Интересные факты
- Дацан Гунзэчойнэй – самый дорогой буддистский храм в Европе. Самым затратным пунктом стали стены из колотого гранита.
- До 2014 года буддийский дацан города на Неве был самым северным в мире оплотом этого философско-религиозного течения. С 2014 его «обошёл» монастырь Якутска.
- Гунзэчойнэй – первый оплот буддизма в Европе.
- Здание храма сооружено в непосредственной близости от реки, что символизирует переход от обыденной жизни к просветлению.
- Единожды в году, в день зимнего солнцестояния, луч солнца падает из трёх проёмов, закрытых витражами, на лицо Будды, рождая сияние вокруг золочёного лика.
- Среди гостей дацана был первый секретарь КПСС, Никита Сергеевич Хрущёв.
Буддийский Храм Дацан в Петербурге — Тибетская роскошь по-русски
Авг 14 • Главная новость, Путеводные, Разное • 4553 Просмотров •
В Петербурге ты точно знаешь, что сможешь удовлетворить свою тягу к культурному сполна, насладиться невероятными архитектурными памятниками царских времен – времен, когда мастера творили настоящей шедевры дизайна, а не то, что называют этим словом сегодня.
Однако среди всех красот европейского стиля меньше всего ожидаешь встретить что-то совершенно далекое, “восточное” и диковинное. Именно таким является Санкт-Петербургский буддийский храм «Дацан Гунзэчойнэй» . И будучи «восточниками» мы просо не могли пройти мимо него. Поэтому изложим тут небольшой обзор-описание этого места с яркими фотографиями.
зевающий монах
Начнем с названия. Дацан – это буддийский монастырь ака университет у бурят или факультеты буддийских монастырей в Тибете. А труднопроизносимое тибетское слово “Гунзэчойнэй” – источник святого учения владыки-отшельника. Круто звучит, не правда ли.
Площадь храма довольно скромная, но красота впечатляет. Позолоченные элементы фасада, симпатичные каменные львы, резьба и другие элементы декора делают этот храм одним из самых дорогих и можно сказать “роскошных” буддийских храмов Европы.
Кстати, про входе в храм необходимо заплатить 5 рублей за бахилы, плюс настоятельно рекомендуем прочитать правила поведения в храме, они висят в вестибюле (ходить только по часовой стрелке, не поворачиваться спиной к алтарю…).
Задняя часть здания выглядит как небольшая крепость. А элементы ковки на заборе непросвещённым людям вроде нас, кажутся трезубцами Посейдона. Красиво!
Тут же по правую сторону от храма расположен и жилой дом для лам и паломников. На табличках — имена репрессированных и живших в доме выдающихся деятелей.
В день нашего визита проходил субботник. Довольно много волонтеров-буддистов трудились на территории храма с любовью протирая от пыли статуи, памятные таблицы, подметая пол.
Кстати, для будущих посетителей, ВХОД В ХРАМ находится сбоку со стороны жилого здания, а не через парадные ворота. А то многие при нас настойчиво пытались открыть замок
Очерк истории храма Дацан в Петербурге
Первые буддисты появились в Северной Столице еще в начале XVIII века, а к началу XX века, согласно переписи, их было 184. И в связи с этим представитель тринадцатого Далай-ламы в России получил разрешение на строительство храма в Старой деревне (правобережье Большой Невки). Но самое интересно то, что архитектурные проект был разработан студентом (!) Института гражданских инженеров Н. М. Березовским и уже на то время известным архитектором Г. В. Барановским (автором проекта Елисеевского гастронома). Храм создан в стиле модерн в соответствии с канонами тибетской архитектуры.
Строительство закончилось в 1915 году и первое служение было в честь 300-летия династии Романовых. Однако мир был недолгим. Пришла Революция. В 1919 году храм был разграблен, в 1935 году НКВД арестовали первых буддистов, живших при храме, в два года спустя чекисты также устроили разгром, арестовывая оставшихся монахов, востоковедов и верующих. Все задержанные были расстреляны.
Во время Великой Отечественной войны храм служил радиостанцией. Лишь в 1968 году здание храма было объявлено памятником архитектуры.
Для заметки, численность практикующих буддистов в России составляет около 500 тыс. человек. К числу буддистов не относятся те, кто просто начал “курить”.
Где расположен буддийский храм Дацан Гунзэчойнэй в Питере?
Адрес: Санкт-Петербург, Приморский проспект, 91 (станция метро «Старая Деревня»)
Время работы: каждый день (кроме среды) с 10:00 до 19:00.
[yamap_label coord=»59.983491, 30.256031″ description=»Label description» routeonclick=»true»
icon=»http://XN—80AEGCCAES4APFCAKPLI6E.XN—P1AI/images/1-tower.ico» iconsize=»16,16″ iconoffset=»-8,-8″]
Хорошего вам дня!
Специально для Давай Лаовай (С)
Об авторе: MrA
« VLOG — Церемония награждения выпускников в Уханьском университете 武汉大学 Самый крупный океанариум России – стоит ли посещения? »
Познать дзен. Экскурсия в Дацан Гунзэчойнэй в Петербурге
Словно волшебная шкатулка стоит на Приморском проспекте «Дацан Гунзэчойнэй» — буддийский храм, до недавнего времени самый северный в мире.
Он появился на берегу Большой Невки в годы правления Николая II. Установление дипломатических отношений между Тибетом и Российской империей позволило бурятскому ламе Агвану Доржиеву поднять вопрос о постройке в столице молитвенного здания для буддистов.
Получив высочайшее одобрение, в 1909 году Агван Доржиев приобрел участок земли на окраине города, в историческом районе Старая Деревня. Выбор места для постройки храма сопровождался молитвами, медитациями, астрологическими расчетами и изучением ландшафта. Хорошим знаком стала близость к воде, ведь переход на другой берег — образ перехода человека в иную жизнь, кардинального изменения его убеждений и ценностей.
Средства на приобретение участка земли и строительство были пожертвованы Агваном Доржиевым, далай-ламой XIII и простыми верующими из Бурятии и Калмыкии.
В специальный комитет по постройке буддийского храма вошли ученые-востоковеды. Над проектом работали гражданский инженер Николай Матвеевич Березовский, архитекторы Гавриил Васильевич Барановский и Ричард Андреевич Берзен. Оформлением интерьеров руководил художник Николай Константинович Рерих, чьи жизнь и творчество было тесно связано с буддизмом. Он же является автором эскизов, по которым были выполнены великолепные витражи.
Строительство продлилось шесть лет. Первое богослужение в еще недостроенном Дацане было проведено в 1913 году, в день празднования 300-летия Дома Романовых. В 1915 году храм торжественно освятили, дав ему тибетское название «Kun la brtse mdzad thub dbang dam chos ’byung ba’i gnas», которое в переводе на русский язык означает «Источник Святого Учения Всесострадающего Владыки-Отшельника»» (Гунзэчойнэй).
В архитектуре Дацана органично сплелись классические тибетские каноны и элементы северного модерна. Здание в виде сужающейся кверху трапеции из красно-фиолетового колотого гранита за необычную окраску часто называют «аметистовым храмом». Яркий декор его фасадов глубоко символичен.
Четыре колонны у входа означают четыре благородных истины — истину страдания, истину причины, истину прекращения страдания, истину пути. Над каждой дверью размещены буддийские мантры, написанные на старомонгольском, тибетском и санскритском языках.
Как вести себя в буддийском храме
Войти в Буддийский храм могут все, и мужчины, и женщины любой веры, однако, существует несколько правил, которые следует обязательно выполнять:
- Перед входом в закрытое помещение буддийского храма, необходимо снять обувь или одеть бахилы
- Независимо от пола, и женщины, и мужчины снимают головные уборы
- Одежда посетителей — в рамках приличия, она не должна быть открытой и вызывающей, в шортах по монастырям ходить тоже не стоит
- Нельзя дотрагиваться друг до друга и, тем более, до монаха. Ни в коем случае посетители не должны обниматься
- Во многих монастырях имеются возвышения, предназначенные только для монахов и миряне садиться на них ни в коем случае не должны. Если Вы увидите стулья, то они, как и в православной церкви, предназначены только для пожилых людей
- Если Вам захотелось сесть, то ноги надо подвернуть под себя или сесть по-турецки и ни в коем случае не вытягивать из по направлению к алтарному пространству
- Обходить ступу или любую статую желательно по часовой стрелке
- В храме имеются емкости для пожертвований, собранные деньги идут на благоустройство территории и реставрацию здания. Оставить небольшую денежку, вместо платы за «входной билет» не возбраняется
- Фотографировать можно только во дворе дацана, внутри съемка запрещена.
В дацане Санкт-Петербурга имеется столовая, где готовят традиционные бурятские блюда — чай с молоком, буузы (мясо в тесте), суп и салат. Столовая работает ежедневно, кроме среды.
По субботам проводятся лекции по буддизму для начинающих.
Напомним, что мировым центром буддизма считается Тибет, а в России основными представителями буддизма являются буряты, тувинцы и калмыки. В настоящее время в нашей стране насчитывается около 30 дацанов (дацан — это буддийский монастырь). Лама — это религиозный учитель (монах) буддийского храма.
Молитвенные флажки и барабаны
У каждой религии есть свои священные предметы, которые помогают совершать молитвы. У мусульман это четки, у христиан и католиков — крест, а у буддистов, это молитвенные флажки и барабаны. И, конечно, придя в Буддийский храм, Вы сразу увидите эти священные атрибуты.
Золотой Будда
Китайский мастер Ги Шиюань отлил для храма из бронзы статую Будды, высотой 6 метров. Она была доставлена из Пекина сначала в Маньчжурию, а оттуда переправлена в Россию и приехала в Улан-Удэ на машине, в разобранном виде, накануне Сагаалгана – Праздника белого месяца.
Верующие, ожидающие прибытия статуи, поднесли храму богатые дары. Золотые, серебряные, коралловые изделия, белые шарфы – хадакибыли помещены в основание статуи.
Бронзовое божество собрали, и Ело Ринпоче освятил его. Немного погодя Далай-лама прислал из Дхарамсалы:
- две статуэтки: Авалокитешвары и Ямантаки;
- хадаки;
- урилы (специальные пилюли).
Их тоже положили вовнутрь.
Последними пополнили сокровищницу Ганджур и Данджур, приехавшие из тибетского монастыря Кумбум, расположенного там, где родился Цонкапа, после чего она была замурована. Через два месяца после прибытия бронзовый Будда стал золотым, благодаря позолоте, нанесённой китайскими мастерами.
Он украшает собой главный храмовый зал. Летом 2004 года дацан открылся, и Золотого Будду освятили в этот день повторно.
По обычаю, перед посещением буддийский храм нужно обойти по часовой стрелке, прежде чем войти. Для этого тут выложили кирпичную дорожку вокруг главного здания. Вдоль дорожки расположены молитвенные барабаны, которые можно крутить, таким образом «читая» мантры.
На территории расположено много стендов с изречениями из буддийского учения. Прогулка проходит под негромкую расслабляющую тибетскую музыку.
Символизм Дацана
Когда буддийский питерский собор только возводился, он сразу же стал ассоциироваться с «аметистовым храмом». Такое этичное сравнение возникло неспроста. Причиной тому стал оттенок графитовых стен, выполненных в красных и фиолетовых тонах. Действительно, Дацан в СПБ уподобляют драгоценным камням. Буддизм превозносит значение натуральных камней, считая их бесценными вещами, исполняющими желания, воплощающими нерушимость и чистоту ума, природу Будды в каждом живущем на земле существе.
Издревле Дацан ассоциируется с прочностью и непоколебимостью. Такие строения возводятся с глубокой верой и усердием многих людей. Дацан Гунзэчойнэй в Питере смог устоять во время революций, войн, репрессий, эгоистических страстей. Этот монастырь — единственный буддистский храм на Севере и Западе Российской Федерации, прославляющий учения Будды.
Нетленный хамбо лама Этигэлов
В 2002 году дацан в Иволгинске стал «домом» одного из величайших чудес всего света. Сюда было перевезено нетленное тело ламы Этигэлова (Итигэлова), которое почти сто лет не поддается разложению.
История гласит: в 1927 году лама достиг просветления, и перед уходом в нирвану велел ученикам 30 лет хранить свое тело. Учителя в позе лотоса поместили в деревянную бочку, а по истечении 30 лет извлекли его. Оказалось, что тлен совсем не коснулся просветленного! Позже его еще несколько раз «проверяли», а перед транспортировкой в Иволгинский дацан ученые провели исследования. Выяснилось: все ткани тела ламы не поддаются омертвению, а само тело нисколько не деформировалось и даже имеет собственную температуру, которая может незначительно изменяться.
Светлана Аубекерова
Таким образом, хамбо лама Этигэлов до сих пор отчасти находится в мире живых. Посмотреть на чудо нетления может любой посетитель во время крупных буддистских праздников. Их насчитывается восемь: это Весак (конец мая — начало июня), День Дхаммы (полнолуние в июле), буддистский Новый год и другие.
Подарки
Одна из самых больших статуй Будды в России появилась в буддистском центре благодаря средствам А.М. Туракина, местного общественного деятеля и предпринимателя. Но не он один сделал храмовому комплексу такой щедрый подарок.
Изюминкой молельного зала являются также огромные бубинговые чётки. Их преподнёс 10 лет назад Хаяши Хироши.
Этот японский монах собственноручно сделал несколько наборов таких чёток из ствола дерева, которое росло две тысячи лет. Когда срок жизни растения подошёл к концу, ценное дерево привезли из Африки в Японию, где его и купил Хироши.
Бубинговые четки
Чётки весят 350 килограммов. Обладая искренним желанием, чтобы человечество жило в мире и достатке, японский верующий преподнёс свои изделия буддийским храмам нескольких стран.
- России,
- Канаде,
- Монголии,
- Южная Корее,
- Японии
Монастыри-обладатели этого дара условились в каждом месяце проводить общую молитву, чтобы добро и счастье преобладали в нашем мире. Каждый раз, когда наступает 28-е число (по Григорианскому календарю), буддисты могут присоединиться к этому молебну.
Защитник Дхармы Махакала – гневная эманация Авалокитешвары – выполнен из цельной глыбы чёрного хрусталя. Это драгоценный минерал из Бразилии. Статую подарили храму на Новый буддийский 2009 год.
Буддийский храм в Санкт-Петербурге: часы работы, расписание богослужений, адрес и фото
Есть в Петербурге немного неожиданная и дорогая восточная постройка. К тому же, это одно из самых северных культовых зданий в мире, где служат буддийские монахи. Речь идет о «Дацане Гунзэчойнэй», буддийском храме в Санкт-Петербурге.
«Гунзэчойнэй» – сокращенное название храма, которое хоть как-то способен произнести турист, а «дацаном» храм назван потому, что здесь не только совершают службы, но и постигают учения тибетского буддизма. За дыханием настоящего Тибета и освящением души и тела ноги будут сами нести сюда не раз. Молитвы уже записаны на барабанах, нет нужды в словах, просто вертите барабаны по ходу солнца.
Где рядом можно остановиться
Если очень хочется и договоритесь с главным ламой буддийского храма в Санкт-Петербурге, в 15-й лунный день получите «прибежище». Но дольше нескольких дней никто в дацане не проживает. Зато совсем рядом 5-этажное здание принимает паломников на проживание (кстати, там можете увидеть и разных лам). Здание не потеряете из виду – на нем много мемориальных плит, посвященных служителям местного культа.
-
Интересные места восточного крыма
-
Куда сходить в сертолово
-
Куда сходить в энгельсе
-
Можно ли при беременности сходить в баню
- Куда поехать погулять рядом с котельниками
Об основателе
Настоятель храма – Еше Лодой Ринпоче, тибетец, отмечающий в этом году свой 75-летний юбилей. Когда ему было три года, в нём признали четвёртого перерожденца Ело Ринпоче.
Еше Лодой Ринпоче
Ещё через три года Еше Лодой начал обучаться в монастырях на родине, а затем в Индии. Долго и усердно он постигал разнообразные буддийские дисциплины и труды великих учителей.
Будущий Ринпоче Багша достиг последовательно звания гелонга, ачарьи, а затем и геше-лхарамбы. 33 года прошло от его первого шага в монастырских стенах до получения высшей буддийской учёной степени.
Его учителями были известнейшие ламы, а также Далай-лама XIV. По его просьбе Еше Лодой начал преподавание философии в Иволгинском дацане.
Прославившись как добрый и мудрый лама, умеющий ясно объяснить все вопросы с буддийской точки зрения, Еше Ринпоче добился всенародной любви и уважения.
Ученики хотели общаться с ним и постигать Дхарму на постоянной основе и просили его об открытии центра, где это было бы возможно.
И в 1999 году достопочтимый лама, заручившись поддержкой и благословением Далай-ламы XIV, получил согласие на его открытие.
Далай-Лама XIV
Буддийский храм «Дацан Гунзэчойнэй» в Санкт-Петербурге
В начале XX века вдали от центра Санкт-Петербурга, в Старой деревне, был возведен Буддийский храм, необычный для восприятия большинства россиян. Здание словно возникло из восточной сказки. Рядом — деревья с флажками-оберегами и стойки с деревянными барабанами.
Каждый посетитель старается покрутить эти молитвенные барабаны и загадать желание. В народе же считается, что вращение барабана приносит удачу, здоровье и благополучие. А чтобы чудо сбылось, главное — не перепутать направление. Вращать нужно по часовой стрелке.
Есть тут и скульптуры львов, напоминающие, что мы все же в Санкт -Петербурге.
Буддийский храм, название которого «Дацан Гунзэчойнэй», можно смело отнести к необычным и интересным достопримечательностям Санкт-Петербурга. Посетив его, Вы можете чуть-чуть окунутся в восточный мир. Службы здесь проходят совсем не так, как в православных храмах.
В Санкт-Петербурге Буддийский храм расположен недалеко от Елагина острова и посетить его удобно до или после прогулки по ЦПКиО им. Кирова.
Посещение. Режим работы
Для посещения храма нет ограничений по половому или религиозному признаку. Открыт он с 10 до 19, исключая среду. Есть определенные правила, которых стоит придерживаться:
Если очень хочется посетить храм группой, нужно записаться в киоске возле дацана. Если нужна бесплатная экскурсия, по субботам в 17:00 ее лично проводит Цультим лама, объясняя детали буддизма и ритуалы. Кроме того, если вас интересуют астрология, тибетская медицина или даже тибетский язык, это здесь тоже практикуют (правда, медуслуги платные).
Прихрамовая территория Буддийского храма Дацан СПБ
На территории при храме установлены вращающиеся красные цилиндры, или молитвенные барабаны. В тибетской традиции принято крутить эти барабаны в молитве, придавая духовному содержанию физическое подкрепление.
Но и люди, неразделяющие взгляды буддизма на мир, неищущие помощи, поддержки или удачи, найдут, чем заняться в Дацане Петербурга. Ещё с 60-х годов прошлого века здание признано архитектурным наследием Петербурга, а недавно храм пополнил Белую книгу – перечень зданий, составляющих гордость Петербурга, так что храм может принести и исключительно эстетическое наслаждение.
Тёмные стены из гранитного камня, прямые рубленые линии, тяжеловесное строение на первый взгляд давит и довлеет над окружающим пространством. Подойдя ближе, можно заметить яркую отделку Дацана, характерные орнаменты вдоль крыши и яркие многоцветные флажки, связывающие деревья на храмовой территории с самим зданием.
Во дворе живут устрашающие львы и стоят ярко-красные молитвенные барабаны, которые оживят соцсети самого привередливого посетителя. Внутреннее убранство погружает зрителя в совершенно другую реальность. Пройдя за тяжёлые двери Буддийского храма в Петербурге, легко забыть, что находишься в северном городе. Чувственно-яркие краски, многоцветные полотна и фрески украшают стены высокого здания, а во время служений монах читает молитвы, погружая слушателей в некий транс.
Буддийский храм Дацан Гунзэчойнэй в Санкт Петербурге СПБ находится на берегу реки Большой Невки. Добраться до него удобнее всего пешком от станции метро Старая Деревня – достаточно пройти железнодорожные пути и спуститься на насколько сотен метров по Липовой аллее. Пропустить это необычное сооружение при всём желании сложно.
Буддийский храм в Санкт-Петербурге
Дацан Гунзэчойнэй является местом каким-то потусторонним и уникальным по сравнению со всеми другими зданиями, которыми так известен Петербург. Я прихожу в этот храм для того, чтобы забыть обо всем — здесь я нахожу умиротворение, отвлекаюсь от проблем, оказываюсь на другом конце России — где-то в Бурятии, или как будто бы даже в Тибете. Настолько здесь все пропитано другой культурой, другим мировоззрением и философией, что кажется, будто действительно переносишься сквозь время и пространство. Однажды я сюда пришла тогда, когда несколько лам, скрестив ноги в позе лотоса, делали огромную песочную мандалу прямо в алтарном зале, переговариваясь на бурятском языке. Ну, скажите мне, как не проникнуться интересом к такому месту?
Правила посещения дацана
В первую очередь, хочу сказать, что сюда могут приходить люди абсолютно любых вероисповеданий — двери дацана открыты для всех. При входе в храм нужно обязательно надеть бахилы: стоят они 5 рублей за пару. Небольшой контейнер с бахилами подвешен на одну из стенок киоска, под ним еще одна коробочка, в которую и кладутся деньги. Так что, если в киоске нету продавца, то, получается, здесь все на доверии.
Главное разочарование для туриста — это то, что в храме нельзя фотографировать и вести видеосъемку. При этом злоупотреблять этим правилом и фоткать втихаря не стоит — если это увидит кто-то из прихожан, то вы глубоко оскорбите его чувства своим неуважением. В дугане нельзя разговаривать по телефону и громко болтать. Когда я прихожу сюда с кем-то из знакомых, мы если и переговариваемся, то шепотом и краткими фразами. При входе в зал обязательно снимите головной убор.
Если же вы решили посетить хурал, то, разумеется, нужно соблюдать все вышеперечисленные правила. Из того, что я еще не говорила — во время молебнов можно сидеть на скамьях либо на ковриках в позе лотоса. Нельзя вытягивать и скрещивать ноги во время молебнов.
Из очевидных правил — нельзя находиться в дацане в состоянии алкогольного или наркотического опьянения.
Изнутри и снаружи
Дацан Гунзэчойнэй при строительстве получил прозвище «Аметистовый храм» из-за красно-фиолетового облицовочного гранита. Архитектурное решение продиктовано тибетскими канонами оформления и в значительной мере сдобрено элементами Северного модерна.
На фасаде множество деталей, кажущихся обывателю элементами декора, а на самом деле имеющих глубокий символический подтекст. К наиболее интересным элементам внешнего убранства дацана можно причислить:
- 2 стилизованных льва, представляющие начала инь и ян (гранитный шарик в пасти львицы символизирует семейное счастье, в пасти льва – успех в делах);
- Священные барабаны с начертанными символами, способствующие средоточию мысли и принятию решений;
- Молельные флажки, символизирующие «коня-ветра» и направляющие энергию любви и сострадания.
Внутреннее убранство дацана
Дацан – не только храм, но и монастырь. На первом этаже находится дуган – алтарный зал с сакральными изображениями и изваянием Будды. Этот «преемник» первого Будды, подаренного Рамой V и разбитого большевиками, — дар монгольских мастеров.
Второй ярус, украшенный витражами, над эскизами которых трудился сам Н.Рерих, представляет собой жилые кельи лам. На третьем этаже находятся комнаты для уединённых размышлений духовных настоятелей храма и кабинеты для приёма посетителей, ищущих мудрости.
На территории дацана есть столовая с национальной бурятской кухней и киоск с религиозно-философской литературой и атрибутикой.
Запреты для посетителей и рекомендации
Также стоит помнить, что на территории Дацана запрещено фотографировать и снимать видео без специального разрешения, полученного у администрации. При возникновении вопросов каждый посетитель храма может задать их ламе, посетив экскурсию. На территории монастыря запрещено ругаться, проявлять агрессию, использовать ненормативную лексику, грубо себя вести, фамильярно общаться со священнослужителями.
Запрещается показывать пальцем на алтарь, божественные изображения, предметы культа, служителей храма. Нельзя появляться в Дацане, находясь в состоянии алкогольного опьянения, курить на территории храма, употреблять наркотики и другие одурманивающие вещества. Следует надевать неброскую одежду. Нельзя громко говорить, выкрикивать, целовать и обнимать кого-либо, раскидывать мусор, касаться денег, принесенных верующими буддистами в виде пожертвования.
Если посетитель отправился на прием к ламе, то нужно сделать символичное денежное подношение. Это делается в дугане, где располагаются специальные ящики для материальных пожертвований. Оставлять монеты поблизости с молитвенными барабанами, около стенок и ступеней Дацана не рекомендуется. Лучше бросить горсточку зерна на землю подальше от постаментов и хурдэ, чтобы птицы не испачкали прилегающую территорию. Запрещается развешивать флаги удачи (хий морин) на деревьях и барабанах, для этого есть специальная стойка.
Петербургский буддийский храм Гунзэчойнэй является одним из крупнейших центров для верующих буддистов на территории страны. Удобное месторасположение делает его особо популярным среди прихожан, в отличие от храмов в Бурятии, Калмыкии, на Байкале, Алтае, куда добраться можно только на самолетах, вылетающих из крупных российских городов (Красноярск, Москва, СПБ и т. д.). Монахи Дацана в Петербурге ведут активную просветительскую, духовную и социальную деятельность, проводят экскурсии и выставки.
Сокровища дацана
Согласно верованиям и традициям буддизма, постройке храма предшествуют разнообразные гадания и ритуалы. Место постройки очерчивается кругом, в центр которого под землю помещается сосуд с драгоценными камнями, благовониями и свитками молитв. Вполне возможно, что уподобление храма драгоценному камню подкреплено не только оттенком гранитных стен.
Существует предание об осколках золочёной статуи Будды, якобы утопленных в Елагинском пруду после закрытия дацана. По одной из версий массивное изваяние буквально приросло к месту, по другой рабочие думали, что внутри монахи спрятали сокровища дацана. Так или иначе, но статуя была разбита. Фрагментов так и не нашли.
История храма
Возведение буддийского храма на побережье Большой Невки началось в 1909 году, а окончание его строительства приходится на 1915 год. Инициатором выступил выдающийся бурятский лама и исследователь Агван Лобсан Доржиев. Над архитектурным проектом работал малоизвестный студент-инженер Березовский Николай совместно с Барановским Гавриилом. За образец был взят тибетский соборный храм, который со временем утратил свою самобытность из-за европеизации архитектуры. В строительстве также участвовали известные востоковеды и знатоки буддизма в России, знаменитые художники.
Спустя год миссию ликвидировали, ламы были арестованы (13 ноября 1938 года среди арестованных был 85-летний Агван Доржиев), храмовое здание муниципализировано наряду с жилыми строениями, находящимися на территории монастыря. Все культовые предметы передали в исторический музей религии и атеизма.
В последующие годы в стенах храма размещались:
- физкультурная база;
- военная радиостанция;
- лабораторные помещения, принадлежащие Зоологическому институту АН СССР.
В 1990 году исполком Ленгорсовета принимает решение передать храм обществу буддистов. Свое современное наименование Дацан Гунзэчойнэй получил в 1991 году. Храмовым настоятелем стал Данзан-Хайбзун Самаев, стремительно старающийся возродить центр буддистского образования и культуры. На территории монашеской обители открывается школа хуварачества. Здесь регулярно проводятся праздники, концерты, выступления буддологов со всего мира. Сейчас настоятелем храма является Буда Бальжиевич Бадмаев.
Что посмотреть в монастыре
Традиционно знакомство с Иволгинским, да и любым другим дацаном начинают с гороо — обхода территории по часовой стрелке. Совершить его нужно нечетное количество раз и не торопясь: каждый объект имеет особое значение. Посетителям необходимо соблюдать простые правила приличия: разговаривать спокойно, не ругаться, не вставать спиной к статуям Будды и не указывать на них пальцем. А вот фотографировать можно — здесь это не возбраняется.
Светлана Аубекерова
Если есть интерес к истории и назначению дуганов, ступ и других объектов, можно обратиться к ламам (священникам дацана): они с радостью проведут экскурсию и расскажут о традициях буддизма всем желающим. Другой вариант — подготовиться и не спеша осмотреть достопримечательности самостоятельно. Кстати: в каждом дугане проводятся хуралы (богослужения с молитвами), на них могут присутствовать все желающие.
ПримечаниеОбычай предполагает, что посетители после обращения к ламе или посещения хурала оставляют пожертвования, но это необязательно.
Какие дуганы встретятся на пути экскурсанта:
- Сочген дуган — главный и самый крупный храм комплекса;
- храм-дворец хамбо ламы Этигэлова;
- Чойра дуган — философский факультет, самое старое здание дацана;
- храмы будд — Диважин дуган, Майдарин сумэ, Маниин дуган, Гунриг дуган, Сахюусан сумэ и др.;
- храм богини Зеленой Тары — Ногоон Дара Эхын Сумэ;
- и даже храм-оранжерея священного дерева Бодхи, под которым Гаутама Будда обрел просветление.
На территории монастыря есть и другие священные объекты: например, ступы-субурганы. Это архитектурные сооружения, ранее выступавшие хранилищем реликвий, а теперь являющиеся памятниками особым событиям.
Светлана Аубекерова
По пути встретятся молитвенные барабаны хурдэ, один поворот которых заменяет чтение сотен мантр, камень богини Зеленый Тары (возле него загадывают желания), дворцы действующих лам и духовный университет.
Светлана Аубекерова
Тем, кто пришел познакомиться с культурой Бурятии, можно заглянуть в музей и библиотеку. Также рекомендуется побывать в кафе и на рынке, чтобы приобщиться к национальной бурятской кухне и купить что-то у местных ремесленников.