Почему все едут в хохловку?

Как добраться до Хохловки?

Архитектурно-этнографический музей расположен на окраине села Хохловка Пермского района Пермского края.

Время работы: ежедневно с 10:00 до 18:00. Последний понедельник месяца — санитарный день.

Проще всего сюда добраться на личном автотранспорте. В Перми нужно переехать по мосту через Каму, затем ехать в северном направлении, проехать через микрорайон Гайва и выехать на Ильинское шоссе

Далее важно не проскочить указатель на Хохловку (нужно будет свернуть с трассы направо). Расстояние от центра Перми до музея – 45 километров. Сориентироваться поможет расположенная ниже карта. Вход в музей «Хохловка»

Вход в музей «Хохловка»

Можно доехать и на общественном транспорте. Есть два варианта, как добраться из Перми.

1. Рейсовый автобус №487 (Верхние Муллы — Хохловка). В Перми едет по шоссе Космонавтов через Центральный рынок, можно сесть на остановках общественного транспорта.

2. С автовокзала Перми до Хохловки можно доехать на автобусах № 340 (едет до Хохловки), № 702 (Ильинский), № 773 (Чермоз). Расписание и стоимость билетов уточняйте в справочной автовокзала по тел. (342) 236-43-00, 236-44-34, 299-71-82. Автобусная остановка расположена как раз около входа в музей.

Хохловка заслуживает поездки и для тех, кто живет за пределами Пермского края. Заодно можно посетить достопримечательности в окрестностях: город Пермь, поселок Ильинский, город Чёрмоз, Чусовскую Стрелку.

Павел Распопов

  • Нижняя Синячиха и музей-заповедник деревянного зодчества
  • Добрянка – столица доброты
  • Ильинское и ильинцы на старых фотографиях

Сектор «Северо-западное Прикамье»

Начинается от входа в музей, встречая его посетителей. Состоит из трех усадеб XIX-XX веков, перевезенных из Коми-Пермяцкого округа. Представляет собой традиционную архитектуру коми-пермяков.

Изба усадьбы Кудымова

Перевезена из деревни Яшкино Юсьвинского района Коми-Пермяцкого автономного округа. Построена в середине XIX века. Представляет собой типичную усадьбу коми-пермяцкого крестьянина из северо-западного Прикамья. Внешне жилище коми-пермяка XIX века выглядит просто и сурово.

В Хохловку перевезен только сам дом. Хозяйственные постройки (амбар, ледник, баня по-черному) восстановлены по аналогиям того времени.

Усадьбу строили из сосновых бревен, соединяли их «в обло». Дом и хозяйственный двор покрывали двускатными кровлями самцовой конструкции. Все строилось без использования гвоздей.

Было предельно просто и в самом доме. В те суровые времена было не до излишеств. Дом топился «по-черному» — глинобитная печь не имела дымохода. Для выхода дыма в стене прорубались отверстия. Внутри избы воспроизведена обстановка, характерная для быта коми-пермяков конца XIX – начала XX веков. Заглянув в дом, можно увидеть глинобитную печь, широкие лавки, полати, «красный угол» с иконой, а также различную утварь: посуду, одежду, орудия труда (например, ткацкий станок).

Изба усадьбы Светлакова

Построена в 1910-20-е годы. Перевезена из деревни Дема Кочевского района Коми-Пермяцкого округа. Усадьба принадлежала крестьянину Светлакову, который занимался добычей камней для жерновов. Изба и хозяйственная часть расположены параллельно друг другу, под отдельными двускатными крышами. Между ними находится крытый двор. В стене дома с улицы можно заметить небольшое отверстие – волоковое окно для выхода дыма при топке печи по-черному.

Усадьба Баяндиных-Боталовых

Усадьба крестьянина Николая Михайловича Баяндина (1867-1961) из деревни Дмитриево Юсьвинской волости Чердынского уезда, построенная в конце XIX века, заметно отличается от двух предыдущих. Чувствуется, что ей владел зажиточный крестьянин. Возведена в «Хохловке» в 2002-06 годах.

Усадьба состоит из двухэтажного дома, рубленного в обло, и крытого двора с хозяйственными постройками. На первом этаже дома расположены теплая изба с русской печью, клеть для хранения муки и зерна и торговая лавка. На втором этаже, на который ведет высокое крыльцо с крытой лестницей, располагались два жилых помещения с «голландской» и русской печами, а также клеть. Во дворе располагались конюшня, сеновал, хлев. Тут же стояли телега и сани – главное средство передвижения. В отдельной избушке на огороде находилась синильная мастерская, где хозяин окрашивал домотканные холсты – это был еще один его заработок помимо торговли.

Прогулка по селу

Больше всего в Хохловке нравится огромная территория, которая позволяет всем гостям села разойтись по разным уголкам и не мешать друг другу. Если устали, можно спуститься к Каме и присесть на лавочку.

Лучше передвигаться по деревянному настилу, который отведет вас от входа в музей направо к реке, мимо шатровой мельницы, а затем вверх по лесной узкой дорожке к зимовью охотников. Здесь вы увидите совсем игрушечный домик, напоминающий сказочную избушку на курьих ножках, в котором от холода укрывались люди.

Через пожарное депо вы поднимитесь к беседке. Хороша она не только тем, что можно отдохнуть и укрыться от солнца, здесь также можно перекусить. Бывалые путешественники так и делают, а другие ворчливо думают: “Вот и нам надо было взять”. Свежий воздух быстро разгоняет аппетит, а дорога впереди еще длинная

Обратите внимание, что рядом с беседкой растут кедры

Пройдя сторожевую башню, вы выйдете на широкое поле – можно спуститься прямо по полю или по тропинке.

Фото с люпинами стало настоящим мастхэвом этим летом. Всем хотелось запечатлеть себя на камеру в цветочном поле. И вроде бы ничего не поменялось в Хохловке за последний год, но все равно бескрайние просторы, набережная, свежий воздух так и манят вернуться в эти края.

Удачно мы попали на праздник. Ряженые люди, песни, познавательные истории только украсили наш выходной. Обязательно приезжайте в Хохловку Пермского края всей семьей. Фотографировать и снимать видео можно бесплатно. Лучшее время – сухая и теплая погода, не жаркая. В жару нас спасают колонки с ледяной водой, пить воду, конечно, не стоит, но ополоснуть руки и лицо – в самый раз.

Китеж по-советски

Чудо-деревня на полуострове Камского водохранилища возвышается, словно потерянный Китеж-град. Но если белокаменный Большой Китеж по легенде был спрятан от Батыева войска, и по сию пору остаётся градом-невидимкой, то Хохловка открылась миру во времена советские. Хоть и официально безбожные, но богатые на людей большого сердца и любви к родному Пермскому краю.

Ещё в 1966 году хлопотал о создании архитектурного музея под открытым небом пермский архитектор, преподаватель кафедры архитектуры строительного факультета Пермского политехнического института Александр Терехин. Идея ценителя деревянного зодчества нашла отклик у областного начальства. И в 1968 году главный архитектор Пермской области Николай Кукин рекомендовал для места дислокации будущего музея живописные места недалеко от села Хохловка.

Создатели составили список памятников деревянного зодчества на территории Прикамья, которые без ущерба для их состояния можно было перевезти и заново установить на полуострове, откуда открывался сказочный вид на Камские разливы. Официальные власти и депутаты облсовета также не стали препятствовать созданию нового музея на карте области. 

Эскизный проект музея разработали архитекторы Генрих Кацко, Гершен Канторович и Александр Терехин.А затем пермскими реставраторами бережно разобрали и перевезли на территорию музея сразу 12 памятников архитектуры. Для посетителей Хохловку впервые открыли в 1980-м году. Сегодня архитектурно-этнографический музей «Хохловка» объединил 21 памятник деревянного зодчества конца XVII – второй половины XX веков, привезённых с разных уголков Прикамья. Музейная деревня продолжает расширяться за счёт спасённых реставраторами реликвий деревянного зодчества.

Как добраться и когда посещать

Из Перми в Хохловку всех желающих к музею доставляет пригородный автобус. Расстояние между этими населенными пунктами всего 45 км.

Хохловский музей работает ежедневно: с июня по октябрь — с 10 утра до 6 вечера, а с ноября по май — с 9 утра до 5 вечера.
Стоимость входного билета на одного человека составляет 120 руб. Экскурсия для группы из 10 человек обойдется в 70 руб. с каждого посетителя.

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Хо́хловка
— архитектурно-этнографический музей в Пермском крае, основанный в 1969 г. Открыт для посетителей 17 сентября 1980 г. Музей расположен на живописном берегу реки Камы в 43 км от Перми, около села Хохловка. Это первый на Урале музей деревянного зодчества под открытым небом . В его составе 23 уникальных памятника конца XVII — первой половины XX в. На территории площадью, по разным источникам, 35-42 гектара находятся различные деревянные здания и сооружения, привезённые сюда из других мест и представляющие собой лучшие образцы народной строительной и художественной культуры региона. Во многих памятниках размещены этно-стилизованные интерьеры и выставочные комплексы. АЭМ «Хохловка» является филиалом Пермского краевого музея .

На фото — церковь Преображения (1707 г.) и сторожевая башня (XVII в.).

Впечатления

Архитектурно-этнографический музей «Хохловка» отличается отличной организацией маршрута и очень полной информацией по экспозиции и по истории края. Экскурсоводы умело подстраиваются под запросы и интересы гостей и увлекают небанальными подробностями о быте крестьян Прикамья и традициях жизни на Урале в XVIII – XIX веках.

Помимо экскурсионной программы и чаепитий в чайной, на территории музея можно поучаствовать в одном из многочисленных фестивалей. Здесь проходит музыкальный этнофестиваль KAMWA, масленичные гулянья, съезд реконструкторов «Большие маневры на Хохловских холмах» и многие другие массовые мероприятия. Добраться до Хохловки можно на автомобиле или рейсовом автобусе из Перми. Музей открыт ежедневно с мая по октябрь, в остальное время — по предварительной записи.

Село Хохловка

Стоит немного рассказать и о самом селе, на окраине которого возник музей. Село возникло на берегу реки Хохловка, впадающей здесь в Каму. После постройки Камского водохранилища возник Хохловский залив.

В 1754 году здесь был основан Хохловский медеплавильный завод, пущенный в действие в 1756 году. Основателями и первыми владельцами завода были Мария Артемьевна Строганова, А.А. Голицина (Строганова) и В.А. Шаховская (Строганова). С 1757 года завод принадлежал М.А. Строгановой, с 1784 – И.Л. Лазареву, с 1801 – Е.А. Лазареву, с 1871 – Е.Х. Абамелек-Лазареву.

В сентябре 1770 года Хохловский завод посетил Н.П. Рычков, который подметил убыточность медеплавильного производства. По данным Тимура Харитонова, в последующем, как и многие строгановские заводы (в частности, Чермозский и Пожевской), завод перешел на передельное производство. Чугун на выделку железа доставлялся с Кизеловского завода. После покупки Хохловского завода И.Л. Лазаревым, его управляющий Ипанов осенью 1784 года закрыл медеплавильное производство и приступил к перестройке на железоделательное. 1 января 1785 года завод был пущен на выковку железа при шести кричных горнах. Однако в 1866 году завод прекратил свою работу, а в 1890 году был разрушен до основания.

В 1856 году на средства заводчика Лазарева была построена Иоанно-Предтеченская каменная церковь. В июле 1940 года церковь закрыли и отдали под клуб. Да наших дней здание не сохранилось. В 1930 году в селе возник колхоз «3-й Интернационал», который в 1959 году влился в укрупненную сельхозартель «Дружба».

После постройки в середине XX века Камской ГЭС и создания обширного Камского водохранилища территория бывшего завода ушла под воду.

В прошлом Хохловка являлась центром Хохловской волости Оханского уезда и Хохловского сельского совета. В 1973 году его перевели в Скобелевку. 

Согласно данным переписи 2010 года, здесь постоянно проживает лишь 12 человек. Известно, что в 1926 году численность населения достигала 233 человек. Летом село оживает благодаря многочисленным дачникам.

С Хохловкой связана жизнь Якова (Иакова) Васильевича Шестакова (псевдоним Яков Камасинский; 1858-1918) – краеведа, писателя, священника. Некоторое время он служил священником в местной церкви. Шестаков примечателен тем, что многое сделал для просвещения коми-пермяков, увлекался археологией, был членом Пермской ученой архивной комиссии и Пермской комиссии УОЛЕ, много путешествовал, писал статьи, рассказы, очерки. В 1905 году его этнографические очерки вошли в книгу «Около Камы». В начале 1900-х годов создал собственное издательство «Кама». Жизнь Шестакова оборвалась трагически как раз около Хохловки. В 1918 году его зарубили красноармейцы во время «красного террора». Похоронен на кладбище в Хохловке.

Священник Яков Шестаков (справа)

Чем интересна Хохловка для туриста?

Любая экскурсия в Хохловку — это кладезь эмоций и познания исторических фактов для любого обывателя или опытного туриста. В этом уникальном месте собрано более 200 видов памятников деревянного зодчества, которые сохранились и помнят XVII — ХХ века.

Привезены в это место они были из разных уголков Прикамья, сегодня эта территория известна нам как Пермский край, при этом туристу в этих местах, помимо самобытности и дикой красоты строений, открывается еще и внутренний устрой и быт, которые царили в те времена.

В несколько из этих зданий разрешен вход туристам, благодаря чему появляется еще дополнительная возможность рассмотреть и изучить особенности интерьера того времени и экспозиции, которые отражают течение повседневной жизни того периода. Смею вас здесь заверить, что любого из туристов восхитят и покорят красоты природы и духовная сила, некая теплота и спокойствие, исходящие от этого места.

Всю площадь, которую занимает музей, можно условно разделить на сектора. Всего их три: Коми-Пермяцкий округ, Южное, Северное Прикамье. Деление это отражает разнообразие архитектурных особенностей этих районов, а также показывает и раскрывает множественные их отличия.

Экскурсия в Хохловку придется по душе тем туристам, которые помимо природы и экскурсий, любят нестандартные развлечения и «особенные» места.
В Хохловке очень популярны достопримечательности, которые связаны с солевой промышленностью этих мест, что будет интересным зрелищем даже для искушенного путешественника.

Также к ценным экспонатам, достойным внимания можно отнести:
— Богородицкую церковь. Она признана здесь одной из старейших деревянных построек, ее основание произошло еще в 1694 году;

Богородицкая церковь, с. Хохловка Пермский край

— Многочисленные традиционные строения и усадьбы, которые демонстрируют нам былые времена и устои;
— Комплекс «Охотничье становье». Благодаря ему, у вас будет возможность неким образом переместиться в далёкое прошлое, когда добыча соли была жизненно необходима, а сама соль высоко ценилась и почиталась.

Именно в этом селе проходят ежегодно самые разные этнические, рок, фольклорные фестивали, а также праздники, гуляния (Яблочный спас, Масленица, Троица), а также известный музыкальный фестиваль «КАМВА», на который съезжаются люди со всех уголков Земли.

Рок-фестиваль в с. Хохловка Пермский край

Как добраться до Хохловки?

Основные GPS-координаты этой местности, использовав которые, можно на машине легко добраться по навигатору:

58°15′42”N, 56°15′3”E

58.261619, 56/250706

В Хохловку также ездит автобус, согласно расписанию, 4 раза в день и отъезжает он от центрального автовокзала г. Пермь.

Время работы музея: с 10-00 до 18-00 ч. без выходных, кроме последнего дня месяца (санитарный день).

Стоимость входа: 150 рублей. Пенсионеры, студенты — 90 руб, бесплатно — детям до 18 лет.

Итак, чем интересна Хохловка оказалась для меня?

Прежде всего могу с уверенностью сказать, что побывать в Хохловке стоит каждому, кому небезразлична история родного края и ее становление. К тому же, такое занимательное путешествие может стать отличным маршрутом выходного дня для всей семьи.

Приехав сюда, я не только насладилась красотами села Хохловка, её чистым воздухом, интересными и дивными постройками, различными фигурами из дерева, но и ознакомилась с особенностями быта народа, которые жили в древней Руси на земле пермской.

Выберите время, чтобы обязательно посетить в один из летних деньков, когда это место наиболее чудесно, музей Хохловка — дивную достопримечательность Пермского края.

Кстати, не менее интересными, я думаю, для вас окажутся такие достопримечательности Урала, как, например, музей реки Чусовая, Белогорский монастырь, Кунгурская пещера в г. Кунгур. Обязательно посетите и их.

Поделиться с друзьями:

Также по этой теме:

Достопримечательности Чердыни

Мистические места в Турции и их описание

Что посмотреть за три дня в Санкт-Петербурге

Магазин купцов Елисеевых

Музей реки Чусовая

Эрмитаж

Аттракционы «Сочи Парк» для детей и взрослых

История Белогорского монастыря

Солепромышленный комплекс

Этот комплекс представляет особенный интерес. Ансамбль промышленных сооружений состоит из четырех объектов. Еще более полные представления о соляной промышленности Прикамья можно получить в Музее истории соли на территории бывшего Усть-Боровского солеваренного завода в Соликамске.

Рассолоподъемная башня

Перевезена с Усть-Боровского солеваренного завода (город Соликамск). Построена в 1880-е годы. Она защищала технику, качавшую соляной рассол, от тяжелых погодных условий. Здесь можно заметить деревянную трубу, по которой перемещался рассол.

Соляной ларь

Построен в 1880-е годы на Усть-Боровском сользаводе (г. Соликамск).

Соляной рассол подавался в соляной ларь. Здесь рассол накапливался до нужного объема и отстаивался, чтобы осели посторонние примеси. Ларь буквально пропитался солью. Если присмотреться, то хорошо видны белые соляные разводы.

Интересно, что ларь транспортировался без разбора сооружения на бревна. Этот процесс описывала журналистка Лидия Чешкова:

Варница

Построена в 1880-е годы в Усть-Боровском солеваренном заводе (город Соликамск). Перевезена в «Хохловку» в 1974 году. 

Отстоявшийся соляной раствор поступал в варницу. Она представляет собой квадратный сруб, перекрытый четырехскатный крышей с деревянной вытяжной трубой. Внутри была печь, над которой подвешивалась огромная металлическая сковорода (чрен или цирен) площадью более 100 кв.м. На нее наливали соляной рассол. Для сушки вываренной соли над циреном устроены деревянные полати.

Внутри можно увидеть устройство варницы, понять процесс выварки соли, увидеть старые фотографии. 

Соляной амбар

Построен в 1880-е годы, перевезен с Усть-Боровского солеваренного завода (город Соликамск).

Готовую соль из варницы соленосы относили в мешках в соляной амбар. Соленосами работали не только мужчины, но и женщины. Мешки таскали за спиной. Соль разъедала кожу на ушах и затылке. Так и появилось прозвище «пермяк – соленые уши».

Амбар стоит на берегу реки. Отличается большими размерами: длина амбара достигает 28 метров, высота 16 метров. Внутри находилось три отделения. Соль загружали сверху – с помоста на крыше. Раньше амбары оборудовали эстакадами, с которых соль грузили на баржи. Бревенчатые клети, на которых стоит амбар, защищали соль от намокания.

Соляной комплекс в Усть-Боровой работал до 1 января 1972 года.

В 1979 году журналисту Лидии Чешковой представилась следующая картина:

Сектор «Северное Прикамье»

Состоит из двух объектов: усадьбы и церкви, привезенных из Чердынского района Пермского края.

Изба усадьбы Васильевых

Построена в 1880-е годы. Перевезена из деревни Большая Гадья Чердынского района.

Показывает, какой была усадьба русского крестьянина Северного Прикамья. Представляет собой трехкамерное жилище: изба-сени-изба. Обе половины избы были жилыми, с одинаковой планировкой. В каждой располагалась русская печь. В доме жило большое семейство.

В правой избе сохранилась домовая роспись, характерная для Северного Прикамья. Домовая роспись получила распространение во второй половине XIX века. Она была по карману лишь состоятельным хозяевам, которые украшали росписью самые видные места интерьера. Самым распространенным мотивом была композиция цветущего дерева – дерева жизни – с сидящими на нем птицами. Это был своего рода оберег.

К избе примыкает крытый хозяйственный двор. Во дворе располагались хлев для домашнего скота и сеновал. Для удобства с улицы на сеновал вел тележный въезд.

В доме действует выставка «Крестьянская домовая роспись», где представлены образцы домовой росписи (в том числе на прялках, коромыслах и посуде) как из северных, так и из южных уездов Пермской губернии.

 

Спасо-Преображенская церковь

Деревянная Преображенская церковь построена в 1702 году в селе Янидор Чердынского района Пермского края. С 1939 года не действовала, была закрыта 28 января 1940 года. В здании размещалось зернохранилище, позже церковь была перевезена в «Хохловку».

По своему типу церковь принадлежит к клетским храмам. В основе конструкции лежит клеть – простой четырехугольный сруб, подобный тем, что использовались при строительстве изб. Все три части церкви – трапезная, храмовая и алтарная – размещаются на одной оси. Постройки такого типа называли «кораблем». Вся постройка поднята на высокий подклет.

Над алтарем возвышаются главки луковичной формы с волнообразной черепицей из осины.

Внутри пусто. Сохранились лишь пристенные скамьи с резьбой. Интерьер церкви не восстановили, поскольку не сохранилось никаких документов о том, каким он был.

Первый на страже

А первой в Хохловке появилась сторожевая башня. Её привезли из мест, которые известны своими самоварами – из Суксунского района Пермского края. Когда-то сторожевая башня охраняла покой жителей села Торговище. Башня – часть Торговищенского острога, который местные жители построили после крупного башкирского восстания. В начале 1660-х мятежники сожгли город Кунгур и почти все русские сёла и деревни вдоль реки Сылва. Так башкиры мстили царской власти за лишение их вотчины на землю.   

Бороться за свои права этот народ не перестал. И в 1708 году, во время одного из самых крупных башкирских восстаний Торговищенский острог выдержал многочисленные приступы бунтовщиков и серьёзную осаду. Выстоял острог и во время осады пугачёвцев. За что сторожевая башня получила в народе название Пугачёвской. Острог жители Торговища разобрали к концу девятнадцатого века. Говорят, за ненадобностью и ветхостью. А Пугачевскую башню оставили. То, что не сделали люди, довершил пожар 1899 года. В Хохловку Сторожевая башня вывезена уже восстановленной.

Сухой остаток

Как вы уже поняли — я замечательно провел световой день, чего и вам желаю. Майкл практически всю экскурсию храпел в своей коляске — я же, пыхтя толкал ее по заснеженным тропинкам и наслаждался тишиной, воздухом и видами.

Чтобы неспешно обойти всю территорию музея потребуется 2-3 часа. По пути вы встретите несколько беседок с лавочками, поэтому берите с собой термосы и бутерброды — аппетит нагуливается моментально. На выходе из музея есть отличный постоялый двор с харчевней — вкусно, радушно, нажористо.

Берите с собой детей — зимой здесь можно покататься с горки на ватрушках и на лошадях.

В общем день прошел на ура!

В завершение скажу банальную, но почему-то не очевидную для многих мысль — любите и изучайте историю своей страны какая она есть. Прошлое творит настоящее и без него не может быть будущего.

Хохловка – музей под открытым небом

Вдоль берега реки Кама расположилась самая настоящая деревня с усадьбами крестьян, ветряной мельницей, сельским пожарным депо, соляными варницами и старинной деревянной церковью, которой уже более 300 лет. На вершине холма было решено построить музей и со всего Пермского края собрать уцелевшие строения, воссоздающие атмосферу прошлого.

В давние времена на Руси люди жили в деревянных избах. Изба чаще всего имела одну комнату, только у богатых людей она была большой и просторной, у бедных – совсем маленькая. Но вне зависимости от размера комнаты, центром всей избы была русская печь с лежанкой.

Советы:

  • Приезжайте утром к открытию, когда все ещё спят, вся широта мест будет вашей, а птицы устроят вам настоящий концерт. И стоянка будет свободной.
  • Выбирайте день для поездки не очень жаркий, тогда вам комфортно будет ходить и отдыхать.
  • Возьмите с собой чай, воду и бутерброды. На территории среди кедров и елей стоит беседка для отдыха. На свежем воздухе после долгой прогулки вам обязательно захочется перекусить.
  • Надевайте удобную обувь и не забывайте про головной убор, защищающий от перегрева.
  • Купить билет удобнее онлайн через сайт. Останется только предъявить штрих-код, и не надо будет стоять в очереди. Чтобы не спеша все посмотреть, зайти внутрь домов, потребуется не меньше 2-3 часов.

Жить, не тужить

Стоит хоть раз побывать в Хохловке, и ты пропал. Прощай город, хочу жить в частном доме. Да непременно в деревянном. Чтобы и с мастерскими, где, как пермяк Баталов, красить односельчанам одежду в синильной мастерской, и чтобы без единого гвоздя собранный, как дом крестьянина Кудымова, который даже крышу без гвоздей сложил.

А после яркой свадебной росписи потолка в одной из усадеб Хохловки, так и хочется отодрать дома натяжные потолки и взять в руки кисточку и краски. А потом купить лачугу в заброшенной деревне, чтоб обязательно деревянную. И повесить на дом табличку: «малая Хохловка». С чего-то же надо начинать свою историю.

Хохловка

24 Октябрь 2013
admin

Село Хохловка находится недалеко от Перми, в 45 километрах. Здесь в очень живописном месте около Камского водохранилища находится уникальный уголок старины — Пермский архитектурно-этнографический музей-заповедник. Это один из первых на Урале музеев деревянного зодчества под открытым небом.

Комплекс был основан в 1969 году, для посетителей открылся в 1980 году после кропотливой работы архитекторов и историков. Причудливый деревянный городок под открытым небом на высоком мысу на полуострове Варнач занимает 42 гектара. Более 20 деревянных шедевров   конца 17 —  начала 20 веков. Во многих из этих домов размещены интерьеры той эпохи. Все экспонаты свозились из разных уголков Пермского края.

Сегодня Хохловка объединяет 23 памятника деревянного зодчества  с конца 17-го до второй половины 20-го веков. Здесь представлены лучшие образцы традиционной и культовой архитектуры народов Прикамья.

Сюда неизменно приезжает много туристов. Деревянные церкви в лучших традициях деревянного зодчества, ветряная мельница, сторожевая башня. Дома на севере Пермского края строились с высокими потолками, печь топили по черному, и высокие своды уберегали обитателей от удушья. А дверные проемы сооружали наоборот низкими, чтобы сохранить тепло.

Лавки как правило врубались в стены в процессе строительства. Лавка, которая шла от порога к красному углу, была мужская, а которая от кухни к красному углу  — женская. Здесь представлены и русские и коми-пермяцкие избы, которые мало чем отличаются. Все предметы в Хохловке подлинные, их собирали в этнографических экспедициях.

Интересны объекты связанные с солевой промышленностью, процветавшей всегда в крае. Это самый большой комплекс — производственная площадка солевого завода. Экспонаты были привезены из Усть-Боровского солеваренного завоза из Соликамска. Это 12-метровая рассолоподъемная башня, варница, соляной ларь весом в 100 тонн, соляной амбар и др. Первые солеварни появились в Пермском крае еще в 15 веке.

Рассол доставали из скважин глубиной 160-200 метров. Кстати пробивать скважину при существовавших тогда технологиях могли и по 2 года. А подавали рассол от одной площадки к другой  исключительно с помощью деревянных труб, железо солёная жидкость съедала мгновенно. Производимая соль пользовалась огромной популярностью. Соль была тогда своеобразной валютой и приносила огромные богатства. Строгановы были хозяевами Пермской земли, олигархами и монополистами, говоря современным языком. Они были богаче даже царя. Ходила даже поговорка «Богаче Строгановых не станешь».

Внутри церкви.

Уникальный экспонат Хохловки Богородицкая церковь на верхнем фото привезена из села Тахтарево. Построена в 1694 году. Церковь принадлежит к древнейшим клетским храмам (один или несколько прямоугольных срубов-клетей, покрытых двускатными кровлями).  Главы церкви покрыты деревянной черепицей. Богородицкая церковь двухэтажная. Наверху служили   литургии, внизу находился т.н. подклет — хранилище для общины на случай пожара в селе.

Несмотря на то, что возраст всех объектов весьма почтенный, дома, колокольня, сторожевая башня и др. выглядят как новенькие. Все дело , как говорят специалисты, в особой системе заготовки леса. Выбирали лесину, подрубали ее на корню и несколько лет это дерево сохло стоя. Потом зимой валили и вывозили. Дерево было звонкое и не гнило и стояло не один век. Такая вот была мудрость уральская у наших предков.

Каждая деталь быта наполнена смыслом. Например охотничье становище. Здесь основательная избушка, навес, способный защитить очаг от ливня. Здесь особая система хранения охотничьих трофеев — лабаз для хранения пушнины.

Разумеется это место является отличными декорациями для проведения фольклорных фестивалей, праздников, исторических и арт-фестивалей,  народных гуляний таких как Яблочный Спас, Троица, Масленица и т.д.

Музей разделен на несколько секторов: Северо-западное Прикамье, Южное Прикамье, Охотничье становье и др.

Здесь охватывает удивительное ощущение гармонии природы и архитектуры.  Люди, вырвавшись из городской суеты, могут отдохнуть и насладиться прекрасными пейзажами.

Вот даже и свадебные процессии сюда приезжают на фотосессию.

В Хохловке  с 2008 года в начале  августа проводится международный фестиваль исторической реконструкции, под названием «Большие маневры на Хохловских холмах».

Звучат боевые залпы, скрежет оружия, запах пороха. Тема битвы каждый раз обозначается разная, так в 2017 году реконструировалась некая битва августа 1943 года. Участвуют военно-исторические клубы из разных городов Екб, Перми,  Самары и др.  Ранее это были Первая мировая, Гражданская и др.

Крестьянская изба

В этой избе жила семья Ивановых: отец, мать, четверо детей и бабушка. В просторной избе с двумя комнатами было все необходимое: две печки, деревянные лавки и посуда, даже люлька для младенца. Сразу видно – дом зажиточного крестьянина.

Летом в избе стояла прохлада, зимой сберегалось тепло. Все заботы о доме лежали на плечах отца. Он сам строил избу и сам же ремонтировал, если что-то ломалось. Мать занималась домашними делами и работала в огороде. Вечером вокруг печи собралась вся семья, все делились происходящими в деревне событиями, мечтали о будущем. Проходили годы, а русская изба оставалась тем же уютным домом для всей семьи Ивановых.

Подобные истории рисует наше воображение, как только мы оказываемся среди крестьянских домов в Хохловке. Здесь можно прикоснуться к многовековой истории и почувствовать запах сушеной травы и ягод. Вот если бы еще и на печке дали полежать, как в прошлые времена у бабушки в деревне.

Небольшие окна и двери, отсутствие кроватей, только низкие лавки и обязательно печь. Шкафов русская изба не знала, все вещи хранились в сундуках.

Интересно было зайти – скорее даже заползти – через маленькие двери дома, стоявшего во дворе. Высота двери не более метра. Двери открыты, все желающие могут попробовать пройти.

История музея «Хохловка»

Место размещения архитектурно-этнографического музея выбрали не сразу. Решали между Чердынью, Соликамском и окрестностями Перми. В результате выбрали мыс на Камском водохранилище около села Хохловка (кстати, ударение в названии ставится на первом слоге). С трех сторон мыс омывается водой.

Решение о создании музея было принято Пермским облисполкомом еще в апреле 1969 года. Инициатором выступил пермский архитектор Александр Терехин. В марте 1971 года Министерство культуры РСФСР утвердило эскизный проект его генерального плана (авторы Г.Л. Кацко, Г.Д. Канторович и А.С. Терехин).

Научно-реставрационным производственным управлением из различных точек Прикамья в Хохловку были перевезены и отреставрированы памятники деревянной архитектуры конца XVII – начала ХХ веков. Это позволило сохранить ветхие, приходившие в негодность старинные постройки.

В марте 1980 года в журнале «Вокруг света» вышла статья о готовящемся к открытию музее. Журналист Лидия Чешкова приводила слова одного из создателей музея:

Открытие музея состоялось 17 сентября 1980 года. Он стал филиалом Пермского краеведческого музея. Некоторые источники называют «Хохловку» первым музеем деревянного зодчества на Урале. Однако Нижнесинячихинский музей-заповедник был открыт И.Д. Самойловым раньше – в 1978 году.

В 1995 году «Хохловка» была объявлена музейным комплексом федерального значения. 15 февраля 2017 года музей передан из собственности Российской Федерации в собственность Пермского края. 

Площадь музейного комплекса составляет 35,2 га (по другим данным 42 га). В наши дни на территории музея-заповедника размещено 23 памятника деревянного зодчества. В некоторых зданиях представлены соответствующие по тематике интерьеры и экспонаты.

Территориально-этнографические участки

Музей Хохловка разбит на три территориально-этнографических участка: Южное, Северное и Северо-Западное Прикамье.
В каждом из них представлены образцы архитектуры этих условных районов Прикамья. Так, например, в Южном Прикамье можно увидеть объекты церковной архитектуры — Богородицкую церковь
и колокольню
. Они расположены на самом высоком участке музея под открытым небом и находятся в окружении хозяйственных и жилых построек. Зайдя в этот уголок Хохловки, можно ощутить себя жителем тогдашней эпохи. Здесь же представлены основные виды ремесел наших предков, населявших южные земли нынешнего Пермского края.

Северное Прикамье демонстрирует посетителям музея образцы жилой и церковной (церковь Преображения) архитектуры северных народов, а также транспортные средства (наземные и водные), используемые ими в хозяйственных целях. Северо-Западное Прикамье (или Коми-Пермяцкий сектор) всецело посвящен жилым постройкам. Здесь можно взглянуть на добротную избу зажиточного крестьянина, хижину бедняка, зимнее жилище охотника и некоторые другие здания.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Кубанские звезды
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: