Бараба

Святыни Успенской церкви

Как указывает историк Александр Петрович Синдеев, «…из древних икон в Успенской церкви особочтимыми в XIX веке являлись иконы Пресвятой Богородицы «Всех Скорбящих Радосте», «Смоленская» и икона Успения Божией Матери.
В 1847 году икона «Всех Скорбящих Радосте» поновлена и украшена серебряным окладом. С 1876 года перед началом Литургии по средам еженедельно перед этой иконой совершалось чтение акафиста.
С благословения Высокопреосвященнейшего Питирима (Окнова) 7 августа 1907 года старооскольцы отметили 200 лет со времени написания существующего в церкви прославленного образа Божией Матери «Всех Скорбящих Радосте». В честь юбилея местночтимой иконы на стекле восточного алтарного окна был устроен прозрачный образ в позолоченном киоте, изготовленный в петербургской художественной мастерской Сидорских; витраж был расположен так, чтобы прихожане при открытии царских врат видели Богоматерь, Которая будто бы парила в воздухе.
Согласно Ведомости Успенской церкви за 1923 год, «В декабре 1915 года с пастырским визитом Старый Оскол посетил епископ Белгородский и Курский Никодим (Кононов). 13 декабря Преосвященный Никодим в Успенской церкви с собором старооскольских священников отслужил торжественную вечерню, по окончании – молебен с чтением акафиста пред чтимым образом Пресвятой Богородицы «Всех Скорбящих Радосте».
Икона Пресвятой Богородицы «Смоленская» (Одигитрия) была очень древней, но в 1860 году лик Пресвятой Богородицы вместо поновления старооскольским «живописцем по невежеству был написан заново». В прежнее время в пятое воскресенье по Пасхе в честь этой иконы совершался крестный ход в слободу Ездоцкую, где икона оставалась некоторое время в часовне, а затем возвращалась обратно. В это же время проходила «Пятовская» ярмарка.
Об иконе Успения Пресвятой Богородицы, оставшейся еще от времени монастыря, ни устных сказаний, ни письменных сведений не имеется. В прежние времена в честь иконы была учреждена «Успенская» ярмарка, проходившая вокруг церкви.
Из священных предметов в Успенской церкви замечателен серебряный вызолоченный напрестольный крест с надписью: «Сооружался сей крест в храме Успения Пресвятой Богородицы по усердию в бытность священника Конона Дагаева в 1791 году мая 4 дня». Отец Конон был из монастырских священников. Предположительно, что отец Конон был одним из последних священников, служивших в монастыре до его упразднения.

Народно-хозяйственное значение

Интересна эта «голубая артерия» страны по многим параметрам. В период половодья по ней крупными партиями сплавляют лес. Судоходство имеет региональное значение и активно до наступления заморозков. Пути других транспортных водных средств пассажирского и грузового типа простирается на 430 км от устья. Замечательная природа, хороший экологический фон, развитая туристическая инфраструктура и множество лечебно-оздоровительных организаций делают эти места чрезвычайно популярными у любителей путешествовать, активно отдыхать, рыбачить, заниматься водным спортом или просто поваляться на жарком уральско-сибирском летнем солнышке, вдоволь наплаваться. По мнению людей бывалых, рыбалка на Тоболе и большинстве его озёр, а также притоков, отменная. Из рыб водятся гордость русских водоёмов — щука, а также язи, лещи, окуни, плотва, сазаны и множество других.

Паломнику

Желающим потрудиться и узнать о доме паломника есть информация на сайте обители. Получивших помощь по молитвам прп. Далмата Исетского тут просят оставить письменное свидетельство об этом, оформленное надлежащим образом – с указанием своей фамилии и инициалов, места проживания, даты, подписи. Прислать его можно по почте. В монастыре можно передать через иконную лавку или оставить в храме у дежурного алтарника.

В марте 2012 года «Дом паломника» монастыря принял первых своих гостей. Разместиться в нем могут 80 паломников. Две большие келии по 15 мест для небольших групп. Одна келия для паломников остальные 6-ти местные. Монастырь может принять и разместить немного скромнее гораздо больше паломников. Ночлег и пищу найдёт каждый приехавший к прп.Далмату.

ВАЖНО: Приём заявок на проживание и экскурсии ежедневно с 9.00 до 17.00

Групповые заявки паломников с питанием и ночлегом принимаются по предварительной договорённости за 2 недели до приезда по телефону.8-922-67-86-913 8-352-52-3-17-06.

Одежда паломников должна соответствовать православным традициям: женщины в юбках и с покрытой головой, мужчины – в одежде соответствующей святости места.

Богослужебная деятельность монастыря

Богослужения совершаются в дни воскресные, праздничные (бдение, полиелей), поминовения усопших (родительские субботы), а также по усмотрению наместника и иные дни, но, как правило, не менее двух-трех Божественных Литургий в неделю. В воскресенье вечером (кроме периода Великого поста, тогда в течение четырех воскресных дней вечером совершается чин Пассии), если не служится на следующий день Божественная Литургия, неопустительно служится вечерня с пением акафиста иконе Божией Матери «Всех скорбящих Радосте». Во время Великого поста ежедневно совершаются богослужения в первую и Страстную седмицы, все субботние и воскресные дни, во все дни, когда полагается совершать Божественную Литургию Преждеосвященных Даров. Ежедневно совершаются богослужения также во всю Светлую седмицу. В престольный праздник иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радосте», в дни памяти преп. Далмата Исетского (8 июля, 6 августа н.ст.) праздники Успения Божией Матери (28 августа н.ст.) Далматской иконы Успения Божией Матери (28 февраля н.ст.) по обычаю служится водосвятный молебен на источнике преп. Далмата и совершается крестный ход вокруг стен обители (в праздник иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радосте» — вокруг храма), служится акафист празднику

Вечернее богослужение начинается в 17.00 ч. Как правило, совершаются вместе 9-й час, вечерня, утреня и 1-й час. Начало исповеди – 7.30 ч. После окончания исповеди (но не позднее 10 ч.) – начало Божественной Литургии. В монастыре ежедневно совершается братское правило: утреннее – с 5.30 ч. (полунощница, утренние молитвы, молебен с пением акафиста преп. Далмату Исетскому перед его мощами); вечернее – после окончания вечерней трапезы (с 19.30 ч., если не было вечерней службы, — малое повечерие с тремя канонами и вечерние молитвы; с 21.00 ч., если была вечерняя служба, — вечерние молитвы). В воскресные дни по окончании Божественной Литургии служатся заказные молебны, панихида (и заочное отпевание). В 14.00 ч. в воскресенье (в остальные дни – по договоренности) совершается таинство Святого Крещения (а накануне, по воскресным дням в 14.00 ч. проводятся огласительные беседы в храме). Поскольку в г. Далматово и Далматовском районе помимо монастырского храма иных действующих нет, в монастыре совершается также в установленные по церковному уставу дни таинство Венчания. Таинство Елеосвящения совершается, как правило, еженедельно в дни многодневных постов, а в частных случаях – по мере необходимости.

Все богослужения обычно совершаются в Скорбященском храме, таинство Св. Крещения – в крестильной церкви во имя собора свв. седмидесяти апостолов (южная галерея Скорбященского храма); Божественная Литургия в крестильной и надвратной церквях совершаются в исключительных случаях.

Телефон

Люди, связанные с Барабой

Владимир Сергеевич Кривошеев

Кривошеев Владимир Сергеевич родился 23 марта 1942 года в Удмуртской АССР. Отец его погиб в ВОВ. В возрасте 5 лет заболел полиомиелитом. Мать его сдала в детский дом.
Семь классов освоил экстерном, затем заочно окончил бухгалтерское отделение Курганского сельхозтехникума (1964-1966)

Первое стихотворение написал еще мальчишкой, его, к удивлению и восторгу подростка, напечатали. Потом, уже юношей, послал свои опыты в редакцию областной газеты. Получил воодушевляющий отзыв Баевой А.А.

Сочинять для маленьких Кривошеев начал примерно в тридцатилетнем возрасте, так как уже обрел опыт на стихах для «взрослых». Особенно плодотворно для него были первые годы после перехода к детской тематике. Делал и переводы с украинского и белорусского. Писал сказки стихами и прозой.

Печатали его стихи в альманах «Круглый год», сборник «Урал улыбается», журналы Мурзилка, «Урал», «Уральские Нивы», «Советское Зауралье», «Вечерний Челябинск». Есть о нем справка в книжечке «Здравствуй, жизнь!»

«Стихи для детей писать интересно, потому что требуется ясность, чувство юмора, фантазия», — В.С.Кривошеев.

Умер 21 февраля 1997 года.

Григорий Иванович Бобров родился в 1897 году. Крестьянин села Бараба, бедняк, служил в Царской армии, унтер-офицер. В гражданскую войну был командиром взвода и за отличие при взятии 12 марта 1921 года станции Лобановской отмечен высшей тогда наградой – орденом Боевого Красного Знамени и грамотой реввоенсовета республики. Умер в 1945 году в должности председателя исполкома Барабинского сельского совета.

Память о Боброве не только как герое гражданской войны, но и активнейшим строителе новой жизни, организаторе коммуны, а затем и колхоза, в честь него названного «Краснознаменцем», увековечена в музее славы при школе и в областном краеведческом музее. По решению облисполкома его именем названа центральная улица Барабы.

Михаил Васильевич Лаврентьев работал в местной школе. Кавалер орденов Ленина и Красной Звезды, участник обороны Ленинграда, почетный гражданин села Бараба и города Кургана, отличник народного просвещения, заслуженный учитель школы РСФСР, краевед, автор учебного пособия «География Курганской области».

Степан Фомич Кривоногов прославил наше село. Известный краевед, поэт и создатель местного краеведческого музея. Он написал «Песню о Барабе», которая по праву считается своеобразным гимном села.

Название и географические координаты

Чем необычна река Тобол? В первую очередь географическим положением. Она протекает по двум крупнейшим государствам Евразии — России и Казахстану. По-казахски название её звучит близко к русскому варианту — Тобыл. Воды свои вливает древний красавец в Иртыш, являясь левым её притоком. Длиной река Тобол обладает внушительной — практически 1591 километр. Не менее впечатляет и общая площадь водосборного бассейна. Она насчитывает, ни много ни мало, 426 тысяч километров. Связана река Тобол с огромным количеством озёр — более 20 000. Истоки её следует искать вблизи Бозби и Кокпектысай. Именно слияние этих рек и породило Тобыл — на восточных границах Южноуралья и Костанайской Набираясь сил, разливаясь вширь, Тобол далее по просторам Западной Сибири.

Вариант №2

Курган. На берегу реки Тобол в 1553 году был заложен город Курган. До начала XVII века был военным городом, но территория государства росла, и постепенно границы расширились и город потерял свое первоначальное назначение. Стал обыкновенным уездным поселением, которое получило название Курган. А после проведения через город транссибирской магистрали город стал ускорено расти и развиваться. Первые поселения здесь были ещё до нашего века. Когда-то тут захоронили вождя скифо — сарматского племени, но его могила, как и другие, разграблена. В настоящее время на могилах прошлого стоит город. Сейчас Курган крупный промышленный центр, с населением примерно 350 тысяч человек.

Он представляет собой главный центр всего Урала. Город поделен на семь районов. Город славиться своим медицинским центром в котором когда – то работал Илизаров, центр был назван в его честь. В городе открыто много школ, детских садов и библиотек. Есть где получить высшее образование. Город Курган расположился в центре Евразии, в Уральских горах, вблизи нет ни морей, ни океанов. Благодаря этому в городе холодно зимой и жарко летом. В районе бывают засухи. Одним из символом города является пожарная каланча, в ней раньше была пожарная охрана, сейчас считается памятником. Наверху башни расположился манекен, которого зовут Гриша, он был реквизитом для занятий юных пожарников.

С приходом к власти большевиков в городе были уничтожены два величественных храма. Уцелела лишь Александро — Невская церковь, которую построили в начале XX века. Впоследствии она стала краеведческим музеем. На улицах города встречаются памятники архитектуры XIX века, к ним относятся дома купцов и мещан, живших в городе.

Первые каменные дома появились в 1860 году, после страшного пожара, в котором пострадали все дома. В городе расположился, неповторимый, музей авиации имени Гагарина. В нем стоит 14 летных машин, представленные истребителями — перехватчиками, истребителями – бомбардировщиками и многие другие. Для лучшего знакомства с городом и его историей стоит побывать в музее истории Кургана, который находиться в купеческом особняке. В нем есть много дореволюционных фотографий.

У города есть – побратимы город Руфина (округ Флоренция, Италия) и Эпплтон (штат Висконсин, США). В городе открыт дом – музей декабристов, расположенный в доме Нарышкина. В нем можно узнать о жизни декабристов в ссылке.

Природные характеристики

Питание водоём имеет смешанное. В верховьях оно осуществляется за счёт таяния снегов и льда. Чем ниже спуск вдоль русла, тем больше уровень воды в реке Тобол зависит от дождей, проливающихся в тех местностях. Сезон половодья поэтому у истоков начинается в апреле, первой его половине, когда весна активно вступает в свои права. Продолжается примерно до 1-2 декады июня. В низовьях Тобол пополняется до первой половины августа. Помимо естественных, природных факторов, серьёзное влияние оказывает на него и комплекс водохранилищ, степень расхода/забора воды в них. С наступлением холодов, с конца октября и по ноябрь, как правило, покрывается Тобол льдом. Таяние приходится на середину апреля. Также уровень реки Тобол определяется его левыми притоками — Уй и Исеть (маленькими), Тура и Тавда, играющими роль важных судоходных артерий Сибири. Правый приток Тобыла — река Убаган. Тобольское русло достаточно извилистое, а течение воды — плавное, спокойное.

Образование школы

Яков Фениксов

Яков Фениксов и Екатерина Фениксова (Павлинова)

В 1886 г. открыта Барабинская одноклассная трехгодичная церковно-приходская школа. В деревянном здании возле церкви, построенном на средства земельных обществ Барабы и близлежащих деревень, имелись классная комната, небольшой зал, комната для учителя, кухня и коридор.
В числе первых заведующих школой — Никанор Лапин, Яков Фениксов, учителей — Клавдия Лапина, Екатерина Фениксова, Анна Ивановна Запольская, Елена Николаевна Ляпустина.
Обучалось 30—40 крестьянских детей, и в основном мальчишек.

В ней учились, по воспоминаниям Д. И. Боброва, Д. Комарского, 30-38 мальчиков из Барабы, Предеиной, Темляково, Новой Затобольной и Лаптево. Изучалась так называемая священная история, старославянский язык, молитва, грамматика, арифметика.

Количество учеников резко возрастает и к 1932-33 уч. году достигает 100 человек.

В 1929 г. школьное здание из заречном части перевозится На правый берег Тобола, куда к этой поре переселяется большая часть барабинцев; в последующие годы к основному зданию дважды делаются пристройки.

В 1942 г, открыт 5-й класс школа преобразуется в семилетнюю.

В 1945 г. состоялся первый выпуск семиклассников.

Б 1962 г. из семилетней школы преобразована в восьмилетнюю.

Школа воспитала патриотов, в годы Отечественной войны грудью ставших на защиту Родины — это наши фронтовики и несгибаемые бойцы тыла. Из её стен вышли кавалеры орденов Ленина А. А. Фомин, Трудового Красного Знамени и «Знак Почета» М. В. Незговорова, Трудового Красного Знамени А. Н. Разборов; её выпускники — командиры сельскохозяйственного производства, полеводы и животноводы, учителя, работники культуры, медики, партийные, советские, профсоюзные и комсомольские работники…

Церковь

Разрушенная Успенская церковь на левом берегу Тобола

  • В 1730 году на левом берегу Тобола построена Успенская церковь.
  • Не позднее 1833 года в селе Барабинском построена деревянная церковь во имя Успения Божьей Матери с отдельно стоящей колокольней. В 1846 году ветхая деревянная церковь продана и перевезена в село Половинское.
  • 1 сентября 1840 года заложена новая каменная церковь взамен деревянной.
  • 10 мая 1853 года храм освящен на прежнем святом антиминсе при довольно значительном собрании прихожан церкви священником Александром Волковым соборне со священником Иоанном Михайловским.
  • В 1935 году храм закрыт, в его помещениях сначала размещался сельский клуб, позднее зерносклад.

В середине XIX в. при кладбище села Барабинского действовала часовня.

Приход

  • В 1789 году приход Успенской церкви села Барабинского состоял из села Барабинского и 6 деревень, в т.ч. Мухиной, Утятской, Предеиной, Обуховой
  • В 1849 году приход состоял из деревень: Утятская, Мухина, Предеина, Обухова.
  • В 1913 году в приходе числились деревни: Мушина, Утятско-Мушина, Темлякова, Ново-Затобольная, Предеина.

Образование школы

В 1886 г. открыта Барабинская одноклассная трехгодичная церковно-приходская школа. В деревянном здании возле церкви, построенном на средства земельных обществ Барабы и близлежащих деревень, имелись классная комната, небольшой зал, комната для учителя, кухня и коридор.В числе первых заведующих школой — Никанор Лапин, Якон Фениксов, учителей — Клавдия Лапина, Екатерина Фениксова, Анна Ивановна Запольская, Елена Николаевна Ляпустина.Обучалось 30—40 крестьянских детей, и в основном мальчишек. В ней учились, по воспоминаниям Д. И. Боброва, Д. Комарского, 30-38 мальчиков из Барабы, Предеиной, Темляково, Новой Затобольной и Лаптево. Изучалась так называемая священная история, старославянский язык, молитва, грамматика, арифметика. Количество учеников резко возрастает и к 1932-33 уч. году достигает 100 человек. В 1929 г. школьное здание из заречном части перевозится На правый берег Тобола, куда к этой поре переселяется большая часть барабинцев; в последующие годы к основному зданию дважды делаются пристройки.В 1942 г, открыт 5-й класс школа преобразуется в семилетнюю.В 1945 г. состоялся первый выпуск семиклассников.Б 1962 г. из семилетней школы преобразована в восьмилетнюю.Школа воспитала патриотов, в годы Отечественной войны грудью ставших на защиту Родины — это наши фронтовики и несгибаемые бойцы тыла. Из ее стен вышли кавалеры орденов Ленина А. А. Фомин, Трудового Красного Знамени и «Знак Почета» М. В. Незговорова, Трудового Красного Знамени А. Н. Разборов; ее выпускники — командиры сельскохозяйственного производства, полеводы и животноводы, учителя, работники культуры, медики, партийные, советские, профсоюзные и комсомольские работники…

Популярные реки в Курганской области

По территории Курганской области протекает более 500 рек, где возможна ловля рыбы. Отметим пять наиболее популярных рек с возможностью рыбалки.

Река Миасс

Река Миасс протекает по территории Курганской области и является самым крупным, правым, притоком реки Исеть. Рыбалка в Курганской области на реке Миасс возможна по открытой воде и со льда. Наиболее популярным видом рыб для ловли на реке Миасс является плотва (чебак), лещ, карась, сазан (карп), окунь, щука, судак и налим.

Река Миасс находится по координатам: 55.318097, 62.720959. Добраться до места рыбалки можно на общественном транспорте или автомобиле. Жители близлежащих окрестностей могут добраться сюда пешком.

Подробную информацию о водоёме читайте в этом материале:

Река Ирюм

Река Ирюм протекает по территории Курганской области и относится к бассейну реки Иртыш. Рыбалка в Курганской области на реке Ирюм возможна по открытой воде и со льда. Наиболее популярным видом рыб для ловли на реке Ирюм является плотва, лещ и окунь.

Река Ирюм находится по координатам: 56.589638, 64.896271. Добраться до места рыбалки можно на общественном транспорте или автомобиле. Жители близлежащих окрестностей могут добраться сюда пешком.

Подробную информацию о водоёме читайте в этом материале:

Река Тобол

Река Тобол протекает по территории Курганской области и является левым и самым многоводным притоком реки Иртыш. Рыбалка в Курганской области на реке Тобол возможна по открытой воде и со льда. Наиболее популярным видом рыб для ловли на реке Тобол является плотва, лещ, окунь, судак и щука.

Река Тобол находится по координатам: 55.415896, 65.288143. Добраться до места рыбалки можно на общественном транспорте или автомобиле. Жители близлежащих окрестностей могут добраться сюда пешком.

Подробную информацию о водоёме читайте в этом материале:

Река Уй

Река Уй протекает по территории Курганской области и является правым притоком реки Тобол (бассейн Оби). Рыбалка в Курганской области на реке Уй возможна по открытой воде и со льда. Наиболее популярным видом рыб для ловли на реке Уй является плотва, лещ, карась, налим, сом, язь, окунь, судак и щука.

Река Уй находится по координатам: 54.277824, 63.832469. Добраться до места рыбалки можно на общественном транспорте или автомобиле. Жители близлежащих окрестностей могут добраться сюда пешком.

Подробную информацию о водоёме читайте в этом материале:

Река Исеть

Река Исеть протекает по территории Курганской области и является левым притоком реки Тобол. Рыбалка в Курганской области на реке Исеть возможна по открытой воде и со льда. Наиболее популярным видом рыб для ловли на реке Исеть является плотва, лещ, карась, налим, линь, язь, окунь, судак и щука.

Река Исеть находится по координатам: 54.277824, 63.832469. Добраться до места рыбалки можно на общественном транспорте или автомобиле. Жители близлежащих окрестностей могут добраться сюда пешком.

Подробную информацию о водоёме читайте в этом материале:

История Кургана

Датой основания города Кургана официально считается 1679 год. Его основателем называют Тимофея Невежина, который первым поставил избу на берегу Тобола, в окрестностях огромного древнего кургана. Постепенно к нему стали присоединяться другие переселенцы. В 1695 году поселение перенесли на 8 верст ниже по течению Тобола.

До 1738 года населенный пункт назывался Царевым Городищем, а затем – Курганской слободой. В начале XVIII века здесь построили деревянную крепость. В 1782 году по указу императрицы Екатерины II Курганская слобода стала городом Курган.

Свое название город получил по Цареву кургану. Путешествовавший по Уралу академик Петр Симон Паллас в 1770-е годы писал про него в своей книге следующее:

В 1959-60 годах Царев курган изучала экспедиция под руководством археолога К.В. Сальникова. Согласно результатам исследований, высота кургана составляла 5,5 м, а диаметр 92 м. Курган окружал ров шириной 13 м и глубиной около 1 м, с двумя разрывами. Видимо, так обозначили основание будущей насыпи, а через разрывы во рву на площадку поднимали землю.

Оказалось, что курган возник в эпоху бронзы. Он являлся могилой какого-то почитаемого человека, но вскоре после захоронения был разграблен. Унесли практически все, в том числе отсутствовали останки погребенного. Под центром насыпи ученые обнаружили настил, занимающий округлую площадь диаметром 34 м и состоящий из нескольких слоев бревен. Из могильного инвентаря дошли лишь жалкие остатки: 132 мелких черепка, бронзовый наконечник стрелы, обломок изделия из железа, деревянный совок, обломки деревянных изделий. К настоящему времени и от самого кургана совершенно ничего не осталось – на его месте возник один из микрорайонов города.

Постепенно город Курган стал центром торговли продуктами земледелия и скотоводства. Промышленность была представлена в основном лишь предприятиями по переработке сельскохозяйственного сырья.

Поскольку город был удаленным, его использовали как место ссылки, в том числе сюда отправили часть декабристов. Всего с 1830 по 1857 год в Кургане проживало 13 декабристов. Среди них были Вильгельм Кюхельбекер, Андрей Розен, Михаил Нарышкин, Николай Басаргин, Александр Бригген и другие. Двое декабристов, Иван Повало-Швейковский и Иван Фохт, умерли и были похоронены в Кургане.

Курган стал быстро расти после строительства Транссибирской магистрали. В 1897 году в городе насчитывалось 10063 жителя, а в 1904 году – уже 19912 человек. Резкий рост численности населения города произошел и позже – в результате эвакуации предприятий в годы Великой Отечественной войны из европейской части СССР.

В прошлом город Курган входил в Тобольскую губернию. С 1934 года он вошел в состав Челябинской области. В 1943 году из 32 районов Челябинской и 4 районов Омской областей была образована Курганская область, Курган стал ее административным центром.

В Кургане развита промышленность. Здесь выпускают: автобусы, дорожно-строительную и коммунальную технику, мостовые металлоконструкции, БМП, легковые прицепы, трансформаторы, доильные установки, оборудования для нефтегазодобывающей, атомной и других отраслей промышленности, оборудование электрохимической защиты, электромонтажные изделия, метизные изделия, буровые машины, снегоболотоходы, ленточные конвейеры, лекарственные препараты и т.д.

В Кургане родились артист Юрий Гальцев, музыкальный продюсер, композитор Максим Фадеев, певицы Елена Темникова и Юлия Савичева.

В настоящее время численность населения Кургана — 318 045 человек и постепенно сокращается. Курганская область – самый бедный регион Урала и прилегающих к нему областей.

Историческая справка

«В 1683 г. приехала в Зауралье из далекой центральной России семья Давыда Охохонина и обосновалась на левом берегу Тобола на небольшом возвышении, не заливаемом (полей) водой. Следом прибыли и другие переселенцы. По имени первопроходца образовавшаяся деревенька стала называться Охохониной. Постепенно поселение разрасталось. После постройки -«во имя успения божьей матери» — церкви в 1730 г. в официальных документах его стали именовать Успенским. Затем жители перебрались и на правый берег, крутой, обрывистый, безопасный при любом наводнении. И тогда село получило новое название — Бараба.

Ефим Дмитриевич Комарский, здешний старожил, в свое время сделал запись о том, что название произошло от имени одного из завоевателей-кочевников. Связывают также название со словом «блюдце», «чаша». Действительно, высокий правый берег Тобола является как бы крыльями, а вся нижняя левобережная часть представляет собой само блюдце. Вплоть до 1760 г. вокруг Барабы были крепостные сооружения — столбы, заплоты, надолбы, рогатки, ров с водой.

Село Бараба (в иных источниках — Барабинское) росло не столько количеством дворов, как населением своим. В 1782 г., например, было всего 15 дворов и 470 жителей, в среднем по 31 человеку на двор. Семья Степана Давыдовича Охохонина, сына основателя Барабы, состояла из 59 человек. Другой сын Охохонина, Савва Давыдович, в 1720 г. основал Верхнюю Утятскую, позже названную Лаптевой. Примерно тогда же образованы Мухина и Одина, давно слившиеся с Барабой, но все же и сейчас еще различаемые местными жителями. Однако с 1724 г. крестьяне были объявлены «государственными», стала вводиться барщина.

Разрушенная церковь на левом берегу Тобола

По данным метрических книг, смертность детей до одного года с 1806 г. по 1825 г. составляла 29 процентов, а в отдельные годы доходила до 52-65 процентов. В 1886 открытие одноклассной трехгодичной церковно-приходской школы. Были в Барабе кабак и лавка. В 1904 г. в селе: маслодельный завод, казенная винная лавка, хлебозапасный магазин. Насчитывалось 116 дворов, мужчин 311, женщин 313. В 1909 году была открыта паровая мельница. В 1919 году образованы первые советы: Барабинский, Лаптевский, Мухинский, Юдинский. В 1918 году участие в гражданской войне.

← предыдущая
следующая →

Страницы:

1

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Кубанские звезды
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: