Едем в сергиев посад: душевный путеводитель по святым местам

История коренной пустыни и ее святые источники, расписание и как попасть

Сяргилахта – живописная деревня на берегу озера Сямозера

Деревня Сяргилахта находится в 80 километрах на запад от Петрозаводска по трассе 86К-10. Она стоит на берегу Сямозера и включена во многие туристические путеводители по Карелии и Северо-Западу.

Название деревни состоит из двух карельских слов – «сярьга» и «лахта», что переводится как «плотва» и «залив». История Сяргилахта началась в далеком XVI веке, во всяком случае, так записано в старых писцовых книгах, которые очень помогают историкам устанавливать даты основания даже самых незначительных поселений. А поселение это, действительно, всегда было маленьким. Говорят, потому, что слишком частые шведские набеги не давали возможности деревне развиваться. Потому здесь стояли максимум несколько домов для нескольких десятков человек. Сегодня в деревне живут лишь несколько стариков, дачники в сезон да заезжие рыбаки.

А вот старинные дома и хозяйственные постройки сохранились. Они возвышаются на прозрачной гладью воды в кувшинках и даже слегка покосившиеся смотрятся весьма мило. В центре поселения сохранилась деревянная часовня Спаса Нерукотворного Образа XVIII века постройки с пристройкой-звонницей над сенями. Она стоит на территории деревенского кладбища в окружении священной еловой рощи. Крыша часовни до сих пор имеет родное покрытие дранкой, но сверху покрыта шифером, что помогло сохранить достопримечательность от разрушения.

Деревню Сягрилахта можно назвать очень живописной только по той причине, что ее облюбовали режиссеры. В местных пейзажах снимался знаменитый фильм «А зори здесь тихие», а также документальный фильм «Последние карелы». Поэтому, если заранее их пересмотреть, вполне можно, во время поездки, найти кадры из фильмов на натуре.

Сказания о Кресте

В 1933 году был перенесён в Годеново Животворящий Крест. Когда открыт был Златоустовский храм, мы уже писали. Теперь повествование коснётся перемещения реликвии. В том что Крест этот непростой, люди могли убедиться не раз. Когда горела Никольская церковь, его находили на пепелище совершенно не тронутым языками пламени. Словно Господь охранял Свой Знак, берёг его для всех нуждающихся. Сама же история чудотворства начинается не только с явления Креста, но и с гласа Всевышнего, который предупредил: «Кто с верой и молитвой придёт к распятию, тот получит исцеление и станет свидетелем многих дел славных и необычных, именем Моим и ради Николая-Святителя творимых».

После этого действительно произошла целая череда знамений – от высохшего болота и образования удобной реки, на берегу которой выстроили первую Никольскую церковь, до чудесного спасения распятия на пожарище. Все эти события фиксировались монахами в специальной книге. Она, увы, сгорела, но сохранилось множество других записей, старинных свитков – свидетельств былого. В частности, когда проводился благодарственный молебен в честь того, что крест уцелел, «слепые прозревали, хромые начинали ходить прямо, больные оздоравливались». Подобное происходило и в Годеново. Животворящий Крест, когда открыт был для поклонения, показал всем свою чудотворную силу.

Строительство Николаевского погоста и Николаевской церкви

Получив от старших иереев разрешение на строительство храма, мастера тут же приступили к его сооружению. Приняли решение воздвигнуть церковь в честь св. Николая Угодника с приделом Животворящего Креста.

Закладку сооружения перенесли на несколько верст от указанного местоположения: болотистая местность была малопригодна для застройки.

Но случилось еще одно чудо: под покровом ночи венец сруба чудесным образом перенесся на означенное святым Николаем Чудотворцем место.

Утром на участке образовался бурный речной поток, смывший грязь и обнаживший небольшой участок суши. Здесь была построена дубовая деревянная церковь. Позже огненные языки пламени пожара стерли деревянное сооружение с лица земли, а Символ Животворящий, на удивление прихожан, остался неповрежденным.

В летописи остались свидетельства того, что на благодарственном молебне в честь вновь обретенной святыни, молящимся было даровано исцеление от болезней.

На месте старого построили новый, тоже из дерева. Чудесные исцеления начали происходить еще с момента возведения первого здания.

Интересный факт: священники записывали каждую историю избавления от недугов в специальную книгу. Но в огне сгорели все записи. Новый церковнослужитель, по своей нерадивости, эту традицию не поддержал, пока однажды из Москвы не приехал благочестивый дворянин Петр Лукич. Стал он выспрашивать о чудесных явлениях святого Распятия, но никто толком ничего рассказать не мог. Тогда укорил он верующих в том, что «великую благодать Божию» забыли и в небрежении оставили. Устыдились этого прихожане и по крупицам восстановили хроники чудесных выздоровлений.

В 1776 г. на месте деревянного сооружения воздвигли белокаменный, на три престола. По центру установили престол в честь Животворящего Креста Господня, по бокам в честь святителя Николая Чудотворца и Покрова Богородицы.

Со всей Руси приезжали в этот храм паломники, преклоняли колени перед Распятием, проливали слезы на ноги Христовы, взывая о помощи в исцелении, утешения в печалях. На месте болота также возникло село и стало именоваться Никольским погостом (в настоящее время — Антушково).

Архитектура и внутреннее убранство церкви Иоанна Златоуста

Особая архитектура Златоустьинской церкви – это прямое свидетельство проведенной патриархом Никоном церковной реформы, которая жестко регламентировала каноны храмовых построек. Четырехстолпная пятиглавая церковь окружена традиционными приделами и трехсторонней одноэтажной галереей, но не имеет подклета. Храм Иоанна Златоуста стал первым ярославским культовым зданием, построенным без традиционного первого этажа, и это положило начало новой архитектурной традиции.

Новаторством было также вынесение зимнего, теплого придела и колокольни в отдельно стоящие здания. Благодаря такому решению, композиция церкви стала строго симметричной.

Чтобы компенсировать относительно невысокий размер четверика, лишенного подклета, зодчие сделали у этой церкви мощное выразительное пятиглавие, устремленное к небу. Размер центрального барабана и установленной на нем главы до начала креста даже превышает высоту основания храма.

Внешне церковь напоминает шлем или кокошник, типичные для древнерусской архитектуры. А строгие пропорции придают ей цельность и основательность. Строители явно рассчитывали, что на путешественников, проплывающих мимо храма на судах по Волге, он будет производить сильное впечатление. И они не ошиблись!

За свою историю храм претерпел множество переделок. Первоначально галерея вокруг него была открытой, но потом ее проемы заложили кирпичом. В кладке хорошо различимы мощные столбы прежней аркады. С восточной стороны галерея заканчивается симметричными приделами с шатровыми завершениями.

На первый взгляд создается впечатление, что церковный фасад декорирован мало. Однако, издалека, со стороны реки на нем хорошо заметны все сделанные из кирпича детали карниза, цоколя, граненых полуколонок и оконных наличников на боковых алтарных абсидах – прекрасные образцы русского «узорочья». Шатровые приделы, посвященные Зачатию Иоанна Предтечи и святой равноапостольной княгине Ольге, украшены также скромно и одновременно очень изящно – рядами небольших по размеру кокошников.

Церковные купола

Но самым замечательным элементом декора Златоустьинского храма является удивительный по красоте наличник на окне центральной алтарной абсиды, выполненный из многоцветной поливной керамики.

Известно, что сделан он был спустя сорок лет после постройки церкви. Наличник имеет внушительные размеры – 8 на 5 м и считается всеми искусствоведами непревзойденным шедевром. Такое чуда нет нигде больше в России!

Цветные изразцы стали настоящей визитной карточкой ярославского зодчества XVII века. Их делали по сложной технологии из специальной красной глины на деревянных колодках, а затем обжигали. Изразцы покрывали пятицветной глазурью и использовали в них традиционные орнаменты и сюжеты – стилизованные цветы и листья, образы единорога, птицы Сирин, соловья и грифона.

Внутри храма сохранился уникальный резной иконостас, сделанный ярославскими мастерами в конце XVII – начале XVIII века. Специалисты считают его настоящим шедевром декоративно-прикладного искусства.

Пятиярусный иконостас украшен затейливыми барочными орнаментами в виде виноградных лоз и гирлянд из цветков. А на Царских вратах воспроизведена резная композиция, имитирующая цветущий подсолнечник. Большинство образов для этого иконостаса написаны в то же время – в XVII и XVIII веках. А часть икон создана талантливым изографом Семеном Холмогорцем. Самые ценные из них бережно хранятся в коллекциях Ярославского музея-заповедника.

Другие достопримечательности

Куда обязательно надо попасть в Дивеево? Этим интересуются очень много туристов, которые желают прикоснуться к святыне. Рекомендуется побывать в Серафимо-Дивеевском монастыре. О нем имеется много преданий, объясняющих происхождение святынь. Одно из них относится к основанию Спасо-Пеображенского собора.

Считается, что старец Серафим приобрел купчую на землю и завещал возвести в этой местности второй храм в самом конце Святой Канавки, около Троицкого собора. На указанном месте установили небольшую деревянную церковь, которая со временем сильно обветшала, а немного позже сгорела после пожара. Спасо-Преображенский собор должен был в итоге стать очень теплым храмом, и его основание заложили в 1907 году по другую сторону от Канавки.

Совершая паломнические поездки в Дивеево, обязательно нужно посетить эту святыню. Свято-Преображенский собор очень необычный и интересный в своем архитектурном исполнении, так как он возведен в оригинальном неорусском стиле и всем своим видом олицетворяет воздушность небесного храма, который как будто устремляется ввысь.

Внутренний декор – роспись сестер иконописной школы. Эта удивительная и кропотливая работа просто поражает своей красотой. Среди имеющихся святынь этого собора – мощи преподобной Марфы Дивеевской и блаженной Паши Саровской. Много чего повидал этот собор. В военное время его закрыли и расположили внутри строения гараж. После этого на кровле крыши выросли большие деревья как символ истинной веры и продления жизни.

Даже приезжая на Крестный ход в Дивеево, многие паломники предпочитают найти время, чтобы посетить все святые места. Здесь, кстати, сейчас идет строительство Благовещенского собора. Его возведение началось в 2012 году. Пока что строительство не закончено. Паломники надеются, что в скором времени смогут посетить и эту святыню.

Согласно преданию, строительство этого храма завещала сама Дева Мария, которая явилась старцу в видениях. Для внешнего вида храма был выбран несколько витиеватый стиль барокко. Массивные стены буквально сияют белым камнем. Размеры постройки совсем не случайны. Они избраны по параметрам Пояса Святой Девы. Начало возведения этого собора стало для всех важным событием. Многие были приглашены на церемонию. Землю окропили святой водой, и только после этого был заложен первый камень.

В селе Дивеево все буквально проникнуто духом святости, которая подкреплена искренней верой паломников, которые приезжают прикоснуться к чудотворным мощам великого старца. Когда-то небольшая женская обитель превратилась в самый богатейший архитектурный комплекс, куда приезжают паломники, чтобы поклониться мощам Серафима Саровского, искупаться в святых источниках и посетить местные храмы.

Недалеко от Дивеево расположен закрытый город Саров, на месте которого ранее была известная Саровская пустынь, где в течение 55 лет паломник нес все тяготы духовного совершенства жизни инока в безмолвии и затворе. Как свидетельствуют сохранившиеся религиозные документы, за свой духовный путь он удостоился от Господа исцеления и мудрости.

Можно организовать для себя просто незабываемую поездку в Дивеево. Что нужно знать при посещении святых мест и как правильно себя вести? Это интересует очень многих туристов. Это село ежегодно посещают тысячи паломников, даже тем, кто очень далек от религии, очень интересно будет погрузиться в удивительную историю, посмотреть святыни, а также искупаться в источниках.

Посещая Дивеевский монастырь, можно также посетить знаменитые источники. Считается, что вода в этих родниках обладает особыми целебными качествами, поэтому за ними ухаживают особенно тщательно. Задаваясь вопросом о том, что взять с собой в Дивеево, можно однозначно сказать, что все зависит от того, какие именно святыни нужно посещать. При посещении святых источников женщинам можно купаться в родниковой воде в нижнем белье и рубашке. На источнике запрещено курить, шуметь и употреблять спиртные напитки.

Колокольня Дивеевского монастыря

Посетив экскурсию в Дивеево, можно увидеть одну из интереснейших достопримечательностей села – колокольню монастыря. Она величественная, таинственная и притягательная. Возвышается над святыми землями на целые 70 метров.

Запланировано возведение колокольни было еще в 19-м веке. Однако примерно 8 лет прошло, прежде чем расположили в ней самые первые колокола. Многие различные факторы мешали довести строительство колокольни до конца. При ее возведении возникло множество различных споров, так как строители заметили, что часовня идет немного под наклоном. На некоторое время ее строительство было прекращено. Однако со временем колокольня все же была возведена.

Как и другие постройки, колокольня также не лишена своих определенных чудес. На здании установлены огромные часы. На весь Дивеевский монастырь ежечасно раздавался звонкий бой. Со временем они сломались и не издавали звуков очень долго. Буквально через несколько лет после окончания Первой мировой войны эту обитель постепенно начали распускать, и со временем здание превратилось в обычную мастерскую. Однако с конца 20-го века началась ее реставрация. Сейчас каждый человек может увидеть красоту этого сооружения.

Ладва – деревня, которую признали комплексным памятником

Деревня Ладва находится в 60 километрах к югу от Петрозаводска, если ехать по трассе 86К-224, что идет вдоль Онежского озера. Дорога, прямо скажем, тряская, словно призывает никуда не торопиться. А деревня представляет собой настоящее воплощение умиротворения.

Она расположилась в низине, которую археологи признали жерлом потухшего вулкана. Несмотря на то, что деревня русская, ее название переводится с вепсского языка, как «вершина». Возможно потому, что, на самом деле, она находится на возвышенном месте, по сравнению с окружающим ландшафтом. Ладва растянулась на 8 километров вдоль двух берегов тихой реки Ивины, над ручьем Ягручей, которые в одном месте образуют меж собой живописный островок. В речке отражаются старинные дома, да рыбаки ловят удачу, стоя по колено в воде. Словно время здесь остановилось.

Ладва известна по летописным источникам аж с XVI века. Большая была деревня, зажиточная. Местное купечество не скупилось на строительство церквей, школ, предприятий и дорог. Когда-то здесь было сразу три церкви и еще часовня. Был здесь даже монастырь, но в разных источниках его описывают весьма по-разному. Одни исследователи называют его Ильинским и рассказывают историю его разорения разбойниками. Другие считают, что правильное название – Иулиттинский монастырь. Он был открыт в самом начале ХХ века и закрыт в 30-е годы уже при советской власти.  В любом случае, монастырь не сохранился, а озеро, где по преданию, монахи схоронили колокола и весь церковный скарб, давно заросло.

Ладва признана историческим поселением. Здесь приятно побродить по тихим улочкам, найти все 20 старинных домов, что построены были еще в XIX веке, полюбоваться неспешными водами Ивины, заглянуть на частную сыроварню и в сезон прогуляться на местные болота Пайрецкое, Ойгорецкое да Ладвинское, где находятся ценные ягодники морошки и клюквы.

Работа в РО ПРИХОД ЦЕРКВИ ИОАННА ПРЕДТЕЧИ С. КРЕСТЫ вакансии, практика, стажировка, карьера

На данный момент открытых вакансий нет. Возможно вас заинтересуют вакансии в других компаниях:

Флорист
Комплектовщик /сборщик товара (товары народного потребления)
Менеджер по продажам
Агент по продаже услуг юридическим лицам
Оператор станка, в т.ч. с ЧПУ
Упаковщица кондитерских изделий

Повар-универсал
Водитель. Сервис заказа такси «Максим» (г. Томск)
Няня
Продавец-консультант
Мерчендайзер (р-он ВИЗ)
Упаковщик на склад (вахта)

/* | * /?>

Карта проезда к РО ПРИХОД ЦЕРКВИ ИОАННА ПРЕДТЕЧИ С. КРЕСТЫ где находится

Также смотрите компании и организации с похожим видом деятельности, как у РО ПРИХОД ЦЕРКВИ ИОАННА ПРЕДТЕЧИ С. КРЕСТЫ: ППО ОАО «ЗАВОД «ЛЕСМАШ» | ОБОИД «ЮНОСТЬ» | ФОНД СОДЕЙСТВИЯ РАЗВИТИЮ ИНВАЛИДНОГО СПОРТА | ВООО ПО ОКАЗАНИЮ ПОМОЩИ ЛЮДЯМ «ДОБРОДЕТЕЛЬ» | ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ ПОХВАЛЫ БОЖИЕЙ МАТЕРИ

Компания зарегистрирована 27 декабря 1999 года (Управление Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Курганской области). Полное название: МЕСТНАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ РЕЛИГИОЗНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ПРИХОДА ЦЕРКВИ ИОАННА ПРЕДТЕЧИ С.КРЕСТЫ ШАДРИНСКОГО РАЙОНА КУРГАНСКОЙ И ШАДРИНСКОЙ ЕПАРХИИ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ (МОСКОВСКИЙ ПАТРИАРХАТ), ОГРН: 1034593002410, ИНН: 4522006756. Регион: Курганская область, Шадринский район. Организация РО ПРИХОД ЦЕРКВИ ИОАННА ПРЕДТЕЧИ С. КРЕСТЫ расположена по адресу: 641831, КУРГАНСКАЯ область, ШАДРИНСКИЙ район, д. КРЕСТОВСКОЕ. Основной вид деятельности: «Деятельность общественных объединений / Деятельность религиозных организаций».

Кинерма – одна из самых красивых деревней России

Деревня Кинерма расположена недалеко от Велозера, примерно в 100 километрах от Петрозаводска по трассе А-121. Дорога здесь хорошая, но на поездку в одну сторону лучше заложить пару часов.

Кинерма имеет сразу два громких титула: «100 символов Карелии» с 2022 года, «Самая красивая деревня России» с 2016 года и очень долгую историю, которая, по последним данным, ведется с конца XV века. Это популярная у туристов, самобытная деревня карелов-ливвиков, название которой переводится с карельского языка, как «гора», хотя можно встретить и вариант перевода «драгоценная земля».

Фото с сайта https://krasaderevni.ru/

Даже сами жители деревни признают, что ее история мало чем отличается от истории многих других деревенек в этих краях. Вот только ее история считается счастливой. Возможно потому, что время и страшные исторические нашествия и перипетии как бы обошли деревню стороной, благодаря чему здесь удалось сохранить старинный уклад жизни.

Фото с сайта https://krasaderevni.ru/

Деревня имеет необычную радиальную «разбросанную» территорию. Получается, что она была построена вокруг церкви и погоста, который в обычных деревнях выносили на окраину. А еще архитекторы полагают, что дома разбросаны на расстоянии друг от друга для того, чтобы их при строительстве можно было бы расположить на ровном участке, а фасады обратить к солнцу. При этом деревня смотрится очень компактно. Сегодня в Кинерме сохранились 15 старинных архаичных традиционных северных рубленных изб, которые благородно серебрятся на фоне зеленых лесов и голубых небес. Все они являются памятниками архитектуры.

Фото с сайта https://krasaderevni.ru/

Часовня Смоленской иконы Божией Матери в центре Кинермы — одна из двух самых старых зданий. Вторым является дом Ершовых. Оба построены неизвестным шведским мастером примерно 265 лет назад. Часовню построили на месте сгоревшей и посетили внутри образ Одигитрии Смоленской, единственный чудотворный образ Олонецкой губернии, который хранился в деревне около 300 лет. Сегодня икона передана в музей, но благодаря множеству паломников, приходящих поклониться образу и попросить исцеления, часовня уцелела.

Сегодня в Кинерму приезжает большое количество туристов. Здесь даже есть гостевой дом, который может принять до 10 человек по предварительной договоренности.

Домик блаженной Паши Саровской

Поехав в Дивеево на 3 дня, обязательно нужно посетить домик блаженной Паши Саровской. Это одна из святынь, где молятся паломники. В свое время Паша Саровская предсказала неминуемую погибель семьи Романовых. Она все время молилась за весь род людской. Домик состоит из 3 залов.

Первый – комната, где имеется мебель царских времен. Она украшена многочисленными иконами и куклами, которые так любила Прасковья Ивановна. Во втором расположены образа и платья, а третий посвящен жизни Серафима Саровского.

За советом к Прасковье Ивановне приходили толпы людей из разных сословий, а из пряжи, которую она плела, вся дивеевская обитель изготавливала четки и пояски, так как она была не обычная, а намоленная ежеминутными молитвами.

Хозяйка этой обители всегда была рада гостям. Она любила очень красочные яркие сарафаны и могла надеть сразу несколько для особо почетных гостей. Сейчас в домике выставлено в качестве экспозиции несколько ее одеяний, а именно синее платье и бело-розовая рубашка. В них Прасковья принимала причастие.

Кроме того, здесь есть вещи и другой блаженной – Анны Бобковой, а в самом большом зале этого музея расположена витрина с церковно-монашеским одеянием первых игумений обители. В домике имеется экспозиция, которая полностью повторяет часть кельи Серафима Саровского. Этот элемент посвящен прославлению старца.

Среди самых известных экспонатов также имеются различные старинные фотографии, а также архивные документы, различные сувениры. Сохранилось даже покрывало, которая вышивала императрица Александра Романова. Также можно увидеть деревянную мебель, сделанную преподобным Серафимом. Во время паломнических поездок в Дивеево за молитвой приходит в домик много верующих.

Успенская церковь

Находится на Федосьином городище. По преданию, Успенский холм и святой источник расположены на месте воинов, погибших при Куликовском сражении. Первые записи о монастыре появились в 1628 г. В них рассказывалось, что Федосьино городище разграблено крымчаками и монастырь долгое время пустовал, пока в 1650-х годах в нем не обосновался Дионисий Муромцов и его братия.  По легенде, название это городище получило в честь имени преподобного Феодосия Печерского, основавшего Киево-Печерскую лавру.

Изначально приход церкви был самым бедным и малочисленным, но постепенно благодаря пожертвованиям состоятельных прихожан и усердию священников, церковь стала приобретать величественный вид. В 1932 г. церковь была закрыта и в ней хранили зерно. В военное время здесь располагался краеведческий музей, который вскоре тоже закрылся. Храм пришел в запустение и был частично разобран. Восстановление началось в 2002 году после приезда Феогноста, наместника Свято-Троицкой лавры.

Архиепископа поразил удивительный вид Епифани и Куликова поля, над которым величественно возвышалась Успенская церковь на холме. В тот же день он принял решение о восстановлении храма. В то же время при церкви был образован женский скит, который является подворьем Троице-Сергиевой лавры и существует до сих пор.

Особенности объекта

Наше исследование проводилось по трём направлениям.

В результате изучения истории храма и бесед с жителями города мы пришли к единодушному мнению: главная отличительная особенность, «изюминка» нашего «объекта» — люди. Те, кто практически из руин возрождали святыню, очищали её от копившегося десятилетиями мусора, искали средства на внутренние отделочные работы и газификацию, трудились, не покладая рук, а, главное — верили, что возрождение храма возможно… Возглавляет группу этих неравнодушных людей житель нашего города В.В.Чесноков. Объём проделанной ими работы хорошо виден на фото, представленных в фотогалерее.
Именно этими людьми создана особая атмосфера добра и радушия, царящая в храме. Здесь приветливо встречают каждого — это хорошо прочувствовали участники проекта. Нам были предоставлены необходимые сведения и документы, даны ответы на все наши вопросы. По многочисленным отзывам, особое впечатление на посетителей храма производит беседа с его настоятелем — отцом Романом, который в трудную минуту помогает людям мудрым советом и тёплыми словами поддержки.

Каждый день по пути в школу мы проходили мимо этого храма, и не знали о нём почти ничего. Узнать его печальную историю со счастливым завершением было очень интересно. Теперь мы можем ответить на вопросы гостей нашего города о том, что это за храм и что происходило с ним в разные исторические эпохи.

В результате нашего исследования мы поняли: храм Рождества Иоанна Предтечи в Любиме — настоящий символ стойкости и веры, символ духовного возрождения России. Он перенёс столько испытаний, но выстоял, «выжил»! Ещё очень многое предстоит сделать, но возрождение этого храма — огромное достижение для всего нашего города!

На наш взгляд, можно создать следующий экскурсионный маршрут по Любиму, включающий объекты команд «Ермак», «Пионеры», «Возрождение». Начало экскурсии — исторический центр города, затем — посещение памятной стелы Ю.В.Жадовской, далее — путь по Набережной реки Обноры, рассказ о реке, и, в завершение маршрута — посещение храма Рождества Иоанна Предтечи. Стоит отметить, что в Любиме есть замечательный историко-краеведческий музей, и его посещение должно стать обязательной частью экскурсии, чтобы у гостей сложилось полное впечатление о нашем городе и его достопримечательностях.

Неразгаданная тайна (в продолжение темы «Храмы на реке Обноре»)

Изучив материалы команды «Ассорти», мы узнали, что на берегу реки Обноры расположен ещё один удивительный, очень древний храм, связанный с именем святого Сильвестра Обнорского. Это храм Воскресения Христова в селе Воскресенское (узнать его историю и посмотреть фото можно на странице команды). Нас очень заинтересовала эта работа. Ребята подробно рассказали о жизни и чудесах Сильвестра Обнорского, но вопрос о том, как были утрачены мощи святого и где они могут находиться сейчас, остался открытым. Это одна из загадок истории Любимского края, и мы решили попытаться хотя бы немного приблизиться к её разгадке.

Ученики и педагоги нашей школы ранее уже занимались изучением жизни и подвигов святого Сильвестра. Учитель истории Волкова Н.В. в 2013 году организовала поездку в село Воскресенское. Ребята побеседовали с настоятелем храма Воскресения Христова о. Вениамином, опросили жителей села. Им удалось обнаружить много интересных фактов. Мы сопоставили информацию из книг и Интернет-источников с результатами исследования наших ребят, и получилась следующая «картина».

Мощи преподобного долгие годы покоились под спудом в храме Воскресенского Обнорского монастыря, позже преобразованного в приходскую церковь. До самой революции к ним притекало множество паломников и из Любима, и из более отдаленных мест. В обители также хранился покров (покрывало) с ростовым изображением преподобного, вышитым шелком, и с надписью: «7172 (1664) года дал в дом Сильвестру Чудотворцу покров черный старец Сильвестр на Обнору реку при себе и родителях» (сейчас он находится в Эрмитаже).

Перед революцией Воскресенский храм дважды посещал архиепископ Тихон (будущий патриарх), где усердно молился перед мощами преподобного Сильвестра. Вскоре после большевистского переворота началась печально известная кампания по «вскрытию мощей». В 1921 году в село явилась комиссия. Рака с мощами преподобного Сильвестра была вскрыта, но святых мощей в ней не обнаружили. Вероятно, священнослужители, зная о готовящемся святотатстве, заблаговременно спрятали святыню от недостойных рук и погребли её в земле. Ещё через несколько лет храм был закрыт и разорён.

В послевоенное время была сделана попытка приспособить храм для хозяйственных нужд. В здании храма сначала расположилась пекарня, потом совхозная контора, потом мастерские, и, наконец, магазин. Лишь благодаря такому использованию храм избежал полного разрушения.

В 2005 году произошёл удивительный случай. Дочь местной жительницы заблудилась в лесу, и вернулась только через трое суток. Девочка рассказала, что найти путь домой ей помог «дедушка», непонятно откуда появившийся в лесу. В нём она узнала святого Сильвестра, которому ночью молилась о спасении. По словам ребёнка, старец шёл впереди, показывая дорогу, и напоследок произнёс: «Пусть обязательно откроют мои мощи».

После этого случая, который был описан в докладной записке владыке Кириллу, архиепископу Ярославскому и Ростовскому, в село Воскресенское приехала археологическая группа

Они осторожно расчистили место, где находился склеп с мощами, но мощей там не обнаружили. Открылась лишь лестница, сделанная по настоянию митрополита Тихона (позднее патриарха), которую сделали в начале XX века, чтобы паломники могли спускаться к раке с мощами

А также было найдено много монет XIX века, которые, видимо, верующие оставляли у раки как пожертвования.

На основании данных источников и результатов бесед с жителями села, в том числе с матерью спасённой в лесу девочки, ребята сделали предположение: возможно, мощи находятся (закопаны) в том месте, где, по свидетельствам очевидцев, являлся преподобный, – у выхода из заповедной рощи.

В большинстве изученных нами источников мощи святого Сильвестра Обнорского считаются утраченными. Однако, по словам паломников, побывавших в Воскресенском, незримое «присутствие» преподобного и сейчас ощущается в этих местах. Может быть, просто ещё не пришло время для нового обретения святыни?..

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Кубанские звезды
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: