Владимир маяковский: главный бунтарь русской литературы

Маяковский и Есенин

В России между Маяковским и Сергеем Есениным шла непримиримая творческая борьба.

В отличие от Маяковского, Есенин принадлежал к иному литературному направлению – имажизму, представители которого были заклятым «врагами» футуристов.


Владимир Маяковский и Сергей Есенин

Маяковский превозносил идеи революции и города, а Есенин уделял внимание деревне и простому народу. При этом стоит заметить, что хоть Маяковский и негативно относился к творчеству оппонента, он признавал его талант

При этом стоит заметить, что хоть Маяковский и негативно относился к творчеству оппонента, он признавал его талант.

Женщины поэта

Долгое время Л. Брик оставалась единственной музой Маяковского, однако по её собственным словам с 1925 г. в их отношениях уже не было физической близости. На самом деле разрыв наступил чуть раньше – уже в 1924 г. в стихотворении «Юбилейное» поэт писал: «Я теперь свободен от любви и плакатов». В этот период Осип Максимович, беседуя с друзьями, все чаще заговаривал о том, что Володе пора бы обзавестись собственным домом. Брик, пожалуй, немного лукавил: близость известного поэта была выгодна им с Лилей, однако они ничего не имели против романов Маяковского с другими женщинами.

Романов, надо сказать, было немало. Во время поездки по Америки Владимир Владимирович познакомился с русской эмигранткой Елизаветой Зиберт (Элли Джонс). От этой связи родилась дочь Элен-Патрисия, которую поэт признал, но видел лишь однажды, в 1928 г., в Ницце. Потом Маяковский ненадолго увлекся Софьей Шамардиной, а в мае 1927 г. он встретил студентку Наталью Брюханенко, работавшую в Госиздате. К Брюханенко Владимир относился по-рыцарски: звал Наталочкой, дарил огромные букеты цветов, возил отдыхать в Крым. Роман закончился весной 1928 г., когда Маяковский заявил девушке, что любил и будет любить только Лилю.

Осенью 1928 г. в Париже поэт через Эльзу Триоле познакомился с Татьяной Яковлевой и в который раз влюбился. Они виделись ежедневно, вместе выбирали для Лили автомобиль, Маяковский на протяжении двух недель даже не писал Брикам, лишь отправил короткую телеграмму о покупке машины. Татьяна стала единственной женщиной, кроме Лили Брик, кому Маяковский посвятил стихи. Вскоре поэт уехал, но в феврале 1929 г. вновь вернулся во Францию, звал Татьяну с собой, предлагал пожениться. В ответ на пылкие признания Яковлева ответила уклончиво. В Россию она так и не приехала, а поэт не смог выбраться к ней из-за проблем с оформлением визы.

Серьезное увлечение Маяковского Татьяной напугало Бриков, ведь в последнее время Владимир Владимирович фактически был единственным кормильцем в их «семье». Летом 1929 г. Осип Максимович свел поэта с актрисой МХАТа Вероникой Полонской, женой актёра Михаила Яншина. Юная, очаровательная Нора (так девушку звали близкие) стала последней любовной привязанностью Маяковского. 11 октября 1929 г. Владимир Владимирович узнал, что Татьяна Яковлева выходит замуж за французского виконта дю Плесси. Эту новость поэт воспринял очень тяжело, но ничего изменить уже было нельзя…

География

Расположено на территории 21-го и 22-го кварталов лесопаркового участкового лесничества Железнодорожного лесного парка (в северной части лесопарка). Лесопарк находится между посёлками Шувакиш (к северу от лесопарка) и Семь Ключей (к югу от лесопарка). В северной части расположено болото. Площадь лога около 3,5 гектара.

Название места предположительно произошло оттого, что здесь из-за болота всегда очень грязно.

Почва представлена легкими и средними песчанистыми суглинками, а также средними и тяжелыми пылеватыми суглинками с различной степенью каменистости.

В XVIII—XIX веках производились рудничные разработки железной руды (Клоповский железный рудник бурого железняка).

С начала 1990-х по 2007 год здесь проводились три археологические экспедиции. За все это время было вскрыто несколько десятков квадратных метров площади. Южная и восточная части лога фактически не тронуты. При этом в 2007 году фрагменты сосудов из-под серной кислоты, в которой пытались растворить останки Романовых, встречались и за пределами раскопов.

Личная жизнь

Любовью всей жизни Маяковского была Лиля Брик, встреча с которой состоялась в 1915 году. Молодой поэт на то время встречался с её сестрой – Эльзой Триоле, и однажды девушка привела Владимира в квартиру Бриков. Там Маяковский впервые прочитал поэму «Облако в штанах», а потом торжественно посвятил её Лиле. Как не удивительно, но прообразом героини этой поэмы была скульптор Мария Денисова, в которую поэт влюбился в 1914 году.


Владимир Маяковский и Лиля Брик

В скором времени между Владимиром и Лилей вспыхнул роман, при этом Осип Брик закрыл глаза на увлечение своей жены. Лиля стала музой Маяковского, именно ей он посвящал практически все свои стихи о любви. Безграничную глубину своих чувств к Брик он выразил в следующих произведениях: «Флейта-позвоночник», «Человек», «Ко всему», «Лиличка!» и др.

Влюблённые вместе участвовали в съёмках киноленты «Закованная фильмой» (1918 год). Более того, с 1918 года Брики и великий поэт стали жить вместе, что вполне вписывалось в существующую на то время брачно-любовную концепцию. Они несколько раз меняли место проживания, но каждый раз селились вместе. Зачастую Маяковский даже содержал семью Бриков, а со всех поездок за границу обязательно привозил Лиле роскошные подарки (например, автомобиль «Рено»).


Владимир Маяковский и Элли Джонс

Несмотря на безграничную привязанность поэта к Лиличке, в его жизни были и другие возлюбленные, даже родившие ему детей. В 1920 году Маяковский имел близкие отношения с художницей Лилей Лавинской, которая подарила ему сына Глеба-Никиту (1921-1986).

1926 год отметился ещё одной судьбоносной встречей. Владимир познакомился с Элли Джонс – эмигранткой из России, которая родила ему дочь Елену-Патрисию (1926-2016). Также мимолётные отношения связывали поэта с Софьей Шамардиной и Натальей Брюханенко.


Владимир Маяковский и Татьяна Яковлева

Кроме того, в Париже выдающийся поэт встретился с эмигранткой Татьяной Яковлевой. Вспыхнувшие между ними чувства постепенно крепли и обещали превратиться во что-то серьёзное и продолжительное. Маяковский хотел, чтобы Яковлева приехала в Москву, но она отказалась. Тогда в 1929 году Владимир решил поехать к Татьяне, однако проблемы с получением визы стали для него непреодолимой преградой.

Последней любовью Владимира Маяковского была молодая и замужняя актриса Вероника Полонская. Поэт требовал от 21-летней девушки бросить мужа, но Вероника не решалась на столь серьёзные изменения в жизни, ведь 36-летний Маяковский казался ей противоречивым, импульсивным и непостоянным.


Владимир Маяковский и Вероника Полонская

Сложности в отношениях с молодой возлюбленной подтолкнули Маяковского к роковому шагу. Она была последней, кого Владимир видел перед смертью и слёзно просил её не идти на запланированную репетицию. Не успела закрыться за девушкой дверь, как прозвучал роковой выстрел. Полонская не решилась прийти на похороны, ведь родственники поэта считали её виновницей в смерти родного человека.

ИЗВЕСТНОЕ И НЕ ИЗВЕСТНОЕ

Мало известной и не освещенной осталась встреча Маяковского с рабкорами ВИЗа. Меж тем сохранился фотоснимок. На нем поэт сидит в костюме, но в шапке среди группы визовцев.

Кто они оказались? Поиски к сожалению, оказались тщетными, ничего не дали. Известно, что Маяковский был в цехах ВИЗа, кто то из руководителей завода — дирекции, парткома или завкома рассказали ему о том, что строятся новые благоустроен­ные дома. Его проводили к месту стройки на улицу Ленина и Москов­ской. Но в квартирах домов он не был и быть не мог, так как строй­ка была еще только в разгаре. Но Маяковский был на этом углу, где начиналась улица Ленина. Об этом опять же свидетельствуют строки из стихотворения «Екатеринбург- Свердловск»:

…свисти
во весь
широченный проспект.
И…
заколдованное место:
вдруг
проспект
обрывает разбег…

Именно этот факт послужил Маяковскому отправным событием для написания стихотворения «Рассказ литейщика Ивана Козырева о вселении в новую квартиру». Как такового литейщика Ивана Козырева на заводе ни тогда, ни потом не было. Это собирательный тип. А подробное описание квар­тирных удобств объясняется  тем, что перед отъездом на Урал Маяковский купил матери и сестрам в Москве благоустроенную коопера­тивную квартиру. Впечатление о ней описано в стихотво­рении.

Так же мало известно о встрече поэта с сотрудниками библиотеки имени В.Г.Белинского, куда он ходил днем один без сопровождающих. Подробнее известно о посещении Маяковским музея революции в доме Ипатьева. Рассказывал Маяковский И.Ф.Егармину о том, что однажды вечером он заходил в магазин Пассаж, что недалеко от гостиницы, и в большой кооперативный магазин на улице Вайнера. На магазине почти через весь квартал тогда горела, мигая, электрическая иллюминация из больших букв «Центральный рабочий кооператив».

Рассказывал Иван Федорович и о том, как проходя по длинному коридору редакции, увидел в машбюро Маяковского, сидящим на стуле и диктующим стихи машинистке Наде Карелиной.

Футуризм — новое слово в поэзии Серебряного века

Будущий поэт родился 19 июля 1893 года в селе Багдати, Грузия, в семье лесничего Владимира. У Маяковского было две сестры, а два его брата умерли ещё в детском возрасте.

Юный Владимир свободно владел грузинским языком. Первое образование он получил в гимназии города Кутаиси, куда поступил в 1902 году. Любовь к искусству с ранних лет была присуща Маяковскому: юноша решил учиться на художника.

В 1906 году Владимир Владимирович переехал в Москву вместе с матерью, начал учиться в гимназии № 5. Из-за невозможности оплатить обучение он был исключен из гимназии.

Первая русская революция Маяковского не оставила в стороне. Будущий поэт вступил в Российскую социал-демократическую рабочую партию. В подполье у Маяковского была кличка «товарищ Константин». Именно под этим прозвищем Маяковский распространял революционную прессу в молодёжных кругах. За подпольную деятельность Маяковскому приходилось платить свободой.

Во время одного из арестов в тюрьме было написано первое стихотворение Маяковского (1909). В 1911 году поэт поступил в Московское училище живописи. Уже тогда Владимир Владимирович любил выделяться творческими экспериментами, используя необычные цвета в своих художественных работах.


Володя Маяковский. 1900 год. (wikipedia.org)

В начале 1910-х в Российской империи происходит творческий кризис символистов. 1890-е можно назвать началом русского Серебряного века: поэты-символисты перенесли мистические мотивы французских лириков в свои тексты. Однако вскоре на смену символизму пришли акмеизм и футуризм — принципиально новые стили, отвергнувшие идеалы Александра Блока, Дмитрия Мережковского и Андрея Белого.

Маяковский, любивший творческие эксперименты, настоящий бунтарь по характеру, вступил в ряды поэтов-футуристов, поставивших на первое место в своём творчестве форму произведений и непризнание старых литературных авторитетов. Владимир Владимирович оставил свою подпись под манифестом футуристов «Пощёчина общественному вкусу», в котором нашли отражения революционные идеи начинающих поэтов: «Бросить Пушкина, Достоевского, Толстого и проч. и проч. с Парохода Современности…».

Первое стихотворение Маяковского — «Ночь» — было опубликовано в 1912 году. В следующем году писатель написал трагедию «Владимир Маяковский», которую поставил сам и сыграл в ней главную роль.

Маяковский в своей поэзии решил бросить вызов старым порядкам. Также он придумал «лесенку» — необычное ритмическое построение стихотворения, выделявшее стихи Маяковского от произведений, написанных стандартными поэтическими размерами. Вот, к примеру, написанное змейкой стихотворение «Нате!», в котором отражено настроение лирического героя Маяковского:

«А если сегодня мне, грубому гунну,

кривляться перед вами не захочется — и вот

я захохочу и радостно плюну,

плюну в лицо вам

я — бесценных слов транжир и мот…».

Придуманная Маяковским и ставшая его визитной карточкой стихотворная «лесенка» вызывала негодование среди его коллег. Ведь редакции платили в то время не за количество символов в произведении, а за количество строк.

В 1915 году была окончена знаменитая поэма Маяковского «Облако в штанах». Изначально она называлась «Тринадцатый апостол», но такое название не пропустила в печать цензура. Дальнейшая поэзия Маяковского, кроме антивоенных тематик, содержит также сатирические мотивы.

Впрочем, сводить творчество Маяковского только к теме противостояния общественным нравам не стоит. Самой большой любовью в жизни поэта и его музой была Лиля Юрьевна Брик. С ней и её мужем, Осипом, Маяковский дружил, а затем переехал жить в их квартиру. Именно замужней женщине Маяковский посвятил любовное стихотворение «Лиличка! (Вместо письма)», в котором поэт-бунтарь показал читателям себя с другой стороны:

«И в пролет не брошусь,

и не выпью яда,

и курок не смогу над виском нажать.

Надо мною,

кроме твоего взгляда,

не властно лезвие ни одного ножа…».

Помимо написания стихотворений, в творчестве Маяковского особое место занимали сценарии к фильмам. Он снялся в трёх своих фильмах, сыграв главные роли в этих картинах.


Владимир Маяковский, студент. (wikipedia.org)

Приближался революционный 1917 год, сыгравший огромную роль в судьбе Маяковского.

Сатира, революция, кино и семья Бриков

Спустя год состоялась очень важная в биографии Маяковского встреча с семейством Бриков. С тех пор жизнь поэта переменилась. Влияние на жизнь Владимира Владимировича оказал Максим Горький: находясь под его протекцией, он отслужил в автомобильной школе. По правилам, имея статус солдата, поэт не имел никаких прав печататься. Здесь ему на выручку пришел Осип Брик, он выкупил у Маяковского две поэмы и опубликовал их сам. Этот период стал для Маяковского новым витком развития, он попробовал себя в сатирическом жанре.

Октябрьская революция не прошла мимо поэта, встретил он это событие в штабе восстания в Смольном. Владимир не раздумывая начал сотрудничество с новой властью и участвовал в первых собраниях деятелей культуры. Так как Маяковский был увлечен событиями, которые происходили в 1917-1918 годах, в то время выходили стихи и пьесы, посвященные исключительно революции.

На драматургии и сатире Маяковский не остановился, в 1919 году свет увидели три фильма, где поэт проявил себя как актер. Помимо кино, в этот период времени писатель активно сотрудничал с РОСТА и помогал в работе над агитационно-сатирическими плакатами. Также поэт находил время на работу в издании «Искусство коммуны».

Двадцатые годы стали ярким периодом в биографии Владимира Владимировича. В свет вышли произведения «Про это», «Севастополь-Ялта», «Владимир Ильич Ленин». Последняя поэма была поставлена в Большом театре, и во время чтения в зале присутствовал сам Иосиф Сталин. Это выступление вызвало бурю оваций, которые продолжались около двадцати минут. Этот период в жизни стал самым плодотворным и в плане творческом, и в плане путешествий. За несколько лет он объехал множество стран, которым посвящал свои произведения.

Всколыхнули общество бурные споры между Маяковским и Есениным. Владимир по-прежнему был верен футуристам, а Есенин примкнул в то время к самым ярым их противникам – имажинистам. Их взгляды были абсолютно разными, Маяковский пропагандировал революцию и городской уклад жизни, Есенин же писал о любви к деревенскому спокойствию. Но, несмотря на критику в адрес Есенина по поводу чрезмерного консерватизма и пристрастия к алкоголю, не признать очевидный талант своего «противника» Маяковский не мог. Многие отмечали сходство в характерах двух поэтов. Они оба были весьма вспыльчивыми и ранимыми душой, постоянно искали себя и боролись с чувством отчаяния. Поэзию Маяковского и Есенина объединяла тем суицида, которую они оба частенько поднимали в своих произведениях.

В период с 1926 по 1927 год Маяковский написал 9 сценариев для кино и возобновил работу в журнале ЛЕФ.

Конец двадцатых годов стал для Маяковского возвратом к драматургии. Он выпускает две пьесы — «Клоп» и «Баня», в которых умело отразил настоящее в сатирической форме со своим взглядом на будущее. Поэзия Маяковского вызывает противоречивые чувства у читателей и по сей день.

Роковым для писателя стал 1930 год: он начался с частых и резких обвинений коллег «по цеху». Но это не помешало поэту подвести итоги своей деятельности посредством выставки, которая носила название «20 лет работы». Но ожиданий Маяковского выставка не оправдала, ее не поддержали ни бывшие коллеги, ни руководство партии. Это был самый настоящий удар, который писатель тяжело переживал.

Рождение и семья

Владимир появился на свет 19 июля 1893 года в Грузии в селе Багдати. Тогда это была Кутаисская губерния, в советское время посёлок носил название Маяковский, сейчас Багдати стал городом в Имеретинском регионе на западе Грузии.

Отец, Маяковский Владимир Константинович, 1857 года рождения, родом был из Эриванской губернии, там он служил лесничим и имел в этой профессии третий разряд. Переехав в 1889 году в Багдати, он устроился работать в местное лесничество. Отец был мужчиной подвижным и высоким, с широкими плечами. Очень выразительное и загорелое у него было лицо; чёрные, как смоль, борода и волосы, зачёсанные набок. Обладал мощным грудным басом, который полностью передался сыну.

Человеком он был впечатлительным, весёлым и очень приветливым, правда, настроение у отца могло меняться резко и очень часто. Знал он много острот и прибауток, анекдотов и пословиц, разных забавных случаев из жизни; в совершенстве владел русским, татарским, грузинским и армянским языками.

Мама, Павленко Александра Алексеевна, 1867 года рождения, происходила из казаков, родилась в кубанской станице Терновская. Её отец, Алексей Иванович Павленко, был капитаном пехотного Кубанского полка, участвовал в русско-турецкой войне, имел медали и много воинских наград. Красивая женщина, серьёзная, с карими глазами и каштановыми волосами, всегда гладко зачёсанными назад.

Сын Володя лицом был очень похож на мать, а манерами выдался весь в отца. Всего в семье родилось пятеро детей, но два мальчика умерли маленькими: Саша совсем в младенчестве, а Костя, когда ему было три годика, от скарлатины. У Владимира было две старшие сестры – Люда (1884 года рождения) и Оля (1890 года рождения).

Путешествия

В 1920-х Маяковский открыл для себя заграницу, путешествуя то с Бриками, то в одиночку. В 1922 г. они втроём посетили Берлин, жили в престижном отеле, питались в роскошных ресторанах. Владимир Владимирович, не бывавший ранее в Германии, смотрел на окружающие его достопримечательности с детским восторгом.

Через полгода Маяковский и Брики вновь отправились в Германию, на сей раз на самолёте, следовавшем до Кёнигсберга. Впечатления от первого в жизни полёта нашли в строчках: «Ямы воздуха. С размаха ухаем. Рядом молния. Сощурился Ньюболд. Гром мотора. В ухе и над ухом. Но не раздраженье. Не боль.» Потом втроём перебрались на курорт Нордернай, где по словам В. Шкловского «Маяковский играл с морем, как мальчик.»

В 1926 г. Маяковский предпринял самостоятельное путешествие по Соединенным Штатам Америки, а в 1928 г. совершил деловую поездку во Францию, основной целью которой была покупка автомобиля Renault для Лили.

Начало литературной деятельности

В июле того же, 1906 г., Александра Алексеевна, распродав все имущество, перебралась с детьми в Москву. Жили бедно и трудно. Владимир пошёл учиться в 5-ю классическую гимназию, но уже в марте 1908 г. его исключили из 5-го класса за неуплату. Тогда же Маяковский сблизился с революционно настроенными студентами, увлекся марксистскими идеями и вступил в ряды РСДРП. В нелегальном журнале «Прорыв» начинающий поэт опубликовал своё первое пафосное «полустихотворение», о котором потом вспоминал с иронией: «…получилось невероятно революционно и в такой же степени безобразно».

В 1908-1909 гг. Маяковского трижды арестовывали, но каждый раз ему удавалось избежать сурового наказания: по первому делу (о подпольной типографии) его освободили как несовершеннолетнего с передачей под родительский надзор, по второму (по подозрению в связи с анархистами-экспроприаторами) и третьему (по подозрению в пособничестве побегу женщин-политкаторжанок из Новинской тюрьмы) делам следствию не хватило улик. В заключении Владимир вел себя буйно, из-за чего его переводили из одной части в другую: поэт побывал и в Басманной, и в Мещанской, и в Мясницкой тюрьмах. Наконец, в июле 1909 г. Маяковский на полгода «осел» в одиночной камере знаменитой Бутырки, вновь начал упражняться в стихосложении, но написанным остался недоволен. Однако с той самой тюремной тетрадки, отобранной надзирателями, поэт вел отсчет своего творческого пути.

ПОСЛЕДНИЕ ДНИ МОНАРХА

Ещё будучи в гостях у Парамонова, Маяковский попросил его сводить в музей революции на место казни семьи Романовых во главе с мо­нархом — Николаем вторым.

— Мы сделаем так,- рассказывал Парамонов,- я распоряжусь, чтобы наш директор музея завтра утром, до открытия, показал Вам все и, в том числе, подвал — место казни последнего царя России. Вы завтра прихо­дите туда к 8 часам. Рассказал ему, как идти: по ул. Ленина, до кино­театра «Колизей» (ныне кинотеатр «Октябрь») и потом налево по ул. Карла Либкнехта и через два квартала на углу улицы Клары Цеткин увидите это «полутораэтажное здание».

Маяковский так и поступил. Утром 28 января в музее его ждали. Сначала ему показали на первом этаже все разделы о революционных событиях на Урале, о руководстве Я.М.Свердловым партийными органи­зациями Урала, о подпольной работе. Маяковский был потрясен героическими подвигами уральских большевиков — Малышева, Толмачева, Валека, Вайнера, Хохрякова и других. Затем ему было показано место казни царя и рассказано о последних днях Романовых, о чем была из­дана книга с таким названием. Результатом посещения было написано стихотворение «Император”, помещенное через три месяц в Москве в журнале «Красная новь».

Как сам рассказывал Маяковский, однажды после обеда в столовой, что помещалась внизу редакции, он заходил в магазин «Пассаж».

Император

Помню —

       то ли пасха,

то ли —

       рождество:

вымыто

      и насухо

расчищено торжество.

По Тверской

           шпалерами

                    стоят рядовые,

перед рядовыми —

                пристава.

Приставов

         глазами

                едят городовые:

— Ваше благородие,

                  арестовать? —

Крутит

      полицмейстер

                  за уши ус.

Пристав козыряет:

                — Слушаюсь! —

И вижу —

        катится ландо,

и в этой вот ланде

сидит 

     военный молодой

в холеной бороде.

Перед ним,

          как чурки,

четыре дочурки.

И на спинах булыжных,

                   как на наших горбах,

свита

     за ним

           в орлах и в гербах.

И раззвонившие колокола

расплылись

          в дамском писке:

Уррра!

      царь-государь Николай,

император

         и самодержец всероссийский!

Снег заносит

            косые кровельки,

серебрит

        телеграфную сеть,

он схватился

            за холод проволоки

и остался

         на ней

               висеть.

На всю Сибирь,

              на весь Урал

метельная мура.

За Исетью,

          где шахты и кручи,

за Исетью,

          где ветер свистел,

приумолк

        исполкомовский кучер

и встал

       на девятой версте.

Вселенную

         снегом заволокло.

Ни зги не видать —

                  как на зло.

И только

        следы

             от брюха волков

по следу

        диких козлов.

Шесть пудов

          (для веса ровного!),

будто правит

            кедров полком он,

снег хрустит

            под Парамоновым,

председателем

             исполкома.

Распахнулся весь,

роют

    снег

        пимы.

— Будто было здесь?!

Нет, не здесь.

              Мимо! —

Здесь кедр

          топором перетроган,

зарубки

       под корень коры,

у корня,

        под кедром,

                   дорога,

а в ней —

         император зарыт.

Лишь тучи

         флагами плавают,

да в тучах

          птичье вранье,

крикливое и одноглавое,

ругается воронье.

Прельщают

         многих

               короны лучи.

Пожалте,

        дворяне и шляхта,

корону

      можно

           у нас получить,

но только

         вместе с шахтой.

Свердловск.

Впервые стихотворение «Император» напечатано в журнале «Красная новь» 4 апреля 1928 года.

В. Маяковский не включил в окончательный вариант стихотворения строки, бывшие в его черновиках:

Спросите, руку твою протяни:

казнить или нет человечьи дни.

Не встать мне на повороте.

Живые — так можно в зверинец их,

промежду гиеной и волком.

И как ни крошечен толк от живых —

от мертвого меньше толку.

Мы повернули истории бег.

Старье навсегда провожайте.

Коммунист и человек

не может быть кровожаден. 

Павел Распопов

Лиля Брик на Урале

Так уж получилось, что Свердловск и Пермь оказались связаны и с Лилей Брик – с «музой» поэта, сыгравшей большую роль в жизни Маяковского.

Лиля Брик. 1929 г.

В августе 1930 года ее новый муж, Виталий Примаков, получил назначение на руководящую должность в Уральский военный округ. Вскоре они переехали в Свердловск. Известно, что в Свердловске семья некоторое время жила в бывшем первом  Доме горсовета по адресу пр. Ленина 36, кв. 19. Дом был построен в 1927 году по проекту архитектора Сигизмунда Домбровского. Стоит на углу с Толмачёва и Пушкина. Здесь они прожили два года, затем жили в Доме чекиста – в начале улицы 8 Марта, и на Вайнера – в пятом Доме горсовета.

А вот что писала в другом письме, 28 мая 1931 года:

Позже супруги покинули Свердловск. Их брак закончился трагически. В ночь на 15 августа 1936 года Примаков был арестован НКВД, в июне 1937 года расстрелян вместе с другими крупными военачальниками — Якиром, Уборевичем, Тухачевским.

В 1938 году Лиля Брик вышла замуж за литературоведа Василия Катаняна, с которым прожила до конца своей жизни. 25 июля 1941 года, через месяц после начала Великой Отечественной войны, Лиля Брик с Василием Катаняном и Осип Брик с женой Евгенией Соколовой выехали из Москвы в эвакуацию на Урал – в город Молотов (так в советское время переименовывали Пермь). Они поселились в поселке Нижняя Курья на ул. Бородулинская, 25, на берегу реки Камы.

Смерть и наследие

В начале 1930 года поэт много болел. Далее Маяковского ждала череда неудач: его выставка «20 лет работы» не принесла успеха, а премьера пьесы «Клоп» и спектакль «Баня» провалились. Душевное состояние Владимира Владимировича ухудшалось. А 14 апреля 1930 года Маяковский застрелился.

В честь великого поэта и драматурга названы многие объекты (например, библиотеки Маяковского, улицы, площади, парки, станции метро, кинотеатры), установлены многочисленные памятники. Театры им. Вл. Маяковского находятся в Москве, Норильске, Душанбе.

Если вам нужна биография по датам – посмотрите

хронологическая таблица Маяковского

Более сжатая для доклада или сообщения в классе

Вариант 2

Интересные факты

  • Самой большой любовью в жизни поэта и его музой была Лиля Юрьевна Брик. С ней и ее мужем, Осипом, Маяковский дружил, а затем переехал жить в их квартиру. У Лили и Владимира начался бурный роман, и ее муж фактически уступил ее другу.
  • Маяковский пользовался популярностью у женщин. Однако поэт официально не зарегистрировал ни одни свои отношения. Известно, что, кроме дочери Патриции, у Маяковского есть еще и сын от связи с художницей Лилей Лавинской – Глеб-Никита, советский скульптор.
  • После смерти отца от заражения крови (он укололся, сшивая бумаги), Маяковского всю жизнь преследовала фобия умереть от инфекции.
  • Придуманная Маяковским и ставшая его визитной карточкой стихотворная «лесенка» вызывала негодование среди его коллег. Ведь редакции платили в то время не за количество символов в произведении, а за количество строк.
  • После чтения Маяковским в Большом театре поэмы о Ленине зал аплодировал 20 минут, на этой постановке присутствовал Сталин.
  • Маяковский стоял у истоков советской рекламы, за рекламную деятельность поэт подвергался критике со стороны некоторых современников.

Все интересные факты из жизни Маяковского

  1. /11

    Вопрос 1 из 11

Арест

После того, как Маяковского выгнали из гимназии, он решил вступить в социал-демократическую партию (РСДРП). Поэт вел бунтарский образ жизни, и за разные выходки его часто арестовывали. Но так как Владимир был еще несовершеннолетним, его всегда отпускали. Итог — он все же попал в Бутырскую тюрьму почти на год, где и продолжал писать стихи.

После выхода из Бутырки парень покидает партию. Он тесно общается с Евгенией Ланг, которая советует еще не состоявшемуся поэту заняться живописью. Маяковский прислушивается к совету и поступает в училище живописи. Далее находит новых друзей, вступает в команду кубофутуристов “Гилея”.

Творчество

В 1912 году в сборнике футуристической поэзии «Пощёчина общественному вкусу» был опубликован стих Маяковского «Ночь».

В литературно-артистическом подвале «Бродячая собака» 30 ноября 1912 года Маяковский впервые выступил публично, он декламировал свои стихотворения. А следующий 1913 год ознаменовался выходом его первого поэтического сборника под названием «Я».

С членами клуба футуристов Владимир отправился в турне по России, где читал свои стихи и лекции.

Вскоре о Маяковском заговорили, и повод для этого был, одно за другим он создавал свои такие разные произведения:

  • бунтарское стихотворение «Нате!»;
  • красочный, трогательный и чуткий стих «Послушайте»;
  • трагедия «Владимир Маяковский»;
  • стих-пренебрежение «Вам»;
  • антивоенные « Я и Наполеон», «Мама и убитый немцами вечер».

Октябрьскую революцию поэт встретил в штабе восстания в Смольном. С первых же дней он стал активно сотрудничать с новой властью:

  • В 1918 году стал организатором группы коммунистических футуристов «Комфут».
  • С 1919 по 1921 годы работал поэтом и художником в Российском телеграфном агентстве (РОСТА), участвовал в оформлении сатирических агитационных плакатов.
  • В 1922 году стал организатором Московской ассоциации футуристов (МАФ).
  • С 1923 года был идейным вдохновителем группы «Левый фронт искусств» (ЛЕФ) и трудился главным редактором в журнале «ЛЕФ».

Революционным событиям он посвятил множество своих произведений:

  • «Ода революции»;
  • «Наш марш»;
  • «Рабочим Курска…»;
  • «150 000 000»;
  • «Владимир Ильич Ленин»;
  • «Мистерия-буфф».

После революции Владимира всё сильнее привлекало кино. Лишь в 1919 году было снято три кинофильма, в которых он выступил в качестве сценариста, актёра и режиссёра.

С 1922 по 1924 годы Владимир путешествовал за границей, после чего написал цикл стихотворений под впечатлениями о Латвии, Франции, Германии.

В 1925 году он совершил продолжительное американское турне, посетив при этом Мексику и Гавану и написав очерк «Моё открытие Америки».

Вернувшись на родину, объездил весь Советский Союз, выступая перед различными аудиториями. Сотрудничал со многими газетами и журналами:

  • «Известия»;
  • «Красная Нива»;
  • «Комсомольская правда»;
  • «Крокодил»;
  • «Новый мир»;
  • «Огонёк»;
  • «Молодая Гвардия».

За два года (1926-1927) поэт создал девять сценариев к кинофильмам. Мейерхольд поставил две сатирические пьесы Маяковского «Баня» и «Клоп».

ХОРОША УРАЛЬСКАЯ МЕДВЕЖАТИНА

После окончания встречи с читателями, Маяковский вместе с Ана­толием Ивановичем Парамоновым спустились вниз, где был ресторан.

Маяковский, несмотря на позднее время, попросил Парамонова сыграть с ним партию в биллиард, но он ответил, что совсем не умеет. И по­просил маркера сыграть с поэтом.

Утром 27 января Маяковский, позавтракав в столовой, что поме­щалась внизу редакции «Уральский рабочий», где сегодня ресторан «Ермак»,  поднялся в редакцию.

В кабинете заместителя редактора газеты Д.Тумаркина (редактора не было) поэта ждали Парамонов, писатели А.Маленький, И.Харитонов и И.Егармин.  Всех их представили Маяковскому. Заместитель редактора, представляя Ивана Федоровича, сказал:

— А это руководитель литературного объединения молодежи Урала Ваня Егармин.

Девятнадцатилетний И.Ф.Егармин был намного моложе всех. Мая­ковский был старше его на 13 лет, и может быть поэтому за время всех встреч, он называл его не по имени и отчеству, а просто Иван или Ваня.

Был составлен план пребывания и выступлений поэта в городе.

27 января — знакомство с городом. Именно на этой первой встрече, как вспоминал в беседе со мной Анатолий Иванович Парамонов, он при­гласил поэта к себе на медвежатину, за что Маяковский поблагодарил «мэра» города и с удовольствием согласился. Дело в том, что накануне приезда Маяковского, Парамонов с группой охотников взяли в Шалинских лесах матерого медведя. Доброжелательная супруга Парамонова сварила из медвежатины суп и настряпала пельменей. Маяковский очень хвалил и суп, и пельмени, говорил, что всякое мясо ему приходилось есть у нас в стране и за рубежом, но вот медвежатину  впервые.

Вечером Маяковский был в театре «Пролеткульт». В городе тогда драматического театра еще не было, и «Пролеткульт», где выступали приезжие и самодеятельные артисты, помещался в клубе «Профинтерн», ныне Дом культуры им. Я.М.Свердлова на площади 1905 года. Ивану Федоровичу Маяковский говорил, что он днем (вероятнее всего в этот день 27 января) был один без провожатых в библиотеке им. В.Г.Белин­ского и беседовал с библиотекарями. Видимо, в этот же день наш гость один прошел по улице Ленина до конца города — ул.Восточной. Ведь в то время, где сегодня Втузгородок, не было ничего, кроме начатого строительства Уральского горного института еще до революции. Надо полагать, Маяковский осмотрел памятник Я.М.Свердлову и оперный те­атр.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Кубанские звезды
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: