Краткое содержание
Чтобы легче было написать сочинение в 5 классе по «Кладовой солнца», не помешает познакомиться с аннотацией книги. В повести говорится о сестре и брате, Насте и Митраше. Девочке было 12 лет, мальчику — 10. Когда их родители умерли, дети остались жить одни в сельском доме. Они научились вести хозяйство, ухаживать за козой.
Однажды брат с сестрой собрались за клюквой на Блудово болото. В лесу Настя и Митраша поспорили, какими тропинками нужно идти. После этого каждый пошёл своим путём.
Митраша решил сократить дорогу и отправился по непроторённой тропе. Такие действия привели к тому, что мальчик начал тонуть в болоте. Долго брат звал на помощь сестру, но та так и не услышала: она увлечённо собирала ягоды. Потом Настя вспомнила про Митрашу, стала звать его, но тот не отзывался.
Настя пошла на звук выстрела и отыскала брата. Дети с Травкой вернулись в родную деревню. Все жители встречали их, как героев. Никому не верилось, что маленькому Митраше было под силу убить злого волка. Травка стала жить с детьми. Настя чувствовала себя виноватой в том, что брат чуть не утонул, поэтому она отдала собранную клюкву для эвакуированных детей из Ленинграда.
I
В одном селе, возле Блудова болота, в районе города Переславль-Залесского, осиротели двое детей. Их мать умерла от болезни, отец погиб на Отечественной войне.Мы жили в этом селе всего только через один дом от детей. И, конечно, мы тоже вместе с другими соседями старались помочь им, чем только могли. Они были очень милые. Настя была как золотая курочка на высоких ногах. Волосы у нее, ни темные, ни светлые, отливали золотом, веснушки по всему лицу были крупные, как золотые монетки, и частые, и тесно им было, и лезли они во все стороны. Только носик один был чистенький и глядел вверх попугайчиком.Митраша был моложе сестры на два года. Ему было всего только десять лет с хвостиком. Он был коротенький, но очень плотный, лобастый, затылок широкий. Это был мальчик упрямый и сильный.«Мужичок в мешочке», улыбаясь, называли его между собой учителя в школе.Мужичок в мешочке, как и Настя, был весь в золотых веснушках, а носик его чистенький тоже, как у сестры, глядел вверх попугайчиком.После родителей все их крестьянское хозяйство досталось детям: изба пятистенная, корова Зорька, телушка Дочка, коза Дереза, безыменные овцы, куры, золотой петух Петя и поросенок Хрен.Вместе с этим богатством досталась, однако, детишкам бедным и большая забота о всех этих живых существах. Но с такой ли бедой справлялись наши дети в тяжкие годы Отечественной войны! Вначале, как мы уже говорили, детям приходили помогать их дальние родственники и все мы, соседи. Но очень что-то скоро умненькие и дружные ребята сами всему научились и стали жить хорошо.И какие это были умные детишки! Если только возможно было, они присоединялись к общественной работе. Их носики можно было видеть на колхозных полях, на лугах, на скотном дворе, на собраниях, в противотанковых рвах: носики такие задорные.В этом селе мы, хотя и приезжие люди, знали хорошо жизнь каждого дома. И теперь можем сказать: не было ни одного дома, где бы жили и работали так дружно, как жили наши любимцы.Точно так же, как и покойная мать, Настя вставала далеко до солнца, в предрассветный час, по трубе пастуха. С хворостиной в руке выгоняла она свое любимое стадо и катилась обратно в избу. Не ложась уже больше спать, она растопляла печь, чистила картошку, заправляла обед и так хлопотала по хозяйству до ночи.Митраша выучился у отца делать деревянную посуду: бочонки, шайки, лоханки. У него есть фуганок, ладило длиной больше чем в два его роста. И этим ладилом он подгоняет дощечки одну к одной, складывает и обдерживает железными или деревянными обручами.При корове двум детям не было такой уж нужды, чтобы продавать на рынке деревянную посуду, но добрые люди просят, кому — шайку на умывальник, кому нужен под капели бочонок, кому — кадушечку солить огурцы или грибы, или даже простую посудинку с зубчиками — домашний цветок посадить.Сделает, и потом ему тоже отплатят добром. Но, кроме бондарства, на нем лежит и все мужское хозяйство, и общественное дело. Он бывает на всех собраниях, старается понять общественные заботы и, наверно, что-то смекает.Очень хорошо, что Настя постарше брата на два года, а то бы он непременно зазнался, и в дружбе у них не было бы, как теперь, прекрасного равенства. Бывает, и теперь Митраша вспомнит, как отец наставлял его мать, и вздумает, подражая отцу, тоже учить свою сестру Настю. Но сестренка мало слушается, стоит и улыбается… Тогда Мужичок в мешочке начинает злиться и хорохориться и всегда говорит, задрав нос:— Вот еще!— Да чего ты хорохоришься? — возражает сестра.— Вот еще! — сердится брат. — Ты, Настя, сама хорохоришься.— Нет, это ты!— Вот еще!Так, помучив строптивого брата, Настя оглаживает его по затылку, и, как только маленькая ручка сестры коснется широкого затылка брата, отцовский задор покидает хозяина.— Давай-ка вместе полоть, — скажет сестра.И брат тоже начинает полоть огурцы, или свеклу мотыжить, или картошку сажать.Да, очень, очень трудно было всем во время Отечественной войны, так трудно, что, наверно, и на всем свете так никогда не бывало. Вот и детям пришлось хлебнуть много всяких забот, неудач, огорчений. Но их дружба перемогла все, они жили хорошо. И мы опять можем твердо сказать: во всем селе ни у кого не было такой дружбы, как жили между собой Митраша и Настя Веселкины. И думаем, наверное, это горе о родителях так тесно соединило сирот.
Ладило — бондарный инструмент Переславского района Ивановской области. (Здесь и далее примеч. M. М. Пришвина.)
1/12II
Элементы сказки
Чтобы понять, что сказочного в «Кладовой солнца», нужно в первую очередь обратить внимание на подзаголовок — сам автор назвал свое произведение сказкой-былью. Это говорит о том, что произведение наполнено фантастическими моментами
Помимо этого, есть и другие яркие признаки сказки:
- Необычный зачин, где автор рассказывает о месте, в котором проживают главные герои. У них, как и у многих сказочных персонажей, нет родителей.
- Присутствие мотива дороги (дети идут в лес за клюквой).
- Животные наделены человеческими чертами.
- Герои делятся на добрых (чудесная помощница Травка) и злых (волк, ворон, сорока, ядовитая змея).
- Природа выступает, как живая, деревья оповещают о надвигающейся беде.
- Перед братом и сестрой стоит выбор около камня, в какую сторону идти.
- Присутствует мотив запрета. Настя пугает Митрашу тем, что нельзя ходить в Слепую Елань. Брат не воспользовался её предупреждением и проходит много испытаний.
- Счастливый конец.
Золотой перстенек
Жила-была женщина, родила трех дочерей. Вот кода она замуж выходила, у ней была золотая кольцо. Вот она её положила, она ляжала у ней. Вот так, как у мене три дочки выросли. Осмотрели этаю кольцо и просють: «Мам, дай мне!» — большая; середняя: «Нет, мне, дай мне!» — и меньшая тае прося: «Дай мне!» Меньшия любимая, отдать ей — те будуть сердицца. Она так надумала: «Дай же я вам так скажу: идите в лес, хто больше ягод нарветь, тот сибе колечкю возьметь».
Вот оны вместе, большая и середняя, а меньшая одна врозь.
— Ну у ково большей. Посмотрели — у всех поравну.
— Как бы нам тае сястрицу посмотреть, не больше ли она …
Эта отвичаеть:
— Должно, больше. И кличуть они ее:
— Сястрица, сястрица! Она им аукнулась:
— Кто там?
— Надо нам домой итить!
— Постойтя, какая хорошая ягодка клубника! Вот те говорять:
— Вот как, у ней так много ягод?
Подошли к ней, у ней — кушинок, с краям полна. Потом они отошли от нее: «Што нам делать с ней? Ведь она кольцо возьметь, и так мать хотела ей отдать, а таперь вовсе оддасть. А давай мы ее убьем, а ягоду поделим, кольцо будем вместе носить: неделю ты поносишь, неделю я!»
Вот они ее убили, вырыли яму, закопали. Приходять домой. Спрашивае мать:
— Где Дуня-то?
— Ни знаим, она наперед нас ушла.
Ну што делать? Мать с этой пор все горюеть да горюеть, а дочери той нет. А уж прошло пять лет.
Вот однажды при стерёг пастушок в лесе овец. Сел на бугорочик, на том бугорку выросла былинкя, такая прикрасная. И он на нее залюбовался. Взял ее срезал. Срезал и сделал дудычкю и заиграл в неё.
Дудачкя играе и выговаривае ( поет):
Пыграй, пыграй, пастушок,
пыграй, пыграй, родимый!
Нас были три сястрицы —
одну загубили
за красныю ягодку,
за златой перстянек!
Яму пондравилась дудочкя: играе, сама выговаривае. Интересная дудочкя. «Я, скольки жил, никогда ни видал. Эта чуда-чудная, дива-дивная!» Так он ее торопко держа, штобы ни помять. «Ох, я в деревню-то приду, взыграе — все расслухаютца!»
Пришел он в деревню, взыграл (поет):
Пыграй, пыграй, пастушок,
пыграй, пыграй, родимый!
Нас были три сястрицы —
одну загубили
за красныю ягодку,
за златой перстянек!
Тут народ собралси: «Штой такое за дивная игра?» Там и мать, и отец собралися. И пришли сестры обе её. «Может быть, пастух балуецца», — думають.
И заинтересовала соседки поиграть:
— Дай же я, — говорить, — поиграю!
Он дал дудочку поиграть. Она заиграла (поет):
Пыграй, пыграй, соседка,
пыграй, пыграй, милая!
Нас были три сястрицы —
одну загубили
за красным ягодку,
за златой перстянек!
Потом отец стоить:
— Дай-ка я пыграю.
— Ну, на пыграй. Она говорить (поет):
Пыграй, пыграй, батюшка,
пыграй, пыграй, родимый!
Нас были три сястрицы —
одну загубили
за красныю ягодку,
за златой перстянек!
Тут уже мать заплакала: «Дай-ка я пыграю». Взяла пыграть. Та и играеть (поет);
Пыграй, пыграй, матушка,
пыграй, пыграй, родимая!
Нас были три сястрицы —
одну загубили
за красныю ягодку,
за златой перстянек!
Тут большая сястра: «Дай-ка я пыграю». Она заиграла (поет):
Пыграй, пыграй, сястрица,
пыграй, пыграй, душегубка!
Нас были три сястрицы —
одну загубили
за красныю ягодку,
за златой перстянек!
Те и говорять:
— Што ж, вы — убили?
— Нет.
Повяли пастуха на эту места, иде он срезал. Раскопали её — она ляжыть, как сичас убитая: в пять лет ни сопрела.
Я на похоронах была, мед и водку пила. Ну, прикрасно хоронили.
Там как попам был распев — и куда бежать хто успел, а я за куст села — только што рыбки съела!
Ну, сказочка до конца, а нам — по рюмочки винца! Вот и спасибо на том, што нам поднес дед Харитон.
Увся! Поцалуй, говорить, гуся, нету гуся — я нагнуся!
…назад далее…
Жанровое своеобразие
В книге «Золотая роза» о Пришвине писал К. Г. Паустовский: «Его нужно перечитывать время от времени, выписывать для себя в заветные тетради, открывая всё новые и новые стороны любви к природе и человеку».
Никто так, как Михаил Михайлович, не изображал человека царём природы. Для этого он выбрал непростой жанр — сказку-быль с элементами повести. Писатель превратил реальные события в сказочные и получил забавную «вещицу». В детской повести соединились черты сказки и были. Всё это для того, чтобы показать победу всех вечных ценностей. Если возникает вопрос о том, «Кладовая солнца» — это рассказ или повесть, то лучше называть её повестью. Жизнь героев в книге показана в пределах нескольких событий.
Урок 5. В мастерской художника. Рассказы «Золотой луг», «Синий лапоть», «Таинственный ящик», «Столбы» (Урок внеклассного чтения)
I. Беседа по рассказам
М.М. Пришвина «Таинственный ящик», «Синий
лапоть», «Золотой луг» и другим
Ученики делятся впечатлениями, зачитывают
отзывы, показывают нарисованные иллюстрации.
Рассказ М.М. Пришвина «Золотой луг» входит в
цикл «Лесной хозяин». В нём повествуется о том,
что дети срывали одуванчики сначала только для
забавы. Потом они обнаружили, что одуванчики на
ночь закрывают свои лепестки. “С тех пор, — пишет
автор, — одуванчик стал для нас одним из самых
интересных цветов, потому что спать одуванчики
ложились вместе с нами, детьми, и вместе с нами
вставали”.
«Синий лапоть» входит в цикл «Рассказы
охотника». Автор с юмором рассказывает случай из
жизни охотников. В лесу вырубили просеку, большие
деревья увезли, а мелкие ветки сложили кучами.
Зайцы со всего леса стали зимовать в этих кучах —
в грачевнике.
Охотник Родионыч называл зайца “синий
лапоть”. Именно он обнаружил, где скрываются
зайцы. Когда на охоте все подошли к грачевнику,
Родионыч стал тыкать палкой, но заяц не выскочил.
Тогда старый охотник присел в сторонке и вдруг
заметил, что заяц прячется на самом верху кучи в
снегу. Рассказчик и Родионыч удивились умному
зайцу. Родионыч кинул в него снежком, заяц
подскочил и как будто с неба упал на охотников.
Охотники выстрелили разом и промахнулись. Заяц
скрылся в кустах.
Пришвин с такой любовью описывает зайца, что
читатель понимает: автор ходит на охоту не для
того, чтобы подстрелить дичь, а чтобы лучше
познакомиться с жизнью животных.
Рассказ «Таинственный ящик» входит в цикл
«Звери». Рассказчик передаёт историю, услышанную
от сибирского охотника, “имеющего большую
награду за партизанскую войну”. Эта история
посвящена находке и смекалке храброго человека.
Однажды три охотника
отправились на волков с поросёнком. Сели в сани, в
большой ящик посадили поросёнка. Дёргают его кто
за хвост, кто за ухо. Поросёнок визжит, а волки со
всей степи на этот визг сбегаются. Лошадь с
испугу понесла, поросёнок с ящиком и один охотник
без ружья вывалились из саней. Волки быстро съели
поросёнка, а охотник спрятался под ящик и пополз
с дороги в снег. Один волк просунул нос сквозь
доски, охотник “словом своим человеческим
дунул”, и волки разбежались. А тут и двое
товарищей подоспели.
“— Какое же это слово такое он знал против
волков?
— Обыкновенное слово, — сказал партизан. —
Какие слова говорят в таких случаях: «Дураки вы,
волки», — сказал, — и больше ничего”.
Так завершает Пришвин свой рассказ о том, что
сильный духом человек, который сумел не
поддаться страху, не растеряться в трудную
минуту, сможет найти выход из самой трудной
ситуации.
Эти рассказы отличаются от «Кладовой солнца»:
перед нами короткие зарисовки, в которых
описывается одно явление или один конкретный
эпизод. А сказка-быль — это крупное произведение
с несколькими сюжетными линиями и глубоким
смыслом. Эти рассказы и «Кладовую солнца»
объединяет любовь автора к людям и природе.
II. В мастерской художника. Рассказ
«Столбы»
В учебнике-хрестоматии дан рассказ писателя
В.Важдаева о том, как работал Пришвин (с. 65–66).
Статья «В мастерской художника» даёт нам
возможность приоткрыть тайну творчества
большого мастера. Прочитаем выразительно эту
статью.
Чтобы сравнить сюжет, который дала художнику
жизнь, и произведение, которое получилось в
результате творческого осмысления этого сюжета,
учитель или подготовленный ученик прочитают
рассказ М.М. Пришвина «Столбы». После этого
зададим детям вопросы:
— Что же такое рассказ: реальность или
фантазия художника?
— С помощью чего случай из жизни превратился
в художественное произведение?
— На следующем уроке мы будем писать
сочинение. Вспомните какой-нибудь случай из
своей жизни, может быть, из жизни ваших домашних
животных и подумайте, что нужно сделать, чтобы
этот случай превратился в рассказ.
Композиционные особенности
Тема сказки-были Пришвина — связь человека и природы. Автор воспевает гуманность, которая делает человека царём всего живого. Композиция «Кладовой солнца» помогает раскрыть главную мысль книги. Вот основные композиционные части:
- Экспозиция. В ней говорится о жизни двух осиротевших детей.
- Завязка. Настя и Митраша собираются весной за перезимовавшей под снегом клюквой.
- Выбор пути.
- Нарастание напряжения. Дети расходятся.
- Эпизод с собакой Травкой.
- Рассказ о Сером помещике.
- Кульминация. Митраша увяз в болоте.
- Собака спасает мальчика.
- Настя и Митраша сходятся.
- Развязка. Мальчик убивает старого волка.
Секрет названия
Обязательно следует написать о том, почему книга Пришвина называется «Кладовая солнца». «Самое трудное, — говорит автор, — победить не внешнее зло, а что-то плохое в себе самом, в своей душе и жить в любви со всеми в мире. Душа каждого — это кладовая добра, то есть солнца». На первый взгляд, трудно понять, какую связь имеет заголовок с темой и идеей повести. Значение слов (метафору) «кладовая солнца» автор позаимствовал у исследователей болот. Учёными названо так торфяное место, где хранилось солнечное тепло и огонь, заключённое в отмерших растениях.
Сказка-быль Пришвина повествует о дружбе и преданности. В итоге брат с сестрой научились быть терпимее друг к другу, уметь прощать. Дети стали жить в согласии с собой. А ещё книга учит внимательно относиться к природе, окружающему миру.
Урок 2. «Кладовая солнца» работа с текстом
I. Чтение в классе
В начале урока спросим детей о впечатлении,
которое возникло у них после прочтения
сказки-были. Какие эпизоды больше всего поразили
учеников, пробудили в их душах волнение и чувство
сопереживания? Выясним, поняли ли они, где и когда
происходит действие, похожа ли, по их мнению,
«Кладовая солнца» на настоящую сказку. Есть ли в
ней зачин?
Затем предложим ученикам продолжить чтение
сказки-были в классе.
II. Самостоятельная работа
Составление плана произведения
Предложим шестиклассникам озаглавить части
произведения. Более слабым ученикам можно
предложить составить простой план, более сильным
— цитатный план. По окончании работы ученики
прочитают несколько вариантов планов.
Домашнее задание. Подготовить ответы
на вопросы 1–6 рубрики «Разберёмся в
прочитанном» (с. 63).
Из истории создания
Около месяца работал Пришвин над произведением. В июне 1945 года книга «Кладовая солнца» вышла в печать. С ней автор победил в конкурсе на лучшее детское произведение.
Военные годы писатель провёл в деревне Усолье Ярославской области. Там он боролся с вырубкой лесов торфоразработчиками. В той же местности жили дети-сироты, десятилетняя Соня и одиннадцатилетний Боря. Они сами хозяйничали в доме. Именно эти дети стали прототипами героев сказки-были. У Михаила Михайловича изначально не было чёткого плана описания того, как ребята поссорились и отправились собирать клюкву разными тропинками. Сюжет складывался сам собой в течение написания.