажа Читать далее >>
-
25.07.2023, 16:57 | 765
Макушка лета: красоты Северного Казахстана в июле на любительских фото Читать далее >>
-
25.07.2023, 16:20 | 542
Аграриям Казахстана будут продавать топливо ниже рыночной цены Читать далее >>
-
25.07.2023, 16:08 | 420
Принимать первоклассников в школы на севере Казахстана будут до 1 августа: время подать документы Читать далее >>
-
25.07.2023, 15:59 | 5 072
В акимате Северо-Казахстанской области появилась вакантная должность Читать далее >>
-
25.07.2023, 14:49 | 460
Курс валют в Казахстане: Тенге вынужден снижаться Читать далее >>
-
25.07.2023, 14:37 | 395
Евро/доллар замер на месте Читать далее >>
-
25.07.2023, 14:31 | 633
Разбитую «Тойоту» провезут по улицам Петропавловска Читать далее >>
-
25.07.2023, 13:39 | 544
В Казахстане могут поднять тарифы на интернет Читать далее >>
-
25.07.2023, 13:26 | 461
Стандарты качества жизни пересмотрели в Казахстане Читать далее >>
-
25.07.2023, 13:14 | 427
На севере Казахстана полицейские научили медиков защищаться от терроризма Читать далее >>
-
25.07.2023, 13:08 | 444
На севере Казахстана полицейские офицеры показали свою спортивную форму Читать далее >>
-
25.07.2023, 12:58 | 423
Впервые в истории состоится чемпионат мира по шахматам среди школьных команд Читать далее >>
Библиография
Труды по фольклору и истории края
- Из материалов по истории литературы и печати в Пермском крае // Пермский краеведческий сборник. 1926. Вып. 2;
- Соликамск на рубеже XVI и XVII вв. // 1925. Вып. 2;
- История правительственного обследования в XVIII веке Пермского края в этнографическом отношении. Отдельный оттиск из издания «Известия общества археологии и этнографии» при Казанском университете. 1929. Том XXXIV. Вып. 3-4;
- Материалы по народному быту, фольклору и литературной старине // Пермский краеведческий сборник. 1924. Вып. 1;
- Крестьянская свадьба в лесах Вильвы Пермского округа // Пермский краеведческий сборник. 1926. Вып. 2.;
- О журналах пермских учащихся недавнего времени // Кунгурско-Красноуфимский край. 1925. № 8-10;
- Памяти писателя-пермяка Д. Н. Мамина-Сибиряка. (к вопросу об изучении его творчества) // Научно-педагогический вестник. 1923. № 1;
- Пермский край в историко-литературном отношений // Экономика. Пермь. 1925. № 2-3;
- Песня об усах из сборника Кирши Данилова и Камская вольница. Опыт анализа и локализации текста. Пермь, 1928;
- Сотрудница «Современника» и «Отечественных записок», пермская писательница А. А. Кирпищикова // Пермский краеведческий сборник. 1926. Вып. 2;
- Сибирские путевые записки Радищева и их историко-культурное и литературное значение (Опыт изучения). С приложением материалов о Пермском крае. Б. м. и б. г. 28 с.;
- Старинная рукопись-миниатюра библиотеки Пермской духовной семинарии // Пермские епархиальные ведомости. 1914. № 11-12;
- Верхотурские царские грамоты (нач. XVII века);
- Три неизданных письма Горького // Труды Орехово-зуевского педагогического института. М., 1936;
- Шадринские акты XVII века. («Памяти» приказчику Степану Фефилову 1697—1698 гг.) Пермь, 1914.
Материалы о краеведческой работе
- Задачи районной краеведческой работы // Экономика. 1924. № 7;
- Из записной книжки пермского историографа; О краеведческой работе в Перми // Север. Вологда. 1923. Кн. 3;
- К подготовке краеведов-этнологов в Пермском университете // Экономика. Пермь. 1926. № 4;
- К этнологии Пермского края // Экономика. 1926. № 4;
- К номенклатуре, этнографии и хронологии свадебных чинов; Пермские сказания о картофеле; Обработка льна и «копотиха» в Добрянском р-не, Пермского окр. // Пермский краеведческий сборник. 1927. Вып. 3;
- Краеведческая работа в г. Перми, её перспективы и областное значение // Экономика. Пермь. 1923. № 9;
- Краеведческая работа при Пермском университете // На третьем фронте. 1923. № 1;
- На путях к культурному и экономическому возрождению края. В кружке по изучению северного края при университете // Экономика. Пермь. 1923. № 2-3;
- Научное этнографическое общество при Пермском университете. Пермь, 1930;
- Об изучении Пермского края в лингвистическом и этнографическом отношениях // Север. Вологда. 1924. № 1;
- О постановке историко-культурных изучений Урала // Уральское краеведение. Свердловск. 1927. Вып. 1;
- О собирании этнографических материалов // Экономика. Пермь. 1925. № 10;
- Памяти краеведа И. Я. Кривощекова // Звезда. 9.12.1926;
- Пермская этнография за 1917—1926 гг. // Этнография. 1927. № 2;
- Проблема историко-этнографического исследования Прикамско-Уральского края // Экономика. Пермь. 1925. № 8-9;
Роданово городище
Следующей точкой на нашем пути было не совсем обычное место. У историков есть традиция называть целый исторический срез по имени места, где впервые были обнаружены артефакты, позволяющие выделить отдельную историческую культуру. И если я скажу про Роданово городище, то у многих сразу всплывет в памяти упоминание о родановской археологической культуре, которая характеризует Пермь Великую в X-XIII веках.
Причем тут коми-пермяки? Притом, что Роданово городище находится на их территории, и к нему мы сейчас и подъезжали. Сегодня это просто деревня Городище в десяти километрах к северу от Пожвы. Именно тут, на северной окраине, на выступе камского берега были произведены археологические раскопки. Были обнаружены остатки больших наземных бревенчатых жилищ с открытым очагом, ямой-кладовкой в центре земляного пола и 2-скатной крышей, найдены многочисленные орудия труда, украшения, местная и привозная глиняная посуда.
Странно было бы обнаружить здесь спустя несколько десятков лет следы былых раскопок. Для меня, как любителя истории родного края, это скорее символическое место, объединяющее Искор, Анфаловский городок, Красную горку в Кудымкаре, Редикорское, Рождественское, Сёминское городища. Это всё места, где проводились археологические изыскания, свидетельствовавшие о единстве культуры народа, населявшего Верхнего Прикамье еще до прихода русских с севера и татар с юга.
На берегу Камского моря
Но солнце еще высоко, а наш путь бежит снова на север края к месту, которое я давно хотел посетить, но никак не получалось, пока я не поставил его одной из главных целей нашего путешествия выходного дня. Я говорю про село Пыскор (ударение на первый слог). Один из старейших заводских и духовных центров Верхнекамья.
Источники и ссылки
- Баньковский Л. В. Пермистика: заметки об истоках перм. региональной культуры. Пермь, 1991. С. 98-107.
- Богословская О. И. П. С. Богословский // Профессора Пермского университета: биобиблиограф. указ. Пермь, 1991. С. 13-14.
- (неопр.). Агентство по делам архивов Пермского края.
- Иванова Т. Г. История русской фольклористики XX века: 1900 — первая половина 1941 гг. СПб, 2009. 800 с.
- Из истории пермского краеведения (Письма Е. Н. Косвинцева к П. С. Богословскому // Из истории русской фольклористики. Вып. 6. СПб, 2006. С. 126—157.
- Кашихин Л. С. Фольклорист, литературовед // Календарь-справочник Пермской области на 1970. Пермь, 1969. С. 76-77.
- Козина В. В., Елеуханова С. В. Становление высшего педагогического образования в Центральном Казахстане // Вестник Карагандинского университета. 2011. Серия «История. Философия». № 4. С. 40-45.
- Пикулева С. В. (неопр.). Уральская Историческая Энциклопедия.
- Сидякина А. А. (неопр.). Энциклопедия «Пермский край».
- Сидякина А. А. Богословский П. С. // Краеведы и краеведческие организации Перми: биобиблиогр. справочник. Пермь, 2000. С. 83-85.
- Краснопёров Д. А. Литературная память Перми. Краеведческие заметки. Пермь, 2010. С. 56-57.
- Терюков А. И. История этнографического изучения народов коми. СПб: МАЭ РАН, 2011. С. 217—261.
- Шарц А. К. Богословский Павел Степанович: (Библиогр. материалы). Пермь, 1969. 18 с.
Уникальные характеристики Пирамид «Тукуме»
Монументальные размеры и точность строительства
Пирамиды «Тукуме» поражают своими монументальными размерами и геометрической точностью. Огромные блоки камня были собраны и уложены без использования современных строительных технологий. Это демонстрирует удивительные навыки древних строителей и их знание математики и архитектурных пропорций.
Каждый камень пирамиды «Тукуме» был точно обработан и подогнан к другому, создавая прочные и устойчивые структуры.
Загадочные иероглифы и символы
Стены и входы пирамид «Тукуме» украшены множеством загадочных иероглифов и символов. Археологи и лингвисты продолжают исследовать их значения и связь с древними верованиями и культурой этого региона.
Один из символов на стенах пирамиды «Тукуме» представляет солнце, что, возможно, указывает на его роль, как символа поклонения солнечному Богу.
Примеры Пирамид «Тукуме»: загадки прошлого
Пирамида «Звёздного Пути»
Одна из самых известных пирамид «Тукуме» — «Звёздный Путь», получила свое название благодаря уникальной композиции иероглифов и символов, расположенных на её стенах. Археологи считают, что эти символы представляют карту звёздного неба, которая использовалась для навигации и определения времени. Каждое утро солнце освещало определённые символы, позволяя древним жителям «Тукуме» определять времена года и знать, когда начинать посевы и сбор урожая.
Пирамида «Изначальной Мудрости»
Эта пирамида служила важным центром образования и мудрости для древнего общества «Тукуме». Внутри нее были обнаружены многочисленные тексты и пергаменты, содержащие мудрые учения и знания предков. Археологи продолжают раскрывать тайны этих текстов и изучать образовательную систему, которая существовала в древности.
3. Пирамида «Божественного Откровения»
Эта пирамида служила местом для проведения религиозных обрядов и культовых церемоний. В её недрах обнаружены древние алтари и жертвенные места, что указывает на роль пирамиды в поклонении древним божествам и богиням. Уникальные ритуалы, проводимые здесь, вероятно, имели связь с плодородием земли и благополучием общества. Пирамиды «Тукуме» — это чудо древней архитектуры, полное тайн и загадок. Их монументальные размеры, точность строительства и уникальные характеристики оставляют нас в восхищении перед мастерством древних строителей. Это удивительное наследие древней архитектуры продолжает вдохновлять современных архитекторов и привлекать любознательных исследователей со всего мира.
Пожва
А мы двигаемся дальше. Впереди еще один поселок с очень похожей судьбой. Я имею в виду Пожву. Снова коми-пермяцкий топоним «пож-ва» — «вода в решете» — чистая, рябит на перекатах.
От Майкора Пожва отличается тем, что Пожевской завод изначально был организован в 1715 году около места добычи медной руды и начинался как медеплавильный. Но запасы меди быстро иссякли, завод перепрофилировался на железо и начал работать на привозном сырье. Кроме чугуна и листового железа на заводе начали экспериментировать с разными изделиями машиностроения. В 1821 году построен первый на Каме пароход «Всеволод», а в 1839 году паровоз «Пермяк», ставший третьим в России после паровозов братьев Черепановых и первым для широкой колеи. Доменная печь Пожевского завода в первой четверти XIX века была самой крупной древесноугольной печью в Европе. О применении самых передовых технологий на Пожевском заводе может свидетельствовать то, что уже в 1816 году впервые в России в цехах была применена система газового освещения.
В 1918 году завод был национализирован и былого расцвета уже не достиг. Много лет стоял законсервированным, периодически подключаясь к производству сельскохозяйственной и лесопильной техники. Окончательную судьбу завода также решило заполнение Камского водохранилища. Пригодное для использования оборудование переместили на новую площадку, образовав Пожвинский машиностроительный завод, который закончил эту славную историю банкротством в 2013 году.
Пожвинский залив Камского моря
И снова для любознательного автопутешественника местом притяжения служит сохранившееся здание культового назначения. Свято-Троицкая церковь — двусветный четырёхстолпный крещатый в плане храм с трехъярусной колокольней – один из немногих сохранившихся в крае образцов культовой архитектуры середины ХIХ века в формах зрелого классицизма.
Пожва. Троицкая церковь
Лучи света под куполом собора
Церковь мы обошли и даже внутрь зашли. На этом, к сожалению, знакомство с Пожвой и завершилось. Дорога снова звала в путь.
История
Село основано в 1558 году уральскими промышленниками Строгановыми на месте раннесредневекового городища, относящегося к родановской археологической культуре. Первоначально называлось Канкор (Кангор). В том же году был основан Пыскорский мужской монастырь. В 1559-60 годах, Аникий Федорович Строганов сделал пустыни вклад (дар) землями, перед смертью сам стал там монахом, а детям дал наказ заботиться о монастыре. В 1568 году в этом монастыре подвизался и принял монашеский постриг преподобный Трифон Вятский. Царская грамота 1621 года называла Пыскорский монастырь строением Аникия Строганова, его детей Якова, Григория и Семена и внуков Максима, Никиты, Андрея и Петра, которые построили храмы, но и дали обители «леса, и пожни, и иные угодья». Последующие Строгановы также помогали монастырю. Например, Анна Никитична Строганова по завещанию от 18 января 1686 года оставила обители 5 тыс. рублей. Отношения Строгановых с монастырем иногда были чисто хозяйственными. Например, по приходно-расходной книге 1688/89 годов значится, что Пыскорский монастырь заплатил по кабалам Строганову 5059 руб. и взял новый кабальный заем в размере 4455 руб., а также предоставил ему в оброк некоторые земли. Монастырь владел вотчинами и солеварницами в Соликамском уезде. В 1764 году получил II класс. Долгое время Пыскорский монастырь был самым крупным в Пермском крае, но в дальнейшем он переводился на р. Лысьву, в Соликамск (1775), и в Пермь (1781, по указу Екатерины II).
В 1623 году первое упоминание о Пыскорском женском монастыре: «да на посаде под горою в девичьем монастыре церковь Изосима и Савватия Соловецких чудотворцев деревянная клецки».
С 2004 до 2018 года село входило в Усольское городское поселение Усольского муниципального района, с 2018 года является центром Пыскорского территориального отдела Березниковского городского округа.