Памятный обелиск
С юга от собора, на Андреевском бульваре возвышается оригинальный четырехгранный обелиск, посвященный 300-летию Ордена Андрея Первозванного. Исторический памятник появился в 2001 году, когда оформлялась пешеходные зоны между 6-ой и 7-ой линиями Васильевского острова. Он замечательно вписывается в окружающую застройку 300-летней давности.
Каменная стела стоит на высоком гранитном постаменте и имеет высоту 8 м. Ее грани инкрустированы косыми крестами, которые символизируют распятие апостола Андрея. Наверху можно увидеть изображение знака Ордена Андрея Первозванного. На одной стороне православного креста находится двуглавый орел, а на другой – распятие апостола. На гранях обелиска закреплены бронзовые доски с текстами.
Иконостас Андреевского собора
Протестантские
Карта приходов Церкви Ингрии (1930-е годы)
Карта приходов лютеранской церкви на бывш. терр. Финляндии
Кирха в Севастьяново
Кирха в Каннельярви до Зимней войны
Лютеранские
Финские
- Кирха в Токсово
- Церковь Святого Николая (Гатчина)
- Лютеранская церковь Святого Петра (Гатчина) — в Колпанах
- Кирха Святого Иоанна Крестителя в Губаницах
- Кирха в Мельниково
- Кирха Святой Марии в Шпаньково — руинирована
- Кирха в Молосковицах — Каменная кирха на 400 мест была построена в 1632 году, самая старая в Западной Ингерманландии. Здание было построено из белого известняка, поэтому в народе она называлась «Белая кирха» (фин. Valkeakirkko). В 1902 году на средства и по чертежам пробста К. Паландера в храме был выполнен капитальный ремонт. В ходе ремонта были установлены печи, но общая высота крыши, включая готическое завершение, была понижена, вследствие чего кирха утратила свой привычный вид. На сегодняшний день руинирована, восстановление не планируется.
- Кирха в Севастьяново (Приозерский район) (фин. Kaukolan kirkko)- располагается в пос. Севастьяново (фин. Каукола) построена в 1933 году по проекту Пааво Бьёрка, действующая.
- Кирха Святой Екатерины в Петрово
- Кирха Святых Апостолов Петра и Павла в Малых Горках (близ Ропши) — руинирована.
- Лютеранская церковь Святого Андрея Первозванного в Большом Кузёмкино
- Собор Святых Петра и Павла (Выборг)
- Выборгский собор доминиканского монастыря
- Кирха Святой Марии Магдалины (Приморск)
- Кирха в Приозерске
- Кирха в Каннельярви (фин. fi:Kanneljärven kirkko) — расположена в пос. Победа, построена по проекту Уно Ульберга в 1935 году. Хорошо сохранилась колокольня, само здание — без крыши. В пристройке действует воскресная школа.
- Кирха в Энсо — расположена в г. Светогорск. Храм в г. Энсо начали строить в 1939 году. Возможно храм не успели достроить из-за начавшейся войны, но другие источники это не подтверждают. Практически полностью сохранилась колокольня, в настоящее время на ней установлена антенна.
- Кирха в Полянах (фин. fi:Uusikirkko — Новая церковь) — расположена в пос. Поляны. Первую христианскую церковь в этой местности в 1445 году основали ещё шведские католики. Последняя церковь, возведенная по классической крестообразной в плане схеме по проекту зодчего Матти Салонена, предстала перед паствой в 1800 году. 21 июля 1807 года храм был освящен в честь святого Йоханнеса. К сегодняшнему дню сохранилась только каменная часть колокольни
- Кирха в пос. Озёрское Озёрское (фин. Вуоксенранта). Храм возвели в 1934—1935 годах по проекту архитектора Вяйнё Кейнянена в стиле конструктивизм. Здание сохранилось.
- Кирха в пос. Ромашки (фин. fi:Vuokselan kirkko)- расположена в пос. Ромашки (Вуоксела). Кирха Вуоксела построена на мысу Ламмасниеми (Овечий) в 1928-29 годах по проекту архитектора Илмари Лауниса.
История
История появления Андреевского собора начинается ещё во времена правления Петра I, выразившего желание, чтобы на Васильевском острове построили церковь. Она должна была посвящаться святому Андрею Первозванному, которого монарх считал своим покровителем. Пётр даже заказал проект у шведского архитектора. Но тот закончил и прислал его в Россию лишь в 1725 году, к этому времени первый император России уже скончался.
Жена Петра Екатерина I выделила на строительство деньги и издала «Увещевание», целью которого было побудить кавалеров ордена Андрея Первозванного оказать содействие храму. Однако перипетии российской истории продолжали негативно отражаться на судьбе будущей церкви. По целому ряду причин её строительство было завершено лишь в 1731 году. Считается, что архитектором выступал известный в то время Карло Джузеппе Трезини. В итоге прихожане получили довольно тесное деревянное здание, не отличавшееся особенной красотой.
Население Васильевского острова быстро увеличивалось, так что церковь святого апостола Андрея Первозванного после 12 лет существования была переведена в ранг собора. Произошло это не без участия именитых её прихожан, в числе которых был и Михайло Ломоносов, и при поддержке обер-прокурора святейшего синода.
В 1761 году храм поразила молния, и он сгорел. Строительство нового каменного собора по проекту архитектора Александра Францевича Виста было завершено лишь через 19 лет. Именно это здание в переходном от барокко к классицизму стиле и сохранилось до сих пор. В XIX веке храм подвергся частичной перестройке, однако внешний облик его при этом был изменён незначительно.
В 1869 году при соборе было создано Общество вспоможения бедным, которое вскоре стало одним из крупнейших благотворительных организаций Петербурга. Под его попечением находились больница, приют для неизлечимо больных, детский приют и дешёвые квартиры для бедных женщин. Долгое время председателем Общества был известный географ, граф Пётр Петрович Семёнов-Тян-Шанский.
После революции 1917 года собор, как и многие другие религиозные строения, сильно пострадал. Сначала из него были изъяты все культовые предметы, сделанные из серебра, включая даже оклады икон. Этому пытались помешать прихожане храма, возглавляемые самим патриархом Московским и Всероссийским Тихоном. Члены комиссии по изъятию даже были избиты. Впоследствии многие из прихожан и патриарх за это попали под суд. Сам храм перешёл под управление обновленческих православных групп, которые во всём поддерживали новую власть в стране. Затем при создании бульваров была снесена часовня собора. Ещё через несколько лет храм лишился колоколов – они сначала были переданы в Петропавловскую крепость, а после переплавлены.
Несмотря на это собор продолжал функционировать, а в 1937 году на средства прихожан был отреставрирован и позолочен иконостас. Но уже на следующий год Ленгорисполком постановил храм закрыть. С куполов были сняты кресты, нижняя часть иконостаса заколочена фанерой, и здание перешло в пользование художественного треста.
В годы Великой Отечественной войны Андреевский собор был оборудован средствами противовоздушной обороны. Обстрелы и бомбардировки нанесли серьёзный ущерб его крыше, фасаду и внутренней отделке. После войны храм был частично отреставрирован, несколько раз менял хозяев, подвергался ремонтам и перестройкам. Процесс возвращения здания церкви в 1988 году начал лично митрополит Ленинградский и Новгородский Алексий, впоследствии ставший патриархом Московским и всея Руси. Полностью здание перешло в ведение церкви в 1995 году, после чего начался процесс его полной реставрации.
Орден Святого Андрея Первозванного
Андреевский собор – орденский храм, посвященный Святому апостолу Андрею Первозванному. Ученик Иоанна Крестителя, апостол Андрей считается первым крестителем скифов и славян. Спустя 900 лет Святой князь Владимир крестил Киевскую Русь на берегах реки Днепр. В 1698 году во время путешествия Петра I по Европе царь учредил первую высшую награду России — орден Святого апостола Андрея Первозванного. Форма ордена позаимствована у шотландцев, почитавших этого святого, как своего небесного покровителя. В овале на синем фоне изображен распятый на косом кресте апостол Андрей. Орден крепится к голубой ленте, которая носится перекинутой через правое плечо. Девиз ордена – «За веру и верность». В следующем 1799 году царь учредил военно-морской Андреевский флаг: на белом полотнище изображен косой голубой крест. Петр I глубоко почитал Святого апостола Андрея как своего небесного покровителя. В административном центре Санкт-Петербурга того времени на Васильевском острове царь наметил место для будущей соборной Андреевской церкви. По заказу царя был выполнен проект архитектором Никодемусом Тессеным, однако кончина Петра I в 1724 году не дала осуществиться этим замыслам. Жители Васильевского острова молились в небольшой деревянной церкви Воскресения Словущего при Меншиковском дворце.
Евангелическо-лютеранские приходы, основанные в середине XIX в
Благодаря территориальной близости и возможности хорошо заработать Санкт-Петербург привлекал переселенцев из Эстонии, которые уже в середине XVIII в. образовали в столице империи свой приход, позже получив возможность обрести свою просторную каменную церковь Святого Иоанна (Jaani kirik). Этот храм стал главным центром эстонского культурного и духовного развития в городе для многих тысяч прихожан.
Со времен Екатерины II в Санкт-Петербург стали переезжать представители эстонской интеллигенции, купцы, ремесленники, а также крестьяне. Основной поток мигрантов пришелся на середину XIX в. С момента появления на территории Петербургской губернии первых эстонских переселенцев появилась лютеранская община, но собственный приход возник не сразу. Изначально эстонцы посещали церкви других национальных меньшинств: немецкие, шведскую или финскую церковь, где богослужения на их родном языке не проводились. Вековая история эстонской общины связана с лютеранской немецкой церковью при Первом кадетском корпусе, основанной в 1731 г. К общине присоединились латышские лютеране. В 1787 г. богослужения на эстонском языке вел помощник пастора церкви Е. Л. Гофман, который начал объединять эстонцев в консолидированный приход. Эстонская община была утверждена 23 апреля 1787 г. при церкви Первого кадетского корпуса и состояла из нижних чинов гвардии и флота . Службы на эстонском языке проводились в воскресные и праздничные дни после немецких богослужений. К 1835 г. община насчитывала уже более 2000 прихожан, был выбран первый приходской президиум из пяти старост .
В 1839 г. церковь была закрыта в связи с перестройкой Первого кадетского корпуса. Эстонцы, также как немцы и латыши, были вынуждены начать срочный сбор средств на строительство собственного храма, так как в 1841 г. смешанный приход при бывшей Корпусной церкви распался.
15 июля 1842 г. Генеральная консистория подтвердила решение прихожан назвать общину во имя Святого Иоанна236. Местом для предполагаемой постройки лютеранской эстонской церкви был выбран район Малой Коломны. С этого же времени началось финансирование общины казной (1700 руб. серебром ежегодно для найма помещения). Приход расположился в арендуемом у купца арендная плата составляла 2540 руб. в год В 1843 г. церковь Святого Иоанна была освящена. В храме состояло также небольшое количество немецких прихожан, для которых проводились немецкие богослужения. В 1844 г., как выделено 55 000 руб. на строительство церкви . В это же время начался сбор средств в Петербурге и Эстонии. Новая каменная церковь, построенная по проекту архитектора Гаральда Боссе в романском стиле, рассчитанная на 800 мест, обошлась общине в 78 000 руб.: 55 000 руб. были получены из казны, 23 000 руб. собраны через пожертвования . Также был приобретен участок 900 кв. сажен за 15 000 руб. для постройки храма и приходских зданий на Офицерской улице (совр. ул. Декабристов, 54 А.). время были построены дом для священнослужителей прихода за 25 000 руб. , отремонтировано деревянное здание для школы246. В конце XIX в. назрела необходимость в строительстве нового здания для школы и приюта. В новом четырехэтажном доме, возведенном в 1892 г., расположились элементарная школа, приют для мальчиков и девочек, квартира пастора и инспектора247.
Следуя традициям лютеранской церкви, приход вел активную благотворительную деятельность. С момента образования общины действовал приют для мальчиков — сирот, позже — для девочек, в конце XIX в. были основаны два вдовьих дома, появилось Общество вспомоществования бедным249.
В 1908 г. церковный совет церкви принял решение о постройке шестиэтажного каменного доходного дома для сдачи помещений в аренду с «целью повышения церковных имуществ» и покрытия расходов на содержание храма и состоящих при ней учреждений, а также для оказания необходимой поддержки нуждающимся прихожанам общины. Стоимость строительства составила 321 077 руб.250
К 1917 г. приход владел недвижимым имуществом: храмом, четырехэтажным каменным зданием (оцененным в 300 000 руб.), занятым школой и приютом, трехэтажным жилым домом на три квартиры и шестиэтажным на 30 квартир (стоимостью 385 000 руб.)251. Летом 1919 г. все имущество церкви Святого Иоанна, включая здания, было национализировано. Церковь была закрыта 27 июля 1930, помещение передано Эстонскому дому просвещения. Эстонцы посещали латышскую церковь Христа Спасителя до ее закрытия в 1938 г. Здание церкви было перестроено до неузнаваемости: снесена колокольня, декор интерьера исчез полностью. После Великой Отечественной войны с 1946 г. в здании размещалось ремесленное училище, в 1990 гг. — строительный трест.
Легенды
Санкт-Петербург – это один из самых мистических городов России. Почти каждое дореволюционное здание в нём обладает какой-либо загадочной или романтической легендой. Есть такая и у Андреевского собора. Считается, что на небольшом кладбище рядом с ним похоронена «Государыня-Невеста» Екатерина Алексеевна Долгорукова. На ней собирался жениться внук Петра I, император Пётр II, но не успел. Всего за две недели до свадьбы он умер от чёрной оспы. Из-за весьма призрачных перспектив стать императрицей Екатерине Долгорукой вместе с семьёй пришлось пережить многолетнюю ссылку и даже год заточения в монастыре. Вернуться в свет она смогла лишь после восшествия на престол дочери Петра I Елизаветы.
Существует также церковное предание о том, что именно в Андреевском соборе в середине XVIII века управлял хором Андрей Фёдорович Петров. Умер он внезапно и очень быстро. Тогда его супруга пожертвовала всё имущество бедным и передала дом во владение унтер-офицерской вдове с условием, что та всегда будет пускать нищих переночевать. После чего Ксения перестала откликаться на своё имя и называлась Андреем Фёдоровичем, став юродивой. Предполагают, что так она хотела отмолить грехи любимого мужа, умершего без покаяния. Вскоре многие местные жители заметили, что встреча с женщиной приносит удачу, и она стала весьма известной в городе. В православии юродство считается религиозным подвигом, поэтому после смерти она была возведена в ранг святой и до сих пор известна под именем блаженной Ксении Петербургской.
Собор святого апостола Андрея Первозванного в настоящее время является действующим. Желающие могут посетить проходящие в нём службы, а также полюбоваться внутренним убранством и достопримечательностями.
Архитектурная ценность
Собор представляет собой уникальный памятник архитектуры, выполненный в смешанном стиле с чертами классицизма и барокко, которому свойственна некоторая усложненность и пластичность форм. Храм имеет пять куполов — один главный и четыре маленькие главки, которые объединены с часовней одноэтажной трапезной.
Само здание очень изящно, чему способствует высокий купол и вытянутая часовня. Облик дополняют башенки вокруг купола, высокие окна полуциркульной формы и пилястры на фасаде. Этот 45-метровый храм долгое время был высотной доминантной Васильевского острова, сегодня его несколько заглушили многоэтажные новостройки. Также нарядность собору придает нежно-розовый цвет фасада.
Строительство Каменного Андреевского собора в Санкт-Петербурге
По инициативе Императрицы Екатерины II в 1763 году по проекту архитектора А. Виста на месте деревянного заложили новый каменный храм. Строительством руководил архитектор А. Иванов, открытие Андреевского собора состоялось в 1780 году, через шесть лет перед ним возвели нарядную двухъярусную колокольню — так же как и собор в стиле «Елизаветинского» барокко. Над проездной аркой колокольни, ведущей к собору, укреплен барельеф с изображением ордена Святого Андрея, который поддерживают летящие на крыльях ангелы. По высочайшему повелению Императора Павла I храм стал Орденским собором Святого апостола Андрея Первозванного. В 1790-е годы на углу Большого проспекта и 6-й линии (канал к тому времени зарыли) построили часовню. В середине XIX века по проекту архитектора Н. Гребенки в основному объему собора пристроили южный и северный приделы – Успенский и Никольский. Ограда (архитектор А. Кракау), сооруженная в 1880-е годы, объединила на одном пространстве Андреевский собор и церковь Трех Святителей. В этот же период перестроили часовню. По проекту архитектора А. Горностаева заново отделали внутреннее убранство храма. Для исторического главного резного золоченого иконостаса XVIII века, увеличенного на два яруса, художники В. Пешехонов и Н. Шишкин написали дополнительные иконы. Алтарная часть храма была увеличена, интерьер украшен нарядной лепниной.
Воскресения Христова на Крови
Решение о возведении собора принято после того, как царь Александр Второй был убит. Здание возведено прямо на месте покушения. Ценная реликвия собора — камни, на которые рухнул император после смертельного ранения. Строительство длилось долгих 24 года, с 1883 по 1907-й. Средства на его возведение собирались по всей Российской империи. Этот храм с девятью куполами — известный памятник мозаичного искусства. Внешнее убранство церкви имеет ряд отсылок к храмам Москвы и зодчеству Древней Руси. Именно поэтому она выглядит нетипично для Северной столицы.
При возведении мозаичная техника впервые была применена при украшении внешнего вида. Отдельные купола находятся под покрытием декоративной эмали. В соборе внутреннее оформление выделяется тем, что почти всё там покрыто красивыми узорами и сценами из Евангелия, выложенными мозаикой. Это создавалось на лучших гранильных предприятиях России по эскизам Беляева, Васнецова, Харламова и пр. В церкви можно полюбоваться колоннами из яшмы фиолетового цвета и топазным крестом. При декорировании потолка, иконостаса и пола применялись полудрагоценные камни.
Феодоровский собор
Феодоровский собор (собор Феодоровской иконы Божией матери) — своей архитектурой, это один из самых запоминающих соборов Петербурга.
Собор был воздвигнут в 1911-1913 годах в память 300-летия Дома Романовых по облику допетровских храмов Верхневолжья.
Храм выполнен в неорусском стиле. Белое строение украшено резным орнаментом и на северном фасаде имеет майоликовое панно «Вышний Покров Божией Матери над Царствующим Домом». Над главным входом находится мозаичная икона Спасителя. главный вход в храм представляет собой «Царские сени» — открытое крыльцо с килевидной черепичной крышей, арка которого опирается на массивные шаровидные «колонны-кубышки».
Напротив западного фасада собора широкая колокольня, которая выполнена в стиле ярославских колоколен 17 века и соединена с собором (верхним храмом) крытым переходом.
Внутри собора находятся два храма: нижний, частично оформленный в стиле эпохи 18 века и посвящённый святому благоверному великому князю Александру Невскому и святой равноапостольной Марии Магдалине — небесным покровителям императора Александра III и его супруги императрицы Марии Фёдоровны; верхний, оформленный в стиле древнерусских храмов первых веков христианства на Руси — начало 17 века, то есть времени воцарения Романовых.
В нижнем храме расположена старинная (19 века) Феодоровская икона Божией Матери. Верхний храм привлекает большим иконостасом.
В соборе проходят концерты духовной музыки. По собору проводят экскурсии.
Адрес собора: Миргородская улица, 1-В, литер А.
Интересные факты
Одновременно с формированием в 1730 году по указанию Анны Иоанновны третьего пехотного полка императорской гвардии при нем создается походная церковь-палатка с иконостасом, выполненным москвичом Иваном Адальским. Дополнительно для служения приобрели оловянную и медную утварь. По решению императрицы, полковая церковь освящалась близ Фонтанки 12 июля 1733-го во имя Троицы.
Адрес: г. Санкт-Петербург, пр-т Измайловский, 7аБлижайшее метро: метро Технологический институт
5-купольный Свято-Троицкий Измайловский собор получил крестообразную внешнюю форму и величественный интерьер, который подчеркивают 24 белоснежные колонны коринфского ордена. Над царскими вратами находится выполненный художником Майковым образ Господа Саваофа. Рядом расположены его икона «Благовещение» и работы Егорова – две иконы святых евангелистов.
Петропавловский собор
Петропавловский собор
Адрес: Петропавловская крепость, 1
Метро: Горьковская
Этот собор в стиле барокко считается в Санкт-Петербурге самым таинственным, но именно с его возведения, которое началось в мае 1703 года, фактически ведет свой отсчет история города на Неве. Строительство завершилось в 1733-ем. Раньше на месте собора стояла небольшая деревянная церковь. Работой руководил итальянский архитектор Трезини. Петр I велел, чтобы рядом с основным зданием находилась высокая колокольня со шпилем. Здание в высоту достигает 122 м. Сегодня это 3-е по высоте строение в Санкт-Петербурге.
Гробница Александра III
Петропавловский собор исторически значим тем, что именно там находятся склепы русских императоров. Революция «прошлась» и по нему, с 1917 года его помещения занимал музей. Только в 2000 году в храме возобновились службы. Водруженная на шпиль фигура ангела некоторое время была логотипом телевизионного канала «Петербург», а изображение самого собора можно увидеть на банкноте 50 российских рублей.
Петропавловская крепость изображенная на 50-ти рублевой банкноте
Схема Ваганьковского кладбища
Телефон
+7.
В храме можно заказать требы. Для тяжелобольных совершаются таинства:
- исповедь;
- соборование;
- причастие на дому или в больнице.
При подготовке православного погребения с помощью Ritual.ru можно передать записку об упокоении, сделать заказ на совершение заупокойных треб:
- отпевания на дому и в храме;
- заочного отпевания, если тело умершего отсутствует;
- панихиды;
- сорокоуста.
Комплект для похорон в православной традиции:
Покрывало (саван), нательный крест, крест в руку, венчик на голову, листок с разрешительной молитвой, крест надгробный восьмиконечный.
Средний размер пожертвования на отпевание в храме
При отпевании, по сложившейся традиции, принято вносить посильное добровольное пожертвование. В среднем его сумма составляет от двух до пяти тысяч рублей.
ОРГАНИЗАЦИЯ ПОХОРОН
ПО ПРАВОСЛАВНОМУ ОБРЯДУ
Подробнее
История
Идея построить крупную церковь на Васильевском острове появилась еще у Петра I. В 1724 г. он заказал проект у шведского архитектора Никодемуса Тессина-младшего и попросил, чтобы силуэт храма напоминал ему базилику Св. Петра в Риме . Швед выполнил пожелание императора, подготовив соответствующий проект, но работы по его реализации пришлось отложить, так как Петр вскоре умер. Строительство началось спустя 5 лет и было закончено в 1731 г. Это была небольшая деревянная церковь, которая, будучи единственным храмом на густонаселенном Васильевском острове, уже через несколько лет с трудом вмещала прихожан. Поэтому в 1764 г. было начато строительство каменного здания стиле барокко, освящение которого состоялось лишь спустя 16 лет. В 1938 г. Андреевский собор был закрыт, а в 1992 г. возвращен верующим.
Легенды
Санкт-Петербург – это один из самых мистических городов России. Почти каждое дореволюционное здание в нём обладает какой-либо загадочной или романтической легендой. Есть такая и у Андреевского собора. Считается, что на небольшом кладбище рядом с ним похоронена «Государыня-Невеста» Екатерина Алексеевна Долгорукова. На ней собирался жениться внук Петра I, император Пётр II, но не успел. Всего за две недели до свадьбы он умер от чёрной оспы. Из-за весьма призрачных перспектив стать императрицей Екатерине Долгорукой вместе с семьёй пришлось пережить многолетнюю ссылку и даже год заточения в монастыре. Вернуться в свет она смогла лишь после восшествия на престол дочери Петра I Елизаветы.
Существует также церковное предание о том, что именно в Андреевском соборе в середине XVIII века управлял хором Андрей Фёдорович Петров. Умер он внезапно и очень быстро. Тогда его супруга пожертвовала всё имущество бедным и передала дом во владение унтер-офицерской вдове с условием, что та всегда будет пускать нищих переночевать. После чего Ксения перестала откликаться на своё имя и называлась Андреем Фёдоровичем, став юродивой. Предполагают, что так она хотела отмолить грехи любимого мужа, умершего без покаяния. Вскоре многие местные жители заметили, что встреча с женщиной приносит удачу, и она стала весьма известной в городе. В православии юродство считается религиозным подвигом, поэтому после смерти она была возведена в ранг святой и до сих пор известна под именем блаженной Ксении Петербургской.
Собор святого апостола Андрея Первозванного в настоящее время является действующим. Желающие могут посетить проходящие в нём службы, а также полюбоваться внутренним убранством и достопримечательностями.
Что посмотреть
Сегодня здание собора святого апостола Андрея Первозванного окрашено в светло-розовый, переходящий в нежно-персиковый, цвет. Главный купол действительно навевает мысли о соборе Св. Петра в Ватикане , а вот стройная башня напоминает традиционную колокольню лютеранской кирхи.
Существует легенда, что у стен храма похоронена Екатерина Долгорукая, которую некоторые историки называют «несостоявшейся императрицей». Она должна была выйти замуж за юного императора Петра II, но тот скончался буквально за несколько дней до их свадьбы.
Внутреннее убранство церкви также впечатляет: стены украшены лепниной и росписями. А главным сокровищем храма считается трехъярусный резной иконостас 17 века.
Для комфортного пребывания прихожан в 1834 г. в храме появилось отопление, что по тем временам было редкостью.
Среди других интересных деталей интерьера можно отметить напрестольное облачение из серебра, икону Воздвижения, Евангелие в красивейшем окладе работы неизвестного автора.
Андреевский собор
Еще одна аномальная зона Санкт-Петербурга находится на Васильевском острове в районе Андреевского собора. Этот храм стоит на пересечении большого проспекта и 6-й линии.
Купол Андреевского собора то и делоподвергался напастям: в него биламолния, он трескался и проваливался
Роковой храм
Возведение Андреевского собора было задумано еще в 1724 г. при Петре I. Шведский архитектор Никодемус Тессин Младший даже выполнил чертежи по просьбе русского императора, однако смерть Петра не позволила воплотить проект в жизнь.
Строительство началось в 1728 г. Изначально появилась деревянная церковь. Однако ее тут же стали преследовать неприятности. В 1761 г. в купол попала молния, и храм полностью сгорел. Новое строение возвели уже из камня, но в 1766 г. и его купол треснул и обвалился.
Андреевская церковь на Большом проспектеВасильевского острова. Литография.Фердинанд-Виктор Перро. 1841
Создателя собора, архитектора Александра Францевича Виста, тут же арестовали. В ходе разбирательства выяснилось, что подрядчики поставили некачественные строительные материалы. Зодчего не осудили, но от возведения храма отстранили, и дальше его карьера пошла под откос. Строить он продолжал и даже много, но заказы были незначительными, а вскоре о нем и вовсе забыли. Дальнейшая судьба Александра Виста, как и год его смерти, неизвестны.
Портрет Сергея Геннадиевича Нечаева(1847–1882)
В своем труде Сергей Нечаев писал: «Революционер — человек обреченный; у него нет ни своих интересов, ни дел, ни чувств, ни привязанностей, ни собственности, ни имени. Он отказался от мирской науки, предоставляя ее будущим поколениям. Он знает… только науку разрушения, для этого изучает… механику, химию, пожалуй, медицину…. Он презирает общественное мнение, презирает и ненавидит… нынешнюю общественную нравственность».
Аномальная зона
Почти напротив собора находится знаменитый квартал аптекарей и аптека Пеля, а рядом с ней — здание Андреевского училища. Старинный дом с гармоничным фасадом выстроил архитектор Фёдор Иванович Волков еще в XVIII в. На первом этаже здания располагались классы, а на втором — квартиры учителей.
В 1797 г. Андреевский собор стал храмомордена Святого Андрея Первозванного
Среди преподавательского состава было несколько интересных личностей. Одна из них — Сергей Геннадьевич Нечаев — известный нигилист и революционер, лидер «Народной расправы». Он жил в 1860-х гг. и, как ни странно, вел Закон Божий. Его перу принадлежит знаменитый «Катехизис революционера». В 1869 г.
Нечаев и члены его организации убили студента Иванова, нарушившего дисциплину. Этот эпизод послужил основой для романа Достоевского «Бесы», а сам революционер стал прототипом Петра Верховенского. С конца XIX в. в училище на втором этаже жил преподаватель арифметики и инспектор Фёдор Кузьмич Сологуб, человек мрачный и суровый. Именно здесь он дописывал свой роман «Мелкий бес», в котором вывел образ спятившего учителя Ардальона Передонова.
Портрет Фёдора Кузьмича Сологуба(1863–1927)
История
В эпоху правления императора Петра I на территории Васильевского острова планировали устроить административный центр города. Тогда же русский император пожелал в честь святого Андрея Первозванного возвести на территории острова церковь, первый камень которой был заложен в 1724 году. К сожалению, Петр I не дожил даже до начала строительства
Деревянная церковь была завершена в 1732 году. Над проектом работал знаменитый итальянский архитектор Доменико Трезини.
Петербург разрастался, число прихожан увеличивалось. В 1744 году церковь Андрея Первозванного получила статус собора. Члены императорской семьи и именитые горожане часто посещали проводимые здесь богослужения. Однако деревянный собор обладал одним большим недостатком. Здание оказалось очень холодным, и при низкой температуре проводить здесь богослужения было затруднительно.
В настоящее время деревянное здание собора не сохранилось. Через 32 года после открытия храм сгорел во время грозы. Вынести из огня успели только иконостас. В 1764 году на этом месте началось строительство храма. Автором нового проекта и руководителем строительства стал архитектор Александр Францевич Вист. Возведение храма завершили к 1780 году, тогда же он был освещен.
В конце XIX века была проведена незначительная перестройка. Появилась колокольня, возведена часовня, тогда же пристроили северный и южный приделы. Начиная с 1864 года при церкви начал работать благотворительный фонд, председателем которого долгое время был Петр Семенов Тян-Шанский.
В 1938 году Собор Андрея Первозванного закрыли, и долгое время здание стояло заброшенным. После войны храм переходил от одного хозяина к другому. Надо отметить, что ни одного из них не интересовал вопрос сохранения культурного наследия.
Прихожане неоднократно обращались с просьбой о возврате собора и его восстановлении. Часть помещений вернули церкви только в 1990 году, но еще пять лет на бывшей территории храма размещалась Кунсткамера. После того, как музейный фонд был вывезен, в церкви провели большие восстановительные работы.