Алмазная спичка.
Впервые напечатан в 1945 году (газеты «Уральский рабочий», 18 февраля 1945 г., и «Вечерняя Москва», 3 марта 1945 г., журнал «Пограничник», № 22, 1945). Здесь, как и во всем цикле сказов о сталеварах и литейщиках, писатель ставил себе задачей воссоздать историю Урала, как историю труда, историю «знаменитых мастеров»
Он неоднократно подчеркивал и в своей переписке, и в устных высказываниях, в выступлениях перед аудиторией необходимость обратить внимание на такие области прошлого, которые оставались вне поля зрения буржуазной исторической науки. Так, например, говоря о де Геннине, практике и историке уральского горнопромышленного дела в XVIII веке, П
Бажов замечает:
«По его словам выходит так, что без немцев мы бы на Урале и заводов не построили. Враки! Как дошел он в своей истории заводского устройства хотя бы до плотинного дела, так и пошли русские наименования: вешняк, вешняный прорез, ряжи, водные лари, понурый мост. Ни одного слова немецкого!.. О первых строителях таких плотин, об истоках их знания и опыта, об их ближайших сотрудниках хотелось бы знать гораздо больше, чем мы знаем сейчас. Историкам надо направить свои усилия в сторону изучения творческой деятельности тех простых людей — уральцев, которые мало или вовсе не показаны в материалах генералов — строителей» (К. Боголюбов. Наш Бажов, альманах «Южный Урал», № 5, 1951, стр. 54).
Народная легенда или выдумка Лескова?
Сам Николай Лесков говорил об этом же еще в письме от 1882 года:
При этом считается, что у Левши могли быть реальные прототипы. Например, тульские мастера Алексей Сурнин и Андрей Леонтьев, в 1785 году посланные в Англию для обучения промышленному делу. Сурнин после нескольких лет работы за границей вернулся в Россию и много сделал для развития отечественных заводов, сообщает Историко-патриотический сайт города Тула.
-
Специальные виды портландцемента кратко
-
Вода в химической промышленности кратко
-
Диего марадона биография кратко
-
Во сколько раз стены и перекрытия зданий из кирпича и бетона ослабляют ионизирующее излучение кратко
- Теория звукоподражания происхождения языка кратко
История
Порог Ревун и Смолинская пещера – это два невероятно интересных и популярных у туристов места, которые расположены буквально в километре друг от друга. Поэтому посещая один из этих объектов, трудно устоять перед соблазном сразу изучить и второй.
Первые упоминания об Смолинской пещере появились в 19 веке. Ее описание составил В. Г. Олесов, который проводил исследования пустот в этих краях. Именно он снял ее первый план. Исследователь дал имена нескольким гротам. Например, самый большой и просторный из всех получил название «Фавор», а главный – «Большая Келья».
Такие необычные имена были выбраны им просто так. При исследовании гротов ученый часто находил иконы, лавки и другие необычные предметы. Это подтверждало теорию, что в 19 веке в пещере скрывались от гонений старообрядцы. Остались сведения, что в послевоенные годы здесь жил отшельник. Его видели местные жители в этих местах до 1947 года. Каждый день в гротах пещеры он молился.
Новый план пещеры создали уже в 1962 году спелеологи из Свердловска. Они провели первую полноценную топографическую съемку объекта, сделали подробное его описание. Многие годы считалось, что пещера полностью изучена. Однако неожиданное открытие удалось сделать в 2010 году. Исследователи обнаружили новую часть системы. Она получила название «Небеса». Дальнейшие исследования выявили еще несколько ходов. И на сегодняшний день активно ведутся раскопки, которые вероятно смогут открыть неизученные места.
Село Смолинское
Село Смолинское — возникло после 1734 года.
Деревня Смолина сначала входила в Арамильский приход, затем, до 1765 года, в Покровский. Вероятно, в 1765 – 66 годах смолинцами принимается решение о постройке собственного храма. Известно, что 5 июля 1770 года протоиерей Феодор Кочнев, приехавший из Екатеринбурга, освятил первый храм села, который был деревянным.
В 1822 году церковь сильно пострадала от пожара. После ремонта ее вновь освятили. В следующем, 1823-м, была получена грамота на заложение нового каменного здания храма.
Когда фактически был заложен и окончено строительство этого храма – точно неизвестно. Однако левый (северный) придел был освящен ранее главного храма, а именно в районе 1838 года. Придел освятили во имя великомученика Димитрия Солунского. По грамоте преосвященного Аркадия, епископа Пермского, от 11 июня 1847 года местный священник Матфий Попов освятил главный храм во имя пророка Илии. Позднее был пристроен правый (южный) придел, который освятили в 1857 году в честь Воздвижения Креста Господня.
Храм неоднократно подновлялся и благоукрашался. Так, например, в 1887-93-х годах был обновлен иконостас в главном храме, а также расписаны его стены. В 1895 году храм был оштукатурен и выбелен. Известно о находившемся в храме деревянном кресте, который особо почитался среди местных прихожан. По преданию этот крест сделан был из сосны, крестообразно выросшей в Заречной части села. Позже на этом месте была поставлена часовня и устроен колодец, водой которого многие пользовались при различных болезнях.
В 1920 годах прошлого столетия храм, как и прочие храмы, был разрушен, и с тех пор постепенно приходил в запустение.
Особо интересны сохранившиеся фрески, такую сохранность не часто встретишь в заброшенных храмах…
Каменские топонимы в произведениях Бажова.
С жизнью и творчеством писателя связан ряд топонимов – географических названий нашего края. Одни каменские топонимы прямо указаны в произведениях и статьях Бажова, другие – связаны с деятельностью каменских селькоров Крестьянской газеты, третьи – населенные пункты, в которых писатель бывал сам.
В 1934 году вышла книга П.П. Бажова «Бойцы первого призыва» о событиях гражданской войне на Урале, в том числе и в Каменском крае. Из 33 разделов, в шести, автор упоминает населенные пункты Каменского края: Каменский завод, д. Рыбникову (сейчас село Рыбниковское), с. Колчедан, д. Камышевку, с. Травянское, Каменскую, Травянскую, Щербаковскую, Черемховскую, Пироговскую волости.
Давая в первом разделе социально – экономическую характеристику Зауралья писатель пишет о недостатке хлеба в Каменской и Колчеданской волостях, Каменском и Колчеданском женских монастырях, о съезде председателей волостных Советов Каменской, Травянской, Щербаковской, Черемховской, Пироговской, Шаблишской и Зырянской волостей в 1918 году, на котором Каменский завод стал районным центром.
В других разделах Бажов пишет об убийстве в деревне Рыбникова вернувшегося домой солдата и отряде камышловских и каменских рабочих прибывших для расследования; Каменском заводе, «где происходило формирование отрядов, направляемых против Дутова», рабочих депо и Каменского завода ушедших на дутовский фронт; о направлении партийных работников в Колчедан для мобилизации беспартийной молодежи, об обороне Колчедана, деревни Камышевки и отступлении красных на Каменский Завод и село Травянское.
Интересные сведения содержатся в разделе «В Каменском заводе»: инциденте каменских священников с Совдепом по поводу возврата в церковь метрических книг, наличаи в Каменске к Октябрю крепкой партийной организации и вооруженных отрядов выезжавших на подавлении кулацких восстаний. Пишет П. Бажов и об эвакуации оборудования завода. Деревня Байнова, что сейчас слилась с Каменск – Уральским, упоминается П. П. Бажовым в сказе «Про водолазов». Водолазами в Зауралье прозвали священников зато, что их во время картофельного бунта в 1842 году, передергивали из одной проруби в другую. В сказе писатель указывает, что рассказал ему об этом старик – красноармеец из деревни Байнова.
В повести «Дальнее – близкое» писатель упоминает р. Исеть: «Тоже вон теперь мельниц по Исети много настроили». Немало их было и в Каменском крае. Только на порожистом участке Исети, между д. Перебор и д. Бекленищева – восемь. Сохранились вырубленные в береговых скалах желоба для подачи воды и жернова. Жернова для исетских мельниц делали из жернового камня (кварцевого песчаника), добываемого у с. Колчедан. Упоминает П. Бажов также Каменск, газету «Екатеринбургская неделя» и ее редактора Штейнфельда. «Железнодорожную ветку вскоре стали прокладывать «более экономичным путем» от Каменска на Шадринск». Инициатором издания «Екатеринбургской недели» был Н. А. Полков, с 1866 по 1870 гг. управитель Каменского завода. Его идею поддержал однокурсник и друг П. К. Штейнфельд. Разрешение на издание газеты было получено в1878 году после неожиданной смерти Н. Полкова. Издателем стала его жена, а редактором Штейнфельд. «Екатеринбургская неделя» стала первой частной газетой на Урале и вторым периодическим изданием в Екатеринбурге после «Записок УОЛЕ» издававшихся с1873 года.
Кратчайшее изложение
Император Александр I привозит из Англии в Россию миниатюрную стальную блоху, умеющую танцевать. Его наследник, Николай I, передает диковинку тульским оружейникам, чтобы те придумали, чем ответить англичанам.
Мастер Левша привозит блоху в Петербург и показывает, как искусные туляки посрамили иностранцев ювелирной работой: изготовили для блохи крошечные подковы и подковали ее.Восхищенный царь отправляет Левшу вместе с чудесной блохой в Англию. Там мастер осматривает местные заводы, а потом возвращается на родину. По дороге домой он пьет с помощником шкипера и по прибытии в Петербург попадает в больницу.
Храм Пророка Ильи и Смолинская пещера
22 Август 2021
admin
Храм Пророка Ильи и Смолинская пещера
Поселок Смолино находится недалеко от Каменска-Уральского Свердловской области. Поселок имеет 300-летнюю историю. Там можно посетить красивый каменный храм Ильи Пророка 1823 года закладки. Образец позднего классицизма. Сейчас храм является памятником архитектуры областного значения.
Храм был закрыт в 1940-м году. Разрушали его большевики методично и целенаправленно. Приезжали трактора, привязывали тросы к колоннам и тянули. Но вот кресты снять так и не смогли. Один человек даже убился при этом. После войны там устраивали костры, растаскивали решетки, кирпичи.
После аварии на химкомбинате «Маяк» в 1957 году радиационный след прошел через Каменск-Уральский и эти места. Город остался как был, а вот из окрестных сёл тысячи людей были эвакуированы. Вынужденными переселенцами стали тогда и жители села Смолинское.
Храм поражает своей огромностью. Он похож на какой-то древний корабль. Даже руины представляют собой величественное зрелище. Внутри прямо на кирпичах стоят иконки, ведутся службы, по воскресеньям в 14-00 приезжает батюшка из Покровки. Есть староста. Приход — несколько женщин. Своими силами ведут кое-какие работы. Староста говорит, что помогают туристы. Они приходят после посещения Смолинской пещеры и оставляют что-то на восстановление храма. Хотелось бы, чтобы такой памятник архитектуры был когда-нибудь возрожден.
Рядом с храмом несколько могилок прежних служителей. Внутри при всем при том сохранились фрески. Говорят, что с началом ведения служб, они стали будто бы сильнее проявляться. Стали различимы на них какие-то надписи.
Село находится к сожалению как бы на отшибе, в стороне от больших дорог. Поэтому сюда редко кто заезжает. Но кто, как мы заехали, испытывают настоящий восторг.
Недалеко от поселка Смолино находится хорошо известная Смолинская пещера. Ее правда не легко найти. На окраине большой поляны засаженной маленькими елочками надо свернуть к Исети, проехать мимо небольшого прудика. Радиационный фон там повышен, поэтому купаться и тем более пить из него нельзя. Еще немного продвинуться до русла ручья Смолянка. Ехать дальше коряво. И пройти пешком в сторону реки. Сначала попадется небольшая дыра, немного дальше основной вход в пещеру. На скале установлен деревянный крест — своеобразный ориентир для блуждающих туристов. Был установлен. Лето 2021 — креста уже нет.Смолинскую пещеру впервые описал в середине XIX века В.Г.Олесов. Он же и придумал названия гротам: «Большая келья», «Фавор» (самый большой), «Алтарь» (самый дальний). Это одна из самых длинных пещер Свердловской области.
Очевидно, что пещера была прибежищем старообрядцев. Олесов увидел там иконы, лавки, выбитые рукотворные ступеньки, лестницы. Длина ходов в пещере более 500 метров. Один из спусков уходит вертикально вниз и его окрестили «Дорога в ад», чтобы спуститься необходимо соответствующее снаряжение. Пещера в целом сухая. Но небольшой слой глины на дне после дождя может раскиснуть. В целом своды достаточно высоки, но кое-где придется проползти. Раньше здесь была постоянная температура +4,5 градуса и была огромная колония летучих мышей. Но видимо из-за доступности пещеры и массового наплыва туристов мыши исчезли.
Коренная тайность.
Опубликован впервые в 1945 году (журнал «Краснофлотец», № 1, 1945 г. и газета «Уральский рабочий», 10 ноября 1945 г.). Герои сказа — реальные исторические фигуры: талантливый русский металлург прошлого века П. П. Аносов и его помощник мастер Н. И. Швецов. Сказ Бажова в основе своей полемичен. Он устанавливает приоритет Аносова в создании замечательного русского булата. П. Бажов в частности оспаривает концепцию произведения Е. Федорова — «Тайна булата», опубликованного в 1944 году и посвященного той же теме. В угоду «чистой» занимательности Федоров отступил от исторической правды. Он заставляет русского металлурга скитаться по Востоку, претерпевать различные приключения для того, чтобы наконец привезти из Дамаска секрет приготовления булатной стали.
Труды самого Аносова, публиковавшиеся в «Горном журнале», выписки из архивных материалов, дневники талантливого металлурга и другие документы подтверждают, что именно Аносов являлся творцом булата и ни у кого не заимствовал секрета его производства. Это был смелый исследователь, опиравшийся в своей работе на большой практический опыт, природную сметку русских мастеров, таких, например, как Н. И. Швецов. Сказ П. Бажова «Коренная тайность» восстанавливает приоритет русского металлурга. Писатель, тщательно изучив подлинные исторические документы, решительно отверг выдумку об иностранном происхождении аносовского булата.
Земляки — камнерезы продолжатели дела уральских мастеров – камнерезов.
«Много сказов посвятил Бажов мастерству уральских мастеров», в том числе мастеров-камнерезов. Традиции камнерезов прошлого, воспетых в сказах, продолжают современные мастера. Среди них и наши земляки. Анатолий Жуков познакомился с камнем в четырнадцать лет в геологическом музее школы 16. Занимался в геологическом кружке который вел В. П. Шевалев. Обработкой камня серьезно занялся в архитектурном институте. После его окончания начал работать художником-камнерезом. С 1986 года он постоянный экспонент разных выставок
. Его работы экспонировались более чем на 80 выставках в России и других странах; заняли достойное место во многих музеях, частных коллекциях в стране и за рубежом. Есть у него работа и на бажовскую тему («Данилушка», 2001г). Творчеству мастера посвящена книга Т. Парнюк «Анатолий Жуков» ( 2006). С 1995 года А. Жуков – член Союза художников России. Признанием заслуг мастера стало награждение его в 2008 г. медалью им. А. К. Денисова – Уральского за № 1.
Находясь в рассвете творческих сил, Анатолий Иванович продолжает создавать уникальные образцы камнерезного искусства.
Многоликий мир природы живой,
Полный света, красок, движения, звуков,
Видит, чувствует в камне душой
Камнерез и художник Анатолий Жуков!..
Т. Парнюк
Житель Каменска – Уральского камнерез — любитель Н. И. Ильенко по мотивам бажовских сказов изготовил из камня «Огневушку – Поскакушку», подсвечник «Каменный цветок», «Серебряное копытце», «Золотой волос», «Митяйка», « Жабреев ходок»; « Хозяйку железных гор». Дважды в Екатеринбурге проходили персональные выставки Николая Ивановича. В 2013 году на межрегиональном конкурсе имени А. К. Денисова – Уральского стал лауреатом. На проходящей в Екатеринбурге выставке посвященной 150 летию со дня рождения А. К. Денисова – Уральского работы земляков — камнерезов стоят рядом: « Бюст Денисова – Уральского» А. Жукова и « Здравствуй Урал» Н. Ильенко. Работы земляков – камнерезов можно увидеть в геологическом музее Центра внешкольной работы.
« Работа – она штука долговекая… Человек умрет, а дело его останется», говорил П. П. Бажов. Работы созданные нашими земляками сохранят память о них на века.
Карьер «Старая линза» (Шабровский карьер)
Карьер «Старая линза» (Шабровский карьер).
Хочется взглянуть на пирамиды майа, но нет возможности съездить ради этого в далекую Мексику? Что ж, есть более дешевая альтернатива – отправиться в пригород Екатеринбурга, где расположен законсервированный карьер «Старая линза» Шабровского месторождения. Когда-то здесь добывали тальк, причем огромные плиты просто выпиливались из массива.
В результате к 1974 году, когда карьер был законсервирован, сформировался огромный котлован глубиной 100 метров, стены которого покрыты аккуратными ступенями. Со временем наружу прорвались подземные воды, красивыми водопадами стекающие по этим самым ступеням.
Вплоть до 2017 года воду из карьера откачивали, и можно было спокойно пройтись по его дну, разглядывая брошенные и давно заржавевшие машины и механизмы (в том числе и ту самую гигантскую пилу, которой вырезали тальковые плиты) – совершенно постапокалиптические картинки. В 2017 году откачку воды из карьера прекратили, и сегодня «Старая линза» – это красивое бирюзовое озеро с ровными почти отвесными берегами, ступеньки которых спускаются к самой воде.
Адрес: Старая линза, Екатеринбург, Свердловская область, Россия.
Про главного вора.
Впервые напечатан в газете «Уральский рабочий», 21 августа 1941 г. Входил позднее в состав сборников «Сказы о немцах», Свердловск, 1943 г.; Челябинск, 1944 г.; изд. «Правда», 1945 г. Это сказ-побывальщина, повествующий о периоде правления Бирона, о засилии немецкой администрации в управлении заводами на Урале. П. Бажов, говоря о работе над сказом, указывает источники, фольклорную основу, из которой выросло его произведение. Это были отрывочные воспоминания бывалых горщиков о «старинных» заводах. «Мой собеседник, — пишет Бажов, — вспомнил: „Сказывали старики про одного немца. Он будто целую гору проглотил и все наши заводы схамкал. Вот какой брюхан!“.
Кроме этого, мой собеседник ничего сказать не мог, но вскоре в другом районе я встретил старика, который дал новый вариант этого же рассказа: «Точно! Был такой! Над горами его начальником поставили, а он взял да — одну гору и сглотнул и еще половину всех здешних заводов слопал».
По этим обрывкам всякому немного знающему историю горнозаводского Урала не трудно догадаться, что речь идет о немце Шемберге, который в пору бироновщины захватил в свое владение гору Благодать с прилегавшими к ней заводами и «организовал» раздачу казенных заводов в частные руки» (газета «Литература и искусство», 6 февраля 1943 г.).
Здесь был Бажов
По журналистским делам и родственным связям Павел Бажов бывал в селах Колчедан, Пироговское, Маминское, Окулово, Рыбниковское, деревнях Комарова и Белоносова. «В Белоносова он дружил с Прохором Алексеевичем Белоносовым» и приезжал к родственнику Ивану Прокофьевичу Колосову. Он хорошо узнал занятия и быт белоносовцев. Рассказывая о селе Белоносове П. Соломеину, который как коммунист – двадцатитысячник направлялся в 1929 году в белоносовскую коммуну «Красный день», Бажов сказал: «Село интересное, но крестьяне там не любят сельское хозяйство. Там живут горшечники, кошечники, скорняки. Это, кажется, единственное на Урале село, где даже бабы чулки вяжут на чулочных машинах». Позднее о селе Белоносове П. Соломеин написал повесть «Пути – дороги».
В 1925 в селе Белоносова родилась Лидия Михайловна Слобожанина кандидат филологических наук, профессор, литературовед, автор нескольких книг и многих статей о творчестве П. Бажова.
Не раз Бажов бывал и в Каменском Заводе. Так, по заданию редакции 11 июня 1932 года Бажов посетил Каменск в базарный день. Итогом поездки стала статья «Ничего этого у нас нет». В ней он пишет о том, что крестьяне «кормят» жителей города, снабжают продуктами, а в обмен не получают ничего: ни топоров, ни лопат, ни гвоздей. (Коровин А. Каменская страничка Павла Бажова. // Пламя – 1989 – 28 января).
У старого рудника.
П. Бажов неизменно включал очерк «У старого рудника» во все издания «Малахитовой шкатулки», стремясь подчеркнуть в сказах их реально-историческую основу. Первый краткий вариант очерка, озаглавленный «У караулки на Думной горе», вошел в качестве предисловия уже в первое издание «Малахитовой шкатулки» (Свердловское областное издательство, 1939 г.), а затем во второе («Советский писатель», 1942 г.).
В 1940 году П. Бажов развернул это предисловие в большой очерк, широко введя материал, рисующий горнозаводский быт конца прошлого столетия. Этот вариант первоначально был опубликован в альманахе «Уральский современник», № 3, 1940 г. Затем, начинав с третьего издания «Малахитовой шкатулки» (Гослитиздат, 1944), очерк «У старого рудника» сопровождал все последующие собрания сказов.
Аракульский Шихан
Аракульский Шихан.
На границу Свердловской и Челябинской областей, к городу Верхний Уфалей, путешественники едут, чтобы увидеть величественный скальный массив Аракульский Шихан. Эта скальная цепь, растянувшаяся более чем на два километра, у многих ассоциируется с Великой Китайской стеной, тем более что структура шихана неоднородна – он сложен из огромных каменных глыб и гранитных плит.
Чтобы осмотреть все местные достопримечательности, а заодно совершить восхождение на главный пик Аракульского Шихана – 80-метровую вершину Чемберлен, будет достаточно и одного дня, но, взглянув на лежащее у подножия озеро Аракуль, вы поймете, что вам очень хочется задержаться здесь подальше и провести на берегу ночь с костром и палаткой.
Адрес: Аракульский Шихан, Аракуль, Челябинская область, Россия.
История создания
В основе произведения — подлинная история наводнения, которое произошло в Петербурге осенью 1824 г.
Образ ожившего памятника, по всей видимости, взят из городских легенд. По одной из них, Александр I собирался вывезти Медного всадника из Петербурга. Но один из придворных остановил императора, рассказав свой сон. В этом сне Медный всадник скакал по петербургским улицам, укорял императора за беспорядки, но обещал, что пока он (Медный всадник) в Петербурге, ничего плохого не случится.
Возможно также, что Пушкин использовал в своём материале идею ожившего памятника из «Дон Жуана».
Проблематика:
- отношения личности и государства;
- человек и природа.
Откуда же название — «Медный всадник»? Разумеется, Пушкин сознательно пошёл на искажение фактов. Медь имеет красноватый оттенок, что придаёт «кровавость» образу императора. Кроме того, медь лишена благородства бронзы — это простой металл.
Евгений и его маленький бунт ничем не мешают ходу истории, но этот герой по замыслу Пушкина погибнет под копытами абсолютизма
Власть, безразличная к человеку в решении задач государственной важности, становится кровавой и лишается благородства
Литературное направление: реализм.
Литературный жанр: поэма.
Жанровые особенности: «Медный всадник» принято называть поэмой, хотя сам Пушкин дал этому произведению подзаголовок «Петербургская повесть». При этом исследователи отмечают жанровую неоднородность «Медного всадника»: как и в «Капитанской дочке», в этой поэме Пушкин органично переплёл семейный быт с историей.
Время и место действия: Действие происходит в 1824 г. в Петербурге.
Они встречались с Бажовым
Дважды встречалась с П.П. Бажовым жительница Каменска-Уральского Н. А. Лапико. В детстве она жила в Свердловске. Первая встреча произошла в 1937 году на занятиях драматического кружка, где шла репетиция сказа «Малахитовая шкатулка». Вторая – в 1939 году, когда Нина победила в литературном конкурсе, посвященном Л.Н. Толстому. Оба раза Павел Петрович беседовал с ней.
Встречалась с писателем и жительница села Травянского Е.А. Бунькова. «Шел Февраль 1946 года. П. Бажов был выдвинут кандидатом в депутаты Верховного Совета СССР по Красноуфимскому избирательному округу. Я была студенткой Красноуфимского сельхозтехникума. 12 февраля мне исполнилось 18 лет. Как самого молодого избирателя меня пригласили на встречу с Павлом Петровичем во дворец культуры. Позднее о встрече с писателем я рассказала по местному радио».
В 1949 году с П. Бажовым беседовал краевед А. Ф. Коровин. Вероятно Аркадий Федорович не раз встречался с писателем, что позволило ему написать книгу «Этюды о П. П. Бажове» ( не издана).
Ежегодно общественность города отмечает день рождения П.П. Бажова, особенно широко в юбилейные годы. Так в 1979году – год 100 летия со дня рождения писателя, в школе 16 была организована « Выставка – камней» — первая в городе, которую посетило более 3 тысяч человек; конкурс рисунков, стихов, сочинений и литературно – музыкальная композиция «Бажов – великий сказочник земли уральской.