Старинные фонари
Коротко: исторические фонари с изящным литьем и сложными сюжетамиГде искать: Троицкий мост, Иоанновский мост, Кронверкский мост, Каменноостровский мостМаршрут прогулки: на карте
Немного истории. Роскошных фонарей в Петербурге много, поэтому сосредоточимся на конкретном маршруте, который начинается на Троицком мосту в сторону Петроградки. Троицкий мост — побратим парижского моста Александра Третьего, вдвоем они знаменуют франко-русский союз конца 19 века. Наш мост строила французская компания «Батиньоль», и за роскошные тройные фонари-канделябры проектировщик Рене Август Патуйяр получил орден Почетного легиона.
Что посмотреть. После того как полюбуетесь замысловатыми фонарями Троицкого моста, пройдите в сторону Петропавловской крепости и посмотрите на декор Ивановского: ему достались чугунные детали от наплавного моста, стоявшего на месте Троицкого. Так на Ивановском появились красивые фонари с касками, копьями и двуглавыми орлами.
Если прогуляться до второй переправы к крепости — Кронверкскому мосту — и подойти к пристани «Кронверкский пролив», увидите еще один ни на что не похожий фонарь-флюгер в виде русалки. Его автор, художник Виктор Горин, в 1980-х планировал целую серию фонарей с морскими обитателями, но русалка до сих пор крутится в одиночестве.
Как же всё-таки построить «Золотой» дом для себя?
Правильное распределение энергий внутри дома, гармоничные конструкции в сочетании с экологией и безопасностью строительных материалов побуждают современных архитекторов и дизайнеров использовать принципы и понятия Золотого сечения. Это увеличивает смету и создаёт впечатление глубокой проработки проекта. Стоимость возрастает на 60-80%.
Для талантливых художников и архитекторов правило сохраняется интуитивно во время творческого процесса. Однако некоторые из них сознательно реализуют это положение.
В природе подобная соразмерность встречается везде. Тот, кто чувствует гармонию пространства, создаст пропорциональное здание без специальных для этого усилий.
Например, наши предки строили хоромы соразмерные человеку. Мерили высоту и длину в саженях, локтях, аршинах, пядях. Никто не возражает, что в человеческом теле соблюдена золотая пропорция? Длина руки от кончиков пальцев до подмышки относится к расстоянию от той же точки до локтя как эта величина к размеру ладони.
Известный французский архитектор Ле Корбюзье для расчёта параметров будущего дома и интерьера использовал в качестве отправной единицы рост хозяина. Все его работы по-настоящему индивидуальны и гармоничны.
Высота и вес Александрийского столпа на Дворцовой площади Санкт-Петербурга
Если взять полную высоту памятника вместе с подножием, пьедесталом и навершием, то его высота составит 47,5 метра. Другие размеры:
- высота ствола (монолитного стержня колонны) — 25,6 м (12 саженей);
- нижний диаметр колонны — 3,66 м (12 футов), верхний — 3,15 м (10 футов 6 дюймов);
- высота пьедестала колонны из 8 гранитных блоков, уложенных в три ряда — 4,25 м;
- размеры барельефов — 5,24×3,1 м;
- высота цоколя из монолитного гранита — 3.9 м;
- горизонтальные размеры цоколя — 6,3×6,3 м;
- высота колонны до ствола (подножие) ~10 м.
Вес цоколя и пьедестала — 704 тонны.Вес гранитного ствола колонны — 612 тонн.Вес навершия — 37 тонн.Полный вес — 1353 тонны.
Архитектура и дизайн дворцов
Архитектура и дизайн дворцов Версаля и Петергоф являются воплощением великолепия и роскоши. Оба дворца отличаются своими уникальными архитектурными решениями и роскошным декором, которые создают неповторимую атмосферу.
Версальский дворец, построенный в стиле барокко, является воплощением величия и власти французских королей. Он выделяется своими монументальными размерами и богатой декоративной отделкой. Фасады дворца украшены колоннами, пилястрами и статуями, создавая впечатление огромной мощи и великолепия.
Петергофский дворец, в свою очередь, представляет собой пример русского барокко. Его архитектурные формы более грациозны и изящны, чем у Версаля. Центральная часть дворца украшена портиком с колоннами и скульптурными композициями, а фасады декорированы богатой резьбой и орнаментом.
Внутреннее убранство дворцов Версаля и Петергофа также отличается роскошью и изысканностью. Великолепные залы и парадные комнаты украшены потрясающими фресками, кристальными люстрами, золотыми резными деталями и мебелью из драгоценных пород дерева.
Оба дворца являются настоящими шедеврами архитектуры и дизайна, которые поражают своей красотой и роскошью. Они являются прекрасным примером того, как архитектурные формы и декоративное убранство могут создать неповторимую атмосферу великолепия и роскоши.
Звонница Смольного собора. Самая высокая смотровая площадка Санкт-Петербурга
В предыдущих статьях мы уже писали про Смольный собор — одно из самых красивых зданий в городе и один из его неофициальных символов. Сегодня же речь пойдет о звоннице собора, на которой расположена самая высокая в городе смотровая площадка. Ее высота — 50 метров, количество ступеней, ведущих наверх, — 278.
Смольный собор
Колокол во дворе
Как добраться
Ближайшая к собору станция метро — «Чернышевская». Путь пешком от нее займет около 30 минут. Вы можете построить свой маршрут от метро до смотровой через Таврический сад — он имеет выходы на любую из четырех своих сторон.
Перейти к карте
Стоимость входа на звонницу Смольного собора (осень 2021 г.) — 150 рублей. Открыта смотровая площадка ежедневно с 7 утра до 20 часов.
Подъем на смотровую площадку
Свою экскурсию вы можете начать, еще не поднимаясь на звонницу. Недалеко от здания собора находятся памятник архитектуры петровского барокко — Кикины палаты и здание Смольного института, сейчас являющееся резиденцией губернатора Санкт-Петербурга. Также можно сделать множество отличных фото на фоне самого собора или в прилегающем к нему саду.
Лестница на звонницу
Служебные помещения собора
Винтовая лестница
И ещё один подъём
Кстати, высота Смольного собора вместе с куполами — 93,7 метра, хотя изначально планировалось сооружение 140-метровой колокольни.
Подъем на смотровую площадку находится в самом соборе. После входа в главный зал поворачивайте налево и после оплаты следуйте по указателям на стенах. Рекомендуем приходить сюда в удобной обуви и одежде: подъем проходит по крутым лестницам, иногда в достаточно узких местах. В течение подъема обстановка будет постоянно меняться. Первая часть проходит по достаточно ухоженной лестнице, дальше путь пролегает по различным переходам и лестницам самых различных форм и предназначений.
Слева от купола — здание правительства Ленинградской области
Внутренний двор собора
Вид на центральную часть Санкт-Петербурга
Купол в левой части фото — Исаакиевский собор
На сегодняшний день открыта только одна часть смотровой площадки, на юго-западной звоннице. Всего же их четыре. Остальные три недоступны для посещения в связи с проводящимися там реставрационными работами.
Со смотровой площадки открывается прекрасный вид на центральную, южную и восточную части города. В колонках, установленных тут же, транслируется аудиогид, благодаря которому вы с легкостью сориентируетесь в расположении основных достопримечательностей.
Крепёж для колоколов
Бинокль
Большеохтинский мост
Здание Смольного института
Осенние виды со смотровой площадки завораживают
Отсюда видны: заброшенная строительная площадка, на которой должен был быть построен Охта-центр; Большеохтинский мост; здание Смольного института; здание правительства Ленинградской области; панорама исторической части города с самыми известными Петербургскими зданиями — Исаакиевским собором и Петропавловским собором. В северо-западной части города можно увидеть два питерских новостроя: самое большое в Европе здание — Лахта-. Ближе к центру города в этом же направлении видны здания бывшей тюрьмы «Кресты».
На смотровой площадке установлен вращающийся бинокль, с помощью которого можно в деталях разглядеть все интересующие вас постройки.
Если кратко, в целом:
- это одна из лучших смотровых площадок города,
- будьте готовы к подъему на высоту 15-этажного дома без лифтов,
- есть возможность увидеть несколько достопримечательностей одновременно.
5 способов соблюдать правило в интерьере
- В доме, построенном без учёта соотношения, можно сделать перепланировку комнат, чтобы пропорции соответствовали.
- Иногда достаточно переставить мебель или сделать дополнительную перегородку.
- Аналогичным образом меняется высота и длина окон и дверей.
- В цветовом оформлении получение упрощённого соотношения достигается за счёт 60% основного цвета, 30% — оттеняющего, и остальных 10% — усиливающих восприятие тонов.
- Высота и длина мебели должна соизмеряться высотой потолков и шириной простенков.
Приложение этой нормы в интерьере, как архитектурно оформленном пространстве, объединяют с понятиями самоорганизации, рекурсии, асимметрии, красоты.
Историческое значение дворцов
Дворцы Версаля и Петергоф имеют огромное историческое значение. Они являются символами великой монархии Франции и России соответственно. Эти дворцы были созданы для показа могущества и роскоши правящих династий и стали визитной карточкой эпохи.
Версальский дворец был построен Людовиком XIV, который хотел создать самый роскошный дворец в мире. Он стал символом абсолютной монархии и воплощением власти короля. Дворец служил местом проведения важных политических событий, приемов и торжеств, а также был центром культурной жизни Франции.
Петергофский дворец был построен Петром I и стал роскошным летним резиденцией русских императоров. Он символизировал мощь и величие Российской империи. Дворец известен своими фонтанами и садами, которые считаются одними из самых красивых в мире. Он также служил местом проведения приемов и торжеств, а также важных встреч и переговоров.
Оба дворца имеют огромное историческое значение и являются памятниками архитектуры и искусства. Они привлекают туристов со всего мира своей красотой и роскошью. Посещение этих дворцов позволяет окунуться в историю и почувствовать величие прошлых эпох.
История Санкт-Петербурга
Санкт-Петербург — один из самых красивых и исторически значимых городов России. Его история насчитывает более трех с половиной веков
Город был основан в 1703 году Петром I и с самого начала занимал важное место в истории Российской империи
Создание Санкт-Петербурга было частью амбициозного плана Петра I по модернизации и европеизации России. Город был построен на болотистой земле и становился символом новой эпохи в истории страны. С первых лет своего существования Санкт-Петербург стал центром культуры, науки и политической жизни России.
Важные исторические события
В истории Санкт-Петербурга произошло множество важных исторических событий. Одним из таких событий является Петропавловская крепость, основанная Петром I в 1703 году. Крепость стала первым каменным строением города и символом его силы и могущества.
Еще одним важным событием в истории города является основание Академии наук в 1724 году. Академия наук стала центром научных исследований и образования в России и сыграла значительную роль в развитии науки и культуры в Санкт-Петербурге.
Архитектура и культура
Санкт-Петербург славится своей уникальной архитектурой и культурой. Город известен своими великолепными дворцами и соборами, такими как Зимний дворец, Петропавловский собор и Смольный собор. Также в Санкт-Петербурге находится множество музеев, театров и концертных залов, которые привлекают туристов со всего мира.
Культура Санкт-Петербурга была и остается важной частью его истории и привлекает людей своим разнообразием и богатством. Город известен своими балетными и оперными труппами, а также музыкальными фестивалями и выставками
О золотом сечении простыми словами
Что же это такое? Отрезки золотой пропорции выражаются бесконечной иррациональной дробью, десятичное значение которой равно приближённо числу Ф≈1,618 или Ф≈1,62. Другими словами: если берём целое и делим его на две части так, что одна из них составляет 62%, а другая — 38%, получаем Золотую пропорцию.
Золотой прямоугольник: когда длину большей стороны делим на длину меньшей и получаем число Ф. При делении меньшей на большую получается обратное значение φ ≈ 0,618.
Золотой равнобедренный треугольник: если отношение размера одной боковой стороны и размера основания составляет золотое число Ф; угол между равными сторонами равен 36°.
Золотой прямоугольный треугольник Кеплера объединяет в себе теорему Пифагора и ЗС: соотношение квадратов его сторон составляет 1,618.
Смотрите познавательное видео по теме
https://youtube.com/watch?v=d3AxWLJN_f0
Чтобы не потерять, заберите статью к себе на сену в соцсетях
Барокко
Одним из первых архитектурных стилей Петербурга стал барокко, популярный в Европе на момент основания города в 1703 году. Первые здания в центре строились именно в этом стиле: от Петропавловского собора на Заячьем острове до застройки Университетской набережной.
Пётр I вдохновился барокко, путешествуя по Европе, поэтому главными приглашёнными в Петербург архитекторами стали именно европейские мастера: Доменико Трезини, Бартоломео Растрелли, Жан-Батист Леблон.
В барочном стиле строились дворцы, особняки, загородные резиденции, соборы и церкви. Самыми яркими примерами являются Зимний дворец, дворец Строгановых, Смольный, Петропавловский и Сампсониевский соборы.
Для барокко характерен пышный декор, изящество линий, ориентация на эпоху Возрождения и сочетание больших и малых форм. В Петербурге он претерпел изменения с течением временем, поэтому сейчас разделяют Петровское и Елизаветинское барокко.
Петровское барокко
При Петре I барокко было относительно скромным и строгим, чем значительно отличалось от стиля, характерного для Западной Европы. Пётр активно участвовал в проектировании главных зданий, а потому в них заметно выражены его личные предпочтения: стремление к простоте, сдержанной роскоши без излишеств. Таким образом столь непривычная на первый взгляд для России вычурность барокко нивелировалась относительно минималистичной адаптацией при Петре. Эти типичные черты сохранились и при Анне Иоанновне.
Характерные примеры: Кикины палаты, здание Двенадцати коллегий и Летний дворец.
Елизаветинское барокко
Елизаветинское барокко также называют «расстрелиевским» — по имени главного архитектора этого недолгого, но яркого периода. Для него характерна большая пышность, богатая на изящные декоративные элементы как на фасаде, так и в интерьере, зачастую переходящая в рококо. Всего за двадцать лет в этом стиле были построены знаковые петербургские достопримечательности, значительно сформировавший облик центра города: Зимний дворец, Смольный собор, Екатерининский и Большой Петергофский дворец.
Классицизм
Классицизм стал развиваться одновременно с барокко со второй половины 18 века и позже вытеснил все остальные стили в архитектуре на несколько десятилетий. Большая часть известных достопримечательностей города относятся именно к классицизму.
Расцвет классицизма приходится на период правления Екатерины Великой и эпоху Просвещения
Внимание архитекторов обращается на античные ордеры, скульптуры и композиции. Привычные сейчас античные скульптуры на фасадах домов тогда были новаторством для Петербурга и России и смотрелись весьма необычно
Классицизм разделяют на ранний, строгий и поздний, постепенно переходящий в русский ампир. Эпоха правления каждого императора начиная с Екатерины II и заканчивая Александром II нашла своё отражение в реализации проектов классицизма.
В раннем классицизме строились только дворцы, загородные резиденции и административные здания. Позже произошла первая демократизация в обществе и, соответственно, в архитектуре: в одном стиле стали строиться и царские, и дворянские усадьбы и особняки, что нельзя было представить при барокко. Барочная пышность стала казаться неуместной и избыточной.
Характерными чертами, помимо обращения к античности, является унификация и продуманность всего архитектурного комплекса (улица Росси, главные площади города). Это спокойное изящество и утверждение императорской власти без лишнего пафоса. Часто именно этот период называют золотым веком архитектуры.
Примеры: Михайловский дворец, Таврический дворец, большинство известных загородных резиденций, Академия художеств, комплекс зданий на улице Росси.
Русский ампир
Русский ампир продолжил развитие классицизма и стал отражением ростом национального самосознания и утверждении Российской империи на международной арене. В монументальных проектах архитекторы стремились отразить военные успехи России того времени (Отечественная война), продемонстрировать достижения (Адмиралтейство — морской флот) и императорскую власть (Триумфальные арки).
Не отступая от традиций классицизма, стал широко использоваться декор на военную тематику и усилилось влияние античности (скульптуры, колонны, пилястры). Ориентация на античность была отчасти политической: сравнение российского императора с греческими и римскими, отсылки к событиям Римской империи и Древней Греции (Александровская колонна).
Ампир перестал быть актуальным вместе с изменением общественных настроений: это нестабильность, ускорившаяся демократизация после отмены крепостного права и отсутствии тотального контроля за всеми архитектурными проектами.
Главные примеры: арка Генерального штаба, завершившая ансамбль Дворцовой площади, Адмиралтейство, Нарвская и Московская триумфальные арки.
Многие элементы русского ампира вернулись позже, но при схожих обстоятельствах — в 1930-1950-е годы: демонстрация военной мощи, абсолютной власти и монументализма.
Неовизантийский стиль
Невизантийский — или псевдовизантийский — стиль был не так популярен в Петербурге, однако оставил несколько выдающихся примеров. В первую очередь это Морской собор Николая Чудотворца в Кронштадте, богато украшенный как снаружи, так и изнутри. Также следует отметить церковь Милующей иконы Божией Матери на Васильевском острове, Иоанновский монастырь на Карповке и Казанскую церковь Новодевичьего монастыря. Один из самых ярких примеров не сохранился — это Греческая церковь, снесённая в середине XX века.
За основу стиля был взят собор Святой Софии в Константинополе/Стамбуле и другие элементы средневековой византийской архитектуры. В России он получил особую интерпретацию, смешавшись с традициями русского зодчества. При этом сохраняются главные черты: низкие купола, где главный купол больше других, единый церковный зал, широкое использование мозаики в декоре.
Архитектура памятника
Общая высота – 47,5 м, собственно колонна – 25,6 м, вес – 600 тонн. Сооружение стоит на гранитной основе лишь под действием собственной силы тяжести без специальных опор.
Александрийскую колонну венчает 6-метровая фигура ангела, она выточена скульптором Борисом Орловским из цельного гранитного куска и держится на вершине собственным весом. В левой руке ангела – крест, правая рука вознесена к небу.
Взгляд ангела, в лице которого узнают черты Александра I, направлен вниз – это взгляд стражника и защитника русской земли. Фигура ангела символизирует мир в государстве, наступивший после разгрома наполеоновской армии.
На пьедестале – изображение Всевидящего Ока, под которым двуглавые орлы держат в лапах лавровые гирлянды. В руках двух крылатых женских фигур – табличка с надписью: «Александру I – благодарная Россия».
Рядом – символы рек Вислы и Немана, которые форсировала русская армия, преследуя Наполеона. На барельефах пьедестала вычеканены аллегории Победы и Мира, Правосудия и Милосердия, Мудрости и Изобилия, а также щиты, кольчуги и шлемы эпохи Александра Невского.
По периметру Александрийский памятник был обнесен декоративной бронзовой оградой, украшенной 12 трофейными пушками и сотней двуглавых орлов. На каждой стороне по периметру ограды – ворота с трехглавыми орлами.
История Александровской колонны
Первым поставить памятник Александру I предложил Фридрих Вильгельм IV, когда гостил в Петербурге. Также с таким предложением выступал Карл Росси — архитектор, который строил здание Главного штаба. Но официальный конкурс на создание проекта для возведения монумента был объявлен Николаем I в. 1829 г.
Проект Монферрана
Огюст Монферран принял участие в конкурсе и предложил построить гранитный обелиск по подобию обелисков Древнего Египта. Однако ему недвусмысленно указали, что памятник должен иметь форму колонны. Архитектор разработал другой проект, который и был реализован впоследствии. Его главной целью было возведение монумента, по высоте превышающего колонну, установленную в честь Наполеона на Вандомской площади в Париже.
Двуглавые орлы на ограждении вокруг колонны, Ярослав Глухов
Строительство
Строительные работы длились 5 лет. Александрийский столп сделан из красного гранита. Обрабатывали его возле Выборга, а для доставки колонны в Санкт-Петербург использовали огромное судно, которое буксировали 2 парохода. Под основанием памятника находится более 1000 свай, достигающих в длину 6 метров.
Установка колонны
Чтобы поднять огромную колонну, пришлось сконструировать специальные леса. На это торжественное событие прибыл сам государь с семьей и собрались тысячи горожан. Удивительно, но колонну установили менее чем за 2 часа. В этом участвовали 2000 солдат и 400 рабочих.
Открытие памятника
И вот пришел день открытия Александровской колонны — 11 сентября 1834 г. Это был особый день для всей России. На Дворцовой площади собралось стотысячное войско во главе с государем. Также на церемонии присутствовали дипломаты и царская семья. У колонны было проведено торжественное богослужение, а затем зрители с восхищением смотрели военный парад, где маршировали полки, участвовавшие в войне с французами. В этом же году в России выпустили мемориальный рубль, общий тираж которого составил 15 тыс.
Татьяна Лискер
Реставрация
Спустя два года после открытия Александровской колонны на камне начали образовываться светло-серые пятна. Николай I приказал осмотреть памятник, и в результате исследований выяснили, что на стадии обработки кристаллики гранита частично выкрошились, а оставшиеся впадины воспринимаются как пятнышки. До конца XX в. колонну реставрировали пять раз. Это были косметические работы. Последняя реставрация закончилась в 2003 г. Тогда оценить фронт работ помогли альпинисты, которые высадились на колонне с помощью специального пожарного крана.
Памятник Петру I скульптора Этьена Фальконе «Медный всадник»
Отказавшись от аллегорического решения, предложенного ему в окружении Екатерины II, Фальконе решил представить царя как «созидателя, законодателя и благодетеля своей страны», который «простирает десницу над объезжаемой им страной». Голову статуи он поручил моделировать своей ученице Мари Анн Колло, но впоследствии, внес изменения в образ, стремясь выразить в лице Петра сочетание мысли и силы.
Отливка памятника состоялась в конце августа 1774 года. Но выполнить ее за один раз, как рассчитывал Фальконе, не удалось. Во время отливки в литейной форме образовались трещины, через которые стал вытекать жидкий металл. В мастерской начался пожар.
Самоотверженность и находчивость литейного мастера Емельяна Хайлова позволили погасить пламя, но вся верхняя часть отливки от колен всадника и груди лошади до их голов была непоправимо испорчена, и ее пришлось срубить. За время между первой и второй отливкой мастера заделали и зачеканили отверстия, оставшиеся в отлитой части монумента от труб (литников), по которым в форму подавался жидкий металл, и отшлифовали бронзу. Верхняя часть статуи была отлита летом 1777 года.
Затем началось соединение двух частей скульптуры и заделка шва между ними, чеканка, шлифовка и патинировка бронзы. Летом 1778 года отделка монумента была в основном завершена. В память об этом Фальконе выгравировал на одной из складок плаща Петра I надпись на латинском языке: «Лепил и отливал Этьен Фальконе парижанин 1778». В августе того же года скульптор покинул Россию, не дождавшись открытия монумента.
Наблюдение за ходом работ по сооружению монумента после отъезда французского скульптора из России вел архитектор Юрий Фельтен.
Опорой памятнику служит попранная конем змея работы скульптора Федора Гордеева, символизирующая зависть, косность и злобу.
Подножие скульптуры — гигантская гранитная глыба, так называемый гром-камень, была найдена в 1768 году на берегу Финского залива, близ деревни Конная Лахта. Доставка колоссального монолита массой около 1,6 тысячи тонн к месту сооружения памятника была закончена в 1770 году. Сначала его везли по суше на платформе с желобчатыми полозьями, которые через 32 бронзовых шара опирались на переносные рельсы, уложенные на подготовленную поверхность, а затем на специально построенной барже. По рисунку архитектора Юрия Фельтена камню была придана форма скалы, в результате обработки его размеры значительно уменьшились. На постаменте на русском и латинском языках смонтирована надпись: «Петру Первому Екатерина Вторая». Установкой памятника руководил скульптор Гордеев.
Высота скульптуры Петра I составляет 5,35 метра, высота постамента — 5,1 метра, длина постамента — 8,5 метра.
В статуе Петра, усмиряющего коня на крутой вершине скалы, великолепно передано единство движения и покоя; особое величие монументу придают царственно гордая посадка царя, повелительный жест руки, поворот вскинутой головы в лавровом венке, олицетворяющие сопротивление стихии и утверждение державной воли.
Монументальная статуя всадника, властной рукой сжимающего поводья вздыбленного в стремительном порыве коня, символизирует рост могущества России.
Место расположения памятника Петру I на Сенатской площади выбрано не случайно. Рядом находятся основанное императором Адмиралтейство, здание главного законодательного органа царской России — Сената. Екатерина II настаивала на размещении памятника в центре Сенатской площади. Автор скульптуры Этьен Фальконе поступил по-своему, установив памятник ближе к Неве.
Сенатская площадь после открытия памятника получила название Петровская, в 1925-2008 годах называлась площадь Декабристов. В 2008 году ей вернули прежнее название — Сенатская.
Благодаря Александру Пушкину, использовавшему фантастический сюжет об ожившем памятнике во время потрясшего город наводнения в своей поэме, бронзовый монумент Петра с 1833 года стали называть «Медный всадник».
В годы Великой Отечественной войны (1941-1945) монумент был укрыт мешками с песком, поверх которых был сооружен деревянный футляр.
«Медный всадник» неоднократно реставрировался. В частности, в 1909 году была спущена накопившаяся внутри памятника вода и заделаны трещины, в 1912 году в скульптуре были просверлены отверстия для стока воды, в 1935 году устранены все вновь образовавшиеся дефекты. Комплекс реставрационных работ был осуществлен в 1976 году.
Памятник Петру I составляет неотъемлемую часть ансамбля центра города.
В День города в Санкт-Петербурге официальные праздничные мероприятия традиционно начинаются с возложения цветов к «Медному всаднику» на Сенатской площади. Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников
Институт для девиц благородного происхождения
С 1764 года Смольный монастырь выступал, как институт для девиц благородного происхождения. С момента открытия, это было единственное учебное заведение для женщин во всей Российской империи, а называлось оно «Императорским воспитательным обществом благородных девиц».
Все началось с приказа Екатерины II о сборе лучших женских учебных заведений в Европе, который не увенчался успехом. Позже личный секретарь императрицы Бецкой Иван Иванович, предложил такую, систему обучения, которой еще никогда не было в Российской Империи.
Форма обучения в Смольном институте Санкт-Петербурга была закрытой, а отдать на обучение своих дочерей могли только семьи господствующих сословий. Принимали туда девочек с 5 до 6 лет, а выпускали уже 18 летними. Навещать своих дочек можно было не чаще одного раза в неделю, и то с позволения руководителя.
Обучали воспитанниц теми же стандартными предметами, которые сейчас преподают в современных школах. Так как длительность освоения предметов составляла 12 лет, учащиеся были поделены на 4 возрастные группы, которые отличались между собой цветами платьев:
- С 5 до 7 лет – кофейный цвет.
- С 8 до 10 лет – синий цвет.
- С 11 до 13 лет – серый цвет.
- С 14 лет – белый цвет.
Обучение начиналось очень рано, поэтому воспитанницы всех возрастов просыпались в 6 утра, а после занятий кое-какое время гуляли в саду Смольного собора вместе со своей наставницей, которая пристально следила за детьми. Выпускницам института была возможность стать придворными у Екатерины II.
С 1796 года монастырь уже был под управлением новой императрицы Марии Федоровной, являющейся супругой Павла I. При ней продолжительность обучения снизилась до 9 лет, возрастные группы уменьшены до 3-х, которые были разделены по успеваемости на подгруппы: отличницы, хорошистки и отстающие. Один раз в полгода у девочек принимали экзамены по предметам.
Теперь к обучению уже принимались девочки благородного происхождения с 8 до 9 лет, а также мещанки (девочки мелких купцов, низших служащих, ремесленников и др.) – с 11 до 12 лет. Последних обучали больше для замужества, чем в качестве придворных.
Существование Смольного института было прекращено в 1917 году после свержения царской династии Романовых, а просуществовал он 153 года. Здесь Владимир Ильич Ленин дал приказ о штурме Зимнего дворца выстрелом из пушки с крейсера Аврора.
Сейчас в стенах бывшего института находятся различные высшие учебные заведения Санкт-Петербурга.