Царь-ванна. Как добраться
В общем, особо не рассуждая, мы через какое-то время парковались у отеля «Потёмкин», бывшего профилактория ижорского завода. От отеля до развалин Баболовского дворца — рукой подать, всего 10 минут пешком. Однако, памятуя, что в прошлую прогулку к гранитному исполину нам пришлось «договариваться» с местным охранником, мы решили проверить содержимое кошельков на предмет мелкой наличности. И, естественно, её не оказалось! Одинокая купюра в 5 т.р. несколько превышала отведённый лимит на посещение царь-ванны. Выход был найден быстро- кофепитие на открытой веранде отеля «Потёмкин», откуда и был сделан этот снимок.
На другой стороне Баболовского пруда виднеется мост-плотина, собственно туда-то нам и надо.
Обнесённый синим забором Баболовский дворец, в круглой купальне которого и спрятана от постороннних глаз гранитная ванна — шедевр камнетёсного искусства с непонятной историей происхождения. Подробно о истории создания гранитной ванны можно прочитать здесь.
ДЛЯ ИНТИМНЫХ ВСТРЕЧ
Многочисленные посетители Царского Села не балуют вниманием Баболовский парк: он запущен до такой степени, что скорее напоминает лес. Зато здесь всегда тихо и спокойно
А если пройти по главной аллее, то выйдешь к пруду, образовавшемуся в том месте, где речка Кузьминка перегорожена мостом-запрудой.
На другом берегу руины из красного кирпича — это все, что осталось от Баболовского дворца. Справедливости ради стоит сказать, что толпы народа вокруг него не ходили никогда. Во-первых, не принято у царской резиденции праздно шататься. Во-вторых, этот дворец изначально строился для интимных встреч монархов, тихого отдыха после охоты, а не бала и прочих шумных придворных увеселений. Его, по большому счету, и дворцом-то можно назвать с огромной натяжкой: в нем всего 10 комнат, причем три из них отведены под «банное» помещение. Любопытная деталь: из каждой комнаты дворца можно свободно выйти в парк. Зачем понадобилось это делать — большой вопрос. Может, представители царской фамилии практиковали свидания вслепую? А лишняя дверь — это дополнительная возможность для «отступления»?
Первый деревянный дворец появился на этом месте в 1782 году. И был подарен Екатериной II своему фавориту Григорию Потемкину. Деревянное сооружение — скромное, но со вкусом — обошлось казне в 3 984 рубля, но жить в нем можно было только летом. Потому в 1785 году на его месте построили каменное здание в готическом стиле по проекту Неелова. Этот дворец стоил уже 15 000 рублей — баснословные по тем временам деньги. Но зато это было оригинальное строение — с башенкой, в которой размещалась выложенная мрамором ванна для купаний… Увы, этой изюминки оказалось недостаточно для того, чтобы императрица полюбила Баболовский дворец. Почти все время он пустовал, а потому пришел в упадок…
Что происходит с гранитной чашей под Петербургом в наши дни
Во время Второй мировой немцы, увидев гранитную ванну, собрались было её вывезти, но для этого им не хватило ресурсов. Ванна осталась в Баболово. Сегодня царская усадьба находится в запустении: стены и крыши зданий обрушились и прогнили, в относительной целости остались лишь стены купальни. В 2014 году парк вокруг дворца и сам дворец были закрыты на реставрацию, и, к сожалению, посмотреть на шедевр камнерезного искусства сейчас нельзя.
— страна парадоксов! Только у нас есть Царь-колокол, который никогда не звонил, и Царь-пушка, которая, по легенде, стреляла всего один раз за всю историю. Однако и колокол, и пушка находятся в Кремле, а жители России ими страшно гордятся. В то время как еще один царственный артефакт, Царь-ванна, совершенно незаслуженно прозябает в забвении — в полуразрушенном Баболовском дворце на окраине Царского Села…
Прогулка по Баболовскому парку
Полузаросший Серебряный пруд, не потерявший своей пасторальной привлекательности.
Ещё один умиротворяющий пейзаж
Мы возвращаемся. В далеке виднеется отель «Потёмкин», где мы приятно испили кофе, в начале нашей фотопрогулки.
Под развесистой кроной обнаруживается оборудованное место для VIP-шашлыков. В первый момент, негодуя, принялись пинять на горе-шашлычников за оставленный мусор. Однако, при ближайшем рассмотрении мусора не обнаружилось. Мангалы, кресла, мешок с углями и бутыль с водой.
Конец апреля. В этот ненастный весенний день, мы отправляемся на прогулку по Александровскому парку. И, первый на очереди, Александровский дворец- творение рук известного итальянского архитектора Джакомо Кваренги.
Разница в версиях создания Баболовской ванны
Несколько запутанной кажется история о том, где всё-таки обрабатывали гранитную глыбу для ванны. Если её обрабатывали сразу возле дворца, то остаётся загадкой, как же этот камень доставили. В то время не было настолько мощных машин, а вручную такую махину перетащить представляется мало возможным.
Если же камень обрабатывали непосредственно возле каменоломни (а находилась она на одном из островов в Финляндии), то вопрос с транспортировкой также остаётся открытым. Переместить изрядно полегчавшую (со 160 тонн до 40) ванну всё равно было чрезвычайно сложно.
Фото: regionavtica.ru
Таицкий водопровод у стен Баболовского дворца
Попрощавшись с любезным охранником, осматриваем окрестности Баболовского дворца. И . натыкаемся на остатки исторического водопровода.
Как выяснилось позднее, это остатки Таицкого водовода, питавшего водой всю систему царскосельских прудов и бравшего своё начало от подземных ключей, бивших недалеко от деревни Тайцы.
По одной из версий, императрица Екатерина II, причислявшая таицкой воде живительные свойства, возжелала построить себе некое подобие современного СПА-салона, который впоследствии был почему-то назван Баболовским дворцом. В этом кроется отгадка странной, абсолютно не свойственной эпохе того времени, ассиметричной формы дворца. Есть ли ещё где-то подобный дворец, в котором, центральное место занимает не бальный зал, а купальня?
Здесь видимо осуществлялся сброс воды в Баболовский (Большой) пруд.
А это- делитель потока Таицкого водовода. На заднем плане видна траншея или, как правильно говорить, открытая галерея водовода.
В открытых источниках, нам удалось обнаружить рисунок, дающий какое-то представление о найденных нами инженерных сооружениях. Жаль, на схеме не указан подвод воды к Царь-ванне. Так бы одной загадкой меньше стало.
Поражающая воображение купальня Баболовского дворца.
Белки в Александровском парке
Главные хозяева Александровского парка — это белочки. Их тут великое множество.
В Баболовском дворце в Царском селе находится забытая большая историческая ценность — Царь-ванна, по размерам превосходящая саркофаг в пирамиде Хеопса. Огромная купальня вырублена из гранита. По данным историков, это самая большая ванна в мире.
Чтобы сотворить эту уникальную чашу глыбу весом более 160-ти тонн из красного гранита с вкраплениями лабрадора зеленоватых тонов, по официальной версии, доставили с одного из финских островов и полировали на месте в течение десяти лет, в период 1818 — 1828 гг.
История царь-чаши
Царь-ванна, или Баболовская чаша, или Баболовская ванна — чаша, сделанная из цельного гранита, весом 48 тонн, высотой 1,96 метра, диаметром 5,33 метра и глубиной 1,52 метра. Примерный объем ванны составляет 23 м3 или около 1900 ведер.
Хотя в статье П. Свиньина «Отечественные записки» от 1818 года указывается вместимость в 800 ведер, и там же впервые упоминается её история. Предположительно чаша была заказана инженером А. А. Бетанкуром каменотёсу и подрядчику Самсону Суханову. Мастер для этого попросил доставить кусок гранита с вкраплениями лабрадора весом более 160 тонн.
Затем её полировали с 1818 по 1828 год. Работа была проделана воистину ювелирная, так как толщина стен чаши в 45 сантиметров является минимальной толщиной для того, чтобы выдержать вес чаши, наполненной водой. Директор Санкт-Петербургского минералогического общества профессор Я. Зембницкий в книге «Об употреблении гранита в Санкт-Петербурге» в 1834 году отмечал:
А всё началось с того, когда началась реконструкция прежнего Баболовского дворца, появилась идея заменить небольшую мраморную ванну на огромную гранитную, которую можно смело назвать бассейном. Под Выборгом нашли монолитную глыбу из красноватого гранита и поручили каменотесу Самсону Суханову сделать ванну гладкую, ровную, чтобы хозяева радовались, а гости завидовали. Десять лет Суханов работал над этой ванной.
Писатель и историк Павел Петрович Свиньин писал в «Отечественных записках» за 1818 год:
И тут опять история с ванной перекликается с саркофагом в пирамиде Хеопса. Как выяснили современные исследователи, таинственный саркофаг не являлся последним пристанищем фараона. Его там не хоронили. Так и с ванной. Она так и не использовалось по назначению. По крайней мере, по самому прямому и очевидному назначению.
Некоторые историки полагают, что ванну могли использовать и в ритуальных целях. А в дневнике Николая II конца XIX века можно найти упоминание о прогулках по Баболовскому парку с посещением дворца и обязательным лицезрением фантастической ванны.
Настоящее состояние Царь-ванны
Сейчас сам дворец находится в руинах, он был разрушен еще в годы Великой Отечественной войны. Но Царь-ванна осталась нетронутой. Немецкие войска просто не смогли сдвинуть её с места. По той же причине в лихие 1990-е её не удалось прихватить «новым русским».
Царь-ванна спрятана от людских глаз среди груда мусора, внутри разрушенного дворца. И великолепие это оказалось никому не нужным.
НУЖНА ВАННА ПОБОЛЬШЕ!
Новую жизнь в него вдохнул любимый внук Екатерины II — Александр I. Он решил перестроить Баболовский дворец под себя. И начал с того, что заказал новую ванну — «побольше». Когда архитектор В. П. Стасов, которому был поручен проект реконструкции, узнал, что такое «ванна побольше» в представлении Александра I, то понял: для того чтобы осуществить идею императора, дворец придется просто-напросто разобрать!
Можете себе представить, чтобы вы начали воздвигать свой дом с установки сантехники? Нет? Это потому, что вы не император. А вот Александр I не ведал сомнений. Так в Баболовском парке появился уникальный дворец с шатровой башней, возведенной вокруг гранитной ванны.
Саму ванну заказали популярному в то время каменотесу Самсону Суханову и его артели. Работа заняла долгие 8 лет — с 1811 по 1818 год. Она не прекращалась даже в войну 1812 года. Стоимость изготовления гранитной чаши Суханов оценил в 16 000 рублей!
160-тонная гранитная глыба темно-розового цвета была найдена на одном из финских островов. Где из нее вытесывалась ванна — непосредственно в каменоломне или близ места установки, — доподлинно неизвестно. Но в результате получилась чаша, не имеющая себе равных в мире.
Вес ее — 48 тонн, диаметр — 5,33 метра, глубина — 1,52 метра, высота — 1,96 метра. В нее входило до 800 ведер воды. Труд, проделанный каменотесами, можно назвать воистину адским. Только для придания гранитному блоку чашевидной формы нужно было сделать десятки миллиардов ударов киянкой по скарпелю (это такой инструмент, стальной стержень, расширенный на одном конце в виде остро отточенной лопатки).
Еще столько же раз надо ударить, чтобы и внешние обводы стали идеально округлыми. В то время еще не было твердосплавного камнерезного инструмента. Инструменты из простой стали, которыми работали мастера, приходилось затачивать после каждых 3-4 ударов по граниту. Просто диву даешься, как в таких условиях им удалось выполнить чашу идеальной геометрической формы!
Как такую громадину доставили в Баболово, неизвестно. Ведь ни подъемных кранов, ни иных технических приспособлений тогда не существовало…
История Баболовской мызы
Князь Г. А. Потемкин был фаворитом Екатерины II и одним из самых любимых, так как активно участвовал в заговоре 1762 года, после которого императрица пришла к власти. История дворца в Баболово начинается с 1783 года. Екатерина II никогда не жалела подарков для своих близких, и данная резиденция стала одним из царских презентов графу Потемкину. Первый дом, построенный в Баболовской мызе, был деревянным, но уже спустя 5 лет на его месте воздвигли каменный особняк. Летняя резиденция была сравнительно небольшой, отличалась несимметричной планировкой, а благодаря готическому оформлению фасада совсем скоро стала называться дворцом. В центральной, самой большой комнате, находилась мраморная ванна для купания летом.
Кто и когда начал работу над Царь-ванной
Заказ на ванну для Баболовского дворца Александра I по просьбе придворного инженера Бетанкура взял известный каменотёс Самсон Суханов. За работу над ванной Суханов получил целых 16 000 рублей. По официальной версии, в 1818 году прямо к строящейся усадьбе доставили 160-тонную глыбу мрамора, и Суханов вместе со своими мастерами принялся за гранитную чашу.
Работа над Баболовской чашей шла долгих десять лет. За это время при помощи самых простых инструментов — киянки и скарпеля — рабочие стесали с глыбы гранита всё лишнее: было удалено примерно 120 тонн камня. Потом ещё несколько лет ванну полировали, доводя её внешние и внутренние стены до идеальной гладкости и толщины в 45 сантиметров. В итоге у бригады Суханова получилась ванна из гранита, чья высота составляла почти два метра, а диаметр — почти пять с половиной метров. Она вмещала в себя 12 тонн воды, что примерно равняется 800 вёдрам. После окончания камнерезных работ вокруг огромной чаши построили стены восьмиугольной башни и возвели над ней крышу.
Детский домик в Александровском парке Царского села
Если обойти Александровский дворец с правой стороны, то откроется вид на Детский домик, расположенный, что неудивительно, на Детском острове.
Зеркальное отражение Детского домика на глади Детского пруда.
Детский домик был построен в 1817 г. специально для игр и развлечений детей императора Николая I. Попасть на остров можно было по паромной переправе, от которой остались небольшие пристани.
Слева от Детского домика, скрытое кустами и почти невидимое в летнюю пору, находится кладбище царских собачек.
Крупный план. Первым, в 1895 году, здесь нашёл своё успокоение колли, по кличке Ворон — любимый пёс Николая II.
Живописные мостики органично вписаны в окружающий ландшафт.
-
Девушки у него на 2 месте
-
Самые интересные миссии в гта 5
-
Золотой компас игра ps2
-
The walking dead new frontier лагает
- Teso волам здесь не место
Загадка Царь-ванны
Каждый раз восхищаюсь филигранной обработкой поверхностей ванны и не могу поверить, что это дело рук мужиков в лаптях. Стоит понимать, что для того чтобы придать гранитному блоку форму окружности необходимо произвести десятки миллиардов ударов молотком по скарпелю (скарель- инструмент камнетёсов, по виду напоминает долото). Ещё такое же количество усилий потребуется для обработки внутренней поверхности ванны. Не стоит забывать, что победитовых скарпелей в то время не было, а обычный стальной скарпель после 3-4 ударов по граниту необходимо было бы заново затачивать. В общем, титанический труд. титанический труд настолько, что в него верится с трудом.
А ещё необходимо было отшлифовать все поверхности.
Гость из Москвы находится в полной эйфории от увиденного!
На дне ванны сливного отверстия увидеть не удалось, хотя, утверждается, что оно где-то есть, размером с 5-ти рублёвую монету (2-3 см в диаметре). Трудно назвать дырочку такого размера сливным отверстием. Очевидно, что для опорожнения ванны объёмом 25 куб. метров такой дырочки, мягко говоря, будет маловато.
Заглядываем под ванну. Видно, что необработанную поверхность дна ванны не касались умелые руки былинного камнетёса Самсона Суханова.
Современный Баболовский парк
Сегодня зона отдыха напоминает смешанный лес. На данный момент парк занимает около 30 гектаров. Сегодня это неухоженный лес и луга с дорожками и немногочисленными достопримечательностями. Здесь нет кафе или аттракционов, более того, даже скамейки можно пересчитать по пальцам. Однако этот уголок природы пользуется довольно большой популярностью у жителей города и туристов. Многих приезжих интересуют руины дворца и гранитная ванна в Баболовском парке. Однако сегодня то, что осталось от центральной постройки комплекса, обнесено высоким забором, и посмотреть на царскую купальню не так-то просто. Есть на территории зоны отдыха и некоторые другие выдающиеся сооружения. Например, Розовая караулка, расположенная сразу при входе в парк, (1887 год), бетонный дот, построенный во время войны. Менее интересные «достопримечательности» — домики из бетонита, в которых когда-то жили охранники, и пансионат Ижорского завода, построенный в 1970 году. Вполне возможно, что в скором времени дворец будет восстановлен, или на его месте появится очередной современный отель или SPA-центр.
ЧУДО ВАЯНИЯ
Результат превзошел все ожидания: увидев ванну, император пришел в восторг. Его настроение разделили все, кто видел это чудо. А «Отечественные записки» отчитались перед широкой публикой: «Наконец окончил Суханов нынешним летом прекрасную, единственную ванну для Баболовской бани… Многие из петербургских жителей ездили нарочно посмотреть сие произведение Русского Ваятеля. Он тем более заслуживает внимания, что со времен египтян неизвестно ничего столь огромного из гранита. Иностранцы не хотели верить, чтоб Суханов в состоянии был произвести сие чудо ваяния или ваятельного искусства…»
К ванне-бассейну вела чугунная лестница с перилами, снабженная смотровыми площадками. Словом, сделали все, для того чтобы царской семье было удобно купаться. Чем она, собственно, и занялась. Ее не интересовало, как ванна наполнялась водой.
А вот современники ломают над этим вопросом голову: вряд ли эту громадину всякий раз наполняли вручную. В сохранившихся описаниях утверждается, будто вода поступала из шлюза у моста. Но как это происходило на практике, никто не знает. Как спускали воду — тоже загадка. Ведь отверстие для этого в дне ванны отсутствует. А наклонить ее физически невозможно.
Баболовский дворец — место, где находится Царь-ванна
Мы у забора Баболовского дворца. Кем-то найден совсем бюджетный вариант осмотра исторического артефакта. Но, не это удивило нас. Даже через забор мы увидели деревянные леса и устроенные навесы над руинами Баболовского дворца. С нетерпением зовём охрану!
Мы внутри! Ну, наконец-то хоть что-то сдвинулось с мёртвой точки. В прошлой части про баболовскую ванну мы сетовали, что никому нет дела до нашего прошлого, и негодовали, что поистине уникальные здания и экспонаты гибнут открытые всем дождям, ветрам, снегам и государственному равнодушию.
Добротно сделаные навесы, частично закрытые цементными плитами проёмы, натянутая зелёная строительная сетка.
Очень отрадно наблюдать, что началось хоть какое-то движение по сохранению исторического объекта (Баболовский дворец) и уникальнейшего экспоната (Баболовская ванна).
Проёмы стрельчатых окон «укрепили» деревянными подпорками. Однако, назначение этих подпорок не до конца ясно. Какой-либо поддерживающей функции они не несут.
Очень хочется верить, что полномасштабная реставрация Баболовского дворца не за горами, в ходе которой уйдут в прошлое неприглядные следы советской «реставрации».