Образование древнерусского государства
От классов — к государству
В ходе выделения из относительно однородного патриархально-родового общества четко обособленных социальных групп — классов — возникла качественно новая организация — государство. Такой переход имел место у абсолютного большинства народов, в том числе, конечно, и у славян в какой-то момент их истории. Хотя точное время появления государства нелегко определить: этот процесс протекал практически незаметно. Тем не менее имеются некоторые, пусть и скудные, документальные свидетельства о начале формирования русской государственности. Так, арабский писатель Масуди, живший в конце IX в., в своем сочинении «Золотые луга» упоминает некое восточнославянское политическое объединение в Прикарпатье, возникшее там около середины VI в.: «Из этих племен одно имело прежде в древности власть над ними, его царя называли Маджак, а само племя называлось Валинана. Этому племени подчинялись все прежние славянские племена».
Древнерусское государство в X—XI вв.
Это древнейшее свидетельство о политическом образовании у восточных славян, которое, как и некоторые другие источники, позволяет судить о том, что их государственная жизнь началась задолго до возникновения древнерусского государства.
Начало государственности Руси
Летопись «Повесть временных лет» содержит предание о том, что до образования древнерусского государства существовали самостоятельные княжества. Это были полу-патриархальные-полуфеодальные территориально-политические объединения: полянами тогда руководил князь Кий, «а в деревлях свое княжество, а дреговичи — свое, а словене — свое в Новегороде, а другое на Полоте, иже и полочане…».
Олег у стен Киева. 882 г.
Именно с объединением под властью киевского князя огромных территорий русских и нерусских земель вокруг Киева возникло первое древнерусское государство, известное как Киевская Русь. В его состав вошел также и Новгород. Именно из этого города прибыл в Киев тамошний князь, захватил власть и стал первым правителем первого государства на русской земле. Звали его Олег — о нем мы уже упоминали немного раньше.
Почему именно Киев стал столицей Руси?
Памятник основателям Киева братьям Кию, Щеку, Хориву и их сестре Лыбедь в столице Украины.
Киев в качестве столицы имел немалые преимущества перед Новгородом. Он находился в центре русских земель; он был ближе к Византии, к которой русские князья имели интерес из-за ее богатства и величия в те времена; наконец, Киев стоял в относительной близости к ряду других территорий — Хазарин, Крыму, Дунайской Болгарии.
https://youtube.com/watch?v=9S4iSeNMvp8
Вопросы для самопроверки
- На каких территориях жили древние славяне?
- Кто такой Велес?
- С какой целью Рюрик с братьями прибыли в славянские города?
- В каком городе княжил Рюрик?
- Как звали сына Рюрика?
- Что называли городищем в Древней Руси?
Ответы
- На территориях бассейнов рек Вислы, Западного Буга, Днепра, на побережье Балтийского моря.
- Языческий бог славян, покровитель домашнего скота.
- С целью защиты славянских земель от набегов внешних врагов и междоусобицы.
- В Новгороде.
- Игорь.
- Укрепленный участок с постройками, обнесенный земляным валом и высокой деревянной изгородью.
Поделиться ссылкой
Источник № 2Истории и легенды
Анастасия Гаюнова разобралась с китайским и немецким
Мой район в городе Энгельсе называется Тинь-Зинь. Это поселок на левом берегу Саратовского озера. Подавляющее число местных жителей считает, что Тинь-Зинь — название дальневосточного происхождения, которое досталось поселку от осевших здесь китайских торговцев.
Весьма соблазнительно произвести Тинь-Зинь от китайского города-порта Тянь-Цзин. Название состоит из иероглифов «тянь» — небо, небеса и «цзин» — колодец. И означает «небесный колодец». Этот город — морские ворота Пекина. При этом некоторые местные жители с иронией предполагают, что в переводе с китайского Тинь-Зинь значит «Пять лягушек».
По другой версии, Тинь-Зинь — это всего лишь искаженное немецкое название поселка, расположенного среди небольших озер и с немецкой педантичностью указывающее на их количество — десять: Zehn Seen.
Местечко это небывалой красоты: тихий залив Волги, небольшие пляжики между камышами, плоский берег, где растут гигантские серебристые тополя, дубы и березы. Деревья стоят редко, а между ними изумрудная трава-мурава… В общем, чудо, а не место. Летом здесь можно устроить пикник, порыбачить, отдохнуть от знойной жары и искупаться в озере Сазанка и других доступных водоемах. А зимой здесь раздолье для здорового образа жизни: накатанная лыжня и каток.
Александр Ник рассказал страшную легенду
Расскажу, как развеселое Канавино-село стало частью большого города Нижнего Новгорода.
Первое упоминание Кунавинской слободы было в начале 17 столетия. Название района окутано странной легендой. Существуют предания о Куме, которая держала питейное заведение. Якобы ей всегда кричали: «Кума, вина!», что позднее слилось в «Кумавино», затем «Кунавино», а теперь мы слышим более современный и привычный нам вариант — Канавино.
С этой же Кумой, любившей пьянства, связана страшная легенда. Из-за нее один князь убил свою жену с сыном и утопил их в Оке. Кума была чародейкой и околдовала его своим волшебным вином. Когда княжич и княгиня узнали о связи князя с ведьмой, они решили расправиться с ней. Княгиня отравила чародейку, а князь рассвирепел и зарубил сына с женой мечом, а трупы всех троих сбросил в реку. Слухи об убийстве княжеской семьи дошли до царя, и он послал своих всадников за князем. Те отрубили ему голову, сбросили тело в реку, а голову сожгли на костре.
Кунавино было слободой, в 1925 году стало городом, а в 1928 году — районом Нижнего Новгорода. До середины 40-х годов район называли Кунавинским, позднее он стал Канавинским.
Турка: место для жилья
Наименование Турка, по мнению краеведа Мельхеева, проиcходит, скорее всего, от эвенкийского слова «турку», что на баргузинском диалекте означает «омулёвое место», и это, в общем-то, оправдано.
Также слово «турка» встречается в старинном забайкальском говоре и имеет два разных значения: короткоствольное ружьё и устье реки. По поводу последнего советский фольклорист Лазарь Элиасов писал так: «Не каждое ycтьe нaзывaют тypкa. To мecтo, гдe peкa кoнчaeтcя, ecли oнo пpигoднo для жилья, тo тypкoй пpoзывaют. Oкoлo Гopячинcкa ceлo ocнoвaлocь, и Typкoй eгo нaзвaли, пoтoмy мecтo для жилья пoдxoдящee».
Жемчуг: труднопроходимая тропа
В Тункинском районе есть село с «драгоценным» названием Жемчуг. Произошло же оно не от биогенного образования в раковинах моллюсков, а от двух бурят-монгольских слов: жэм – горная тропа или тропа по труднопроходимой местности и hэг – обозначение окончания чего-то или остановки.
А история названия гласит, что почти до конца позапрошлого столетия из южных районов Бурятии и северных аймаков нынешней Монголии через эту местность перегоняли скот в Иркутск, при этом преодолевая сложный путь через хребет Хамар-Дабан. Труднопроходимая тропа заканчивалась как раз в этом месте, где ныне располагается село Жемчуг. При написании слова Жэмhэг в русской транскрипции получилось Жемчуг.
Что известно о Рюрике?
Рюрик (родился около 800 г., умер в 879 г.) — согласно летописи, основатель Новгородского княжества, варяг, князь новгородский с 862 г. и родоначальник княжеской, ставшей впоследствии царской, династии Рюриковичей.
Рюрик, великий князь новгородский в 862—879 гг. Портрет из «Царского титулярника». 1672 г.
Впервые имя Рюрика упоминается в летописи «Житие святого князя Владимира», написанной около 1070 г. монахом Иаковом Черноризцем: «…самодержцю всея Рускыя земля Володимеру, вънуку же Иолъжину а правнуку Рюрикову…». «Повесть временных лет» была написана примерно на 40 лет позже, и там подробно излагалась история варяга Рюрика. Историкам не известны другие летописные источники сведений о князе Рюрике.
Рюрик был сыном ободритского князя Годолюба (ободриты — союз группы западнославянских племен), который погиб в бою в 808 г.
После потери прав на власть, которая перешла к его дяде, Рюрик отправился в Восточную Европу, где тамошние славяне конфликтовали с неславянскими племенами.
Жена Рюрика Ефанда, дочь урманского князя (урмане — племя, жившее на южном берегу Балтийского моря) из рода норвежских королей, умерла вскоре после рождения сына Игоря, кроме которого Рюрик имел еще дочь. В упомянутых выше летописях повествуется об Олеге, самодержавном правителе государства после Рюрика, родном брате Ефанды.
Олег показывает Игоря Аскольду и Диру. Миниатюра из «Радзивилловской летописи»
В Ипатьевской летописи содержатся данные о том, что до Новгорода Рюрик сидел в построенном им замке в городе Ладоге, находящемся от Новгорода в 200 км вниз по течению реки Волхов, в качестве предводителя наемной варяжской дружины, приглашенной туда новгородскими старейшинами во время внутренних усобиц (разногласий). Эти конфликты и помогли Рюрику захватить власть в Новгороде.
Превращение Рюрика из предводителя наемной дружины в новгородского князя поспособствовало прекращению усобиц и усилению роли Новгорода: он стал политическим центром союза, образованного северной группой славянских племен. С утверждения Рюрика князем среди северных племен (славянских и финских) начинается русская история, потому что этим положено основание русскому государству.
Памятник князьям Рюрику и Вещему Олегу в Старой Ладоге
Через два года, в 864 г., после кончины Синеуса и Трувора, старший брат, присоединив их земли к своему княжеству, основал по сути первую русскую монархию. Она простиралась на восток до нынешних Ярославской и Нижегородской областей, а на юг — до Западной Двины.
Рюрик раздавал своим дружинникам волости и города (Полоцк, Ростов, Белоозеро, Муром). Двое из его дружинников — Аскольд и Дир — с собственными отрядами двинулись, с согласия Рюрика, к Киеву, а оттуда к Царьграду (Константинополю). В 879 г. (год смерти князя) его сын Игорь был еще очень мал. Поэтому перед кончиной Рюрик поручил вест княжеские дела до того времени, как вырастет Игорь, своему родственнику Олегу.
Погост
Погост как тип селения упоминается в летописях с X века. Слово «погост» происходит от слова «гость». В Древней Руси гостем называли приезжего издалека торгового человека, купца. Интересно, что на Смоленщине до недавнего времени сохранялось слово «гостинец» в значении большая дорога. С торговлей связано еще одно слово — торжище. В древности торжище (т.е. торговля) имело сезонный характер. Как правило, оно устраивалось на местах языческих капищ, в местах массовых сходок людей. С приходом христианства на Русь на погостах (т.е. где останавливались гости) стали ставить церкви, и вскоре погост приобрел значение церковного прихода. На погостах при храмах также устраивались кладбища (возможно, эта традиция идет еще с языческих времен).
Со временем погосты приобрели значение княжеских округов. Князья, отправляясь на полюдье, часто останавливались на погостах, здесь творили суд и управу. Однако со времени создания централизованного государства функция погостов меняется. В Новгороде и его северных владениях погосты оставались волостными и церковно-приходскими центрами. В трапезной церкви проводились сходки, распределялись налоги, устраивались братчины — мирские пиры вскладчину. В Центральной России погосты постепенно утратили свое значение как центров княжеской власти. Многие погосты исчезли бесследно, оставив после себя пустоши, другие же сохранились в виде кладбищ с церковью при нем или слились с близлежащими селениями.
Подробнее: Что такое погост?
По фамилиям жителей
Именовали сёла и по фамилиям их жителей. По одной из версий, Татаурово получило название по фамилии богатого купца Татаурова, который был здесь проездом и оставил большую сумму денег на строительство и развитие села. Правда, есть и вторая версия, которая гласит, что Татаурово родилось от бурятского слова «татаур», что переводится как «заводь».
В конце ХIХ века появилась в иволгинской степи деревня Калёново. Фамилия большинства её жителей была Калёных — отсюда и название. Правда, за свою историю село не раз переименовывалось в Шишкино, но в нашем веке всё же закрепилось наименование Калёново.
Источник № 4Имена известных людей
Itsy Bitsy Spider патриот своего города
В Симферополе есть район Анатра. Мало кто из жителей слышал это название, хотя район находится почти в центре города. Связано оно с Симферопольским авиационным заводом, владельцем которого был Артур Анатра — одесский предприниматель и авиастроитель. Завод был построен в 1916 году, на нем выпускались самолеты «Ньюпор». С приходом советской власти завод переориентировали в… кожевенную фабрику.
Кстати, районы в Симферополе в народе почти всегда называют исключительно в честь улиц. Например, район Пневматика с расположенным в нем одноименным заводом зовется Балаклавской в честь улицы. Ну, или Бабой Клавой.
Площадь имени Куйбышева называют ласково Кубиком или пренебрежительно Куйбышатником. Говорящего так готов поколотить, ведь я истинный патриот своего города! Скандально известный здесь торговый центр носил имя «Куб».
А еще у нас есть уникальная подземная речка Казанка. Об этой речке тоже мало кто слышал, но особо любопытным даже диггеры экскурсии устраивали. А заточили ее под землю, чтобы не нарушать жизнь центральных улиц. Еще она много лет подмывает Художественный музей. И проходит в районе психиатрической больницы, в народе именуемой Розочкой. Окрестности больницы также называются Розочкой. От названия улицы Розы Люксембург, которой все же вернули более приятное историческое название — улица Александра Невского.
Такой вот вроде маленький, но богатый на интересности город Симферополь.
Кратко о происхождении славян
Самые ранние письменные источники, рассказывающие о славянских племенах, относятся к I—II вв. н.э. и принадлежат римским авторам Тациту, Плинию и Птолемею. В те времена славяне, называемые венедами, населяли территории в бассейне реки Вислы и побережье Балтийского моря. Первые восточные славяне (анты) во II—V вв. стали селиться на обширной территории от Западного Буга до Днепра. Они жили общинно-родовым строем, занимались преимущественно земледелием, а также разведением скота, охотой, сбором дикого меда, грибов и ягод. В IV в. образовался первый племенной союз восточных славян, который возглавили волыняне (они же дулебы и бужане).
Поляне выступили инициаторами создания второго союза восточнославянских племен на среднем Днепре. Легенда, записанная в «Повести временных лет» — самом раннем древнерусском летописном своде из дошедших до нас (автор — Нестор Летописец), — рассказывает о Полянском князе Кие, основателе Киева (ок. V в.).
Нестор Летописец
Поляне первыми среди восточных славян стали использовать название «Русь». Известия о русах (росах) встречаются в письменных источниках древних народов с VI в. О занятиях, обычаях и нравах русов много писали византийские и арабские путешественники и историки.
В VII—VIII вв. славянские племена расселились по огромной, покрытой дремучими лесами и болотами территории вдоль Днепра и его притоков, достигли Западной Двины, Чудского озера, реки Ловати, озера Ильмень, рек Волхова и Невы, дошли до Белого озера и рек Волги, Москвы и Оки. Вдоль водных путей славяне строили города и селения. В своем вековом движении на север и северо-восток славянские племена заняли значительные территории, населенные прибалтийскими и финно-угорскими племенами. Пришельцы-славяне селились вперемешку с малочисленным местным населением и в результате длительного общения ассимилировали его.
Поселение древних славян. VII—IX вв. Реконструкция
Ильменские словене — одно из восточнославянских племен — построили на реке Волхов город Словенск (впоследствии близ этого места возник Новгород Великий) и образовали третий племенной союз, в который входили и некоторые финно-угорские племена.
На Балтике и в верхнем Поволжье ближайшими соседями славян были племена финнов и балтов. К северу от них в Скандинавии обитали норманны, принадлежавшие к германским племенам. С VIII в. страны Европы стали подвергаться нападениям «пиратов» — викингов, которых русы называли варягами.
Славянское языческое святилище на острове Хортица на Днепре, Украина
К IX в. большую часть территории Древней Руси заселяли словене, кривичи, вятичи, северяне, поляне, древляне, дреговичи, радимичи и др. Их соседями стали финно-угорские (мордва, весь, чудь, меря) и балтские (голядь, латгалы, ятвяги) племена, обосновавшиеся там еще за несколько веков до прихода славян.
В те времена восточные славяне еще не были единым народом. Они делились на племенные союзы, включавшие в себя по 120—150 племен. К IX в. насчитывалось около 15 таких союзов. Племенные союзы назывались либо по местности, на которой проживали, либо по имени вождей.
Кому поклонялись славяне?
Каменный идол древних славян
Славяне были язычниками, обожествляли силы природы и умерших предков. Среди сил природы солнце и огонь занимали главное место. Даждьбог олицетворял солнце, богом огня был Сварог, ветра и бури — Стрибог. Покровителем стад (скотьим богом) считался Велес. Ни храмов, ни жрецов у славян не было. На открытых местах славяне воздвигали идолов — каменные или деревянные изваяния своих богов. Умилостивить идолов можно было жертвами. Священными считались рощи, озера и реки, якобы населенные лешими, водяными и русалками.
У Шуи есть родня на Валдае
Как отметил Кирилл Балдин, «чуть менее древние, чем Плёс и Юрьевец, в Ивановской области города, основанные во времена монголо-татарского ига: Шуя, Лух, Кинешма». Добавить к этому списку можно и Гаврилов Посад.
Ряд историков уверяют, что Шуя в русских летописях упоминается уже в 1393–1394 годах как значительный населенный пункт Нижегородского княжества. Хотя как поселение, без сомнений, возникла гораздо раньше. Возможно, Шуя была в числе городов-крепостей, строившихся в XIII веке по указанию великого князя Юрия Всеволодовича перед нашествием Батыя.
Город назван по реке Шуе, которая впадает в Тезу. У Шуи есть несколько тезок. Это реки в бассейне Онежского озера, Белого моря, притоки Орши, Унжи. Есть поэтому тезки и у города. Например, деревня Шуя Валдайского района Новгородской области. Название может происходить от финского слова «суо» (болото, озеро, болотистая местность). По другой версии, менее вероятной, наименование восходит к древнеславянскому «ошую», то есть «слева», «по левую руку» (в данном случае «на левом берегу»)».
Как город наша Шуя впервые упоминается в 1539 году, а до этого времени была известна как Борисоглебская слобода (по церкви благоверных князей Бориса и Глеба). В целом об истории Шуи до начала XVII века известно мало. Среди главных причин — утрата древних актов города в Смутное время, а также отсутствие масштабных археологических исследований.
Деревня
В деревнях жило тяглое население, которое с XV века стали называть крестьянами. Поскольку первоначально деревни ставились на расчищенных от леса полянах, то они были небольшими, в 1-3 двора. Деревня в 4 двора была уже исключением. Старые деревни можно было назвать, скорее, починок, выставок или займище; они были связаны с беспорядочным использованием леса, что было возможно только при редком населении и большой площади лесов: истощенный участок оставляли и расчищали новый; скот пасся на свободе. Процесс появления крупных деревень шел в XVI-XVII веках, прерываемый различными войнами и следовавшими за ними эпидемиями и неурожаями. От многих старых деревень не осталась и следа. Землевладельцам теперь было выгоднее держать тягловое население подле себя, поселив их по соседству. Так сформировались крупные деревни.
Вот такие древние типы селений дошли до настоящего времени. Теперь, путешествуя по России, приглядитесь внимательнее к названиям, оно многое сможет вам рассказать.
Сайт «Дорогами Срединного Пути», 2009-2023. Копирование и перепечатка любых материалов и фотографий с сайта anashina.com в электронных публикациях и печатных изданиях запрещены.
Какой особняк сохранился после пожара 1812 года в Москве?
В ходе пожара 1812 года в Москве сгорела большая часть деревянных домов, включая каменные. Тем не менее, до наших дней чудом сохранилось несколько допожарных деревянных домов. Один из них, возможно, самый старый из сохранившихся, находится в переулке, названного по владельцу этого здания. После революции 1917 года, этот особняк приспособили в коммунальное жилье. О каком доме идёт речь?
Определи правильный ответ:
- Особняк Сытина в Сытинском переулке
- Особняк Бахрушина в Бахрушинском переулке
- Особняк Елохова в Елоховском переулке
- Особняк Милютина в Милютинском переулке
Кулответ: Особняк Сытина в Сытинском переулке
Бом: сибирская язва
В Мухоршибирском районе в долине реки Тугнуй есть село с громким названием Бом. И о происхождении этого слова есть легенда. Если верить ей, то слово «бом» в переводе означает «мор, сибирская язва», и пришло оно к нам от когда-то кочующих в этих местах тугнуйских племён.
В глубокой древности в Тугнуйскую долину прикочевали табангуты и тунгусы. Много лет не знали они бед и жили в достатке: кормов для животных было не счесть, люди радовались тучным стадам. В лесах же водилось много дичи. Но всё резко пришло в упадок, как только среди животных начался мор – пришла сибирская язва. За короткое время жители долины лишились тучного скота. В лесу исчезли дикие звери, и людей настиг голод.
Юрьевец появился благодаря сну
Профессор Кирилл Балдин рассказал: «Датой основания Юрьевца часто называют 1225 год. Хотя документами она не подтверждается, но, судя по всему, город был основан именно в XIII веке, князем Юрием, третьим сыном Всеволода Большое гнездо». Город-крепость защищал северо-восточные границы Древней Руси. Кроме того, это старинный торговый центр на пересечении Волжского торгового пути и Большой столбовой дороги из центра России в Сибирь.
По легенде, Юрий Всеволодович, возвращаясь от племянников, остановился отдохнуть в устье реки Унжи. Во время сна было ему видение об иконе Георгия Победоносца на горе, что стоит на противоположном берегу. Проснувшись и переправившись, князь икону обрел, а на этом месте основал город, назвав его по имени своему и угодника Георгиевском или Юрьевом-Повольским (Поволжским). По другой версии, город основан еще раньше другим князем Юрием – Долгоруким в 1150 году.
Сейчас в Юрьевце можно увидеть хорошо сохранившиеся валы и рвы его последней крепости, именуемой Каменным городом. Но и по сей день живет другое его название – Белый город, хотя теперь никаких следов от белых стен и башен не осталось. До наших дней, к сожалению, не сохранилась Георгиевская гора – место основания первой крепости (она была срыта для строительства защитной дамбы на берегу Волги).
Село (сельцо)
Село, а также деревня были типичными типами поселения в XIV-XVI веках.
Село, или сельцо, связано со словом «селиться». Первоначально под ним понимали место поселения землевладельца. Оно, как правило, состояло из хозяина, его жены и детей, домочадцев, слуг и рабов. Они жили в избе, вокруг которой располагались службы (ледники, сараи, конюшни), а также «дворцы» (от слова «двор») слуг и холопов. Если рядом не было реки, то выкапывался пруд. Постепенно села становились центрами церковно-приходской жизни, в них ставилась церковь, поблизости строились дома церковного причта. Иногда служители церкви жили в особых деревнях-хуторах.
Городок, городище, город
Городок — один из древнейших типов селения. Как правило, городки были укреплены рвом, земляным валом и частоколом: слово «городок» и производные от него происходят от «огораживать», «городить». Вокруг городков в мелких поселках жило местное население, которое в случае опасности собиралось здесь, сюда же пригоняли скот и приносили имущество. Русские князья часто останавливались в городках. С XIV века городки постепенно утрачивают свое значение, их роль переходит к городам — укрепленным центрам княжеских владений. В прошлом синонимами слова «городок» было «городище» и «город». По типу Москва в древности была именно таким городком. В настоящее время под городищем городищем подразумевают археологические памятники — укрепленные селения, например, Рюриково Городище.
Мостовка: названо царевичем?
Казалось бы, название прибайкальского села Мостовка говорит само за себя и всё вполне логично: на его территории есть два моста через речку, которая тоже называется Мостовкой.
Однако краевед Александр Козин ссылался на более интересную версию, которую ему поведали старожилы села. Согласно ей, когда в далёком 1891 году цесаревич Николай Романов (будущий император Николай II) во время своего путешествия на Дальний Восток проезжал через Бурятию, в этом месте из-за грязи дорога была в ужасном состоянии. Для выхода из ситуации её замостили брёвнами, и когда карета царевича проезжала по ней, то очень сильно тряслась. Наследник престола и назвал населённый пункт Мостовкой, то есть «вымощенной».
Другой житель села сообщил краеведу иную версию, мол, нaзвaниe ceлa пpoизoшлo oт фaмилии бeглoгo ccыльнoгo Mocтoвoгo.
Кстати, баунтовское село Романовка получило своё название тоже в честь цесаревича Николая. Ожидалось, что в своём восточном путешествии он проедет через это село и будет, так сказать, приятно удивлён его названию. Но в последний момент царский караван свернул на другой тракт, однако село так и осталось Романовкой.
Происхождение названия славян
Существует несколько версий происхождения слова «славяне».
- От термина «слово». Славяне — люди, говорящие словами, то есть понятно. По аналогии с этим неславянские племена назывались немцы, т.е. немые, неспособные говорить по-славянски.
- От индоевропейского слова slauos — «народ» (кстати, в греческом языке есть слово lambda;alpha;όsigmaf;, означающее «народ, население, люди»).
- Топонимическая версия.
Наблюдение, что суффикс «-яне» сочетается преимущественно с топонимами, или названиями ландшафта (поляне, древляне, кыяне, бужане), привело многих лингвистов к версии об аналогичном происхождении названия славян. В таком случае возможно, что это название одного славянского племени, впоследствии распространившееся на все народы (так, существуют конкретные племенные этнонимы с корнем «слов-»: словаки, словенцы, словинцы, ильменские словене). Конкретный топоним надежно отождествить не удается, вероятно, это название реки. Об этом свидетельствуют такие наименования рек, как Словутич (поэтическое название Днепра), Слуя, польские Sawa, Sawica, сербское Славница.
Ганзурино: расколдованное село
О возникновении деревни Ганзурино, которая находится в Иволгинском районе, есть интересная легенда. Местные жители передают её из поколения в поколение. Дословно легенду опубликовал на своих страницах турпортал «Байкал и Восточная Сибирь»:
«Давным-давно это было. Стоял на месте села лес, темный и дремучий. Тихо в лесу, ни птица не пролетит, ни зверь не пробежит. Шел мимо юноша. Звали его Ганжур, а может, Ганзур его имя было. Ночь застала его в пути. Наломал он веток, зажег огонь и лег. Не спится ему. В полночь вдруг загорелись в деревьях окошки. Встал Ганжур, подошел к одному из деревьев, смотрит, а на месте дерева избушка появилась. Зашел Ганжур в избушку, смотрит – на печи старик сидит.
– Здравствуй, отец!
– Здравствуй, сынок! Какая нелегкая сила тебя занесла?
– Да вот шел мимо, а тут ночь. Куда ночью пойдешь? Кругом темнота. Ночь пройдет, и дальше пойду. Скажи, старик, что это в лесу у вас делается? В лесу тихо, ни птица не пролетит, ни зверь не пробежит. В полночь избушки появляются. Чудеса да и только!
И рассказал старик, что давным-давно стояло здесь село. Жили люди, не тужили, но нечистая сила заколдовала его. И среди деревьев есть одно, где и живет нечистая сила. Надо то дерево срубить – и чары с села снимутся. В деревне же одни старики остались – сил нет топор поднять.
Вышел Ганжур из избы, подошел к костру и стал ждать. Свежеет. Все окна погасли, только в одном месте свет горит. Взял он топор, подошел к дереву, да и срубил его. Вдруг грянул гром, засверкала молния, и на том месте появилась деревня. И с тех пор село стало называться Ганзурино. В селе закипела жизнь, стали селиться приезжие люди, которые занимались ремеслами и торговлей».
Призвание варягов
Наши далекие предки страдали от опустошительных набегов варягов, венгров, хазаров, а также от междоусобных войн. «Повесть временных лет» сообщает, что для спасения своих земель от разорения словене, кривичи, весь и чудь заключили военно-политический союз и предложили его возглавить трем знатным и влиятельным братьям-варягам (скандинавам) — Рюрику, Синеусу и Трувору. Этому не стоит удивляться: на славянских территориях с VIII в. присутствовало значительное число скандинавов.
Рюрик, Синеус и Трувор принимают славянских послов, призывающих их на княжение. 862 г.
Братья приняли предложение и в 862 г. прибыли в главные города пригласивших их племен со своими многочисленными дружинами. А поскольку варягов в те времена величали русами, то и территорию, контролируемую новыми правителями, стали называть Русью.