Русские остроги в Сибири
Закрепиться на недружественной сибирской земле можно было только с помощью планомерного продвижения и строительства форпостов. Одни лишь походы, даже победоносные — это ещё не освоение земель. Требовалось создавать поселения, привлекать туда всё новых служилых и «охочих» людей, заселять их. В 1586 г. В. Сукин и И. Мясной основали Тюмень, а годом позже Даниил Чулков заложил возле разрушенного татарского Кашлыка Тобольск — административный, военный и хозяйственный центр в Сибири на протяжении всего периода её завоевания, «столица» края до 1764 г.
Поселенцы шли через Поморье, Пермский край и Поволжье. Уже при Борисе Годунове сибирским чиновникам вменялось в обязанность «пашенных и посадских людей призывать». Жители Поморья, Пермской земли и Поволжья, ярославцы, галичане и костромичи ехали «на льготу охочих людей». В периоды войн и Смуты в Сибирь начали отправлять ссыльных и военнопленных. Так постепенно формировалась социальная база освоения региона.
Ехали поселенцы из европейской части России в так называемые остроги, деревянные крепости с башнями, сложенные, как правило, из набитых землёй срубов и обнесённые частоколом из заострённых брёвен (отсюда и название — от слова «строгать»). А внутри — избы служилых людей, церковь, арсенал, склады. Так выглядели практически все новые русские поселения в Сибири в 16−18 вв. Со временем некоторые из них расширялись и превращались в города.
Шаг за шагом, острог за острогом, колонизаторы покоряли всё новые земли: приходили, строили «острожек», защищали его, налаживали транспортное сообщение с другими населёнными пунктами и собирали ясак. Вслед за Тюменью и Тобольском на карте появились Нарым (1596), Сургут и Тара (1594), Томск (1604), Енисейск (1618), Красноярск (1628), Якутск и Жиганское (1632), Верхоянское (1638), Охотский острог (1646), Иркутск (1652), Нерчинский острог (1654) и другие.
Якутский острог, фото начала 20-го в. (ru.wikipedia.org)
Михаил Фёдорович и Алексей Михайлович присоединили большую часть Сибири
Новые города
В Среднем Поволжье появляются новые русские города и селения. Возникают они преимущественно по берегам рек, на больших переправах, дорогах с целью охраны присоединенных земель от возможных нападений извне. В 1552 году на р. Суре возник город-крепость Алатырь. В 1556 году был построен г. Чебоксары, который так же, как и Казань, имел кремль, укрепленный деревянными башнями с бойницами, и был окружен стеной с крепкими воротами. Рядом с крепостью быстро вырос посад ремесленников и торговцев. В 1557 году на Каме в месте переправы кочевников, систематически нападавших на русские земли, построили г. Лаишев. Построение Лаишева несколько обезопасило прикамские правобережные районы и дало, возможность селиться здесь русским людям. Население укрепленного Лаишевского острога в XVI веке состояло из служилых людей и из полоняников (главным образом из нерусских народов).
В 1578 году на Волге, на месте ранее существовавшего татарского селения, возник г. Тетюши. В этом же году в центре марийских селений, среди дремучих лесов, на небольшой речке Кокшаги, был построен г. Царевококшайск (ныне Йошкар- Ола), представлявший собой крепость с деревянными стенами, башнями, окруженный земляным валом. В первые же годы после присоединения Казанского ханства при впадении в Волгу реки Кокшаги возник г. Кокшайск. Город был укреплен. В нем было построено 4 церкви, жил московский воевода, стрельцы, рейтары и другие служилые люди. Постепенно значение г. Кокшайска, расположенного в стороне от основных сухопутных путей, сошло на нет, и в настоящее время это лишь большое село Звениговского района Марийской АССР (ред. — ныне республика Марий Эл). Такая судьба постигла и другой крупный город того времени — Свияжск, построенный за год до присоединения края. Из писцовых книг, описывающих г. Свияжск через 18 лет после его основания (т. е. в 1569 году), видно, что большую часть населения города составляли стрельцы: из 736 дворов 380 принадлежало рядовым стрельцам. Кроме того, было много домов «пушкарских» и других военных людей. По происхождению — это московские люди и жители других, преимущественно верховых городов. Одна из улиц города, например, носила название «Ярославская», что явно указывает на прежнее местожительство ее обитателей.
Хроника присоединения Сибири
Даты | События | Результат |
1581−1585 | Поход Ермака. | Захват части Западной Сибири, начало колонизации Сибири. |
1586−1587 | Основание Тюмени и Тобольска. | Начало строительства в Сибири укреплённых русских поселений. |
1580−1590-е | Походы и экспедиции русских воевод на земли близ рек Обь, Томь, Кеть, Таз. | Утверждение русской власти в Западной Сибири. |
1598 | Битва в верховьях р. Обь и разгром войска хана Кучума воеводой А. Воейковым. | Уничтожение Сибирского ханства. |
1600−1620-е | Походы на Енисей, Нижнюю Тунгуску, к р. Пясине, Лене, Ангаре, основание Красноярска (1628). | Утверждение русской власти в Центральной Сибири. |
1630−1700-е | Походы в земли енисейских киргизов и бурятов, оборона Ачинска и других острогов от их набегов. | Утверждение русской власти на юге Центральной Сибири. |
1628−1640-е | Походы на земли бассейна реки Лена, реки Яны, Колымы, экспедиция Семёна Дежнёва к Тихому океану. | Присоединение Восточной Сибири. |
1625−1660-е | Походы к Байкалу и Забайкалью, столкновения с бурятами и тунгусами. | Буряты, якуты и тунгусы стали русскими подданными. |
1639−1640 | Томские казаки под началом Ивана Москвитина вышли к Охотскому морю. | |
1649−1653 | Амурские экспедиции Ерофея Павловича Хабарова. | Присоединение Приамурья к России, основание Хабаровска. |
1680−1720 | Начало заселения юга Западной Сибири, борьба с ойратами. | Юг Западной Сибири вошёл в состав России. |
1689 | Нерчинский договор с Китаем. | Установление примерных границ и дипломатических отношений с Китаем. |
1697−1699 | Экспедиция Владимира Васильевича Атласова. | Присоединение к России Камчатки. |
Новый Кремль и два стрелковых полка
После присоединения Казанского, а несколько позднее (в 1556 г.) и Астраханского ханства Поволжье стало интенсивно заселяться русскими. Освободилась от ига татарских ханов и западная часть территории, населенной башкирами. Население подчинилось Москве и приняло русское подданство. В первые годы Среднее Поволжье оставалось окраи¬ной Русского государства. Здесь часто вспыхивали восстания: их провоцировали казанские феодалы и духовенство, иногда привлекавшие на свою сторону трудящиеся массы татар, мари и других, используя их недовольство русификаторской политикой правительства и непомерными поборами царских чиновников. Край был насыщен вооруженными силами, различными методами проводилась христианизация, татарам было запрещено жить вблизи городов, по берегам крупных рек, на основных трактовых путях; ясачное население часто ставилось в непосредственную зависимость от помещиков и монастырей. Все это вызывало законное недовольство местного населения и приводило к многочисленным восстаниям.
В южных степных пространствах Поволжья безраздельно господствовали ногайцы. В первые годы после присоединения края они совершали набеги даже на территории, расположенные к северу от Камы.
Необходимо было укрепить охрану края, построить новые города и дороги. Это стало первоочередной задачей Русского государства в Среднем Поволжье. Начинается работа по превращению Казани в мощный оборонительный центр. Вместо существовавших деревянных кремлевских стен и башен строятся каменные сооружения. Вокруг города возникает глубокий ров. Рядом с кремлем раскинулся посад с деревянными домами посадских людей, где жили ремесленники, торговцы. Был построен гостиный двор с лавками и амбарами. Под руководством замечательного архитектора того времени Постника Яковлева (строителя собора Василия Блаженного в Москве) в Казанском кремле воздвигается Благовещенский собор. Казань становится одним из крупных центров русского государства. В городе поселились служилые люди. По данным Н. А. Спасского, в Казани было размещено два стрелковых полка. Они охраняли кремль, куда доступ людям других национальностей не разрешался. Кроме ратных людей, население Казани составляли «пришельцы» и «переведенцы» из разных концов Руси. По данным писцовых книг здесь жили русские, пришедшие из 41 русского города: Москвы, Пскова, Вологды, Владимира, Ярославля, Галича, Нижнего Новгорода и других.
Как князья ярославские, суздальские, черниговские, новгородские перевозили на Волгу своих крестьян
Обширные земли в Казанском крае раздавались правительством светским и духовным феодалам. По писцовым книгам XVI века видно, что значительная часть земель была раздана князьям ярославским, суздальским, черниговским, новгородским, которые и перевели на новые места своих крестьян.
В писцовой книге г. Казани и уезда говорится: «И всего в Казани новых жильцов боярин и воевода большой да 4 воеводы меньших, да князей и детей боярских 37 человек… поместья за ними в Казанском уезде 10 сел, да три сельца да 28 деревень…10 пустошей».
Аналогичную картину мы видим и в Свияжском уезде, где в числе землевладельческой аристократии значатся князья Ростовские, Стародубские, Ковровы и пр., «и всего в Свияжском новых свияжских жильцов боярин и большой воевода, да три воеводы меньших, да дьяк, князей и детей боярских 24 человека…». Далее следует перечисление сел, селец, деревень и пустошей, которые за ними числятся. Таким образом, первые помещики края, захватившие земли, были в основном представители родовой знати — князья и бояре.
Походы русских землепроходцев и мореходов.
В 1648 г. отряд казаков и мореходов под командованием Семена Ивановича Дежнева на шести судах вышел в море у устья Колымы. Они хотели обследовать неизвестное тогда европейцам побережье Ледовитого океана, найти места, где водятся моржи (моржовые клыкн ценились очень дорого). Их увлекали суровая красота далекого края, жажда открытия новых богатых земель.
Грубо сколоченные суда не выдержали трудного путешествия. Сильная буря разметала корабли Дежнева. Одни из них потонули, другие — могучие волны выбросили на берег. Однако корабль, на котором находился сам Дежнев, не погиб. Он продолжал плавание, обогнул по неизвестному тогда проливу (позже он получил название Берингова пролива) крайнюю северо-восточную оконечность Азии и вышел в Берингово море.
Тогда в Европе еще никто не знал о существовании пролива между Азией и Америкой. Дежнев первым из европейцев обнаружил его. Крайний северо-восточный мыс Азии назвали его именем.
Отряд русских землепроходцев под начальством Василия Даниловича Пояркова двинулся из Якутска по реке Лене и ее притокам на юг. Преодолев многочисленные речные пороги, пробираясь через тайгу, отряд дошел до реки Зеи (приток Амура). Здесь зазимовали. Захваченные в дорогу продукты кончились. Начался голод. Пришлось есть кору, коренья, а когда стаял снег, — траву. Обессиленные люди сумели все же построить суда и спуститься на них по Амуру до Охотского моря. Через три года после начала похода остатки отряда Пояркова возвратились в Якутск.
Через несколько лет отряд «охочих людей» под начальством Ерофея Павловича Хабарова вновь пришел на Амур и основал здесь несколько острожков. Много лет спустя один из городов Дальневосточного края был назван именем Хабарова.
Походы Пояркова и Хабарова положили начало присоединению Приамурья к России.
Бесстрашные русские мореходы и землепроходцы впервые исследовали и описали восточное побережье Азии, пролив между Азией и Америкой, бассейны многих сибирских рек, бескрайнюю сибирскую тайгу. Тем самым они внесли большой вклад в великие географические открытия на Востоке.
Велика заслуга русских землепроходцев в освоении Сибири и Дальнего Востока. Они положили начало продвижению русских поселенцев в новые, мало заселенные земли, научили местных жителей земледелию, ускорили культурное развитие обширного края.
Достопримечательности Пермского края на машине
Отметим еще несколько примечательных и совершенно разных мест, не попавших в другой раздел страницы.
Белогорский монастырь
Белогорский Свято-Николаевский мужской монастырь — не единственное святое место Пермского края, но важное. Обитель находится в 100 км к югу от Перми в деревне Белая гора, в красивейшем месте на возвышенности, с которой на десятки километров вокруг видны окрестности
Свое название монастырь получил в честь цесаревича Николая (будущего императора Николая II), на которого было совершено покушение в Японии. Первым в 1891 г. на его месте появился крест. Позже, в первой четверти XX в., в неовизантийском стиле построен величественный Крестовоздвиженский собор. В советские годы монастырь не избежал участи большинства и был закрыт, но сегодня вновь является одним из центров Православия в крае.
Подробнее: Белогорский монастырь
Крестовоздвиженский собор в БелогорьеФото: Анна Кудрявцева
Памятник инопланетянину в Молебке
Село Молебка находится в 160 км от столицы края на границе со Свердловской областью. С 1980-х гг. его окрестности известны как аномальная зона. Здесь не раз наблюдали светящиеся шары, молнии, отсутствие магнитного поля, потерю времени и, по свидетельствам некоторых, представителей внеземных цивилизаций. Потому в 2011 г. на въезде в село появился Памятник инопланетянину, названному Алешенькой. Монумент является единственным в России.
Подробнее: Памятник инопланетянину
Памятник инопланетянину в МолебкеФото: Валерий Исаев
Виадуки Бартым и Большой Сарс
В Октябрьском районе на юго-востоке Пермского края можно увидеть виадуки — старинное архитектурно-техническое решение для железной дороги, пересекающей холмы. Виадуков на территории Пермского края два: один на северной окраине деревни Большой Сарс, другой с запада поселка Бартым. Первый имет длину около 200 м и 6 арочных пролетов, второй на треть короче. Оба построены из железобетона и внизу облицованы каменной плиткой. Оба на данный момент не используются: новая железная дорога проходит рядом. Еще пять виадуков, два из которых действуют, находятся по соседству в Красноуфимском районе Свердловской области.
Подробнее: Пермские (Октябрьские) виадуки
Виадук Большой СарсФото: Валерий Исаев
Дюртюли, Кульсеитово…
Много полоняников жило в Казанском уезде, земли которого отошли к духовным и светским феодалам, например, «сельцо Средний Клык на речке Нокса, а живут в нем крестьяне и полоняники», «сельцо Куюк на р. Куюковке, а живут в нем крестьяне и новокрещены и полоняники и чуваша. Крестьян и полоняников 15 дворов».
Правительственная и монастырская колонизация и связанное с этим укрепление вновь присоединенного края сделали территорию менее опасной для заселения, открыв тем самым дорогу вольной колонизации, широкой волной полившейся изо всех уголков страны.
Русские селились возле городов, по берегам рек, по большим дорогам, оттесняя коренное население (в особенности татарское) в глухие лесные районы. Опустевшие нерусские поселения заселялись русскими, сохраняя при этом во многих случаях свои прежние названия.
Так возникли ныне русские деревни Дюртюли (Четыре двора), Кульсеитово (Куль-озеро), Каймары (от марйиского слова «кай» — поди, уйди), Кулаево (по-татарски «кул» — раб, полоняник), Бишево (Пятое) и пр. То, что указанные селения основаны татарами, чувашами, марийцами и другими нерусскими народами, подтверждается и нерусскими названиями отдельных частей селения, названиями урочищ, наличием старых татарских кладбищ, мест чувашских и марийских языческих мольбищ и т. п.
Население Сибири.
Огромны просторы Сибири, велики ее богатства. В многоводных реках множество рыбы, в бескрайних лесах- пушного зверя. А земля таила неведомые тогда россыпи золота, залежи каменного угля, драгоценные камни.
Но население Сибири было немногочисленно — всего 200-240 тысяч человек. Можно было много дней мчаться на быстрых оленях, плыть по реке на стругах (больших лодках), так и не увидев ни одного поселения.
В Сибири тогда жили различные племена и народности. По обширным просторам сибирской тундры кочевали племена оленеводов — предков современных ненцев и других народов Крайнего Севера. Русские поселенцы называли их самоедами. Кроме оленеводства, они занимались охотой. В XVII в. у самоедов шел процесс разложения родового строя: внутри родовых общин возникло имущественное неравенство. Одним принадлежали большие оленьи стада, другие были «худые», т. е. бедные.
К востоку от Енисея до Тихого океана обитали племена эвенков (тунгусов). Жили они большими родовыми общинами. В зимнюю пору эвенки заходили в глубь тайги, охотились на сибирского зверя. Летом на реках ловили рыбу. Жилищем им служили переносные чумы- шатры, покрытые летом берестой, а зимой — шкурами зверей.
В низовьях Амура и на Сахалине жили нивхи, а на Курильских островах- айны, занимавшиеся в основном рыболовством и охотой.
Оленевод. С гравюры XVII в:
По реке Лене и ее притокам жили якуты. И они охотились на зверя, ловили рыбу, но главным их занятием стало скотоводство. Зимой они помещались в деревянных отапливаемых юртах, летом выезжали вслед за стадами оленей на пастбища. У якутов шел процесс разложения родовых отношений. Выделились разбогатевшие старейшины — владельцы больших стад оленей. Обедневшие члены рода постепенно попадали к ним в кабалу.
В Прибайкалье расселялись бурятские и монгольские племена. Одни из них занимались скотоводством и вели кочевой образ жизни. Другие переходили к примитивному земледелию. Первобытнообщинный строй у бурят и монголов распадался, шло формирование феодальных отношении.
Далеко на крайнем востоке.- на Чукотском полуострове, на побережье Берингова моря, на Камчатке-жили чукчи, коряки, ительмены. Здесь еще полностью господствовал родовой строй, а жители даже не знали железных орудий.
Между различными племенами, населявшими Сибирь, не раз вспыхивали военные столкновения, лилась кровь, гибли люди. С юга опустошительные набеги нередко совершали маньчжурские и монгольские феодалы.
Юрты оленеводов — с гравюры 17в:
Музеи
Также обозначим несколько музеев вне городов, куда стоит съездить туристу, путешествующему по Пермскому краю. С Хохловкой в обязательном порядке знакомятся все гости края, другие удобно посмотреть по пути.
Хохловка
Всего в 30 км от Перми при впадении в Каму Хохловки находится Хохловка — музей деревянного зодчества под открытым небом. Со всего Прикамья в нем собраны крестьянские усадьбы, церкви, амбары XVII — XIX вв. Есть даже ветряная мельница и солеварный комплекс. Внутри зданий располагаются этнографические экспозиции. Архитектура гармонично сочетается с окружающим ландшафтом. Здесь даже проводят Фестиваль медленного созерцания природы, а кроме него организуют другие культурно-исторические фестивали, творческие мастер-классы и регулярно отмечают народные праздники.
Подробнее: архитектурно-этнографический музей «Хохловка»
Церковь в «Хохловке»Фото: Ярослав Глухов
Дом Пастернака
Встретите на пути Всеволодо-Вильву — загляните в «Дом Пастернака», филиал Пермского краеведческого музея. Он открыт в доме, где полгода в 1916 г. жил неизвестный тогда Борис Пастернак. Экскурсия по музею расскажет о причине приезда, занятиях поэта и о значительном влиянии этого путешествия на его творчество.
Музей деревянной скульптуры
Музей деревянной скульптуры в Пармайлово — сказочный уголок Прикамья. В маленькой деревне на северо-западе края собралась всевозможная нечисть и чудь. Колоритные фигуры вырезаны местным умельцем Егором Утробиным из дерева. Большинство ростом с человека и выше и располагаются под открытым небом, отлично дополняя пейзаж. Путь в музей неблизкий (315 км от Перми), но по дороге вполне возможен.
Подробнее: Музей деревянной скульптуры в Пармайлово
Скульптуры в музее ПармайловоФото: romashka13
05.11.2014
Трудовая судьба
К 155-летию со времени основания поселка Сарс
Возникновение поселка Сарс относят к лету 1859 года, когда надворный советник Николай Иванович Севостьянов задумал построить в этих местах стекольный завод. Начало работы завода отсчитывают с 1861 года, тогда о нем впервые упоминается в исторических документах. По проведенной через восемь лет переписи в Сарсе насчитывалось семь дворов с 84 жителями.
В 1883 году в Сарсинском Заводе открылось одноклассное народное училище (начальная школа), сначала оно размещалось в заводоуправлении, а затем в специально построенном здании на 3 классные комнаты. В сентябре 1887 года открылось начальное заводское училище.
Во время Гражданской войны Сарсинский стекольный завод работал с перерывами. Многие рабочие были заняты на строительстве железнодорожного моста через реку Сарс около деревни Большой Сарс. Осенью 1918 года окрестности Сарсинского Завода заняли регулярные части белых и требовали работников завода вступить в их ряды. Восставших рабочих после нечеловечьих пыток расстреляли.
В 1930-е годы в поселке велось большое строительство, были построены: заводская труба, кирпичный завод, заводская баня, склад горючего, мельница, лежневая дорога до 60-го квартала, создана Сарсинская добровольная пожарная дружина, объединявшая в своих рядах 22 человека. В 1933 году построили двухэтажный дом за прудом, который положил начало улице Ударной. Строились индивидуальные дома по улицам Ленина, Ульянова, Пушкина, Октябрьской и Орджоникидзе, открылся детский сад на одну группу детей.
До 1939 года поселок Сарсинский Завод административно входил в Верх-Сарсинский сельский Совет. 26 февраля 1939 года населенный пункт Сарс был отнесен к категории рабочих поселков. Первым председателем исполкома стал П. А. Лузянин, рабочий завода.
В сентябре 1941 года Сарсинский стекольный завод перепрофилируется в завод по производству оптического стекла. Оборудование перевезли из Ленинграда, оттуда же приехали эвакуированные специалисты. Вместе с сарсинцами они делили радость и горе, испытали трудности военного времени и видели как невыносимо тяжело приходилось женщинам и подросткам, почти еще детям, заменившим ушедших на фронт мужчин.
«Стекло Победы» — так называли продукцию Сарсинского завода военной поры, ведь линзы, производимые здесь, устанавливали на танках и подводных лодках, укомплектовывали ими бинокли и приборы ночного видения…
После окончания войны на основании приказа Министерства Вооружения Сарсинский стекольный завод был переведен на лесопиление и деревообработку, используя местную сырьевую базу и производственные площади прежнего завода. Стекольное производство было прекращено, оборудование демонтировано, большинство эвакуированных ленинградских специалистов вернулись в Ленинград.
15 декабря 1993 года было создано акционерное общество открытого типа «Сарсинский ДОЗ». В течение последующих лет оно несколько раз меняло название и хозяев, а численность работающих на заводе значительно сокращалась: в 1999 году работало 2000 человек, в 2004-м – 350, в 2005-м – 250 человек. Объем производства снизился в 4 раза. Сегодня от крупного некогда предприятия остались только воспоминания…
Как бы сложно ни решались вопросы, жизнь в Сарсе не останавливалась ни на минуту. Велся ремонт школ, детсадов, Дома культуры, благоустраивались улицы, газифицировалось и ремонтировалось жилье и даже разводилась в пруду рыба.
Пережив трудные времена, многие сарсинцы сумели найти применение своим силам, знаниям и опыту. Развивается частное предпринимательство, в основном в сфере торговли, бытовых услуг, лесопереработке.
А. Рассадникова
«Полоняники»
Монастыри играли роль и военно-оборонительных сооружений, необходимых правительству как опора для борьбы с волновавшимся местным населением. Монастыри строились преимущественно в глубине лесов, наподобие крепостей со стенами и бойницами. Вокруг монастырей располагались их обширные земли, на которые они зазывали русских крестьян из различных областей, давая им льготы. В актах второй половины XVI века мы видим многочисленные записи на пожалование митрополиту Казанскому и Свияжскому многих земель на нагорной стороне Волги. Не довольствуясь этими огромными пожалованиями, духовенство требовало от правительства новых земель или же захватывало их без всякого разрешения.
Выходцы из монастырских вотчин строили новые починки, деревни, увеличивая число русских поселений в крае. Так, на правом, горном берегу Волги, против устья Казанки, в конце XVI века возникло село Верхний Услон, где обосновались выходцы из свияжского монастыря. Из села Услон, в свою очередь, выделились починки: Нижний Услон, Печищи, Куровской и др.
Население монастырских вотчин было разнообразным по своему составу. Рядом с пришлыми русскими и бывшими полоняниками, оставшимися жить после присоединения Казанского ханства в Среднем Поволжье, жили татары, чуваши, марийцы и другие народы. Они совместно обрабатывали землю, несли тяжелые трудовые повинности в пользу духовных феодалов. Так, в архиве министерства юстиции имеются данные, что земле, пожалованной архиепископу Гурию, находилось 30 дворов русских, 30 татарских и 33 чувашских. Писцовая книга г. Свияжска свидетельствует, что «в Свияжском уезде в татарских и чувашских селах и деревнях живут полоняники, а пашни свои полоняники пашут не в разделе с татарскими и чувашскими пашнями, а смесь пополам».
Прогрессивное значение присоединения Сибири к России.
Включение в состав России имело для народов Сибири большое значение.
Постепенно были прекращены племенные столкновения и войны. Население получило защиту от опустошительных вторжений маньчжурских феодалов с юга.
Русские поселенцы принесли в Сибирь культуру ржи, пшеницы, овощей, технических растений, трехпольную систему земледелия. Значительно быстрее пошло развитие ремесла, торговли. Началась разработка естественных богатств Сибири: железной руды, соляных источников, золотых россыпей.
Племена далекого северо-востока, не знавшие ранее железа, стали пользоваться железными орудиями.
У якутов, бурят и ряда других племен распадались родовые отношения и возникали феодальные.
Постепенно укреплялись связи местного населения и русских поселенцев. Русские воспринимали опыт местных жителей в охоте и обработке пушнины, некоторые стороны их быта, более приспособленного к суровым условиям Сибири. Местные жители перенимали от русских более совершенные орудия труда, навыки земледелия, ремесла.
И те и другие испытывали притеснения русских воевод, служилых людей, купцов-промышленников. И те и другие поднимались на борьбу против этих притеснений, а часто их выступления сливались. В конце XVII в. вспыхнуло восстание в Иркутске — вместе выступили русские, буряты, эвенки. В Якутии вместе с русскими поднялись якуты.
В совместном труде и борьбе против общих угнетателей зарождались и крепли дружеские связи русского народа и народов Сибири
- < Крестьянская война под предводительством Степана Разина
- -> Развитие культуры в России в XVII веке >
Горы Пермского края на машине
Что посмотреть в Пермском крае? Конечно, великолепную природу, в которой особенно примечательны горы, относительно невысокие, но высоко вздымающиеся над лесными просторами. Кроме них можно увидеть десятки скал, поражающих размером и видом. Подобных мест, куда можно поехать на машине, в Пермском крае немало
Отметим наиболее известные из тех, что завладели вниманием туристов
Мыс Стрелка
Мыс Стрелка — гористый мыс на слиянии Камы и Чусовой. Он круто обрывается к воде обнаженными склонами, хотя частично порос лесом и кустарником. С него открывается потрясающая панорама Камского водохранилища и лежащей за ним Перми. Желающих отдохнуть здесь немало: из Перми добираться несложно и недолго, нужно лишь пересечь Чусовской мост.
Подробнее: мыс Стрелка
Следы нерусского населения
В деревне Бишево, лежащей по тракту Казань — Ульяновск, до сих пор одна из улиц носит название «Татарский конец». Концы русских деревень — Зеленовки и Высоковки носят чувашские названия — «Шигирданы» и «Лай-Касы». Одна из улиц деревни Васильевка называется «Мордовской». Подобных примеров много. Рядом с дервеней Бимери, как отметил И. А. Износков, существовало татарское кладбище куда татары еще в конце прошлого столетия приезжали на моления. Старинное татарское кладбище имеется рядом с деревней Сидорова Пустошь. Это место тоже почиталось татарами. У деревни Рындино имеется лог, где раньше чуваши не только из соседних сел, но и дальних мест собирались на мольбища. Известный историк края прошлого века Шпнлевский писал, что рядом с деревней Собакино (ныне деревня Калинина) находится несколько десятков древних татарских могил, которые татары почитают священными. «Проезжающие через деревню татары останавливаются перед этими могилами для молений и обмываются водой из одного из вышеупомянутых ручьев, который также почитают священным». Известно, что монастыри Райфа и Седмиозерная пустынь основаны на месте марийских мольбищ.
Целый ряд урочищ вокруг русских деревень до сих пор сохранил татарские названия. Так, одно из полей, принадлежавших в прошлом столетии деревне Хохлово, носило название «Мазары», в районе села Рождественское есть озеро Ахманово. В «Ведомости о наместничестве Казанском» упоминается деревня Красновидово при истоке речки Илгаче (по-русски «речушка»). В селе Столбище имеется озеро Кирби (недалеко от татарской деревни Хаерби), в окрестностях деревни Свиногорье одна из балок носит название «Татарский лог». Подобных примеров также очень много.
Появилась в крае и новые русские поселения с русскими названиями.
Каменный город
Каменный город.
336
В южной части хребта Рудянский Спой, на территории Гремячинского района, расположена группа камней причудливой формы, которую называют Каменным городом. Миллионы лет назад здесь текла большая река, которая проложила путь через скалы, сложенные из песчаника. Позднее древнее русло поднялось, и под воздействием тектонических процессов и выветривания приобрело причудливую форму, напоминающую стены и улицы города.
Зачем посещать:
«Город» изрезан глубокими и широкими «улицами», по которым могут прогуляться туристы. Место подходит для скалолазов, которые могут проложить здесь немало интересных маршрутов. С высоты каменных стен открывается вид на окрестные леса и горы, живописные в любой сезон. Благодаря хорошей транспортной доступности Каменный город часто посещают, летом здесь проводятся развлекательные мероприятия.
Адрес: Каменный город, Пермский край, Россия.
Селения вокруг Свияжска и земли для участников взятия Казани
Города-крепости строились в восточных и южных районах Поволжья. Так, в 1586 году «…на Уфе на Белой Воложке государь велел город поставить, что беглой из Сибири Кучюм царь, пришед в государеву отчину — в Казанский уезд — с башкиры, учел кочевать и ясак со государевых людей с башкирцев почел бы имати. И ныне государь на Уфе велел город поставити и людей своих в нем устроитн для оберегания Казанского уезда от башкирцев». В этом же году на Волге, при впадении в нее реки Самары, возникла крепость Самара. Военные люди, поселенные в городе, должны были охранять суда, проходившие по Волге в районе Самарской луки и защищать окраинные земли от вторжения степных кочевников.
В конце XVI века на самых южных окраинах Среднего Поволжья строятся еще два крупных города — Саратов (1590 г.) и Царицын (1589 г.). Они заселялись служилыми людьми, переведенными с семьями из Казани и других верховых городов. В Саратове, например, расположенном в то время на левом берегу Волги, был размещен гарнизон стрельцов в количестве 500—600 человек.
Кроме городов, возникали многочисленные починки, займища, сельца, деревни. Наиболее интенсивно заселяется северная часть Среднего Поволжья. Русские поселения появляются вокруг городов Свияжска, Казани, Чебоксар и других. После присоединения Казани земли в Свияжском уезде раздают стрельцам, казакам, боярским детям, в основном тем, кто принимал участие в боевых операциях. Население д. Утяково, например, хранит память о том, что первые поселенцы, давшие основание деревне, были те, кто принимал непосредственное участие во взятии Казани.
Писцовая книга второй половины XVI века говорит о многих русских селениях, расположенных вокруг Свияжска: «сельцо Исаково на горе», деревня Налетово, Комбарово, Медведево, Савино, Тихое плесо и другие ныне существующие селения.