Элементы сказки и были в произведении м.м. пришвина «кладовой солнца»

Русская старина

Краткое содержание

Чтобы легче было написать сочинение в 5 классе по «Кладовой солнца», не помешает познакомиться с аннотацией книги. В повести говорится о сестре и брате, Насте и Митраше. Девочке было 12 лет, мальчику — 10. Когда их родители умерли, дети остались жить одни в сельском доме. Они научились вести хозяйство, ухаживать за козой.

Однажды брат с сестрой собрались за клюквой на Блудово болото. В лесу Настя и Митраша поспорили, какими тропинками нужно идти. После этого каждый пошёл своим путём.

Митраша решил сократить дорогу и отправился по непроторённой тропе. Такие действия привели к тому, что мальчик начал тонуть в болоте. Долго брат звал на помощь сестру, но та так и не услышала: она увлечённо собирала ягоды. Потом Настя вспомнила про Митрашу, стала звать его, но тот не отзывался.

Настя пошла на звук выстрела и отыскала брата. Дети с Травкой вернулись в родную деревню. Все жители встречали их, как героев. Никому не верилось, что маленькому Митраше было под силу убить злого волка. Травка стала жить с детьми. Настя чувствовала себя виноватой в том, что брат чуть не утонул, поэтому она отдала собранную клюкву для эвакуированных детей из Ленинграда.

I

В одном селе, возле Блудова болота, в районе города Переславль-Залесского, осиротели двое детей. Их мать умерла от болезни, отец погиб на Отечественной войне.Мы жили в этом селе всего только через один дом от детей. И, конечно, мы тоже вместе с другими соседями старались помочь им, чем только могли. Они были очень милые. Настя была как золотая курочка на высоких ногах. Волосы у нее, ни темные, ни светлые, отливали золотом, веснушки по всему лицу были крупные, как золотые монетки, и частые, и тесно им было, и лезли они во все стороны. Только носик один был чистенький и глядел вверх попугайчиком.Митраша был моложе сестры на два года. Ему было всего только десять лет с хвостиком. Он был коротенький, но очень плотный, лобастый, затылок широкий. Это был мальчик упрямый и сильный.«Мужичок в мешочке», улыбаясь, называли его между собой учителя в школе.Мужичок в мешочке, как и Настя, был весь в золотых веснушках, а носик его чистенький тоже, как у сестры, глядел вверх попугайчиком.После родителей все их крестьянское хозяйство досталось детям: изба пятистенная, корова Зорька, телушка Дочка, коза Дереза, безыменные овцы, куры, золотой петух Петя и поросенок Хрен.Вместе с этим богатством досталась, однако, детишкам бедным и большая забота о всех этих живых существах. Но с такой ли бедой справлялись наши дети в тяжкие годы Отечественной войны! Вначале, как мы уже говорили, детям приходили помогать их дальние родственники и все мы, соседи. Но очень что-то скоро умненькие и дружные ребята сами всему научились и стали жить хорошо.И какие это были умные детишки! Если только возможно было, они присоединялись к общественной работе. Их носики можно было видеть на колхозных полях, на лугах, на скотном дворе, на собраниях, в противотанковых рвах: носики такие задорные.В этом селе мы, хотя и приезжие люди, знали хорошо жизнь каждого дома. И теперь можем сказать: не было ни одного дома, где бы жили и работали так дружно, как жили наши любимцы.Точно так же, как и покойная мать, Настя вставала далеко до солнца, в предрассветный час, по трубе пастуха. С хворостиной в руке выгоняла она свое любимое стадо и катилась обратно в избу. Не ложась уже больше спать, она растопляла печь, чистила картошку, заправляла обед и так хлопотала по хозяйству до ночи.Митраша выучился у отца делать деревянную посуду: бочонки, шайки, лоханки. У него есть фуганок, ладило длиной больше чем в два его роста. И этим ладилом он подгоняет дощечки одну к одной, складывает и обдерживает железными или деревянными обручами.При корове двум детям не было такой уж нужды, чтобы продавать на рынке деревянную посуду, но добрые люди просят, кому — шайку на умывальник, кому нужен под капели бочонок, кому — кадушечку солить огурцы или грибы, или даже простую посудинку с зубчиками — домашний цветок посадить.Сделает, и потом ему тоже отплатят добром. Но, кроме бондарства, на нем лежит и все мужское хозяйство, и общественное дело. Он бывает на всех собраниях, старается понять общественные заботы и, наверно, что-то смекает.Очень хорошо, что Настя постарше брата на два года, а то бы он непременно зазнался, и в дружбе у них не было бы, как теперь, прекрасного равенства. Бывает, и теперь Митраша вспомнит, как отец наставлял его мать, и вздумает, подражая отцу, тоже учить свою сестру Настю. Но сестренка мало слушается, стоит и улыбается… Тогда Мужичок в мешочке начинает злиться и хорохориться и всегда говорит, задрав нос:— Вот еще!— Да чего ты хорохоришься? — возражает сестра.— Вот еще! — сердится брат. — Ты, Настя, сама хорохоришься.— Нет, это ты!— Вот еще!Так, помучив строптивого брата, Настя оглаживает его по затылку, и, как только маленькая ручка сестры коснется широкого затылка брата, отцовский задор покидает хозяина.— Давай-ка вместе полоть, — скажет сестра.И брат тоже начинает полоть огурцы, или свеклу мотыжить, или картошку сажать.Да, очень, очень трудно было всем во время Отечественной войны, так трудно, что, наверно, и на всем свете так никогда не бывало. Вот и детям пришлось хлебнуть много всяких забот, неудач, огорчений. Но их дружба перемогла все, они жили хорошо. И мы опять можем твердо сказать: во всем селе ни у кого не было такой дружбы, как жили между собой Митраша и Настя Веселкины. И думаем, наверное, это горе о родителях так тесно соединило сирот.

Ладило — бондарный инструмент Переславского района Ивановской области. (Здесь и далее примеч. M. М. Пришвина.)

1/12II

Элементы сказки

Чтобы понять, что сказочного в «Кладовой солнца», нужно в первую очередь обратить внимание на подзаголовок — сам автор назвал свое произведение сказкой-былью. Это говорит о том, что произведение наполнено фантастическими моментами

Помимо этого, есть и другие яркие признаки сказки:

  1. Необычный зачин, где автор рассказывает о месте, в котором проживают главные герои. У них, как и у многих сказочных персонажей, нет родителей.
  2. Присутствие мотива дороги (дети идут в лес за клюквой).
  3. Животные наделены человеческими чертами.
  4. Герои делятся на добрых (чудесная помощница Травка) и злых (волк, ворон, сорока, ядовитая змея).
  5. Природа выступает, как живая, деревья оповещают о надвигающейся беде.
  6. Перед братом и сестрой стоит выбор около камня, в какую сторону идти.
  7. Присутствует мотив запрета. Настя пугает Митрашу тем, что нельзя ходить в Слепую Елань. Брат не воспользовался её предупреждением и проходит много испытаний.
  8. Счастливый конец.

Золотой перстенек

Жила-была женщина, родила трех дочерей. Вот кода она замуж выходила, у ней была золотая кольцо. Вот она её положила, она ляжала у ней. Вот так, как у мене три дочки выросли. Осмотрели этаю кольцо и просють: «Мам, дай мне!» — большая; середняя: «Нет, мне, дай мне!» — и меньшая тае прося: «Дай мне!» Меньшия любимая, отдать ей — те будуть сердицца. Она так надумала: «Дай же я вам так скажу: идите в лес, хто больше ягод нарветь, тот сибе колечкю возьметь».

Вот оны вместе, большая и середняя, а меньшая одна врозь.

— Ну у ково большей. Посмотрели — у всех поравну.

— Как бы нам тае сястрицу посмотреть, не больше ли она …

Эта отвичаеть:

— Должно, больше. И кличуть они ее:

— Сястрица, сястрица! Она им аукнулась:

— Кто там?

— Надо нам домой итить!

— Постойтя, какая хорошая ягодка клубника! Вот те говорять:

— Вот как, у ней так много ягод?

Подошли к ней, у ней — кушинок, с краям полна. Потом они отошли от нее: «Што нам делать с ней? Ведь она кольцо возьметь, и так мать хотела ей отдать, а таперь вовсе оддасть. А давай мы ее убьем, а ягоду поделим, кольцо будем вместе носить: неделю ты поносишь, неделю я!»

Вот они ее убили, вырыли яму, закопали. Приходять домой. Спрашивае мать:

— Где Дуня-то?

— Ни знаим, она наперед нас ушла.

Ну што делать? Мать с этой пор все горюеть да горюеть, а дочери той нет. А уж прошло пять лет.

Вот однажды при стерёг пастушок в лесе овец. Сел на бугорочик, на том бугорку выросла былинкя, такая прикрасная. И он на нее залюбовался. Взял ее срезал. Срезал и сделал дудычкю и заиграл в неё.

Дудачкя играе и выговаривае ( поет):

Пыграй, пыграй, пастушок,

пыграй, пыграй, родимый!

Нас были три сястрицы —

одну загубили

за красныю ягодку,

за златой перстянек!

Яму пондравилась дудочкя: играе, сама выговаривае. Интересная дудочкя. «Я, скольки жил, никогда ни видал. Эта чуда-чудная, дива-дивная!» Так он ее торопко держа, штобы ни помять. «Ох, я в деревню-то приду, взыграе — все расслухаютца!»

Пришел он в деревню, взыграл (поет):

Пыграй, пыграй, пастушок,

пыграй, пыграй, родимый!

Нас были три сястрицы —

одну загубили

за красныю ягодку,

за златой перстянек!

Тут народ собралси: «Штой такое за дивная игра?» Там и мать, и отец собралися. И пришли сестры обе её. «Может быть, пастух балуецца», — думають.

И заинтересовала соседки поиграть:

— Дай же я, — говорить, — поиграю!

Он дал дудочку поиграть. Она заиграла (поет):

Пыграй, пыграй, соседка,

пыграй, пыграй, милая!

Нас были три сястрицы —

одну загубили

за красным ягодку,

за златой перстянек!

Потом отец стоить:

— Дай-ка я пыграю.

— Ну, на пыграй. Она говорить (поет):

Пыграй, пыграй, батюшка,

пыграй, пыграй, родимый!

Нас были три сястрицы —

одну загубили

за красныю ягодку,

за златой перстянек!

Тут уже мать заплакала: «Дай-ка я пыграю». Взяла пыграть. Та и играеть (поет);

Пыграй, пыграй, матушка,

пыграй, пыграй, родимая!

Нас были три сястрицы —

одну загубили

за красныю ягодку,

за златой перстянек!

Тут большая сястра: «Дай-ка я пыграю». Она заиграла (поет):

Пыграй, пыграй, сястрица,

пыграй, пыграй, душегубка!

Нас были три сястрицы —

одну загубили

за красныю ягодку,

за златой перстянек!

Те и говорять:

— Што ж, вы — убили?

— Нет.

Повяли пастуха на эту места, иде он срезал. Раскопали её — она ляжыть, как сичас убитая: в пять лет ни сопрела.

Я на похоронах была, мед и водку пила. Ну, прикрасно хоронили.

Там как попам был распев — и куда бежать хто успел, а я за куст села — только што рыбки съела!

Ну, сказочка до конца, а нам — по рюмочки винца! Вот и спасибо на том, што нам поднес дед Харитон.

Увся! Поцалуй, говорить, гуся, нету гуся — я нагнуся!

…назад              далее…

Жанровое своеобразие

В книге «Золотая роза» о Пришвине писал К. Г. Паустовский: «Его нужно перечитывать время от времени, выписывать для себя в заветные тетради, открывая всё новые и новые стороны любви к природе и человеку».

Никто так, как Михаил Михайлович, не изображал человека царём природы. Для этого он выбрал непростой жанр — сказку-быль с элементами повести. Писатель превратил реальные события в сказочные и получил забавную «вещицу». В детской повести соединились черты сказки и были. Всё это для того, чтобы показать победу всех вечных ценностей. Если возникает вопрос о том, «Кладовая солнца» — это рассказ или повесть, то лучше называть её повестью. Жизнь героев в книге показана в пределах нескольких событий.

Урок 5. В мастерской художника. Рассказы «Золотой луг», «Синий лапоть», «Таинственный ящик», «Столбы» (Урок внеклассного чтения)

I. Беседа по рассказам
М.М. Пришвина «Таинственный ящик», «Синий
лапоть», «Золотой луг» и другим

Ученики делятся впечатлениями, зачитывают
отзывы, показывают нарисованные иллюстрации.

Рассказ М.М. Пришвина «Золотой луг» входит в
цикл «Лесной хозяин». В нём повествуется о том,
что дети срывали одуванчики сначала только для
забавы. Потом они обнаружили, что одуванчики на
ночь закрывают свои лепестки. “С тех пор, — пишет
автор, — одуванчик стал для нас одним из самых
интересных цветов, потому что спать одуванчики
ложились вместе с нами, детьми, и вместе с нами
вставали”.

«Синий лапоть» входит в цикл «Рассказы
охотника». Автор с юмором рассказывает случай из
жизни охотников. В лесу вырубили просеку, большие
деревья увезли, а мелкие ветки сложили кучами.
Зайцы со всего леса стали зимовать в этих кучах —
в грачевнике.

Охотник Родионыч называл зайца “синий
лапоть”. Именно он обнаружил, где скрываются
зайцы. Когда на охоте все подошли к грачевнику,
Родионыч стал тыкать палкой, но заяц не выскочил.
Тогда старый охотник присел в сторонке и вдруг
заметил, что заяц прячется на самом верху кучи в
снегу. Рассказчик и Родионыч удивились умному
зайцу. Родионыч кинул в него снежком, заяц
подскочил и как будто с неба упал на охотников.
Охотники выстрелили разом и промахнулись. Заяц
скрылся в кустах.

Пришвин с такой любовью описывает зайца, что
читатель понимает: автор ходит на охоту не для
того, чтобы подстрелить дичь, а чтобы лучше
познакомиться с жизнью животных.

Рассказ «Таинственный ящик» входит в цикл
«Звери». Рассказчик передаёт историю, услышанную
от сибирского охотника, “имеющего большую
награду за партизанскую войну”. Эта история
посвящена находке и смекалке храброго человека.

Однажды три охотника
отправились на волков с поросёнком. Сели в сани, в
большой ящик посадили поросёнка. Дёргают его кто
за хвост, кто за ухо. Поросёнок визжит, а волки со
всей степи на этот визг сбегаются. Лошадь с
испугу понесла, поросёнок с ящиком и один охотник
без ружья вывалились из саней. Волки быстро съели
поросёнка, а охотник спрятался под ящик и пополз
с дороги в снег. Один волк просунул нос сквозь
доски, охотник “словом своим человеческим
дунул”, и волки разбежались. А тут и двое
товарищей подоспели.

“— Какое же это слово такое он знал против
волков?

— Обыкновенное слово, — сказал партизан. —
Какие слова говорят в таких случаях: «Дураки вы,
волки», — сказал, — и больше ничего”.

Так завершает Пришвин свой рассказ о том, что
сильный духом человек, который сумел не
поддаться страху, не растеряться в трудную
минуту, сможет найти выход из самой трудной
ситуации.

Эти рассказы отличаются от «Кладовой солнца»:
перед нами короткие зарисовки, в которых
описывается одно явление или один конкретный
эпизод. А сказка-быль — это крупное произведение
с несколькими сюжетными линиями и глубоким
смыслом. Эти рассказы и «Кладовую солнца»
объединяет любовь автора к людям и природе.

II. В мастерской художника. Рассказ
«Столбы»

В учебнике-хрестоматии дан рассказ писателя
В.Важдаева о том, как работал Пришвин (с. 65–66).
Статья «В мастерской художника» даёт нам
возможность приоткрыть тайну творчества
большого мастера. Прочитаем выразительно эту
статью.

Чтобы сравнить сюжет, который дала художнику
жизнь, и произведение, которое получилось в
результате творческого осмысления этого сюжета,
учитель или подготовленный ученик прочитают
рассказ М.М. Пришвина «Столбы». После этого
зададим детям вопросы:

— Что же такое рассказ: реальность или
фантазия художника?

— С помощью чего случай из жизни превратился
в художественное произведение?

— На следующем уроке мы будем писать
сочинение. Вспомните какой-нибудь случай из
своей жизни, может быть, из жизни ваших домашних
животных и подумайте, что нужно сделать, чтобы
этот случай превратился в рассказ.

Композиционные особенности

Тема сказки-были Пришвина — связь человека и природы. Автор воспевает гуманность, которая делает человека царём всего живого. Композиция «Кладовой солнца» помогает раскрыть главную мысль книги. Вот основные композиционные части:

  1. Экспозиция. В ней говорится о жизни двух осиротевших детей.
  2. Завязка. Настя и Митраша собираются весной за перезимовавшей под снегом клюквой.
  3. Выбор пути.
  4. Нарастание напряжения. Дети расходятся.
  5. Эпизод с собакой Травкой.
  6. Рассказ о Сером помещике.
  7. Кульминация. Митраша увяз в болоте.
  8. Собака спасает мальчика.
  9. Настя и Митраша сходятся.
  10. Развязка. Мальчик убивает старого волка.

Секрет названия

Обязательно следует написать о том, почему книга Пришвина называется «Кладовая солнца». «Самое трудное, — говорит автор, — победить не внешнее зло, а что-то плохое в себе самом, в своей душе и жить в любви со всеми в мире. Душа каждого — это кладовая добра, то есть солнца». На первый взгляд, трудно понять, какую связь имеет заголовок с темой и идеей повести. Значение слов (метафору) «кладовая солнца» автор позаимствовал у исследователей болот. Учёными названо так торфяное место, где хранилось солнечное тепло и огонь, заключённое в отмерших растениях.

Сказка-быль Пришвина повествует о дружбе и преданности. В итоге брат с сестрой научились быть терпимее друг к другу, уметь прощать. Дети стали жить в согласии с собой. А ещё книга учит внимательно относиться к природе, окружающему миру.

Урок 2. «Кладовая солнца» работа с текстом

I. Чтение в классе

В начале урока спросим детей о впечатлении,
которое возникло у них после прочтения
сказки-были. Какие эпизоды больше всего поразили
учеников, пробудили в их душах волнение и чувство
сопереживания? Выясним, поняли ли они, где и когда
происходит действие, похожа ли, по их мнению,
«Кладовая солнца» на настоящую сказку. Есть ли в
ней зачин?

Затем предложим ученикам продолжить чтение
сказки-были в классе.

II. Самостоятельная работа

Составление плана произведения

Предложим шестиклассникам озаглавить части
произведения. Более слабым ученикам можно
предложить составить простой план, более сильным
— цитатный план. По окончании работы ученики
прочитают несколько вариантов планов.

Домашнее задание. Подготовить ответы
на вопросы 1–6 рубрики «Разберёмся в
прочитанном» (с. 63).

Из истории создания

Около месяца работал Пришвин над произведением. В июне 1945 года книга «Кладовая солнца» вышла в печать. С ней автор победил в конкурсе на лучшее детское произведение.

Военные годы писатель провёл в деревне Усолье Ярославской области. Там он боролся с вырубкой лесов торфоразработчиками. В той же местности жили дети-сироты, десятилетняя Соня и одиннадцатилетний Боря. Они сами хозяйничали в доме. Именно эти дети стали прототипами героев сказки-были. У Михаила Михайловича изначально не было чёткого плана описания того, как ребята поссорились и отправились собирать клюкву разными тропинками. Сюжет складывался сам собой в течение написания.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Кубанские звезды
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: