Здание женской гимназии
Тема модерна является очень популярной в Верхотурье. Это неслучайно, так как город начал застраиваться именно в XX веке. К этому времени относится строительство женской гимназии (1905), которая построена аналогично подобной в Тюмени. Перед гостями города предстает двухэтажное здание из кирпича с необычными окнами.
Поскольку за основу был взят проект Тюменской гимназии, построенной в стиле русского классицизма, то здесь больше элементов этого стиля. От модерна остаются только окна и украшения водоотводов. Сегодня здание женской гимназии используется в образовательных целях – здесь располагается средняя школа №1. Здание женской гимназии находится по адресу ул. Советская, д. 10.
Святой источник Симеона Верхотурского село Меркушино
Свердловская область » Верхотурский » село Меркушино
Святой источник, открытый по молитвеСуществуют источники, открытые по молитвам святых. Один из таких источников находится в селе Меркушино Верхотурского района Свердловской области – там, где в трудах и молитве проходили земные дни святого Симеона Верхотурского. Когда-то земли, на которых жил праведный Симеон, входили в состав Пермской епархии. Лишь немногим более 120 лет назад Екатеринбургская епархия была выделена из состава Пермской и стала самостоятельной. Поэтому святой Симеон почитается нашим небесным покровителем. В сентябре 2003 года, когда праздновалось 400-летие Верхотурского Свято-Николаевского мужского монастыря и 300-летие перенесения мощей святого Симеона Верхотурского из Меркушино в Верхотурье, мне с группой паломников довелось побывать в Верхотурье и Меркушино. Верхотурье Мы приехали в Верхотурье 25 сентября около пяти часов утра, преодолев на «Газели» за ночь почти 500 километров. Монастырь не спал. Нам предложили отдохнуть в Крестовоздвиженском соборе. Мы шли по территории монастыря – всюду люди, некоторые молятся, прямо у стен собора два человека читают акафист праведному Симеону Верхотурскому. Утром несколько тысяч человек заполнили собор, люди прибывали и прибывали, постоянно подходили автобусы с паломниками и просто туристами. Монастырь жил своей привычной жизнью, принимая приезжающих, и в то же время это был праздник. Из истории История города Верхотурья, отметившего в 1998 г. 400-летие, неразрывно связана с историей монастыря. А история монастыря – с именем святого праведного Симеона, одного из самых известных на Руси святых. Дворянин по происхождению, пришедший на строительство города Верхотурья в числе других «выкликанцев», то есть оповещенных через «клич», выходцев различных губерний, Симеон часто посещал храмы Божии: Троицкий собор и монастырь. Когда в Меркушино около 1620 г. был построен храм, он, «бегая мирского мятежа», удалился туда. Жизнь вел подвижническую, святую: много молился в храмах, избегал почестей, славы и богатства. Пил и ел от труда рук своих, снискивая себе пропитание шитьем одежд и ужением рыбы. Был кроток, ласков, почтителен и добр со всеми. Умер праведный Симеон в 1642 г., около 45 лет от роду, и похоронен был у Меркушинской Михайло-Архангельской церкви. А через 50 лет на могиле его забил источник, который и поднял гроб на поверхность. Любопытные меркушинцы прильнули к щелям его – и обнаружили, что тело нетленно. Место захоронения святого ознаменовалось многими исцелениями и чудесами. Недолго святые мощи находились в Меркушино, 12/25 сентября 1704 г. они были перенесены в Верхотурский Николаевский монастырь, где и почивали до революции. В советское время после закрытия монастыря святые мощи были переданы в музей. Когда началось возрождение монастыря, в 1992 г. мощи угодника Божия вернулись в монастырский храм. Меркушино В селе Меркушино над могилой святого Симеона сначала была устроена деревянная часовня, а с 1808 года – каменная. В1886 году был построен и освящен Симеоновский храм. После переноса мощей святого в Верхотурье Меркушино притягивало паломников источником чистой воды, истекающей из могилы праведника. Богомольцы посещают могилу святого Симеона в Меркушино, берут с собой земли, а также воды из источника, ибо и земля и вода чудотворны. Поклонение святыне Из Верхотурья наш путь лежал в Меркушино, находящееся в 50 км. Все были уставшие. Но, попав туда после суетного Верхотурья, вдруг ощутили покой – недаром, видно, праведный Симеон избрал это место. Величественная река Тура, на высоком берегу которой расположены храмы архистратига Михаила и праведного Симеона, красота осенней уральской природы – все действовало благодатно. Мы остались здесь до утра, заночевав в гостинице на подворье Ново-Тихвинского женского монастыря. Утром мы были вознаграждены хорошей погодой: выглянуло солнце. Побывали мы и на источнике, расположенном под алтарем храма праведного Симеона – том самом, который забил когда-то на могиле святого. К источнику ведут мраморные ступени – спустившись по ним, мы оказались небольшом помещении. Место, где ранее была гробница, выложено мрамором, сверху – деревянная крышка, через небольшое отверстие в которой монахиня зачерпнула для нас воды специальным ковшом. Воду можно выпить в храме, можно увезти с собой… В радостном состоянии возвращались мы домой: недаром, видно, наши предки совершали паломничество к святым местам…
Описание
В 1925 г. в урочище Карпутлаш был построен корпус с домовым храмом Успения Пресвятой Богородицы. В 1927 г. началась постройка 2-го корпуса – с зимним храмом св. прор. Иоанна Предтечи. В 1936 г. состоялось освящение Успенского храма, который перед этим расширили и удлинили. В 1945-1946 гг. в обители воздвигли каменную часовню для богослужений при большом стечении прихожан и паломников. В 1970-х гг. почти все постройки монастыря снесли и на их месте возвели туберкулезный диспансер.
От прежней обители сохранились только часовня и старенький дом. 12 июля 1991 г. в часовне была совершена 1-я Литургия. В 1994-1998 гг. в монастыре сооружен новый храм свт. Николая Мирликийского. К 2004 г. в одном из корпусов устроен домовой храм Воздвижения Честного Креста Господня. В 2005 г. в обители заложен храм прп. Алексия Карпаторусского.
Свято Троицкий собор
В деревянном виде церковь в честь Живоначальной Троицы была заложена в 1598 году, по окончании строительства Бабиновской дороги, связующей Центральную Россию с Сибирью. На месте города Верхотурье первоначально существовала пограничная застава с таможней, а вокруг нее стал образовываться торговый город. Троицкий храм существовал как походно-полевая церковь на пограничной заставе.
С ростом и развитием Верхотурья Троицкий храм становится центральным городским собором.
Деревянное здание храма, стоявшего на высоком берегу Туры, не сохранилось. В 1703 году практически на этом же месте был заложен каменный храм в честь Святой Живоначальной Троицы, а вокруг него выстроили кремль с бойницами для стрелецких пищалей. С момента закладки указом Святейшего Синода Свято-Троицкому храму был присвоен соборный статус.
Русские государи Алексей Михайлович, а впоследствии Петр I сознавали важнейшее государственное значение Верхотурского кремля на границе Урала и Сибири: храм и Верхотурский кремль строился полностью за счет государевой казны.
Главный придел Свято-Троицкого собора освящен 16 апреля 1709 года. Собор построен в стиле барокко — светлый, воздушный, пятиярусным освещением.
В годы советской власти храм был закрыт. С 1932 года богослужения в нем не проводились, собор и кремль постепенно ветшали и разрушались. Но вследствие того, что Троицкий собор был объявлен ЮНЕСКО памятником архитектуры мирового значения, полностью он уничтожен не был.
В 1998 году в Свято-Троицком храме были возобновлены богослужения. Впоследствии Свято-Троицкому собору указом Правящего Архиерея был придан статус Архиерейского подворья. Сейчас это центральный и единственный действующий городской собор, где совершаются крещения, венчания и отпевания.
Свято-Никольский мужской монастырь
Верхотурье славится Свято-Никольским мужским монастырём – крупнейшим православным монастырём на Среднем Урале.
Образование монастыря
Основание первого православного монастыря в Зауралье связано с именем инока Ионы Пошехонца, который отправил царю Борису Годунову челобитную с просьбой устроить в новом городе монашескую обитель.
Из Москвы последовало разрешение, но средств не хватало. В 1604 году поставили небольшой деревянный храм, освящённый во имя святителя Николая Мирликийского, и несколько келий.
Обитель росла вместе с городом. Материалы и деньги для благоустройства монастыря Иона брал у воеводы Плещеева, только отдавать долг было нечем. Неизвестно, пожаловался ли воевода царю на незадачливого Иону, но Годунов приказал долги простить и впредь обители помогать.
Расцвет обители
Монастырь, ограждённый от нужд и притеснений, превратился в православный центр Урала. Известность обитель получила в 1704 году, когда сюда 12 сентября из деревни Меркушино перенесли мощи праведного святого Симеона Верхотурского, небесного покровителя уральской земли. В 1864 году изготовили серебряную раку.
Царская семья передала во владение иконы и книги для проведения богослужений, необходимую утварь. Императрица Александра Фёдоровна посылала монастырю подарки: вышитые лично царицей облачения, покров и сень над мощами Симеона Верхотурского.
В месте слияния двух притоков реки Туры, на возвышенности, вырос храмовый комплекс, окружённый живописными каменными стенами с угловыми башнями, охватившими площадь в 11 га. Одну из башен использовали для водоснабжения: в ней устроили бак на 600 вёдер.
На территории возвели каменные храмы:
- Храм святителя Николая Чудотворца;
- Преображенский собор;
- Симеоно-Анненскую надвратную церковь.
Святые мощи Симеона Верхотурского привлекали 100 тысяч паломников в год. Оказался здесь и Григорий Распутин, который излечился по молитвам от мучившей его бессонницы.
Для хранения мощей святого Симеона по приказу сибирского губернатора Матвея Гагарина построили каменный храм Николая Чудотворца. В Преображенском соборе, выстроенном в строгом архитектурном облике, совершается постоянное служение.
Встречает паломников Симеоно-Аннинская надвратная церковь с мозаичными иконами над вратами, ажурным каменным убранством и звоном с трёхъярусной колокольни.
На территории монастыря – братские корпуса, каменная гостиница и училищное здание, книжно-иконная лавка и общежитие двуклассной школы. К 1917 году в монастыре обитали 118 человек: в том числе – 32 монаха и 18 послушников.
Крестовоздвиженский храм
Главное украшение монастыря – величественный Крестовоздвиженский собор, открытый в 1913 году в честь 300-летия дома Романовых. На храм, построенный по проекту пермского архитектора А. Б. Турчевича, затратили 300 000 рублей.
Названный «сибирским Иерусалимом» храм – третья по объёму церковь России – возведён на холме и вмещает 4000 человек. Громадный Крестовоздвиженский собор, поражающий величием, удивительным образом не давит, а создаёт ощущение легкости.
Массивная постройка кажется воздушной, благодаря многочисленным оконным проёмам, узорчатым фронтонам и карнизам устремлённого вверх сооружения.
Внутри храма – три фаянсовых иконостаса. Главные святыни – мощи святого праведного чудотворца Симеона Верхотурского и икона Феофана Затворника с частицами мощей.
Дом для почётных гостей
В июле 1914 года в монастыре побывала старшая сестра императрицы Елизавета Фёдоровна. Посетить верхотурскую обитель собирался и Николай II c семьёй.
Под руководством Григория Распутина для них построили Дом для почётных гостей. Деревянный дом в стиле зодчества XVII века возвели на берегу пруда Калачик в окружении кедровых и лиственных лесов.
Построенный без гвоздей и скоб, с тремя высокими резными крыльцами, окружённый верандой с резными балясинами, дом напоминает древнерусский терем. Русские печи украшены изразцами.
Окрестности Верхотурья
Во время поездки можно посетить и достопримечательности в окрестностях этого города. В 8 километрах западнее в поселке Актай на одноименной реке действует монастырский скит Николаевского монастыря. Здесь бьет так называемый Живоносный источник, вода которого считается целебной. Оборудована купальня. Интересно, что Больше-Актайский скит в 1909 году посещал и известный фотограф С.М. Прокудин-Горский. Здесь он сфотографировал монаха Николаевского монастыря – старца Макария, которого называл своим наставником Григорий Распутин.
В селе Костылево действует Свято-Косминская пустынь. Монахи производят варенье из сосновых шишек и сушат иван-чай.
Едут туристы и в село Меркушино, расположенное в 50 километрах от Верхотурья. Именно здесь жил Симеон Верхотурский, прославившийся после смерти, когда его гроб под действием грунтовых вод «выплыл» на поверхность. Сейчас за водой из Меркушинского источника приезжают многие паломники. В Меркушино построен храм Михаила Архангела, а на въезде в село – храм во имя Всех святых, близ которого стоит большой поклонный крест.
Проехав еще дальше, можно попасть к Кордюковскому водопаду на речке Рогозинке. Неподалеку от него расположен Богородицкий источник.
Гражданская застройка
В городе в силу его истории много старинных деревянных и каменных зданий конца 19-начала 20 веков
Многие здания жилых домов получили статус архитектурных памятников.
Обращают на себя внимание:. бывший народный дом;
здание реального училища;
старинная лавка Мухлыниной;
купеческий дом Лапина;
винные складские сооружения. бывший народный дом;
здание реального училища;
старинная лавка Мухлыниной;
купеческий дом Лапина;
винные складские сооружения
бывший народный дом;
здание реального училища;
старинная лавка Мухлыниной;
купеческий дом Лапина;
винные складские сооружения.
Сохранилось много интересных объектов жилой застройки как деревянные с резными наличниками, так и каменные. Особый интерес представляет каменный мост 19 столетия над речкой Дернейка, тоже памятник архитектуры.
#1 Верхотурский музей – заповедник
Крохотный провинциальный городок с депрессивной экономикой хранит в своем музее бесконечно богатую историю. И честно говоря, на фоне сумм, вложенных в провалившийся проект восстановления религиозного центра, возникает ощущение, что не тем занимались проектанты этой концепции, потому что в наше время паломников все-таки меньше, чем людей, которые интересуются историей.
Грустить не будем, а порадуемся тожественной встрече, которую организовали нам сотрудники музея. Для групп можно заказать встречу стрельцов, и мы такой возможностью воспользовались. И не пожалели!
Бравый воевода, стрелец с миниатюрной пушкой и потрясающая Вера Павловна (экскурсовод) зарядили позитивом не только детей нашей компании, но и взрослых. Душевные люди работают в музее, вот что я скажу!
Сам музей, который находится на территории самого маленького в России и единственного на Урале каменного кремля, обязателен для посещения любым гостем города. Почему? Да хотя бы потому, что Верхотурье — это не только праведник Симеон, а место, с которого началось освоение всей современной территории Свердловской области и в дальнейшем Сибири. Именно к старинному мансийскому городку Нером-Кар вывел в 1597 году Артемий Бабинов свою бригаду из четырех десятков человек, прошедших через лес и Уральский хребет от Соликамска, разведывая новую дорогу. Первопроходцу Бабинову посвящен отдельный раздел экспозиции музея, и фанаты-краеведы регулярно пытаются пройти Бабиновский путь. А в конечной точке нового пути был основан город Верхотурье.
Дорога, сократившая существовавший до того торговый путь между Московией и Сибирью практически на 2 тысячи километров, была официально объявлена единственным трактом, и уже в 1600 году тут была открыта таможня. Транзитный центр для всех торговых караванов (в том числе идущих в Китай и обратно), место учета всей пушной рухляди. Позже место ссылки царских невест и неугодных персонажей, иногда под видом получения статуса воеводы удалявшихся от царского двора «с глаз долой». В Верхотурье побывал протопоп Аввакум по пути в ссылку, одно из сел Верхотурского района хранит легенды о первом сибирском губернаторе Гагарине. Через Верхотурье проходили пленные шведы, тут же побывал во время своего путешествия по России книжный герой Робинзон Крузо.
И это – только часть того, что могут рассказать о Верхотурье.
Полтора часа, которые мы здесь провели, включая подъем на колокольню Троицкого собора, пролетели мгновенно. Поверьте, для экскурсии по музею это редкий случай.
vgiamz.ru — звоните, договаривайтесь о встрече стрельцов, записывайтесь на экскурсию. Учитывая небольшой бюджет и обилие позитива и качественной информации – рекомендую!
Дорога
Два самых очевидных способа попасть в Верхотурье — это автобус и железная дорога. Но ни один из них для однодневной поездки не подходит.
Электрички сюда не ходят — далековато, так что добирайтесь пассажирским поездом, идущим в сторону Приобья. Дорога займет около 6 часов, но, учитывая, что этот поезд отбывает с Екатеринбургского вокзала после обеда, до места вы доберетесь только поздно вечером, так что сразу нужно будет организовывать ночлег. Об этом позже.
Автобусы в Верхотурье ходят с Северного автовокзала, но все рейсы опять же отправляются во второй половине дня. Дорога занимает минимум 5 часов, так что и здесь возникает проблема с ночевкой.
Таким образом, для однодневного вояжа остается либо паломнический автобус, на который просто так не попадешь, либо личный автотранспорт.
Дорога от Екатеринбурга составляет около 300 км, и при некотором везении с трафиком ее вполне можно преодолеть за три с небольшим часа. В общей сложности на дорогу уйдет 7-8 часов, и если выдвинуться пораньше, то на осмотр достопримечательностей у вас останется около 5-6 часов — более чем достаточно.
До Нижнего Тагила ведет вполне приличного качества двухполосная односторонняя дорога, а на въезде в Тагил она превращается в обычную дорогу со встречным движением. Если в районе «города красного неба» трафик еще достаточно плотный, то после развязки на Верхнюю Туру и Красноуральск, становится совсем свободно.
Не доезжая до Новой Ляли, увидите большую стелу «Верхотурье». Сворачивайте направо и примерно через 22 км — вы на месте. Хотя никаких указателей замечено не было, мимо Николаевского монастыря проехать будет проблематично — просто держитесь все время главной дороги.
Верхотурье. Село Меркушино.
Село Меркушино. Михаило-Архангельская церковь.
Мерку́шино — село Верхотурского городского округа Свердловской области, Россия.
Меркушино, наряду с Верхотурьем, – главный центр паломничества верующих в Свердловской области. Здесь жил, был похоронен, а затем «обретён» святой Симеон Верхотурский. Село Меркушино расположено на левом берегу реки Туры, в устье речки Меркушинки. Поселение возникло в начале XVII века. Название получило по имени основателя, верхотурского посадского человека Меркуши Федотова.
Поблизости проходил старый Сибирский тракт. Здесь действовали пристань и верфь. В Меркушино строили суда-дощанники для отправки грузов в Сибирь. Судостроением тут начали заниматься примерно в 1623-26 годах (сначала в порядке эксперимента), а примерно к 1627-30-м годам судосплавное дело получило полное развитие. Для работы сюда нанимали судовых рабочих из Чердыни, Соликамска и других населённых пунктов.
Меркушино прославилось и получило новый виток развития благодаря Симеону Верхотурскому. Он жил в начале XVII века. Родился около 1607 года, на Урал пришёл в 1620-е годы из европейской части России. Достоверных сведений о нём мало. Считается, что жил он в бедности, своего дома не имел, равно как и семьи. Отличался религиозностью, скромностью, трудолюбием. Занимался шитьём шуб в Меркушино и других окрестных деревнях. На время работы получал кров и еду. Часто отказывался от вознаграждения за работу. Сшив шубу, мог не взять деньги и уйти, немного не закончив работу (например, не пришив пуговицы).
Симеон умер примерно в 1642-45 годах. Его похоронили около Михаило-Архангельской церкви в Меркушино. Есть предположение, что эта церковь могла появиться в Меркушино при его участии, поскольку простых людей около церкви не хоронили. Через полвека после его смерти (в 1696 году) гроб Симеона вместе с его останками неожиданно стал «восходить из земли» под действием забившего тут источника. Народная молва стала приписывать останкам этого человека чудесные исцеления, потянулись паломники. В 1704 году останки торжественно перенесли в Верхотурье – в Свято-Николаевский мужской монастырь (в наши дни они хранятся там же). Мощи хранили в медной раке, изготовленной на Троицком заводе А.Ф. Турчанинова в Соликамске. В 1825 году состоялась официальная канонизация Симеона Верхотурского.
На берегу реки Туры стоит красивый архитектурный ансамбль, состоящий из Михаило-Архангельского храма и Симеоновской церкви. Его видно ещё на подъездах, с трассы Верхотурье – Дерябино.
Архитектурный ансамбль из двух церквей в Меркушино
Каменная трёхпрестольная Михаило-Архангельская церковь была построена в 1809 году. До этого тут была одноимённая деревянная. Главный храм освящён во имя архангела Михаила, правый придел – во имя святителя Николая, архиепископа Мирликийского, а левый – во имя святителя Димитрия, митрополита Ростовского. В 1869 году церковь расширили, а в 1911-16 годах перестроили. В 1939 году её закрыли, а в 1950-е годы и вовсе снесли. Сохранилась только полуразрушенная колокольня. В 2004 году церковь построили заново.
Михаило-Архангельская церковь села Меркушино
По соседству стоит каменная Симеоновская церковь. Она однопрестольная, меньших размеров. Построена в 1886 году над бывшей могилой Симеона Верхотурского. Ранее с 1704 года тут стояла часовня. Под алтарём сооружена гробница, в которой бьёт считающийся святым источник. В 1939 году церковь закрыли, а в 1960-е годы засыпали и считавшийся святым источник. В 1992 году здание вернули РПЦ, повторно освятили в 1999 году. Эти две церкви соединяются галереей.
Симеоновская церковь села Меркушино
Около Симеоновской церкви сохранилась старая кладка из дикого камня. По тропинке отсюда можно выйти на берег реки Туры.
Старая каменная кладка
Комплекс в Меркушино является подворьем Ново-Тихвинского женского монастыря из города Екатеринбурга. Между Меркушино и Верхотурьем совершались большие крестные ходы. На поклон могиле Симеона Верхотурского издавна приходит много паломников.
Чтят в Меркушино и бывшего священника Константина Богоявленского, убитого большевиками в 1918 году. Он считается священномучеником. Его останки были обнаружены при восстановлении церкви. В честь Константина Богоявленского в 2006 году был освящён нижний придел Михаило-Архангельского собора. В его центре соорудили купель размерами 2,5х2,5 м, здесь проводятся обряды крещения с полным погружением в воду.
Предыстория
Село Иза документально известно с 1387 г. В то время Закарпатье, будучи населено славянами и исповедуя Православие, принадлежало Венгрии, в которой господствовала католическая вера. В сер. XVII в. началось вытеснение в Закарпатье православной веры путем насаждения унии. На этом фоне оплотом Православия долго оставалась юго-восточная часть края – историческая область Мараморош, куда входит и Иза. В Изе имел последнее место жительства и в 1710 г. почил православный священник Михаил Андрела-Оросвиговский, вошедший в историю Закарпатья благодаря своим полемическим письменам против католичества. В 1-й пол. XVIII в. весь край стал униатским, но бывшие православные общины сохранили греческий богослужебный обряд. С 1859 г. и до своей кончины, настоятелем униатского прихода в Изе был священник Иоанн Раковский (1815†1885) – высоконравственный и заботливый пастырь, известный просветитель. Он ревностно оберегал греческий обряд как выражение подлинной христианской традиции. Однако вне православного вероучения греческий обряд не давал униатам Закарпатья ощутить ту духовную полноту, какую они замечали у исповедующих Православие соседей – сербов, болгар, молдаван, украинцев и россиян. В кон. XIX в. началось возвращение многих жителей края к праотеческой вере.
В 1901-1903 гг. оставила унию и часть жителей Изы. Венгерские власти сочли развернувшееся движение изменой в пользу Российской империи и стали преследовать православных Закарпатья, проведя против них в 1903-1904 гг. судебный процесс в мараморошском городе Сигете, ныне входящем в состав Румынии. Обвиняемых приговорили к тюремному заключению и штрафам. Но движение продолжало расти. В 1905 г. его активным участником стал 28-летний Александр Кабалюк, уроженец закарпатского села Ясиня (ныне поселок городского типа). Он ходил по всему краю и проповедовал Православие, молился с оставившими унию земляками в тайных молитвенных домах. В 1908 г. соратники делегировали Александра на Святую Гору Афон с просьбой о присылке православных святынь для духовного укрепления отошедших от унии закарпатцев. 8 июля 1908 г. в Свято-Пантелеимоновском монастыре Афона над Александром был совершен чин присоединения к Православию, с вручением иконы Божией Матери «Акафистная» в благословение православному движению Закарпатья. В 1910 г. Александр стал насельником православного Яблочинского монастыря на Холмщине, тогда принадлежавшей Российской империи, а ныне являющейся частью Польши. Подвижник желал принять монашество и священство, чтобы затем вернуться на родину и нести труд духовного окормления православных земляков. 25 марта, 11 июля и 15 августа 1910 г. были совершены, соответственно, монашеский постриг Александра с именем Алексий, возведение нового инока в сан иеродиакона и иеромонаха.
В 1911 г. о. Алексий прибыл в Закарпатье уже как пастырь. Он совершал в молитвенных домах православных богослужения, исповеди, крещения, венчания. В том же году подвижник отправил на учебу в Яблочинскую обитель земляков Василия Вакарова, Василия Кеминя, Георгия Плиску, Михаила Мачку. Двое первых станут позднее архимандритами Матфеем и Амфилохием, а двое последних – протоиереями. Постоянные преследования со стороны венгерских властей вынудили о. Алексия выехать в 1912 г. в Российскую империю. Там подвижнику посоветовали отправиться на время в Русскую духовную миссию в Северной Америке. За океаном о. Алексий посетил эмигрантов из Закарпатья. В 1913 г. начался 2-й Мараморош-Сигетский процесс против православных.
Узнав о нем, о. Алексий поспешил в Сигет и добровольно предстал перед судом во главе своей паствы, готовый разделить ее участь. Невзирая на достойную адвокатскую защиту и протесты мировой общественности, судьи в 1914 г. вновь вынесли приговор о тюрьме и штрафах. В том же году разразилась I-я мировая война, в которой, помимо ряда других государств, столкнулись Австро-Венгерская и Российская империи. Обе они распались в конце войны. Отбывая заключение в разных тюрьмах Венгрии, о. Алексий в июле 1918 г. тяжело заболел. В сопровождении солдата его отправили на лечение в Ужгород. По пути о. Алексий совершил побег и пристал к отпущенным из плена российским солдатам. В ноябре того же года окончилась война.
Немного истории
Этот уральский город возведен на речке Туре, что протекает в Свердловской области. Немногим ранее город относился к Пермской губернии.
История возникновения Верхотурья берет начало с 1597 года, когда Ермак завоевывал Сибирь и Урал. Тут первоначально была крепость народности макси. Затем ее преобразовали в острог. Потом Верхотурье сделали таможней. Все товары, на которые богата Сибирь, проходили через этот населенный пункт.
Расцвету города поспособствовали два государственных указа:
Указом государство Российское монополизировало торговлю пушниной. Все сделки с русским купечеством, макси и местными жителями совершались здесь, на гостином дворе.
Указом учредили ямскую службу, пути которой пересекали Верхотурье. Для города это было очень выгодно – сооружения прочих путей сообщения поблизости, в этой же местности, запретили.
В середине 17 века город интенсивно развивался, строился. Росло население, наполнялись жилые кварталы, возводились храмы и монастыри. Торговля процветала.
В 1753 году торговля постепенно стихает из-за отмены пошлин. А к середине 19 века Верхотурье перестает быть торговым центром. Теперь эта местность делается центром духовным: растет число монастырей и храмов.