Музей-квартира пушкина на арбате

О музее

Музей-квартира на Мойке — это один из пяти музеев Всероссийского музея А. С. Пушкина. В состав его также входят:

  • Музей-лицей в Царском селе
  • Музей дача в городе Пушкин, где поэт в 1831 году снимал квартиру в доме Анны Китаевой. Здесь с 25 мая по октябрь он жил с молодой женой Наталией Гончаровой
  • Музей-квартира Некрасова в Санкт-Петербурге, по Литейному проспекту, 36
  • Музей-усадьба Державина в Санкт-Петербурге по Набережной Фонтанки, 118.

После смерти А.С. Пушкина Наталья Гончарова вместе с детьми покинула Петербург, уехав к родителям в Калужскую губернию. Перед отъездом все вещи и мебель она раздала родным и друзьям. В последующие годы квартира много раз сдавалась и перестраивалась, а в 1910 году прошла глобальная реконструкция дома, в результате планировка квартиры была полностью изменена.

Только в 1924 году, когда квартира перешла в ведение Пушкинского кружка общества «Старый Петербург», началась кропотливая работа по воссозданию тех интерьеров, что были при жизни поэта. Через три года в 1927 году в нескольких комнатах была открыта первая экспозиция.

К столетию со дня гибели поэта, в 1937 году, Дом Волконских и квартира, которую занимал поэт, были частично восстановлены. В 1950 году во дворе установили памятник великому поэту.

В 1982–1987 годах выполнена реконструкция особняка Волконских. Благодаря помощи потомков великого поэта и его друзей, собрана коллекция, в которой имеются и подлинные вещи, ранее принадлежащие Александру Сергеевичу и членам его семьи.

Всего для посетителей открыто семь комнат. В прихожей Вы увидите жилет со следами крови, в котором поэт отправился на дуэль.

  • В Столовой собирались друзья Пушкина, приезжавшие в дом, чтобы узнать о состоянии раненого поэта. Здесь Вы увидите план квартиры, составленный поэтом Василием Жуковским сразу после смерти поэта
  • В гостиной — клавикорд (клавишный инструмент, предшественник современного фортепьяно), кушетка Натальи Николаевны и столик, на котором представлена подлинная рукопись стихотворения «Я памятник себе воздвиг нерукотворный»
  • Самая главная комната музея Пушкина — рабочий кабинет поэта. Это светлая просторная комната, где нет ничего лишнего. В кабинете очень много книг — около 4500 и все они кочевали с квартиры на квартиру, при каждом переезде. В библиотеке писателя были и произведения Джоджа Байрона, творчество которого он очень ценил.

Также Вы увидите любимое кресло Пушкина, его письменный стол и знаменитое перо с чернильницей, диван, на котором раненый поэт скончался. Здесь же часы в готическом стиле, которые по рассказам современников, остановились в 2 часа 45 минут пополудни, в минуту его смерти

  • В квартире были также комнаты сестер Натальи Николаевны — Александры и Екатерины, которые вносили плату за свое проживание
  • В комнате Гончаровой Натальи Николаевны представлены ее туалетный столик и украшения, ее бальные туфельки и шкатулка, где хранились письма поэта. На стене — портрет, написанный Александром Брюлловым
  • Рядом находится одна из самых просторных комнат — детская. Сюда не заходили посторонние, поэтому экспозиция представлена лишь портретами детей поэта, Марии и Наталии, Александра и Григория, а также их вещами.

В цокольном этаже экспонируются документы и предметы, рассказывающие об истории особняка Волконских. Этот дом был сооружен еще в в середине XVIII века по проекту архитектора Джузеппе Тризини. В бывших подсобных помещениях представлены также материалы о дуэли на Чёрной речке.


В коллекции музея — произведения живописи и графики, русская портретная миниатюра пушкинской эпохи, скульптурные работы, произведения декоративно-прикладного искусства, а также жетоны, значки и плакаты, выпущенные ко всем знаменательным датам и событиям жизни поэта.

История

Каждому гостю столицы известно здание, расположенное в центре. Некогда здесь были конюшни опричного войска, затем — Колымажный двор, где можно было свободно выезжать лошадей. Потом помещение приспособили под тюрьму. Вскоре оно пришло в негодность, и его снесли. Некоторое время в центре города красовался пустырь.

Стараниями профессора Московского университета Ивана Цветаева в конце Х1Х века участок передали университету. Именно Цветаеву принадлежит идея создания Музея изящных искусств. Для постройки здания решено было провести конкурс. Правила разрабатывал тот же Цветаев. Откликнулись 15 архитекторов. 7 проектов получили высокие отметки жюри.

Комиссия состояла из знаменитых деятелей искусства:

  • Бенуа
  • Брюллова
  • Томишко
  • Султанова
  • Белемишева

Победил проект Клейна, а следить за проведением работ назначили инженера Рербера. Клейн получил аванс от университета. На эти деньги он должен отправиться в Европу для изучения архитектурных стилей.
В 1898 году начались работы. Они оплачивались по подписке. Однако в 1904 году стройка сгорела. Погибла часть экспонатов. Меценаты отказались от своих обязательств. Дальнейшие работы велись на средства Нечаева-Мальцова.

Октябрьский переворот добавил огорчений директору музея. Несколько лет дрова для отопления здания не выделялись. Экспонаты сырели, на части завелась плесень. Во время Великой Отечественной войны в 1941 году при бомбежке был разрушен свод из стекла. До окончания реконструкции (в 1945 году) постройка стояла без купола.

Не добавило экспонатам здоровья соседство с огромным открытым бассейном Москва. Дирекция центра неоднократно обращалась в Моссовет с докладами о тревожном состоянии картин и скульптур. Но решение по демонтажу водоема было принято только в постперестроечные годы.

В Калининграде открылся Региональный центр Всероссийского музея А.С. Пушкина

НИА-КАЛИНИНГРАД

Подробности

Опубликовано: 19.10.2022 17:02

Во второй день официальной программы ежегодных Дней Литературы зал Калининградской областной научной библиотеки едва вместил всех собравшихся на открытие Регионального Центра Всероссийского музея А.С. Пушкина.

Старейший пушкинский музей страны ведёт свою историю от первого музея поэта, открытого в Императорском Александровском Лицее 19 октября 1879 года, и ныне он является одним из крупнейших литературно-мемориальных комплексов в Европе и включает в себя 6 объектов на территории Санкт-Петербурга и Царского Села.

С приветственным словом к гостям обратился по видеосвязи историк, культуролог, директор музея Сергей Некрасов: «Пушкин — это та центральная фигура нашей культуры, которая всех нас объединяет». Региональный центр, открывшийся в самом западном форпосте России, стал уже 21-м по счёту с момента запуска проекта в 2014 году.

Директор научной библиотеки Елена Кошемчук в своём выступлении отметила, что библиотека уже имеет опыт сотрудничества с литературными музеями федерального уровня. Были реализованы совместные культурно-просветительские проекты с Музеем –усадьбой Л.Н. Толстого «Ясная поляна»», Музейным центром «Московский дом Достоевского», Государственным Лермонтовским музеем-заповедником «Тарханы». «Когда мы говорим о музее или библиотеке, мы говорим, прежде всего, об эталоне достоверности документов и информации», — отметила Елена Валерьевна главную черту, сближающую культурные учреждения.

Кандидат культурологии, председатель Калининградского фонда культуры Нина Перетяка вспомнила о зарождении идеи и концепции празднования Дней Литературы, об истории самом первого такого форума в 2001 году, который целиком был посвящен памяти А.С. Пушкина и начинался 19 октября в день Царскосельского лицея. Нина Петровна рассказала о деятельности Пушкинского общества в Калининграде и, в частности, об исключительном вкладе его основателя Ф.З. Кичатова в культурную жизнь области. Спикер также напомнила лицеистам — молодым гостям церемонии — о проекте Пушкинская карта и её девизе «Веди себя культурно».

«Я вижу здесь историю своей жизни, связанную с Пушкиным и Пушкинским обществом», — развила основную тему мероприятия кандидат педагогических наук, учёный секретарь Калининградского областного музея изобразительных искусств Лада Сыроватко и рассказала о феномене культа дружбы, существовавшем в просвещенном российском обществе начала XIX века, который сформировал всю жизнь первых выпускников Лицея, особенно Александра Сергеевича и его ближайших товарищей.

Глава Союза писателей Санкт-Петербурга Валерий Попов коснулся характерных черт празднования Дня Лицея в его родном городе, откуда и пошла по всей стране эта культурная традиция. Писатель призвал новое поколение калининградских школьников при выборе жизненного пути брать пример с лицейских друзей Пушкина, таких как дипломат А.М. Горчаков и адмирал Ф.Ф. Матюшкин, и, подобно им, усердно применять полученные знания в неустанной службе Отечеству.

По завершении торжественной части первый заместитель директора научной библиотеки Ирина Котлова провела школьникам 49 лицея экскурсию по выставке «Гордость России: самые известные выпускники Царскосельского лицея», материалы к которой были предоставлены Всероссийским музеем А.С. Пушкина. Как справедливо заметил директор музея Сергей Некрасов: «Первая выставка — это только начало. Впереди ещё много успешных контактов между культурными институциями наших регионов».

Экскурсии

Сотрудники центра проводят экскурсии для людей самых разных возрастов:

  • Ребятам, которые еще не ходят в школу, предлагается поиграть. На Пречистенке 12/2 их ждет увлекательное путешествие в страну сказок, написанных Пушкиным, беседа с Котом Ученым, прогулка по Тридесятому царству. Познакомиться с пестрым городком предлагается в филиале, на Арбате, 53.
  • Школьникам предлагаются как экскурсии, проходящие в традиционном формате, так и оригинальные квесты. Ребята смогут взглянуть на произведения великого писателя с неожиданной точки зрения. Мероприятия послужат отличным дополнением к материалам учебников. Экскурсии проходят как на Пречистенке 2/2, так и в филиалах.
  • Что может быть увлекательнее детектива? На таком уроке школьникам предлагается почувствовать себя следователями, найти то, что написано в произведениях между строк. Такое мероприятие интересно и полезно: изучаемые в школе произведения раскроются с неожиданной стороны.
  • К 1 сентября для учеников 1-4 классов приготовлен праздник — Здравствуй, школа! Ребята посетят 3 веселых урока, мастер-класс в театральной студии. Закончится день спектаклем.
  • Выбор экскурсий для взрослых широк. Предлагаются как обзорная, так и специальные мероприятия. Опытный гид расскажет о выставленных раритетах, ответит на вопросы. Для тех, кто предпочитает бродить по залам в одиночестве, предусмотрен аудиогид.

Мероприятия проводятся как в главном здании центра, на Пречистенке, 12/2, так и в филиалах.

Музей- квартира Пушкина в Санкт-Петербурге: фото, история, часы работы

Музей-квартира А.С. Пушкина — мемориальный музей поэта, рассказывающий о последнем периоде его жизни и творчества. Он располагается в одном из старейших каменных домов Петербурга на Мойке, 12.

В этом доме, в квартире из одиннадцати комнат, Пушкин с семьей поселился в сентябре 1836 г., и эта квартира стала последней в его жизни. Здесь поэт, смертельно раненый на дуэли, скончался 29 января (10 февраля по новому стилю) 1837 года в 2 часа 45 мин. пополудни.

Александр Сергеевич Пушкин никогда не имел собственного дома в Санкт-Петербурге и жил в съемных квартирах. После свадьбы с Натальей Гончаровой он менял место жительства каждый год. В квартиру на набережной реки Мойки, шестую по счету, семья Пушкина переехала всего за несколько месяцев до его трагической гибели. Но несмотря на то, что он прожил в ней совсем недолго, именно эта квартира стала в конце концов его мемориальным музеем.

Дом на Мойке где поселился поэт, был построен еще в начале 18 века, но с тех пор несколько раз перестраивался и ремонтировался. До Пушкина в нем успели пожить другие известные лица: во времена императрицы Анны Иоанновны его занимал ее фаворит герцог Бирон, а в начале 19 века дом принадлежал княгине А. Н. Волконской, известной в Петербурге своим «Литературным салоном».

Семья Пушкина заняла в этом доме одиннадцать комнат, однако, если учесть, что у них с Натальей Гончаровой было четверо маленьких детей, за которыми присматривали несколько нянек и гувернанток, квартира казалась им довольно тесной. Пушкин планировал прожить здесь два-три года, а потом, когда дети станут постарше, подыскать какое-нибудь другое, более просторное жилье.

В квартире на Мойке Пушкин продолжил работу над историческим произведением «История Петра Великого», хотя и не успел ее завершить. Много времени он посвящал редактированию литературного журнала «Современник». Кроме того, в этот последний период его жизни была закончена повесть «Капитанская дочка».

После смерти Пушкина российское правительство запретило проводить какие-либо мероприятия, посвященные его памяти — как известно, даже на похороны поэта его близким пришлось ехать тайком. Н. Н. Гончарова с детьми вскоре переехала из квартиры, где он умер, за город, и вернулась в Петербург только спустя несколько лет. В дом на Мойке вселялись другие жильцы, обстановка его комнат менялась, и о том, что когда-то в них жил величайший российский поэт, никто долгое время не вспоминал.

Только в 20 веке в доме на Мойке впервые открылась выставка, посвященная жизни и творчеству поэта. А в год столетия со дня его смерти там открылся музей, ставший филиалом Всероссийского музея А. С. Пушкина, в который также вошли Музей-квартира Пушкина на Арбате в Москве, Музей-дача и Музей-лицей в Царском селе и бывшее имение семьи Пушкиных в Михайловском.

Интерьер кабинета Александра Сергеевича был восстановлен по рисункам В. А. Жуковского, сделанным вскоре после смерти поэта, а для того чтобы воспроизвести обстановку других комнат, стены исследовали ученые-археологи. Книги, рукописи, некоторые личные вещи Пушкина и даже мебель из его кабинета сохранились благодаря поэтам В. А. Жуковскому и П. А. Вяземскому и составили основную часть экспозиции нового музея. Сейчас в кабинете, где Пушкин работал над своими последними произведениями и редактировал первый в России литературный журнал, можно увидеть его письменный стол и вольтеровское кресло, полку с множеством книг, написанных на четырнадцати языках, графин из рубинового стекла и бронзовая чернильница с фигуркой арапчонка, подаренная Пушкину его другом П. В. Нащекиным.

Большинство рукописей поэта хранятся в архивах Пушкинского дома, и лишь несколько листов бумаги, исписанные его быстрым, неразборчивым почерком, лежат на столе в его бывшем кабинете.

Стены кабинета украшают портреты его друзей — А. А. Дельвига, Е. А. Баратынского и других. Особую ценность представляет портрет В. А. Жуковского, подаренный им Пушкину после выхода в свет поэмы «Руслан и Людмила». На портрете Жуковский сделал легендарную надпись: «Победителю-ученику от побежденного учителя».

В прихожей находится жилет Пушкина, в котором он участвовал в дуэли с Дантесом, каминные часы, остановленные в момент его смерти, посмертная маска поэта и медальон с прядью его волос.

Этот музей, как и большинство других мемориальных музеев-квартир является не только местом проведения экскурсий, но и культурным центром, где устраиваются всевозможные конференции, семинары, литературные вечера и другие подобные мероприятия.

Музей А. С. Пушкина в Берново

Усадебный дом в котором расположен музей А.С. Пушкина в Берново

Дворянская усадьба Вульфов была местом, куда поэт любил отдыхать в кругу друзей. Сегодня в старом доме открыт оригинальный литературный музей «Пушкин в Старицком уезде». Туристам показывают деревенский «кабинет Онегина», гостиную, столовую, рабочий кабинет хозяина имения И. И. Вульфа и старый парк XVIII века.

Тверское село Берново славится красочными праздниками – провинциальным балом имени Вульфов, Пушкинским праздником поэзии, фестивалем народной песни «Русский хоровод» и веселой Масленицей. Посетителям очень нравятся интерактивные программы «Русалочьи забавы» и «Свадебный переполох».

История создания Пушкинского музея

Свою историю Пушкинский музей ведёт с 1898 года, когда в самом центре Москвы, практически рядом с храмом Христа Спасителя заложили первый камень в строительство уникального музея изящных искусств, получившего имя императора Александра III. Сама идея открытия подобного музея появилась ещё ранее в XIX веке. В разные годы свои проекты предлагали известные российские деятели З. Волконская, К. Гетц и Н. Исаков.

Однако воплотить в жизнь эту идею удалось лишь спустя много лет, уже в конце века, организатором и подвижником строительства стал известный государственный деятель, искусствовед и историк И. В. Цветаев — отец известной русской поэтессы. В своих автобиографических записках Марина Цветаева подробно описала, насколько важным стало для всей её семьи создание подобного музея.

Заместителем его стал известный в стране промышленник и меценат Ю. С. Нечаев-Мальцов, который выделил на возведение здания и формирование музейного фонда более 2 миллионов рублей. Секретарём комитета и основным организатором строительных работ стал И. Цветаев. Ещё в процессе строительства он собирал помощь от благотворителей, делал заказы на гипсовые копии скульптур с мировой известностью.

Открытие музея состоялось уже в 1912 году. Церемонию посетили известные люди столицы, в качестве главных гостей присутствовали члены императорской семьи и промышленник Юрий Нечаев-Мальцов. Специально к торжественному мероприятию была написана помпезная кантата, исполненная симфоническим оркестром. Директором нового музея назначили И. Цветаева, в 1923 году музей стал государственным.

Пушкинский музей сразу приобрёл неслыханную популярность, в будние дни количество его посетителей составляло до 800 человек, в выходные дни музей принимал до 2500 посетителей в день. Основная их масса состояла из художников, преподавателей и студентов университетов и гимназий. Здесь демонстрировалась коллекция живописи из Румянцевского музея, пополненная уникальными экспонатами из Эрмитажа.

Через несколько лет Музей изящных искусств получил новое название — Музей изобразительных искусств, чуть позже ему присвоили имя А. С. Пушкина. Экспозиции музея значительно расширились уникальными картинами из коллекций князей Юсуповых, С. Третьякова, Д. Щукина. В послевоенные годы экспозиция пополнилась сразу 300 произведениями известных художников-импрессионистов.

В первые годы войны появилась угроза полного уничтожения уникальных экспонатов от бомбёжек фашистов. Огромнейшая работа была проведена служителями музея, которые упаковывали и вывозили редкие экспонаты и коллекции в Новосибирск и Соликамск. Само здание хорошо замаскировали, однако это не помогло, во время бомбёжек сильно пострадала стеклянная крыша музея. Отдельные её части были практически уничтожены.

Фактически три года музей находился под открытым небом. На западном фасаде здания, в его верхней части до сих пор можно рассмотреть выбоины, сделанные осколками фашистских бомб. Их хорошо видно со стороны Малого Знаменского переулка. Уже в конце войны все уникальные экспонаты были возвращены на своё место в целости и сохранности и стали вновь доступны для осмотра посетителями.

В 1949 году в Пушкинском музее открылась выставка подарков великому вождю, приуроченная к юбилею И. В. Сталина. Необычная экспозиция работала до самой его смерти и в 1953 году была закрыта. В 1985 году в музее создали отдел личных коллекций. С 1980 года здесь проводится регулярный музыкальный фестиваль «Декабрьские вечера», инициаторами которого стали С. Рихтер и директор музея И. Антонова.

Режим работы Пушкинского музея

Главное здание Пушкинского музея является памятником архитектуры. Оно открыто для посетителей каждый день, исключая понедельник. Во вторник, среду и в выходные дни музей работает с 11.00 до 20.00, в четверг и пятницу — с 11.00 до 21.00. Дети до 16 лет проходят бесплатно, есть льготы для студентов и пенсионеров. Для многодетных семей предусмотрено бесплатное посещение по вторникам и в первое воскресенье каждого месяца.

Билеты можно приобрести в день посещения непосредственно в кассах музея, есть возможность заранее купить билет онлайн на официальном сайте. Во время посещения следует соблюдать установленные правила. В залах музея запрещено делать фотографии и проводить видеосъёмку с использованием вспышки, штатива и специальной палки для селфи. При входе в музей нужно отключить мобильные устройства.

Запрещено посещать музей лицам, которые находятся в состоянии алкогольного опьянения, нельзя проносить в залы цветы, различные напитки и еду, мороженое, трогать руками уникальные полотна и скульптуры. Сумки, пакеты и зонты, большие рюкзаки и коробки можно временно оставить в камере хранении, расположенной при музее. Запрещено громко шуметь и бегать по залам. Особенно это касается детей.

Филиалы


Музей имени Пушкина имеет несколько филиалов:

  1. Мемориальная квартира Александра Сергеевича Пушкина расположена в Москве по улице Арбат, дом 53. Первых гостей выставка приняла в далеком 1986. В тот год отмечалось 155-летие свадьбы поэта и Натальи Гончаровой. В небольшом особняке, принадлежащем Хитрово, прошли первые месяцы семейной жизни солнца русской поэзии. Дом является памятником культуры.
  2. В Москве имеется еще 1 филиал, связанный с фамилией Пушкиных. По улице Старой Басманной в доме 36 жил дядя великого поэта – Василий Львович. Василий Львович был писателем, являлся старостой общества Арзамас.
  3. По улице Остоженка в Москве в доме 37 расположен музей Ивана Сергеевича Тургенева. В небольшом особняке из дерева жила мать писателя. Этот же дом описан в рассказе Муму. Чудесным образом сохранившееся здание является памятником регионального значения. В 2007 году было принято решение создать постоянную посвященную писателю экспозицию. После произведенной реконструкции особняка и близ лежащей территории экспозиция в 2018 году приняла гостей.
  4. На Арбате в доме 55 расположен дом-музей Андрея Белого. Здесь родился и вырос будущий поэт, философ, писатель, один из основоположников движения символистов. Впоследствии Белый часто менял адреса. Но только дом на Арбате считал своей родиной. Именно здесь поэт испытал первые самые яркие эмоции.

Сказочный мир

Еще одна постоянная выставка носит название «Сказки Пушкина». Она совсем небольшая и занимает всего две комнаты первого этажа. Сюда водят экскурсии для дошкольников и учеников начальной школы, и с удовольствием приходят родители с детьми.

Зал № 11. «Медный всадник»

В первой комнате размещены орудия труда, предметы крестьянского обхода и старинные картины. Здесь же можно увидеть иллюстрации к пушкинским сказкам, сделанные известными российскими художниками — Владимиром Михайловичем Конашевичем, Владимиром Алексеевичем Милашевским и Татьяной Алексеевной Мавриной. Другая комната представляет волшебный «остров Буян» — сказочный мир, предназначенный для детских игр.

Музей А. С. Пушкина в Гурзуфе

Вид на музей А. С. Пушкина в Гурзуфе

Мемориальный музей поэта в Крыму занимает живописный дом, который был построен на Южном берегу в 30-е годы XIX века для генерал-губернатора Новороссии. В Гурзуф Пушкин приехал с семьей генерала Н. Н. Раевского. По словам самого поэта, это было счастливое время. Он не заботился ни о чем, подолгу купался в море и с удовольствием ел сочный виноград.

Музей рассказывает о крымском периоде жизни поэта. В шести залах выставлены материалы о семье Раевского, портреты, рисунки и прижизненные издания Пушкина. Одна из комнат оформлена, как мемориальный кабинет известного ученого-пушкиниста Б. В. Томашевского, который сыграл немалую роль в создании гурзуфского музея.

Как добраться

Комплекс находится по адресу ул. Волхонка, д. 12. Чтобы добраться до музея на метро, нужно выйти на станции «Кропоткинская» и пройти пешком 100 метров. Музейный комплекс находится как раз напротив Храма Христа Спасителя. Такой же пеший маршрут (шаговая доступность) предстоит, если к музею нужно пройти от Красной площади и от Кремля.

Если ехать от станции метро «Белорусская», то лучше всего сесть на троллейбус №1 и выйти на тринадцатой остановке. Но нужно обязательно быть уверенным, что троллейбус направляется именно в сторону станции «Таганская».

Если вы хотите пройти к музею от «Библиотеки Ленина», то прогулка займет у вас не более 10 минут, а вот от станции «Парк культуры» нужно приготовиться к двадцатиминутной прогулке. Со станции «Марксистская» до музея вы доедете на троллейбусе N 16 за пятнадцать-двадцать минут. За тот же промежуток времени сюда можно дойти и от Старого Арбата – прогулка займет примерно 20 минут.

Расстояние от вокзалов. Дальше всего находится Курский вокзал. Маршрут от него займет не менее получаса. Казанский, Ярославский и Ленинградский вокзалы находятся от музея в пределах пятнадцатиминутной езды на метро. Самый близкий к музею вокзал – Киевский. Проезд от него до музея составит каких-то десять минут

Экспонаты музея — скульптуры, художественные фотографии, живопись и графика – насчитывают более 560 тысяч единиц. Поэтому пушкинский музей в Москве по праву занимает лидирующее место в рейтинге лучших достопримечательностей столицы.

Литературный музей

За счет государственной казны у наследников Пушкина в 1906 г. была приобретена личная библиотека Александра Сергеевича, а в 1909-м — выкуплено собрание русского коллекционера А. Ф. Онегина, основавшего в своей парижской квартире первый в мире музей, посвященный поэту. Согласно договору, все многочисленные экспонаты оставались в пожизненном пользовании Александра Федоровича, а ему до 1918 г. выплачивалась пенсия. Уникальное собрание было перевезено в Ленинград в 1928 г., через три года после смерти коллекционера. Также в 1909 г. с временной выставки ИАН в Пушкинский дом поступил ряд экспонатов, связанных с именем Тургенева.

A.Savin

После Октябрьской революции экспозиция пополнилась фондом Пушкинского музея Александровского лицея, а также фамильными реликвиями, хранившимися в семье троюродной сестры поэта — Анны Ганнибал. В начале 1930-х гг. из Лермонтовского, Некрасовского и Толстовского музеев были получены богатые по содержанию и объему коллекции. В 1937-м, к 100-летию смерти Пушкина, в Москве проводилась Всесоюзная Пушкинская выставка, куда из Ленинграда отравилась значительная часть материалов Пушкинского Дома. Возвращать назад их никто не собирался, так как появилось решение Совнаркома о создании в столице Государственного музея Пушкина, куда все учреждения и организации, хранившие наследие поэта, обязаны были передать имеющиеся у них материалы.

К счастью для Пушкинского Дома, это постановление так и не было реализовано. Сначала для нового музея не смогли подыскать достойное здание, а затем началась ВОВ. Институт получил возможность воссоединить в своих фондах пушкинские архивы и коллекции по распоряжению Президиума АН СССР в 1948 г., накануне 150-летнего юбилея поэта.

Постоянная экспозиция

Художественные экспонаты, документы, фотоснимки, оригинальные рисунки, личные вещи и бытовые предметы тематически размещены в пяти музейных залах. В них представлены коллекции, относящиеся к русской литературе XVIII—XX вв. и знаковым представителям русской словесности.

Литература 1-й половины XIX в. Коллекция затрагивает темы выдающихся писателей пушкинской эпохи и литературных объединений тех лет. Речь идет о жизни и творчестве самого Пушкина, а также Лермонтова, Жуковского, Державина и Гоголя.

A.Savin

Литература 2-й половины XIX в. Экспозиция рассказывает о Ф. М. Достоевском, И. С. Тургеневе, Л. Н. Толстом, И. А. Гончарове в формате знакомства с историей отечественных литературных веяний 1840–90 гг. Здесь демонстрируются подлинные, принадлежащие писателям предметы, их портреты, скульптуры и архивные фотографии.

Михаил Юрьевич Лермонтов. В зале представлена коллекция, связанная с великим русским писателем. Она знакомит с его детством, юностью и событиями, приведшими к пятигорской трагедии, повествует о ближайшем окружении, демонстрирует личные вещи и прижизненные портреты поэта. Здесь рассказывается о самом первом музее, посвященном Лермонтову. Он был основан в 1883 г. при Николаевском кавалерийском училище, откуда в 1917-м в Пушкинский Дом поступила основная экспозиция.

A.Savin

Лев Николаевич Толстой. Выставка охватывает историю появления в 1911 г. на Васильевском острове первого в России Толстовского музея. Он был расформирован в конце 1930 г., в результате чего значительная часть собрания оказалась в Пушкинском Доме. Коллекция знакомит участников с графическими и скульптурными портретами Толстого, в том числе прижизненными. В зале есть материалы, связанные с историей создания самых известных романов, портреты прототипов знаменитых героев, фотографии и личные вещи Толстого.

Литература Серебряного века. В этом зале можно узнать о судьбах литераторов и художников, творивших в начале XX ст., и оценить их духовные искания на фоне исторических событий. Эпоха отражена в портретах, плакатах, монографиях, фотографиях и писательских архивах. Здесь представлены личные вещи Горького, Блока, Гумилева и др.

A.Savin

Часы работы

Литературный музей ИРЛИ РАН открыт с понедельника по пятницу с 11:00 до 17:00. Касса закрывается за час до окончания работы. Доступ посетителей к фондохранилищу в целях научных исследований осуществляется в то же время.

Режим работы других отделов ИРЛИ РАН:

  • Библиотека, Читальный зал — пн., ср., чт. с 10:00 до 16:00;
  • Рукописный отдел — пн., ср., чт. с 10:00 до 17:00;
  • Фонограммархив — пн., ср., чт. с 12:00 до 17:00;
  • Древлехранилище — пн.-чт. с 12:00 до 18:00.

Билеты

Стоимость посещения музея для взрослых составляет 300 руб., для школьников, студентов и пенсионеров — 150 руб. Дети до 7 лет и льготники — бесплатно. Цена аудиогида (3 языка) — 300 руб.

Прейскурант и перечень льгот на официальном сайте ИРЛИ РАН

Александровский парк

Парк назвали в честь императора Александра Первого, для которого в парке был построен дворец. Сейчас дворец на ремонте, а в парке любят отдыхать петербуржцы. Летом тут много велосипедистов, зимой — лыжников. Вход в парк свободный.

Я люблю бывать в Александровском парке: тут хорошо в любое время года. Летом можно погонять на велосипеде или устроить пикник у пруда. Осенью парк похож на разноцветный ковер, а зимой тут настоящие снежные пейзажи.

В отличие от Екатерининского парка, в Александровском лежат на траве, устраивают пикники и гоняют на велосипедах. Охрана слова не скажет

Александровский состоит из небольшого регулярного и огромного пейзажного парка. В регулярном парке самыми интересными сооружениями мне кажутся мосты: Большой китайский, Крестовый, Малые китайские и Драконов мост. С одной стороны Большого китайского моста открывается вид на Екатерининский дворец, с другой — на павильон Арсенал, а с третьей — на Крестовый мост. Самое любопытное на мосту — фигуры четырех китайцев, каждый из них держит в руке фонарь.

Крестовый мост необычный: он больше похож на беседку, которую построили над каналом. Красивее всего он выглядит осенью. Зимой, когда канал замерзает, под мостом можно пройтись. Перейти с одного берега на другой не получится: мост еще с советских времен огорожен забором с обеих сторон. Не думаю, что его использовали по назначению: он слишком причудливый.

Малые китайские мосты, на мой взгляд, самые красивые. Невозможно пройти по ним и не остановиться. Даже если рядом с мостами немного народу, всегда найдется кто-то, кто будет тут фотографироваться или разглядывать детали.

От Крестового и Малых китайских мостов рукой подать до Китайской деревни. Еще в начале девяностых я брал там в прокат лыжи, но вскоре датская строительная компания обязалась отреставрировать деревню в обмен на аренду на 49 лет. Деревню отреставрировали, и теперь там апартаменты, про которые нигде не найти информации. Попасть на территорию Китайской деревни не получится.

На Малых китайских мостах красиво зимой. Смотришь на лед и жалеешь, что не взял коньки Самый простой мост из всех четырех — Драконов мост. На нем стоят небольшие драконы

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Кубанские звезды
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: