От выставки к музею
За полгода выставку посетили около 250 тыс. человек, и это при том, что население Ленинграда на тот момент было менее миллиона. Она пользовалась огромной популярностью. Побывало на ней много иностранных гостей, в том числе самых высокопоставленных. Настоятель Кентерберийского собора Хьюлетт Джонсон написал: «Это повесть о победе сил добра над силами зла. Она запечатлевает с научной точностью, художественным мастерством и волнующей силой непреходящие деяния благородного народа». Генеpaл Эйзенхaуэp остaвил зaпись: «Музей обоpоны Ленингpaдa является нaиболее зaмечaтельной военной выстaвкой из всех виденных мною».
Но любая выставка предполагает временный характер. В октябре 1945 г. Совнарком РСФСР издал распоряжение о её преобразовании в Музей обороны Ленинграда. Музей большой, в штате было около 160 сотрудников. Официально он открылся в январе 1946-го. Появилось три новых отдела, всего насчитывалось 37 залов, около 40 тыс. экспонатов. Сбор материалов у горожан продолжался, сотрудники музея проехали также по местам боёв.
Свидетельства войны
Как ни удивительно, но первая выставка, посвящённая Великой Отечественной, открылась в Ленинграде уже в августе 1941-го. В Парке Ленина на Петроградской и на проспекте Стачек выставили немецкую технику, которую удалось к тому моменту захватить, а осенью того же 1941-го в бывшем Измайловском манеже открыли ещё одну выставку, которая рассказывала о борьбе советского народа с германским фашизмом. Правда, в экспозиции нашлось место и историям о победах над ливонскими и тевтонскими рыцарями, но главное место было отведено нападению Германии на СССР.
В декабре 1943 г. Военный совет Ленинградского фронта принял решение «О сборе, учёте и сохранности мемориальных образцов оружия и боевой техники». Окончательное снятие блокады было уже близко, надо было сохранить все свидетельства того, как город жил и боролся.
Сельскохозяйственный музей в Соляном городке. (blokadamus.ru)
Для размещения выставки «мемориальных образцов» выделили здание Сельскохозяйственного музея в Соляном городке (Соляной переулок). В конце апреля 1944-го там начала работать экспозиция «Героическая оборона Ленинграда». Для неё собрали несколько десятков тысяч экспонатов, которые разместили в 26 залах. Письма, продовольственные карточки, оружие, обмундирование, а также боевые самолёты, танки, катера и оружие — выставка была действительно огромная и разнообразная.
Всем миром
Нина Худякова, историк, блокадница, которая работала над экспозицией, вспоминала, что люди несли фотографии, воинские аттестаты, именно сюда принесли записную книжку Тани Савичевой, которая стала символом блокадной трагедии. Политуправление фронта передало для экспозиции пробитые пулями комсомольские и партбилеты защитников Ленинграда. Фотолаборатория ТАСС круглосуточно печатала фотографии, которые отобрали для экспозиции.
Нина Худякова водила экскурсии: «Я создавала и вела экспозицию зала «Голодной блокады». Помню: ведёшь экскурсию, в зале — тишина, хотя кругом буквально толпа и куда ни бросишь взгляд — взволнованные, а то и заплаканные лица. Плотным полукольцом стоят люди у витрины, глядя сквозь отверстие заснеженного, замёрзшего окна. Там, на весах, лежит маленький, стодвадцатипятиграммовый кусочек хлеба: блокадный хлеб, чёрный, жёсткий, наполовину состоящий из примесей. На витрине — любопытная запись:
Состав блокадного хлеба:
Мука ржаная дефектная — 50%
Жмыхи — 10%
Соевая мука — 5%
Отруби — 5%
Солод — 10%
Целлюлоза — 15%
Обойная пыль — 5%».
Немецкие каски и оружие. (wh24.ru)
Помимо артефактов войны на выставке были картины и скульптуры. Казалось бы, откуда? Зачем? Но их авторами были художники, оставшиеся в Ленинграде, а также те, кто были прикомандированы к войскам. Так что их работы стали таким же живым свидетельством блокады и её прорыва.
Чтобы это была действительно концептуальная экспозиция, а не просто собрание свидетельств войны, привлекли музейных работников: кто-то оставался в городе, кого-то отозвали с фронта. Главным художником стал Николай Суетин, ученик Малевича, который всю блокаду провёл в Ленинграде. Огромный вклад внёс учёный секретарь Эрмитажа Лев Раков. Фактически он стал автором концепции выставки и её реальным организатором (номинально куратором числился директор Ленинградского института истории партии Сергей Аввакумов).
Лев Раков. (blokadamus.ru)
Музей обороны Ленинграда
Ни один музей Петербурга не даст такой полномасштабной картины блокады Ленинграда и битвы за город, как это делает музей в Соляном переулке. Деятельность музея целиком и полностью посвящена истории Ленинградской битвы в ходе Второй мировой войны. В его обширной экспозиции представлены документы и личные вещи времен Отечественной войны: знaмёнa, нaгpaды пapтизaн, личные вещи и документы Геpоев Советского Союзa, военная форма, фрагменты кораблей и судов, уникальные фотографии, карты.
В центральной части зала развернута экспозиция о повседневной жизни и борьбе горожан в условиях войны и блокады, о том, как обеспечивалось продовольственное снабжение, как был устроен в военное время быт, городское хозяйство, как работал транспорт, как формировалось народное ополчение — всё то, что выковывало суровый облик города в военные годы.
Место: Соляной переулок, 9Время: ежедневно с 10.00 до 17.00, в среду с 12.30 до 21.00Вход: 150 рублей
Русский музей в годы блокады Ленинграда.
27 января 2022—27 января 2022
В 1941 году Русский музей словно разделился на две половины: блокадную и эвакуированную. Подготовка к переправке коллекции началась 22 июня 1941 года. Художественные ценности отправились на Урал уже 1 июля 1941 года. Среди них были не только живопись, графика и скульптуры, но и произведения древнерусского и прикладного искусства.
Ровно 26 тысяч 186 бесценных экспонатов покинули Ленинград в 1941 году, чтобы в 1945 году вернуться в залы Русского музея невредимыми.
Вот что рассказывал о первых днях подготовки к эвакуации Петр Казимирович Балтун, который в военное время исполнял обязанности директора музея, в своей книге:
«Для того, чтобы снять со стен такие огромные полотна, как „Последний день Помпеи“ Брюллова, „Медный змий“ Бруни, требовались усилия нескольких десятков людей, а насчитывалось таких колоссов свыше шестидесяти
Огромные холсты, в 20, 40, 60 квадратных метров каждый, следовало осторожно накатать без единой морщинки, без малейшего повреждения пересохшего или пастозно написанного красочного слоя на специальные валы из фанеры на деревянном каркасе. Поверхность их, безукоризненно гладкая, без всяких неровностей, обтягивалась еще искусственной замшей
Чтобы валы не касались пола, они с торцов заканчивались деревянными колесами.
На эту огромную катушку наматывалось по нескольку картин. Между ними прокладывалась плотная бумага, кромки холстов по мере накатки сшивали между собой. Места на полотнах, угрожающие осыпями, закрепляли и заклеивали тонкой папиросной бумагой осетровым клеем. Затем валы с картинами, тщательно запеленутые сверху чистыми холстами, вкатывали в ящики.
Все принятые меры себя оправдали. Свидетельство тому — полная сохранность картин, находившихся долгое время на валах в условиях эвакуации, а также и тех, которые хранились в блокадном Ленинграде».
Балтун П.К. «Русский музей – эвакуация, блокада, восстановление: (Из воспоминаний музейного работника)». – М., 1981. Книгу дополняют отрывки из дневника заместителя директора музея Г.Е.Лебедева, который он вел в годы блокады.
Балтун Петр Казимирович (1904–1980) — искусствовед, политработник, музейный деятель. До 1941 г. — заместитель директора ГРМ по административно-хозяйственной части, в 1941–1945 гг. — директор филиала ГРМ в Перми, в 1945–1951 гг. — исполняющий обязанности директора ГРМ.
192.Русский музей. Разрушение на фасадефлигеля Росси. 1943-1944
197. Перед фасадом Русского музея. 1944-1945
Подъем скульптуры Б.К. Растрелли ,Анна Иоановна с арапчонком, изъятая из укрытия в Михайловском саду. 1945 (2)
Школьники идут на свой огород в Летнем саду 1943 , Россия, Санкт-Петербург, Центральный район СПб, Дворцовый округ, Летний сад
Блокада. Уборка снега 1941 – 1944 , Россия, Санкт-Петербург, Центральный район СПб 30 358 1 072 49 271, Дворцовый округ
Подготовка к переправке коллекции. Июнь 1941
Экспозиция музея обороны и блокады Ленинграда
Экспозиция музея обороны и блокады Ленинграда раскрывает следующие темы
— советско-финляндская война 1939-1940 годов и её влияние на жизнь в городе;
— руководство Ленинграда блокадной поры и «Ленинградского дела», которое отразилось и на судьбе музея;
— бои на Ленинградском фронте, организация движения транспорта по Ладожскому озеру, а также освещение жизни ленинградцев в окруженном городе в 1941-1944 годах. Здесь, среди прочего, можно видеть символические блокадные: булочную, комнату, школьный класс, бомбоубежище, милицейский кабинет, цех завода и артистическую гримерную;
— начало Великой Отечественной войны и предвоенный Ленинград, организация системы МПВО и медицинское обеспечение, Краснознаменный Балтийский флот и авиация, роль спортсменов и партизан в обороне Ленинграда;
— «Стена Памяти», где представлены символы блокадного времени: фотографии, кадры кинохроники, предметы, ассоциирующиеся с периодом блокады Ленинграда в сознании людей, а также цитаты, характеризующие значение Битвы за Ленинград для истории;
В Медиатеке музея находится интерактивная экспозиция, посвящённая жизни и деятельности Маршала Советского Союза Леонида Александровича Говорова.
Мемориальный же характер экспозиции подчеркивается предметами, которые непосредственно использовались в блокированном городе, а также на Ленинградском фронте — в боях на земле, в воздухе и на воде.
В центре музейного зала создано так называемое «Кольцо Памяти», где можно услышать звуки осажденного Ленинграда, фрагменты Седьмой симфонии Дмитрия Дмитриевича Шостаковича, прочитать цитаты из блокадных дневников и других свидетельств той эпохи.
Музей «Истоки жизни – Невская застава» имени Ольги Берггольц
Музей «Истоки жизни – Невская застава» появился буквально на днях, в преддверии 71 годовщины со дня прорыва блокады Ленинграда. Здесь можно посмотреть воссозданный рабочий кабинет поэтессы, её печатную машинку, подлинные журналы и первую книгу стихов 1941 года.
Посетители музея могут окунуться в прошлое и увидеть уникальные экспонаты: метроном, звук которого передавали по радио, вещи, которые использовали во время блокады (патефон, блокадная тарелка, телефон 1941 года).
Перед посещением музея необходимо позвонить по телефону: 8 (812) 560-29-90.
Место: ул. Ольги Берггольц, 27 АВремя: с понедельника по пятницу с 09:00 до 18:00. Телефон: 8 (812) 560-29-90
Все темы данного раздела:
Доктор педагогических наук, профессор Методика организации социально-культурной практики раскрывает многолетний опыт СПбГУКИ по вовлечению студентов в де
Социально-культурная деятельность — это вид общественной практики, в процессе которой в условиях взаимодействия людей создаются, сохраняются, осваиваются и распространяются ценности
Организация практики студентов осуществляется на основе требований и установок Государственного образовательного стандарта, учебного плана и конкретных программ, согласованных с рук
Специалист социально-культурной деятельности — это профессионал, который знает как, где и когда осуществляются социально-культурные процессы, какие формы они обретаю
Вторым звеном сквозной практики, призванной обеспечить непрерывный процесс погружения в специальность, выступает учебная практика, которая проводится в течение четырех недель на III
1. Практическая апробация теоретических знаний, полученных при изучении таких дисциплин, как «Основы СКД», «Введение в общую и дифференциальную методику СКД», «Народ
1. Научно-просветительные учреждения (музеи, библиотеки, лектории, планетарий, ботанический сад, зоопарк, дельфинарий, океанар
Третий этап сквозной практики студентов — производственная практика, осуществляется в 8 семестре IV курса с течение 4 недель. Она призвана позволить будущим специалистам продемонстрировать свои зна
Завершает систему сквозного погружения в специальность преддипломная практика, которая в 10 семестре V курса длится 11 недель и позволяет студенту продемонстрировать совокупность профессиональных к
В отличие от студентов дневного отделения, студенты очно-заочного и заочного отделений не всегда являются специалистами-практиками, работающими в культурно-досуго
7 сентября на первом занятии по практике мы посетили Летний сад. Правда, сад закрыт на реконструкцию с июня 2009 года, но это не помешало нам насладиться его красотой и узнать историю, прогуливаясь
14 сентября практика проходила в Петропавловской крепости. Петропавловская крепос
48 стр., 23540 слов
Отчет практики экскурсии по заводам
… по технике безопасности на заводе 1 19.06. 2018 Экскурсия по производственным цехам предприятия 2 21.06. 2018 Теоретическое занятие по технологии производству керамического кирпича 3 ОТЗЫВ-ХАРАКТЕРИСТИКА Студента … кафедры; систематическое заполнение разделов дневника практики; составление и представление к защите на кафедру отчета по итогам практики по форме, установленной кафедрой, ответственной за …
На месте деревянной церкви во имя апостолов Петра и Павла по проекту архитектора Доменико Трезини был построен Петропавловский собор. Это самое красивое здание Петропавловской крепо
На территории Петропавловской крепости находится основной выставочный комплекс Государственного музея истории Санкт-Петербурга. В его состав входят Петропавловский собор, Великокняж
Домик Петра I является первым гражданским сооружением, построенным с момента основания Санкт-Петербурга. Строили его с 24 по 26 мая 1703 года специально для государя на самом берегу
Санкт-Петербургский государственный Театр Юных Зрителей (ТЮЗ) — один из старейших детских театров России. Он был основан в Петрограде в 1922 г. известным режиссером и педагогом, н.а. СССР А.А.Брянц
16 ноября практика прошла в Санкт- Петербургском отделении Российского творческого союза работников культуры. Мы узнали о работе союза, а также поучаствовали в его деятельности, развезя газету «Кул
И ТРК «Варшавский экспресс», и ТРК «Гранд Каньон» были открыты в 2006 году. Развлекательно-торговый комплекс «Варшавский экспресс» находится в реконструированном здании Варшавского вокзала
ДК им. Горького — это одна из популярных концертных площадок Санкт-Петербурга, существующая с 8 ноября 1927 года. Это первый в городе и стране Дом культуры, для которого на средства профсоюзов было
7 декабря практика проходила в ДК им. Газа. Мы посетили музей истории и техники Кировского Завода, услышали интересные факты о жизни завода в разное время, прогулялись по Дворцу, а в актовом зале д
Музей Эрарта — самый крупный негосударственный музей современного искусства в России. В названии музея соединились слова Эра Арта. Основная миссия музея — собирать, выставлять и популяризировать на
Музей обороны и блокады Ленинграда
872 дня длилась блокада Ленинграда гитлеровскими войсками во время Великой Отечественной войны.
Дорога Жизни связывала блокадный Ленинград с большой землёй по воде и льду Ладожского озера.
18 января 1943 года в результате наступательной операции советских войск «Искра» кольцо блокады Ленинграда было прорвано —
по сухопутному коридору южнее Ладожского озера в город пошли железнодорожные составы с продовольствием.
27 января 1944 года Красная Армия полностью освободила Ленинград от немецко-фашистской блокады.
Во время блокады от голода и бомбёжек погибло около 1 миллиона ленинградцев.
Фойе музеяЭкспозиция музея обороны и блокады ЛенинградаЭкспозиция музея обороны и блокады ЛенинградаЭкспозиция музея обороны и блокады ЛенинградаЭкспозиция музея обороны и блокады ЛенинградаЭкспозиция музея обороны и блокады ЛенинградаТрофейный немецкий мотоциклРабочие места для посетителей музея в виде чертёжных кульмановТрамвай №12″Барочная улица — Большая Охта»УбежищеБомбоубежищеМузей обороны и блокады ЛенинградаБыт блокадного ЛенинградаЭкспозиция музея обороны и блокады ЛенинградаЭкспозиция музея обороны и блокады ЛенинградаЭкспозиция музея обороны и блокады ЛенинградаЛенинградский фронтЭкспозиция музея обороны и блокады ЛенинградаЭкспозиция музея обороны и блокады ЛенинградаЭкспозиция музея обороны и блокады ЛенинградаЭкспозиция музея обороны и блокады ЛенинградаЭкспозиция музея обороны и блокады ЛенинградаЭкспозиция музея обороны и блокады ЛенинградаЭкспозиция музея обороны и блокады ЛенинградаЭкспозиция музея обороны и блокады ЛенинградаЭкспозиция музея обороны и блокады ЛенинградаДорога ЖизниЭвакуацияОбрезки сыромятного ремнявываривались перед употреблением в пищуСпекшийся с землёй сахарпосле пожара на Бадаевских складахСтолярный клейиз него варили студеньХвойный экстракт с витамином Сиспользовался как средство от цингиДеталь ткацкого станка из прессованой свиной кожииз таких деталей приготовляли 22 разных блюдаХлебный паёкБыт блокадного ЛенинградаБорьба с преступностьюНемецкий трофейный мотоциклОрден Славы, 1943Орден Красной Звезды, 1930Орден Красного Знамени, 1918Орден Святого Георгия, 1769Орден Нахимова, 1944Орден Ушакова, 1944Орден Кутузова, 1942Орден Суворова, 1942Орден «Победа», 1943Орден Богдана Хмельницкого, 1943Орден Александра Невского, 1942Орден Отечественной Войны, 1942
Музей-заповедник «Прорыв блокады Ленинграда»
С сентября 1941 года по январь 1944 года в этих местах проходили жестокие схватки за осажденный Ленинград. Спустя почти 40 лет на том самом месте, где в январе 1943 года действовала уникальная дерево-ледовая переправа и была прорвана блокада, был построен Ладожский мост. А через некоторое время в его левобережном пандусе открылся Музей-диорама «Прорыв блокады Ленинграда».
Уникальность музея заключается в том, что на сегодняшний день это единственная диорама в России, которая выполнена ленинградскими художниками – ветеранами Великой Отечественной войны.
Сейчас в музее сосредоточено семь боевых машин, шесть из которых подняты со дна Невы в районе легендарного «Невского пятачка». Эти уникальные образцы военной техники – танки, которые принимали участие в боях за Ленинград, являются немыми свидетелями боёв и схваток, происходивших за осаждённый город.
Место: г. Кировск Ленинградской области, ул. Пионерская, 1Время: ежедневно с 11:00 до 18:00. Выходной день — понедельникВход: 60 рублей
Разгром и забвение
Казалось бы, невозможно было сделать больше для сохранения памяти о блокадных годах. Политкорректность тоже полностью выдержали: в музее стояла скульптура Сталина, бюсты членов Политбюро, портреты членов Военного Совета Ленинградского фронта и ведущих работников партийных и советских организаций города. Экспозицию утвердили многочисленные проверяющие из горкома партии.
Но всё это не уберегло музей от разгрома и уничтожения. «Ленинградское дело» и обвинение партийного руководства города в нарушениях и злоупотреблениях коснулось и сферы культуры. В 1949 г. в Ленинград прибыл Секретарь ЦК ВКП (б) Георгий Маленков, чтобы выступить на пленуме Ленинградского обкома и горкома партии. Это положило начало преследованию местной администрации, а пока Маленков находился в городе, он успел высказаться и о музее. Якобы, увидев каталог экспозиции, он пришёл в ярость и заявил, что сотрудники создают миф об особой судьбе Ленинграда, принижая при этом роль Сталина. В залах спешно снимали портреты партийных руководителей, оказавшихся в немилости, экскурсионные группы начали быстро проходить зал «Голодной зимы», не акцентировали внимания на количестве жертв… Не помогло.
Георгий Маленков. (wikipedia.org)
«30 августа 1949 г., в самый разгар «Ленинградского дела», для расправы с музеем из Москвы прибыл <…> некто Дубинин. «Жена посетила ваш музей, — сказал Дубинин, — и была возмущена крайне! В одном из залов портрет Попкова (во время войны — председатель Ленгорисполкома — прим. ред.) был немного больше портрета товарища Сталина».
Дубинин молниеносно закрывает музей. Посетителей выдворяют, даже не дав нам закончить экскурсии. Гаснет свет в залах. На дверях появляется табличка «Закрыт по техническим причинам». Дубинин собрал нас и сказал: «Откуда вы набрали такие ужасы? Были, конечно, подобные единичные случаи, но они не типичны. Были временные трудности. Их переживал весь советский народ. Изоляции Ленинграда не было. Страна была с вами. Товарищ Сталин был с вами. Будем строить новый Музей! Без блокады», — так вспоминала Нина Нонина, старший экскурсовод Музея обороны Ленинграда.
31 августа 1951 г. помещения музея передали Министерству Военно-морского флота. Экспонаты никто не собирался сохранять — фотографии и письма жгли, бюсты разбивали, картины сдирали со стен баграми.
Заново на прежнем месте, но куда в меньшем объёме, музей был открыт только в 1989 г.
Экспозиции
Постоянная экспозиция музея, действовавшая до закрытия на реконструкцию в 2018 году, была открыта в 1995 году, и, в соответствии с названием музея, она отражала два тематических аспекта — обороны города (военный) и его блокады. Экспозиция располагалась на втором этаже музея и занимала 650 м². При этом экспозиционные стенды и ансамбли, посвящённые жизни города в блокаде, размещались в центре зала (по правую руку от посетителя при движении по маршруту осмотра), а посвящённые фронту — вдоль его внешнего периметра, что, по замыслу составителей экспозиции, символизирует нахождение Ленинграда в кольце войны.
Отделы экспозиции фронтовой тематики посвящены различным этапам битвы за Ленинград (Лужский оборонительный рубеж, Тихвинская операция, бои за Синявинские высоты, операция «Искра», операция «Январский гром»), а также Дороге Жизни; кроме непосредственно истории боёв за Ленинград, в экспозиции показывались символика, образцы униформы и вооружения армий обеих воевавших сторон — советской с одной стороны, и немецкой и финской с другой. Также демонстрировались произведения искусства сюжетами военной тематики — особенно примечательным экспонатом здесь стала картина Глеба Савинова «Форсирование Невы в районе деревни Марьино».
В мае 2018 года постоянная экспозиция закрылась на капитальную реконструкцию, которая продлилась до сентября 2019 года.
Помимо основной, музей также имел обособленную экспозицию, распологовашийся в деревне Коккорево Всеволожского района Ленинградской области, на берегу Ладожского озера. Изначально это был народный музей Дороги Жизни, основанный в 1969 году, и присоединённый к музею обороны и блокады Ленинграда в 1993 году. Экспозиция находилась в одноэтажном деревянном здании бывшей школы постройки начала XX века, в котором в годы блокады находился командный пункт ледовой дороги и узел связи. Экспозиция демонстрировала подлинные предметы, документы и фотографии, связанные с Дорогой Жизни, а центральное место в ней занимает диорама площадью 24 м², на которой изображена Дорога Жизни в первую блокадную зиму. В настоящее время музей является частью музейного объединения Ленинградской области.
Фонды музея обороны и блокады Ленинграда насчитывают 51 тысячу единиц хранения и 17 тысяч томов научной библиотеки. При этом, по причине нехватки экспозиционной площади, музей имеет возможность продемонстрировать посетителям только 3,7 % от них.
Музей Хлеба
В музее можно не только ознакомиться с историей хлебопечения, которая демонстрирует жизнь, быт и культуру наших предков, но и побывать в зале, где экспонируются предметы, связанные с блокадой Ленинграда. Со временем для тех, кто пережил блокаду, хлеб превратился в некий символ, образ, воскрешающий перед глазами те дни, когда грубо испечённый, наполовину из целлюлозы и недозревшей пшеницы, кусочек хлеба, ценился на все золота.
В музее можно ознакомиться с продовольственными карточками, которые вводились в условиях дефицита продуктов питания, узнать нормы потребления хлеба, сколько грамм приходилось на рабочих, пенсионеров, детей, какие указы, касающиеся питания, выходили в те дни и как, несмотря на все лишения, ленинградцы смогли не только выстоять, но и отстоять свой город.
Место: Лиговский проспект, 73Время: ежедневно со вторника по субботу с 10:00 до 17:00Вход: 100 рублей
Современность и перспективы
Должность директора музея в настоящий момент занимает , которая в октябре 2017 года сменила на этом посту . Музей осуществляет научную деятельность в военно-исторической сфере. Также он проводит временные выставки — как по непосредственно основной тематике музея, так и по смежным темам.
В 2009—2010 годах в музее действовала выставка «Долгая дорога к миру», посвящённая Советско-финской войне, и приуроченная к её 70-летию, в 2010 году — выставка «Спасённые реликвии», посвящённая работникам музеев Ленинграда в годы блокады, в 2012 году — выставка «Единственная Ордена Красного Знамени, Краснознамённая…», посвящённая 80-летию МПВО Ленинграда, в 2014 году — выставка «Нева-2», в честь 70-летия полного снятия блокады, названная по одноимённой наступательной операции (более известной как «Январский гром»), а в 2015 году — выставка «Салют Победы», в честь 70-летия победы в Великой Отечественной войне.
Иногда музей проводит и выездные выставки. К примеру, в 2015 году в Сургуте была проведена выставка «Боевой карандаш», получившая название в честь одноимённой ассоциации ленинградских художников, и посвящённая агитационному плакату времён войны. Также музей периодически принимает в своих стенах выставки, проводимые другими организациями, в том числе и зарубежными. К примеру, в 2018 году, в рамках культурной программы «Дни Республики Сербской в Санкт-Петербурге», в нём была проведена выставка «Концентрационный лагерь Ясеновац. Самый большой усташский лагерь смерти».
Новый музей
Внешние изображения |
---|
В 2014 году было объявлено о планах строительства нового здания музея обороны и блокады Ленинграда. В качестве места для него был выбран мыс у излучины Невы поблизости от Смольного монастыря, где ранее планировали расположить въезд в Орловский тоннель. В архитектурном конкурсе приняли участие девять российских и иностранных бюро. В финал прошли «Архитектурная мастерская Мамошина», «Студия 44», «Земцов, Кондиайн и партнёры» и финское архитектурное бюро «Лахдельма & Махламяки». Победителем был выбран проект, который разработал возглавляющий «Студию 44» архитектор Никита Явейн.
Новый музей будет занимать площадь 25 тысяч м², и его архитектурная композиция будет состоять из нескольких блоков, расположенных на круглой площадке, главными из которых будут четыре вертикальных «короба» высотой до 25 метров под названиями «Голод», «Холод», «Огонь» и «Скорбь». Проект предварительно оценивается в 2 миллиарда рублей. Открыть новый музей планируется в 2019 году. При этом в старом здании в Соляном переулке будет находиться новая экспозиция, упор в тематике которой сделан на историю самого музея. В феврале 2018 года губернатор Санкт-Петербурга Георгий Полтавченко заявил о том, что строительство нового здания начнётся летом 2018 и будет завершено в сентябре 2019 года. 8 сентября 2018 — в День памяти жертв блокады Ленинграда — на месте будущего музея в присутствии губернатора был установлен закладной камень.
Проект нового музея вызвал и критику со стороны ряда общественных деятелей Санкт-Петербурга. Основные претензии их сводятся и к архитектурному решению, к неудобному, с точки зрения доступности, расположению будущего музея, а также к процедуре проведения конкурса, где решающий голос принадлежал губернатору. В частности, петербургский историк и краевед Лев Лурье считает неправильной идеей разделение музея на несколько подтем, помещённых в отдельные блоки, поскольку тему блокады следует рассматривать в целостности.