Введение
Воинские кладбища предназначены для погребения умерших (погибших) военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, сотрудников органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, участников войны, лиц, уволенных с военной службы (службы), если это не противоречит волеизъявлению указанных лиц или пожеланию супруга, близких родственников или иных родственников. Воинские кладбища могут находиться в ведении органов местного самоуправления. Федеральное военное мемориальное кладбище предназначено для погребения и увековечения памяти лиц, указанных в статье 11 настоящего Федерального закона, имевших особые заслуги перед государством. Перечень особых заслуг перед государством лиц, которые могут быть погребены на Федеральном военном мемориальном кладбище, определяется Правительством Российской Федерации. Федеральное военное мемориальное кладбище находится в ведении федерального органа исполнительной власти в области обороны. Погребение на Федеральном военном мемориальном кладбище осуществляется по представлению министерств и иных федеральных органов исполнительной власти, — так гласит Статья 20 федерального закона о Воинских кладбищах и военные мемориальных погребениях. Но есть один мемориал, о котором невозможно говорить сухим канцелярски языком. Это Пискаревское мемориальное кладбище …
Здесь лежат ленинградцы.
Здесь горожане — мужчины, женщины, дети.
Рядом с ними солдаты-красноармейцы.
Всею жизнью своею
Они защищали тебя, Ленинград,
Колыбель революции.
Их имён благородных мы здесь перечислить не сможем,
Так их много под вечной охраной гранита.
Но знай, внимающий этим камням:
Никто не забыт и ничто не забыто.
В город ломились враги, в броню и железо одеты,
Но с армией вместе встали
Рабочие, школьники, учителя, ополченцы.
И все, как один, сказали они:
Скорее смерть испугается нас, чем мы смерти.
Не забыта голодная, лютая, темная
Зима сорок первого—сорок второго,
Ни свирепость обстрелов,
Ни ужас бомбежек в сорок третьем.
Вся земля городская пробита.
Ни одной вашей жизни, товарищи, не позабыто.
Под непрерывным огнем с неба, с земли и с воды
Подвиг свой ежедневный
Вы совершали достойно и просто,
И вместе с Отчизной своей
Вы все одержали победу.
Так пусть же пред жизнью бессмертною вашей
На этом печально-торжественном поле
Вечно склоняет знамена народ благодарный,
Родина-мать и город-герой Ленинград».
Так пусть же пред жизнью бессмертною вашей
На этом печально-торжественном поле
Вечно склоняет знамена народ благодарный,
Родина-мать и город-герой Ленинград .
XX век и революция
В самом начале эпохи разрабатывались разные проекты по застройке территории. На Марсовом поле планировали возвести Государственную Думу в 1906 году, а в 1909 построили временный павильон для панорамы «Оборона Севастополя».
К 1912 добавился павильон астрономической обсерватории ко дню солнечного затмения. Все желающие могли наблюдать явление за небольшую сумму. Неоднократно использовали луг и для спортивных мероприятий, например конькобежных соревнований на первенство мира и первый хоккейный матч.
Революция 1917 года сделала из плацдарма братскую могилу для павших революционеров. Изначально планировалось сделать её перед Зимним дворцом, как символ победы над самодержавием. Для этих целей нужно было снести Александровскую колонну.
Но архитектурный ансамбль Дворцовой площади был памятником победы русских войск над армией Наполеона. Поэтому его старались сохранить: делегация архитекторов, художников и врачей во главе с Максимом Горьким убедили перенести захоронение на Марсово поле.
Поиски христианского оправдания «вечного огня»
Итак, христиане оказались в ситуации «двоеверия»: с одной стороны, вечный огонь как закрепленный в литургической традиции образ ада, с другой стороны – сформированный советской властью образ памяти о погибших за Отечество воинах, важная часть многочисленных мемориальных комплексов.
Можно ли примирить эти два огня? Или, точнее «воцерковить» второй огонь?
Несколько лет назад в дискуссиях о восприятии «вечного огня» как нейтрального (нерелигиозного) символа появился примиренческий аргумент о том, что это светский аналог свечи или лампады. Но, на мой взгляд, он не работает и как подтверждает, что «вечный огонь» относится к парарелигиозным практикам. Ведь свеча или лампада существуют не сами по себе. Они возжигаются перед священным образом, как знак нашего приношения, молитвы. И здесь особую символическую роль играет материал — воск и масло. В сегодняшних «вечных огнях» горит газ. «Вечный огонь» может гореть на могиле, перед памятником Родине-Матери, перед стелой. Т.е. если принимать аргумент про «про свечу/лампаду» всерьез, то получается, что принимающие этот огонь поклоняются:
1) героям (культ предков),
2) Земле в образе матери (язычество),
3) фаллическому символу силы.
Не уверен, что христиане могут присоединиться к чему-либо из перечисленного.
Есть и другой подход, согласно которому эти два «вечных огня» следует считать омонимами. Они возникли независимо друг от друга и существуют в разных контекстах: церковном и светском. Этот аргумент мне кажется более интересным. Более того, он может быть вполне приемлем для тех, кто привык жить «вне религиозного контекста»; кто считает себя свободным от христианской традиции.
Сложнее дело обстоит с христианами. Зная языческие корни вечного/священного огня и принимая церковное почитание императора Феодосия как святого, согласиться с омонимией гораздо труднее. Для христианина примирить существующие практики через «омонимию» – это значит зафиксировать двоеверие как норму. Да, в храме и дома мы молимся избавить нас от вечного огня, а в День Победы добровольно идем к этому огню и возлагаем цветы.
Здоровый цинизм советской эпохи породил весьма характерный церковный анекдот: «9 мая православное духовенство посетило могилу Неизвестного солдата у Кремлевской стены. Иерархи в скорбном молчании созерцали Вечный огонь, уготованный сатане и аггелам его».
Собственно, Церковь ясно понимала эту проблему еще тридцать-сорок лет назад, но не принимать участие в церемонии тогда не могла.
Словом, омонимия как вариант решения проблемы не подходит.
Я вижу три варианта решения проблемы: два радикальных и один компромиссный.
Первый радикальный вариант. Отредактировать богослужебные тексты и убрать из них упоминание про вечный огонь. Так будет спокойнее. В этом случае проблему можно решить исключительно внутрицерковными средствами. Думаю, в богослужебных и святоотеческих текстах это словосочетание встречается не более 200 раз. Польза очевидна: те православные, которые привыкли ходить к «вечному огню» могут ничего не менять в своей жизни, а государство точно не заподозрит Церковь в «непатриотичности».
Второй радикальный вариант. Вступить в переговоры с государством и добиться того, чтобы оно в лице православного президента Путина погасило «вечный огонь». Вряд ли мусульмане будут против. А плюсы очевидны: экономия газа по всей стране, и главный бонус самому президенту – он может претендовать на лавры второго Феодосия Великого. Для настоящего императора – это достойное украшение титула.
Третий вариант – компромиссный. Надо бы начать дискуссию о переименовании «вечного огня». Пусть он будет не вечным, а мемориальным. Это просто. Милицию в полицию было и сложнее, и дороже переименовать, однако справились.
Изменчивость времён и имён
Своеобразный остров, получившийся в итоге, часто менял название: Променад — Потешное поле — Царицын луг. Последнее название не случайно: луг располагался перед дворцом Екатерины I, который находился в Третьем Летнем саду (сейчас Михайловский сад).
Вдоль Красного канала простирались Казармы лейб-гвардии Павловского полка. На их месте в 1720-х стояли четыре дома, один из которых служил дворцом для старшей дочери Петра Анны.
При Петре I на лугу проводились парады и смотры войск Преображенского и Семёновского полков. На праздники зажигались фейерверки — «потешные огни». Недалеко находилось здание первого Почтового двора, на месте которого сейчас Мраморный дворец.
При Петре Летний сад был в разы больше. То, что мы знаем сейчас, это только четвёртая часть от былой территории. В начале XVIII века в него входили нынешний Михайловский сад, территория Михайлвоского замка и Марсово поле.
История
Наконец, в конце XVIII века, благодаря чрезмерному пристрастию Павла I к строгой дисциплине, здесь окончательно утверждается атмосфера полигона, строятся казармы для гвардейцев. Появляются статуи, которые должны отметить воинские заслуги П. А. Румянцева и А. В. Суворова.
В послереволюционные десятилетия главенствующее значение приобретает иная символика. Теперь это площадь Жертв революции, а первостепенную роль в ее композиции начинает играть мемориальный комплекс — братская могила, в которой уже в первые месяцы хоронят погибших в революционных сражениях в семнадцатом году. Здесь были похоронены многие известные борцы за революцию.
«Вечный огонь» в литургической поэзии
В этом году через 10 дней после Пасхи умер мой отчим. На отпевании, напутствуя его в жизнь вечную, мы молились: «Трисиятельное единаго Божества, благочестно поем вопиюще: Свят еси, Отче Безначальный, Собезначальный Сыне, и Божественный Душе: просвети нас верою Тебе служащих, и вечнаго огня исхити».
И утром, читая молитву ко Пресвятой Богородице, просим ее: «Избави мя огня вечнующего , и червия же злаго, и тартара».
В Ветхом и Новом Завете образ огня многозначный – это может быть и огонь Богоявления, и огонь суда и проклятия. В литургической поэзии и святоотеческой литературе устойчивое выражение «огонь вечный» становится однозначным образом суда, недостойного отношения к святыне, попрания заповедей. И молитвенное прошение здесь буквально одно единственное – избавить, «исхитить» нас от этого огня.
День Победы: светское vs. религиозное
Может ли День Победы стать полноценным светским праздником? Как освободить его от парарелигиозных ритуалов? Когда речь идет не только о жизни, но и о смерти, без религии не обойтись. Любой секуляризм становится религиозным. «В отношении к смерти раскрывается и определяется понимание жизни в конкретной культуре», — заметил протопресвитер Александр Шмеман.
Бог держит человека в Своей памяти потому, что Он помнит его. Бог помнит каждого из нас, и мы живы, и не выпадаем из памяти Божией, даже переходя в мир иной. И наша молитва друг за друга не прекращается, даже если нас разделяет смерть.
Можно ли ожидать такого развития церковных форм сохранения исторической памяти и мемориализации мест упокоения, которые будут в полной мере традиционными и в то же время убедительными для современного человека? Это вопрос стоит не только в отношении Дня Победы, но и в связи с почитанием Новомучеников и исповедников Российских.
Илмарс Шлапинс. Один день с Арво Пяртом. Русское музыкальное общество. http://www.irms.ru/pyart.html
Прот. Александр Шмеман. Литургия смерти и современная культура. – М.: Гранат, 213. – с. 26.
Поскольку вы здесь…
У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.
Сейчас ваша помощь нужна как никогда.
ПОМОЧЬ
Братская могила героев революции
Так над лугом поднялся курган, состоявший из четырёх братских могил. В них похоронены 184 человека. Убитых было гораздо больше, но остальных родственники хоронили на других кладбищах. В 1918 его переименовали в площадь Жертв революции.
Могила нуждалась в памятнике, который бы увековечил имена погибших в истории. В конкурсе на проект памятника победил Л. В. Руднев и его «Готовые камни». Архитектор предложил использовать для ансамбля камни на Сальном буяне. В начале XIX века там стояло гранитное здание амбаров, которые затем разобрали. Камни так и остались лежать нетронутыми на местах.
Памятник «Борцам революции» торжественно открыли в 1919 году. Это квадратный двор с уступчатыми гранитными стенками с текстами в память о погибших. Гранитные блоки мемориала выложены уступами на братских могилах. Памятники разделены десятиметровыми проходами.
В 1920 разбили партерный сад из низких стриженных лип по периметру поля. Остальное пространство занимает газон, прерываемый кустарниками сирени, жимолости и жасмина. На этих местах и впоследствии хоронили партийных деятелей: И. И. Газа, М. М. Лашевич и др.
Актуальность
В год 70-летия начала Великой Отечественной войны и беспримерной эпопеи блокады города-героя Ленинграда нелишне задуматься, что события столь давнего времени в начале XXI века уже не могут восприниматься с теми чувствами, какие владели современниками. Великая битва советского народа с гитлеровским фашизмом в нашем сознании входит в ряд таких значительных вех исторической памяти, как сражения Северной войны, победы Суворова и Ушакова, подвиг русского народа в Отечественной войне 1812 года, освобождение Европы от наполеоновского гнета; самоотверженный героизм русских солдат, проявленный в боях войны, начавшейся в 1914 году и названной современниками Второй Отечественной… Монументы и памятники, бесчисленные братские могилы 1941-1945 годов — это уже достояние истории. Мы живем в другой стране. Вряд ли память прошлого поможет нам ориентироваться в сегодняшних проблемах. Но, несмотря ни на что, есть память места. Мы должны помнить, что наша земля – та самая, которую защищали ратники Александра Невского, Петра Великого, царские военачальники и советские маршалы, гвардейцы Преображенского и Семеновского полков и рядовые Краснознаменных дивизий, бригад народного ополчения. Памятники надо хранить, историю надо знать.
«Вечный огонь» в Советском Союзе
Первый «вечный огонь» был зажжён накануне празднования 10-летия победы в поселке Первомайский (Щёкинский район, Тульская область) 6 мая 1955 годa. Строго говоря, «вечным» его назвать нельзя, так как на протяжении ряд лет его зажигали несколько раз в год: в День Победы, день начала Великой Отечественной войны, День защитника Отечества, день освобождения Щёкино — 17 декабря.
Первым действительно «вечным» огнем (никогда не прекращавшим гореть) стал огонь на Марсовом поле в Ленинграде, зажженный 6 ноября 1957 года накануне 40-летия Октябрьского переворота не в честь погибших в Великой Отечественной войне, а в честь «героев революции». Через несколько месяцев «вечный огонь» был зажжен в Севастополе на Малаховом кургане. Это было не в День Победы, а в День Советской армии 23 февраля 1958 года.
В Москве сегодня горят три «вечных огня» — на Преображенском кладбище (зажжен 9 февраля 1961 года), у Кремлевской стены (зажжен 8 мая 1967 года) и на Поклонной горе (зажжен 30 апреля 2010 года). Примечательно, что огонь на Преображенском кладбище и огонь у Кремлевской стены зажжены от «революционного» огня на Марсовом поле. С точки зрения большевиков память «жертв революции» была первична по отношению к памяти павших в Великой Отечественной войне, и главным огнем в СССР был огонь на Марсовом поле.
«Вечный огонь» у Кремлевской стены зажег первый секретарь ЦК КПСС Л.И. Брежнев. С этих пор «соперничество» двух огней стало неизбежным. Огонь у резиденции главы государства — вспомним римский «очаг государства» в храме Весты — претендовал на первенство, стремился победить «огонь революции». Но произошло это только спустя 50 лет, когда идеалы Октябрьской революции были признаны неактуальными.
Сегодня по России горит более 200 «вечных огней».
Мемориалы Санкт-Петербурга, где есть Вечный огонь
Мемориалы Санкт-Петербурга, где есть Вечный огонь, находятся под государственной охраной. Смена караула у Вечного огня – особый символ памяти и благодарности героям, а также обещание сберечь всё то, за что они отдали свои жизни. Для того чтобы вечно горящий огонь никогда не угасал, к каждому такому сооружению подведён индивидуальный газопровод – ни в стужу, ни в дождь пламя не погаснет.
Вечный огонь на Марсовом поле
Самый первый Вечный огонь, зажженный в СССР, находится на Марсовом поле, расположенном между Летним садом и пл. Суворова. Пламя горит в центре мемориала, посвящённого борцам революции. Зажгли этот Вечный огонь в 1957 году от пламени печи Кировского завода. Впоследствии от него зажгли множество других Вечных огней, самым известным из которых стал тот, что горит у Кремля в столице России.
Организация похорон
в Санкт-Петербурге и области
Оркестр на похоронах
музыкальное сопровождение
Груз 200
по РФ и по всему миру
Жители и гости Санкт-Петербурга могут в любое время посетить мемориал, а также совершить прогулку по ухоженным дорожкам Марсового поля и вдоль набережной реки Мойки. Буквально в трёх минутах ходьбы от мемориального комплекса расположены часовня-ризница Иверской иконы Божией матери, Церковь Спаса Нерукотворного Образа и знаменитый величественный Спас на Крови, где можно поставить свечу за упокой павших воинов, а также совершить пожертвование в память о них.
Вечный огонь на Пискарёвском мемориальном кладбище
Вечный огонь, горящий на Пискарёвском мемориальном кладбище (близ проспекта Непокорённых) посвящён ленинградцам, погибшим в Великой Отечественной войне, тем, кто с оружием в руках защищал нашу страну от фашистов, а также тем, кто погиб от голода, холода и изнурительного труда в блокадном Ленинграде. Для того чтобы узнать больше о блокадном Ленинграде, можно посетить музей, находящийся справа от Вечного огня. Работает экспозиция ежедневно, с 9.00 до 18.00. Вход бесплатный.
Всего в трехстах метрах от Вечного огня расположен монумент «Родина мать», к которому ведёт широкая центральная аллея. Посетить мемориальное кладбище можно с 9.00 до 18.00 в зимний период и с 9.00 до 21.00 – в летний. В 700 метрах от комплекса находится Пискарёвский лесопарк, где можно погулять с семьёй или в уединении в любое время суток.
Вечный огонь на Серафимовском кладбище
В Серафимовском мемориальном комплексе, расположенном вблизи станции метрополитена «Старая Деревня» также есть Вечный огонь. Он согревает души тех, кто погиб во время блокады Ленинграда, кто отдал жизнь в войне в Афганистане, а также тех, кто погиб в море, выполняя свой долг перед Отечеством.
За Вечным огнём возвышается монумент, посвящённый защитникам и жителям Ленинграда. На самом кладбище до сих пор производятся погребения, но, скорее, в порядке исключения. Там хоронят в основном тех, кто трагически погиб в катастрофах, произошедших во время несения службы. Также возможно захоронение в родственную могилу. Посетить мемориальный комплекс можно в любой день, кроме 1 января, с 9.00 до 17.00 в зимний сезон и с 9.00 до 18.00 – в летний.
Вечный огонь на площади Победы
Ещё один грандиозный по своим масштабам мемориал Санкт-Петербурга, где Вечный огонь не угасает, находится на площади Победы, неподалёку от станции метро «Московская». Архитектурная композиция на площади посвящена подвигу жителей Ленинграда, а величественный 48-метровый обелиск и «разорванное кольцо» знаменуют собой, пожалуй, важнейший момент в истории города – прорыв блокады.
На площади Победы открыт для посещения Памятный зал, прийти туда можно с 10.00 до 17.00 в любой день недели. Вход свободный.
Пламя не погаснет: Минобороны проследит за Вечными огнями
Все памятники с Вечным огнем и Огнем памяти возьмут на учет. Минобороны будет следить за их состоянием. Для этого разработан ведомственный приказ. Ранее мемориалы, находившиеся вне воинских захоронений, оказывались без контроля. Их не брали на учет местные власти, не выделяли финансирование на их содержание. По мнению экспертов, новые правила сделают контроль за содержанием памятников более эффективным. Вечные огни будут гореть постоянно, а Огни памяти — по важным праздникам, не менее семи дней в году.
Как рассказали «Известиям» в Минобороны, в ведомстве разработали порядок централизованного учета мемориальных сооружений с Вечным огнем и Огнем памяти. По новым правилам за них будет отвечать управление министерства по увековечению памяти погибших при защите Отечества.
Вечный огонь у Кремля прошел профилактику
В 2014 году президент поручил правительству обеспечить учет и бесперебойное функционирование мемориалов «Вечный огонь». Эти полномочия получило Минобороны после того, как этим летом вступили в силу поправки в закон «Об увековечении памяти погибших при защите Отечества». Кроме того, теперь разделены понятия Вечного огня и Огня памяти. Первые горят постоянно, вторые — по случаю праздничных дат и дней воинской славы.
Документ, разработанный Минобороны, устанавливает семь дней, когда в обязательном порядке Огни памяти будет необходимо зажигать с 10 до 22 часов по местному времени. Это три государственных праздника: 23 февраля — День защитника Отечества, 9 мая —- День Победы, 4 ноября — День народного единства. Кроме того, их будут зажигать 1 августа — в День памяти российских воинов, погибших в Первой мировой войне, 3 декабря — в День неизвестного солдата и 9 декабря — в День героев Отечества. 22 июня, в День памяти и скорби, огонь будет гореть с 4:00 до 22:00.
Минобороны составит единый реестр мемориальных объектов, который будет вестись в электронном и бумажном варианте. На каждое такое сооружение органы местного самоуправления составят так называемый паспорт. В нем будет отражена подробная информация о памятнике. В том числе размеры объекта, материал, из которого он изготовлен, и имя автора, а также период истории и событие, которому посвящено создание памятника. Также нужно будет приложить схемы расположения и фотоснимок объекта.
Первый экземпляр паспорта будет находиться в органе местного самоуправления, второй — в военном ведомстве. Централизованному учету будут подлежать как имеющиеся, так и вновь созданные мемориальные объекты.
Первый Вечный огонь на территории России был зажжен в октябре 1957 года в Ленинграде, на Марсовом поле, у памятника «Борцам революции». Именно от него потом зажгли Вечные огни в память о павших в Великой Отечественной войне в разных городах СССР. Главный мемориал с Вечным огнем — Могила Неизвестного Солдата в Александровском саду у Кремля — был открыт 8 мая 1967 года. Факел был доставлен из Ленинграда по эстафете, которую у Манежной площади принял Герой Советского Союза Алексей Маресьев.
В постсоветское время на проблему Вечных огней обратили в начале этого десятилетия. Активисты из разных городов указывали, что они либо не горят, либо зажигаются к приезду высоких гостей. Местные власти часто не могли определиться, кто должен финансировать это. После того как президент в 2014 году поручил правительству разобраться с ситуацией, ОНФ и Минкульт провели инвентаризацию и подсчитали: в России более 3,6 тыс. мемориалов с Вечным огнем, из которых постоянно функционируют только 22%, а остальные лишь в праздничные дни. Большинство мемориалов не подключены к магистральному газопроводу.
Как рассказал источник «Известий» в военном ведомстве, точного перечня Вечных огней и Огней памяти пока не существует. По приблизительным оценкам, в России около 4 тыс. объектов обоих видов, подтвердил он.
Составление полного перечня Вечных огней и Огней памяти упростит контроль за содержанием этих объектов, добавил собеседник «Известий».
Минобороны — уполномоченный орган по увековечению памяти погибших при защите Отечества, поэтому ведомству поручено контролировать состояние Вечных огней и Огней памяти, рассказала «Известиям» председатель комиссии Общественной палаты по делам молодежи, развитию добровольчества и патриотическому воспитанию Елена Цунаева.
— Эти мемориалы находятся на балансе органов местного самоуправления, часто у городских властей не хватает средств, чтобы поддерживать их в надлежащем состоянии, — рассказала Елена Цунаева.
Объединение усилий местных администраций и военного ведомства поможет привести мемориалы в порядок, согласен член президиума Санкт-Петербургской общественной организации ветеранов Лев Баранов.
Архитектура захватывает территории
По распоряжению Елизаветы Петровны архитектор Растрелли построил Летний дворец. Его возвели из дерева, разбив на 169 апартаментов. Главный фасад выходил на Мойку и Летний сад. После смерти Елизаветы, дворец перешёл во владение Екатерины II. А вот Павел I приказал разобрать строение из-за «ветхости» и построить на этом месте михайловский замок.
Луг превратился в военный плац Петербурга и сменил название на Марсово поле, в честь бога войны — Марса. Именно здесь по приказу Павла I впервые установили Обелиск «Румянцева Победам» в 1799 году. Через пару лет на другой стороне появился памятник А. В. Суворову. В 1818 году Росси предложил передвинуть его ближе к Неве, сформировав тем самым Площадь Суворова.
Обелиск Румянцева Победам перенесли на Васильевский остров к Кадетскому корпусу, потому что Румянцев был его воспитанником.
Как добраться
Марсово поле находится в самом центре Санкт-Петербурга. Там, где достопримечательности встречаются на каждом шагу. Например: восточнее от него расположился Летний сад; южнее — целый ансамбль, состоящий из Михайловского дворца, одноименного сада и храма «Спас на крови»; а севернее через Неву раскинулся Троицкой мост, через который можно попасть на Петропавловскую крепость. С территории поля можно увидеть каждый из описанных выше достопримечательностей.
Сразу три станции метро расположены в пешей доступности от Марсово поля – это Невский проспект, Гостинный двор и Адмиралтейская. А окружают площадь набережные реки Мойки, Лебяжьей канавки и Миллионная улица.
- С Гостинного двора быстрее всего добраться по улице Садовой до Набережной Лебяжьей канавки.
- С Невского проспекта по набережной канала Грибоедова, мимо Спаса на Крови, до набережной реки Мойки.
- С Адмиралтейской по Невскому проспекту, свернуть на Большую Конюшенную улицу и идти до той же набережной реки Мойки.
Мифы и легенды
Несмотря на то что днем эта местность была довольно многолюдной, за ней надолго закрепилась слава «гиблого места». Ее не рекомендовалось посещать ночью. Даже и до сих пор можно услышать рассказы, которые явно не для детей.
Мистика и вечный страх перед странными явлениями завоевывали воображение не только простонародья, но и царственных особ. Рассказывают, что Екатерина I вынуждена была навсегда покинуть построенный здесь дворец. Ее испугало то, что старая чухонка рассказала ей о темных силах, которые господствуют в этой местности.
XIX век ничего не изменил. Этот район считался непригодным для проживания. Здесь было безопасно прогуливаться только днем. В начале двадцатого века произошел необъяснимый случай. Жертва — жандармский унтер-офицер, решивший в одиночку исследовать поле, откликнувшись на звук, доносившиеся из темноты. Он пропал без вести.
Погребение большого количества людей в общей могиле начиная с семнадцатого года снова дало пищу для воображения. То, что их похоронили без церковного обряда отпевания, подпитывало суеверные страхи, которые наполнили Питер. Опять пошли слухи о том, что здесь исчезают люди. Даже внешние очертания установленного мемориала была по-своему истолкована сторонниками мистической версии.
Говорили о том, что это своеобразный вход в царство темных сил, одновременно влияющий на нашу реальность. Обсуждали принадлежность архитектора Л.Рудневу к одной из мистических сект и всевозможные совпадения дат и символов, которые можно найти в астрологии.
Все, что пригодится каждому туристу в путешествии:
- Найти и забронировать туры онлайн можно на Travelata и Onlinetours.
- Забронировать и сравнить цены на отели можно на Hotellook. А апартаменты на Airbnb.
- Выбрать самый дешевый авиабилет среди всех авиакомпаний можно на Aviasales, а ж/д билет на Poezd.
- Найти экскурсии по всему миру на Tripster.
- Купить страховку и не беспокоиться за свое здоровье на Cherehapa.
- Арендовать машину, чтобы увидеть еще больше интересных мест, на Economybookings. Или байк на BikesBooking.
- Заказать трансфер из аэропорта Kiwitaxi.
(Visited 5 977 times, 1 visits today)
Мифы и легенды
Из-за необъяснимых мифов и легенд, Марсово поле получило известность как «гиблое место». А устрашающие слухи об этом месте можно услышать и по сей день.
- Причём страху перед непонятными происшествиями оказались подвержены не только рядовые граждане, но и главы государства. Есть свидетельства, что Екатерину Первую мистический страх вынудил оставить навсегда дворец, который тут был построен. Она испугалась рассказов некоей пожилой чухонки о нечистой силе, якобы господствующей здесь.
- В 19-м веке ситуация не изменилась. Эту местность считали непригодной для постоянного проживания. Люди чувствовали тут себя в безопасности лишь в дневное время. В нач. 20-го века случилось необъяснимое. Жертвой непонятных сил стал офицер жандармерии, который решил сам изучить ночью поле, будучи привлечён звуком, который доносился из мрака. В итоге он бесследно исчез.
- Факт захоронения множества людей в братских могилах с 1917-го опять пробудил воображение широких масс. Тем более, что на Марсовом поле похоронены участники революции без надлежащих религиозных обрядов. Снова возникли слухи о бесследном исчезновении здесь людей. И даже наружный вид мемориального комплекса на площади сторонники мистических предрассудков толковали своеобразно. В частности – что это, якобы, некий портал в потусторонний мир, который способен влиять и на наш мир. Даже высказывалось мнение об участии архитектора Руднева Л. в некоей мистической секте и о совпадениях символов и дат, толковавшихся с астрологической точки зрения.
Культ огня
В последние годы видно, какие усилия предпринимает государство по «модернизации» Дня Победы, придавая ему статус главного праздника страны. Есть и частные инициативы, получившие самое широкое распространение. Например, акцию «Бессмертный полк», которая приобрела сегодня общенациональный масштаб, в 2012 году придумали журналисты независимой томской телекомпании ТВ2, недавно закрытой без объяснения причин.
Развиваются и старые советские ритуалы. Самыми сомнительными и противоречивыми из них остаются те, что связаны с «вечным огнем». Мне как христианину кажется странным, что в начале ХХI века огонь стал для России столь важным и значимым символом. Он оказался прочно связан не только с церковными практиками, но и с крупнейшими событиями в жизни страны, которые, на первый взгляд, никак не связаны с религией. Шествие с огнем – лампадодромия – это не только шествие (перелет) из Иерусалима в Москву с благодатным огнем, с прошлого года – это и эстафета с огнем олимпийским, а с нынешнего – шествие по всей России с огнем «вечным».
28 апреля делегации ветеранов и государственных чиновников из 27 регионов собрались в Москве у могилы Неизвестного солдата, чтобы получить «частицы вечного огня» и отвезти их в свои регионы и там зажечь свои «вечные огни».
Как получилось так, что языческие ритуалы Древней Греции и Рима, основательно забытые, но в рамках олимпийского движения возрожденные Третьим Рейхом, сегодня в столь различных формах используются в России?
В 2015 году Россия определилась: у нас есть три «культовых» огня, получивших признание и поддержку государства: Благодатный, олимпийский и «вечный». Каждому – свой срок и своё время. Эта триада вполне отражает не только иерархию главных событий, но и главных ценностей России.
Культ «благодатного огня» расцвел в России 13 лет назад, когда возник проект блиц-поездок в Иерусалим с целью привезти его к началу Пасхальной службы в Москву, а в последние годы и многие другие города России. Именно благодаря поездкам за благодатным огнем были отработаны такие важные элементы современной лампадодромии как безопасные фонарики, технология провоза открытого огня в салоне самолета и сопровождение церемонии телевизионной трансляцией.
Поклонение огню — это, конечно, язычество. Но это не простое, а «мощное» язычество. Оно увлекает, оно «красивое». Изначально Благодатный огонь не самостоятелен — схождение огня предваряет пасхальные торжества. Но, отделяясь от празднования Пасхи и превращаясь в самостоятельное событие, поклонение огню может свидетельствовать в том числе и о неспособности современных православных противостоять языческому соблазну. Возжигание лампад перед самой главной (пасхальной) службой в Храме Гроба Господня — это древняя литургическая традиция. Ее надо сохранить, но вряд ли нужно «переосмысливать», отрывая от празднования Пасхи.
Культ «олимпийского огня» был частью программы Зимней олимпиады в Сочи. То, как изощренно и изобретательно отнеслись к этой эстафете в России (включая погружение под воду), удивило многих . И мне об олимпийском огне пришлось написать отдельно.
Второе рождение культа «вечного огня» в этой триаде на первый взгляд неожиданно, но в целом вполне закономерно. В год празднования 70-летия Победы организаторы торжеств решили взять новую планку празднования, причем с особо визуальной привлекательностью, хорошей телевизионной картинкой, чтобы транслировать можно было на всю страну и весь мир.
И шествие с огнем, и зажигание «вечного огня» в разных городах в эту концепцию ложатся идеально: есть и столичная составляющая, и правильная региональная локализация. Словом, с точки зрения шоу – всё сделано правильно.
Ну и по нынешним временам еще один важный аргумент – импортозамещение. Благодатный огонь ввозят в Россию из Иерусалима. Олимпийский – из Греции. А «вечный» у нас свой, далеко ходить не надо – прямо у Кремлевской стены.
Интересные факты
- Марсово поле и все, происходившее здесь, нашло отображение в поэзии и живописи. Пушкин упоминает его в поэме «Медный всадник».
- XIX век стал периодом частого проведения парадов и других военных мероприятий. Трава была вытоптана, и плац теперь выглядел особенно пустынно. Его окрестили «Сахарой». После осенних дождей «Сахара» превращалась в «Центральное болото».
- При взгляде на расположенный здесь дом М. П. Румянцева вспоминаются декабристы. В нем в 1825 году жил участник восстаний Е. П. Оболенский.
- Зимой 1913–1914 годов на Марсовом поле организовывали соревнования по конькобежному спорту.
- В блокадные годы планировалось перенести памятник А. В. Суворову в надежное место. То, что этот план не был реализован, спасло его от разрушения. Один снаряд, не затронув стоявший на пьедестале монумент, разнес вдребезги подвальное помещение, где его хотели спрятать.
- После того как в центре памятника борцам революции на Марсовом поле появился Вечный огонь, он получил простонародное наименование «факел революции».
Памятник А. В. Суворову
Он стал первым объектом подобных масштабов, который был создан русским скульптором Козловским М. И. В данном случае полководец изображён в образе воинственного бога Марса. Император Павел рассчитывал установить памятник уже при жизни Суворова, выражая ему благодарность за выдающиеся военные заслуги.
Однако памятник А. В. Суворову на Марсовом поле удалось поставить лишь после смерти и военачальника, и императора. Датой установки стал май 1801-го, на церемонии присутствовал преемник Павла – Александр I. Позже скульптура была перенесена на только что построенную Суворовскую площадь.