Последняя книга
В 1970 году вышел в журнале «Мурзилка» рассказ Яна Ларри «Храбрый Тилли» – записки щенка, написанные с юмором, который не уничтожило заключение писателя.
Это было его последнее произведение.
Умер Ян Ларри в 1977 году в Ленинграде. К сожалению, даже его столетие прошло незамеченным. Не было ни одной публикации в 2000 году, и это очень печально, потому что писатель это был очень хороший.
Использован ресурс интернета https://fb.ru/article/247194/detskiy-pisatel-yan-larri-biografiya-spisok-knig-osobennosti-tvorchestva
Библиография
- «О маленьких людях» (1926)
- «Пять лет» (1930)
- «Окно в будущее» (1930)
- «Как это было» (1930)
- «Записки конноармейца» (1931)
- «Страна счастливых» (1931)
- «Необыкновенные приключения Карика и Вали» (1937)
- «Загадка простой воды» (1939)
- «Небесный гость» (1940—1941)
- «Приключения Кука и Кукки» (1961)
- «Записки школьницы» (1961)
«Каменный цветок»
Комната в Доме-Музее П.П.Бажова. г.Екатеринбург
П.П.Бажов за свою жизнь успел очень много: работал учителем, журналистом, построил в г.Свердловске дом, где сейчас находится его музей, в счастливом браке вырастил семерых детей. За свою литературную деятельность был награжден орденом Ленина и стал лауреатом Государственной премии.
Памятник П.П.Бажову. г.Екатеринбург
Писал Павел Петрович о красоте Уральской земли, о волшебстве её недр, о людях труда – мастеровых да смекалистых. Его творчество тесно переплелось с народным фольклором. Вот почему он называет свои произведения не сказками, а сказами: когда-то и от кого-то услышанные, дополненные красочной фантазией и смыслом, литературно оформленные.
В январе 2014г. П.П.Бажову исполнилось бы 135 лет. Ариадна Павловна, дочь Бажова, вспоминала: «Мы похоронили отца на высоком холме, с которого виден Урал — леса и перелески, горы и пруды — все, что он любил, что всегда было дорого его сердцу».
На месте захоронения П.П.Бажова на Ивановском кладбище (г.Екатеринбург) в 1961г. установлен памятник (скульптор А.Степанов, архитектор М.Минц): П.Бажов, сидящий на Уральском пригорке. Его взгляд направлен на ту землю, которая хранит не мало тайн и загадок, часть из которых и стала основой «Уральских сказов».
Жители г.Екатеринбурга, в котором жил и работал П.П.Бажов, смогли сохранить и пронести через годы память, любовь и уважение к уральскому писателю. «Жизнь П.П.Бажова вступила в новое, не подвластное смерти измерение. Это – благодарная память народа, ревностного хранителя всех подлинных сокровищ», — писала Людмила Татьяничева, уральская поэтесса.
Бюст П.П.Бажову. г.ЕкатеринбургБюст П.П.Бажову. г.ЕкатеринбургБюст П.П.Бажову. г.Екатеринбург
В центре г.Екатеринбурга, над плотиной городского пруда, в 1958г. установлен бюст П.П.Бажову (авторы: академик М.Манизер, архитектор А.Великанов), мимо которого с утра до вечера, в любую погоду и время года проходят тысячи горожан и гостей г.Екатеринбурга. Можно остановиться и присесть на удобную мраморную скамью рядом с этим памятником и мысленно поговорить с любимым писателем.
Фонтан «Каменный цветок». г.ЕкатеринбургФонтан «Каменный цветок». г.Екатеринбург
А в сотне метров от этого места находится фонтан «Каменный цветок» (открыт в 1960г., архитектор П.Деминцев) (другой фонтан «Каменный цветок» находится в г.Москве, ВДНХ).
«Малахитовая шкатулка» не ушла в прошлое, не канула в безвестность. Дух творчества и созидания в народе жив! Желание сделать красивые и полезные предметы быта из камня, дерева, бересты у многих находит реальное воплощение в жизнь. Не зря П.П.Бажов выражал в «Уральских сказах» своё восхищение мастеровому человеку, труженику, умельцу, творцу своего ремесла.Павел Петрович Бажов писал в своих заметках: «Великая честь для художника учиться у народа и работать для народа».
Творческие фестивали под названием «Малахитовая шкатулка» проходят в различных городах нашей страны.
В 2014г. в г.Екатеринбурге проходил VI-й Международный Фольклорный фестиваль и ярмарка народных ремесел «Малахитовая шкатулка». Рассказ об увиденных на ярмарке ремёслах приведён в статье «Фестиваль Малахитовая шкатулка».
5 голосовСредняя оценка: 5 из 5
Легенда о Большом Таганае
Удивительным местом стал и хребет Большой Танагай. В переводе с местного наречия его название значит “подставка Луны”. Старинное предание рассказывает, что давным-давно юный Нажибек каждый вечер с восходом луны начинал играть на курае для своей возлюбленной Айгуль. Но песня так и оставалась прерванной, поскольку светило уходило за горизонт.
Однажды Нажибек крикнул луне “Остановись!”. Та покорно замерла, заставив вздрогнуть саму землю. Зацепившись за вершину, луна освещала ночной мир, а Нажибек продолжал играть, пока его Айгуль не постарела. Увидев совсем седую и пожилую возлюбленную, Нажибек в сердцах сломал своё курай, а луна снова опустилась за горизонт.
Это – только малая часть легенд Урала. Одни из них напоминают удивительные сказки, другие раскрывают трагические истории, третьи демонстрируют верования местных племён. Однако есть во всех сказаниях нечто общее – любовь и восхищение, что люди по-прежнему испытывают к этим загадочным горам.
-
Сочинение про маму ее мечта
-
Сочинение по обществознанию 9 класс
-
Сочинение мои успехи в учебе
-
Героизм в спорте сочинение
- Монумент победы в москве сочинение
Народ чудь
Это один из самых древних мифов. Часто среди легенд Среднего Урала упоминается загадочная народность – чудь. Считается, что жители имели тайные знания, были необыкновенными рудокопами и мастерами. Народ жил столетиями, пока не явился им знак – берёза голой росла.
Чудь знала, что это означает скорый приход белого царя, как гласили их легенды. Не хотел народ сдаваться чужакам, поэтому выкопал он ямы, установил столбики с камнями сверху, затем сложил свои сокровища, ушёл вниз и подбил столбы, закрывая проход – так и стала чудь подземным племенем, которое никто больше не видел.
Оставшаяся часть предания гласит, что удивительный народ вернётся, когда придут люди из Беловодья, а в мире появится великая наука – тогда и настанет снова время чуди и их сокровищ.
Пояс и кувшин Уральских гор
В переводе с башкирского “Урал” значит “пояс”, и это название выбрано неслучайно. Известная башкирская сказка повествует, что когда-то один великан носил огромный пояс.
В своих карманах на поясе он прятал самые разные сокровища. Однажды великан растянул свой пояс, и тот упал на землю, образовав Уральские горы. Окаменев, пояс протянулся от холодных вод Карского моря до песчаного побережья Каспия.
Среди преданий Южного Урала стоит выделить истории о хребте Сулея, что рассказывают нам о судьбе местной красавицы. Давным-давно у старого башкирского пастуха была дочь, прекраснее которой не было ни одной девушки в селении. Красавица всем сердцем любила бедного юношу из соседней деревни, однако отец не желал и слышать о браке с ним. Однажды о красоте девицы узнал богатый бай, что тут же приехал свататься к дочери пастуха. Тот был рад состоятельному жениху и дал своё согласие.
Вид на хребет Сулея / m.nn.ru
В знак скрепления будущего союза пастух попросил дочь принести кувшин с кумысом для бая. Руки несчастной девушки тряслись, и она не смогла удержать сосуд, что, упав, разлетелся на мелкие кусочки. Пролившийся кумыс образовал болота и ручьи, что сегодня люди обходят стороной.
Сама же девушка безуспешно пыталась отговорить отца выдавать её замуж за нелюбимого. Из-за его упрямства красавица умерла, не вытерпев горя. Примечательно, что горный хребет Сулея действительно по своей форме напоминает кувшин, о котором идёт речь в предании.
Пролившийся кумыс образовал болота и ручьи / Tama66 / pixabay.com
Переписка со Сталиным
В декабре 1940 года Иосифу Виссарионовичу пришло письмо, в котором обещалось, что произведение анонимного автора предназначено только вождю. И ему не требуется никаких наград, и первую повесть он будет присылать только короткими главами, чтобы не утомить своего высокого читателя. И действительно, были присланы семь глав повести «Небесный гость». В ней рассказывалось, что на Землю прибыл марсианин. Он встречается, знакомится и разговаривает с интеллигентами, рабочим, колхозником. Он читает газеты и делает выводы, что на Земле довольно много праздников и пустословия, а настоящий день выпущен из внимания, что законы бессмысленны, и в стране царит ужасающая бедность. Культура, по его мнению, разваливается. Ничего нового в театрах и литературе не создается, так же как и в науке. И печать находится под гнетом тупой цензуры. Довольно скоро автора нашли. Яна Ларри осудили за антисоветские высказывания на пятнадцать лет лишения свободы. А он-то по наивности предполагал, что Сталин не знает, что творится в стране, и хотел ему открыть глаза на истинное положение дел.
Каменный народ Урала
В старину народы, живущие в Уральских горах, верили, что существуют каменные люди, населяющие этот край. Это были могучие великаны, у которых были каменные руки и ноги. По силе никто не мог сравниться с такими людьми, однако они сами не могли знать любви и дружбы, ведь имели сердца из камня.
Правили каменным народом семь братьев, что жили в хрустальном замке. Однажды приехал на Урал чужеземец Мань-Пупы-Ньер. Его пригласили во дворец правителей, и именно там он увидел красавицу Аэлиту, сестру каменных царей. С первого же взгляда полюбил девушку Мань-Пупы-Ньер.
Более того, его искренние чувства смогли тронуть каменное сердце Аэлиты. Признавшись ей в любви, иноземец позвал возлюбленную с собой, осознавая, что могущественные братья не дадут согласия на брак сестры с ним.
Каменные люди – это могучие великаны, у которых были каменные руки и ноги / Rasto Cudo / artstation.com
Аэлита дала согласие, и поутру пара уже умчалась вдаль на быстроногих конях. Когда братья проснулись и увидели пропажу, они тут же бросились в погоню. По их приказу каменные люди взбирались на вершины гор и указывали путь, по которому уходили беглецы. Несколько раз братьям пришлось менять коней, но они смогли нагнать сестру и её избранника.
Понимая, что бой неизбежен, Мань-Пупы-Ньер решительно выступил против братьев своей возлюбленной. Но разве мог противостоять каменным великанам один смертный человек? С лёгкостью сразил его один из братьев, а умирая, иноземец проклял весь род людей из камня.
Небесами были услышаны его слова, и каменные великаны перестали существовать. С тех пор на Урале можно увидеть высокие скалы-останцы. Местные жители говорят, что это – тела тех самых каменных братьев, что неподвижно застыли, проклятые своим противником.
Скалы Семь братьев / Дмитрий Карпушин / turizm.ngs.ru
Возвращение в литературу
В эти годы он не забывает, что он все-таки журналист, и периодически печатается в газетах. И тут ему, наконец, повезло. Судьбе было угодно познакомить его с Самуилом Яковлевичем Маршаком. Тот в это время искал человека, который сможет написать в занимательной форме книгу по биологии. Вот тут научный руководитель Ларри, академик Л. Берг, и предложил своему подчиненному написать детскую увлекательную книгу.
С большим энтузиазмом и увлечением принялся Ян Леонидович за работу. Он писал быстро, поддерживая контакт с Самуилом Яковлевичем. Так родилась повесть «Необыкновенные приключения Карика и Вали».
Книга вышла в 1937 году, но только с помощью Маршака, так как редакторы отказывались ее принимать. Но зато потом пошли хвалебные рецензии. В 1940 году она вышла повторно с классическими на сегодняшний день иллюстрациями Георгия Фитингофа.
Легенда об Уральских горах
Множество историй рассказывает, как появились вершины. Особенно много их сохранилось у башкирских племён, обитавших на Южном и Среднем Урале.
На их наречии название гор означает «пояс». Предание гласит, что на земле жил великан и носил он огромный пояс с глубокими карманами, куда прятал свои богатства – драгоценные камни.
Но однажды он спал с гиганта, да так и остался на земле, протянувшись от Карского моря до Каспия. Время превратило пояс в горы, недра которых до сих пор сохранили богатства великана.
Не менее популярная легенда рассказывает о Великом Полозе – гигантском змее, хозяине золотых жил. Жил он столетиями, но и его настигла смерть, и тогда превратился он в огромный горный хребет. Внутренние органы стали полезными ископаемыми, а кровь – нефтью.
Зеркало Юрмы
Ещё одной достопримечательностью Урала стало озеро Зюраткуль, что располагается в высокогорном Саткинском районе Челябинской области. Одна из местных легенд рассказывает, что некогда в этих местах жила гордая красавица Юрма.
Богатырь Семигор, являвшийся хозяином Уральских гор, преподнёс ей удивительный подарок – зеркало. В этом волшебном предмете можно было видеть всё, что происходит в окрестностях Урала. Более того, зеркало охраняло людей и природу от нечистой силы.
Однако красавице такой подарок не пришёлся по душе. В гневе она бросила хрусталь на камни. Зеркало разбилось, и одна маленькая частичка отлетела далеко в горы. Именно на месте её падения появилось озеро Зюракутль (в переводе значит “озеро-сердце”), что часто называют зеркалом Юрмы. Оно действительно притягивает к себе людей. Тот, кто однажды увидит Зюракутль, навсегда сохранит его в своём сердце.
Озеро Зюраткуль / Максим Усанин / nat-geo.ru
Герои уральского фольклора
Среди преданий можно выделить несколько персонажей, который встречаются особенно часто.
- На месте Азов-горы прежде жил разбойник, но он грабил только богатых, а их деньги отдавал нуждающимся. Однако часть он оставлял себе всё равно. Когда разбойники собирались покинуть место, Азов заложил вход в пещеру, а сторожа застрелил, чтобы никто не узнал, где он оставил свои сокровища.
- Другая версия говорит о девушке Азовке – родители за дружбу с разбойниками заточили её в пещеру. С тех пор плачет девица в одиночестве, а слёзы её превращаются в реки .
- Комариха помогала находить золото. В близости от него она чувствует жар и таким образом благодаря ей открыли несколько месторождений.
- Василий Балабурда – местный силач. Дом его покосился, и тогда он отправился он в лес за бревнами. Другие недоумевали: следов лошадей нет, а лес становится всё меньше. Начали они следить ночью и увидели, что Балабурда на своём плече деревья таскал.
- Были на Урале и более «земные» истории – например, про Ивана Кормилу. Он крылья из железа и дерева и задумал улететь далеко от родных мест. Собрал провизию, попрощался с сестрой, влез на крышу, прыгнул – и расшибся.
Легенды народов Урала – уникальный исторический пласт, который раскрывает мировоззрение и мироощущение местных жителей. В них сочетаются языческие верования, сказки и взгляды на природные силы. До сих пор они популярны и для многих служат источником вдохновения.
Мы в соцсетях
Вариант — рассылка по электронной почте.
Права на опубликованные материалы, а также на отдельные элементы оформления сайта принадлежат их авторам и охраняются Гражданским кодексом России 2011–2022.
Урал неспроста называют краем загадок и легенд. Местные народы хранят массу преданий об известных достопримечательностях своего края. Они с радостью делятся этими историями с путешественниками, ведь Уральские горы для их жителей – поистине живые создания.
Легенды Урала нередко раскрывают нам традиции, уклад жизни и культуру ненцев, вогулов, хантов, башкирских племён. Это могут быть истории о реальных исторических личностях или волшебные сказочные предания. В любом случае, они очень интересны тем, кто хочет лучше познакомиться с Уралом. Что же могут открыть нам уральские сказания, которые живут в народе уже не одно поколение?
Мифы Урала
О том, какие народы проживали на территории древнего Урала, какой у них был быт, у историков сохранилось не так много информации. Однако это с лихвой искупают местные предания, рассказывающие об удивительных жителях гор и их приключениях. Героическое прошлое – одна из излюбленных тем.
Вторая тема легенд и мифов Урала – различные волшебные персонажи. Так горняки пытались объяснить существование необычных вещей вокруг себя, которые тогда не могла объяснить наука.
Блуждающие огни, духи – всё это вылилось в уникальный пласт самобытных историй, раскрывающих мировоззрение уральцев. Многие подобные легенды исследовал Павел Бажов и записал в виде своих сказок.