История дома
Александр Эрастович приобрёл этот дом в свои владения в 1922 году. Этот дом покорил художника живописностью мест и видами, которые открываются с крутого бережка полноводной реки Белая, что омывает столицу Башкирии.
Свою работу музей начал в начале 1989 года. Это стало возможным благодаря дару со стороны вдовы художника, Михайловой А.Н. Женщина была настолько впечатлена юбилейными торжествами, прошедшими по республике в 1988 году в честь столетия со дня рождения художника, что решила увековечить его память, передав этот дом и многие работы Александра Эрастовича во владения министерства культуры Башкирской АССР. Официальное открытие музея произошло в 1994 году.
Дом сохранил свой первоначальный, теперь уже исторический вид — расположение комнат и даже прилегающая территория, на которой раскинулся сад. Вокруг дома растут яблони, которые посадил ещё сам художник. Чуть вдали находится скульптура девушки. Это всё создаёт поистине волшебную композицию.
Посетители могут даже увидеть ту самую художественную мастерскую, где творил мастер. В этом доме художник жил и работал, с 1922 года и до конца своего жизненного пути.
Мастерская стала местом притяжения творческой интеллигенции города в тот период. Здесь любили встречаться писатели, работники театров, музыканты и прочие творческие личности. Здесь проходили оживлённые дискуссии на художественную тему, зачитывались стихи, постоянно звучала музыка.
Как отмечал сам Тюлькин, это место являлось его личным пространством. Здесь были созданы самые значительные труды художника, которые ныне находятся в различных музеях страны, в том числе в Государственной Третьяковской галерее.Помимо этого дома у семейной четы находилась ещё и небольшая квартира на улице Благоева.
Биография
А. Э. Тюлькин родился 19 (30) августа 1888 года в городе Уфе в семье крестьянина Порфирия Ананьевича Соколова и Варвары Андреевой. В январе 1901 года мальчик был усыновлен Эрастом Елизарьевичем Тюлькиным, получил фамилию и отчество отчима.
Первые уроки рисования художник получил от отца. С по г он учился живописи в Казанской Художественной (ныне — Казанское художественное училище
им. Н. И. Фешина; 1918).
Учителями Тюлькина были художники Фешин, Николай Иванович, Павел Петрович Беньков (1879—1949). После окончания школы Тюлькин вернулся в Уфу.
Увлекался «аналитическим импрессионизмом», входил в Уфимский художественный кружок художника Бурлюка.
В 1920-е был организатором Уфимского отделения Высших государственных художественно-технических мастерских, путешествовал по районам Башкирии, где изучал быт и культуру башкир; участвовал в экспедиции в Среднюю Азию с целью приобретения экспонатов для Музея народов Востока в Уфе. В начале 1930-х выезжал с творческими командировками в промышленные центры Урала (Белорецк, Магнитогорск, Златоуст), район нефтепромыслов в Башкирии (Ишимбай), совхоз «Красная Башкирия».
Кроме станковой, Тюлькин занимался монументальной живописью.
Участвовал в выставках Уфимского общества любителей живописи (1917—1918). Член АХРР (1926, 1928), возглавлял Уфимское отделение Ассоциации (1925). Участник юбилейной выставки искусства народов СССР в Москве (1927), выставки «Художники окраины» в Сан-Диего (1929). Провел персональные выставки в Уфе (1943. 1966), Ленинграде (1963) и Москве (1975). С 1937 года — член Союза художников СССР; в 1937—1944 годах — председатель правления Союза художников БАССР.
«Только жизнь, отданная любимому делу, может иметь для вас счастье и значение»
А. Э. Тюлькин, 1950 г.
Преподавал рисование детям-сиротам в школе первой ступени им. В. И. Ленина, в Чувашском педагогическом техникуме (первая половина 1920-х).
С 1926 по 1950 год преподавал на художественном отделении Башкирского государственного техникума искусств (с 1936 года «Театрально-художественное училище» (УУИ)).
Воспитал целое поколение башкирских художников. Среди них: Б. Домашников, А. Пантелеев, Ф. Кащеев, М. Назаров, А. Лутфуллин, П. Салмасов, А. Кудрявцев, Кузнецов М. Д., и др. В 50-х — 60-х годах его ученики сумели создать легко узнаваемый в СССР «уфимский стиль живописи»: дерзкий, свежий, фактурный, яркий по цвету.
Тюлькин А. Э. был дважды женат. Первая жена, Агишева Мария Мартемьяновна (ок.1878—1946), вторая жена, Антонина Николаевна Михайлова. (1909—2003)
Произведения Тюлькина находятся во многих музейных собраниях, в том числе в Государственном Русском музее, Государственной Третьяковской галерее, Государственном музее искусств народов Востока, Национальном музее республики Башкортостан в Уфе, Башкирском государственном художественном музее имени М. В. Нестерова и других. В Уфе открыт мемориальный Дом-музей художника.
Внук Александра Эрастовича, Владимир Эрастович Тюлькин (1951 г. р.) — художник маринист, морской офицер.
Экспозиции в доме-музее
В самом доме-музее представлены работы Тюлькина, его личные предметы, которые имеют мемориальное значение. Кроме того, в данном филиале государственного музея проходят выставки художников со всей территории республики Башкортостан. Довольно часто проводятся творческие вечера поэтов, музыкантов, критиков, художников.
Первым руководителем этого музея был Пахомов Н.А. В настоящее время директором дома-музея является Набиуллин Ф.Я.
Здание входит в число памятников архитектуры. В своё время, когда осуществлялось строительство здания для правительства республики в Уфе, планировалось пустить под снос этот дом, как это было сделано с рядом других домов-музеев. Но благодаря гражданской активности жителей города и выступлениям художников Уфы этот дом был сохранен с целью создания там впоследствии музея художников.
Мы бесконечно рады, что дом-музей народного деятеля нашей республики и первопроходца всего художественного искусства региона удалось спасти и сохранить. Именно поэтому просто необходимо посетить Музей Тюлькина, ведь только проникаясь творчеством великих людей, можно понять саму суть жизни того времени.
Адрес: Уфа, Волновая улица, 21
Творчество
Преобладающая тема творчества — образ города, башкирского края, Урала: «Дворик на даче» (1919), «Гортензии» (1920), «Цветущие окна» (1924), «Голубец» (1942), «На родине Нестерова» (1946), «Праздник на окраине» (1948), «Тишина» (1946), «Карусель» (1923), «Лодки» (1927), «Дома в овраге» (1928, все — в Гос. Рус. музее), «Интерьер деревянной мечети», «Лавка гончара», «Юрта» (все три в 1921), «Мелкий бес» (1925).
Сделал панно в здании Управления железной дороги и Доме культуры железнодорожников (1930-е). Участвовал в оформлении павильона на ВСХВ (1939; вместе с А. П. Лежневым, И. И. Урядовым).
Библиография
- А. Г. Янбухтина Александр Тюлькин. Л., 1975.
- А. Э. Тюлькин: Живопись: Каталог. Авт. вступ. ст. и сост. А. Г. Янбухтина. М., 1975.
- Большая Советская Энциклопедия т. 3 раздел «Башкирская АССР» Иллюстрация «Тюлькин А. Э. „Шиханы под Уфой“»., Изд. «Советская энциклопедия», Москва, 1970
- Э. Г. Коновалов Словарь русских художников. Москва, изд. Эксмо, 2008.ISBN 978-5-699-20636-0
- А. Янбухтина Художник А. Э. Тюлькин Изобразительное искусство автономных республик РСФСР. Башкирская АССР, изд. «Художник РСФСР», Ленинград, 1973.
- История Уфы. Сборник статей, гл. 6, 10, 11, 14. Башкирское книжное изд., Уфа, 1976.
- Э. П. Фенина: Буклет «А. Тюлькин». Башкирское книжное изд., Уфа, 1969.
- С. Болосович: Художники Советской Башкирии. Журнал «Художник», 1959.
- Э. Фенина Художники Советской Башкирии. Справочник. Уфа, Башк. книжное изд. 1979
- Газета «Советская культура», 28 января 1975 г. ст. А. В. Пантелеева «И не устанет взор человеческий».
- А. Янбухтина: У истоков школы. Журнал «Дружба народов», 1970, № 1.