История
В 1954 году впервые обратил внимание на Усть-Канскую пещеру С.И. Руденко при проезде с р
Урсул, где работал основной отряд Горноалтайской археологической экспедиции, в с. Катанду, к катандинскому отряду.
8 и 12 июля 1954 года рекогносцировочная разведка с заложением небольшого шурфа, проведенная в этой пещере по его поручению И. М. Павлюченко, дала благоприятные результаты.
При первом посещении 8 июля почти на поверхности в пещере было обнаружено несколько каменных отщепов.
При разведке 12 июля на расстоянии 5 м от входа в пещере заложили шурф площадью 1 м2 на глубину 0,5 м. Культурный слой начинался на глубине 5—10 см от поверхности. В рыхлом, с камнями и щебенкой грунте найдено несколько отщепов и пластин, скребло и нуклевидное рубящее орудие, а также мелкие осколки костей животных.
В конце июля для раскопок в пещере С.И. Руденко направил отряд во главе с И. М. Павлюченко.
С 5 по 9 сентября раскопки продолжил С.И. Руденко.
После удаления со дна пещеры слоя птичьего помета (голубиного) ее площадь разбили на квадраты и пронивелировали, после чего приступили к раскопкам…
Широкая публикация материалов раскопок в своё время сделала Усть-Канскую пещеру хрестоматийным объектом по палеолиту Евразии. Автор открытия отметил особую архаичность каменного инвентаря, но по ряду причин не смог доказать мустьерский возраст стоянки, и она вошла в историю как самый ранний из позднепалеолитических памятников Алтая.
В 1970 году накопленные данные по раннепалеолитическим памятникам в Северной и Центральной Азии побудили Н.К. Анисюткина и C.Н. Астахова вновь вернуться к изучению Усть-Канской пещеры: производились зачистки стен прошлых раскопов, закладывались новые шурфы в отложениях пещеры, пересматривался возраст коллекции из раскопа 1954 г.
В 1979 году стратиграфию памятника изучали геологи С.М. Цейтлин и В.А. Панычев. Они уточнили разрезы пещеры и выделили до десятка слоев осадочных отложений.
Исследования Усть-Канской пещеры проводили В.Т. Петрин, А.Н. Зенин, Л.М. Чевалков (1998, 1999-2007).
С 1999 году в пещере начались исследования, организованные группой ученых из Института археологии и этнографии СО РАН (г. Новосибирск) и НИИ алтаистики им. С.С. Суразакова под общим руководством академика А.П. Деревянко. Обнаруженные культурные слои дали каменные артефакты, фаунистические остатки, зольные пятна, угольки и т.д.
В 2000 году было проведено комплексное исследование отрядом А.В. Постнова. Участие в его работе приняли представители различных научных дисциплин. Коллекция остатков позвоночных раскопок, полученная в результате исследований, (4905 определимых фрагментов) дополнила список видов Усть-Канской пещеры редкостными представителями фауны Алтая.
Современный взгляд
В 2006 году при проведении стационарных комплексных исследований в Усть-Канском районе отрядом экспедиции Института археологии и этнографии СО РАН, возглавляемой академиком А.П. Деревянко, выдвинуто следующее предположение.
Интенсивность заселения Усть-Канской пещеры (54 м над современным урезом воды) приходится на эпоху так называемого ранневюрмского (ермаковского) оледенения — 100-50 тысяч лет назад. В это время Усть-Канскую котловину и нижнюю часть её склонов заполняло подпрудно-ледниковое озеро. И человек жил в пещерах на горных склонах над подпрудными озёрами и ледниками.
После спуска подпрудного озера освободились склоны и значительная часть днища котловин. В период 50—24 тыс. лет назад (т.н. каргинское время) здесь были более лучшие условия существования для древнего человека.
Оптимальные условия для расселения по днищу котловины существовавшие в это время сменились несколько более суровыми условиями 23–10 тысяч лет (т.н. сартанское время).
Однако, оледенением была захвачена только зона гольцов и подпрудного озера в это время не было. Озёра существовали в виде остаточных водоёмов, и не исчезают, до сей поры. Необходимость для древнего человека подниматься в высокие пещеры и селится там, в эти периоды отпала.
Это объясняет резкую «потерю интереса» к расселению в верхних слоях Усть-Канской пещеры и малочисленности находок.
Путешествие в Катав-Ивановск на майские праздники
В Катав-Ивановске я была неоднократно. Этот город — родина моего отца. У меня здесь много родственников. Среди них — одна из моих подруг. Когда я приезжаю в Катав-Ивановск, я останавливаюсь у нее. Два раза я приезжала к ней на майские праздники. До конца девяностых годов прошлого века моя подруга жила в собственном доме.
Эко-туризм
Сейчас она проживает в однокомнатной квартире со всеми удобствами.
В каждый свой приезд я гуляла по городу, а также по горам, поросшим лесом.
В окружении гор город Катав-Ивановск смотрится очень живописно.
История города интересна, и жизнь моих предков по отцу тесно связана с ней. Что побуждало меня каждый приезд посещать краеведческий музей.
Последний раз я приезжала в Катав-Ивановск четыре года назад. Я получила приглашение от своей родственницы и подруги приехать в Катав-Ивановск на ее проводы на пенсию.
Дорога в Катав-Ивановск
Путешествие в Катав-Ивановск началось для меня в аэропорту Внуково.
аэропорт Внуково
За два часа я долетела от Москвы до Челябинска на самолете.
аэропорт Челябинска им. И. Курчатова
На автобусе от аэропорта добралась до квартиры своих родственников. После утреннего чая и легкого перекуса мы на автомобиле выехали из Челябинска. Еще через четыре часа приехали в город Катав-Ивановск.
Если бы я не воспользовалась помощью родственников, я бы доехала до Катав-Ивановска на автобусе.
Скорые поезда до Катав-Ивановска от Москвы не ходят. До Челябинской области поезда идут из Москвы с Казанского вокзала.
Казанский вокзал Москвы
Они проходят через города Вязовая,
станция Вязовая
Усть-Катав,
станция Усть-Катав
Златоуст, Миасс Челябинской области и Челябинск.
железнодорожный вокзал города Челябинск
Когда-то для пассажирских перевозок использовалась железнодорожная ветка от Вязовой до Катав-Ивановска.
Железнодорожная ветка от станции Вязовая до станции Катав-Ивановск
В первое свое путешествие в Катав-Ивановск в 1983 году я уезжала из Катав-Ивановска на местном поезде.
станция Катав-Ивановск
Но сейчас по этой железнодорожной ветке осуществляются только грузовые перевозки.
Автобусное сообщение связывает Катав-Ивановск практически со всеми крупными городами Челябинской области, кроме железнодорожной станции Вязовая, от которой удобней всего добраться на такси. Город Усть-Катав также находится близко от Катав-Ивановска. Доехав до него на поезде, можно затем на автобусе добраться до Катав-Ивановска.
перегон между станцией Вязовая и станцией Усть-Катав
Поэтому, с точки зрения потраченного на дорогу времени, удобней всего прилететь в Челябинск на самолете, а потом от автовокзала «Южные ворота» добраться на автобусе до Катав-Ивановска.
автовокзал Челябинска «Южные ворота»
Сплав Усть-Катав – Малояз
Чтобы добраться к Малоязу по Юрюзани от Усть-Катава, нужно будет пройти 68 км по реке, затратив около 4-х суток. На этом маршруте водные туристы встретят все природные диковины, отмеченные выше. За Идрисово водников ожидают новые достопримечательности. Расскажем о наиболее известных объектах Южного Урала между Идрисово и Малоязом.
Скалы Салавата (левый берег, gps 55°03’22.6″N 58°08’53.1″E, смартфон 55.056290, 58.148082). Поворачивают русло Юрюзани направо, перекрывая ей северное направление и постепенно поворачивая к востоку. Тремя группами растянуты вдоль левого берега на два километра.
Гребень Монахов, также Монашкин (правый берег, gps 55°05’56.7″N 58°11’13.5″E, смартфон 55.099085, 58.187081). Отвесный утес высотой 73 м, выходящий вплотную к речному берегу, испещренный выбоинами и вмятинами подобно кораблю после тяжелого сражения.
Гребень Салаватский (правый берег, gps 55°06’39.8″N 58°09’23.2″E, смартфон 55.111066, 58.156441). В нем находится Салаватская пещера, геологический памятник федерального значения (gps 55°06’41.1″N 58°09’20.8″E, смартфон 55.111419, 58.155778).
У этой пещеры четыре входа. Самый крупный – в 14 метрах от берега Юрюзани, на одиннадцатиметровой высоте от ее уровня. Его прямоугольный портал шириной 2,2 м и высотой 4,5 м смотрит на запад. Расположение второго входа – в 11 м от первого, ниже по течению Юрюзани. У него скошенная арочная форма при ширине 2,1 м, высоте 1,5 м. Второй вход ведет в Жилой грот, известный своей освещенностью и сухостью.
Третий вход расположен к северо-западу, в 9 м от второго. Его портал имеет правильную арочную форму, размеры 1,2 м (ширина) на 1,3 м (высота). Удаленность четвертого входа от третьего составляет 8 м вдоль стены Салаватского гребня. Форма его портала – неправильная арка, высота которой 0,9 м, а ширина 1,5 м. Общая протяженность гротов Салаватской пещеры составляет 322 м, их средняя высота – 1,3 м. Она особенно популярна среди спелеологов.
Гора Салавата (правый берег, gps 55°08’57.5″N 58°11’36.2″E, смартфон 55.149303, 58.193399). После широкого и медленного плеса, начинающегося с выходом Юрюзани из горной территории на равнину, появляется гора Салавата. Она будто искусственная, сложена одинаковыми по ширине известняковыми плитами. В ней находятся три пещеры, небольшие.
Населенные пункты, встречающиеся на сплаве до Малояза после Идрисово:
- поселок Верхняя Лука (малонаселенный), правый берег (gps 55°06’52.6″N 58°09’02.2″E, смартфон 55.114608, 58.150623);
- деревня Новые Каратавлы, левый берег (gps 55°07’04.9″N 58°07’58.1″E, смартфон 55.118023, 58.132818);
- деревня Калмакларово, правый берег (gps 55°09’59.8″N 58°11’19.1″E, 55.166607, 58.188633);
- село Малояз, левый берег (gps 55°10’44.7″N 58°09’22.1″E, смартфон 55.179089, 58.156139).
Реки и крупные ручьи на Юрюзани между Идрисово и Малоязом:
- ручей Катин, правая протока от крупного острова, правый берег (gps 55°05’32.8″N 58°12’05.9″E, смартфон 55.092449, 58.201636);
- ручей Кургашанский, правый берег (gps 55°06’47.4″N 58°09’06.7″E, 55.113173, 58.151849);
- река Усть Канда, левый берег (gps 55°07’04.9″N 58°07’58.1″E, 55.118023, 58.132818);
- река Наси, правый берег (gps 55°08’54.9″N 58°11’35.4″E, смартфон 55.148580, 58.193178);
- река Шардалы в Малоязе, левый берег (gps 55°10’39.8″N 58°09’52.0″E, смартфон 55.177725, 58.164449).
Завершить сплав в Малоязе удобнее вблизи дороги, неподалеку от поселкового центра (gps 55°10’46.8″N 58°09’41.4″E, смартфон 55.179667, 58.161492). В поселке есть автостанция, откуда можно выехать до Уфы, хотя прямого маршрутного транспорта не будет и придется «ловить» места в маршрутках, следующих транзитом через поселок из Верхних Киг, Месягутово или Екатеринбурга. Летом, заметим, это может стать проблемой. Лучше заранее побеспокоиться о самостоятельном транспорте для выброски.
Легенды про Аликаев камень
Про Аликаев камень, как и про многие интересные природные места Урала, сложены легенды. Одни из них кажутся явным вымыслом, другие — более похожи на правду. Какая интереснее и правдивее, выбирать вам.
Неразделенная любовь Аликая
Жил когда — то в этих краях разбойник Аликай. Красивый, смелый, защищал бедных, грабил богатых… Любил он красивую девушку. Без памяти любил. Да и девушка отвечала ему взаимностью.
Планировали они убежать и пожениться. Да, видимо, не судьба. Насильно выдали девушку за нелюбимого человека из соседнего села, не успел Аликай выкрасть любимую…
Не смог Аликай жить без любимой девушки, бросился с высокой горы, и разбился насмерть. А гору с тех пор называют Аликаев камень.
Разбойник Аликай
Много — много лет назад жил в этих краях молодой разбойник Аликай. Вместе со своими друзьями — разбойниками грабил он и проходящие мимо обозы, и одиноких путников. Устраивал набеги и на соседние поселения.
Устали местные жители от его грабежей, объединились, вооружились и напали на своих обидчиков. Поймали всех, кроме Аликая. А Аликай, спрятав награбленное в горе, сбежал.
Всю гору обыскали, но награбленное добро найти так и не смогли. Хотя, кто его знает, может лежит оно спокойно, ждет, когда его найдет внимательный турист?!
Пикник на обочине (граница Башкирии)
Место для отдыха было выбрано не случайно. Жена его выбрала заранее, изучив всю местность по гуглофоткам — Станционная пещера возле старой железнодорожной станции (рядом остановочная платформа 1799 км). Ехать до места пришлось ровно по тому маршруту, что подсказал Яндекс.навигатор — переехав жд пути по новому мосту (как я уже говорил, изначально навигатор настойчиво предлагал пересечь Французский мост и существенно сократить путь), далее, вокруг жилого массива из частного сектора. Ошибиться сложно, дорога асфальтированная одна, но на всякий случай, нам на помощь попалась маршрутная газель, которая нас вывела из поселка к лесу. Там, еще немного покружив и поползав по проселочной дороге, вдоль заброшенных хижин и жд путей, мы прибыли к месту назначения Вот тут
Координаты: 54°56’31.8″N 58°07’03.2″E
Сами того не зная, расположились мы, оказывается, со своим мангалом на территории Башкортостана, за пределами Челябинской области. Судя по карте.
Транссибирская магистраль, поворот от Усть-Катава в сторону Яхино, рядом со Станционной пещерой
Станционная пещера. Транссибирская магистраль, вид на старую станцию, в сторону Усть-Катава
Ждем поезда. Привычка смотреть на поезда еще с детства
Вид с места привала на речке Юрюзань
Поскольку, это был первый день вылазки из города, первая точка на нашем маршруте, было решено взять с собой мяса и сделать шашлык — поесть «нормальной» еды перед вылазками в горы. Понятное дело, что мясо в сыром или даже в маринованном виде в рюкзаках в походе испортится.
Пикничок возле станционной пещеры
Привал возле Станционной пещеры, неподалеку от Старой станции
Наша бобровая поляна на речке Юрюзань
Во время привала моя драгоценная жена (самый организованный человек в мире) зачитывала свои записи про наши места туризма, а мы внимательно слушали. После трапезы умудрились вздремнуть, что очень помогло нам в дальнейшем.
Судя по определенным следам, здесь были не только мы, но и бобры.
Юрюзанские бобры очень любят иву
После привала, мы, набравшись сил, совершили ошибку — залезли на каменистый утес с пещерой Станционной. Залезали полчаса, а потом еще и слезали столько же.
Станционная пещера, Усть-катав
Прогулки по городу
После музея мы любовались панорамой города с небольших гор.
Горы эти образованы слоистыми, розовыми известняками и диабазами.
«Розовые скалы»
Розовые известняки образуют также красивые скалы, вдоль которых проходит по городу железнодорожная ветка, идущая от железнодорожного вокзала Вязовая до здания железнодорожного вокзала Катав-Ивановска. Протяженность этой железнодорожной ветки — 32 км.
В центре города — пруд. Катавский пруд безусловно украшает город, как и река Катав.
Катав-Ивановский пруд
Большое впечатление произвел на меня ООО «Катавский механический завод». Здесь я впервые увидела своими глазами как выглядит сверху вся территория большого завода. Завод как город в городе. Почти как в фильме «Весна на Заречной улице».
Вид с гор на ООО «Катавский механический завод»
Близко подошла к старому, дореволюционному зданию его Управления.
Среди памятников архитектуры представляет интерес Казанско-Предтеченский храм. Основатели Катав-Ивановска поставили в поселке первую деревянную церковь. Она была освящена в честь Ионна Предтечи — небесного покровителя двух Иванов. В 1824 году на месте деревянной церкви был построен двухэтажный храм необычный для православных храмов архитектуры.
Общий вид Катавско-Ивановского завода. Снимок Прокудина-Горского 1910 год. На снимке Казанско-Предтеченский собор до революции
Средства на постройку церкви выделила княгиня Анна Белосельская-Белозерская, ставшая владелицей Катав-Ивановского завода. Верхний (летний) храм освящен в честь Казанской иконы Божей Матери, нижний — в честь Ионна Предтечи. Поэтому храм стали называть Казанско-Предтеченским.
Казанско-Предтеченский собор. То, что осталось после революции и гражданской войны
Храму также принадлежали часовня на родниках и молитвенные дома в деревнях Анновка, Бедярыш, Верх-Катаевка, Карауловка и Лемеза.
Какое снаряжение брать на сплав по Юрюзани
Каски требуются только по весенней «большой» воде, поскольку скорость реки будет наиболее высока. В летние месяцы сплав «матрацный». Река хоть и быстрая, но спокойная – летом сколько-нибудь серьезных препятствий (к примеру, прижимов или шивер) не встретится. Но! Спасжилеты обязательны каждому участнику сплава – это норма даже для туристических водных путешествий.
На рекреационный сплав по Юрюзани нужны два комплекта обуви с одеждой:
- «мокрый», для реки. Это панама или бейсболка, тонкие брюки (можно шорты, только длинные), «длиннорукавная» футболка или рубашка. На открытом солнцу пространстве реки много ультрафиолета, кожа на открытых частях тела может обгореть. Если не хотите длинные рукава-штанины – нужен хороший крем от загара;
- «сухой», для берега. Нужна ветровка, дождевик (обязательно нужен!), двое джинсовых брюк, две толстовки, носки 5 пар+1 пара (теплые), два комплекта белья нательного (лучше, если один комплект – термобелье). Летние ночи у реки довольно прохладные, учитывайте это.
Еще нужны х/б перчатки, чтобы веслом работать и ладони не натереть. Хотя Юрюзань и быстра – веслом больше придется ход править – удобнее будет в перчатках.
Дно Юрюзани каменистое, поэтому для купания в ней летом (в июле-августе) понадобятся аквашузы (коралловые тапочки), чтобы не поранить ступни ног.
Бивачное снаряжение обязательно. Потребуются палатки, мешки-спальники и костровое снаряжение (отточенный топор, котелок и тренога). Треногу можно заменить решеткой.
Для сплава по Юрюзани наиболее подходящими плавсредствами будут «тихоходы» — рафт или катамаран. Река сама по себе быстрая и дополнительно ускорять водное путешествие, выбрав для этого байдарку означает проскочить мимо природных красот и не достичь целей отдыха.
Семейным туристам, желающим сплавляться с детьми младше 10 лет, будет определенно нужен рафт (есть палуба, легок в управлении). Взрослые туристы-водники могут выбирать между рафтом и катамараном следуя уже своим привычкам.
Что посмотреть в окрестностях
Царев курган
В окрестностях Жигулевских гор также много достопримечательностей. Большинство из них связано с различными горными образованиями и историей края. Одно из необычных мест — Царев курган, который находится напротив Жигулевских гор через реку Волгу, в городе Волжский. Он имеет небольшую высоту, чуть меньше 80 метров, и необычную форму полукруга — это связано с тем, что ранее из него брали камень для строительства ГЭС.
По легенде, Царев курган создал сам Стенька Разин. Более того, для предводителя крестьянского восстания эта возвышенность была наблюдательным пунктом. Сюда также поднимались для осмотра местности Петр I, Александр I. На вершине холма установлен золоченый крест, который под лучами солнца выглядит по-настоящему впечатляюще. Внизу установлен храм с чудотворной иконой «Неупиваемая Чаша», здесь же расположен еще один святой источник.
Молодецкий курган
Другая достопримечательность, которая связана со Степаном Разиным, — это гора Молодецкий курган. Она находится рядом с горой Лепешка, напротив Тольятти. Отсюда с высоты удобнее всего наблюдать движение Волги сразу по нескольким водным артериям. На вершине кургана расположен памятник погибшим альпинистам. По самому холму пролегает благоустроенная дорога.
Гора Светелка
Еще одно чудесное место находится рядом с селом Усолье, где горная гряда лишь начинается. Это гора Светелка, высота которой составляет 218 метров. Место на вершине горы считается аномальным, поэтому многие здесь чувствуют прилив сил и верят, что оно исцеляет болезни. Аномальность вершины объясняется разломом земной коры, который относится к более раннему периоду, чем образование всех остальных гор в этой местности.
Гора Тип-Тяв
В Самаре также расположилась еще одна гора, происхождение которой связано с Жигулевским разломом. Вершина носит название Тип-Тяв, что переводится с тюрского языка как «вершина всех вершин». Относительно гор, расположенных на левом берегу Волги, эта гора действительно является самой высокой. Это одна из крайних точек Самары, откуда открывается вид на сам город, реку и соседний заповедник.
Раньше здесь также добывали известняк, из-за чего один из ее склонов стал обрывистым. В нем располагается множество пещер и штолен. После прекращения разработок они были заброшены, а затем стали использоваться в качестве гигантского холодильника: на случай войны здесь было создано специальное хранилище продуктов городского резерва. Некоторые помещения можно посетить в рамках экскурсии.
Город Волжский
Красивая смотровая площадка находится в городе Волжский, который является пригородом Самары. Помимо того, в рамках экскурсии можно посетить местные пещеры. В части из них во времена СССР также были организованы естественные холодильники для хранения продуктов. Самая крупная полость — карстовая пещера Братьев Греве. Ко входу ведет благоустроенная и безопасная тропа. Прогуляться в пещеру можно как самостоятельно, так и с организованной экскурсией.
Царев курган
Флора и фауна Жигулевских гор
Растительный мир Жигулевских гор чрезвычайно богат благодаря особенностям рельефа. Так как большинство гор обладает незначительной высотой, имеет мягкие очертания и хороший земляной покров, то их значительная часть покрыта среднерусскими лесами. Здесь можно найти традиционные лиственные породы, такие как липа, береза, дуб, клен. На более возвышенных участках, где больше песочных почв, растут сосны и кедры.
Более высокие участки гор и их южные склоны занимают в основном степи и лесостепи. Здесь преобладают травы и редкие кустарники. Флора гор отличается тем, что здесь произрастает более 1300 видов сосудистых растений. На склонах встречаются растения-эндемики: в их числе жигулевский солнцецвет, жигулевский тимьян и др. На деревьях, кустарниках и скалах растут более 230 видов лишайников.
Животный мир горной системы, напротив, не отличается богатством, что обусловлено небольшим количеством воды на склонах. Единственный постоянный источник воды здесь — это река Волга. В горах проживает более 5000 видов животных, из которых большинство относится к беспозвоночным. Всего 40 видов — млекопитающие, самым крупным из них является лось. Так как в горах практически нет хищников, то здесь хорошо чувствуют себя зайцы, косули и белки.
Из хищных животных на склонах можно встретить лисиц, куниц, барсуков, горностаев, норок. Крупных хищников здесь не водится. Зато здесь проживает множество грызунов. Просторы Жигулевских гор облюбованы птицами, которых здесь насчитывается более 200 видов. В лесах и степях гнездятся бекасы, тетерева, дятлы, грачи, жаворонки, синицы, полозы. В скалах строят свои гнезда стрижи и ласточки.
Разное
Никаких легенд, связанных с этой пещерой, в прошлом не было. Истории о полулюдях-полузверях — алмысах, которые якобы жили здесь в пещере, никоим образом не может быть приписана прошлым сказаниям алтайцев.
Алмысы у телеутов — покрытые шерстью люди, которые, по преданиям, когда-то жили на Алтае. А Радлов Василий Васильевич в словаре тюркских наречий определяет алмыса — как злого духа, служителя Эрлика.
В сочинениях авторитетных исследователей культуры алтайцев — Вербицкого Василия Ивановича, Потанина Григория Николаевича, Анохина Андрея Викторовича, никаких легенд про алмысов нет.
А вот что написал по поводу пещер Потапов Леонид Павлович: «Культ пещер в сущности является отражением культа богини Земли. Сама пещера первоначально мыслилась, как чрево матери-Земли, свидетельством чего являются, в частности, сохранившиеся до нашего времени названия отдельных пещер «эхын умай», т. е. «материнское чрево»… Г. Мэнэс… указывает на представление о горном ущелье, как материнском чреве, распространенное… также у алтайцев…».
Следует также отметить некорректную ссылку на мифологический словарь некоторых авторов. Алтайские албасты (не алмысы!!!) — злые демоны, связанные с водной стихией.
А хозяев скал или пещер алтайцы в XIX веке, что отмечал Г. Н. Потанин, называли ээлю.
Скорее всего, что легенды о проживании в Усть-Канской пещере алмысов придумали в постсоветское время для туристов и путеводителей.
Источники
1. Анохин А. В. Материалы по шаманству у алтайцев, собранные во время путешествий по Алтаю 1910—1912 гг. по поручению Русского Комитета для изучения Средней и Восточной Азии. Ленинград, 1924; 2. Мифы народов мира. Энциклопедия в двух томах. Второе издание. Т. 1. — М.: Советская энциклопедия, 1987. С. 58. 3. Очерки северо-западной Монголии. Результаты путешествия, исполненного в 1879 году по поручению Императорского Русского Географического Общества членом-сотрудником оного Г. Н. Потаниным. Выпуск IV. Материалы этнографические, с 26-ю таблицами рисунков. С. -Петербург, 1883. 4. Постнов А.В. Комплексные исследования Усть-Канской пещеры: методический аспект// В сборнике: Культуры и народы Западной Сибири в контексте междисциплинарного изучения. Сборник музея археологии и этнографии Сибири им. В.М. Флоринского. Томский государственный университет; Томск, 2005. С. 157-165; 5. Постнов А.В., Зольников И.Д., Гуськов С.А. Проблемы реконструкции среды обитания древнего человека на территории Усть-Канской и Ябоганской котловин в позднем неоплейстоцене // Проблемы археологии, этнографии, антропологии Сибири и сопредельных территорий. 2006. Т. XII. № 1. С. 224-229; 6. Руденко С.И. Усть-Канская палеолитическая стоянка // Материалы и исследования по археологии СССР, № 79. Палеолит и неолит СССР, Том 4, под ред. А.П.Окладникова. Изд-во АН СССР, М-Л, 1960. С.104-125; 7. Чевалков Л.М. Усть-Канская пещера // Республика Алтай. Краткая энциклопедия. Новосибирск: Арта.-2012.
Материал подготовил Е.Гаврилов, 22 ноября 2016 года. Ссылка на сайт обязательна!
Назад